Как известно, 10 марта 2010 года Верховный Совет Украины в очередной раз отсрочил введение в действие трех законов, которые призваны, по мнению авторов-депутатов, не то что победить, а искоренить коррупцию.

Речь пойдет о Законе Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», Законе Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения».

Вследствие введения в действие перечисленных выше законов, Закон Украины «О борьбе с коррупцией» и Постановление Верховного Совета Украины от 05.10.1995 г. «О порядке введения в действие Закона Украины «О борьбе с коррупцией» утрачивают действительность. Таким образом, парламент урегулировал отношения в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией абсолютно по-новому.

Ни для кого не секрет, что проблема коррупции стоит в Украине достаточно остро, а борьба с ней, если верить предвыборным обещаниям и политическим программам, является первоочередной задачей наших политиков. Таким образом, принимая указанные законы, законодательный орган преследовал благие намерения, но как говорят в футболе, «реализация подкачала».

Для начала немного истории. Все три закона были приняты более 9 месяцев назад (11 июня 2009 года), вступили в силу с момента опубликования более 8 месяцев назад (18 июля 2009 года), и должны были быть введены в действие еще 3  месяца назад (1 января 2010 года). Но, 23 декабря 2009 года Верховный Совет Украины «перенес борьбу с коррупцией» еще на 3 месяца, приняв Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно предотвращения и противодействия коррупции», согласно которому указанные выше законы вводятся в действие с 1 апреля 2010 года. «Перенос» мотивировали тем, что законы нужно доработать и адаптировать к уже действующему законодательству.

Исходя из даты введения в силу (1 апреля), а также из некоторых положений указанных законов (которые мы проанализируем ниже), в юридической среде их сразу окрестили «первоапрельскими».

Видимо, по указанным выше причинам, 10 марта 2010 года законодатели в очередной раз отсрочили введение в силу всех трех законов до 1 января 2011 года, приняв очередной Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно предотвращения и противодействия коррупции».

Кроме того, в первом чтении проголосован законопроект № 6130, который призван исправить «первоапрельские» законы. И если исходить из стенограммы заседания парламента, решение об очередной отсрочке выглядит намного логичнее, но обо всем по порядку.

Итак, более 9 месяцев назад парламент принимает 3 новых закона, которые направлены на борьбу и предотвращение коррупции. Предпосылками этому, на мой взгляд, служат:

1) выполнение взятых на себя обязательств согласно ратифицированным международным конвенциям, а именно Конвенции ООН против коррупции, Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией, Дополнительному проколу к Криминальной конвенции про борьбу с коррупцией, Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией;

2) неразрешенность проблемы коррупции, а наоборот, ухудшение ситуации;

3) несовершенство Закона Украины «О борьбе с коррупцией» и его несоответствие современным реалиям;

4) политические мотивы (выполнение предвыборных обещаний и политических программ).

Как видим, оснований для принятия качественно новых законов в сфере борьбы с коррупцией более чем достаточно. Но есть одно «но». Из всех перечисленных выше предпосылок ключевую роль сыграли именно политические мотивы. Принятие указанных законов с отсрочкой введения их в силу (а потом и повторная отсрочка) выглядят как предвыборные «пиар акции». «Мол, да, мы боремся, еще как боремся…» Более того, положения принятых законов непосредственно касаются и самих народных депутатов, что, согласитесь, не может их не сдерживать. Мотивирование отсрочки, несовершенством принятых законов, не отвечает действительности, т.к. за три месяца ни каких изменений внесено не было.

Несколько по-другому обстоят дела с отсрочкой, принятой 10 марта 2010 года. Так, по словам народных депутатов, в Верховный Совет подано 15-18 (по разным данным) законопроектов, направленных на усовершенствование принятых законов. Данный факт является бесспорным подтверждением наличия «проблемных» положений в указанных законах. По этому, принятое парламентом решение об отсрочке введения антикоррупционных законов до 1 января 2011 года является, не побоюсь этого слова, правильным и логичным.

Действительно, некоторые положения указанных законов являются неприемлемыми и просто абсурдными. Более того, имеются положения, которые прямо противоречат Конституции Украины и действующему законодательству.

Например, одним из самых «ярких» нововведений являются положения Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

Так, согласно нормам ст. 4 этого Закона, управляющим сотрудникам предпринимательских юридических лиц запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью. Получается, что директор коммерческого предприятия не может одновременно быть зарегистрирован как предприниматель, не может быть членом органа управления другого предприятия по непонятным причинам. Решением данной проблемы является исключение пункта 3 из ч. 1 ст. 4 Закона.

Также, согласно п. 2 части 1 ст. 4 этого же Закона, запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, которая осуществляется в нерабочее время). В данном случае, все совместители, в первую очередь государственные служащие, не смогут заниматься преподавательской деятельностью, что нарушит их право на труд и свободу творческой деятельности, предусмотренные Конституцией Украины.

Преподавательская или творческая деятельность сама по себе не является коррупционной т.к. не преследует получение неправомерной выгоды и не подразумевает  использование властных полномочий.  Таким образом, ограничение касательно осуществления такой деятельности только в нерабочее время необходимо отменить.

Часть 2 статьи 4 Закона запрещает физическим и юридическим лицам осуществлять финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе предоставлять им материальную и/или нематериальную помощь, бесплатно выполнять работы, предоставлять услуги, передавать средства и другое имущество, кроме случаев, предусмотренных законами и действующими международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.

Таким образом, истец, передавая сотрудникам суда вместе с исковым заявлением конверты, марки или просто бумагу, становится коррупционером.

Вот так, проанализировав только 4 статью одного из трех принятых законов, становится «понятно, что ничего не понятно». А если учесть, что Закон состоит из 30 статей, то «становиться немного не по себе».

Именно поэтому, отдельного внимания заслуживает каждый из трех антикоррупционных законов.

Есть недочеты в Законе Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» в части процедурных моментов: не достаточно четко прописана процедура составления протокола о коррупционном правонарушении, не предусмотрен порядок уведомления сторон о судебных заседаниях, не выписана процедура подачи и оценки доказательств.

Достаточно спорными является и Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения», которым вносятся изменения в Криминально-процессуальный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Криминальный кодекс Украины.

Так, Криминальный кодекс Украины пополняется новым определением служебных лиц, новым разделом, дополнительными статьями. Кодекс Украины об административных правонарушениях также получает новый раздел и новые статьи.

Предложенные изменения далеко недоскональные. В связи  с очередной отсрочкой введения антикоррупционных законов в силу и принятия в первом чтении законопроекта № 6130, который, кстати, тоже оставляет желать лучшего, детальный анализ внесенных изменений не имеет смысла.

У законодателя в запасе имеется достаточно времени для написания одного единого законопроекта, который устранит все недочеты, несоответствия и противоречия, имеющиеся в принятых законах. Вариант с отменой всех трех принятых законов и возвращение к Закону Украины «О борьбе с коррупцией», на мой взгляд, является заведомо проигрышным, т.к. уже указывалось выше, необходимость смены законодательства в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией уже давно назрела.

Подытоживая изложенное выше, необходимо отметить, что решение проблемы коррупции нужно искать не только путем установления ответственности за коррупционные действия, а и путем оздоровления экономики и улучшения социальных условий.

Откуда рождаются деньги? Почему у одних этих денег всегда больше, чем у других? Какую роль при этом выполняет кредит?.. Простой и вместе с тем поучительный пример рождения товарно-денежно-кредитных отношений был показан в повести «Республика Шкид»1. Авторы повести автобиографически описали свое обучение в петроградской школе для трудных детей в 1920-х годах. Но нас здесь заинтересует только один эпизод, изложенный в главе «Великий ростовщик».

Гражданская война в России 1917-1922 годов оставила после себя не только огромное количество беспризорников, но и разрушенную экономику. И даже простой некачественный хлеб был большой ценностью, тем более в детском школе-доме.

Итак, как-то среди шкидовских воспитанников появился один ничем не примечательный шкет Слаенов. И в первый же день он поменялся с другим пацаном своей дневной осьмушкой хлеба на его вечернюю четвертушку, то есть обеспечил удвоение за несколько часов хлебной «инвестиции». Слаенов сделал свой первый обмен без принуждения, всего лишь использовав временную слабость изголодавшегося шкидовца. Вечером «хлебный кредит» распространился уже на двоих человек. Получить и съесть пайку хлеба сейчас, пусть и взяв на себя обязанность отдать вдвое большую в близком будущем, оказалось достаточно привлекательной перспективой для голодающих младшеклассников. И через неделю первое младшее отделение в полном составе, а также половина второго оказались должниками предприимчивого дельца.

Стоит сказать, что Слаенов сначала распространил свое влияние только на нижние, младшие два уровня школы (сам он был из второго отделения). Старшие третий и четвертый курсы оставались неподконтрольными, и Слаенов прекрасно понимал риск того, что их вмешательство может разрушить его ростовщическую деятельность. Поэтому он начал регулярно снабжать сначала хлебом, а затем и другим продовольствием старшеклассников из четвертого класса (после накопления некоторого запаса хлеба Слаенов начал продавать его и покупать различные товары – от пирожных и конфет до лимонада и колбасы). Через некоторое время самые взрослые воспитанники как бы незаметно превратились в телохранителей Слаенова. Впрочем, они осознавали свою новую роль, но предпочитали не задумываться о негативной эмоциональной стороне и с благодарностью принимали подарки ростовщика.

Покорение третьего отделения произошло через азартную игру в очко. Путем шулерства, везения или просто мастерства, но Слаенову удалось выиграть пайки и этих старшеклассников. В результате уже три четверти школьников платили хлебом по долгам дельцу, а старшее четвертое отделение ежедневно пировало и поддерживало новые порядки.

На следующей стадии развития хлебно-кредитных отношений появился класс «услужников», готовых за хлеб делать все, что им скажут. Теперь младшеклассники выполняли разнообразную работу за Слаенова и пацанов из старшего четвертого класса, которые перешли в разряд «тунеядцев-буржуев». Слаенов был провозглашен «хлебным королем» и «золотым тельцом».

Апофеозом общественных изменений стало введение рабовладения – «Хлебный король» с четвертоотделенцами обзавелись собственными рабами, которых, кроме работы, принуждали петь, танцевать и всячески развлекать своих «хозяев».

Все закончилось неожиданным бунтом голодных заемщиков – в один из дней несколько третьекурсников отказались возвращать хлебный долг. Вопреки надеждам Слаенова старшеклассники отказались выбивать за него долги, и система рухнула. Все долги были аннулированы, рабство отменено, а «хлебного короля» избили.

Полтора месяца кредитно-хлебных отношений закончились революцией и бегством «великого ростовщика». Они возникли из голода, удерживались на подкупе и страхе, но в итоге потерпели крах.

Остановить крах «хлебной» кредитной пирамиды могли только силовые действия старшеклассников-силовиков, и то до поры до времени. В этой простой истории заложен очень важный урок для современных и будущих «слаеновых».

Банки и их клиенты наращивают взаимную неприязнь. В 2010 г. финансисты стали еще реже, чем ранее, идти на уступки по отсрочкам в погашении кредитов. И все чаще взыскивать через суды заложенные машины и недвижимость по автокредитам и ипотеке. Заемщики же, нащупав несколько слабых мест банков, активно таскают их по судам, чтобы оспорить кредитные договоры. Пока в этом противостоянии с большим отрывом побеждают финучреждения, но эксперты уверены, что до конца года количество решений в пользу должников будет расти на 10% ежемесячно.

Судебный бум

Пик роста количества судебных тяжб между банками и заемщиками пришелся на второе полугодие 2009 г.: по разным оценкам, тогда их количество выросло сразу в 2,5-3 раза. «Клиенты буквально заваливали банки исками, и в октябре-декабре речь шла уже о нескольких сотнях судебных процессов с физлицами в разных уголках страны. В феврале-марте 2010 г. мы ощутили вторую волну прироста исков: ежемесячно их количество увеличилось на 10-15% по сравнению с ноябрем-декабрем минувшего года», — рассказали «ДС» в одном из крупных банков. «Кредитные договоры сегодня пытаются оспорить едва ли не 95% недобросовестных заемщиков», — сказал «ДС» директор по правовым вопросам и работе с проблемными активами Альфа-Банка (Украина) Сергей Половко. По словам финансистов, большая часть кредитных тяжб в 2009-2010 гг. пришлась на четыре города: Киев, Харьков, Донецк и Днепропетровск. 80% исков физлиц касались оспаривания кредитных договоров по ипотеке и 20% — по автокредитам.

Опрошенные «ДС» эксперты назвали сразу несколько причин всплеска взаимной неприязни между банкирами и их клиентами. На первое место они поставили неуступчивость финансистов: если в начале 2009 г. банки активно шли на уступки заемщикам, предлагая разного рода отсрочки и льготы, то после того, как акционеры прекратили активно ссужать их деньгами на покрытие недостачи по проблемным займам, они перестали быть такими либеральными. «Сегодня основная задача для банков — это получение средств для кредитования. Поэтому они работают по проблемной задолженности преимущественно в двух направлениях: либо оптом с большим дисконтом отдают портфели коллекторам, либо идут в суд и взыскивают залоги. Лишь 10% переговоров по таким займам заканчиваются льготами и отсрочками. У нас были ситуации, когда менеджер банка уже соглашался на реструктуризацию, но через полчаса перезванивал и говорил, что руководство ее не одобрило и банк будет взыскивать залог через суд», — рассказал «ДС» юрист Первого антиколлекторского общества Артем Стариков.

Не менее важная причина роста судебной активности заемщиков — увеличение количества должников, которым так и не удалось восстановить свое финансовое состояние до докризисного уровня. «По многим кредитным договорам завершился льготный период, который ранее предоставили банки, и пришло время вернуться к платежам на прежнем уровне», — объяснила «ДС» аналитик Украинского аналитического центра Наталья Щербатюк.

Заметную роль в разжигании розни между финансистами и гражданами сыграли юристы. Сформировался целый класс служителей Фемиды, которые назвали себя антиколлекторами. В начале прошлого года они зарабатывали себе на хлеб консультациями в спорах с банками, не возвращавшими вкладчикам в срок депозиты, и на помощи заемщикам, которым в одностороннем порядке повышали ставки по кредитам. Теперь же они взяли в оборот должников, которые либо не имеют средств для платежей банкам, либо просто решили воспользоваться ситуацией и отречься от своих долгов. Едва ли не сразу после выхода антиколлекторов на новый рынок между ними произошел раскол. «Часть юристов вела настоящую претензионную работу, но многие просто поняли, что можно быстро и немало заработать на ситуации. Юристы-аферисты кормили клиентов обещаниями избавить их задолженности перед банками и лишь тянули время, чтобы побольше на них заработать. Позже становилось очевидным, что после подачи исков делалось все для переноса судебных заседаний: за это время с заемщика активно тянули деньги», — рассказал «ДС» Артем Стариков.

Заемщики отточили приемы

Чтобы избавиться от кредитной задолженности, заемщики в 2009-2010 гг. чаще всего пользовались тремя схемами. Поначалу достаточно популярным был механизм банкротства. «На рынке юридических услуг развелось немалое количество мошенников, предлагающих за плату в несколько тысяч долларов провести процедуру банкротства должника», — рассказал «ДС» начальник управления мониторинга и сбора кредитов OTP Bank Сергей Бондарев. Еще в середине минувшего года юристы рассчитывали на принятие закона, оговаривающего банкротство физлиц, однако этот документ так и не был принят, и рядовых граждан стали активно выставлять в роли предпринимателей. «Заемщика в сжатые сроки регистрировали в качестве субъекта предпринимательской деятельности. После чего в судебном порядке банкротом признавалось уже физлицо-СПД, а после того как у него банком изымалось все имущество (обычно это лишь залог по кредиту), его избавляли от обязанности гасить оставшиеся долги. Как правило, это стоило $5-6 тыс., и проворачивались такие дела не без помощи судей, которые, получив щедрое вознаграждение, «не замечали», что кредит был оформлен гражданином задолго до получения статуса СПД. Более всего прославились такого рода решениями районные суды Харьковской области», — рассказали «ДС» в одном из столичных юридических бюро. Впрочем, такого рода схемы применялись лишь для того, чтобы списать с заемщика оставшуюся сумму задолженности: ведь после удешевления, например, квартиры со $100 тыс. до 50 тыс. банк, изъяв и продав жилье должника, требует погасить оставшуюся сумму долга. После признания же заемщика банкротом он уже не может ни на что претендовать.

Настоящей же модой в 2010 г. стала схема с прописыванием несовершеннолетних детей. Финансисты так и не смогли договориться о сотрудничестве с жилищными конторами на местах, а потому ЖЭКи продолжают прописывать малолетних чад в заложенных квартирах. Материально простимулированный судья в таких случаях обычно закрывает глаза на то, что прописанный ребенок даже не родственник заемщику и получил прописку за неделю до суда, а главное — без ведома банка, являющегося выгодополучателем по договору залога. Чтобы вынести решение в пользу заемщика, ему достаточно закона №2623-IV от 2 июня 2005 г. «Об основах социальной защиты бездомных граждан и бездомных детей», в котором говорится, что «государство охраняет и защищает права и интересы детей при совершении сделок в отношении жилых помещений». В споре по «детскому» вопросу банки обычно акцентируют на том, что они не «выселяют детей на улицу», а лишь меняют их место проживания. «Некоторые юристы заявляют, что неплатежеспособных граждан выбрасывают на улицу прямо в домашних халатах. Это не так, существует так называемый маневренный фонд. Жилье в таких домах далеко от совершенства: государство ставило перед собой задачу обеспечить крышу над головой, а не роскошь. В Киеве, например, это квартиры по Борщаговской, 10, и Оболонской, 34», — сообщил «ДС» Сергей Бондарев. Даже при вынесении решения в пользу заемщика, имеющего малолетних детей, банки, как правило, подают апелляции, так что такого рода тяжбы затягиваются надолго.

Намного реже применяется схема, суть которой состоит в придирках к неграмотно составленным кредитным договорам. В таких случаях банкиров пытаются подловить сразу на целом списке погрешностей. Например, на том, что банк не предоставил письменную информацию о недостатках и преимуществах разных форм кредитования, как того требует Закон «О защите прав потребителей». А также на том, что при валютных кредитах заемщика и поручителя письменно не предупреждали, что именно они несут курсовые риски и в случае курсовых колебаний цена займа может существенно измениться. По этому же Закону «О защите прав потребителей» при одностороннем повышении процентной ставки по кредиту банковский договор может быть признан дискриминационным или несправедливым. «Согласно первой части ст. 230 Гражданского кодекса, если одна из сторон умышленно ввела другую сторону в заблуждение относительно обстоятельств договора, которые имеют существенное значение, а также если умолчала об обстоятельствах, которые препятствовали заключению кредитного договора, либо отрицала их, такой договор может быть признан судом недействительным», — объяснил «ДС» ситуацию управляющий партнер адвокатской фирмы «Васько и Назарчук» Вадим Васько. Впрочем, все, на что можно рассчитывать в суде в этом случае, — это списание процентов по займу и пени. Тело кредита все равно придется гасить.

Банки побеждают… пока

Несмотря на всю разнообразность схем и настырность заемщиков, банкиры сегодня выигрывают большую часть судебных споров с гражданами. «По нашей практике 80% решений все равно выносятся в пользу банков», — сообщил «ДС» Артем Стариков. «Судьи считают эти дела легкими: есть долг, есть должник, долг нужно вернуть. Никто особо не вникает в законность или незаконность самого договора», — дополнил его Вадим Васько. К тому же тяжбы с банками выливаются в дополнительную головную боль для заемщиков. «Подав иск, они могут сразу же получить встречный иск от банка о взыскании всей суммы задолженности по кредиту. Оба процесса будут слушаться вместе. В итоге в недействительности договора может быть отказано, а взыскание всего кредита удовлетворено», — рассказал «ДС» Сергей Половко.

Но, несмотря на неутешительную статистику, опрошенные «ДС» эксперты уверены, что до конца года количество исков возрастет. «По многим тяжбам еще нет судебных решений, и заемщики имеют достаточно серьезные шансы на выигрыш», — рассказали «ДС» в одном из юридических бюро. По разным оценкам, общее количество исков заемщиков против банков до конца года будет увеличиваться как минимум на 10% ежемесячно. При этом доля выигранных физлицами дел, по мнению экспертов, может вырасти до 30-40%.

Свои оптимистические прогнозы юристы основывают на большом количестве перспективных для физлиц дел, находящихся сегодня на рассмотрении в судах. А также повышением общего образовательного уровня заемщиков: предполагается, что, обжегшись на услугах юристов-аферистов, они уже не станут экономить на качественной юридической помощи. Специалисты не собираются в 2010 г. изобретать новые методы и планируют делать ставку в судах на уже используемые схемы. Новинки могут появиться лишь в том случае, если народные депутаты примут закон о банкротстве физлиц, находящийся сегодня на рассмотрении в Верховной Раде.

На минувших выходных автомобилисты могли зафиксировать на некоторых АЗС резкий скачек цен на дизель и бензин всех марок. Нефтяными компаниями была поднята цена примерно на 4-4,5 %. По словам крупнейших автозаправщиков Украины, причиной подоражания стало повышение цены импортной нефти и инфляция. Но по мнению экспертов и аналитиков это очередной сговор нефтяных компаний Украины. Эксперты считают, что учитывая динамику роста мировых цен на нефть, объективно цены могли подняться не больше чем на 1,5-2%. Но в Украине свои правила...

Если начать с 1917-го года, то после распада СССР Украина наследовала 1,5 тысячи изношенных АЗС и 6 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Их, кстати, и сейчас шесть: Лисичанский, Кременчугский, Одесский, Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский. А вот АЗС - около 6 тысяч и принадлежат они крупным компаниям, которых в общей сложности около полусотни. Но лишь небольшая часть из них регулирует цены на топливо и устанавливает планку качества. Кто за всем этим стоит, мы и поговорим.

Приватное дело

Самым сильным украинским игроком является, естественно, группа "Приват" Игоря Коломойского, контролирующая более тысячи АЗС («Укрнафта», «Авиас», «Сентоза» «Альфа-Нафта» (в свою очередь владеет 500 АЗС под брендом ANP)).
А недавно Игорь Коломойский осуществил свое давнее намерение прикупить к имеющимся активам ЗАО "Укртатнафта". На недавнем собрании акционеров была закреплена продажа 47% компании дружественным г-ну Коломойскому структурам. Кстати, часть акций ранее были экспроприированны у близких к татарским ационерам оффшоров AmRuz Traiding и SeaGroup International и перепроданы нужным людям. Впрочем, акционеры из Татарстана, долгие годы поддерживающие отношения с представителем Партии регионов Юрием Бойко, сейчас активизировали попытки вернуться на наш рынок. Другое дело, что для получения 47% акций "Укртатнафты" г-н Коломойский проделал колоссальную работу – вначале были получены нужные судебные решения, затем акции были изъяты у прежних собственников, затем перепроданы нужным людям, а после - собрание акционеров утвердило сделку. Вернуть все назад татарам теперь весьма сложно, хотя политические расклады тому способствуют.

Источниками нефтепродуктов для заправок г-на Коломойского являются Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ. Незначительную часть нефтепродуктов «мегасеть» импортирует.

Несмотря на размеры сети, заправки «Привата» распределены не равномерно. Больше всего АЗС представлены в Днепропетровской (183 АЗС), Запорожской (126) и Львовской (108) областях. Но в крупных промышленных регионах – Луганском (17) и Донецком (22) – они встречаются гораздо реже. Также пробелы у "Привата" в Киевской области (48) и Крыму (41). Поэтому компания всячески пытается расширить свое присутствие в этих регионах, вступая в борьбу с местными "заправщиками".Такими как «Параллель» (Донецк), «Восточные ресурсы» (Луганск), «ТЭС» и «Атан» (Крым). Кроме того, «Приват» не так давно пытался проглотить сеть «УТН-Восток» (118 АЗС, которые ранее работали по лицензионному соглашения под брендом "Укртатнафта, теперь под брендом «Формула»). Но там случился публичный скандал, дело дошло до судебных разбирательств, да так в них и увязло. 

Украинская сборная

Пожалуй, второй по величине украинский игрок на рынке – группа компаний "Континиум" Игоря Еремеева, владеющая сетью WOG (381 заправка), а также Херсонским НПЗ. Сеть присутствует во всех областях, кроме Сумской. Заметнее всего – во Львовской (44), Волынской (23) и Николаевской (28) областях. Нефтепродукты для этой сети поставляют «Orlen Lietuva» (Литва), Petrotel Lukoil, Petrom (Румыния), «Нафтан», Мозырский НПЗ (Беларусь).
 Почетный президент группы компаний "Континиум" Игорь Еремеев родился в 1968 году в селе Острожец (Ровенская область). Окончил Ровенский государственный технический университет по специальности "промышленное и гражданское строительство", во время учебы в котором создал ЧП "Континиум", занимавшееся пошивом кожаных курток, а позже – продажей нефтепродуктов. В 1992-1995 годах – директор МПП "Континиум", а в 1995-2002 годах – ООО "Континиум". В 2000 году стал собственником 41% акций НПК "Галичина", получив оперативный контроль над предприятием. С 2007 года – владелец Херсонского нефтеперерабатывающего завода.

Еще один член «украинской сборной» - концерн "Галнафтогаз", входящий в "Универсальную инвестиционную группу", которую связывают с предпринимателем Виталием Антоновым. Он владеет сетью АЗС из 255 заправок под брендом "ОККО" (всего компания эксплуатирует 272 заправки). Сеть представлена в первую очередь в западных областях: Львовской (60), Закарпатской (31), Винницкой (28) и т.д. Бензин поставляют: «Orlen Lietuva» (Литва), Мозырский НПЗ (Беларусь). Собственники: «Универсальная инвестиционная группа» (президент – Виталий Антонов) и Европейский банк реконструкции и развития.
Председатель набсовета ОАО "Концерн 'Галнафтогаз" Виталий Антонов родился в 1962 году в Стрые (Львовская область). В 1988 году окончил Тернопольский финансово-экономический институт, факультет финансов и кредита. Контролирует "Украинскую инвестиционную группу", среди активов которой ОАО "Концерн 'Галнафтогаз'" (владеет одной из крупнейших сетей АЗС в Украине), концерн "Хлебпром" (крупнейшее продуктовое торгово-производственное объединение во Львове и области) и строительная компания "Ваш дом". С 1999 года – почетный консул Литовской Республики во Львове. В 1999-2000 годах – председатель комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса Украинского союза промышленников и предпринимателей. С 2004 года – президент "Универсальной инвестиционной группы" и глава наблюдательного совета ОАО "Концерн "Галнафтогаз". Считается самым богатым человеком Львова и области.
 «Веста-Сервис» представлена в первую очередь в Одесской области, а также другие регионы страны (всего 143 заправки). Владеет ею одесский бизнесмен Сурен Сарданян. Поставщики нефтепродуктов сети: Кременчугский НПЗ, Лисичанский НПЗ, Шебелинский НПЗ, импорт
 Сурена Сарданяна называют бизнес-партнером бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица. К сфере влияния семьи Сарданянов также относят фирмы «Бессарабия», «Аверс», «Одесос Холдинг», "Измаилавтотранс».
 «УТН-Восток» (Formula). 118 заправокпринадлежит донецкому депутату - 37-летнему Тимуру Валитову. Сеть представлена прежде всего в восточных и центральных регионах. В первую очередь в Донецке (20), Днепропетровске (19) и Киеве (19). Собственник -- компания «Вик Ойл». Источники бензина: Лисичанский НПЗ, «Orlen Lietuva» (Литва).

Инвесторы

Российско-британский холдинг ТНК-ВР сегодня остается крупнейшей в Украине компанией по объемам переработки нефти. ТНК-ВР принадлежит 50 АЗС, еще 180 работает с компанией на джобберских (франчайзинговых) условиях. "ТНК-Украина", дочернее предприятие ОАО "Тюменская нефтяная компания", которая по объемам добычи нефти входит в число пяти крупнейших российских холдингов. Под контроль "ТНК-Украина" в июле 2000 г. перешел ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛИНОС).
Президентом компании "ТНК-ВР Коммерс" является Сергей Лизунов, бывший московский инженер, затем предприниматель, после директор одной из агентских структур ОАО «Газпром». В Украине работает с сентября 2000 года.

Еще один иностранный инвестор – российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ – до сентября 2007 года проводила масштабную реконструкцию принадлежащего ей Одесского НПЗ (мощности позволяют производить около 3 млн т нефтепродуктов в год) и ввозила нефтепродукты российских и белорусских НПЗ для собственной сети АЗС. ПИИ "Лукойл-Украина», дочерняя компания российского "Лукойл" (президент – Вагит Алекперов). Компания заправляет автолюбителей во всех областях, кроме Луганской. Значительнее всего – в Киевской (51), Одесской (37) и Днепропетровской (18). Всего в сети пойти 300 заправок. Нефтепродукты поставляются с подконтрольного «Лукойлу» Одесского НПЗ и заводов компании в Румынии и Болгарии.
Собственник бизнеса, Вагит Алекперов, он же президент ОАО ЛУКОЙЛ, родился в 1950 году в поселке Разина в Азербайджане. В 1974 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова. С 1968 года работал на нефтепромыслах Азербайджана и Западной Сибири. В 1987-1990 годах – гендиректор ПО "Когалымнефтегаз" "Главтюменнефтегаза". В 1990-1991 годах – заместитель, а затем первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1992-1993 годах – президент государственного нефтяного концерна "ЛангепасУрайКогалымнефть" (ЛУКОЙЛ). С 1993 года – президент ОАО ЛУКОЙЛ. Доктор экономических наук.
 «Альянс-Холдинг» (Shell) сеть насчитывает 155 заправок.Значительнее всего сеть представлена в Киевской (32), Херсонской (13) и Хмельницкой (12)областях, а также в Крыму (18).
 Собственниками компании на паритетных условиях являются голландско-британская компания Royal Dutch Shell и «Группа Альянс» (Россия).Поставщиками для сети АЗС являются: украинские НПЗ, АВ «Orlen Lietuva» (Литва), Мозырский НПЗ (Беларусь).

Добавьте к этому бывших джобберов крупнейших игроков рынка типа "Золотой гепард", "КЛО" и массу других небрендированных АЗС, который, тем не менее, "заправляют" половину рынка. Их владельцы – не совсем обычные, но всё же бизнесмены средней руки, которые зачастую перекупают бензин, но тоже участвуют в формировании цен.

В нашем отечестве повышение цен на топливо случалось по-разному: иногда цены подтягивались вслед за дорожающей в мире нефтью, иногда на фоне падения цены на нефть наши цены повышались – трейдеры находили тому массу объяснений с местным колоритом. Заставить цены вернуться в прежнее русло могли, задействовав административный ресурс, а попросту говоря – власть заставляла крупнейших игроков снизить цены, шантажируя разным. Нынешняя ситуация – не исключение, Антимонопольный комитет уже стоит на пороге…. Интересно, чем закончится эпопея на сей раз?

«Частные армии» в Украине — уже реальность. Они маскируются под охранные компании, но когда дело доходит до корпоративных войн, люди в камуфляже показывают, кто в нашей стране является настоящими силовыми структурами. На их фоне государственные правоохранительные органы смотрятся все более жалко.

Украинские финансово-промышленные группы все активнее обзаводятся «частными армиями». Даже относительно небольшие ФПГ регионального масштаба набирают на службу десятки, а то и сотни людей в камуфляже. В корпоративных конфликтах без них нынче никак. Тем более когда в самом разгаре переформатирование власти по итогам президентских выборов. А это значит, что, по старой традиции, дан старт глобальному перераспределению на высокодоходных рынках. Впрочем, на этот раз обострение конфликтов наблюдается и в отраслях, которые ранее рейдеров не интересовали. Полтора месяца назад полсотни сотрудников одной из охранных фирм захватили завод минеральных вод «Экония» в городе Золотоноша Черкасской области. Лишь сутки спустя объект отбило спецподразделение «Беркут».

С тех пор на заводе вместо стандартной охраны на входе постоянно несет службу усиленный частный отряд. Так спокойнее. Подобные истории уже типичны. Преданные крепкие ребята, получающие зарплату у «хозяина», — обязательный атрибут бизнеса в стране, где правоохранительные органы далеко не всегда являются таковыми в действительности. Как следствие, общая численность сотрудников частных охранных структур в Украине достигла 500 тыс. человек. Это в 2,5 раза превышает число служащих в Вооруженных Силах.

Теневой сектор

4,5 тысячи лицензированных охранных фирм — лишь часть отечественного силового рынка. Не меньшая армия находится на службе у бизнесменов в качестве штатных охранников и сторожей.

В таком случае тратиться на лицензию (50 тыс. грн. в год) не нужно, а уровень сервиса ничуть не хуже. «Около сорока с лишним человек числились у нас на заводе сторожами и охранниками», — подтверждает наличие мини-отряда Александр Сидоренко, бывший директор коньячного завода «Таврия». По его словам, все они принимали участие в обороне предприятия, когда его атаковали летом 2009 года. После смены акционеров завода вся охрана «Таврии» была уволена, теперь безопасность обеспечивает ООО «Грифон». Вне официальной статистики по количеству охранных структур в Украине и «Метинвест Холдинг» Рината Ахметова. Здесь также вся охрана, по информации начальника департамента корпоративных коммуникаций компании Ивана Шмидыка, находится в штате отдельных промышленных предприятий, хотя фактически в структуре действует вертикальная подчиненность силовиков. Любопытно, что от лицензирования своих охранников прячут даже государственные учреждения. По данным «ВД», в киевском коммунальном предприятии «Благоустрій» числятся порядка 200 «разнорабочих» с абсолютно конкретными функциями. Именно они в камуфляжной форме демонтируют незаконно установленные торговые киоски, а также… разрушают агитационные палатки, на что в период избирательной кампании жаловался Арсений Яценюк.

Кстати, своими небольшими охранными подразделениями в последнее время обзаводятся и политические силы. Недавно уволенный с поста министра внутренних дел Юрий Луценко проговорился, что его союзники из БЮТ предпочитают пользоваться исключительно услугами охранной компании «Щит». Сотрудники именно этой структуры перед вторым туром президентских выборов пытались реализовать постановление Кабмина о назначении нового руководства на государственном полиграфкомбинате «Украина». Примечательно, что интересы оппозиционной на то время Партии регионов, которая пыталась не допустить менеджеров БЮТ на предприятие, печатающее избирательные бюллетени, защищала… Государственная служба охраны МВД. Парадокс легко объясняется, если учесть, что этой структурой руководит Виталий Грицак, родной брат депутата-регионала Василия Грицака. Постоянные силовые столкновения вокруг различных объектов приводят к росту спроса на крепких охранников. По экспертным оценкам, суммарная численность «частных армий», включая корпоративную охрану, перевалила за 700 тыс. человек. И эта цифра продолжает расти.

Государственный «монополист»

Расширение поля деятельности для охранных структур, с подачи политиков прозванных «частными армиями», — прямое следствие падения доверия бизнесменов к правоохранительным органам. В случае рейдерских атак или других проявлений острых корпоративных конфликтов милиция предпочитает держать нейтралитет, даже если на руках одной из сторон все документы, подтверждающие ее правоту. Возможно, такая позиция имеет смысл, поскольку зачастую обе стороны конфликта имеют прямо противоположные решения судов. Но в итоге МВД теряет авторитет у бизнеса, а Госслужба охраны — доходный рынок. Все чаще ФПГ предпочитают формировать собственные охранные структуры, игнорируя ГСО. «Если внимательно изучить положение о структурах МВД — ГСО, «Беркута», «Титана» — и взять типовой договор, то сразу понятно, что эти структуры практически не несут материальной ответственности, а их руководство может снять охрану в течение нескольких часов», — делится опытом Наталья Щербатюк, директор ОАО «Киевметаллопром». Ее предприятие находится в перманентном конфликте с ЗАО «Логистический центр «Калиновка» (одна из структур ЗАО «АСНОВА Холдинг») за контроль над 14 гектарами промзоны под Киевом. Обе стороны конфликта имеют собственные охранные фирмы — соответственно «НЕКСУС-26» и «ЭСМА». Они периодически и выясняют отношения, когда дело доходит до силовых столкновений.

Законодательство дает Госслужбе охраны МВД неоспоримое преимущество перед частными конкурентами — милиция имеет право пользоваться огнестрельным оружием. Но этот аргумент сводится на нет, когда требуется преданность «хозяину». Ведь милиция, помимо заказчика, подчиняется еще и вышестоящему руководству в МВД.

А это значит, что оппоненту достаточно выйти на «нужного» генерала — и вооруженные до зубов «титановцы» или «беркутовцы» попросту покинут поле боя. В этих условиях намного надежнее привлечь небольшую частную охранную структуру со стороны. Они не носят пистолеты и автоматы, но добиваются своего за счет агрессивности. Один из лидеров этого рынка — днепропетровская компания «Безопасность. Охрана. Гарантии» («Б.О.Г.»). Она берется за оборону или штурм объекта любой сложности. Единственное ее условие к заказчику — применение силы не должно противоречить интересам… группы «Приват». Подобные ограничения весьма распространены у «частных армий» — они не допускают конфликта интересов с базовым клиентом.

Перераспределение рынка

Возможность окупить затраты на охранную фирму — главный мотив, по которому ФПГ спокойно отпускают ее в свободный рынок. Ведь услуги одного опытного бойца с практическим опытом рейдерских захватов обходятся не менее $1,5 тыс. в месяц. Как правило, это лучшие выходцы из Вооруженных Сил или Госслужбы охраны. Хорошие связи в «верхушке» ГСО — серьезное конкурентное преимущество хозяев «частной армии». При необходимости они могут организовать оперативный визит на нужный объект нескольких десятков автоматчиков. Пик роста спроса на услуги «частных армий» пришелся на начало 2000-х. Сейчас же тенденция несколько изменилась. Достигая хотя бы средних масштабов развития бизнеса, его хозяева обзаводятся личным охранным формированием. Глава Украинской федерации работников негосударственных служб безопасности Сергей Шабовта объясняет это растущим спросом на силовые услуги сомнительного характера: «Если, например, от меня заказчик потребует каких-то противозаконных действий, я на них не пойду. Я независим от заказчика в рамках более широких, чем предмет нашего договора. Мы зависимы от законности своей лицензии. А вот служба охраны, созданная при каком-то юридическом лице, зависима от своего босса. И очень часто выполняет противозаконные действия».

Долгое время аргументом лицензированных частных силовых структур в конкурентной борьбе с корпоративной охраной было то, что они вот-вот получат право на использование если не огнестрельного, то хотя бы травматического оружия. Соответствующие законопроекты появлялись в Верховной Раде, но ни один из них так и не прошел даже первого чтения. В итоге рынок приспособился к ограничениям очень просто: травматическое оружие регистрируется не на юрлиц, а на конкретных охранников. В том числе и на служащих корпоративной охраны, которая работает без лицензии. «Вся продажа спецсредств осуществляется на физлиц, — говорит Геннадий Насонов, президент группы охранных компаний «Атлант». — Было бы логичным, если есть лицензия, дать право приобретать ту же «травматику» на юридическое лицо. Не на Петрова, Иванова, а на фирму. И уже пусть фирма несет ответственность за использование, хранение и выдачу этого оружия». Кстати, в числе охранных объектов группы «Атлант» — Киевская горгосадминистрация и Министерство финансов. Чтобы вооружить своих сотрудников травматическим оружием (резиновыми дубинками), группе пришлось создать спецотряд «Общественное формирование по защите и охране общественного порядка». Такая лазейка открыта для каждого бизнесмена, желающего укрепить свои силовые подразделения «травматиками».

Пустой закон

Проблему неконтролируемого роста численности «частных армий» в Украине, а также ухода рынка охранных структур за пределы лицензионного регулирования призван решить Закон «Об охранной деятельности». 5 марта 2010 г. он был принят парламентом за основу. Казалось бы, наконец-то! Но при знакомстве с текстом документа выясняется, что закон, по сути, закрепляет нынешний статус-кво. Функции главного регулятора рынка остаются за МВД. Таким образом, министерство оказывается одновременно и игроком рынка, и органом, выдающим лицензии. Секрет раскрывается, если посмотреть на список авторов законопроекта. Там тот же депутат Василий Грицак — брат Виталия Грицака, главы ГСО МВД. Согласно законопроекту, лицензированные частные компании никаких преференций перед корпоративной охраной, действующей без лицензии, не получают. Да и четких требований к лицензиатам в законе попросту нет. «Это лоббистский закон, который написан с позиции одного министерства, одной структуры, являющейся подразделением министерства, — Госслужбы охраны», — заявил депутат-коммунист Адам Мартынюк. Отметим, что при этом фракция КПУ в полном составе проголосовала за этот законопроект.

Если госрегулирование в сфере охранной деятельности в ближайшее время не изменится, бои частных батальонов за контроль над заводами и фабриками могут перейти в полномасштабные сражения. Если в столкновениях будут задействованы формирования численностью в несколько тысяч человек, без жертв не обойдется. Решение проблемы, очевидно, следует искать в перелицензировании рынка, включая теневые «армии», которые вне какого-либо госрегулирования находятся на службе у ФПГ под видом внутренней корпоративной охраны. Лицензирование при этом должна проводить структура, которая ни в коем случае не является игроком рынка, но при этом может профессионально подойти к борьбе с рейдерскими боевиками. Вопрос только в том, что представители мощнейших ФПГ сидят в той же Верховной Раде. Пока сложно себе представить, что они захотят ввести ограничения для собственных «частных армий». Остается подождать, когда масштабы силовых столкновений в рамках корпоративных войн испугают даже их.

Новое руководство МВД пообещало разрушить коррупционные схемы, действующие в ведомстве. И «Комсомолка» очень надеется на это. Ведь в последние годы в милиции практиковалась раздача должностей не столько по заслугам, сколько по тому, кто даст за нее больше…

Чем «прибыльнее» пост, тем дороже «взнос»

Экс-министр внутренних дел Юрий Луценко после своей первой отставки признался, что однажды ему предлагали 3 миллиона долларов за назначение на должность начальника одного из областных управлений милиции молодого генерала. Тогда Луценко отказался от денег и назначил другого человека. Правда, потом пожалел об этом. «Сейчас я бы взял эти деньги, чтобы доказать, что такие суммы предлагают», - заявил он журналистам.

По словам бывшего главы МВД, через него не раз пытались решать кадровые вопросы в ведомстве. Такая практика была заведена давно и действовала безотказно. Как утверждает источник «Комсомолки» в силовом ведомстве, цена вопроса зависела от того, какую прибыль сможет принести полученное место.

- В структуре внутренних дел есть так называемые элитные подразделения, попасть в которые мечтает каждый второй выпускник школы милиции и академии, - объясняет «КП» сотрудник МВД Василий С. - А «элита» МВД - это УБОП (Управление по борьбе с организованной преступностью), УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), УБНОН (Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков) и, конечно же, «королева» дорог - Госавтоинспекция. Туда без серьезной протекции, подкрепленной звонкой монетой, можно было не соваться.

Список самых привилегированных должностей, по словам собеседника, составлен не случайно. К примеру, УБОП - это возможность контролировать весь уголовный мир. В их досье есть много имен бывших членов организованных преступных группировок 90-х, кто уже давно и успешно занимается бизнесом. Но и они время от времени попадают в неприятности, из которых им можно помочь выйти. Сотрудники УБОП наделены множеством рычагов влияния еще и на экономическую жизнь страны, да даже на своих коллег из других ведомств. Поэтому, чтобы стать простым оперативников в УБОП, приходилось выложить от трех до пяти тысяч долларов. Кресло начальника управления тянуло уже на $50-200 тысяч.

Деньги «отбивались» быстро

Немного дешевле можно было решить вопрос с трудоустройством в УБНОН - потраченные деньги очень быстро «отбивались». Как объясняет наш собеседник, борцы с распространением «дури» нередко прикрывали каналы поступления наркотиков, «крышевали» наркоторговцев, а порой и сами подрабатывали на хлеб с маслом продажей того, с чем должны бороться.

- Громкий скандал с задержанием в Харькове милиционеров во время транспортировки крупной партии маковой соломки, экстази, трамадола и амфетамина - тому свидетельство, - продолжает Василий С. - Среди них оказался заместитель начальника областного Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также еще несколько высоких милицейских чинов города, раньше работавших в ОБНОН. Однако уйдя на повышение, они продолжали «крышевать» наркопоставки. Хорошая должность в этом отделе оценивалась от $20 тысяч до 150 тысяч.

Практически столько же приходилось платить за службу на ниве борьбы с экономической преступностью. Ведь, по сути, УБЭП контролировало все крупные (и не только) предприятия, бизнес-структуры законные и вне закона.

Автомобиль открыл дорогу в МРЭО

В Госавтоинспекции все обстояло намного интереснее - туда, как утверждает собеседник, прорваться с улицы было нереально.

- В столице действовали самые высокие расценки на вакансии, - утверждает наш собеседник. - Чтобы стать начальником райотдела, надо было иметь минимум $30 тысяч, а для должности начальника МРЭО, автотехнической инспекции (АТИ) - от $80 тысяч до 200 тысяч. Инспектором в МРЭО устроиться вообще сложно. Там давно сидят люди, сдвинуть которых с места не так-то просто - дело свое они знают, ежемесячные сборы поступали начальству без перерыва. Коллеги рассказывали, как одному столичному бизнесмену предложили устроить сына после окончания академии МВД в одно из киевских МРЭО. Но за это он должен был приобрести и оформить на имя начальника отдела автомобиль за $15 тысяч.

А вот в провинции, чтобы попасть в ГАИ, даже на самые непрезентабельные должности, помимо денег приходилось обзаводиться крутыми связями. Но регионы в ценовой политике намного уступают столице - за возможность работать инспектором ГАИ брали всего-то 1-3 тыс. долларов.

Существовал свой прейскурант и на должности начальника управлений и отделов в уголовном розыске, по борьбе с торговлей людьми, в ветеринарной и железнодорожной милиции.

- Ветеринарную милицию можно приравнять к УБЭП, постоянные проверки торговых точек увеличивают зарплату, - объясняет Василий. - А на железной дороге можно нажиться на транспортировке наркотиков, «крышевании» нелегальных грузов и многом другом. От желающих возглавлять эти подразделения отбоя не было. Поэтому все потраченное за год, а то и за полгода отбивалось, да еще и с процентами.

Система знакома, жалоб нет

Для нового руководства МВД не новость то, что часто кадровые вопросы решались с помощью тугого конверта. Но и с жалобами на вымогательство взятки почти никто не обращается.

- О том, что за назначения на должность с подчиненных брали деньги, мы слышали, и не раз, - рассказывает начальник инспекции по личному составу МВД Украины Михаил Дивак. - Несколько случаев было зафиксировано в прошлом году, даже возбудили два уголовных дела. Но больше сигналов не поступало. Есть информация, что существовала такая система, сейчас она анализируется службой внутренней безопасности. Но мы собираемся ее разрушить. Заявляйте о подобных фактах в прокуратуру, службу внутренней безопасности, в СБУ. Не надо никого бояться.

Очень хочется надеяться, что процветавший во внутренних органах отбор не по профессиональным качествам, а за торг (кто больше даст - того и место) закончится при новом руководстве МВД.

Вечный недобор

Но не все должности в милиции были «платными». К примеру, в столице нет проблем с вакансиями в полку дорожно-патрульной службы. У них вечный недобор. На зарплату в 2000-3000 гривен не многие соглашаются идти. Работа адская, прибыли - ни на грош.

В Госохране тоже приходится жить на небольшую зарплату. Участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних, оперативников в райотделы столицы днем с огнем не сыщешь.

Начальников никто не ловит

Именно потому, что на кон поставлены большие деньги, подловить на взятках начальников районных или областных управлений милиции, жаждущих благодарности от подчиненных, дело непростое. Никто из милиционеров не рискнул пожаловаться на вымогателей. Объясняется это очень просто: заявить о том, что кто-то требует за вакантное место деньги, - это раз и навсегда поставить крест на службе в органах.

Да и чтобы вывести мздоимца на чистую воду, одного только заявления недостаточно. Его нужно подкрепить серьезными доказательствами - видео- или аудиозаписью. Но установить видеокамеру или же прослушку телефонов в кабинетах управлений или райотделов не так-то просто, даже если есть на то постановление суда, считают специалисты службы безопасности Украины. Да и провести операцию так, чтобы не произошла утечка информации и подозреваемый ничего не узнал, - дело непростое.