Действующие тарифы на тепловую энергию практически по всем областям были утверждены в течение января—марта 2011 г. и являются социально обусловленными, но экономически не обоснованными. По данным Минрегионстроя, по состоянию на 1 августа текущего года тарифы на тепло для населения в большинстве регионов покрывают только 60–75% от их фактической себестоимости.
В свою очередь, теплоснабжающие предприятия переносят эти убытки на расчеты с поставщиками энергоносителей, что, по мнению Минэнергоугольпрома, "ставит под угрозу обеспечение энергетической безопасности Украины".
Возмещение разницы в тарифах предприятиям теплоэнергетики создает огромную дыру в бюджете, которую латать особенно нечем. Выход один: поднимать тарифы на тепло до уровня экономически обоснованных, как это, кстати, и предусмотрено обновленной Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г. Этого же требует и Международный валютный фонд. Но подобный вариант для действующего правительства неприемлем, поскольку приведет к значительному повышению коммунальных платежей, что вызовет общественное недовольство. И это накануне президентской избирательной кампании! Такое решение не перекроется никакими социальными инициативами, какими бы результативными они ни были.
Находясь в такой безвыходной ситуации, Минэнерго решается на большой, до сих пор не проводившийся в Украине эксперимент, очень напоминающий хороший фокус.
"Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется "наживка". Фокусник показывает вам самый обычный предмет… возможно, даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это, скорее всего, не так…"
Из к/ф Кристофера Нолана "Престиж", 2006 г.
"Наживка"
20 августа 2013 г. на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины был размещен проект закона "О проведении эксперимента в сфере теплоснабжения на базе дочерней компании "Газ Украины".
В объяснительной записке к законопроекту указано, что ДК "Газ Украины" детально изучила вопрос обеспечения тепловой энергией потребителей и считает, что предприятия теплоэнергетики должны предоставлять свои услуги по экономически обоснованным тарифам. Но разницу между установленным и экономически обоснованным тарифом переложат не на потребителей, а на ДК "Газ Украины". По убеждению членов правительства, это "единственно правильный путь решения проблемы убыточности предприятий теплоэнергетики и обеспечения 100% расчетов за энергоносители".
Как же это возможно? Каким образом ДК "Газ Украины" сможет аккумулировать у себя долги и за счет чего будет их перекрывать? В действительности все просто: ничего ниоткуда не берется (это о деньгах) и никуда не исчезает (это о долгах), только изменяется система оборота средств, которые потребители платят за поставки тепла. Для того чтобы понять этот фокус, попробуем углубиться в суть эксперимента.
"…Второе действие называется "превращение". Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите ее знать. Вы хотите быть обманутым…"
Из к/ф К.Нолана "Престиж", 2006 г.
"Превращение"
Данным законопроектом предлагается создать мегаструктуру — единственного поставщика тепловой энергии, который поставляет природный газ предприятиям теплоэнергетики и обеспечивает тепловой энергией, произведенной из природного газа, все категории потребителей. Этим субъектом хозяйствования станет ДК "Газ Украины". Таким образом, "Газ Украины" из поставщика природного и сжиженного газа превращается в поставщика тепла.
Собственно, сам термин "теплоснабжение" для потребностей этого законопроекта изменяется: теперь это означает хозяйственную деятельность единственного поставщика тепловой энергии.
Следовательно, вместо простого распределения газа среди всех предприятий теплоэнергетики "Газ Украины" теперь должен осуществлять ряд последовательных операций:
1. Заключать договора со всеми участниками эксперимента, а это все предприятия теплоэнергетики, использующие для производства тепловой энергии природный газ. В этих договорах определяется объем необходимого каждому из участников газа.
2. Получать от НАК "Нафтогаз Украины" определенный на основе договоров с участниками эксперимента объем газа. Интересная деталь: разработчики законопроекта предусмотрели, что "Нафтогаз" обязан обеспечить ДК "Газ Украины" заявленными объемами топлива, учли вариант, при котором необходимого объема голубого топлива у "Нафтогаза" может не оказаться, а поэтому разрешили в таких случаях покупать газ у других собственников.
3. Поставлять полученный газ исключительно для теплогенерирующих организаций по "экономически обоснованным" ценам, которые устанавливает национальная комиссия — регулятор в сфере энергетики (НКРЭ).
4. Покупать у теплогенерирующих предприятий весь объем произведенной тепловой энергии, которую передает теплоснабжающим предприятиям на основании типового договора, утвержденного национальной комиссией — регулятором в сфере коммунальных услуг. Стоимость переданной тепловой энергии в расчете на 1 Гкал соответствует уровню тарифа, установленного НКРЭ.
5. Порядок расчетов между всеми участниками эксперимента должен разработать Кабинет министров Украины.
Возникает логичный вопрос: почему теплогенерирующие предприятия не могут передавать произведенное тепло далее по цепочке потребителю самостоятельно, а должны прибегать к посредничеству "Газа Украины"? И как "Газ Украины" превращает более высокую стоимость тепловой энергии в такую, которая соответствует установленным "социально обусловленным" тарифам? Вот в этом и заключается весь фокус.
"…Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не все, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная часть, которую мы называем "престиж".
Из к/ф К.Нолана "Престиж", 2006 г.
"Престиж"
Дело в том, что согласно предложенному законопроекту обычные потребители тепла, как юридические, так и физические лица, должны платить за услуги не теплоснабжающим организациям, а непосредственно единственному поставщику тепловой энергии — ДК "Газ Украины". Для этого единственный поставщик тепловой энергии открывает в учреждениях уполномоченного банка текущие счета, которые доводит до сведения всех участников этого эксперимента путем опубликования в официальном печатном издании Кабмина. Теплоснабжающие организации должны в течение десяти рабочих дней проинформировать об этих счетах всех исполнителей и потребителей. При этом оплата потребителем услуг на специализированные текущие счета является обязательным условием поставки тепла. Если же потребитель, не дай Бог, заплатит на другие счета, то получатели этих средств должны вернуть их потребителю в трехдневный срок с момента их получения. Невозврат таких средств признается правонарушением и предусматривает санкцию — изъятие уплаченной суммы в государственный бюджет Украины. При этом возврат аналогичной суммы средств потребителю обязателен.
Но и это не все: открытые текущие счета в учреждениях уполномоченного банка будут иметь специальный режим использования. Во-первых, уполномоченный банк получит право на договорное списание (перечисление) средств с этих счетов по всей цепочке генерации и поставки тепла согласно алгоритму распределения средств, определенному владельцем счетов. Во-вторых, средства с этих счетов не могут взиматься по обязательствам предприятий теплоэнергетики — участников эксперимента. Операции по счетам даже не подлежат приостановлению.
Следовательно, в теории разработчиков закона схема выглядит следующим образом: потребитель платит средства за полученное тепло непосредственно ДК "Газ Украины" на специальные счета, откуда они, без задержек и изъятий, перечисляются теплоснабжающим, теплотранспортирующим и теплогенерирующим организациям.
Учитывая разницу между реальной стоимостью тепловой энергии и установленными тарифами, согласно которым и осуществляют оплату потребители, "Газ Украины" получает небольшие остатки средств (в лучшем случае) или же не получает ничего. То есть, как и предполагалось, все убытки отрасли ложатся на единственную определенную структуру.
"Фокус — номер, демонстрирующий непонятные с точки зрения зрителя эффекты, "чудеса".
Определение из Википедии
Непонятные эффекты
Возникает вопрос: откуда "Газ Украины" возьмет средства на приобретение очередной "порции" газа? Законопроект предусматривает, что разницу в тарифах единственному поставщику тепловой энергии должны возместить из государственного бюджета. Но в чем же тогда фокус? Ведь проблема бюджетной дыры, которую нечем латать, остается нерешенной. Хотя законопроектом предусмотрено, что НАК "Нафтогаз Украины" обязана обеспечить свою дочернюю компанию "Газ Украины" необходимыми объемами природного газа. Следовательно, бюджетная дыра перемещается в бюджет "Нафтогаза", который и так находится в чрезвычайно сложном финансовом положении. Но таким образом нагрузки с госбюджета сняты, а дальнейшая судьба "Нафтогаза" — это тема отдельного исследования.
Взглянем на проблему с другой стороны. В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью его принятия является обеспечение безубыточности предприятий теплоэнергетики, полноты расчетов за энергоносители, стимулирование поступления инвестиций на модернизацию основных фондов предприятий теплоэнергетики, уменьшение объемов использования природного газа путем уменьшения объемов потребления тепловой энергии за счет модернизации основных средств теплогенерирующих и теплотранспортирующих организаций.
Безубыточность — возможно. Но как этот фоку... простите, эксперимент повлияет на полноту расчетов? А стимулирование поступления инвестиций — это вообще, говоря словами Путина, "дурь несусветная". Попробуйте заинтересовать инвестора вложить деньги в предприятие, которое работает с потребителями через посредников и не получает от них средств за предоставленные услуги, а ждет поступления своей доли от уполномоченного банка, счета которого защищены от каких-либо блокирований или изъятий. Да и для чего, в конце концов, модернизироваться, если все затраты и так национальным регулятором будут заложены в тариф как "экономически обоснованные"? В чем стимул?
Так и хочется подвести черту и сделать вывод о том, что эксперимент заведомо провальный. Но не надо спешить — фокус может заключаться совсем в другом. Все зависит от того, что является "престижем" с точки зрения его разработчиков. Ведь только концентрация всех платежей за тепло на счетах одного банка, да еще и с таким специальным статусом, — уже это становится игрой, которая стоит свеч.
А теперь умножьте это на полный контроль над всеми расчетами в сфере теплоснабжения. Причем банк проводит эти расчеты даже без участия владельца счетов — ДК "Газ Украины" определяет только алгоритм их осуществления. Платежи от потребителей будут поступать хаотически, так как в разных областях установлены разные тарифы. Так, в Полтаве, Запорожье, Чернигове, Симферополе и Киеве за отопление платят по единому тарифу. В Днепропетровске, Донецке, Кировограде, Херсоне и Ровно сезонный тариф. В остальных областных центрах — двухставковый тариф.
Такое многообразие тарифов, помноженное на несистемность поступления платежей от потребителей, создает ситуацию, когда банк сам будет выбирать, какому из предприятий теплоэнергетики перечислять средства в первую очередь. И, конечно, все в рамках заданного алгоритма.
В этом случае мегаструктурой на самом деле становится не единственный поставщик тепловой энергии, а уполномоченный банк, который выбирается "Газом Украины" по согласованию с Кабинетом министров (последний согласовывает и публикует перечень счетов со спецрежимом использования). Банк становится единственным источником поступления средств для всех предприятий теплоэнергетики, использующих газ, от его действий фактически зависит судьба каждого из них.
В связи с этим следует вспомнить обновленную Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г., принятую на заседании Кабмина 24 июля 2013 г., согласно которой все предприятия отрасли теплоснабжения должны быть приватизированы уже до конца следующего года. Получить полный контроль над всеми финансовыми потоками в сфере теплоэнергетики в период тотальной приватизации — вот в чем может заключаться настоящая цель предлагаемых преобразований. А спасение отрасли, финансовое оздоровление предприятий и стимулирование своевременных расчетов — это все для отвода глаз. Ведь фокус — это непонятные эффекты только для зрителя, а его разработчикам он приносит "чудесные" результаты.