Не успели высохнуть мокрые печати на избирательных протоколах, как выяснилось, что самыми проницательными гражданами на президентских выборах были те, кто голосовал против всех. Ибо считали, что «непреодолимая» разница между «цивилизованной» Юлией Тимошенко и «варваром» Виктором Януковичем весьма условна. И существует только в головах тех, кто очень хочет в нее верить. 11 февраля фракции БЮТ и ПР предоставили этому яркое доказательство. Благодаря их голосам был принят закон о госзакупках с явно коррупционными нормами. Несмотря на то, что их лидеры чуть ли не каждый день клянутся бороться с коррупцией.
Камнем преткновения стали нормы, которые регулируют рассмотрение жалоб участников торгов. Они должны гарантировать объективность тендеров и равноправие их участников. С другой стороны, времена Тендерной палаты показали, что обжалование может легко использоваться для тендерного рейдерства. Когда тендеры блокируются для получения откатов или срыва победы конкурентов. Поэтому ключевое значение имеет законодательное регулирование процедур рассмотрения жалоб.
Что же предлагает законопроект? Жалобами будет заниматься комиссия, состоящая из 14 человек. Половина — представители ведомств. А вот вторая половина призвана обеспечить так называемую независимую экспертизу. С первого взгляда, выбор независимых экспертов открыт и прозрачен. Их кандидатуры предлагает Министерство экономики. Окончательно они утверждаются комитетами Верховной Рады по экономической политике и бюджету.
Вовлечение в эти процедуры народных депутатов и вызывает самые большие сомнения. Есть юридические аргументы. Они выдвигаются Главным юридическим управлением аппарата ВРУ, специалистами Всемирного банка. К ним апеллировал на заседании Рады и противник тендерных схем бютовец Сергей Терехин. Участие народных депутатов в регулировании госзакупок противоречит Конституции, поскольку является прямым нарушением принципа разделения властей.
Аргументы из недавней тендерной истории и практики более понятны и убедительны. Во времена царствования Тендерной палаты народные депутаты или их представители тоже входили в подобные комиссии по жалобам. Они не несли никакой ответственности (неприкосновенность!), а их вес по сравнению с какими-то чиновниками был несравнимо велик. Как и в предложенном законопроекте, комиссии имели право отменять торги. Тендерное рейдерство процветало.
Кроме того, комитет по экономической политике уже давно стал прибежищем адептов Тендерной палаты (А.Яценко, С.Осыка, А.Ткаченко и т.д.). Поэтому-то, как они будут использовать свое влияние, ни у кого не вызывает сомнений.
Существуют ли альтернативы указанным нормам законопроекта? Естественно. Право рассматривать жалобы можно оставить у чиновников Минэкономики, создав отдельное подразделение. И обеспечив максимально возможную открытость и прозрачность. В отличие от народных депутатов, госслужащие ходят под Уголовным кодексом и антикоррупционным законодательством. Подобное подразделение можно напрямую подчинить Кабмину. Или переместить в Антимонопольный комитет.
Наконец, если хочется ввести независимую экспертизу, можно принять отдельный закон, который бы четко регулировал все процедуры обжалования тендеров. Такой подход недавно принят Хорватией и рядом других западноевропейских государств.
Было бы желание. Но комитет по экономической политике, который был ответственным за разработку законопроекта, пожелал другого. Создания кормушки для народных депутатов. Комитетчики проигнорировали и еще одно замечание Всемирного банка. О том, чтобы в законе были четкие нормы, исключающие навязывание платы за тендерную документацию частными лицами. Все помнят практику взимания роялти за частные патенты на такие документы. Некоторые из них до сих пор действуют.
За исключением этих норм законопроект вполне приемлем. Госрегулирование передается Минэкономики. Обязательному обнародованию на государственном веб-портале подлежат не только открытые торги, но и наиболее коррупционно опасные процедуры — те же закупки у одного участника. Сокращено количество исключений из общего режима. Порог закупок составляет 100 тыс. грн. для товаров и услуг и 300 тыс. — для работ.
Появление комитета по бюджету Николая Азарова в комиссии по обжалованию тендеров — не случайно. Показательно развитие отношения регионалов к тендерному вопросу. В уже далеком 2007 году в руководстве ТПУ была Раиса Богатырева. Потом она со скандалом и неубедительными оправданиями вышла из него. Когда В.Янукович стал премьером, регионалы пытались вывести из монопольной ловушки палаты хотя бы госпредприятия. Не удалось — Рада была в подвешенном состоянии. В конце лета 2007-го
Инна Богословская, будучи замминистра юстиции, обнародовала информацию об учредителях и руководителях сонма общественных организаций, связанных с ТПУ. Осенью того же года ревизоры КРУ начали расследование деятельности частных консультантов.
Но уже в 2008 году регионалы начали плодотворно сотрудничать с тендерной группировкой. Сначала основным собеседником была И.Богословская с участием регионалки Ирины Гориной (именно она является формальным автором норм о комиссии по жалобам). Завершала переговорный процесс Ирина Акимова. Вторая половина 2009-го прошла в бесконечных согласованиях и консультациях, в том числе с Всемирным банком. Под давлением международных организаций удалось убрать ряд одиозных норм (например об обязательной оценке тендерных предложений «независимыми» оценщиками). А вот «маленький компромисс» (слова С.Осыки) ценой в миллиарды гривен остался.
Бютовцы отдали 48 голосов в поддержку этого «компромисса». Ключевых голосов. В кулуарах Рады говорили, что его инициаторы из БЮТ даже ставили ультиматум — либо поддержка, либо уход из «демократической» фракции десятка депутатов. Напомним, что в декабре прошлого года голосование провалилось из-за того, что Ю.Тимошенко в последний момент его остановила. На носу были выборы. А тендерный ПРиБЮТ — слишком хлесткое обвинение. Похоже, в этот раз подобная команда не поступала.
Десять голосов дала «Народная самооборона». Это больше половины членов этой депутатской группы. Впрочем, это удивления не вызывает. Те же В.Арьев и К.Куликов давно сотрудничают с тендерной группировкой, о чем неоднократно писало «ЗН». Конечно, среди принципов «НС» значится — «не кради и не давай красть другим», а также «не бери и не давай взяток». Но в кризисные времена всем так нужны наличные деньги!
Литвиновцы не поддержали проект, обвинив их авторов в коррупции. Коммунисты… Тут все уже давно понятно. Заклеймив в очередной раз олигархов-капиталистов, П.Симоненко со товарищи отдали свои голоса за проект. Кризис, опять же…
Партия регионов практически в полном составе проголосовала за проект. Источники «ЗН» во фракции утверждают, что проект оказался по душе не только И.Акимовой, но и Н.Азарову. Первую прочат в министра экономики, второго — в премьеры. Зачем им вмешательство народных депутатов в тендерные жалобы?! Ведь они без пяти минут получат под свой контроль всю исполнительную власть.
Похоже, искушение безнаказанностью и безответственностью оказалось сильнее. О наведении порядка в системе госзакупок снова можно только мечтать. Замечательное начало правления эффективных государственных менеджеров и борцов с коррупцией! Даже не успев стать министрами, они уже угодили в коррупционный скандал…
...Подписать нельзя ветировать. Запятая, которую поставит Виктор Ющенко в этой фразе, может благословить очередную коррупционную схему, кормушку для неприкасаемых. А может хоть как-то реабилитировать его бездействие в течение трех лет царствования ТПУ. Ему-то будет за что жить после отставки, а вот как будут жить его сограждане? Так может под занавес что-то и для народа, а? Например, автограф под вето.