О «милицейской» проблеме не высказался только ленивый. Политики, общественники, журналисты, интеллигенция, обыватели – у всех для «ментов» припасена «пара ласковых». Оно и понятно, ведь система МВД гниёт и разлагается уже лет двадцать, а инцидент во Врадиевке лишь подогрел давно копившееся недовольство. Пользуясь околонулевым доверием граждан, милиция стала лёгкой мишенью для критики. К сожалению, лидерами мнений у нас являются самые громкие и эпатажные, а не самые уравновешенные и вдумчивые. Поэтому публичная дискуссия о проблемах МВД моментально превратилась в балаган (если не сказать хуже). Одни предлагают немедля разогнать МВД, другие – создавать отряды самообороны от «мусоров», третьи – штурмовать каждое РОВД в поле зрения. А публика, разгоряченная репортажами о преступлениях «ментов», внемлет… Похоже, ещё одной фундаментальной проблеме суждено быть заболтанной и похороненной под предвыборными лозунгами.

Между тем, ситуация с кризисом МВД куда более серьёзная, чем может показаться. Начнём с того, что органы правопорядка (включая неотделимые от них судебные) – один из главных социальных институтов. Его функция – обеспечивать управляемость государства и общественное спокойствие. Подобные функции выполняют и многие другие институции, но правоохранительные органы имеют право на использование силы, то бишь, оружия. Сотрудники МВД – особая категория государственных служащих, вооруженных и обученных это оружие применять, а также проводить сопутствующую работу (розыск, слежка и т.п.). Как тут не вспомнить знаменитый афоризм о том, что солдат отличается от убийцы лишь тем, что служит обществу? То же самое касается и милиции.

Как только МВД выходит из-под контроля государства и начинает преследовать какие-то свои цели, в обществе обнаруживается многотысячная организованная преступная группировка, способная «закошмарить» целую страну. Нечто подобное мы увидели во Врадиевке, где местные органы правопорядка деградировали до совершенно невменяемого состояния и стали работать не на граждан, а против них. Насколько далеко зашла «мутация» системы МВД, судить трудно, но очевидно, что процесс идёт.

Последствия этого куда страшнее, чем отдельные эпизоды преступности и коррупции. Во время войны мародёрство пресекается не столько по этическим, сколько по управленческим соображениям. Армия насильников и грабителей может легко выскользнуть из-под контроля генералов. Аналогичным образом украинское государство теряет контроль над вверенной территорией из-за кризиса МВД. Во-первых, коррупция весьма плохо сочетается с профессионализмом: должности и звания покупаются, а специалиста всегда могут заменить на лояльного болванчика, удобного для теневых схем. Во-вторых, милицейская коррупция – это всегда симбиоз с криминальным миром. Власть предержащие могут заявлять сколь угодно жесткую политику в отношении преступности, но если милиция коррумпирована, борьба с криминалом будет всегда «договорным матчем». В-третьих, коррупция смещает ценностные приоритеты тех, кто составляет систему МВД. Те, кто желает добросовестно выполнять долг, в МВД долго не задерживаются, а у остальных формируется антисоциальная модель поведения. В конечном итоге, государство попросту лишается рычага силового влияния на общество: поставленные задачи «менты» либо не хотят выполнять, либо не могут.

Но коррупция – штука чрезвычайно заразная и в рамках одного института локализуется редко. Как правило, в каждом конкретном случае мы имеем дело с симбиозом коррумпированных правоохранителей, чиновников и т.д. Например, чтобы «отмазать» очередного «мажора», богатому папке приходится задействовать коррупционные рычаги в милиции, ГАИ, медучреждениях и так далее. В этом месте принято говорить о сговоре «преступного режима» с «мусорами» и коррупционерами всех мастей. Но, во-первых, система мздоимства и теневых схем зародилась ещё на заре независимости. А во-вторых, в неё входят… буквально все.

Когда «отмазывают» так называемого «мажора», мы возмущаемся до глубины души. Когда «менты»-изверги насилуют женщины и пытают людей, мы ужасаемся и негодуем. Когда местные князьки, сговорившись с милицейским начальством, превращают города и области в свои феоды, у нас сжимаются кулаки. Правда, добрая половина (если не 99%) украинцев так же негодует, когда не получается «договориться» с упрямым инспектором ГАИ, милицейским патрулём, врачом, военкомом, преподавателем… Поэтому-то деградация МВД – гораздо большая проблема, чем несколько продажных «ментов», которых добропорядочные граждане должны люстрировать. Когда гниёт целый социальный институт (не важно, с головы или с хвоста), миазмы проникают повсюду.

Кризис МВД, в свою очередь, тоже результат системных процессов в стране. Когда вчерашние компартийцы стали вождями молодого независимого государства, ими был взят курс на построение банановой республики. Энергия распада, высвободившаяся в ходе уничтожения высокоразвитых производств и «распила» всего остального, позволила финансовым элитам накопить изрядные капиталы. Естественно, что всё это происходила далеко за рамками правового поля. Поэтому система МВД независимой Украины унаследовала не только всё худшее от советской милиции, но и получила «родовую травму». С одной стороны, государство обрекло её на бедность (фактически жизнь «на подножном корму») и практически заставило участвовать в разной степени незаконных действиях новых элит. То ли беспечность, то ли тупость, то ли жадность последних привели к тому, что коррупция распространилась на все сферы общества. Причём в такой степени, что государство становится ощутимо неуправляемым. Ведь вместе с МВД «накрылись» система образования, здравоохранения, армия и прочие «столпы» государства и общества.

В конце концов, и сами милиционеры не с Марса прилетают. Они – плоть от плоти украинского общества. Представления о «решаемости» большинства проблем «мусора» впитали ещё будучи школьниками или в лихие 90-е. «Купленный» диплом милицейского вуза ничем не отличается от купленного диплома врача или программиста, с той лишь разницей, что «менту» дадут табельное оружие, хирургу – скальпель, а программисту – компьютер. Так что просто «разогнать» МВД не получится, ведь новые, некоррумпированные кадры придётся набирать всё из того же социума, а работать им придётся в условиях всё того же сверхспроса на коррупцию.

О противостоянии граждан коррумпированным «мусорам» тоже говорить не приходится. Уже хотя бы потому, что в конфликте граждан и сотрудников МВД выиграют непременно последние, поскольку только они имеют спецподготовку. Если бы «штурм» РОВД во Врадиевке дошёл до логического конца (то есть прорыва толпы в здание), дело кончилось бы трупами, причём со стороны штурмующих. Те, кто подбивает украинцев «партизанить» и вступать в противостояние с милицией, должны понимать, как легко спровоцировать бойню. Тем более, если речь идёт о милиции, которая не брезгует пытками, избиениями и прочими нечистыми приёмчиками.

Кроме того, не стоит забывать и о третьей стороне конфликта, а именно о криминальном мире, одинаково враждебном и милиции (даже разложившейся), и гражданам. Как бы то ни было, милиция так или иначе контролирует криминалитет или, по крайней мере, держит его в узде (пусть и в своих целях). Какова эффективность работы МВД – вопрос дискуссионный, но вряд ли исчезновение милиции приведёт к снижению уровня преступности. Сколь бы ни неприятными были наши «менты», сажают в тюрьму не только невинных граждан.

Всё это может показаться оправданием милицейского беспредела: мол, милиция – заложник обстоятельств и реформировать её трудно. Но объяснить – не значит оправдать. Не стоит строить иллюзий и идти на поводу у популистов и провокаторов, предлагающих быстрые решения.

Какие бы красочные картины они ни выводили, решить проблему МВД «снизу» невозможно, как невозможно и скорое её решение. Сложность состоит в том, как скоро политическая элита начнёт наводить порядок в системе МВД, и как далеко к тому моменту зайдёт её разложение.

Ведь пока парламент функционирует в режиме шапито, а политические группировки выверяют каждый шаг «под выборы», страна становится неуправляемой. МВД перестаёт защищать, суды – судить, минобразования – учить, а минздрав – лечить. И вполне вероятно, что из этой зоны турбулентности Украина может и не выйти.