Покупка «липового» диплома в Украине грозит как минимум увольнением с работы. Это недавно подтвердила неприглядная история одного из бывших замов главы СБУ г-на Кислинского. А вот приобретение фиктивных знаний в наших вузах в розницу, по частям, вряд ли сулит неприятности. Об этом красноречиво свидетельствует процветание бизнеса по продаже курсовых и дипломных работ.

Кто-то решает, а Вася сдает

Помните один из выпусков «Ералаша», в котором задачки по математике вместо ленивого школьника решал его отец? Мальчишку на чистую воду вывели одноклассники, спев на праздничном концерте частушку со словами: «Папа решает, а Вася сдает». Но вот - школа позади. Вася по настоянию родителей стал студентом. Учиться все так же лень. А папе вузовских задачек не потянуть. Неужели ситуация для парня безвыходна? Вовсе нет. Интернет, газетные объявления, реклама в транспорте и просто бумажки на столбах предлагают выполнение всевозможных «научных трудов» вместо студентов. Надо отдать должное - рекламировать себя исполнители умеют. Очень точно бьют в самые слабые точки подсознания соискателей дипломов.
На сайте одной из таких фирм перечислены преимущества покупки курсовых, дипломных работ, рефератов или отчетов по практике перед их собственноручным написанием. Одно из них - не придется волноваться из-за оценки. Выполнено на «отлично». «А ваш сосед по парте сможет этим похвастаться?» - это вопрос посетившему сайт студенту. Понятно, что нет, если сам пыхтел над работой. И далее: «Мы занимаем уверенную позицию в своей отрасли, дорожим ею! И заинтересованы в качестве работ. Выполняем их в рамках поставленного задания и в короткий срок. А что еще нужно для успешной защиты?»
Действительно, что еще нужно? Разве что снизить цену. И это возможно. Тем, кто уверен, что принимать «труд» будет «профессор-лопух», особо не вникающий в нюансы, предлагают вторсырье. За чисто символическую плату можно приобрести уже готовую и на «отлично» защищенную работу - может, и не раз. А что делать ленивым бессребреникам? Для них бесплатно предоставляют огромное количество работ на разные темы. Правда, этим курсовым и дипломным работам уже лет по пять-шесть с момента написания. Но зачем «добру», с которым защитились десятки студентов, пропадать? Ведь не факт, что преподаватели не «проглотят» товар не первой свежести.

Цена знаний

Название работы Стоимость, долл. США
Реферат 5-10
Курсовая 10-15
Дипломная от 50
Сдача экзамена 40-50

За того парня

А некоторые студенты готовы откупиться и от сдачи зачетов и экзаменов. Вместо них за определенную плату это готовы сделать наемные всезнайки.
«Уже шесть лет не только пишу рефераты, курсовые и дипломные работы, но и сдаю зачеты и экзамены вместо студентов-заочников, - призналась киевлянка Ольга Н. - Начала эту деятельность еще в студенческие годы в своем университете. Нужны были деньги. Знающие люди подсказали, к кому из организаторов этого процесса подойти. Поначалу волновалась. Но меня успокоили, мол, есть «крыша» наверху. В случае провала проблему уладят».
По рассказам девушки, больше всего ценится сдача экономических дисциплин. Гуманитарные дешевле. Если в группе несколько заказчиков, приходится неоднократно переодеваться, менять прическу и макияж. Но явных проколов у Ольги не было. Только раз бдительная преподавательница, увидев лжестудентку в третий раз, удивилась: «Разве вы еще не сдали? Как ваша фамилия?». Находчивая всезнайка не смутилась - извинилась и ушла.
По мнению руководителя секретариата Всеукраинского студенческого совета Наталии Якуниной, подобные явления имеют место в системе высшего образования потому, что многие студенты идут в вузы не за знаниями, а за «корочкой». В ход идут любые методы. Лишь бы при минимальных усилиях получить максимальный результат. Но все чаще при приеме студенческих работ преподаватели требуют электронный вариант. Специальные программы дают возможность проверить уникальность труда. К тому же беседа на тему написанной работы тоже может выявить подлог. «К сожалению, не все студенты осознают, что сами себе вредят, ведь без знаний сложно будет устроиться на работу», - заключила г-жа Якунина.

Лишняя обуза

А как к покупке курсовых, дипломных работ и даже экзаменов относятся в министерстве образования?
«У студентов, которые приходят в вузы по настоянию родителей, нет мотивации для учебы, - сказал советник министра образования и науки Украины Дмитрий Кулибаба. - Они готовы добывать оценки за деньги. И рынок реагирует на спрос. Проблему порождает и то, что во многих вузах устаревшие программы. Их надо обновлять. Ведь сейчас ребят нагружают лишними дисциплинами. Студенты мониторят, что надо учить, а на что не стоит тратить время. И покупают готовые работы. А деятельность фирм, предлагающих такие труды, безусловно, незаконна. Но они при регистрации декларируют консультационные услуги. Правда, свою реальную деятельность рекламируют слишком вызывающе. В прошлом году, когда такая реклама заполонила метрополитен, мы письменно обращались к руководству подземки с просьбой отказаться от нее. На какое-то время это помогло. Вообще же разоблачением неуказанной в уставных документах деятельности должны заниматься правоохранители». А у них и без этого дел под завязку - преступников ловить надо.
Г-н Кулибаба также допускает, что в вузах практикуют организацию сдачи экзаменов вместо нерадивых студентов. Но министерство могло бы инициировать разбирательства по этому поводу лишь по конкретным сигналам. Но почему-то ни студенты, получающие с помощью чужого труда оценки, ни организаторы подпольного бизнеса, ни «прошляпившие» подмену преподаватели о таких фактах не сообщают.
За все университетские годы украинский студент в среднем должен сдать 40 экзаменов, 50 зачетов, написать три курсовые, десятки рефератов и других письменных работ. И, наконец, - дипломную работу. Многим из них сейчас ничто не мешает за деньги, без риска и усилий, переложить часть этого груза на чужие плечи. И ладно, если будущий политолог защитит одну из предлагаемых в Интернете работ на тему «Политтехнологии при продвижении В. Путина на выборах 2000-2004 г.». А что если придется лечиться у врача, купившего в свое время курсовые работы на темы: «Фармацевтическая помощь при головных болях» или «Медико-этические и правовые аспекты врачебной ошибки»? Страшновато.
Кстати, недавно появились новенькие объявления. С предложением диссертаций. Так что будущее нашей науки обнадеживающе.

КОМПЕТЕНТНО

Геннадий Гребнев, замначальника Департамента по связям с общественностью МВД Украины:
- Милиция занимается злоупотреблениями в высшей школе. В частности, мы ловим преподавателей-взяточников, владельцев и изготовителей фальшивых дипломов. Ведь это государственные документы строгой отчетности. А курсовые и дипломные работы - это просто студенческие учебные задания. Что же к ним придираться милиции? Думаю, что фальшивые работы должны выявлять в вузах сами преподаватели. Специалист должен почувствовать «липу». Впрочем, правоохранительные органы, может быть, и ввязывались бы в такие разбирательства. Но для этого к нам должен поступить сигнал. Сомневаюсь, что кто-нибудь когда-нибудь позвонит нам, напишет письмо или принесет заявление с просьбой разобраться с продажей курсовых. Не вижу заинтересованных в этом сторон.
Сергей Солдатенко, начальник управления непрофильных доходов КП «Киевский метрополитен»:
- Все рекламные площади подземки переданы в аренду частным фирмам. И за содержание размещаемой в метро рекламы официально отвечают они. Метрополитен вроде бы в стороне. Но нам не все равно, какие товары и услуги предлагают пассажирам. Отслеживаем, чтобы не было рекламы чего-то незаконного и сомнительного. В том числе - и предложений о написании курсовых и дипломных работ. Периодически напоминаем об этом своим арендаторам. А нелегальные объявления о таких услугах для студентов техперсонал постоянно отдирает в вагонах. Но что толку? Они снова появляются. Видно, корень зла этой проблемы находится совсем в другой плоскости, чем метро. И наши меры - временны и локальны.

Думаю, многие уже знают, что такое ГМО (генетически модифицированные организмы), ну а кто не знает, может спросить у Яндекса… ))) Мы же не будем углубляться в биологию. Лучше рассмотрим ГМО как очередной «камень преткновения» для отечественных законодателей.

К сожалению, приходится в очередной констатировать тот факт, что процесс законотворчества в нашей стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего…

 Сначала, якобы заботясь о народе, «народные мужи» закрепляют на законодательном уровне обязанность производителя маркировать пищевые продукты, а потом, якобы заботясь о производителях и имидже страны – пытаются эту обязанность отменить.

Проанализировав принятые нормативные акты и зарегистрированные законопроекты, попытаемся понять «логику» столь непоследовательных действий.

Так, 17.12.2009 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» касательно информирования граждан о наличии в пищевых продуктах генетически модифицированных организмов «ГМО» № 1778-VI (далее – Закон 1778-VI). Указанный Закон установил дополнительное требование к этикетированию пищевых продуктов, а именно обязал размещать на этикетке информацию о наличии или отсутствии в пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО), что отображается на этикетке пищевого продукта надписью «с ГМО» или «без ГМО» соответственно. Закон 1778-VI вступил в силу 30 декабря 2009 года.

На первый взгляд – правильное решение. Потребитель имеет право знать, что именно он употребляет. Но это только на первый взгляд…

До принятия Закона 1718-VI маркирование «без ГМО» носило добровольный характер и регулировалось постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка этикетирования пищевых продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы или произведены с их использованием и вводятся в оборот» № 468 от 13.05.2009 года с последующими изменениями. Теперь же, наличие соответствующей маркировки на упаковке обязательно. Возникает вопрос: как это можно проконтролировать? Один из возможных вариантов, который и выбрали наши законодатели, установление ответственности.

Статья 59 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» предусматривает, что за нарушение требований этого Закона виновные лица несут гражданско-правовую, административную и криминальную ответственность, предусмотренную законом. Таким образом, вид и степень ответственности должны быть предусмотрены законами.

Во исполнение этой нормы, 17.12.2009 года был принят еще один Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно предоставления информации о содержании в продукции генетически модифицированных компонентов» № 1779-VI (далее – Закон 1779-VI), который вступает в силу 7 марта 2010 года. Этим Законом статья 156-1 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей» Кодекса Украины про административные правонарушения дополняется частями третей и четвертой такого содержания:

«Предоставление производителями или лицами, указанными в части первой этой статьи, недостоверной информации о продукции, в случае если эта информация не навредила жизни, здоровью и имуществу потребителя, -

влечет за собой наложение штрафа от десяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

В случае бездеятельности лиц, предусмотренных частью третьей этой статьи, касательно приведения недостоверной информации обо всем товаре в соответствие или повторное предоставление недостоверной информации о товаре на протяжении года с момента взыскания -

влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан».

Для полного понимания следует указать, что лица, указанные в части первой статьи – это сотрудники торговли, общественного питания и сферы услуг, а также граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью в этих сферах.

Как видим, законодатель предусмотрел административную ответственность в виде штрафов, размер которых, на мой взгляд, очень и очень мал. Так, размер штрафа колеблется от 170,00 грн. до 3 400,00 грн., что согласитесь, совсем немного.

Также, Законом 1779-VI внесены изменения в статью 15 Закона Украины «О защите прав потребителей». Так, добавлено, что информация о продукции должна содержать отметку не только о наличии, но и об отсутствии генетически модифицированных организмов. Боле того, статья дополнится следующим абзацем:

производитель (продавец) в случае выявления недостоверной информации о продукции (если она не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя) на протяжении недели изымает эту продукцию из продажи и приводит информацию о ней в соответствие.

Вот эта норма уже более интересна. Здесь законодатель «несколько меняет тактику». Так, у продавцов возникает обязанность убрать с прилавков товар без соответствующих отметок. И как показали последние недели – это работает. В СМИ появилась информация о том, что многие ритейлеры отказываются принимать от поставщиков продукты питания без соответствующей маркировки. Действительно, зачем ритейлеру лишние проблемы: всегда найдется поставщик с упаковкой, которая соответствует установленным нормам и требованиям. Более того, Закон Украины «О защите прав потребителей» устанавливает куда более серьезную ответственность, чем Закон 1779-VI. Именно такая ситуация заставит производителей и поставщиков маркировать продукты питания должным образом.

Понимая ситуацию, поставщики и производители заговорили о том, что необходимость нанесения маркировки повлечет за собой неизбежное подорожание продуктов питания, т.к. нужно менять этикетки на новых товарах, а на тех, которые уже произведены, нужно осуществить дополнительную маркировку.

Но более всех возмутились производители, товары которых вообще не могут содержать трансгенов (продукты питания, в составе которых отсутствует белок), ведь Закон 1778-VI обязывает маркировать все, кроме табачных изделий, а также продуктов, изготовленных для собственного употребления.

С таким возмущением нельзя не согласиться. Действительно, более рационально было бы маркировать только те товары, которые содержат ГМО.

Кроме того, как оказалось маркировка «с ГМО» противоречит международным стандартам, которые Украина, с недавнего времени (а именно с момента вступления в ВТО) обязана соблюдать. Так, на упаковках продуктов питания нельзя указывать информацию об ингредиентах, которые там не содержатся (продовольственный кодекс Codex Alimentarius).

Также, не стоит забывать о том, что у производителей существует еще одна головная боль – прохождение экспертизы на предмет выявления трансгенов, которая влечет за собой дополнительные затраты времени и средств.

Указанное выше и стало предпосылкой для «появления на свет» законопроекта Минэкономики № 6001-1, согласно которому предлагается отменить маркировку «без ГМО», а маркировать только те продукты питания, в которых могут быть зарегистрированные генетически модифицированные организмы.

Указанный законопроект достаточно логичен, т.к. его появление продиктовано сложившейся ситуацией. На мой взгляд, маркировку «без ГМО» действительно следует отменить, т.к. такая маркировка противоречит нормам международного права. Не думаю, что это приведет к снижению ответственности производителей и импортеров.

Следует обратить внимание на еще один законопроект № 6001, который якобы призван усовершенствовать механизм маркировки. Предлагается осуществлять маркировку, если частица генетически модифицированных организмов (ГМО) в пищевом продукте превышает 0,9 % от общей массы продукта в единице упаковки.

Указанный законопроект, на мой взгляд, не решает судьбу маркировки «без ГМО». Принятие такого закона не повлечет за собой усовершенствования механизма маркировки.

Если рассматривать проблему маркировки ГМО в свете недавнего решения правительства об отмене сертификации продуктов питания, то выводы можно сделать следующие. С одной стороны, такое решение может привести к увеличению некачественных продуктов, но не существенному, т.к. даже в условиях сертификации были факты выявления некачественной продукции. С другой стороны, Украина взяла на себя обязательство отменить сертификацию и его рано или поздно нужно было выполнять. Кроме того, остальные системы контроля продолжают действовать. Импортируемые товары продолжают сертифицироваться в странах-производителях. Отмена сертификации продуктов питания не влечет за собой избавления от маркировки ГМО.

Подводя итоги, складывается впечатление, что Закон 1778-VI и Закон 1779-VI были приняты под давлением определенных групп лоббирования, и нельзя не согласиться с тем, что попытка урегулировать данную сферу взаимоотношений оказалась неудачной. Теперь же, ситуацию нужно исправлять, на что, впрочем, и направлены потуги Минэкономики.

Как мне кажется, проблема разрешима. В случае принятия законопроекта № 6000 все должно стать на свои места. Кроме того, совсем скоро вступит в силу Закон № 1779-VI (хотя административную ответственность, на мой взгляд, стоило бы ужесточить) и механизм контроля должен заработать.

Более того, как показала практика, возможен и своеобразный «самоконтроль». Так, предприятия торговли путем отказа от немаркированных продуктов, фактически заставили поставщиков и производителей осуществлять маркировку.

Тем не менее, предугадать что-либо в нашей стране достаточно сложно и описанная выше проблема не является исключением. Так что, поживем – увидим!

Не успели высохнуть мокрые печати на избирательных протоколах, как выяснилось, что самыми проницательными гражданами на президентских выборах были те, кто голосовал против всех. Ибо считали, что «непреодолимая» разница между «цивилизованной» Юлией Тимошенко и «варваром» Виктором Януковичем весьма условна. И существует только в головах тех, кто очень хочет в нее верить. 11 февраля фракции БЮТ и ПР предоставили этому яркое доказательство. Благодаря их голосам был принят закон о госзакупках с явно коррупционными нормами. Несмотря на то, что их лидеры чуть ли не каждый день клянутся бороться с коррупцией.

Камнем преткновения стали нормы, которые регулируют рассмотрение жалоб участников торгов. Они должны гарантировать объективность тендеров и равноправие их участников. С другой стороны, времена Тендерной палаты показали, что обжалование может легко использоваться для тендерного рейдерства. Когда тендеры блокируются для получения откатов или срыва победы конкурентов. Поэтому ключевое значение имеет законодательное регулирование процедур рассмотрения жалоб.

Что же предлагает законопроект? Жалобами будет заниматься комиссия, состоящая из 14 человек. Половина — представители ведомств. А вот вторая половина призвана обеспечить так называемую независимую экспертизу. С первого взгляда, выбор независимых экспертов открыт и прозрачен. Их кандидатуры предлагает Министерство экономики. Окончательно они утверждаются комитетами Верховной Рады по экономической политике и бюджету.

Вовлечение в эти процедуры народных депутатов и вызывает самые большие сомнения. Есть юридические аргументы. Они выдвигаются Главным юридическим управлением аппарата ВРУ, специалистами Всемирного банка. К ним апеллировал на заседании Рады и противник тендерных схем бютовец Сергей Терехин. Участие народных депутатов в регулировании госзакупок противоречит Конституции, поскольку является прямым нарушением принципа разделения властей.

Аргументы из недавней тендерной истории и практики более понятны и убедительны. Во времена царствования Тендерной палаты народные депутаты или их представители тоже входили в подобные комиссии по жалобам. Они не несли никакой ответственности (неприкосновенность!), а их вес по сравнению с какими-то чиновниками был несравнимо велик. Как и в предложенном законопроекте, комиссии имели право отменять торги. Тендерное рейдерство процветало.

Кроме того, комитет по экономической политике уже давно стал прибежищем адептов Тендерной палаты (А.Яценко, С.Осыка, А.Ткаченко и т.д.). Поэтому-то, как они будут использовать свое влияние, ни у кого не вызывает сомнений.

Существуют ли альтернативы указанным нормам законопроекта? Естественно. Право рассматривать жалобы можно оставить у чиновников Минэкономики, создав отдельное подразделение. И обеспечив максимально возможную открытость и прозрачность. В отличие от народных депутатов, госслужащие ходят под Уголовным кодексом и антикоррупционным законодательством. Подобное подразделение можно напрямую подчинить Кабмину. Или переместить в Антимонопольный комитет.

Наконец, если хочется ввести независимую экспертизу, можно принять отдельный закон, который бы четко регулировал все процедуры обжалования тендеров. Такой подход недавно принят Хорватией и рядом других западноевропейских государств.

Было бы желание. Но комитет по экономической политике, который был ответственным за разработку законопроекта, пожелал другого. Создания кормушки для народных депутатов. Комитетчики проигнорировали и еще одно замечание Всемирного банка. О том, чтобы в законе были четкие нормы, исключающие навязывание платы за тендерную документацию частными лицами. Все помнят практику взимания роялти за частные патенты на такие документы. Некоторые из них до сих пор действуют.

За исключением этих норм законопроект вполне приемлем. Госрегулирование передается Минэкономики. Обязательному обнародованию на государственном веб-портале подлежат не только открытые торги, но и наиболее коррупционно опасные процедуры — те же закупки у одного участника. Сокращено количество исключений из общего режима. Порог закупок составляет 100 тыс. грн. для товаров и услуг и 300 тыс. — для работ.

Появление комитета по бюджету Николая Азарова в комиссии по обжалованию тендеров — не случайно. Показательно развитие отношения регионалов к тендерному вопросу. В уже далеком 2007 году в руководстве ТПУ была Раиса Богатырева. Потом она со скандалом и неубедительными оправданиями вышла из него. Когда В.Янукович стал премьером, регионалы пытались вывести из монопольной ловушки палаты хотя бы госпредприятия. Не удалось — Рада была в подвешенном состоянии. В конце лета 2007-го

Инна Богословская, будучи замминистра юстиции, обнародовала информацию об учредителях и руководителях сонма общественных организаций, связанных с ТПУ. Осенью того же года ревизоры КРУ начали расследование деятельности частных консультантов.

Но уже в 2008 году регионалы начали плодотворно сотрудничать с тендерной группировкой. Сначала основным собеседником была И.Богословская с участием регионалки Ирины Гориной (именно она является формальным автором норм о комиссии по жалобам). Завершала переговорный процесс Ирина Акимова. Вторая половина 2009-го прошла в бесконечных согласованиях и консультациях, в том числе с Всемирным банком. Под давлением международных организаций удалось убрать ряд одиозных норм (например об обязательной оценке тендерных предложений «независимыми» оценщиками). А вот «маленький компромисс» (слова С.Осыки) ценой в миллиарды гривен остался.

Бютовцы отдали 48 голосов в поддержку этого «компромисса». Ключевых голосов. В кулуарах Рады говорили, что его инициаторы из БЮТ даже ставили ультиматум — либо поддержка, либо уход из «демократической» фракции десятка депутатов. Напомним, что в декабре прошлого года голосование провалилось из-за того, что Ю.Тимошенко в последний момент его остановила. На носу были выборы. А тендерный ПРиБЮТ — слишком хлесткое обвинение. Похоже, в этот раз подобная команда не поступала.

Десять голосов дала «Народная самооборона». Это больше половины членов этой депутатской группы. Впрочем, это удивления не вызывает. Те же В.Арьев и К.Куликов давно сотрудничают с тендерной группировкой, о чем неоднократно писало «ЗН». Конечно, среди принципов «НС» значится — «не кради и не давай красть другим», а также «не бери и не давай взяток». Но в кризисные времена всем так нужны наличные деньги!

Литвиновцы не поддержали проект, обвинив их авторов в коррупции. Коммунисты… Тут все уже давно понятно. Заклеймив в очередной раз олигархов-капиталистов, П.Симоненко со товарищи отдали свои голоса за проект. Кризис, опять же…

Партия регионов практически в полном составе проголосовала за проект. Источники «ЗН» во фракции утверждают, что проект оказался по душе не только И.Акимовой, но и Н.Азарову. Первую прочат в министра экономики, второго — в премьеры. Зачем им вмешательство народных депутатов в тендерные жалобы?! Ведь они без пяти минут получат под свой контроль всю исполнительную власть.

Похоже, искушение безнаказанностью и безответственностью оказалось сильнее. О наведении порядка в системе госзакупок снова можно только мечтать. Замечательное начало правления эффективных государственных менеджеров и борцов с коррупцией! Даже не успев стать министрами, они уже угодили в коррупционный скандал…

...Подписать нельзя ветировать. Запятая, которую поставит Виктор Ющенко в этой фразе, может благословить очередную коррупционную схему, кормушку для неприкасаемых. А может хоть как-то реабилитировать его бездействие в течение трех лет царствования ТПУ. Ему-то будет за что жить после отставки, а вот как будут жить его сограждане? Так может под занавес что-то и для народа, а? Например, автограф под вето.

Kellogg's (Келлогс) - производство готовых завтраков, в том числе кукурузных хлопьев.

Nestle (Нестле) - производство шоколада, кофе, кофейных напитков, детского питания.
Unilever (Юнилевер) - производство детского питания, майонезов, соусов и т.д.
Heinz Foods (Хайенц Фудс) - производство кетчупов, соусов.
Hershey's (Хёршис) - производство шоколада, безалкогольных напитков.
Coca-Cola (Кока-Кола) - производство напитков Кока-Кола, Спрайт, Фанта, тоник «Кинли».
McDonald's (Макдональдс) - «рестораны» быстрого питания.
Danon (Данон) - производство йогуртов, кефира, творога, детского питания.
Similac (Симилак) - производство детского питания.
Cadbury (Кэдбери) - производство шоколада, какао.
Mars (Марс) - производство шоколада Марс, Сникерс, Твикс.
PepsiCo (Пепси-Кола) - напитки Пепси, Миринда, Севен-Ап.
Список украинских компаний, уличенных в использовании ГМО:
ООО «Мясокомбинат «Юбилейный». Согласно мартовскому исследованию Госпотребстандарта, соевый белок в двух видах ветчины комбината был генетически модифицирован, содержание >5%.
ООО «Мясной альянс». По данным Укрметртестстандарта, несколько видов колбас, выпускаемых этим предприятием, не только содержат ГМО >5%, но и в маркировке вообще не указывается наличие соевого белка.
МПЗ «Колос» «Чернівецькі ковбаси». ГМО обнаружено в ветчине «Украинская» и «Днепровская», сосисках «Куриные».
Торговая марка «Фомич» - колбаса из мяса птицы вареной 1-ого сорта «Особая», «Докторская новая», «Куриная».
«Алан» (Днепропетровск) - колбаски вареные «Гномик», колбаса полукопченая «Салями классик».
Мясокомбинат «Юбилейный» (Днепропетровская обл.) - ветчина «Сорочинская», «Куриная экстра».
ТМ «Добре» («Агика», Киев) - пельмени «Левада», пельмени «Три медведя», пельмени «Аппетитные».
Информация предоставлена Укрметртестстандартом (Пресс-конференция «Маєш знати, що вживати - проблема генетично модифікованих організмів в Україні - реальність сьогодення»).

В подвале Верховной Рады собрались будущие оппозиционеры. Ну как будущие… Немного уже осталось. Чуть больше недели. Если быть точным, то девять дней. Символично. На девятый день, аккурат в момент инаугурации Федоровича, душа Юлии Владимировны отделится от кабминовского тела и отправится в увлекательное, но, сука, опасное приключение по оппозиционным кочкам. В народе об этом так и говорят: понеслась женщина по кочкам.

Но вернемся к парламентскому «подполью». В далекие, практически незапамятные времена, когда вместо нынешней курилки на первом этаже был женский туалет и туда как-то забрел Владимир Литвин, в подвале Рады был кинозал. И там собирались исключительно коммунисты. Облюбовали, значит, уютное местечко. Ругали Леонида Даниловича, славили Петра Николаевича, брали за бейцы мировой сионизм, в общем, развлекались в духе марксизма-ленинизма. Когда спикером стал легендарный аграрий Александр Николаевич Ткаченко (кстати, помощником у него служил будущий знатный педофил Виктор Уколов, тогда известный под фамилией «Ткачук»), кинозал переделали в подземный пресс-центр. Однако оппозиционная аура по-прежнему витает над этим местом, отреставрированным в лучших традициях колхозного барокко. Не знаю, возможно, это чисто личное впечатление. Например, я до сих пор не могу спокойно курить в бывшем женском туалете. Возникает острое ощущение, что сидишь на унитазе, а не на кресле, и вот-вот ворвутся представители женского пола с вполне понятной целью.

 К чему это я? В общем, традицию парламентских большевиков продолжила Тимошенко, которая, как известно, прыгнула, но не долетела. Она там встречалась с фракцией. Ну как фракцией… Это сборище постояльцев политического кладбища для умалишенных и фракцией назвать сложно. Многие из них уже разложились. В прямом и переносном смысле. Практически все нуждаются в срочной медицинской помощи. Возьмем, к примеру, Бориса Тарасюка. Еще, казалось бы, совсем недавно его весело били в Кабмине, не пуская на заседания правительства. Действительно, кому нужен министр иностранных дел, пускающий лужу при одном упоминании о «северном соседе»? Но, как оказалось, побои не привели к улучшению психического состояния национал-патриота. Они его разрушили начисто. Однако эта неуправляемая, живущая в собственном мире анальных фантазий депутатская единица продолжает обладать мандатом. И подобных особей собралось в подвале много. Почти полный состав фракции, что бывает крайне редко. Пришел даже духовный лидер министерства внутренних дел Юрий Луценко. Он сам себя так называет. Наверное, наслушался стремительно лысеющего Турчинова. Тоже решил стать пастором. Только ментовским. Афигеть. Духовный лидер. Призрак, скользящий на крыльях ночи и пугающий до аборта нервных техничек в здании министерства.

 Пришел и Давид Важаевич Жвания, который, в отличие от своего протеже, сломал ногу, но не ударился головой. А что собрало этот политический паноптикум в одном месте? Надо отдать должное Тимошенко. Она знает, на что это собрание уникумов может клюнуть. Только жажда наживы способна собрать вместе ошметки структуры, одно название которой вызывает искреннее недоумение – «НУНС».

 Юлия Владимировна, предчувствуя свою скорую и неотвратимую кончину, решила поделиться с собравшимися последним, что у нее есть. Она щедрой рукой принялась выписывать посадочные билеты на «Титаник». Другими словами, раздавать кресла в правительстве в обмен на гарантию сохранения некой «демократической коалиции». И только ибланы из «НУНС» могли повестись на этот незатейливый прием. А какая аргументация приводилась… Фрейд бы обделался от восторга и, безусловно, накропал бы продолжение своего знаменитого труда «Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности». Дескать, сохраним коалиция и заживем припеваючи. Правительство не обязано уходить в отставку. Я дам вам парабеллум… Тьфу, мля. Дам вам кресла. В правительстве. Много кресел. Будете крем-марго кушать, на «майбахе» кататься и батистовые портянки носить. Мужайтесь, мля. Евросоюз нам поможет. Ну а если не поможет, то и хрен с ним. Вы, сука, элита нации. Ее генофондю. На вас же, уродах, пахать можно. Будете иметь все. Да чивоужтам… Васюныка уволю с должности вице-премьера. Кто хочет быть вице-премьером? Лес поднятых рук и нездоровый блеск в глазах. Значит, все и будете. Мы пабедим. Бютовцы не сдаются. Они громко гадят!

 Нет, вы будете смеяться, но многие клиенты политического кладбища загорелись идеей получения мест на тонущем «Титанике». Как истинные патриоты Родины они сразу же побежали к «регионалам» торговаться. Дескать, а вот нам Йуля предлагала чуть ли не минет сделать забесплатно, а шо вы предложите? «Регионалы» почесали репу и высказались в том смысле, шо могут забезплатно помассировать печень и прочий ливер, а также замечательно подбить оба глаза сразу одним ударом в переносицу. Больно, но, сука, красиво! Ходишь как очковая змея.

 Особо возбудился один евраст, то есть европейски ориентированный лидер, который сразу же созвал прессуху и рассказал о великом возрождении демократической коалиции. Конечно же, исключительно из-за любви к Украине. По рукам во фракции ходит список желающих консолидироваться. Катеринчук думает, что минимум 50 ибланов будут готовы сделать эту увлекательную операцию.

 В общем, Юлии Владимировне удалось полностью деморализовать психически больных людей из фракции «НУНС». Они уже пускают слюни от удовольствия и мечтают о великих свершениях на ниве голодомора и геноцида. Поэтому «регионалы» вынуждены реализовывать план «Х».

 На ровном месте из внефракционных депутатов будет создана группировка на правах фракции численностью 15 штыков. В основном, нее войдут «мигранты» из БЮТ и НУНС. Лидер нации, который уже ушел от нас в иной мир, но еще обладает правом подписывать кое-какие бумаги, завизировал новый Регламент Верховной Рады, в соответствие с которым коалицию должны создавать фракции, но с подписями входящих туда депутатов. В соответствие с законом, будет проведена перепись старой, то есть «демократической коалиции». Когда выяснится, что в ее рядах состоит меньше 200 депутатов, спикер объявит о распаде большинства. Новое создадут на базе ПР, блока Литвина, коммунистов и «беспартийных». То есть внефракционных. Да, не совсем законно. А шо делать? Развели бардак. Пора наводить порядок. Кое-кого в процессе наведения придется бить по наглой морде. Не без этого. Однако времени терять нельзя. Шоу закончилось.

 Кстати, о шоу. Анекдот. Попали в глубокую яму кабан, лиса-альбинос и волк. Выбраться не могут. Стали прикидывать возможные расклады.

 Волк: так, понятно. Лису буду жарить под хвост, кабаном питаться. До весны протяну.

 Лиса: так, все ясно – будут жарить. Причем, под хвост. Но зато кормить станут!

 Кабан сразу осознал тщетность всего сущего. Поэтому он патетическим голосом обратился в волку: я типа понимаю, что мне по любому песец. Разреши хотя бы спеть напоследок? Волчара поскреб башку и решил: а почему бы и нет? Кабан запел. Его услышали охотники, подбежали к яме и стали шмолять. Волк словил картечь в грудину, завалился и думает: блин, еда была, жарить было кого… Так мне, идиоту старому, еще и шоу захотелось!

 В общем, при нынешних раскладах шоу не будет. Тимошенко не удастся спеть свою лебединую песню голосом тигренка-альбиноса.

В плане обустройства украинской судебной системы выразителем пусть не дум, но чаяний победившей силы неизменно останется легендарный Сергей Кивалов, глава парламентского комитета по правосудию. Он всегда, что удивительно — даже в худшие свои времена, когда «оранжевое небо» чуть было не показалось ему с овчинку, — оказывал огромное влияние на все процессы, касающиеся функционирования судебной власти. Начиная с законодательных инициатив, их реализации и заканчивая уникальным, непревзойденным стилем формирования судейского корпуса (читатели «ЗН» хорошо осведомлены о деятельности Высшего совета юстиции времен Кивалова). Нельзя сказать, что иных мнений относительно «правильного» судоустройства в Партии регионов не существует в принципе. Однако в этом смысле у Кивалова среди регионалов непоколебимый авторитет. И хотя сами они говорят о нем: «каков уж есть», однако именно инициативы С.Кивалова всегда находят у них практически единодушную поддержку. Поэтому можно не сомневаться, что составление нового грандиозного «плана боя» на данном поприще, исходя из новой расстановки сил, — главным образом его парафия. Особых сюрпризов здесь ожидать не приходится, поскольку все, что до сих пор еще не удалось реализовать, уже давно озвучено и внесено. Ничего принципиально нового на тему судебной власти в период выборов регионалы не сочинили. Да в общем-то необходимости не было: на этой ниве, во главе с гуру Киваловым, они всегда были чрезвычайно активны и безнадежно последовательны.

О Кивалове в контексте судебной системы трудно писать кратко, так как эта история не только печальная, но и долгая. Поэтому отметим лишь отдельные краеугольные положения инициатив Кивалова со товарищи. Итак, судьи каждого суда сами выбирают себе руководителей. Председателей и их замов назначает Совет судей Украины по представлению судей соответствующих судов. Ввиду недостигнутой цели (отстранить от этого «священнодейства» Совет судей Украины и руководство Верховного суда, передав соответствующие полномочия Высшему совету юстиции, где позиции регионалов весьма сильны), судя по законопроектам, С. Кивалов согласен отказаться от определяющей роли Высшего совета юстиции, если будет отстранено от назначения на админдолжности руководство Верховного суда и Совет судей Украины. Еще один путь возможного компромисса — назначение на админдолжности судей и увольнение с них осуществляет ВСЮ по представлению ССУ или соответствующего совета судей специализированных судов на основании предложения собрания судей конкретного суда. То, что такой механизм прямо противоречит Конституции, C.Кивалова особенно не смущает. Средства общеизвестны, о чем многократно писало «ЗН», но в данном случае они не важны. Главное — достижение цели. А она, не устают повторять оппоненты главы комитета по правосудию, состоит в установлении незыблемого внешнего контроля за судами. Естественно, с последующим использованием этих судов в определенных интересах, среди которых построение правового государства не значится. Есть убедительное количество оснований, позволяющих с уверенностью утверждать, что именно такой видит победившая политическая сила украинскую Фемиду. Справедливости ради нельзя не заметить, что в офисах ахметовской и росукрэнерговской частей команды Януковича периодически вспыхивают дискуссии о необходимости судебной реформы, обеспечившей бы равноудаленность судей от политических сил. Но практики скептически утверждают: этот романтизм до первой приватизации или начала передела.

Вышесказанное касается того, что будут делать с судами. Если же говорить о том, что, с нашей точки зрения, необходимо реализовать в данной сфере для того, чтобы судебная власть начала становиться таковой, то здесь бескрайнее поле деятельности. Обеспечение стопроцентного финансирования потребностей судебной власти, без чего разговоры о ее независимости не стоят ничего. Формирование реального судейского самоуправления. Важнейший пункт, без которого невозможно практическое, но без вмешательства извне привлечение к ответственности судей, попирающих закон и забывших присягу. Внедрение механизмов, позволяющих воплотить в жизнь тезис об ответственности судьи за вынесение заведомо неправосудных решений, нарушение присяги судьи и торговлю судейскими должностями. Полный и общедоступный реестр судебных решений. (По особо деликатным делам можно зашифровать имена сторон и засекретить определенные обстоятельства, не подлежащие разглашению.)

Устранение пробелов в законодательстве, подрывающих легитимность формирования и функционирования судейского корпуса: прежде всего нашумевшие вопросы назначения судей на административные должности. Легитимное разрешение ситуации, создавшейся в Высшем административном суде Украины.

Реализация принципиально иных подходов к формированию судейского корпуса Украины: тщательный и прозрачный отбор кандидатов на должность судьи; качественное специальное образование; прозрачная процедура назначения на должность. То есть объявления о вакансиях, существующих в судах; отбор действительно лучших претендентов — наиболее подготовленных и соответствующих по моральным качествам. Чтобы бывший милиционер, уволенный по негативным мотивам из органов, в принципе не мог претендовать на место судьи. У нас ведь такие, которым самим бы «посидеть», о жизни подумать, другим выносят приговоры.

Подробная декларация имущества, принадлежащего судье и членам его семьи.

Пожалуй, по определенной категории дел следует предоставить право подсудимому определять, решит ли его судьбу суд присяжных. Сколь бы неоднозначным и непростым не был институт суда присяжных, он должен существовать хотя бы как дань уважения к Основному Закону.

Учитывая, в сколь запущенном состоянии находится наша судебная система, возможно, все-таки нужно профессионально и ответственно изучить целесообразность избрания судей народом. Это также крайне непростой и неоднозначный вопрос. Но в той ситуации, в которой мы оказались с нашими судами, простых путей быть не может в принципе.

На фоне выполнения всего вышесказанного необходимо принятие мер, направленных на то, чтобы в обществе начало зарождаться доверие к судебной власти. От продуманной, грамотной информационной политики в этой сфере до реальных санкций в отношении государственных служащих, политиков, позволяющих публично демонстрировать «неуважение к суду». Сделать первые шаги к тому, чтобы работать судьей стало почетно и престижно. А не сверхприбыльно и стыдно, как сейчас.

Будет ли новая власть делать все это? Несомненно, нет. Главная причина общеизвестна: силе, пришедшей к власти, как и любой из других заметных политических сил в Украине, профессиональные, независимые, неподкупные и уважаемые суды не нужны. Потому что чуть ли не для всех основных игроков нашего политического «дикого поля» наличие таких судов было бы чревато тяжелыми последствиями. Начиная от проблем с бизнесом и заканчивая угрозой личной свободе. Кроме того, поголовно для всех тех, кто определяет сегодня правила игры, это было бы не просто очень непривычно, но крайне неудобно. Для них суды должны быть своими и выносить нужные решения. Это—все.

Впрочем, нельзя не отметить, что даже если бы вдруг пришедшая к власти сила действительно задалась целью реформировать суды не под себя, а так, как нужно в интересах общества, вряд ли это было бы ей под силу. Реформирование судебной системы возможно лишь в случае компромисса, достигнутого между основными политическими силами. Наивно рассчитывать, что в ближайшем будущем это возможно.

В ожидании «новой метлы»

Что касается правоохранительных органов, затруднительно составить себе представление относительно планов новой власти на данном направлении. Тем более сложно прогнозировать что-либо, учитывая, что пока не известно, кто именно из как минимум троих вероятных претендентов займет кресло министра внутренних дел. Поэтому сконцентрируемся на том, что, с нашей точки зрения, надо делать в принципе.

В области правоохранительной деятельности необходимы, без преувеличения, революционные шаги. Нужно сделать все возможное для того, чтобы жестко и бесповоротно сломать систему взаимосвязей, извращенных мотиваций, укоренившуюся за годы независимости в органах внутренних дел. Надо задать новые правила, несоблюдение которых будет рано или поздно, но неотвратимо приводить к реальной ответственности.

Надо убедить личный состав в том, что новые правила — не на месяц-два, а надолго. Что неприкасаемых нет, и, если сотрудник действовал по закону, он будет защищен от любого, кто этот закон преступил, и его покровителей. И что правоохранительная система, начиная с непосредственного начальника, сотрудника не подставят.

Начинать, разумеется, надо с верхов. Убрать верхушку «пирамид» (деньги-то все без исключения: и «экономисты», и ГАИ, и следствие, и борцы с незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми таскают наверх — это общеизвестно). Новые руководители должны получить достаточную мотивацию для того, чтобы не делать службу бизнесом. Это самая сложная задача, но она разрешима, будь на то политическая воля. В государстве, где госслужба — более выгодный бизнес, чем торговля оружием и наркотиками вместе взятые, эту традицию можно только ломать, косметические меры и отдельные законодательные акты тут бессильны. Одновременно надо предоставить людям то, ради чего стоит служить государству, не имея традиционного «приработка», по сути являющегося основным источником дохода.

Мотивировать новобранцев милиции и тех, у кого нет еще больших звезд на погонах, — легче. Во всяком случае, это вполне посильно для государства. Так же, как и судье, и любому другому, кто избрал делом своей жизни государственную службу, сотруднику органов внутренних дел должно быть, что терять. Разумеется, из того, что получено законным путем. И это первое, что надо сделать, если задаваться целью дать стране, наконец, правоохранительные органы в буквальном смысле этого слова. Способов немало, мы назовем только один из них . Сотруднику, положительно зарекомендовавшему себя за первые два-три года службы, нужно предоставлять полноценное жилье. За определенное законом количество лет беспорочной службы оно должно переходить в его собственность. Сотрудник и члены его семьи должны иметь ощутимый социальный пакет. Конечно, при этом зарплата не должна быть символической, как сегодня. Это могло бы стать первыми шагами на пути к установлению принципиально нового порядка: честно выполнять свой долг станет выгодно. Не каждый рискнет благополучием своей семьи ради взятки в несколько тысяч долларов или даже в несколько десятков. Это потребует от государства значительных средств. Но мы почти двадцать лет наблюдаем, как непомерно дорого обходятся всем нам «дешевые» суды и «дешевая» милиция. Их «самоокупаемость» — одна из самых опасных угроз государству.

Одновременно ответственность и для милиционера, и для судьи за преступление против закона и нарушение присяги должна быть неотвратимой и более жесткой, чем для остальных. Преступник в погонах или в мантии всегда опаснее для общества.

Необходимо приведение к «общему знаменателю» законодательства, регламентирующего правоохранительную деятельность. Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, упразднение отправления дел на дополнительное расследование. Это лишь первые, но крайне необходимые шаги.

Если говорить о противодействии коррупции, имея в виду не только суды и правоохранительные органы, прежде всего необходимо лишить государство «взяткоемких» функций. Начиная с очень простой в принципе вещи: нельзя требовать от гражданина подтверждения сведений, которые содержатся в государственных базах данных. Вас интересует, есть ли судимость, — нажмите две клавиши на компьютере и проверьте, а не заставляйте гражданина получать соответствующую справку, еще и за деньги.

Будут ли новой властью предприняты шаги на этом направлении? Нет. Пожалуй, в Украине вообще не существует пока политической силы, способной столь радикальным образом подорвать «государственные устои» в виде тотальной коррупции и продажности правоохранительных органов и судов.