Статьи
Как и предсказывали осведомленные циники, чистой политики в Украине становится все меньше. С уходом с арены основных любителей занятия не рутинными государственными делами, а именно продвижением собственного «Я», процессы стали вялыми, а жизнь — предсказуемой.
Рейтинг Тимошенко стремительно падает, и, скорее всего, никакие внутрипартийные чистки уже не выведут БЮТ на те цифры народной любви, которыми «саламандры» могли похвастаться еще недавно. Истощенная же проющенковская сила — «Наша Украина», — судя по последним опросам, вообще сползла на обочину политической жизни и нынешние депутатские мандаты для большинства членов НУ, скорее всего, последние в жизни. И этот трагический процесс, скажем прямо, не является следствием «узурпации власти», о которой шепчет умирающая оппозиция. Во всяком случае, «приватизация всех ветвей», которая действительно имеет место, не сыграла решающей роли в том, что вчерашние «селебритис» украинской политики сегодня оказались в полном… маргинесе. Это закономерное следствие увлечения чистой политикой. Такие игры могут позволить себе люди в экономически благополучных государствах, но никак не у нас.
Такая же бомба сегодня заложена и под правящую Партию регионов. Вероятно, некоторые там понимают, что своей победой на выборах и возможностью подчинить себе все и вся «Регионы» обязаны не собственным достоинствам, а обделавшимся «героям революции», которые так и не удосужились понять, что сцена Майдана — это одно, а реальная жизнь — совсем другое. И если правящая сегодня элита окажется неспособной изменить ситуацию в стране к лучшему, ее ожидает судьба «апельсиновых вождей». Правда, для этого необходимо, чтобы нынешнему «региональному» режиму появилась хоть какая-то альтернатива. Не в смысле сдавшегося за должность Тигипко или превратившегося в «говорящую голову» Яценюка, а реальная, настоящая альтернатива. Прошедшие выборы обозначили заинтересованность населения в появлении хоть кого-то или чего-то, что не является продуктом современного политического хлама.
На уровне инстинкта нынешняя власть это понимает. Как и то, что возможностей улучшить жизнь пусть не сегодня, как обещано, но хоть в обозримом будущем, у нее нет. И поэтому сама цель власти становится другой. Если улучшение жизни в силу невозможности отходит на второй план, то первичным становится что? Правильно — защита собственных завоеваний. То есть власти. Отслеживание и отстреливание (или перекупка) возможных альтернатив. И это становится основным смыслом. Круг замкнулся. Мы вновь пришли к чистой политике.
Карт-бланш, полученный, судя по последним опросам, Виктором Януковичем от населения, дело зыбкое, временное. Можно делать урановые реверансы американцам в обмен на благосклонность МВФ, но это не бесконечно. Можно идти на уступки россиянам в надежде сбить пару долларов с газовой цены, но и эти аргументы когда-нибудь закончатся. При этом ведь что-то должно двигаться внутри страны, правда? Какие-то рычаги по выводу Украины из экономического тупика должны же уже быть задействованы? Вместо этого пока, во всяком случае, мы имеем ежедневный «плач Ярославны» о том, как все разграбили и довели до ручки, в исполнении Николая Яновича Азарова, который еще пару месяцев назад уверял всех, что знает, «как и что делать». Имеем заверения правительства в том, что ни один гражданин не пострадает в ходе удовлетворения требований МВФ: надо полагать, что имеются в виду цены на газ для населения, проблемы пенсионного возраста и прочий мотлох пожеланий благосклонных к Украине деятелей «международных финансовых институтов». Имеем привычные подозрения в том, что если власть обещает, что никто не пострадает, то пострадавших в реальности будет множество. И не имеем даже малейшего намека на то, что «авгиевы конюшни» отечественной экономики начали очищаться.
Впрочем, премьер-министр до мозга костей «регионал», и этим все сказано. И понимая, что с образом «крепкого хозяйственника» и даже «реформатора» долго в народной любви купаться не удастся, тянется к занятиям более легким и изящным. К политике. Чистой как слеза. Где слово и дело являются категориями друг от друга отстраненными. Николая Яновича ныне прочат на должность партайгеноссе — он является наиболее вероятным претендентом занять место лидера Партии регионов взамен Виктора Януковича, который, согласно Конституции, не имеет права возглавлять партийную структуру. Все-таки интересно у нас написаны законы. Согласно изменениям, заложенным в 2004 году в Основной Закон, премьер-министр является фигурой, по значимости и полномочиям ничем не уступающей президенту, а кое в чем и «пожирнее» будет. И он вполне может рулить какой-нибудь партией. Чудеса.
Глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов недавно заявил, что Виктор Янукович вообще-то останется лидером партии, но его официальная должность в партийной структуре будет называться иначе. «Как бы Янукович ни уходил в сторону, он, с моей точки зрения, в ближайшее время останется лидером партии. Закон ему не позволяет возглавлять партию, поэтому логично было бы сделать так, что он остается почетным председателем партии, а всю исполнительную работу стоит переложить на человека, который бы на этот период курировал работу партии». Исполнительную работу, поговаривают, не против переложить на себя именно премьер-министр. Как будто ему больше нечем заниматься. Конфигурация получится впечатляющая: президент — почетный председатель, а премьер — глава (термин «лидер» приватизирован) правящей, заметим, партии. И все довольны. Николай Янович — человек исключительно скромный и роли Виктора Федоровича не затмит, что последнего весьма и весьма устраивает.
В принципе факт малозначительный, если бы не подтверждал лишний раз мысль о том, что нынешняя власть не пойдет по граблям власти ушедшей в деле выстраивания частоколов собственной незыблемости. Ющенковских вариаций с назначениями премьер-министрами людей из конкурентных политических лагерей тут не предвидится. Чтобы не давать соперникам шанса заниматься чистой политикой. Все, начиная от хозчасти и заканчивая процессами в партии, будет в верных руках. Чисто российский вариант. Муха не пролетит, Юля не пробежит. Ей и бегать-то негде. Нет больше в Украине политики. Да и ну ее.
- Информация о материале
Недавно в Кабинете министров первый вице-премьер Андрей Клюев в одном из частных разговоров, когда обсуждалась судьба Фонда госимущества, якобы произнёс: «Мы же не можем отказать Григоришину». Через несколько дней на пост главы Фонда по квоте коммунистов был назначен Александр Рябченко. По такой схеме получили назначения во многие органы власти представители почти всех финансово-промышленных групп. А бизнесмены, приходившие в ночь второго тура выборов в гостиницу «Интерконтиненталь» к Виктору Януковичу с поздравлениями, рассчитывают на экономические дивиденды от поддержки нового президента.
На орбитах
Первым итогом минувших выборов для крупного бизнеса стало предварительное размежевание сфер политического влияния украинских олигархов. Их можно разделить на неприкасаемых, условно неприкасаемых и тех, чьим интересам что-то угрожает.
– Ближе всех к власти и Януковичу сейчас группа «РосУкрЭнерго» Фирташа – Бойко – Лёвочкина, – утверждает политолог Вадим Карасёв. – Реставрацией своего влияния эта группа во многом обязана позиции Дмитрия Медведева и Константина Чуйченко (бывший исполнительный директор «РосУкрЭнерго», нынешний глава Контрольного управления президента РФ. – Фокус). Януковичу надо вытаскивать страну из долговой ямы. Кредиты проели, новые под вопросом, остаётся только дешёвый газ. Любой ценой.
На ближайшей к президенту орбите по-прежнему вращается и группа Рината Ахметова.
– Несмотря на весьма сложные отношения с Януковичем и на то, что Ахметова обделили при распределении постов, ему, конечно же, ничего не угрожает, – говорит источник Фокуса, близкий к Партии регионов. – В принципе, группе отдали на откуп вопросы Евро-2012, и теперь Колесников с Ахметовым будут заинтересованы в том, чтобы провести чемпионат на достойном уровне, а после 2012 года и перевыборов они уже начнут думать, как выстраивать взаимоотношения с уже совершенно другим Кабмином.
К условно неприкосновенным можно отнести Константина Григоришина, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука и Василия Хмельницкого. Они находятся на орбите Виктора Януковича не традиционно, а ситуативно. Например, Григоришин и Хмельницкий закрепились при новой власти благодаря коалиционному сотрудничеству: они в безопасности до того момента, пока коммунисты (входящие в сферу влияния Григоришина) и Блок Литвина (влияние Хмельницкого) будут голосовать так, как потребуется регионалам. Игорь Коломойский о будущем своего бизнеса договорился лично с президентом, а о гарантиях для Виктора Пинчука замолвил слово, по данным Фокуса, его тесть Леонид Кучма.
– Сейчас между ключевыми игроками крупного бизнеса идёт процесс притирки, ведутся определённые переговоры, – рассказал Фокусу народный депутат от Партии регионов Василий Грицак. – Мозговые центры крупнейших финансовых групп получили указание помогать правительству выходить из кризиса.
Остальной бизнес, крупный и не очень, активно поддерживавший Тимошенко на выборах или не участвовавший в борьбе за победу Януковича, пока занесён новой властью в группу недружественных. Чётких договорённостей о безопасности нет, а значит, если дело дойдёт до новых корпоративных войн, эти люди могут пасть первыми. По сведениям источников Фокуса, речь идёт о Константине Жеваго, братьях Суркисах, Андрее Веревском и братьях Губских.
«Пока всё хорошо»
– Чувствуя нависшую угрозу, близкие к БЮТ бизнесмены не сидят на месте и пытаются договориться с регионалами. «У них есть несколько групп, которые постоянно поддерживают контакт и общаются с Партией регионов. Сейчас некоторые бизнесмены из БЮТ рассчитывают на постоянный контакт с Ахметовым – они понимают, что он не очень доволен тем, как Янукович выстраивает свою власть, и видят в миллиардере союзника, – в один голос утверждают сразу несколько источников Фокуса.
Сами регионалы к бютовцам-бизнеменам относятся снисходительно.
– Я уверен, что бизнес из окружения Тимошенко будет действовать прагматично, чтобы сберечь и приумножить свой капитал, – отмечает Василий Грицак. – Эти бютовцы постараются приблизиться к правительству и президенту. Я не верю в то, что Губский, Жеваго и другие, кто был рядом с Тимошенко, могут сегодня открыто финансировать и поддерживать оппозицию.
Уверены в том, что не стоит ожидать новой волны перераспределения собственности, и в БЮТ. «Поскольку крупный капитал влияет и на большую политику, основные бизнес-группы давно договорились между собой и зафиксировали взаимные гарантии, чтобы сохранить статус-кво в случае любого варианта власти, – уверен нардеп Святослав Олийнык. – Все бизнес-элиты стремятся наладить хорошие отношения с властью. Так было и при Кучме, и при Ющенко, так будет и при Януковиче». И добавляет: «Не будет в Украине своего Ходорковского».
В том, что украинскому крупному бизнесу, скорее всего, не грозят серьёзные потрясения, уверен и Константин Григоришин. «У меня пока всё хорошо», – сообщил он Фокусу.
Бизнес-группы риска
Как показал системный конфликт между Юлией Тимошенко и Дмитрием Фирташем, у бизнесмена почти не остаётся шансов на сохранение бизнеса, если против него начинает работать вся вертикаль власти. Именно так год назад Тимошенко, пользуясь внешнеполитическими контактами, влиянием на силовые структуры, таможню, Минпромполитики и «Нафтогаз», едва не уничтожила весь бизнес Фирташа. Поэтому судьба предприятий и их владельцев напрямую зависит от действий Виктора Януковича. Но претендовать на роль Кучмы, когда президент выступает модератором клановых интересов, Янукович сможет только в том случае, если расширит официальные полномочия и не пойдёт на поводу интересов одной бизнес-группы (например, группы Фирташа), настроив против себя другие.
Пока же, по словам источников Фокуса, Януковича подталкивают к тому, чтобы удовлетворить аппетиты сторонников отъёмом чужой собственности. Под раздачу при таком сценарии могут попасть предприятия бизнесменов из упомянутой группы риска. Например, мишенями атаки уже стали братья Суркисы: на прошлой неделе Александр Ярославский призвал Григория Суркиса или продать «Динамо», или покинуть пост главы ФФУ, с аналогичным предложением выступил и президент клуба «Заря» Евгений Геллер (близкий к Ахметову).
Кроме того, непреодолимым препятствием на пути выстраивания сбалансированных отношений между властью и бизнесом может стать бюджетный кризис. Единственным способом закрыть бюджетную дыру остаётся приватизация госсобственности или перепродажа собственности, уже кому-то принадлежащей. Как уже писал Фокус (см. №14), главными претендентами на многие украинские предприятия могут выступить российские компании. При реализации этого сценария пострадают в первую очередь интересы двух игроков – Игоря Коломойского и Константина Григоришина. Если до реприватизации не дойдёт, активы, на которые претендуют «Приват» и «Энергостандарт», например Одесский припортовый завод, могут быть отданы россиянам. Но тогда появляется и серьёзный риск для Януковича: если президент будет бороться с кризисом способами, предполагающими передел собственности, то очень скоро могут начаться новые финансовые вливания в поверженную оппозицию.
5 сфер экономики, которым грозит передел
Нефтегазовая сфера. Усиление группы «РосУкрЭнерго» привело к тому, что из «Нафтогаза» были уволены топ-менеджеры, близкие к группе «Приват». Пока приватовцам удалось добиться контроля над государственной «Укрнафтой» и при помощи «Нафтогаза» взять под контроль украинско-татарское предприятие «Укртатнефть». По данным Фокуса, ущемление позиций «Татнефти» не устраивает Кремль, который может начать давление на Киев.
Энергетика. Часть украинских облэнерго контролируют группы Коломойского, Григоришина и Суркиса. Конфликт между ними был сглажен в начале 2010 года путём обмена спорными пакетами акций. Однако совместно Коломойский с Григоришиным ещё присутствуют в трёх облэнерго, что может спровоцировать противостояние. Кроме того, в 2008 году СКМ Ахметова удалось при поддержке Юлии Тимошенко окончательно взять под контроль Днепроблэнерго, ущемив таким образом интересы «Привата».
Металлургия. Самым громким конфликтом стала борьба за Никопольский завод ферросплавов между Виктором Пинчуком и Игорем Коломойским, в которой победу одержал «Приват».
Машиностроение. Одно из самых горячих предприятий отрасли – Харьковский государственный завод «Турбоатом». Владелец миноритарного пакета акций завода Константин Григоришин постоянно пытается взять предприятия под свой контроль, расставив на руководящие должности подконтрольный ему менеджмент. Но пока безуспешно. По сведениям Фокуса, в контроле над рядом машиностроительных предприятий (в том числе принадлежащих Григоришину) заинтересован «Газпром».
- Информация о материале
«11» стало на Украине несчастливой цифрой для любителей табакокурения и распития слабоалкогольных напитков, особенно адептов публичной демонстрации пристрастия к губительным привычкам и легкому кайфу в так называемых общественных местах. Во-первых, 11 июля 2009 г. вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию регулирования отношений в сфере предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», ощутимо повысившего штрафы за нарушения правил торговли алкоголем и табаком, хранение и транспортировку сих изделий и напитков без акцизных марок и курение в запрещенных местах. Во-вторых, 11 февраля 2010 г. начал действовать запрет на распитие пива в скверах, парках, на улицах, заведениях здравоохранения, культуры, образования, общественном транспорте и местах его остановки, подземных переходах, закрытых спортсооружениях, лифтах, таксофонах, детплощадках, госучреждениях. Позволили лишь одно послабление — пить пенный напиток на спортивных объектах можно исключительно из пластиковой тары.
Приверженцы пива пополняют казну штрафами
Недавно милиция Киева отрапортовала о первых результатах «антипивной» кампании. Сколько же правоохранители записали фамилий нарушителей нового «сухого закона» с момента его внедрения? Вот и здесь не обошлось без магии чисел — стражам порядка на киевских улицах повезло поймать 11 тысяч пивоманов, сознательно игнорировавших попытку законодателя окультурить и укрепить до недавнего времени хилые берега слабоалкогольных рек, в кои с головой ныряет много украинских потребителей. Теперь последних научат через штрафной кнут достичь общественно важного пряника — снижения общей алкоголизации населения, в частности подростков. То есть появился шанс застолбить в обществе высокий уровень культуры взаимоуважения, не допускающий нарушения прав тех, кто не курит и не употребляет алкоголь. А бояться есть что: кроме предупреждения, отступников ждет фискальный взнос в казну размером от 17 до 85 гривен. Если пивоман в течение года, демонстрируя мазохистский талант, снова продефилирует перед нарядом, нахально смакуя солодовый тоник, придется выложить больше — от 51 до 119 гривен. А если и в третий раз «не дошло» — прощайте 136 гривен или здравствуйте два месяца исправительных работ, причем нарушителю уже придется получать решение суда.
Следует помнить: по распитию спиртных напитков, в частности слабоалкогольных, как и по появлению в пьяном виде в общественных местах решение принимает руководитель ОВД, его замы или участковые инспектора, определяющие размер штрафа в приведенной ранее марже, зависимо от тяжести совершенного и отношения виновника к проступку. Нарушителей обычно задерживают, приводя в РОВД или опорный пункт охраны правопорядка. Помогает же выявить «алкогольных рецидивистов» специальная база данных на правонарушителей.
Впрочем, на практике сейчас наблюдается интересная тенденция — пока курильщиков ловят меньше, чем их «пивных» братьев по несчастью. Это несмотря на то, что запрет табакокурения в общественных местах на самом деле начал действовать в сентябре 2005-го – в прошлом году его просто усовершенствовали и усилили. Известно, что почти всегда выпивка сопровождается курением сигарет. Да и увидеть человека с папироской в людном месте (например, в очереди на маршрутку, на пляже, на трибунах стадиона) можно чуть ли не чаще, чем того же потребителя легкого хмеля.
Верится в сей тезис, как минимум, по двум причинам. Во-первых, в течение этого же времени киевская милиция зафиксировала более 2,6 тысячи случаев курения в недозволенном месте. Во-вторых, само общество, как говорится, от верху и донизу еще не приняло правила антиникотиновой войны, не желая настолько быстро и тотально лишиться желания «курнуть». На днях пришлось смотреть трансляцию футбольного матча между киевским «Динамо» и харьковским «Металлистом». Оператор несколько раз охватывал камерой элитную ложу, где владелец одного из клубов практически не выпускал изо рта сигарету. Вообще телевизионщики нередко демонстрируют, как подле того же стадиона или в подземном переходе милиционеры неспешно выпускают никотиновый дым. Посему не удивляйтесь, что доселе сограждане пьют пиво и курят даже близ школ и на площадях столицы. Что говорить о глубинке…
Людей нужно дисциплинировать не только гривной
Внедрение «пивного запрета» в регионах имеет разную практику. В Киеве, например, патрульным не очень доверяют составлять упомянутые протоколы. Нарушителей привозят в участок и там решения принимают инспектора дежурной части или участковые. Но во многих нарядах, особенно автопатрулях, есть офицер, он и пишет протокол. Специалисты указывают на сильный ментальный фактор и традиции воспитания — их надо менять, а это дело многих лет и даже поколений. Однако когда-то надо начинать.
А еще сами милиционеры своим примером должны демонстрировать отношение к проблеме. Ведь нарушитель справедливо может заметить: «Что вы меня штрафуете, когда вот сами бросили окурок на асфальт?!». Людей нужно дисциплинировать не только штрафом, но и приучать пользоваться специально отведенными местами для курения или заведениями, где можно спокойно приложиться к легкому хмельку. Все бы ладно, да вот ответственность ввели, а мест питья-курения существенно больше не стало — это не нонсенс, а обычная украинская практика. Напомним: сокращать жизнь с помощью табачного дыма закон позволяет лишь в отведенных местах. Владельцы (арендаторы) отдельных помещений обязаны отвести места для курения, оборудовать их вытяжной вентиляцией или иными средствами удаления дыма, а также разместить наглядную информацию о расположении таких зон и о вреде табакокурения. В предприятиях общепита для некурящих должно отводится не менее половины площади заведения, свободной от влияния табачного дыма.
Тем временем пьющий народ изучает «антиполицейские» технологии, коими давно пользуются неисправимые пивоманы в тех странах, где действуют похожие запреты. Вот в Киеве неоднократно приходилось видеть, как молодежь заворачивает бутылки с пивом и тоником в пакеты — так делают в США, где полиция не может без разрешения владельца заглянуть в пакет, ибо это частная собственность. Сработает ли такой прием в Украине, покажет ближайшее время. По крайней мере, некоторые юристы говорят, что в нашей стране пакет тоже могут рассматривать как личную вещь, к которой доступ откроется только по согласию владельца.
Еще курильщикам полезно напомнить: уполномоченные исполкомов сельских, поселковых и горсоветов, члены общественных формирований имеют право, как и милиционеры, составлять админпротоколы за курение в запрещенном месте, следствием чего может стать предупреждение или штраф от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (51–170 гривен). Повторное в течение года совершения такого нарушения влечет штраф от десяти до двадцати необлагаемых минимумов (до 340 гривен).
Стереотип ломать тяжело, но он ломается
Замначальника отдела патрульной службы (ПС) и МОН «Беркут» Департамента общественной безопасности МВД Украины, подполковник милиции Леонид Товщик:
– Патрульная служба за два месяца 2010 г. составила почти 6000 протоколов за курение в ненадлежащем месте. В 2009 г. патрульные составили 23,2 тысячи таких протоколов. За распитие же спиртного или появление в пьяном виде в прошлом году задержали 236 тысяч лиц. Вероятно, с появлением «закона 11 февраля» это количество вырастет. Насколько с начала действия нового закона повлиял на упомянутую протокольную статистику «пивной фактор», сказать тяжело, ибо под действие такого же запрета подпадает употребление и крепкого алкоголя, а по видам «напитков бодрости» протоколы не различают.
Вообще скажу, что первый месяц был предупредительным относительно любителей пригубить пивка в людном месте: до 11 марта действовал своеобразный облегченный режим реагирования на такие нарушения, предусматривающий разъяснительную профилактику. Конечно, вряд ли поймут милиционера, использующего рукопашные приемы, резиновую дубинку и наручники, дабы задержать и наказать курильщика иль пиволюба, спокойно наслаждающегося «употреблением» где-то на лавке в парке или бульваре. Иногда достаточно сурового взгляда и напутственной беседы. Это выглядит как мягкое внедрение жестких ограничений с помощью адекватного реагирования, ведь упомянутые нарушения не настолько общественно опасны.
В прошлом году мы выезжали патрулировать в составе экипажей ПС и «Беркута» в Киеве — изучали несение службы. И увидели, что показателей-планов по количеству составленных протоколов за курение и распитие алкоголя не надо требовать, ведь милиция должна больше разъяснять, чем наказывать. Не надо, чтобы при первой возможности сержанты бегали по улицам за зачетными «галочками». Патрульные тоже должны перестроиться в смысле иного, дипломатичного стиля общения. Иногда мы видим, как наряд, подходя к нарушителю антиалкогольного законодательства, требует показать документы и вывернуть карманы. Это неправильная, прямолинейно-корявая тактика, не нравящаяся гражданам, кои потом пишут жалобы на милиционеров-грубиянов.
Практические психологи могут изменить ситуацию советом инспекторам ПС. Например, что начать диалог, пусть и с правонарушителем, надо с шутки или с предложения в чем-то помочь. Почему появилась потребность обращаться к знатокам души? Наверное, потому, что ключ и к лучшей работе милиционера и к изменениям в поведении граждан лежит глубоко в шкатулке сознания. Если говорить начистоту, то кое-кто из патрульных считает эти правонарушения несколько несерьезными. Мало того, иногда они проявляют определенную солидарность с земляками, пьющими пиво и курящими сигареты в подземном переходе или на детской площадке, потому, что не так давно… сами так делали и не видели в том значительных моральных или иных препятствий. Дескать, стыдно мужика таскать из-за этого. Стереотип сломать тяжело, но он ломается — и именно сейчас.
- Информация о материале
21 апреля состоялась встреча президентов России и Украины. Результаты встречи ошеломляющие: цена на газ снижена на треть, Черноморский флот РФ останется в Крыму еще на 25 лет, а украинская оппозиция требует импичмента президента.
База за газ
Дмитрий Медведев не был в Украине пять лет. Тогда он посетил нашу страну в качестве руководителя Администрации президента России и на Майдане получил конфетку от Януковича. Такое долгое отсутствие, по словам российского президента, "показатель резкого охлаждения отношений, но не мы были его сторонниками". И вот он снова в Украине. На сей раз не в Киеве, а в Харькове. "Надо восполнить пробелы, бреши, которые образовались в контактах на всех уровнях", - сказал Медведев. И президенты "восполнили". Янукович подарил Медведеву еще одну "конфетку".
Пожалуй, наиболее ошеломляющим результатом визита президента Российской Федерации в Украину стало решение о продлении срока базирования Черноморского флота РФ в Крыму. "Мы приняли решение ускорить решение по пребыванию Черноморского флота России на территории Украины. Это важно для наших коллег - продление срока пребывания Черноморского флота на севастопольской базе. Мы этот вопрос рассматриваем в системе формирования коллективной безопасности", - сказал украинский президент. Что интересно, такое решение главы государства было продиктовано желанием найти "место Украине в системе коллективной безопасности" и, по словам Януковича, согласуется с внеблоковым статусом Украины. "Украина хочет найти свое место и получить соответствующие гарантии коллективной безопасности, которые, кстати, были определены соглашением по ядерному разоружению Украины еще в 1996 году", - заметил Янукович. Именно это и подвигло его пойти навстречу российскому руководству и продлить срок аренды для ЧФ РФ.
Но не только интересы безопасности двигали украинским президентом. Гораздо более насущная проблема для украинской экономики – цена на газ, вне всякого сомнения, была одним из самых весомых аргументов российской стороны. Пока российские и украинские СМИ гадали, что же потребует Россия за низкие цены на газ у Украины: контроль над атомной энергетикой, авиастроением, ГТС или газохранилища - Москва потребовала продлить срок аренды военных баз. "Соответствующая скидка будет учитываться в качестве части арендной платы Российской Федерацией за пребывание нашего Военно-морского флота, нашей базы в Севастополе", - сказал российский президент на совместной с его украинским коллегой пресс-конференции. А скидка на газ будет значительной. "Наши украинские партнеры получают скидку 100 долларов от 330, или 30% от контрактной цены", - сказал российский президент. При этом, Медведев отметил, что связь цены на газ и продления пребывания ЧФ РФ в Крыму "не политическая связка, а техническая".
Несмотря на это заявление Дмитрия Медведева, можно предположить, что решение о Черноморском флоте и газе было принято не в результате встречи с Виктором Януковичем. На это встрече решение было лишь озвучено. На самом деле за день до этого произошло знаковое событие: украинского премьера "вызвали" в Москву. Николай Азаров в срочном порядке полетел на встречу с российским коллегой во вторник 20 апреля. И это при том, что плановая встреча должна была состояться 22 апреля. К чему такая спешка? Вариант один – окончательное согласование газовых вопросов. При этом, если Азаров выступал как "глашатай" Януковича, то Путин – как реальный глава государства. И визит Азарова перед встречей Януковича и Медведева еще раз продемонстрировал, кто в России на самом деле принимает решения государственной важности.
"Скажи-ка, дядя, ведь не даром"...
..."Крым россиянину отдан". А ведь все указывает на то, что таки даром.
Несмотря на заявления президентов о том, что плата за аренду украинских баз будет увеличена, наша страна, судя по всему, от этого не получит никакой выгоды, ни копеечки. Все разговоры активизировавшихся сейчас в СМИ проплаченных апологетов "вековой славянской дружбы" о том, что дешевый газ в обмен на повышение арендной платы за Севастополь это невероятный успех, - являются досужими домыслами. Объясним почему.
Украина и до нынешнего момента НИКОГДА не получала плату от ЧФ за аренду "живыми" деньгами. Каждый год зачисление мизерных 97,75 миллиона долларов происходило в счет погашения государственного долга Украины перед Российской Федерацией. Этот долг в размере 3,074 миллиарда долларов был сформирован по государственным кредитам, предоставленным Украине Россией в 1993 и 1995 годах для оплаты... чего бы вы думали? Правильно - природного газа. И вот, погашение этого долга длится практически все годы независимости Украины. Так что все заявления российских и украинских политиков о том, что Севастополь только и живет на "арендные" деньги ЧФ - наглая ложь. Кроме того, издание "Зеркало недели" в свое время подсчитало, что при сохранении тех цен и темпов, которыми шло погашение долга, после 2017 года Украина еще оставалась бы должна России около 300 миллионов долларов!
Идем далее. Отныне плата за аренду базы для ЧФ РФ в Крыму будет увеличена - на "целых" 3 миллиона долларов в год. НО! При этом Медведев в Харькове произнес ключевую фразу: "Соответствующая скидка будет учитываться в качестве части арендной платы РФ за пребывание нашего Военно-морского флота, нашей базы в Севастополе". То есть, Украине "живых" денег за Севастополь так и не видать - ни до 2017-го, ни даже до 2042-го...
ЧФ РФ – неожиданная, но наиболее выгодная для украинских олигархов, поддерживающих Януковича, плата за низкий газ. В случае с другими вариантами – ГТС и газохранилищами - Россия смогла бы в одностороннем порядке влиять на цену на энергоносители. Украине попросту нечего было бы ей противопоставить. А это значит, что при таких "газовых" договоренностях отечественные олигархи чувствовали бы себя крайне неуютно. А так... В общем, "донецкие" променяли стратегические интересы страны на экономические преференции для своих химических и металлургических "донов". Добавим к этому тот факт, что снижение "межгосударственной" цены на газ ничего не даст простым украинцам - для нас цены на бытовой газ никто снижать не будет. Более того, в Киеве, например, Черновецкий в компании с "регионалами" уже заявили о планах очередного повышения цены на газ в столице до "экономически обоснованного уровня". Вот такая арифметика...
Кроме финансовых претензий, к решению Януковича существуют и моральные предостережения. Например, какое право Янукович имел заключать подобную сделку с РФ сейчас? Дело в том, что договор об аренде баз в Крыму истекал в 2017 году - уже после окончания срока первой президентской каденции Виктора Федоровича. И по идее, право решать вопрос принадлежало следующему президенту Украины. Ведь далеко не факт, что Януковича в 2015-м изберут на 2-й срок. Опыт Ющенко это наочно подтверждает...
Импичмент из-за флота
Решение Януковича вызвало бурю возмущения в Украине. Разрозненная оппозиция в один голос закричала о нарушении Конституции Украины.
"Президент, который нарушил нормы украинской Конституции (статья 17) о запрещении размещения на территории Украины иностранных военных баз, должен быть смещен в порядке импичмента", - заявили в НУНС. Более того, "нашеукраинцы" вряд ли удовлетворятся одним лишь импичментом. "Политический выход из нынешней ситуации может быть один - досрочные парламентские выборы. Лучше решить данную ситуацию политическими методами и не доводить до массовых акций гражданского неповиновения", - говорится в заявлении НУНС. А главная оппозиционерка страны Юлия Тимошенко пошла еще дальше – заявила, что в Украине нет главы государства. "Этот шаг Януковича говорит о том, что президента у Украины нет. Это человек, который нечестно занял пост и который сегодня ради обеливания собственного имиджа при поддержке отдельных государств по сути пренебрегает Конституцией и полностью разрушает национальные интересы Украины", - сказала Тимошенко. Ее политсила инициировала созыв внеочередной сессии Верховной рады Украины. "Мы начинаем созыв внеочередной сессии Верховной рады, которая будет назначена на субботу на 10 часов утра", - сказала она. Сделано это будет для отмены договоренности Украины и России о продлении пребывания Черноморского флота России в Украине на 25 лет. Свое слово сказал и человек, который, как считалось, покинул политическую арену страны. Лидер партии "Единый центр" Виктор Балога считает, что украинский президент "сдал" Крым России. "Черноморский флот как военная база не имеет серьезного стратегического значения для России. По уровню заданий, которые он может выполнять, ЧФ значительно уступает другим морским базам Российской Федерации. И важен он исключительно как плацдарм для российской экспансии в Крыму. База ЧФ РФ фактически является идеологическим штабом для подпитки сепаратистских движений в Крыму и усиления антигосударственных настроений в южно-восточном регионе", - отметил Балога. С Балогой солидарен и экс-кандидат в президенты Анатолий Гриценко. "За скидку в цене на газ Янукович превращает Украину из суверенного государства в Юго-Западный территориальный округ России. Избранный президентом, хотя голосами преимущественно и юго-восточной Украины, но все же - Украины, отныне Янукович сам лишил себя права называться главой Украинского государства. Префект российского территориального округа - он и есть префект", - сказал Гриценко.
На самом же деле, доказать нарушение Основного закона Януковичем будет весьма непросто, если не невозможно вовсе. И проблема - в самой Конституции, в которой что одна статья запрещает, то другая допускает. С одной стороны, речь идет об уже упомянутой статье 17 Конституции, не допускающей априори размещения иностранных военных баз на территории нашей страны. Лишь переходные положения Основного закона делают единоразовое исключение. С другой стороны, существует пункт 14 переходных положений, являющихся составной частью Конституции: "Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной радой Украины". В свою очередь, статья 25 соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины говорит, что "настоящее соглашение заключается на 20 лет, отсчитываемых с даты начала его временного применения. Срок действия соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону о прекращении действия соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия". Отсюда следуют выводы: переходные положения Основного закона делают базовые соглашения по ЧФ России конституционными, и Конституция позволяет продлить аренду военной базы в Украине и после 2017-го.
Конечно, для окончательного прояснения ситуации нужно решение Конституционного суда: только он уполномочен трактовать Конституцию и может дать системный анализ соответствия международного договора Основному закону. Но ведь сегодня, после решения КС по "тушкам", надеяться на людей в малиновых мантиях - полный моветон...
Как бы то ни было, но для того, чтобы разрешить россиянам и дальше "квартироваться" в Крыму, понадобится согласие Верховной рады Украины. Это признают даже в правительстве. "В соответствии с положениями подписанного соглашения (между Украиной и Россией о пребывании ЧФ РФ), оно вступит в силу только после его ратификации парламентами обеих стран, и будут завершены соответствующие внутригосударственные процедуры", - сказали в департаменте информационной политики Министерства иностранных дел Украины. "Регионалы" и их сторонники не сомневаются в том, что наберут необходимые голоса. Об этом можно судить по словам российского спикера Бориса Грызлова. "Учитывая особую значимость вопроса, я только что переговорил с моим коллегой, председателем Верховной рады Украины Владимиром Литвином. Мы договорились, что российские и украинские парламентарии будут стремиться провести синхронную ратификацию данного соглашения", - сказал Грызлов. А позже "регионал" Анатолий Кинах сказал: "Будет однозначно (соглашение о продлении пребывания Черноморского флота России в Украине) ратифицировано".
- Информация о материале
Так же, как широта степей России вошла в народный фольклор прошлого, глубина её недр уже прочно закрепилась в фольклоре нынешнем. Нефтегазовый сектор бывшей метрополии неоднократно выступал в качестве фетиша в нескольких культовых российских романах. Например, в пелевинской «Священной книге оборотня» волки-оборотни с Лубянки воют в Сибири на луну лишь для того, чтобы жалостливая мать-земля оплакала углеводородными слезами все российские беды. Именно широкие степи, вмещающие тучные стада олигархов, помноженные на глубокие недра, которые обеспечивают бесперебойные денежные потоки от продажи сырья, сформировали нынешнюю политическую систему России.
Последняя внутриклановая война – между Абрамовичем и Ходорковским – случилась в 2004 году. А последний межклановый бой, в котором сторонники президента Ельцина и его ставленник Путин сразились с группировкой Примакова – Лужкова, произошёл ещё раньше – в 2000 году. Затем наступила стабильность: лубянские волки вместе с деятелями бывшего питерского кооператива «Озеро» выли на луну, продавая нефтяные слёзы и газовые вздохи за рубеж, а охраняемые ими олигархи, то есть группа, названная «семьёй» и близкая к Борису Ельцину, выгрызали из земли никель, алюминий и железо. Именно отсюда, из этого кланового равновесия, проистекала и вся пресловутая российская стабильность с её пресловутой управляемой демократией. Однако грянул кризис, вертикаль, лишённая нагулявшегося на нефтегазовой кормушке рубля, пошатнулась, и начались конфликты, слух о которых постоянно доносится до матери городов русских из Белокаменной.
Некоторые комментаторы пытаются применить эту же формулу авторитаризма и стабильности и к нынешней Украине, не понимая коренных различий между нашими реалиями. Главный фактор того, что Украина, как говаривал классик отечественной политики, всё же не Россия, банален – отсутствие объёма, то есть площади, помноженной на глубину. Собственности в Украине всегда было меньше, чем претендентов на роль собственника Собственности в Украине всегда было меньше, чем претендентов на роль собственника . Нет, конечно же, наши олигархи, как и их российские коллеги, жили и живут нескучной жизнью. Однако отсутствие природных ресурсов и, как следствие, президентской монополии на распоряжение ими ставило Кучму в положение не царя, а канатоходца: необходимо было постоянно балансировать между кланами, заниматься урегулированием конфликтов внутри вертикали и обеспечивать интересы всех олигархов. «Папе», как любовно называли его в ближнем кругу, так и не хватило сил для того, чтобы отдать всю промышленность во владение своего зятя Виктора Пинчука. Хотя очень, наверное, хотелось.
Дело в том, что борьба между кланами в Украине проходила и проходит не в песчаном карьере, а в песочнице. И проигравшая сторона оказывается не на богатых задворках карьера (как Лужков, которого так и не удалось подвинуть с поста мэра Москвы), а выброшенной за границы песочницы, голодной и злой. Пример этой, как иронично было сказано, битвы миллионеров с миллиардерами мы могли наблюдать в 2000-х годах. В 2004-м война была закончена.
К сожалению нынешней власти - и к нашему счастью - собственности в этой стране всегда было меньше, чем претендентов на роль собственника. Именно поэтому вопрос единоличной власти Януковича зависит не от административной вертикали, а от баланса клановых интересов, которые Янукович – питомец, кстати, донецкого клана – сможет соблюсти или не соблюсти. Как только президент на фоне тяжёлой финансовой ситуации примет сторону одного клана в вопросах передела имущества или финансовых потоков, вся его вертикаль и стабильность, наступление которой констатируют наблюдатели, рассыплется как карточный домик. А его биографы смогут сравнить Майдан-2004 с Майданом-2012, 2013, 2014 или 2015.
- Информация о материале
Как известно, сейчас новая власть активно верстает бюджет на 2010 год. И главный вопрос — где взять деньги, чтобы заткнуть гигантсткую бюджетную дыру. Эксперты (в том числе и мировых финансовых организаций) предлагают много вариантов — и цены на газ поднять, и самые крупные предприятия приватизировать, и пенсионный возраст повысить.
В тоже время, есть куда более прямой, быстрый и гуманный способ наполнения бюджета — пресечь воровство денег из казны. Об этом же говорит и новая власть. МВД уже занимается проверкой расходования бюджетных средств по министерствам, а в правительстве говорят о принятии нового закона о госзакупках, который позволит закрыть лазейки, через которые налево уплывало в прошлые годы от 20 до 40 млрд грн. Оппозиция, правда, к этому относится скептически, говорит, что новая власть просто по-новому будет крышевать коррупционные схемы в бюджетной сфере. Но, так или иначе, мы решили помочь бороться с коррупцией и публикуем самые распространенные схемы бизнеса на госказне и рекомендации, как их ликвидировать.
Госзакупки. На первом месте, конечно же, в этих схемах стоят закупки на бюджетные средства. Уже два года страна живет вообще без четкого закона, который бы регулировал эту сферу что, безусловно, дает широкий простор для коррупционных схем (впрочем, и предлагавшиеся варианты законов также скорее коррупцию легитимизируют, а не сокращают; один такой недавно ветировал президент Янукович). В середине марта глава Счетной палаты Валентин Симоненко доложил Януковичу, что руководство прежнего Кабмина только в нынешнем году причинило государству убытков на 20 млрд гривен, когда вопросы тендерных закупок решались лишь личными распоряжениями Тимошенко и первого вице-премьера Турчинова или т.н. протокольными решениями, без принятия соответствующих постановлений.
Схемы. Как же воруют деньги в случае непрозрачных госзакупок? Начнем с процедуры проведения тендеров, то есть конкурсов на поставку товаров либо предоставление услуг за государственные (местные) деньги. Возьмем для примера некое министерство Х, в чем-то нуждающееся (скажем, в товаре У). Согласно 921-му постановлению Кабмина, ведомство объявляет тендер и проводит его. Собирает участников, раскрывает их тендерные предложения, объявляет победителя. А победитель, если ему «подыграли», то есть заранее определили, платит откат. Он был раньше 10%, сейчас 20% и до 25% доходит — от суммы контракта. Но как «подыграть»? По-разному — от прописывания тендерных условий под конкретного клиента, создания непрозрачных условий (хотя это должно публиковаться на сайте и в вестнике госзакупок, но это происходит далеко не всегда) до ухода от тендера как такового. То есть заранее решить, что покупаем товар у только у одного участника, остальные — свободны.
Для этого (на закупку у одного участника) надо получить согласие Минэкономики. Туда из министерства Х сообщается, что этот участник — единственный производитель нужного товара в Украине, или единственный представитель импортного поставщика, мол, больше взять не у кого, поэтому — берем у него. Причем мотивы такой закупки могут быть весьма надуманные. Например, в медицине нужный препарат с определенным названием существует лишь один. Поэтому, дескать, его можно купить только у фирмы Z. Но на самом деле, действующее вещество (а значит, и эффект от препарата) может быть в сотнях лекарств других фирм, но с иными названиями. И существенно дешевле — в два-пять раз.
Откат может быть даже стопроцентным
Из государственных средств, ежегодно направляемых на госзакупки, как утверждают представители нынешнего правительства, 20—40 млрд. грн. через коррупционные схемы в форме откатов попадают в карманы чиновников. Самые большие откаты наблюдаются при использовании госсредств в сфере строительства, реконструкции, закупки медицинского оборудования, объектов недвижимости, предоставления полиграфических услуг (до 40—50%), разработке программного обеспечения (до 70%). Бывают случаи, когда товары, работы и услуги совсем не поставляются или поставляются в небольших объемах, и тогда сумма отката вплотную приближается к стопроцентной отметке. Основными признаками наличия отката при проведении процедур госзакупок является значительное (5—10%) завышение цены закупки по сравнению со среднерыночной, участие в торгах связанных между собой лиц (2—3 фирмы — 1 владелец), лоббирование чиновниками «своих фирм», сокрытие информации о прохождении торгов.
Автодор: что «закатали» и что украли на стройке
Государственные строительные нормы (ГСН) позволяют варьировать параметрами строящейся автодороги. Скажем, может быть разная толщина покрытия, ширина пути и пр. Много применяется скрытых работ, то есть по их окончании не видно, что и как сделано, сколько ушло материалов. Закатали, например, дорогу, уже не определишь, что именно туда закатали, какая толщина «пирога», каковы слои, из чего состоят, каково качество материалов… Хотя контрольные сверления порой и делают, но даже если определят, что материалов недоложили, доказать умысел невозможно. Спишут на разгильдяйство, невнимательность, случайность, на что угодно, только не на коррупцию, которая заключается в сговоре подрядчика с госчиновником, дающим бюджетные деньги и принимающим работу (или с разными чиновниками).
Чаще доказывается умысел на коррупцию на тех работах, которые вообще не были выполнены или их сделали частично. Все-таки, если объект совсем не построен, а по бумагам сдан в эксплуатацию, это видно. И чиновнику, получившему откат и подписавшему якобы приемку объекта, объяснить это случайностью затруднительно. (Так, на Волыни построили на одну полосу дороги меньше, чем указали в бумагах и «взяли» на этом 2,7 млн. грн.).
Но есть и более завуалированные формы не сделанных, но оплаченных работ. Как нам рассказал источник в МВД, милиция в таких случаях обычно начинает со сбора оперативной информации. И узнает, например, что подрядчик «скинул» солидную сумму «на конверт» (то есть получил за якобы сделанную работу безналом и обналичил через незаконный конвертационный центр). Тогда начинают смотреть, а за что получил деньги? Скажем, за выполненную аэрофотосъемку объекта. А проводилась эта съемка или скачали фотографии из интернета? Если проводилась, то делалась любителем с дельтаплана или профессионалом с самолета (цены совершенно разные)? Так, шаг за шагом, оперативники раскрывают коррупционную схему (конечно, далеко не всегда). Например, Одесский автодор списал на аэрофотосъемку 24 млн. гривен.
То же с оборудованием, услугами. Вот конкретный пример. Для стройки стадиона Олимпийский в Киеве нужны услуги специфического крана. И якобы только такой кран может справиться, а предоставляет его одна фирма. Значит, заключаем с ней договор… Однако когда в МВД стали разбираться, оказалось, что, во-первых, услуги такого крана предоставляет не одна фирма, а пять, а во-вторых, еще порядка двух десятков фирм в Украине предоставляют другие краны (с иным названием), но с теми же функциями (даже лучше), причем в три раза дешевле…
Крадут у солдат и школьников
Даже в такой сфере как просвещение и наука, крадут в ходе строительства и ремонта, например, школ: часто применяют приписки (крышу не делали, а пишут, что делали), за них берут деньги, делятся с чиновниками. Либо расхищают средства при закупке компьютерных программ, оборудования. Была еще такая программа «Школьный автобус», на нее, сетуют в МВД, много денег ушло, причем не на дело, а «налево». Например, такая схема: покупали старые автобусы, чтобы возить детей (в основном в селах), а выдавали их за новые, разница в цене — в два-три раза. Такие нарушения выявили в нескольких областях Украины, однако наиболее характерно они проявились в Запорожской области, там украли на 3 миллиона гривен...
Наживаются в бюджетных организациях и на питании (где таковое предусмотрено, например, в армии или в школах). Памятен прошлогодний скандал с питанием в МО, который в итоге стоил кресла министру обороны Юрию Еханурову. Схема, утверждают в МВД, была такова: распорядитель бюджетных средств заключает договор с некой фирмой на комплексное обеспечение питанием (то есть фирма и продукты закупает, и готовит из них блюда, а потом предоставляет калькуляцию и получает компенсацию за свои затраты). В итоге блюдо получается, скажем, 10 грн, а если бы брали продукты по рыночным ценам, было бы 3 грн. На всю армию и флот Украины так работали всего 4 фирмы, по регионам: запад, восток, юг, север. И в каждую порядка 100 млн. грн, загонялось из бюджета, процентов 20 шло на откат чиновникам, сами фирмы зарабатывали 20—30%, остальное на — кормление, то есть солдат ел наполовину от положенного.
АПК: озимые и спецфонды
В АПК существует ряд коррупционных схем по воровству денег из бюджета. Рассказал нам о них эксперт сельскохозяйственного рынка, пожелавший остаться инкогнито. Основная схема базируется на дерибане государственных дотаций тем сельхозпредприятиям, которые в силу объективных причин понесли убытки (или, по крайней мере, заявляют об этом). Например, публично говорят, что в этом году у нас в стране из-за плохих погодных условий почти не будет озимых. Соответственно агрофирмы, которые не смогут собрать нормальный урожай, нуждаются в неотложной помощи правительства. Поскольку речь идет о компенсации за каждый гектар пропавшего зерна, в целом сумма набегает немаленькая — от 2 до 4 миллиардов гривен! На самом деле озимые могут быть живы-здоровы, и урожай будет прекрасным.
При этом, по словам директора AAA Consulting Аgency Сергея Наливко, посевы озимых в 2009 году увеличились в 12 раз. Даже если 10% озимых в таком состоянии, что их надо перепахать и посадить новые весенние культуры, это не критично. У нас традиционно каждую зиму гибнет часть посевов. Где-то вымерзнет, где-то вымокнет, где-то задыхается под ледовой коркой. Поэтому все аграрии заранее готовы к тому, что не соберут 100% посеянного зерна. Но это совсем не повод тратить огромные бюджетные деньги.
Механизм привлечения этих средств таков. Сначала чиновники из Киева (те, кто в доле), просят начальников облсельхозуправлений (тоже тех, которые в деле) прислать отчеты о сложившейся у них в регионе катастрофической ситуации. А потом начинают лоббировать вопрос дотаций в Кабмине. Естественно, получив дотационные средства, государственные мужи оставляют часть из них себе. А то, что осталось, передают коллегам в регионы. После чего какая-то часть средств (скажем прямо — мизерная) таки попадает в агрофирмы. Если хозяин предприятия не является своим человеком для местной власти (бывают и исключения), он должен отдать ей от 20 до 30% отката.
Подобная же схема получения дотаций существует и в животноводстве (дотируется проблемное поголовье скота).
— Однажды у нас в области произошла комичная ситуация, — говорит один из владельцев агропредприятия в Харьковской области. — Мой коллега очень хотел получить дотацию. Поэтому написал в заявке, что у него пропала почти вся озимая рожь. А у самого зерна девать было некуда, и его следовало как-то легализировать. Знаете, что он сделал? Сообщил в область, что собрал урожай пшеницы 126 центнеров с гектара! Если кто не в курсе, такого просто не бывает!
О том, что в нашем сельском хозяйстве дела не так плохи, как пытаются преподнести чиновники, говорит и еще один факт: за полтора кризисных года агросектор привлек 70% всех иностранных инвестиций. Разве в умирающую отрасль кто-то будет вкладывать средства?
Еще одна коррупционная схема предполагает нарушения при закупке зерна для Госрезерва. Работает она просто. В документах чиновники указывают, что купили зерно высшего класса, а на самом деле приобретают низкокачественный фураж. А сэкономленные таким образом бюджетные средства кладут себе в карман.
Следующая схема пока из будущего, она сможет позволить наживаться на деньгах из т.н. спецфондов. Их решили создать, чтобы компенсировать агропроизводителям уплаченный ими НДС. Дело в том, что раньше они этот налог не платили, и это позволяло хозяйствам динамично развиваться (производство молока увеличилось на 10%, а поголовье скота — на 11%). Но со вступлением Украины в ВТО налог пришлось платить. Вернуть производителям деньги решили через спецфонды. Однако руководить этими структурами будут чиновники, которые, конечно, не упустят возможности положить себе в карман копейку-другую. Впрочем, закрепить вопрос создания спецфондов на законодательном уровне старое правительство не успело. Поэтому схема не выгорела.
Уголь: «копанки» приносят сотни миллионов
Настоящее раздолье для воров госсредств и в углепроме. Самая главная схема, которая стала особо распространена в последние два года, — это «освоение» госдотаций. Перед выборами многие удивлялись, чего это вдруг множество директоров угольных шахт в Донбассе вдруг стали рьяно поддерживать Юлию Тимошенко. А ларчик, как уверяют знающие люди, просто открывался. В 2009 году на дотации угольной отрасли была выделена рекордная сумма — 10,7 млрд грн. Тогда оппозиция говорила, что большая часть этой суммы была разворована. Главная схема такова: государство дотирует каждую добытую тонну угля. Шахте, к примеру, ставят задачу — добыть миллион тонн (хотя все знают, что миллион она не добудет, да и хранить его негде). Тем не менее шахта рапортует о добытом миллионе (а добыла половину) и о том, что отгрузила этот уголь на несуществующий склад. Получает на весь объем (в том числе липовый) деньги, которые затем расхищаются.
Таким образом, крадутся миллиарды гривен. Помимо этого ноу-хау, используются и схемы воровства и предыдущих лет — покупка оборудования и услуг для шахт по завышенным ценам, завышение себестоимости продукции и даже... кража молока. Да-да, на раздаче шахтерам бесплатного молока также наваривают неслабо (впрочем, так происходит во всех вредных госпроизводствах). Молоко выдают на «мертвые души», за них кто-то расписывается, а молоко это и вовсе не закупалось, деньги сразу украли.
И еще одна схема. Пожалуй, самая подлая. При расследовании несчастных случаев на шахтах виновными признаются сами шахтеры, погибшие и выжившие. Что это дает? Огромную экономию на жизнях шахтеров, то есть можно не вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и при этом ничем не рисковать — все равно вину возложат на погибших.
Большие коррупционные деньги делаются на левом угле, добытом, как правило, из самодельных «копанок». Их, по прикидкам общественных организаций, в каждом шахтерском районе от 200 до 300, нелегальная добыча угля в денежном выражении только по Донецкой области составляет до 80 млн. долларов в год (а на взятки «крышам» уходит порядка 6 млн. долларов — платится с каждой «копанки» 500 долларов в месяц в райгосадминистрацию, 1000 долларов — правоохранителям, без чьего разрешения «копанки» работать не могут).
А в Луганской области есть районы, где «дырок» — до 3 тысяч, есть и открытые карьеры, на которых работает современная техника. Добытый на «копанках» уголь государственные шахтные объединения закупают за бесценок (ведь шахтерам в «копанках» платят копейки, там нет затрат на ТБ, технику и пр.) и потом продают государству же, например, ГП «Уголь Украины». Уже, конечно, за реальную цену. При этом собственный уголь, добытый на легальных шахтах, не продается, предприятие показывает убытки, которые покрываются за счет госдотаций.
Как грабят бюджет
Вот несколько примеров. Бывший директор «Одесского облавтодора» перечислил коммерческим предприятиям 24,9 млн. грн. за работы, которые не выполнялись.
На Луганщине чиновники перечислили одному из АТП 1,7 млн. грн. за якобы перевозку льготников (хотя на самом деле возили людей частные перевозчики, а не АТП).
На Донетчине служащие одного из облфондов незаконно кредитовали граждан из бюджета, вымогая у них за это 10% суммы кредита на содержание самого фонда (разбазарили 2,7 млн грн., из них более 600 тысяч присвоили себе в виде премий).
На Николаевщине сотрудники одного ДП создали сеть фиктивных фирм и через них украли из бюджета страны 156 млн. грн., предназначенных для строительства судоходного канала.
На Кировоградщине три фермерских хозяйства указали неправдивые сведения о своих сельхозугодьях и закупленной якобы для их обработки технике, в результате чего получили от чиновников почти 1 млн. грн. в качестве возмещения потерь.
На Львовщине без тендера купили для железной дороги (для вагонов) оборудование по завышенным ценам, чем причинили ущерб бюджету более чем на 6 млн грн.
В Луганске возбудили уголовное дело против чиновника горсовета за получение взятки от частного предпринимателя, которого сделали победителем тендера.
В Черновицкой области чиновники ОГА приписали объем выполненных аварийно-восстановительных работ на 1,14 млн. грн.
О схемах работы Госкомрезерва «Сегодня» сообщили из СБУ. Одна из них — занижение цены выставленных на аукцион товаров. Так, материальные ценности, выставленные на аукцион только за 1 квартал 2009 года, имели начальную цену в 1 млрд. 438 млн. грн. А продали их за… 584 млн. грн., то есть за 40% стартовой цены.
Семь ножей в спину коррупции в сфере госзакупок
Главные задачи борьбы с коррупцией в сфере госзакупок — обеспечение максимально прозрачной процедуры проведения тендеров, равных возможностей для всех участников, минимизация человеческого фактора в ходе проведения торгов. Для обеспечения этого нужно:
— создать новые «правила игры» только после широкого обсуждения их проекта среди общественности и коммерсантов;
— после их написания и утверждения максимально устранить участие людей в процедуре торгов, сделав упор на компьютерные технологии и проведение тендеров по заранее отработанному алгоритму;
— обеспечить контроль цен, по которым реально закупается товар, и принимаемых при этом (каких и кем) решений;
— ограничить количество продавцов только производителями закупаемого товара, устранить институт посредников;
— изменить саму схему проведения торгов, позволив продавцам в их ходе снижать предложенную цену;
— запретить корректировку торгов после подписания контрактов (в основном в сторону дополнительных расходов бюджета);
— обеспечить адресное оповещение о сроках и условиях тендера всех компаний-производителей нужного товара.
Нарушения при госзакупках
В этой сфере в прошлом году органами МВД раскрыто 692 преступления на сумму 325 млн грн.
Характерные виды преступлений:
— покупка по завышенным ценам, завышение объемов выполненных работ;
— покупка за бюджетные деньги товаров, не соответствующих заявленным требованиям;
— проведение фиктивных операций по приобретению товаров, работ и услуг;
— вымогательство взяток за определение победителя в тендерных торгах.
- Информация о материале
Страница 1496 из 1561
