Государственный долг Украины достиг критической отметки. Казна пуста, а значит, уже в ближайшее время пенсионеры и бюджетники останутся без выплат и зарплат. Госмонополии фактически банкроты. Новый Кабмин Николая Азарова обречен, и не сможет предотвратить внутренний дефолт Украины. Почему Украине не избежать социального взрыва, рассказал Олег Соскин – политолог и экономист, директор «Института трансформации общества».
-На первом заседании нового Кабмина Николая Азарова вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко сообщил, что долг Украины составляет 83,5 % от ВВП. При этом Тигипко провел параллели с Грецией, которую из-за роста налогов и сокращения социальных программ захлестнула волна протестов. Повторит ли Украина судьбу Греции?
- По нашим оценкам, внутренний долг на сегодня составляет порядка 40 миллиардов долларов. А ВВП Украины в долларах за 2009 год составил порядка 100 миллиардов долларов. Таким образом, долг составляет 45-50% нашего ВВП. Но для нас и эта цифра очень большая . Ведь у нас один из самых маленьких ВВП. Если не брать во внимание Грузию и Молдову, то он самый низкий в Европе. Но нужно также учитывать фактически банкротство государственных монополий. Таких как, например, «Нафтогаз», «Укравтодор», «Урзализныця». И там тоже заложены государственные гарантии. Если их учитывать, добавить их к сумме госдолга, то цифра действительно достигает 80%. А это, по сути, подтверждает мой прогноз, который я давал еще полгода назад, что в Украине уже есть внутренний дефолт. И пора заявить, что государство уже не может выполнять обязательства по своим долгам. Фактически Украина неплатежеспособна.
- Какими будут конкретные последствия внутреннего дефолта?
- В первую очередь, будут проблемы с выплатами пенсий, зарплат бюджетникам. Долг Пенсионного фонда уже достиг 30 миллиардов гривен. Денег на пенсии нет. Ведь они и так все последнее время выплачивались в долг через ОВГЗ. Долг бюджетникам также превысил 2 миллиарда гривен. Таким образом, пенсионеры, учителя, врачи, работники сферы культуры будут сидеть без зарплат в самое ближайшее время. Останется одно – объявить дефолт. Но тогда в очень сложной ситуации окажутся государственные банки. Прежде всего, «Сбербанк», а также «Эксимбанк», «Родовид» и «Укргазбанк». Возникнет вопрос, что делать с вкладчиками. Если будет объявлен дефолт, то все счета государственных банков будут заморожены. Тогда все государственные структуры автоматом тоже нужно будет объявить банкротами — со всеми вытекающими последствиями. Это крах государства в его нынешней форме. При этом государству нужно, как ни крути, платить по внешним долгам. Как по собственным, так и по долгам государственных монополий. Плюс нужно обслуживать ОВГЗ, которых дорогая Юлия Владимировна Тимошенко навыпускала на 90 миллиардов гривен под 30% годовых. Из них порядка 60 миллиардов находятся у Нацбанка Украины. Если государство объявляется банкротом, тогда объявляет о своем банкротстве и Нацбанк. Или же необходимо как-то реструктиризировать эти 60 миллиардов, которые глава НБУ Владимир Стельмах преступно выдал. В этой ситуации думаю, точно будет революция. Она должна начаться. Сколько же может терпеть биомасса? Если бросят пить, если водку неделю не будут продавать, то народ поднимется.
- А что в этой ситуации будет с госсобственностью? Например, с той же газотранспортной системой?
- Ничего хорошего точно. Если будет объявлен не только внутренний дефолт, а и по внешним обязательствам тот же «Нафтогаз» не сможет выполнять свои обязательства, то на эту компанию подадут в суд. Тимошенко в свое время выпустила суверенных облигаций «Нафтогаза» на 1,6 миллиарда долларов. Причем больше чем под 12% годовых. Если мы не будем их гасить, то предъявят претензии уже не к «Нафтогазу», а к государству. То же самое касается и других госкомпаний. А «Укравтодору» и «Укрзализныце» уже в текущем году нужно будет гасить по миллиарду долларов. Украине будут поставлены жесткие условия. Лондонский и Парижский клубы очевидно предложат нам реструктиризировать эти долги. Ну, и прежде всего, свое слово скажет МВФ. Нам же не так просто уже дали 10,6 миллиарда долларов, и хотят всучить вдобавок четвертый транш, чтобы еще больше увеличить нашу зависимость.
- На ваш взгляд, Россия в этом контексте не будет претендовать на ГТС?
- Конечно будет. Мы же должны выкупать газ по 305 долларов за тыс. куб. в текущем квартале. А в следующем — уже по 334 доллара. Если Украина не будет выкупать законтрактованные объемы газа, а это и случится, то Россия тоже на нас подаст в суд. Мы и так уже выбились из графика. Только за первые два месяца мы уже недобрали газ. Чтобы в дальнейшем покупать газ понадобится по 1 миллиарду долларов ежемесячно. А нам этот газ не нужен. Россия потерпит месяц. Если до 7 апреля мы не заплатим за мартовский газ, мы должны будем выйти на предоплату. Денег этих нет. В таком случае мы вообще никогда не рассчитаемся. России ничего не останется, как только судиться с нами. Контракт был заключен настолько по идиотски Юлией Тимошенко, что его разорвать нельзя, а все претензии рассматриваются в Стокгольмском суде. Но в таком случае будет гражданская война, ведь ГТС никто не захочет отдавать России. Начнется, по сути, антиолигархическая национальная освободительная война. Хотя, по логике вещей, Россия сможет сказать в этой ситуации: «Отдавайте нам часть ГТС».
- Но может быть новое правительство все-таки справится с этими вызовами? Может, не все так печально, как вы прогнозируете?
- Новое правительство обречено. Новый Кабмина – это гомункулус ежа и ужа. Как говорят, если скрестить ежа и ужа, то получится полтора метра колючей проволоки. Такое у нас и правительство: олигархическо-коммунистический гомункулус с вкраплением Тигипко. Эти люди ничего не смогут сделать. Это Кабмин узурпаторов, он сформирован незаконно, не имеет реального большинства в парламенте. А президенту только кажется, что он имеет полномочия. Две трети страны его не поддержало, как и столица Украины. Если они бюджет не смогли внести сразу, если им нужен месяц для его подготовки, то о чем можно говорить? На местах идет разрушение власти. Ведь и на местах бюджеты принять не могут. Страна живет в разрухе. Социальные институты, школы, больницы в подвешенном состоянии. Они непонятно как финансируются. Идет медленное разложение системы. Местные выборы отложены на непонятный срок, 30 мая истекает срок полномочий мэров. Поэтому социального взрыва не избежать.