Не так давно, 11 июня 2009 года Верховной Радой Украины был принят «антикоррупционный пакет» законов, разработанный еще в 2006 году. Теоретически он создавался в соответствии с положениями Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией и Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией. Говорится, что это – дальнейшее усовершенствование отечественного законодательства относительно привлечения к криминальной и административной ответственности лиц за совершение коррупционных действий и других правонарушений, связанных с коррупцией. Однако по мнению многих общественных экспертов в этом пакете законов есть ряд моментов, которые нарушают Конституцию Украины и которые хотелось бы уточнить и прояснить.
Например, этим Законом физическим лицам – предпринимателям и руководителям предприятий частной формы собственности запрещено заниматься другой предпринимательской деятельностью, входить в наблюдательный совет или в состав органа управления других предприятий. Но сделано исключение для депутатов местных советов и Верховной Рады Автономной Республики Крым – всех кроме тех, которые осуществляют свои полномочия в соответствующей рады на постоянной основе.
Опять же, абсолютно непонятно, имеют ли право налоговые инспекции отказывать в приеме заявлений на продление свидетельства плательщика единого налога у руководителей или учредителей предприятий? Поскольку в настоящее время данные нормы не введены в действие, такой отказ неправомерен.
По мнению экспертов из Всеукраинской молодежной организации "Молодежь против коррупции" есть несколько путей, которые могли бы помочь в решении этих правовых коллизий.
Согласно статье 2 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" № 1506-VI субъектами ответственности за коррупционные правонарушения признаются не только должностные и служебные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и лица, которые не являются государственными служащими или должностными лицами местного самоуправления. На указанных лиц распространяются на общих основаниях ограничения, направленные на предотвращение и противодействие коррупции (статья 4 указанного Закона), в том числе относительно возможности заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью. Но частью второй статьи 42 Конституции Украины четко определен перечень лиц, которым может быть установлено ограничения права заниматься предпринимательской деятельностью законодательно. И расширение этого перечня – нарушение частей первой и второй указанной статьи, а также части третьей статьи 22 Основного Закона Украины, согласно которой при принятии новых законов не допускается сужение объема существующих прав и свобод.
А раз закон противоречит Конституции, чего быть не должно, да с учетом того, что Конституция, как ни крути, главнее, круг субъектов коррупционного административного правонарушения в статьях 212-24, 212-25 главы 15-Б КУоАП подлежит более четкому определению. И если какой правоохранитель, желая натянуть себе показатели, попытается привлечь предпринимателя за коррупцию – последний может смело подавать в суд.