Статьи
Государственный долг Украины достиг критической отметки. Казна пуста, а значит, уже в ближайшее время пенсионеры и бюджетники останутся без выплат и зарплат. Госмонополии фактически банкроты. Новый Кабмин Николая Азарова обречен, и не сможет предотвратить внутренний дефолт Украины. Почему Украине не избежать социального взрыва, рассказал Олег Соскин – политолог и экономист, директор «Института трансформации общества».
-На первом заседании нового Кабмина Николая Азарова вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко сообщил, что долг Украины составляет 83,5 % от ВВП. При этом Тигипко провел параллели с Грецией, которую из-за роста налогов и сокращения социальных программ захлестнула волна протестов. Повторит ли Украина судьбу Греции?
- По нашим оценкам, внутренний долг на сегодня составляет порядка 40 миллиардов долларов. А ВВП Украины в долларах за 2009 год составил порядка 100 миллиардов долларов. Таким образом, долг составляет 45-50% нашего ВВП. Но для нас и эта цифра очень большая . Ведь у нас один из самых маленьких ВВП. Если не брать во внимание Грузию и Молдову, то он самый низкий в Европе. Но нужно также учитывать фактически банкротство государственных монополий. Таких как, например, «Нафтогаз», «Укравтодор», «Урзализныця». И там тоже заложены государственные гарантии. Если их учитывать, добавить их к сумме госдолга, то цифра действительно достигает 80%. А это, по сути, подтверждает мой прогноз, который я давал еще полгода назад, что в Украине уже есть внутренний дефолт. И пора заявить, что государство уже не может выполнять обязательства по своим долгам. Фактически Украина неплатежеспособна.
- Какими будут конкретные последствия внутреннего дефолта?
- В первую очередь, будут проблемы с выплатами пенсий, зарплат бюджетникам. Долг Пенсионного фонда уже достиг 30 миллиардов гривен. Денег на пенсии нет. Ведь они и так все последнее время выплачивались в долг через ОВГЗ. Долг бюджетникам также превысил 2 миллиарда гривен. Таким образом, пенсионеры, учителя, врачи, работники сферы культуры будут сидеть без зарплат в самое ближайшее время. Останется одно – объявить дефолт. Но тогда в очень сложной ситуации окажутся государственные банки. Прежде всего, «Сбербанк», а также «Эксимбанк», «Родовид» и «Укргазбанк». Возникнет вопрос, что делать с вкладчиками. Если будет объявлен дефолт, то все счета государственных банков будут заморожены. Тогда все государственные структуры автоматом тоже нужно будет объявить банкротами — со всеми вытекающими последствиями. Это крах государства в его нынешней форме. При этом государству нужно, как ни крути, платить по внешним долгам. Как по собственным, так и по долгам государственных монополий. Плюс нужно обслуживать ОВГЗ, которых дорогая Юлия Владимировна Тимошенко навыпускала на 90 миллиардов гривен под 30% годовых. Из них порядка 60 миллиардов находятся у Нацбанка Украины. Если государство объявляется банкротом, тогда объявляет о своем банкротстве и Нацбанк. Или же необходимо как-то реструктиризировать эти 60 миллиардов, которые глава НБУ Владимир Стельмах преступно выдал. В этой ситуации думаю, точно будет революция. Она должна начаться. Сколько же может терпеть биомасса? Если бросят пить, если водку неделю не будут продавать, то народ поднимется.
- А что в этой ситуации будет с госсобственностью? Например, с той же газотранспортной системой?
- Ничего хорошего точно. Если будет объявлен не только внутренний дефолт, а и по внешним обязательствам тот же «Нафтогаз» не сможет выполнять свои обязательства, то на эту компанию подадут в суд. Тимошенко в свое время выпустила суверенных облигаций «Нафтогаза» на 1,6 миллиарда долларов. Причем больше чем под 12% годовых. Если мы не будем их гасить, то предъявят претензии уже не к «Нафтогазу», а к государству. То же самое касается и других госкомпаний. А «Укравтодору» и «Укрзализныце» уже в текущем году нужно будет гасить по миллиарду долларов. Украине будут поставлены жесткие условия. Лондонский и Парижский клубы очевидно предложат нам реструктиризировать эти долги. Ну, и прежде всего, свое слово скажет МВФ. Нам же не так просто уже дали 10,6 миллиарда долларов, и хотят всучить вдобавок четвертый транш, чтобы еще больше увеличить нашу зависимость.
- На ваш взгляд, Россия в этом контексте не будет претендовать на ГТС?
- Конечно будет. Мы же должны выкупать газ по 305 долларов за тыс. куб. в текущем квартале. А в следующем — уже по 334 доллара. Если Украина не будет выкупать законтрактованные объемы газа, а это и случится, то Россия тоже на нас подаст в суд. Мы и так уже выбились из графика. Только за первые два месяца мы уже недобрали газ. Чтобы в дальнейшем покупать газ понадобится по 1 миллиарду долларов ежемесячно. А нам этот газ не нужен. Россия потерпит месяц. Если до 7 апреля мы не заплатим за мартовский газ, мы должны будем выйти на предоплату. Денег этих нет. В таком случае мы вообще никогда не рассчитаемся. России ничего не останется, как только судиться с нами. Контракт был заключен настолько по идиотски Юлией Тимошенко, что его разорвать нельзя, а все претензии рассматриваются в Стокгольмском суде. Но в таком случае будет гражданская война, ведь ГТС никто не захочет отдавать России. Начнется, по сути, антиолигархическая национальная освободительная война. Хотя, по логике вещей, Россия сможет сказать в этой ситуации: «Отдавайте нам часть ГТС».
- Но может быть новое правительство все-таки справится с этими вызовами? Может, не все так печально, как вы прогнозируете?
- Новое правительство обречено. Новый Кабмина – это гомункулус ежа и ужа. Как говорят, если скрестить ежа и ужа, то получится полтора метра колючей проволоки. Такое у нас и правительство: олигархическо-коммунистический гомункулус с вкраплением Тигипко. Эти люди ничего не смогут сделать. Это Кабмин узурпаторов, он сформирован незаконно, не имеет реального большинства в парламенте. А президенту только кажется, что он имеет полномочия. Две трети страны его не поддержало, как и столица Украины. Если они бюджет не смогли внести сразу, если им нужен месяц для его подготовки, то о чем можно говорить? На местах идет разрушение власти. Ведь и на местах бюджеты принять не могут. Страна живет в разрухе. Социальные институты, школы, больницы в подвешенном состоянии. Они непонятно как финансируются. Идет медленное разложение системы. Местные выборы отложены на непонятный срок, 30 мая истекает срок полномочий мэров. Поэтому социального взрыва не избежать.
- Информация о материале
Коммерческие банки не смогут покупать доллары и евро, чтобы возвращать валютные вклады, так как запретил Нацбанк.
Он оставил за подчиненными право на приобретение иностранной валюты только под выплату процентов по депозитам в СКВ. А сумму тела вклада банки должны будут погашать за счет собственных средств в валюте. Соответсвующее постановление Национального банка уже зарегистрировано в Министерстве юстиции.
Нововведение касается только новых вкладов, объясняют аналитики. Для погашения старых депозитов процедура обслуживания вкладов остается старой. И коммерческий банк сможет для вкладов, оформленных до момента вступления в силу постановления НБУ 762, по-прежнему покупать иностранную валюту.
Причины очередного запрета НБУ финансисты называют разные. Первой называют попытку ограничить колебания валют и ухудшение размеров золотовалютных резервов. С начала года каждый месяц резервы уменьшаются на 4,5%. Так в январе минус составил миллиард 219 миллионов долларов, в феврале – минус миллиард 137 миллионов. Цифры 2010 –го в среднем в полтора раза превышают показатели "похудения резервов" в конце 2009-ого. Так в декабре "запасы" НБУ уменьшились на 786 миллионов, а в ноябре всего на 421 миллион долларов.
дной из причин уменьшения золотовалютных резервов, Станислав Аржевитин, член комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности видит в уменьшении количества выручки экспортеров. "Наши экспортеры все меньше дают валютной выручки. Она идет с минусом. И сегодня мы имеем минусовое сальдо - в среднем один миллиард ежемесячно по нашим внешним торговым операциям".
По сравнению с валютными доходами валютные платежи не уменьшаются. Так ежемесячно Украина должна платить от 500 до 800 миллионов долларов России за газ. У Нафтогаза денег нет. По-сути, за него через ОВГЗ и резервы НБУ раньше рассчитывался Национальный банк. Скорее всего этим же он будет заниматься и дальше, уверены эксперты. А это удар по резервам. К тому же есть еще другие государственные внешние долги и потенциальный спрос на межбанке. "НБУ чувствует ситуацию, чувствует критичность отсутствия необходимых средств, особенно валютных, и поэтому прибегает к разным мероприятиям ограничительного характера. Это не очень хорошо для выравнивания тех или иных проблем, которые имеют место с валютными кредитами или депозитами. Но они вынуждены идти на этот шаг", - подчеркивает Станислав Аржевитин.
Банкиры-практики находят еще один, не менее весомый аргумент, для нового запрета. Утверждают, что Нацбанк через свой запрет посылает подчиненным достаточно четкий сигнал - не принимать новых депозитных вкладов в иностранных валютах. И работать только в гривне. "Может получиться так, что банки не смогут погасить эти валютные вклады, - отмечает эксперт финансового рынка Эрик Найман. - Например, банк продолжает принимать валютные вклады. При этом их не могут раздавать в виде кредитов. А НБУ еще и требует продавать иностранную валюту. Получается, что коммерчески банки валюту продадут. А со временем, когда надо будет возвращать вклад клиенту, не смогут откупить валюту назад. И тут возникает первый физический риск невозможности в виде запрета - купить инвалюту для расчетов. Разве что строить пирамиду, рассчитываясь со старым вкладчиками валютных депозитов за счет денег, принесенных новыми клиентами".
Такие ограничительные меры Нацбанка загоняют его подчиненных в глухой валютный угол. Потому что делает невыгодным принятия валютных вкладов у населения. Которое, наоборот, пока большинство денег приносило именно в валюте. В такой ситуации, уверен Эрик Найман, можно ожидать достаточно быстрой реакции коммерческих банков по существенному снижению процентных ставок в валюте. Это может быть падение до 5-6 процентов годовых. Именно до 5-6%, а не на 5-6%. Это ориентир по ставкам для долларовых вкладов, а по евро может быть еще меньше на 1-2%. Только таким резким снижением доходности по доллару и евро можно "остудить" горячую любовь рядового украинца к депозитам в СКВ. Но приведет ли это к переориентации на гривну или просто вытолкнет валютные сбережения из банков коммерческих в банки домашние, аналитики предсказать не берутся. Слишком много сопутствующих условий должно быть учтено в таком прогнозе. А точнее в реальной экономике.
- Информация о материале
В Украине закончились выборы. Новому президенту придется решать огромное число проблем. Но одну из них можно выделить особо — коррупция. Бессмысленно говорить о модернизации Украины, превращении ее в нормальное европейское государство, привлечении инвестиций, повышении уровня жизни населения и обо всем прочем, пока наша страна остается по уровню коррупции на 134-м месте среди 180 государств (согласно рейтингу международной организации Transparency International). Поэтому газета «Сегодня» начинает публикацию серии материалов, посвященных коррупции во всех сферах нашей жизни. Мы не только будем описывать коррупционные схемы, но и предлагать пути их решения.
И начнем сегодня с рассказа о судах — как раз они составляют базис коррупции во всей стране. Не победив коррупцию в судейском корпусе, нет смысла бороться с ней и в других сферах жизни. Ведь именно суды в конечном итоге решают кто коррупционер, а кто нет. А при нынешнем уровне разложения судебной системы любой вор и взяточник легко уйдет от ответственности, сколько бы его не ловили на горячем. Повальную коррупцию в судах признают все. И о борьбе с ней в последние годы много говорили власть предержащие, милиция, прокуратура и СБУ. Но о «серьезности» и «эффективности» этой «борьбы» красноречиво говорят официальные данные Госдепартамента Украины по исполнению наказаний: в местах не столь отдаленных в настоящий момент нет НИ ОДНОГО (!) судьи. Последний судья, побывавший на зоне, ушел оттуда на волю более года назад, это был служитель Фемиды из Ивано-Франковска, погоревший на взятках. А всего с 1998 по 2008 год приговоры выслушали аж 12 судей. Возникает всего один вопрос — чего же при таком государственном гуманизме взятки-то не брать?
Как рассказали «Сегодня» эксперты из числа опытных юристов, деньги служители Фемиды берут по самым разным поводам. Например, при взятии под стражу судья может согласиться с доводами следствия или оперативников, а может сказать: не предоставили фактов, свидетельствующих, что надо арестовывать. И то, и другое — законно. Решить предвзято судья может не только за деньги, но и по звонку или под давлением.
Взятка зависит от сложности дела. В провинции «арест-неарест» — даже от 200 долларов. В Киеве раньше был от 2 тысяч «зеленых». Потом поднялся до 5, сейчас до 10 тысяч. Но это если не vip-персоны. И категория дел простая, с нетяжкими преступлениями. Никто не выпустит серийного убийцу, а вот мошенника выпустят. Впрочем, если жулик взял миллион-другой, то за 10 тысяч никто не выпустит, это будет дороже.
Еще момент — назначение дел к слушанию. Не секрет, что дела могут слушаться годами. Хотите ускорить — платите деньги. Тогда заседания будут не раз в три месяца, а, скажем, раз в неделю. В законе о начале процесса написано «в разумные сроки». Это можно трактовать как угодно. Тут взятка тоже от дела зависит. По Киеву ускорить дело может быть (в простых случаях) 2—3 тысячи долларов.
Сейчас, говорят эксперты, берут не за принятие НЕЗАКОННОГО решения, а за принятие ЗАКОННОГО. И так уже последние три-пять лет. Ведь судья дорожит репутацией, будут жалобы, найдут незаконность — кому это надо. А если не заплатить за законное решение, его тоже примут, но когда? И срок заключения от судьи зависит. Но таксы «за скостить год» нет, утверждают эксперты. За это берут, но в каждом случае по-разному. Если это ДТП, можно дать условно, а можно реально. Законно и то, и то. За «условно» надо платить. В Киеве — от 10 до 20 тысяч долларов. Хотя если у вас крутой джип, и сбили не бомжа, то значительно дороже, до 100 000 долларов.
Сейчас судьи стали реже отправлять дела на допрасследование, но бывает — когда нельзя оправдать, а сажать нельзя, ибо судья деньги уже взял. За это тоже платят, в Киеве от 10 000 долларов.
Если «занесли» деньги в Апелляционный суд, и ситуация такая: нельзя отменить решение (законное) первой инстанции, и свое нельзя вынести, ибо виноват человек, тогда придираются к мелочам. Например, плохо, неразборчиво написан протокол, судья не может прочитать. И тогда дело отправляют на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В Верховном суде вариантов больше — это кассационная инстанция, так что могут вернуть в апелляционную инстанцию, могут — в первую на новое рассмотрение. Все это, говорят эксперты, в ряде случаев стоит денег. Хотя, конечно, нельзя всех судей мазать черным и присваивать ярлык «взяточик». Однако сама система такова, что кристально честные люди там долго не задерживаются.
За что Фемида берет «на лапу»
Судьи предпочитают наличные, принимают их только от хорошо знакомых людей и стараются «отбить» деньги, заплаченные за должность
1. По своеобразному «рейтингу» коррумпированности на первом месте – Административные суды. Там ходят суммы порой и в несколько миллионов долларов (например, за решение о признании выборов на важном участке несостоявшимися). Пример – изъятые суммы у экс-судьи Игоря Зварича.
2. На втором месте – Хозяйственные суды. Там обычная такса – 3% от суммы рассматриваемого иска (например, о приватизации или ее отмене на предприятии). Однако если речь идет о разделе имущества или наследстве, могут затребовать и 50% от «делимой» суммы.
3. Третье место – так называемые суды общей юрисдикции, с которыми чаще всего имеет дело население (районные, городские, апелляционные, Верховный суд). В этих судах берут деньги за следующее:
арест или отказ в аресте, в провинции это стоит от $200, в Киеве ныне – от $10000;
назначение к слушанию без «затяжек», в Киеве – от $2-3 тыс.;
принятие решения (чаще всего – законного), в Киеве – от $10000;
направление дела на дополнительное расследование, в Киеве – от $10000;
направление дела опять в суд первой инстанции (из Апелляционного суда), но в другом составе, чтобы убрать «строптивого» судью, от $5-10 тыс.;
исключение из приговора «тяжких» статей, что дает возможность применить амнистию, в Киеве – от $10000.
Сколько стоит стать судьей
Чтобы стать впервые назначенным районным судьей, надо «занести» деньги, как правило, в четыре инстанции.
1. Договориться о месте в районном суде с его председателем (в Киеве это минимум $50000).
2. Найти «нужного» человека в квалификационной комиссии, которая решает, насколько профессионален кандидат (это тоже примерно $50000).
3. Заплатить, чтобы документы прошли без волокиты Высший совет юстиции (опять найти нужного человека) – тоже примерно $50000.
4. И, наконец, «занести» деньги на Банковую, чтобы вовремя попасть в Указ президента, назначающего судей на первый срок (ранее там брали $30-50 тыс, но сейчас, говорят, перед сменой президента, такса поднялась до $100000).
ИТОГО получается от 200000 до 250000 долларов, которые нужно «отбить» (порой, чтобы заплатить, человек залезает в долги, а их надо возвращать), плюс желательно «наварить» сверху уже себе на дом, машину и пр.
Источник данных: эксперты «Сегодня»
«Взятку судье передали на... Эскалаторе»
Говорит известный столичный адвокат, защитник обвиняемого Юрия Нестерова в знаменитом «деле оборотней», бывший следователь прокуратуры Мария Самбур:
— Бывает такая схема. Например, в суде первой инстанции (обычно райсуд) судья неподкупен. Он выносит законное решение, которое не устраивает сторону подсудимого. Дело идет в апелляцию, там подходы к судье находят. И тот отправляет (придравшись к ерунде) дело опять в первую инстанцию, но уже на рассмотрение в новом составе суда. А к другому судье уже находят подход, заносят деньги… Количество таких передач дела «суд-апелляция» не регламентировано, у меня как-то было восемь...
Бывает важно еще, если нельзя оправдать полностью, то хоть исключить тяжкие статьи. В результате взятки они могут «уйти», тогда человек пишет заявление о применении к нему амнистии, а судья отказать уже не может, если есть все основания для амнистии (даже если это непроплаченный судья), и человек выходит на волю.
Берут всегда только лично и «налом»: конверт, чемодан (до 1 млн. долларов). Но никогда судья не возьмет у малознакомого. И в кабинете брать не будет, только особо уверенные в себе, вроде львовского экс-судьи Игоря Зварича, могут деньги держать на работе. Был случай, мне рассказывали, брали-передавали взятку в метро на эскалаторе. Там нет прослушки, все происходит мгновенно: один едет вверх, другой вниз, передали пакет и разъехались…
Впрочем, будем справедливы, иногда клиент платит, но к судье деньги не попадают, он может вообще быть кристально честным. Был случай: мой клиент говорит мне — надо бы с судьей «поговорить». Чтобы принял такое-то решение в мою пользу. Я: это невозможно, во-первых, знаю судью, он не берет, во-вторых, такое решение невозможно вынести, это незаконно. Чуть позже клиент говорит: а я нашел человека, он обещает все решить. А вы просто недопонимаете… И передает тому человеку деньги, которые до судьи, разумеется, и не дошли. Как уж он отчитывался потом, не знаю…
«Коррупция была, есть и будет»
Юрий Василенко много лет был военным судьей. Затем трудился в Генпрокуратуре и 11 лет работал судьей Киевского городского, позже апелляционного суда. Считался очень неудобным для начальства. Вот что он думает о коррупции среди коллег:
— Коррупция в судах была, есть и, наверное, будет долго. Опытный судья, взглянув на решение коллеги и изучив дело, почти наверняка может сказать, коррупционное это решение или нет. За что дают на лапу? Вынесение решения: приговорить к меньшему сроку, а то и оправдать; отправить дело на дополнительное расследование... Чаще всего деньги передают через адвокатов. Но есть и иная схема, когда деньги от клиента передают прямо судье, минуя адвоката. Такой случай был как-то у меня. Я защищал бизнесмена, его освободили из-под стражи. Но я понимал, что тут, кроме моей речи в суде, сработали какие-то иные факторы. Спросил клиента, он говорит: «А как вы думаете, во что мне это обошлось?» Я ответил, что предполагаю — в 5—10 тысяч долларов. Он лишь улыбнулся, дав, видимо, понять, что я наивно во много раз занизил сумму... Дело его в итоге заглохло.
Однажды я рассматривал дело одного из замминистра топливно-энергетического комплекса и вчистую его оправдал. Дело в том, что при изучении дела стало ясно, что наша сторона не только не переплатила другому государству за нефть (в чем и обвиняли чиновника), а даже недоплатила. Примечательно, что, как мне рассказывали, кто-то из руководства нашего суда якобы получил 80 000 долларов за то, чтобы дело попало именно ко мне, ибо знали, что я обязательно докопаюсь до истины и чиновник будет освобожден...
Вообще-то коррупция в судах начинается не тогда, когда дело доходит до решений, а еще на стадии приема человека в судьи. Цены, конечно, очень разнятся в зависимости от уровня суда и местности. Коллега как-то мне рассказывал, что к нему пришел человек из провинции и заявил: я имею 5 тысяч долларов, помоги решить вопрос в ВСЮ, чтобы стать районным судьей у себя дома. В Киеве цены как минимум на порядок выше.
Зварич готовится к суду
Бывший глава Львовского Апелляционного административного суда Игорь Зварич — самый высокопоставленный судья в истории Украины, попавший под следствие за взятки. Сам он утверждает, что с ним просто сводит счеты президент Виктор Ющенко (мол, судья отказался закреплять землю возле Львова за бизнесменами-спонсорами «Нашей Украины» как возврат «долгов» за помощь на парламентских выборах 2007 года). Есть также версия, что Зварич слишком уверовал в свою неуязвимость, как судья, дал возможность прокуратуре и СБУ зафиксировать свою незаконную деятельность. Говорят также, что замгенпрокурора Ренат Кузьмин, известный борьбой с коррупцией в судах, не мог упустить такого момента... Сегодня Кузьмин не руководит следствием, так что случай со Зваричем может остаться единичным.
Как рассказал нам источник в ГПУ, арестованный экс-судья Игорь Зварич сейчас знакомится вместе со своими адвокатами с материалами дела. Это не все материалы, которые имеются у следствия, а только доказанные и выделенные для передачи в суд 20 томов. Ему вменяют пока сумму взяток в 148 тысяч долларов, по остальным деньгам идет работа.
Напомним, что Игорь Зварич был арестован в 2008 году по подозрению (а потом и обвинению) в получении взяток. По словам нашего источника, у него в кабинете нашли 16 тысяч долларов, буквально только что полученных. Из них он отсчитал «трешку» и передал водителю, чтобы тот отвез на нужды строящегося судьей дома. Тут его и взяли… Дома нашли почти миллион долларов (без трех тысяч), евро, гривню… Дело по его обвинению (№40-2630) получилось очень объемным, по нему проходят свидетелями (пока) еще немало служителей Фемиды. А экс-подчиненному Зварича, судье того же суда В. Любашивскому и председателю окружного админсуда Ивано-Франковска П. Черепию предъявлены обвинения. Но они не под стражей. Самому Зваричу «светит» от 8 до 12 лет заключения с конфискацией имущества.
Судейская коррупция бывает и в безденежной форме
Коррупция среди судей проявляется не только во вручении некоего конверта с деньгами «за услуги», есть и ее безденежные формы. В первую очередь это выстроенная в Украине вертикаль судейской власти: глава Верховного суда — председатель местного суда — судья.
Впрочем, недавно Конституционный суд признал незаконным назначение судей на админдолжности (председателями и замами в судах) Советом судей, который возглавляет выходец из БЮТ, он же глава Верховного суда Василий Онопенко (то есть он расставил там своих людей). Такая жесткая вертикаль предполагает и жесткое подчинение: как «наверху» решат, так «внизу» и выполнят. Иначе глава суда потеряет кресло... Впрочем, ранее тот же Конституционный суд признал незаконным и назначение судей на эти должности президентом (так было при Кучме).
Получается, что сегодня нет законного органа, который назначал бы начальников в судах. Замгенпрокурора Ренат Кузьмин предлагает в этой ситуации, чтобы их обязанности выполняли и. о. (в законе это прописано). Но на деле вся эта вертикаль работает, осуществляя админдавление на судейские решения. Изменить ситуацию сможет только принятый парламентом новый закон. Свои вертикали есть и в Административных, Хозяйственных судах, действуют они так же. Работает, в смысле безденежной коррупции, и связка «адвокат — прокурор — судья». Тут речь идет о некоем обмене услугами: сегодня ты идешь мне навстречу, завтра — я тебе...
Кроме того, влияют на судей и «просьбы» из Высшего совета юстиции, парламентских комитетов, с Банковой, то есть из инстанций, от которых зависит назначение и снятие судей. Если кандидат в судьи не имеет денег, он может пообещать после назначения выполнять эти «просьбы».
Шесть ножей в спину судейской коррупции
Ряд юристов, опрошенных «Сегодня», назвали нам несколько изменений, которые следует обязательно ввести законодательно, чтобы если не искоренить, то хотя бы уменьшить уровень коррупции в судейском корпусе. В частности, об этом говорят известный столичный адвокат, доктор философии права Иван Боднарук, адвокат Мария Самбур, экс-судья Юрий Василенко.
1. Надо упразднить практику назначения районных судей на первый срок президентом. По мнению юристов, этих судей должны избирать, их должны знать жители района. И должен быть принцип состязательности, чтобы выбор был хотя бы из двух кандидатов.
2. Следует создать постоянно действующие дисциплинарные комиссии, которые бы рассматривали исключительно проступки судей, готовили материалы на их снятие. Ныне же этим занимаются «по совместительству» квалификационные комиссии, принимающие экзамены у кандидатов в судьи. В эти дисциплинарные комиссии могли бы войти отставные судьи, прокуроры с большим опытом, адвокаты, научные работники. И надо, чтобы в эту комиссию с жалобой на судью мог бы обратиться любой гражданин, а не так как сегодня, когда это право принадлежит немногим категориям власть имущих (нардепам, председателю суда, представителям президента и Уполномоченного по правам человека).
3. Ограничить права председателя суда любого уровня, забрать у них возможность распределять, кому какое дело расписать, потому что здесь кроется еще одна коррупционная схема. Ведь есть категория «жирных» дел, на которых можно получить крупную взятку и поделиться с руководством суда. А есть «пустые» дела, где заведомо понятно — поживиться нечем.
4. Ввести институт присяжных заседателей. Это не уничтожит коррупцию полностью, но существенно ее уменьшит. Сегодня есть народные заседатели, но в народе их не зря называют «кивалами», они одобрят любое решение председательствующего судьи. А 12 присяжных подкупить невозможно. И вводить этот институт надо не только для дел, где речь идет о пожизненном наказании, как сейчас предлагают некоторые нардепы и в ВС, но и в любом случае, когда подсудимый этого желает. Ведь присяжные определяют не только «виновен-невиновен», но и квалификацию преступления, например, это неосторожное или умышленное убийство. А тут наказание разное.
5. Так изменить закон о судоустройстве, чтобы избавиться от случайных людей среди судей. Надо, чтобы квалификационная комиссия состояла из постоянно работающих членов (а не судей-совместителей, как сейчас), способных разобраться, кого принимают в судьи. Ведь сегодня, когда проходят десятки кандидатур в день, для совместителей это непосильно. Бывает, что кандидату даже одного вопроса не задают и штампуют решение: годится!
6. Ввести для кандидатов в судьи компьютерные экзамены, вроде тех, что есть сейчас в ГАИ. Сдавать следует не только теорию, но и практическое ее применение. Особенно в казусных случаях — как вы поступите: первый, второй, третий вариант.
- Информация о материале
Среди многих реформаторских инициатив и благих намерений новой власти борьбу с коррупцией хозяин «Межигорья» считает наиболее значимой. Антикоррупционная риторика вообще стала доминировать в речах участников новой властной команды. Однако первая неделя работы правительственной коалиции во главе с Партией регионов показала: эти люди и их методы ничем не отличаются от прежних. Они готовы возглавить борьбу с коррупцией только для того, чтобы эту борьбу похоронить.
Рассмотрим последовательность действий. 26 февраля в числе первых указов президента Виктора Януковича было принято решение о создании Национального антикоррупционного комитета. 11 марта президент и его парламентская коалиция утвердили нового премьер-министра, министра внутренних дел, председателя СБУ, вице-премьер-министра силового блока. 12 марта президент выступил на координационном совещании с руководителями правоохранительных органов. Всем этим людям была поставлена главная задача: борьба с коррупцией. Слова звучат правильно.
Однако вот забавное совпадение. Как раз накануне голосования за новых силовиков, призванных очистить власть от организованной преступности, коалиция Партии регионов… лишила Кабмин реальных инструментов борьбы с коррупцией! Депутаты, лояльные Януковичу, дружно проголосовали за отсрочку целого пакета специальных антикоррупционных законов — «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». Таким образом законы, принятые еще в июне 2009 года, вступят в действие только с 1 января 2011 года! И то не факт. Глава профильного комитета ВР И.Калетник (претендент на пост председателя государственной таможенной службы) не скрывает, что весь пакет могут отменить вообще и приступить к разработке нового. Так что на словах декларируя «наведение порядка», на деле команда Януковича показывает, что каких-либо хирургических операций на этой самой болезненной язве нашей власти проводить не собирается. Общество получает очередной сеанс самовнушения в стиле Ющенко и Тимошенко.
Итак, кратко охарактеризуем суть вопроса, который «ЗН» поднимало уже не один раз. С 2005-го под влиянием международных организаций, противодействующих коррупции и незаконному отмыванию денег (прежде всего FATF и Совета Европы), Украина занимается разработкой нового антикоррупционного законодательства. Главное отличие этой системы от действующего Уголовного кодекса — она содержит не только санкции, но — и это принципиально важно — впервые вводит современные механизмы контроля финансовой деятельности государственной власти и каждого государственного служащего. А правоохранительные органы получают (могли бы получить) реальные и современные инструменты выведения на чистую воду коррупционеров любого ранга.
Пакет законов разрабатывался Министерством юстиции и профильным комитетом парламента, причем представители Партии регионов все это время принимали активное участие в этой работе. У наших российских соседей аналогичные законы действуют уже более года. Приняв антикоррупционный пакет в июне 2009-го, депутаты перенесли время его вступления в действие на 1 января 2010-го. Однако перед самым Новым годом Партия регионов при поддержке «Нашей Украины — Народной самообороны» еще раз отсрочила вступление в действие этих законов до 1 апреля 2010-го. Сейчас очевидно, что заявления инициатора переноса депутата О.Новикова о необходимости доработки законов, внесении правок за эти три месяца, были абсолютно лицемерными. Никаких правок парламент не внес, ничего не исправил, потому что, как и прогнозировало «ЗН», даже не собирался этим заниматься.
Справедливости ради следует отметить, что А.Лавринович и Р.Князевич свои правки внесли, однако у коллег эти правки никакого энтузиазма не вызвали. А ведь они позволяли ликвидировать большинство мелких законодательных недоработок. Более того, генпрокурор А.Медведько на координационном совещании в пятницу заявил о поддержке перенесения принятия антикризисных законов на неопределенное время. В общем, законы просто отфутболили куда подальше — еще на восемь месяцев. И высока вероятность, что и после этого процесс их принятия растянется на долгие годы. Вот ведь странность: когда надо принимать неконституционные изменения в закон о выборах или о порядке формирования коалиции, депутаты делают все буквально за одни сутки — в нарушение регламента ВР проводят всю подготовительную работу, сравнительные таблицы, согласования. Но почему-то, когда речь идет о самом главном приоритете — борьбе с коррупцией, — о которой сейчас по несколько раз на день заявляют новые президент и премьер, а ранее несколько лет столь же громогласно заявляли предыдущие правители, депутаты позволяют себе необъяснимый в политической природе саботаж.
А как еще это назвать? Ведь проект создания Национального антикоррупционного комитета (НАК) разрабатывался специально для практического применения мероприятий, предусмотренных данным пакетом законов! То есть самую главную политическую инициативу Януковича его родная Партия регионов «прихлопнула» еще до создания самого бюро! О чем Виктор Федорович будет отчитываться через 100 дней?
Конфликт интересов заключается в следующем. НАК спроектирована по образцу института генеральных инспекторов США. Комитет по идее является организацией, координирующей работу всех правоохранительных, специальных, фискальных и надзорных органов. В каждую структуру исполнительной власти вводится сотрудник комитета — антикоррупционный уполномоченный, который, по замыслу американцев, обладает широкими правами. Однако его основной задачей является оперативный аудит государственных решений — т.е. не только финансовых расходов, как это мониторит у нас Счетная палата, а любых решений. Например, если какое-то государственное ведомство продает за бесценок правительственную резиденцию, а какой-то руководитель правительства ее приобретает, то, по мнению недалеких янки, антикоррупционные уполномоченные в данных структурах обязаны немедленно провести оценку данных решений, обратить внимание компетентных органов и даже могут сами возбудить уголовное дело! Один из министров юстиции США был вынужден уйти в отставку после того, как генеральный инспектор начал против него расследование.
Почему деятельность генеральных инспекторов США высокоэффективна, а экономический эффект их деятельности измеряется миллиардами долларов? Конечно, не потому, что американцы обладают секретом назначения исключительно честных людей на высокие должности. А потому что США обладают эффективной системой финансового контроля доходов и расходов. Взаимодействие налоговой службы, контролирующей расходы государственных служащих и генеральных инспекторов, радикально сужает возможности у американских чиновников украсть и разбазарить.
Именно потому пакет антикоррупционных законов вводит обязательное декларирование всех доходов и расходов государственных служащих и их ближайших родственников. Именно потому изучение этих деклараций должно стать основной сферой деятельности уполномоченных Национального антикоррупционного комитета. И именно потому ни один из нынешних украинских власть имущих категорически не желает принятия нового антикоррупционного законодательства. Ведь в таком случае пришлось бы внимательно следить, чтобы легальные расходы строго соответствовали легальным доходам. Иначе любая неточность в заполнении декларации предполагает отстранение от должности! А не очередное бессмысленное возбуждение дела «по факту», скорость закрытия которого прокуратурой прямо зависит от финансовой состоятельности «клиента». К слову, декларации наших прокуроров и судей в таком случае также служили бы предметом публичного расследования.
«Мы, я считаю, будем советоваться, собираться с коллегией МВД, и если необходимо приблизить срок введения в силу этих антикоррупционных законов, будем обращаться в Верховную Раду для того, чтобы пересмотреть этот срок», — заявил Янукович, представляя в четверг нового министра МВД. Таким образом, время реализации указа президента о НАК будет зависеть от позиции милицейских генералов. Если Виктора Федоровича и правда интересует мнение МВД, то, скорее всего, антикоррупционные законы не вступят в силу никогда. Потому что именно руководители МВД — старые-новые, являются одними из самых непримиримых противников этих законов. Потому что новое антикорруцпионное законодательство запрещает деятельность милицейских внебюджетных фондов — тех кормушек через которые не только оплачиваются некоторые нужды милиции, но, главное, легализируются взятки и поборы с бизнесменов и прочие финансовые операции милицейских чинов.
Среди прочих антикоррупционных инициатив Януковича на прошедшей неделе нельзя не отметить и его интересные кадровые решения, которые, несомненно, здорово укрепят борьбу с преступностью во власти. И не исключено, что дальновидные депутаты Партии регионов после известия о том, кого именно будут назначать на должности в силовом блоке, проявили простой инстинкт самосохранения — они слишком хорошо знают своих коллег.
Так, борьбу с коррупцией возглавит новый председатель СБУ Валерий Хорошковский (кстати, парламентский комитет по нацбезопасности и обороне его кандидатуру отклонил), который, судя по декларации о доходах его семьи, стал самым богатым главой спецслужбы в странах Европы и Америки. Читая о доме в 9800 квадратных метров, о квартире в 1200 квадратных метров, о банковских счетах на триста двадцать миллионов гривен и прекрасном автопарке, о трудовой биографии, связанной с работой в российской финансово-промышленной группе, понимаешь: да, этому человеку сложно предложить взятку. Хотя бы потому, что не у каждого найдется достойное предложение. Конечно, полное отсутствие какого-либо опыта оперативной работы, специального образования, в наше время уже не является проблемой для организации борьбы с коррупцией. Если достиг успеха в бизнесе — значит, достоин руководить защитой государственной безопасности. А еще это значит, что наша власть — это бизнес. А бизнесом обязан руководить бизнесмен.
И очень симптоматично, что новым первым заместителем нового председателя СБУ сразу же назначили начальника департамента оперативно-технических мероприятий СБУ В.Химея. По терминологии бизнеса, в корпорации «СБУ» Химей руководил самыми высоколиквидными активами — «прослушкой». Это назначение позволяет говорить о приоритетах, которые задаются такой кадровой политикой. Любопытно, что еще один заместитель Хорошковского — А.Присяжнюк, — является бывшим председателем правления ГАО «Черноморнефтегаз».
Учитывая эти назначения, наверное, никого не удивит, если борьба с коррупцией для СБУ начнется с изъятия документов таможни о газе «РосУкрЭнерго», с операции по возврату 11 миллиардов кубов газа, с разборок о принадлежности нефтеносных шельфов в морской экономической зоне Украины. Но будем рассчитывать на лучшее: а вдруг без всякой корысти спецслужба, как и обещает ее новый начальник, в ближайшие дни приступит к поимке и разоблачению расхитителей государственной собственности? Будем верить. Хотя без антикоррупционных законов СБУ будет по-прежнему непросто довести до суда какое-либо антикоррупционное расследование.
Итак, борьба с коррупцией в Украине — тоже бизнес. Который приносит конкретные политические и финансовые дивиденды.
Демонстративно блокируя новое антикоррупционное законодательство, новая власть показывает не просто нежелание «светить» нажитое имущество в декларациях, нет, это показывает, что ее планы быстро переделить и освоить государственные ресурсы уже ничто не остановит.
- Информация о материале
ГУ МВД в Харьковской области сегодня получит нового начальника в лице Михаила Мартынова. По словам начальника ЦОС облуправления Ларисы Волковой, представлять новое милицейское руководство будут сегодня на Совнаркомовской, 5.
Почему ушел предыдущий начальник главка Анатолий Слипченко она не уточнила, сказав, что все подробности будут известны на представлении Мартынова личному составу. Но, как стало известно «Сегодня» из собственных источников, экс-руководитель облуправления МВД написал заявление и ушел на пенсию.
Михаил Мартынов в 2007 году возглавлял горуправление МВД, до этого занимал руководящие должности в органах МВД Полтавы и Днепропетровска. В 2008 году он вышел на пенсию, в этом же году он стал советником мэра Добкина по правовым вопросам, сообщает "Сегодня".
Спешка, с которой назначили нового начальника, вполне укладывается в заявление Геннадия Москаля о том, что "...новое руководство министерства вынудило всех начальников областных управлений МВД написать заявления об отставке".
Что же до нового начальника, то все то яркое, чем он успел отличиться на службе в милиции, говорят, уложилось в прозвище - "Че Гевара". По рассказам сослуживцев, как-то ему доложили, что молодежь против чего-то протестует на площади "с Че Геварой". Тогда милицейский чин грозно закричал: "Кто такая Че Гевара?! Почему не знаю?!" Так и появилось прозвище. Впрочем, также он известен как депутат облсовета от Партии Регионов.
Но само назначение может оказаться далеко не бесспорным - свидетельством тому присутствие на вступлении Добкина в губернаторство Александра Бандурки-младшего. О "партнерстве" семей Бандурок и Добкиных в смысле откатов НДС "Харьков криминальный" уже писал: "Еще одно направление добкинского бизнеса – бестоварные операции с использованием многочисленных фирм, в том числе «однодневок» и, направленные на возмещение средств из бюджета. По некоторым данным, сумма возмещенного НДС за 2005 год превышает 60 млн. грн. Однако точную сумму установить невозможно, ввиду отсутствия в официальных источниках необходимой отчетности о финансово-хозяйственной деятельности структур Добкиных. Подобное положение вещей лишний раз подтверждает обоснованность предположений о полной непрозрачности бизнеса и его определенной криминальной сущности. Только за период 2003-2004 года лишь по трём компаниям семьи «Олимп», «Ника Плюс» и «Орбита Плюс» было перечислено в бюджет 152 000 гривен, а возмещено почти 80 500 000 гривен. Это вполне сопоставимо с бюджетом предвыборной кампании В. Ф. Януковича в Харьковской области на выборах Президента в 2004 году.
Осенью 2005 года в Харьковской области возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью «Ника плюс», которое в 2003 году предоставило в областную государственную налоговую инспекцию неправдивую информацию о продаже за границу печного топлива, которое фактически за пределы государства не вывозилось. В результате этой операции ООО незаконно получило из госбюджета в виде возмещения НДС 36,5 млн. гривен. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением). И тут же встает вопрос: куда смотрела налоговая администрация, руководимая тогда Александром Бандуркой-младшим?"
В настоящее время сей персонаж трудится в чине генерала, преподает будущим налоговикам собственный опыт. Но надо понимать, вовсе не отказался бы вернуться в кресло главного налоговика области. А куда ж тогда девать Станислава Денисюка? Не иначе как на начальника ГУ МВД, куда он стремился долгие годы. А получив вожделенную должность, проработал всего несколько месяцев и был вынужден уйти по причине очередной революции.
И все это свидетельствует лишь об одном: "партийный подход", как теперь по-модному называют кумовство, полностью затмевает собой профессионализм.
- Информация о материале
Журнал Корреспондент составил десятку самых знаменитых спальных районов Украины - жилых массивов на окраинах крупнейших городов страны, известных высоким уровнем уличной преступности и социальной депрессивностью.
Кривой Рог: Долгинцево
Имеющий самую длинную в Европе протяженность (126 км с севера на юг), Кривой Рог еще во времена СССР считался одним из наиболее проблематичных в криминальном плане городов Украины. В 50-60-х годах многочисленные промышленные предприятия возводились здесь в основном руками заключенных, которым отсидка в лагерях была заменена трудом на вредном производстве.
Многие из них впоследствии осели в Кривом Роге, причем зачастую - в Долгинцевском районе, который застраивался хрущевками. Как пишет журнал, некоторые поселки района - в частности окраинный Шанхай - являются местом круглосуточной торговли наркотиками и практически ежедневных уличных грабежей и нападений.
Запорожье: Кичкас
Бывшее село Павло-Кичкас является составной частью Заводского района, в котором проживают около 61 тысяч человек. В районе расположены практически все крупнейшие промышленные предприятия города - Запорожсталь, Днепроспецсталь, Запорожкокс и множество других. Корреспондент отмечает, что "излюбленным местом встреч, культурного общения, распития горячей воды и мордобоя для молодежи Кичкаса служит площадь перед ДК Огнеупорного завода".
Донецк: Петровка
Названный в честь некогда соратника Иосифа Сталина Григория Петровского, этот район донбасской столицы с населением 90 тысяч человек является наиболее удаленным от центра города. Большинство местных жителей - шахтеры. Те, кому честный заработок претит, предпочитают зарабатывать продажей наркотиков или грабежами.
Одесса: Поскот
Составная часть Суворовского района города, этот огромный - более 200 тысяч человек - жилмассив представляет собой по сути город в городе. Расположенный в 15 км от центра Одессы, Поселок Котовского или Поскот - как сокращенно называют его одесситы - начал застраиваться пятиэтажными кирпичными домами-хрущевками в конце 50-х годов.
По данным журнала, изначально власти планировали сделать его стандартным спальным районом, но к сегодняшнему времени Поскот обзавелся развернутой инфраструктурой и представляет собой настоящие панельные джунгли. "Гопники Поскота знамениты на всю Одессу как наиболее приверженные традициям представители этого племени", - пишет журнал.
Луганск: Камброд
Именно отсюда началось заселение современного Луганска в конце XVIII века, когда рабочих (в основном - освободившихся заключенных) свозили трудиться на только что открывшийся царский литейный завод. Сейчас слобода Каменный Брод - или Камброд - является местом наибольшей в Луганске концентрации хулиганов. В 2008 году здесь произошла массовая драка с участием нескольких десятков пакистанцев - учащихся одного из луганских вузов. "Родные стены помогли камбродским гопникам - победа осталась за местными хулиганами", - сообщает издание.
Харьков: ХТЗ
Построенный в чистой степи, в лучшие свои времена Харьковский тракторный завод выпускал до 50 тысяч машин в год. Жилой район, предназначенный для проживания заводчан, проектировался с нуля и был призван воплотить в себе город будущего, идеальную модель существования пролетариата, где все бытовые задачи вплоть до приготовления еды должны были решаться централизованно.
В частности, во многих местных домах проектом не предусмотрены личные кухни, зато есть огромные столовые, в которых должны были питаться рабочие. "В криминальном смысле район ХТЗ во все времена был на особом счету у харьковской милиции: рядовые советские тракторостроители - а сейчас и их потомки - предпочитают досугу в местных библиотеках увеселительные спарринги между собой и забредшими на территорию района чужаками", - пишет журнал.
Днепропетровск: Амур
Амур-Нижнеднепровский район насчитывает около 165 тысяч жителей. Он вытянулся вдоль Днепра на 20 км и делится на две части - Пески и Чернозем. Население в основном состоит из трех категорий - пенсионеров, рабочих местных заводов, а также многочисленных лиц без определенного места работы. Район знаменит уличными грабежами, процветает наркоторговля. Амур известен еще и тем, что на его кривых улочках вырос Иван Куличенко, нынешний мэр Днепропетровска.
Киев: ДВРЗ
Поселок Дарницкого вагоноремонтного завода возник на окраине Киева в начале 30-х годов XX века как место жительства строителей Дарницкого железнодорожного депо, впоследствии названного ДВРЗ. Современная его планировка и застройка относятся к 40-50-м годам минувшего столетия. Расположенный вдалеке от метро, ДВРЗ по праву считается одним из наиболее криминально неспокойных мест столицы.
А главное место проведения культурного досуга для "местной молодежи в кепках" - стадион ДВРЗ. Из-за дешевизны съемного жилья здесь арендуют квартиры в основном приезжающие на заработки в Киев из глубинки. Потомки бывших заключенных, строивших депо, как пишет Корреспондент, "также не дают заскучать случайно забредшим сюда обладателям мобильных телефонов и бумажников".
Киев: Борщаговка
Массовая застройка Борщаговки началась в 1966 году. Это один из самых крупных массивов города, разделенный на 14 микрорайонов. Главный бич Борщаговки сегодня - наркоторговля, процветающая в зарослях нескончаемых панельных многоэтажек. Как пишет журнал, появляться в одиночку в темное время суток в окрестностях рынков Днепр, Колибрис или торгового центра Квадрат "крайне не рекомендуется лучшими травматологами Киева".
Львов: Сыхов
Крупнейший жилой массив Львова, в административном плане входящий в состав Сыховского района. Застройка многоэтажным типовым жильем началась в 1979 году. В настоящее время население района составляет порядка 145 тысяч человек. В годы советской власти район заселялся в основном жителями сел Львовской области. Корреспондент пишет, что на Сыхове - наиболее высокая во Львове концентрация люмпенизированного элемента, множество безработных, высокий уровень уличной преступности и самые низкие в областном центре цены на жилье.
- Информация о материале
Страница 1501 из 1561
