«Единственный способ сохранить в тайне, сколько у тебя есть денег, — это хранить их под матрасом», — уверен столичный предприниматель Константин Анисимов. В сохранности банковской тайны отечественными банками он разуверился. Считает, что не за горами тот момент, когда фискальные органы начнут интересоваться количеством денег на счетах физических лиц и взимать с толстосумов дополнительные налоги.
Никаких секретов
По сути, банковской тайной является любая информация о клиенте, которую тот предоставляет банку, либо которая становится известна банку в процессе его обслуживания. Данный вопрос сейчас регулируется ст. 60 закона «О банках и банковской деятельности». Согласно этому документу, банковской тайной является информация о счетах, наличии на них средств, источниках их получения и платежах, совершаемых клиентом. Также банковской тайной считаются условия соглашений, подписываемых между клиентом и банком. Такая информация может быть разглашена с письменного согласия клиента либо по решению суда. Но не только. «Также она может быть разглашена в отношении конкретного лица в ответ на письменный запрос органов прокуратуры, налоговой, исполнительной службы и центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем», — рассказывает «Комментариям»юрисконсульт юридического управления банка «Национальный кредит» Антон Сульженко.
Однако каждое такое обращение должно быть обосновано. Например, запрос на раскрытие банковской тайны органом, противодействующим легализации незаконных доходов, может быть отправлен только в случае, если операции, осуществляемые клиентом, стали объектом финансового мониторинга. «Зачастую такое возможно при осуществлении крупных финансовых операций, связанных с переводом средств за границу или наоборот, внесением на счет крупных сумм наличных свыше 150 тыс. гривен», - уточняет Антон Сульженко. Иными словами, операции ниже лимита в 150 тыс. гривен вряд ли вызовут подозрения у банка как объекта первичного мониторинга и у госслужбы финмониторинга. При этом следует знать, что финансовые учреждения обязаны обращать внимание и на операции, имеющие признаки дробления, то есть когда клиент проводит за короткий промежуток времени несколько операций, общая сумма которых превышает установленные рамки. «Закон требует, чтобы каждый запрос был не только предоставлен в письменной форме на бланке госоргана установленной формы и подписан руководителем такого органа, но и содержал в себе основания для предоставления информации, содержащей банковскую тайну», — объясняет «Комментариям» ведущий юрисконсульт отдела судебной защиты интересов «Банка Кипра» Роман Кузовлев.
Спасения нет
Плохая новость в том, что спрятать свой капитал за рубежом в скором будущем тоже не получится. Понятие «банковская тайна» начинает отмирать во всем мире благодаря активным действиям стран большой двадцатки, стремящихся к максимальной прозрачности в сфере уплаты налогов. «Думаю, что после заявления комиссара ЕС по вопросам налогообложения о том, что странам-участницам ЕС будет в скором будущем предложен на утверждение новый документ об автоматическом обмене данными между странами о вкладах, включая их инвестиционный доход, понятие «банковская тайна» исчезнет через несколько лет в нормах права ЕС», — констатирует партнер юридической компании «TIC» Денис Писанный. По его словам, уже практически все страны-члены ЕС обязались раскрыть информацию о банковских вкладах. Еще в начале апреля этого года Великобритания, Италия, Испания, Германия и Франция подписали соглашения об обмене информацией об иностранных сберегательных счетах. «После этого практически все заморские территории, находящиеся под влиянием той или иной страны, начали отказываться от своей банковской тайны. Так, например, британский оффшор — Каймановы острова — согласились раскрыть часть данных о зарегистрированных у них компаниях и хедж-фондах», — рассказывает Денис Писанный. Также всю информацию о вкладчиках готовы предоставить Виргинские острова.
Только Бермуды пока сохраняют выдержку и не соглашаются раскрывать всю информацию о банковских вкладах и их собственниках. Они лишь готовы предоставить данные о размере вклада и фамилию его собственника. А вот премьер-министр Люксембурга в интервью Financial Times заявил, что его страна готова предоставить информацию не только о вкладчиках-физических лицах, но и о вкладах компаний. Из европейцев пока только Австрия и Швейцария согласны делиться информацией о вкладчиках их банков лишь в ограниченном виде. «Однако это не значит, что Швейцария не предоставляет информацию. Согласно швейцарскому Закону об административной помощи по налоговым вопросам, в основу которого положен стандарт, принятый OECD, Швейцария предоставляет информацию, связанную с уплатой налогов, если со страной, власти которой запрашивают такую информацию, подписано соглашение об избегании двойного налогообложения», — констатирует руководитель департамента, адвокат АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов. При этом между Украиной и Швейцарским Федеральным Советом такое соглашение подписано еще в 2000 году — в Украине оно вступило в силу 26.02.2002 г.
Выходит, что практически все традиционные юрисдикции, которые пользуются популярностью среди клиентов, включая Австрию, Люксембург, Латвию и Швейцарию, подписали соглашения об обмене информацией, в том числе раскрытии данных о банковских вкладах. Поэтому выбор у подпольных миллионеров довольно скудный. Сохранить размер своего состояния в секрете становится все сложнее. «Наиболее действенный законный способ сохранения конфиденциальности в личных финансах — хранить деньги дома или в банковской ячейке», — резюмирует управляющий партнер консалтинговой компании International Business Consulting Андрей Загоруйко.