Думаю, многие уже знают, что такое ГМО (генетически модифицированные организмы), ну а кто не знает, может спросить у Яндекса… ))) Мы же не будем углубляться в биологию. Лучше рассмотрим ГМО как очередной «камень преткновения» для отечественных законодателей.
К сожалению, приходится в очередной констатировать тот факт, что процесс законотворчества в нашей стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего…
Сначала, якобы заботясь о народе, «народные мужи» закрепляют на законодательном уровне обязанность производителя маркировать пищевые продукты, а потом, якобы заботясь о производителях и имидже страны – пытаются эту обязанность отменить.
Проанализировав принятые нормативные акты и зарегистрированные законопроекты, попытаемся понять «логику» столь непоследовательных действий.
Так, 17.12.2009 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» касательно информирования граждан о наличии в пищевых продуктах генетически модифицированных организмов «ГМО» № 1778-VI (далее – Закон 1778-VI). Указанный Закон установил дополнительное требование к этикетированию пищевых продуктов, а именно обязал размещать на этикетке информацию о наличии или отсутствии в пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО), что отображается на этикетке пищевого продукта надписью «с ГМО» или «без ГМО» соответственно. Закон 1778-VI вступил в силу 30 декабря 2009 года.
На первый взгляд – правильное решение. Потребитель имеет право знать, что именно он употребляет. Но это только на первый взгляд…
До принятия Закона 1718-VI маркирование «без ГМО» носило добровольный характер и регулировалось постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка этикетирования пищевых продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы или произведены с их использованием и вводятся в оборот» № 468 от 13.05.2009 года с последующими изменениями. Теперь же, наличие соответствующей маркировки на упаковке обязательно. Возникает вопрос: как это можно проконтролировать? Один из возможных вариантов, который и выбрали наши законодатели, установление ответственности.
Статья 59 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» предусматривает, что за нарушение требований этого Закона виновные лица несут гражданско-правовую, административную и криминальную ответственность, предусмотренную законом. Таким образом, вид и степень ответственности должны быть предусмотрены законами.
Во исполнение этой нормы, 17.12.2009 года был принят еще один Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно предоставления информации о содержании в продукции генетически модифицированных компонентов» № 1779-VI (далее – Закон 1779-VI), который вступает в силу 7 марта 2010 года. Этим Законом статья 156-1 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей» Кодекса Украины про административные правонарушения дополняется частями третей и четвертой такого содержания:
«Предоставление производителями или лицами, указанными в части первой этой статьи, недостоверной информации о продукции, в случае если эта информация не навредила жизни, здоровью и имуществу потребителя, -
влечет за собой наложение штрафа от десяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
В случае бездеятельности лиц, предусмотренных частью третьей этой статьи, касательно приведения недостоверной информации обо всем товаре в соответствие или повторное предоставление недостоверной информации о товаре на протяжении года с момента взыскания -
влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан».
Для полного понимания следует указать, что лица, указанные в части первой статьи – это сотрудники торговли, общественного питания и сферы услуг, а также граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью в этих сферах.
Как видим, законодатель предусмотрел административную ответственность в виде штрафов, размер которых, на мой взгляд, очень и очень мал. Так, размер штрафа колеблется от 170,00 грн. до 3 400,00 грн., что согласитесь, совсем немного.
Также, Законом 1779-VI внесены изменения в статью 15 Закона Украины «О защите прав потребителей». Так, добавлено, что информация о продукции должна содержать отметку не только о наличии, но и об отсутствии генетически модифицированных организмов. Боле того, статья дополнится следующим абзацем:
производитель (продавец) в случае выявления недостоверной информации о продукции (если она не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя) на протяжении недели изымает эту продукцию из продажи и приводит информацию о ней в соответствие.
Вот эта норма уже более интересна. Здесь законодатель «несколько меняет тактику». Так, у продавцов возникает обязанность убрать с прилавков товар без соответствующих отметок. И как показали последние недели – это работает. В СМИ появилась информация о том, что многие ритейлеры отказываются принимать от поставщиков продукты питания без соответствующей маркировки. Действительно, зачем ритейлеру лишние проблемы: всегда найдется поставщик с упаковкой, которая соответствует установленным нормам и требованиям. Более того, Закон Украины «О защите прав потребителей» устанавливает куда более серьезную ответственность, чем Закон 1779-VI. Именно такая ситуация заставит производителей и поставщиков маркировать продукты питания должным образом.
Понимая ситуацию, поставщики и производители заговорили о том, что необходимость нанесения маркировки повлечет за собой неизбежное подорожание продуктов питания, т.к. нужно менять этикетки на новых товарах, а на тех, которые уже произведены, нужно осуществить дополнительную маркировку.
Но более всех возмутились производители, товары которых вообще не могут содержать трансгенов (продукты питания, в составе которых отсутствует белок), ведь Закон 1778-VI обязывает маркировать все, кроме табачных изделий, а также продуктов, изготовленных для собственного употребления.
С таким возмущением нельзя не согласиться. Действительно, более рационально было бы маркировать только те товары, которые содержат ГМО.
Кроме того, как оказалось маркировка «с ГМО» противоречит международным стандартам, которые Украина, с недавнего времени (а именно с момента вступления в ВТО) обязана соблюдать. Так, на упаковках продуктов питания нельзя указывать информацию об ингредиентах, которые там не содержатся (продовольственный кодекс Codex Alimentarius).
Также, не стоит забывать о том, что у производителей существует еще одна головная боль – прохождение экспертизы на предмет выявления трансгенов, которая влечет за собой дополнительные затраты времени и средств.
Указанное выше и стало предпосылкой для «появления на свет» законопроекта Минэкономики № 6001-1, согласно которому предлагается отменить маркировку «без ГМО», а маркировать только те продукты питания, в которых могут быть зарегистрированные генетически модифицированные организмы.
Указанный законопроект достаточно логичен, т.к. его появление продиктовано сложившейся ситуацией. На мой взгляд, маркировку «без ГМО» действительно следует отменить, т.к. такая маркировка противоречит нормам международного права. Не думаю, что это приведет к снижению ответственности производителей и импортеров.
Следует обратить внимание на еще один законопроект № 6001, который якобы призван усовершенствовать механизм маркировки. Предлагается осуществлять маркировку, если частица генетически модифицированных организмов (ГМО) в пищевом продукте превышает 0,9 % от общей массы продукта в единице упаковки.
Указанный законопроект, на мой взгляд, не решает судьбу маркировки «без ГМО». Принятие такого закона не повлечет за собой усовершенствования механизма маркировки.
Если рассматривать проблему маркировки ГМО в свете недавнего решения правительства об отмене сертификации продуктов питания, то выводы можно сделать следующие. С одной стороны, такое решение может привести к увеличению некачественных продуктов, но не существенному, т.к. даже в условиях сертификации были факты выявления некачественной продукции. С другой стороны, Украина взяла на себя обязательство отменить сертификацию и его рано или поздно нужно было выполнять. Кроме того, остальные системы контроля продолжают действовать. Импортируемые товары продолжают сертифицироваться в странах-производителях. Отмена сертификации продуктов питания не влечет за собой избавления от маркировки ГМО.
Подводя итоги, складывается впечатление, что Закон 1778-VI и Закон 1779-VI были приняты под давлением определенных групп лоббирования, и нельзя не согласиться с тем, что попытка урегулировать данную сферу взаимоотношений оказалась неудачной. Теперь же, ситуацию нужно исправлять, на что, впрочем, и направлены потуги Минэкономики.
Как мне кажется, проблема разрешима. В случае принятия законопроекта № 6000 все должно стать на свои места. Кроме того, совсем скоро вступит в силу Закон № 1779-VI (хотя административную ответственность, на мой взгляд, стоило бы ужесточить) и механизм контроля должен заработать.
Более того, как показала практика, возможен и своеобразный «самоконтроль». Так, предприятия торговли путем отказа от немаркированных продуктов, фактически заставили поставщиков и производителей осуществлять маркировку.
Тем не менее, предугадать что-либо в нашей стране достаточно сложно и описанная выше проблема не является исключением. Так что, поживем – увидим!