Едва вступив в премьерскую должность, Николай Азаров пообещал нещадно бороться с выплатой зарплат в «конвертах». Налоговая тут же начала масштабные проверки предприятий на предмет правильности и полноты отчислений взносов в социальные фонды и подоходного налога. Согласно данным ГНАУ в марте были проверены 1,4 тыс. компаний, в бюджет дополнительно перечислено более 600 млн грн. Но это только начало. Чтобы «отбелить» зарплаты, налоговики совместно с Госкомпредпринимательства предложили ряд законодательных новаций, ужесточающих контроль за работодателями. Их внедрение, по мнению разработчиков соответствующего законопроекта, позволит бюджету дополнительно получать не менее 20 млрд грн. ежегодно. Зная методы работы Николая Яновича, можно не сомневаться, что бизнесу начнут закручивать гайки по всем фронтам.
Несгораемые конверты
На сегодняшний день нагрузка на фонд оплаты труда составляет 41,5%, из которых 3,5% оплачивает наемный работник, а 38% — работодатель. Кроме того, с зарплат сотрудников удерживается 15%-ный подоходный налог. Таким образом, общая нагрузка на фонд оплаты труда составляет 56,5%. Далеко не все работодатели готовы нести такие расходы, а потому активно «конвертируют» заработки своих сотрудников. Основные схемы две. Первая полностью укладывается в законодательные рамки и состоит в переводе сотрудников из наемных работников в частных предпринимателей, уплачивающих единый налог. Единственным недостатком этого варианта является то, что далеко не всегда можно придумать, какие услуги чепэшники могут предоставлять компании. Использовать вторую схему без нарушения законодательства невозможно: она предполагает выплату незначительной части зарплаты официально, тогда как основные заработки выплачиваются нелегально.
По словам заместителя директора департамента налогообложения физических лиц — начальника отдела ГНАУ Сергея Латынина, на сегодняшний день в тени пребывает до 40% всего зарплатного фонда отечественных предприятий. Причем, как признают налоговики, нынешнее законодательство не позволяет им эффективно бороться с зарплатными минимизаторами. Последние несколько лет власти активно обсуждали идею снижения нагрузки на фонд оплаты труда, в результате чего работодателю было бы выгодно выплачивать зарплаты легально. По подсчетам экспертов, экономия расходов предприятия при нелегальных расчетах с сотрудниками составляет как минимум 20% фонда заработной платы. Соответственно, чтобы работодатель был заинтересован в детенизации зарплат, нагрузку на фонд оплаты труда нужно уменьшить хотя бы до 29%. Однако из-за хронического дефицита Пенсионного фонда эти прогрессивные идеи так и не были воплощены в жизнь.
Зарплаты сверят с индикатором
Правительство Николая Азарова намерено применить иной подход для решения этой проблемы — усилить систему контроля над выплатой зарплат. Соответствующие предложения содержатся в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упорядочения оплаты труда)» — плод совместного творчества Минфина, ГНАУ и Госкомпредпринимательства, презентованном общественности на прошлой неделе. Документ призван повысить уровень отчислений в государственные социальные фонды. Стимулировать же «отбеливание» зарплат должно повышение ответственности работодателей и наемных работников за уклонение от уплаты налогов. «Некоторые компании уже легализовали выплаты зарплат. И это поставило их в неравные конкурентные условия с теми, кто по-прежнему выплачивает зарплаты в конвертах. Закон ликвидирует эту несправедливость. А самое главное — пенсии работников станут выше благодаря повышению отчислений в ПФ. При этом мы не вводим новых налогов, одновременно увеличивая поступления в бюджеты разных уровней примерно на 20 млрд грн.», — заявил глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.
Законопроект оговаривает введение так называемой индикативной зарплаты — суммы, с которой предприятие обязано будет делать отчисления в социальные фонды. Этот показатель рассчитывается путем умножения суммы официально установленной минимальной зарплаты на коэффициент, размер которого зависит от занимаемой сотрудником должности. В частности, с коэффициентом 5 будет рассчитываться индикативная зарплата высших руководителей, 3 — главных бухгалтеров, 2 — рабочих. Причем эти правила распространяются лишь на частные предприятия. Госструктур документ не касается, видимо, потому, что в бюджетной сфере вся зарплата выплачивается официально. Именно с индикативной зарплаты работодатель должен будет проводить отчисления в социальные фонды, а также удерживать с сотрудников подоходный налог. В том числе и в случае, если фактически начисленная зарплата является ниже индикативной.
«Конечно, авторы законопроекта правы, что большинство директоров предприятий не могут зарабатывать, скажем, 800 грн., как это показывается в отчетности. Однако с такими подходами к решению этой проблемы все может закончиться тем, что предприятия вообще не будут официально держать людей на руководящих постах или должностях главных бухгалтеров. Весь персонал срочно переведут в статус исполняющих обязанности, на зарплаты которых упомянутые правила новых расчетов не распространяются», — комментирует «ДС» новую законодательную инициативу руководитель налоговой практики «Ernst&Young Украина» Владимир Котенко.
По словам заведующей отделом налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков Украины Валентины Прониной, на сегодняшний день в стране существуют тысячи мелких предприятий, штат которых состоит из директора и бухгалтера, которые не начинают процедуру закрытия бизнеса из-за ее сложности и начисляют себе 1/4 или 1/10 ставки. «Если же законопроект будет принят парламентом и подписан Президентом, всем этим предприятиям придется ежемесячно платить отчисления в социальные фонды с восьми минимальных зарплат, в противном случае — уплачивать штрафы и пеню», — резюмирует г-жа Пронина.
Однако наиболее революционным положением документа является установление солидарной административной ответственности работодателя и работника за выявленные нарушения в порядке выплаты зарплаты — по 100 необлагаемых минимумов доходов граждан с каждого (на сегодня это 1700 грн.). Соответствующие изменения предлагается внести в ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях. Исходя из логики разработчиков законопроекта, персонал (в том числе и сотрудники низшего звена, включая, скажем, уборщиц или разнорабочих) должен быть в курсе всех тонкостей бухгалтерских расчетов. Более того, чтобы не попасть под штрафные санкции, наемным работникам следует сигнализировать в налоговую о минимизаторских схемах, прокручиваемых работодателем в целях зарплатной экономии. Это, мягко говоря, противоречит здравому смыслу. Ведь даже если работники и получают кровно заработанные в «конверте», вряд ли кто-нибудь решится рассказать об этом фискалам, рискуя остаться без работы. «В гражданском праве солидарная ответственность наступает в случае преднамеренной договоренности между нарушителями или неделимости предмета обязательства. Причем умышленный сговор еще должен доказать суд», — говорит Валентина Пронина. Поэтому начисление штрафа на работника можно будет оспорить в судебном порядке.
Продолжение следует
Несмотря на всю одиозность новых инициатив, вполне вероятно, что уже в ближайшее время они будут закреплены законодательно. Ведь нынешнее правительство располагает нужной для этого поддержкой и парламента, и Президента. Более того, зная методы работы Николая Азарова, не исключено, что похожие способы детенизации будут предложены и для других бюджетообразующих налогов — на прибыль и НДС. «То есть налоговой будут спускаться планы по наполнению бюджета, а фискалы в свою очередь начнут доводить бизнесу план по уплате обязательных платежей. И рассчитываться они будут не от реальных доходов компании, а от представлений фискалов о том, сколько она может теоретически заработать», — предполагает один из столичных правоведов.
Принцип применения индикативных цен сегодня действует на таможне, когда при расчете подлежащих уплате налогов учитывается не указанная в контракте цена ввозимого товара, а утвержденная ГТСУ индикативная цена на него. Именно занижение таможенной стоимости дает возможность импортерам ввозить товары народного потребления, например продукцию легкой промышленности китайского производства, за копейки. И именно увеличиваем таможенной стоимости с использованием индикативных цен в этом ведомстве добиваются повышения таможенных сборов. Однако на таможне достаточно часто перегибают палку, заставляя оценивать некоторые товары выше, чем они реально стоят, стимулируя такими методами рост контрабанды. Похожая ситуация может сложиться и в налоговой сфере, когда своими инициативами ГНАУ может перевести значительную часть малого и среднего бизнеса на полулегальное положение, а также спровоцировать увеличение числа официальных безработных.