В Украине закончились выборы. Новому президенту придется решать огромное число проблем. Но одну из них можно выделить особо — коррупция. Бессмысленно говорить о модернизации Украины, превращении ее в нормальное европейское государство, привлечении инвестиций, повышении уровня жизни населения и обо всем прочем, пока наша страна остается по уровню коррупции на 134-м месте среди 180 государств (согласно рейтингу международной организации Transparency International). Поэтому газета «Сегодня» начинает публикацию серии материалов, посвященных коррупции во всех сферах нашей жизни. Мы не только будем описывать коррупционные схемы, но и предлагать пути их решения.
И начнем сегодня с рассказа о судах — как раз они составляют базис коррупции во всей стране. Не победив коррупцию в судейском корпусе, нет смысла бороться с ней и в других сферах жизни. Ведь именно суды в конечном итоге решают кто коррупционер, а кто нет. А при нынешнем уровне разложения судебной системы любой вор и взяточник легко уйдет от ответственности, сколько бы его не ловили на горячем. Повальную коррупцию в судах признают все. И о борьбе с ней в последние годы много говорили власть предержащие, милиция, прокуратура и СБУ. Но о «серьезности» и «эффективности» этой «борьбы» красноречиво говорят официальные данные Госдепартамента Украины по исполнению наказаний: в местах не столь отдаленных в настоящий момент нет НИ ОДНОГО (!) судьи. Последний судья, побывавший на зоне, ушел оттуда на волю более года назад, это был служитель Фемиды из Ивано-Франковска, погоревший на взятках. А всего с 1998 по 2008 год приговоры выслушали аж 12 судей. Возникает всего один вопрос — чего же при таком государственном гуманизме взятки-то не брать?
Как рассказали «Сегодня» эксперты из числа опытных юристов, деньги служители Фемиды берут по самым разным поводам. Например, при взятии под стражу судья может согласиться с доводами следствия или оперативников, а может сказать: не предоставили фактов, свидетельствующих, что надо арестовывать. И то, и другое — законно. Решить предвзято судья может не только за деньги, но и по звонку или под давлением.
Взятка зависит от сложности дела. В провинции «арест-неарест» — даже от 200 долларов. В Киеве раньше был от 2 тысяч «зеленых». Потом поднялся до 5, сейчас до 10 тысяч. Но это если не vip-персоны. И категория дел простая, с нетяжкими преступлениями. Никто не выпустит серийного убийцу, а вот мошенника выпустят. Впрочем, если жулик взял миллион-другой, то за 10 тысяч никто не выпустит, это будет дороже.
Еще момент — назначение дел к слушанию. Не секрет, что дела могут слушаться годами. Хотите ускорить — платите деньги. Тогда заседания будут не раз в три месяца, а, скажем, раз в неделю. В законе о начале процесса написано «в разумные сроки». Это можно трактовать как угодно. Тут взятка тоже от дела зависит. По Киеву ускорить дело может быть (в простых случаях) 2—3 тысячи долларов.
Сейчас, говорят эксперты, берут не за принятие НЕЗАКОННОГО решения, а за принятие ЗАКОННОГО. И так уже последние три-пять лет. Ведь судья дорожит репутацией, будут жалобы, найдут незаконность — кому это надо. А если не заплатить за законное решение, его тоже примут, но когда? И срок заключения от судьи зависит. Но таксы «за скостить год» нет, утверждают эксперты. За это берут, но в каждом случае по-разному. Если это ДТП, можно дать условно, а можно реально. Законно и то, и то. За «условно» надо платить. В Киеве — от 10 до 20 тысяч долларов. Хотя если у вас крутой джип, и сбили не бомжа, то значительно дороже, до 100 000 долларов.
Сейчас судьи стали реже отправлять дела на допрасследование, но бывает — когда нельзя оправдать, а сажать нельзя, ибо судья деньги уже взял. За это тоже платят, в Киеве от 10 000 долларов.
Если «занесли» деньги в Апелляционный суд, и ситуация такая: нельзя отменить решение (законное) первой инстанции, и свое нельзя вынести, ибо виноват человек, тогда придираются к мелочам. Например, плохо, неразборчиво написан протокол, судья не может прочитать. И тогда дело отправляют на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В Верховном суде вариантов больше — это кассационная инстанция, так что могут вернуть в апелляционную инстанцию, могут — в первую на новое рассмотрение. Все это, говорят эксперты, в ряде случаев стоит денег. Хотя, конечно, нельзя всех судей мазать черным и присваивать ярлык «взяточик». Однако сама система такова, что кристально честные люди там долго не задерживаются.
За что Фемида берет «на лапу»
Судьи предпочитают наличные, принимают их только от хорошо знакомых людей и стараются «отбить» деньги, заплаченные за должность
1. По своеобразному «рейтингу» коррумпированности на первом месте – Административные суды. Там ходят суммы порой и в несколько миллионов долларов (например, за решение о признании выборов на важном участке несостоявшимися). Пример – изъятые суммы у экс-судьи Игоря Зварича.
2. На втором месте – Хозяйственные суды. Там обычная такса – 3% от суммы рассматриваемого иска (например, о приватизации или ее отмене на предприятии). Однако если речь идет о разделе имущества или наследстве, могут затребовать и 50% от «делимой» суммы.
3. Третье место – так называемые суды общей юрисдикции, с которыми чаще всего имеет дело население (районные, городские, апелляционные, Верховный суд). В этих судах берут деньги за следующее:
арест или отказ в аресте, в провинции это стоит от $200, в Киеве ныне – от $10000;
назначение к слушанию без «затяжек», в Киеве – от $2-3 тыс.;
принятие решения (чаще всего – законного), в Киеве – от $10000;
направление дела на дополнительное расследование, в Киеве – от $10000;
направление дела опять в суд первой инстанции (из Апелляционного суда), но в другом составе, чтобы убрать «строптивого» судью, от $5-10 тыс.;
исключение из приговора «тяжких» статей, что дает возможность применить амнистию, в Киеве – от $10000.
Сколько стоит стать судьей
Чтобы стать впервые назначенным районным судьей, надо «занести» деньги, как правило, в четыре инстанции.
1. Договориться о месте в районном суде с его председателем (в Киеве это минимум $50000).
2. Найти «нужного» человека в квалификационной комиссии, которая решает, насколько профессионален кандидат (это тоже примерно $50000).
3. Заплатить, чтобы документы прошли без волокиты Высший совет юстиции (опять найти нужного человека) – тоже примерно $50000.
4. И, наконец, «занести» деньги на Банковую, чтобы вовремя попасть в Указ президента, назначающего судей на первый срок (ранее там брали $30-50 тыс, но сейчас, говорят, перед сменой президента, такса поднялась до $100000).
ИТОГО получается от 200000 до 250000 долларов, которые нужно «отбить» (порой, чтобы заплатить, человек залезает в долги, а их надо возвращать), плюс желательно «наварить» сверху уже себе на дом, машину и пр.
Источник данных: эксперты «Сегодня»
«Взятку судье передали на... Эскалаторе»
Говорит известный столичный адвокат, защитник обвиняемого Юрия Нестерова в знаменитом «деле оборотней», бывший следователь прокуратуры Мария Самбур:
— Бывает такая схема. Например, в суде первой инстанции (обычно райсуд) судья неподкупен. Он выносит законное решение, которое не устраивает сторону подсудимого. Дело идет в апелляцию, там подходы к судье находят. И тот отправляет (придравшись к ерунде) дело опять в первую инстанцию, но уже на рассмотрение в новом составе суда. А к другому судье уже находят подход, заносят деньги… Количество таких передач дела «суд-апелляция» не регламентировано, у меня как-то было восемь...
Бывает важно еще, если нельзя оправдать полностью, то хоть исключить тяжкие статьи. В результате взятки они могут «уйти», тогда человек пишет заявление о применении к нему амнистии, а судья отказать уже не может, если есть все основания для амнистии (даже если это непроплаченный судья), и человек выходит на волю.
Берут всегда только лично и «налом»: конверт, чемодан (до 1 млн. долларов). Но никогда судья не возьмет у малознакомого. И в кабинете брать не будет, только особо уверенные в себе, вроде львовского экс-судьи Игоря Зварича, могут деньги держать на работе. Был случай, мне рассказывали, брали-передавали взятку в метро на эскалаторе. Там нет прослушки, все происходит мгновенно: один едет вверх, другой вниз, передали пакет и разъехались…
Впрочем, будем справедливы, иногда клиент платит, но к судье деньги не попадают, он может вообще быть кристально честным. Был случай: мой клиент говорит мне — надо бы с судьей «поговорить». Чтобы принял такое-то решение в мою пользу. Я: это невозможно, во-первых, знаю судью, он не берет, во-вторых, такое решение невозможно вынести, это незаконно. Чуть позже клиент говорит: а я нашел человека, он обещает все решить. А вы просто недопонимаете… И передает тому человеку деньги, которые до судьи, разумеется, и не дошли. Как уж он отчитывался потом, не знаю…
«Коррупция была, есть и будет»
Юрий Василенко много лет был военным судьей. Затем трудился в Генпрокуратуре и 11 лет работал судьей Киевского городского, позже апелляционного суда. Считался очень неудобным для начальства. Вот что он думает о коррупции среди коллег:
— Коррупция в судах была, есть и, наверное, будет долго. Опытный судья, взглянув на решение коллеги и изучив дело, почти наверняка может сказать, коррупционное это решение или нет. За что дают на лапу? Вынесение решения: приговорить к меньшему сроку, а то и оправдать; отправить дело на дополнительное расследование... Чаще всего деньги передают через адвокатов. Но есть и иная схема, когда деньги от клиента передают прямо судье, минуя адвоката. Такой случай был как-то у меня. Я защищал бизнесмена, его освободили из-под стражи. Но я понимал, что тут, кроме моей речи в суде, сработали какие-то иные факторы. Спросил клиента, он говорит: «А как вы думаете, во что мне это обошлось?» Я ответил, что предполагаю — в 5—10 тысяч долларов. Он лишь улыбнулся, дав, видимо, понять, что я наивно во много раз занизил сумму... Дело его в итоге заглохло.
Однажды я рассматривал дело одного из замминистра топливно-энергетического комплекса и вчистую его оправдал. Дело в том, что при изучении дела стало ясно, что наша сторона не только не переплатила другому государству за нефть (в чем и обвиняли чиновника), а даже недоплатила. Примечательно, что, как мне рассказывали, кто-то из руководства нашего суда якобы получил 80 000 долларов за то, чтобы дело попало именно ко мне, ибо знали, что я обязательно докопаюсь до истины и чиновник будет освобожден...
Вообще-то коррупция в судах начинается не тогда, когда дело доходит до решений, а еще на стадии приема человека в судьи. Цены, конечно, очень разнятся в зависимости от уровня суда и местности. Коллега как-то мне рассказывал, что к нему пришел человек из провинции и заявил: я имею 5 тысяч долларов, помоги решить вопрос в ВСЮ, чтобы стать районным судьей у себя дома. В Киеве цены как минимум на порядок выше.
Зварич готовится к суду
Бывший глава Львовского Апелляционного административного суда Игорь Зварич — самый высокопоставленный судья в истории Украины, попавший под следствие за взятки. Сам он утверждает, что с ним просто сводит счеты президент Виктор Ющенко (мол, судья отказался закреплять землю возле Львова за бизнесменами-спонсорами «Нашей Украины» как возврат «долгов» за помощь на парламентских выборах 2007 года). Есть также версия, что Зварич слишком уверовал в свою неуязвимость, как судья, дал возможность прокуратуре и СБУ зафиксировать свою незаконную деятельность. Говорят также, что замгенпрокурора Ренат Кузьмин, известный борьбой с коррупцией в судах, не мог упустить такого момента... Сегодня Кузьмин не руководит следствием, так что случай со Зваричем может остаться единичным.
Как рассказал нам источник в ГПУ, арестованный экс-судья Игорь Зварич сейчас знакомится вместе со своими адвокатами с материалами дела. Это не все материалы, которые имеются у следствия, а только доказанные и выделенные для передачи в суд 20 томов. Ему вменяют пока сумму взяток в 148 тысяч долларов, по остальным деньгам идет работа.
Напомним, что Игорь Зварич был арестован в 2008 году по подозрению (а потом и обвинению) в получении взяток. По словам нашего источника, у него в кабинете нашли 16 тысяч долларов, буквально только что полученных. Из них он отсчитал «трешку» и передал водителю, чтобы тот отвез на нужды строящегося судьей дома. Тут его и взяли… Дома нашли почти миллион долларов (без трех тысяч), евро, гривню… Дело по его обвинению (№40-2630) получилось очень объемным, по нему проходят свидетелями (пока) еще немало служителей Фемиды. А экс-подчиненному Зварича, судье того же суда В. Любашивскому и председателю окружного админсуда Ивано-Франковска П. Черепию предъявлены обвинения. Но они не под стражей. Самому Зваричу «светит» от 8 до 12 лет заключения с конфискацией имущества.
Судейская коррупция бывает и в безденежной форме
Коррупция среди судей проявляется не только во вручении некоего конверта с деньгами «за услуги», есть и ее безденежные формы. В первую очередь это выстроенная в Украине вертикаль судейской власти: глава Верховного суда — председатель местного суда — судья.
Впрочем, недавно Конституционный суд признал незаконным назначение судей на админдолжности (председателями и замами в судах) Советом судей, который возглавляет выходец из БЮТ, он же глава Верховного суда Василий Онопенко (то есть он расставил там своих людей). Такая жесткая вертикаль предполагает и жесткое подчинение: как «наверху» решат, так «внизу» и выполнят. Иначе глава суда потеряет кресло... Впрочем, ранее тот же Конституционный суд признал незаконным и назначение судей на эти должности президентом (так было при Кучме).
Получается, что сегодня нет законного органа, который назначал бы начальников в судах. Замгенпрокурора Ренат Кузьмин предлагает в этой ситуации, чтобы их обязанности выполняли и. о. (в законе это прописано). Но на деле вся эта вертикаль работает, осуществляя админдавление на судейские решения. Изменить ситуацию сможет только принятый парламентом новый закон. Свои вертикали есть и в Административных, Хозяйственных судах, действуют они так же. Работает, в смысле безденежной коррупции, и связка «адвокат — прокурор — судья». Тут речь идет о некоем обмене услугами: сегодня ты идешь мне навстречу, завтра — я тебе...
Кроме того, влияют на судей и «просьбы» из Высшего совета юстиции, парламентских комитетов, с Банковой, то есть из инстанций, от которых зависит назначение и снятие судей. Если кандидат в судьи не имеет денег, он может пообещать после назначения выполнять эти «просьбы».
Шесть ножей в спину судейской коррупции
Ряд юристов, опрошенных «Сегодня», назвали нам несколько изменений, которые следует обязательно ввести законодательно, чтобы если не искоренить, то хотя бы уменьшить уровень коррупции в судейском корпусе. В частности, об этом говорят известный столичный адвокат, доктор философии права Иван Боднарук, адвокат Мария Самбур, экс-судья Юрий Василенко.
1. Надо упразднить практику назначения районных судей на первый срок президентом. По мнению юристов, этих судей должны избирать, их должны знать жители района. И должен быть принцип состязательности, чтобы выбор был хотя бы из двух кандидатов.
2. Следует создать постоянно действующие дисциплинарные комиссии, которые бы рассматривали исключительно проступки судей, готовили материалы на их снятие. Ныне же этим занимаются «по совместительству» квалификационные комиссии, принимающие экзамены у кандидатов в судьи. В эти дисциплинарные комиссии могли бы войти отставные судьи, прокуроры с большим опытом, адвокаты, научные работники. И надо, чтобы в эту комиссию с жалобой на судью мог бы обратиться любой гражданин, а не так как сегодня, когда это право принадлежит немногим категориям власть имущих (нардепам, председателю суда, представителям президента и Уполномоченного по правам человека).
3. Ограничить права председателя суда любого уровня, забрать у них возможность распределять, кому какое дело расписать, потому что здесь кроется еще одна коррупционная схема. Ведь есть категория «жирных» дел, на которых можно получить крупную взятку и поделиться с руководством суда. А есть «пустые» дела, где заведомо понятно — поживиться нечем.
4. Ввести институт присяжных заседателей. Это не уничтожит коррупцию полностью, но существенно ее уменьшит. Сегодня есть народные заседатели, но в народе их не зря называют «кивалами», они одобрят любое решение председательствующего судьи. А 12 присяжных подкупить невозможно. И вводить этот институт надо не только для дел, где речь идет о пожизненном наказании, как сейчас предлагают некоторые нардепы и в ВС, но и в любом случае, когда подсудимый этого желает. Ведь присяжные определяют не только «виновен-невиновен», но и квалификацию преступления, например, это неосторожное или умышленное убийство. А тут наказание разное.
5. Так изменить закон о судоустройстве, чтобы избавиться от случайных людей среди судей. Надо, чтобы квалификационная комиссия состояла из постоянно работающих членов (а не судей-совместителей, как сейчас), способных разобраться, кого принимают в судьи. Ведь сегодня, когда проходят десятки кандидатур в день, для совместителей это непосильно. Бывает, что кандидату даже одного вопроса не задают и штампуют решение: годится!
6. Ввести для кандидатов в судьи компьютерные экзамены, вроде тех, что есть сейчас в ГАИ. Сдавать следует не только теорию, но и практическое ее применение. Особенно в казусных случаях — как вы поступите: первый, второй, третий вариант.