Украина является суверенным и независимым,
демократическим, социальным, правовым государством.
Ст. 1 Конституции Украины
Права и свободы — странный предмет:
В Конституции есть,
А на практике нет.
Интернет-перепев песенки Винни-Пуха
Наверное, замечательно жить в государстве, которое проявляет заботу о своих гражданах, признавая человека высочайшей социальной ценностью, и всячески способствует достойной и безопасной жизни индивида.
Перечитывая нашу Конституцию, ловишь себя на мысли, что написана она хорошо и толково, и жить бы по ней да не горевать. Но когда ежедневно сталкиваешься с ее "правоприменением", остатки волос на голове становятся дыбом.
В поисках наполнения бюджета чиновники вытворяют такие вещи, что даже наши суды, скажем прямо, не очень лояльные к гражданину (в том случае, если он оппонирует государству), принимают сторону этого гражданина и заставляют вспомнить, что действительно Украина еще местами и социальное, и даже немного правовое государство.
Постоянно сталкиваясь с проблемами выплат детям войны и выплат матерям, которые просят суды пересчитать сумму помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, и другими спорами с социальным аспектом, недавно я услышал о новом государственном ноу-хау, как сделать жизнь обычного украинца еще более интересной, содержательной и детально ознакомить его (украинца) с работой судебной системы.
Итак, в простой украинской семье праздник — родился ребенок, и родители, зарегистрировав новорожденного в РАГСе, идут в департамент социальной политики и подают пакет документов на получение помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Чиновница департамента принимает заявление и сообщает, что в жилище, где проживает новорожденный, придет проверка, чтобы осмотреть условия проживания малыша и вообще так надо.
Спустя некоторое время проверка приходит. Маму новорожденного подробно расспрашивают о ее других детях, на что она отвечает, что дочурка вон играет, а старший мальчик, поскольку сейчас лето, поехал погостить к своему отцу (ее первому мужу). Работники все записывают, составляют акт о том, что ребенок не проживает (!) с матерью, и уходят. А если, по мнению чиновников, ребенок с матерью не проживает, то и средства матери на ребенка платить не надо.
Все же чиновники насчитали матери деньги к выплате (ну не звери же они, на самом деле), но не как на третьего, а как на второго ребенка.
Эти события разворачивались в 2012 г., к тому времени цена вопроса была следующей: размер выплат при рождении второго ребенка составлял с 1 января 58320 грн, а размер выплат при рождении третьего ребенка был вдвое больше — 116640 грн.
Так сказать, государственная копейка государственную гривню бережет. А здесь такая замечательная возможность сэкономить бюджетные 58320 грн на матери, отважившейся в наше время родить троих детей. Глядишь, и премию выпишут работникам департамента, и благодарность вручат с формулировкой типа "за внедрение в жизнь принципов социального государства".
На все объяснения женщины, что старший мальчик живет вместе с ней, на все справки из школы, где учится ребенок, предоставленные матерью, работники департамента социальной политики отмахивались и говорили, что они установили, что ребенок с матерью не проживает.
Когда доведенная до отчаяния женщина пригрозила судом, ей пообещали, что суд она проиграет.
Обратившись в суд и потратив кучу нервов и времени, женщина все же суд выиграла. В суде установили, что ее старший сын проживает с ней, посещает школу, и обязали департамент социальной политики провести перерасчет и выплатить недополученную помощь при рождении третьего ребенка.
Вот почти и все. Но, как и в каждой истории, которые рождаются в чиновничьих кабинетах нашего государства, тотального хеппи-энда по образцу американских блокбастеров не будет, будет окончание с намеком на хеппи-энд.
Как говорят в юридических кругах: "Апелляция — это когда вы просите один суд проявить неуважение к другому суду". Да, конечно, учреждение, призванное стоять на защите социальных интересов украинских граждан или хотя бы быть инструментом реализации гражданами своих социальных прав, спасая бюджетные 58320 грн и отстаивая свою правоту, прогнозируемо подало апелляцию.
И поскольку дело административное, а среднее время ожидания в Окружном административном суде, по собственному опыту, составляет два-два с половиной года, надежда, что женщина получит свои средства в этом или хотя бы в следующем году — небольшая, но все же есть.
Вся беда в том, чтобы за время ожидания не изменился тренд "правоприменения", поскольку на просторах Украины самое страшное даже не изменение законов, а свободная и иногда очень интересная их трактовка судами.