Киевский медиаменеджер Юлия Гейдюнайте за последние полгода 50 раз воспользовалась услугами украинской железной дороги. «Сейчас я занимаюсь развитием регионального медиапроекта, поэтому приходится регулярно ездить по направлениям Киев — Запорожье и Киев — Донецк. Нередко бываю в Симферополе. Почти живу в поездах, проводники меня узнают», — рассказывает она. В среднем одна поездка обходится ей в 200 грн. Стоимость билета в Запорожье, к примеру, колеблется от 109 грн. (купе в обычном поезде) до 275 грн. (вторым классом в Hyundai). Купе в Донецк или Симферополь стоит чуть больше 200 грн. За полгода Юлия Гейдюнайте потратила на билеты около 10 тыс. грн. «Конечно, это очень ощутимо для семейного бюджета», — вздыхает она. Теперь её затраты вырастут ещё больше.
Министерство инфраструктуры издало приказ, которым повышается стоимость железнодорожных пассажирских перевозок на 10–20%. Предусмотрено два этапа подорожания. Первый этап уже позади — плата за проезд в поездах внутреннего сообщения в купейных вагонах выросла на 10% с 1 июля. В октябре купе подорожает ещё на 10%. Цены на билеты в плацкартные и общие вагоны также вырастут с 1 октября на 10%. Подорожают билеты на ночные скорые поезда — министерство ввело тариф «Ночной экспресс» с коэффициентом стоимости 1,2.
В одни ворота
Выросли цены не только на внутренние перевозки, но и на международное сообщение: в июле — на 5%, в октябре планируется поднять тариф ещё на 5%. Цены на билеты в международных поездах заметно возрастут, хотя они и сейчас кусаются. Например, путешествие в купе из Киева в Москву обходилось до недавнего времени в 1050 грн. По новым расценкам пассажиру придётся доплатить ещё 100 грн. А чтобы добраться в купе из Симферополя в Пермь, придётся выложить 2500 грн. Кстати, скидки для студентов и пенсионеров, как и раньше, не действуют с 1 мая до 1 октября.
В Министерстве инфраструктуры поясняют рост тарифов тем, что очень нужны деньги. Чиновники жалуются на общую убыточность пассажирских перевозок. За январь — июнь 2013 года «Укрзализныця» сработала в минус на 3,5 млрд грн. По словам министра инфраструктуры Владимира Козака, повышение цен позволит на несколько процентов сократить убытки монополиста и за счёт этого улучшить качество обслуживания пассажиров. «На сегодняшний день «Укрзализныце» не хватает денег для нормального обслуживания вагонов, закупки запчастей и улучшения качества предоставляемых услуг», — пожаловался Козак.
По просьбам трудящихся
Билеты в общих и плацкартных вагонах в последний раз дорожали в 2008—2009 годах почти на 5%. Стоимость проезда в купе выросла в 2012 году на 15%. Украинцы согласны мириться с повышением, если бы видели адекватное улучшение сервиса. Однако пока лучшее, что могут предложить чиновники народу, это корейский Hyundai, ставший именем нарицательным из-за систематических поломок.
«В Hyundai, конечно, комфортней. Хотя, например, такая услуга, как Wi-Fi — миф, даже в Hyundai его нет. То есть теоретически он есть, но на практике я всегда использую мобильный модем, так как интернет «Укразализныци» всегда «лежит», — говорит Юлия Гейдюнайте. Зато цены на «комфортный» Hyundai гораздо выше, чем на обычные поезда, проезд в первом классе сопоставим со стоимостью перелёта европейским лоукостером. «Сколько раз я ездила, в Hyundai всегда есть пустые места. Хотя если бы билеты стоили дешевле, от желающих отбоя бы не было», — уверена Гейдюнайте.
Туда и обратно. За полгода медиаменеджер Юлия Гейдюнайте потратила на билеты 10 тыс. грн.
Что касается условий в среднестатистическом вагоне обычного поезда, то список претензий к ним у пассажиров бесконечен: засаленные окна, катастрофическое состояние сантехники, общая неопрятность, постельное бельё, давно потерявшее товарный вид. Вопросы вызывает и сам принцип формирования цен на железнодорожные билеты. Непонятно, например, почему стоимость билетов на верхние и нижние полки, на места возле туалетов и в середине вагона одинаковая. Далеко не в идеальном состоянии вокзалы и станции, которыми ведает тот же монополист. Даже на центральном железнодорожном вокзале Киева нет ни съезда для сумок на лестницах, ни движущихся лент.
На колёсах
Альтернатива железной дороге — автоперевозки. Их сеть сейчас широко развита, а расписание подстроено под деловой ритм. Например, один из самых дальних маршрутов «Автолюкса» из Киева в Луцк — ночной, и в пункте назначения пассажир оказывается утром, в начале рабочего дня. Безусловно, маршрутки менее удобны, там нет возможности прилечь, отсутствует туалет, но украинцам деваться некуда. «Если разница в цене составит 20%, то я буду ездить автотранспортом», — говорит Юлия Гейдюнайте.
Однако и автоперевозки могут оказаться лишь временным решением. Как отмечает руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, зачастую повышение тарифов приводит к увеличению стоимости услуг в смежных отраслях. То есть в ближайшее время междугородние автоперевозчики тоже могут поднять цены.