Несколько месяцев назад самых рисковых украинцев стали соблазнять идеей задешево избавиться от непосильных кредитов. Но в итоге суды перестали рассматривать и реальные дела о банкротстве предпринимателей-физлиц.

Первые разговоры о возможности признания банкротом физлица начались приблизительно год назад. Несмотря на фактическое отсутствие нормативной базы по этому вопросу, юристы активно искали возможность избавить клиента от проблемных кредитов и не остаться при этом должником.

Юристы уверены, что нынешняя ситуация с псевдобанкротствами СПД обусловлена отсутствием закона о банкротстве физлиц. Во всем мире такая практика позволяет человеку в случае форс-мажорных обстоятельств не попасть в кредитное рабство на многие годы. В прошлом году в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, которым предлагалось ввести такие нормы и у нас. Правда, проект закона вышел не очень привлекательным, даже самые ярые сторонники банкротства физлиц признавали, что принятие настолько популистского документа только ухудшит ситуацию. Да и сам автор называл его скорее социальным, чем экономическим проектом. Банкиры, глядя на ситуацию с попытками банкротства через СПД, почти единогласно признали, что принимать любой закон о банкротстве частных лиц сейчас нельзя. Каким бы ни был, он станет очередной законодательной дырой для недобросовестных заемщиков

В то же время в мировой практике банкротство физлица уже давно стало нормой. Однако все это происходит не так легко, как кажется многим нашим соотечественникам. К примеру, в США, где такой закон действует с 1978 года, долги никто не списывает, их можно только реструктуризировать. Должнику позволяют сберечь имущество, но только при условии строгого выполнения плана погашения задолженности. А для этого заемщик должен иметь регулярный доход. В Германии закон о банкротстве действует с 1994 года, а дела о несостоятельности рассматриваются только в судебном порядке. Закон уточняет, что процедуры банкротства могут быть официально начаты, если должник не в состоянии осуществлять выплаты по своим долгам более двух месяцев. В Швеции действует «Акт об освобождении от долгов», принятый в дополнение к закону о банкротстве. Он также подразумевает введение реорганизационной процедуры в отношении гражданина, не исполняющего обязанности по уплате суммы кредита и процентов по нему. Институт принудительного банкротства (когда срок задолженности превышает 120 дней) существует в Англии и Франции. Во всех европейских странах заемщик, единожды признавший себя банкротом, уже практически не имеет шансов получить кредит в будущем. Как в общем-то проблематичным для него будет и трудоустройство в сфере финансов.

В Японии погашение долга за счет продажи имущества называется процедурой ликвидации. Она чревата тем, что объявившие себя банкротами пожизненно лишаются права возглавлять компании, работать адвокатами, нотариусами, бухгалтерами и выступать опекунами несовершеннолетних. Так что жители развитых государств на процедуру банкротства соглашаются только в самом крайнем случае.

ИСТОРИЯ с признанием банкротом пенсионерки из Харькова стала апогеем. Женщина, за которой числился ипотечный долг в $70 тыс. сумела в судебном порядке добиться следующего: она отдает банку залоговую недвижимость, на тот момент оцененную в $20 тыс., и больше долгов за ней не числится.

Схема, которую описывали тогда «помощники по банкротству», выглядит таким образом. Сначала заемщик регистрируется как предприниматель, и в ходе его деятельности в кратчайшие сроки возникает долг в размере не менее 300 минимальных заработных плат. Затем либо сам предприниматель, либо кто-то из его якобы кредиторов требует признания его банкротом, в ходе процедуры ликвидации его имущество распродается, а оставшаяся сумма долга признается безнадежной и списывается. Что интересно, в Украине нашлось достаточное количество заемщиков, которые решили рискнуть и попробовать избавиться от долгов таким способом. Во всяком случае в конце прошлого года Генеральная прокуратура разослала прокурорам АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя письмо, в котором подобная схема банкротства частного лица называется «разновидностью мошеннических действий».

Многие юристы удивились такой неспешной реакции Генпрокуратуры, ведь нашумевшие дела датировались еще августом и сентябрем. Но удивляться как раз не стоило — похоже, попытки банкротства по описанной выше схеме стали массово появляться уже после громкого дела харьковчанки. А вот дело самой виновницы шумихи оказалось несколько иным. Первое: жительница Харькова была зарегистрирована как СПД задолго до момента банкротства и даже до момента получения кредита. Второе: ее недвижимость являлась офисом, который сдавался в аренду, а значит, это имущество было непосредственно связано с предпринимательской деятельностью. То есть первое банкротство физлица оказалось самым обычным банкротством СПД. А такая возможность в Украине предусмотрена Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», принятым еще в 2000 году.

Как правило, именно отсутствие связи между ипотекой и хозяйственной деятельностью является основным аргументом банков против включения этого залогового имущества в «ликвидную массу». Ведь, с одной стороны, физлицо-предприниматель при банкротстве отвечает по долгам всем своим имуществом, даже тем, которое в залоге у банка. С другой, в законе указано, что долги физлица-СПД должны быть связаны с предпринимательской деятельностью и не носить личностного характера. Сторонники банкротств настаивали, что обязательства личностного характера — это те, которые неразрывно связаны с личностью кредитора, их нельзя продать, переуступить, унаследовать. Например алименты. Другие же юристы на основе практики утверждали: вероятность того, что в ходе банкротства подобные долги будут списаны, очень невелика. На данный момент все закончилось постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 20.10.2009 г., которым определено, что физлица-СПД, имеющие задолженность, которая не является следствием ведения предпринимательской деятельности, не подпадают под сферу регулирования указанного закона и не могут быть субъектами банкротства согласно положениям Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом».

Что интересно, по состоянию на конец 2009 года ни одно дело о банкротстве физлица-СПД, в котором фигурировал банковский кредит, не было выиграно окончательно. И сейчас, учитывая письмо Генпрокуратуры, многие судьи с опаской относятся к признанию банкротами предпринимателей.

Хозяйственные суды массово отказывают в возбуждении производства по делам, в рамках которых инициируется процедура банкротства физических лиц. А суды высших судебных инстанций отменяют решения судов первой инстанции о признании банкротами СПД. Даже судья Хозяйственного суда Харьковской области Андрей Швыдкин, который и принимал решение по нашумевшему делу о «первом банкротстве физлица», признает, что нынче шансы признать СПД банкротом и провести на этом основании процедуру ликвидации очень малы. «Сегодня многие физлица-предприниматели, находящиеся в процедуре банкротства, имеют потребительские кредиты. Однако судебная практика столкнулась с различным толкованием того, можно ли включать эту часть долга в общие обязательства по удовлетворению требований кредиторов. Пробелы в законе приводят к затягиванию процедуры банкротства физлиц-предпринимателей, поскольку банки часто опровергают принятые судебные решения, не соглашаясь с ними», — уверен судья. Причем в признании банкротом отказывают даже тем предпринимателям, которые не заявляют об ипотечном кредите, или тем, кто согласовал с банками такое решение. Юристы считают, что пока не появится четкое описание процедуры и особенностей такого рода банкротств, надеяться на изменение ситуации не стоит.

Как известно, в первом чтении законопроект, запрещающий финансовым учреждениям в одностороннем порядке повышать ставку по кредиту либо другие платежи, предусмотренные кредитным договором, Верховная Рада Украины приняла еще 19 января. Согласно этому документу, соответствующие изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс Украины и закон «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

Банкирам дали по рукам?

В результате всем кредитно-финансовым учреждениям (как банкам, так и кредитным союзам и ломбардам) предлагалось смириться с запретом требовать досрочного погашения невыплаченной части долга по кредиту.

Подобная практика широко использовалось ранее как против недобросовестных заемщиков, нарушающих условия кредитных договоров, так и для оказания давления на тех из них, кто недостаточно «правильно» реагировал на старый (и любимый многими банкирами) трюк — повышения ставок по кредиту в одностороннем порядке. Кстати, одновременно банки, как правило, не стеснялись манипулировать и с депозитными ставками — конечно же, в сторону понижения...

Финансовым учреждениям также было запрещено требовать досрочного погашения неуплаченной части долга по кредиту и разрывать в одностороннем порядке заключенные кредитные договоры, в случае несогласия заемщика с предложением кредитора увеличить процентную ставку или другой платеж, предусмотренный кредитным договором или графиком погашения долга.

Таким образом, по «диктатуре» банкиров (в силу главенствующего положения банков на кредитном рынке вряд ли стоит упоминать о кредитных союзах и ломбардах) был нанесен очередной PR-удар законодателей, однако понадобилось еще больше двух недель для того, чтобы к нему присоединился Президент — банковское лобби проявило свои лучшие бойцовские качества.

Тем не менее, 4 февраля «кредитный» законопроект превратился таки а полновесный Закон №1822-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета финансовым учреждениям в одностороннем порядке увеличивать размер процентов и других платежей, предусмотренных кредитным договором». Однако он вряд ли принесет кредитному рынку долгожданную стабильность.

Повышать дальше некуда

Несмотря на всю свою кажущуюся «социальную» направленность и «справедливость», новому закону будет не под силу ни заставить банки снижать ставки по кредитам, ни стимулировать население (и действующий бизнес) эти самые кредиты брать.

Что касается первого, то, как уже отмечал ИнтерКредит, с самого начала кризиса (осень 2008г.) большинство украинских банков из кредитно-финансовых учреждений, превратились в заведения чисто финансовые, предпочитая делать деньги на валютных спекуляциях.

Что касается второго, то еще в течении первой половины 2009 г. (т. е. задолго до принятия долгожданного закона) ставки по кредитам достигли своего запредельного потолка и в дальнейшем уже только колебались вблизи этого уровня, недоступного для большинства украинцев. Не говоря уже о наиболее распространенных (до кризиса) потребительских кредитах — на приобретение авто и жилья, которые просто умерли вместе с украинским авторынком и рынком недвижимости, недоступными стали и бизнес-кредиты.

Так, если на 1 января 2009 г. средняя эффективная ставка на покупку транспорта в гривне составляла 27,49% годовых, то за последующие шесть месяцев (к первой декаде июля) она снизилась менее, чем на десятую долю процента – до 27,43 % годовых (-0,06%), а декабрь встретила на отметке в 27,5% годовых.

Кредиты на транспорт в долларах к лету подешевели более заметно – cредняя эффективная ставка по ним с 20,38% годовых в январе 2009, просела до 19,80% годовых в июле (-0,58%), однако к декабрю снова поднялась до 20,% Соответствующие эффективные ставки в евро в первом полугодии также снизились – с январских 20,44% до июльских 19,47% годовых (-0,97%), зато во втором подскочили до 20,5% - сказался кризис «слабых звеньев» Еврозоны — Греции, Испании и Португалии.

Ставки по кредитам на покупку оборудования также снижались с января по июль 2009 г.: с 27,07% до 26,86% годовых (-0,21%) и затем оставались практически на том же уровне (26,8%)до самого нового, 2010 г.

В долларах же средняя эффективная ставка за этот период, напротив, выросла: от 19,33% – 19,71% (январь-июль ) до 19,8% годовых в декабре 2009-го. Средний же уровень ставок в евро на подобные кредиты вырос вырос с 19,62% -19,71% (январь — июль 2009-го) до 20,9%к концу года.

Что же касается эффективных ставок займов на пополнение оборотных средств, то с января по декабрь 2009г. они выросли лишь для гривны – с 26,63% до 28,0% годовых, хотя снижение для «твердых» валют также оказалось незначительным: в долларах – с 20,87% до 20,05%, а в евро – с 20,93% до 20,65% годовых.

Впрочем, как уже отмечал ИнтерКредит, доступ предприятий среднего и малого бизнеса к кредитам в долларах и евро с недавнего времени весьма и весьма ограничен: 23 июня Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса». Так что теперь кредиты в «твердой валюте» будут доступны только для бизнеса (и то не для всякого, а лишь непосредственно связанного с производством), и получить их можно будет только в безналичной форме.

Что же дальше?

Как известно, лишь немногие банки Украины могут выжить, не давая кредиты под реальный процент, не имея доступа к дешевым кредитным ресурсам, которыми их может «накачивать» либо западный материнский банк, либо родное государство.

В то же время, согласно последним оценкам агентства Fitch, с учетом масштаба проблем и качеством активов, банковской системе Украины может потребоваться до 92 миллиардов гривен (11 миллиардов долларов) новых вливаний капитала — только для восстановления платежеспособности. Эта сумма почти вдвое больше, чем объем взносов капитала, проведенных за 12 месяцев по состоянию на конец III квартала 2009 года.

Так что, реанимировать кредитование под приемлемые для массового клиента проценты финансовым учреждениям (которые уцелеют к концу кризиса) все же придется и первыми в Украине это смогут сделать государственные банки и банки с иностранным капиталом.

Другое дело, что предприятиям среднего и малого бизнеса смогут реально взять кредит не ранее лета-осени 2010 года, – спустя шесть-восемь месяцев после президентских выборов - когда госаппарат сможет, наконец, снова выполнять свойственные ему регуляторные функции.

Информация председателя СБУ Валентина Наливайченко об аресте с поличным сразу пяти офицеров Федеральной службы безопасности России в Одесской области выглядела настолько сенсационной, что поверить в это казалось невозможным.

Итак, на пресс-конференции глава СБУ заявил, что 27 января офицеры ФСБ РФ арестованы при получении сведений, содержащих государственную тайну, от гражданина Украины. Доказательства бесспорны — зафиксирована передача материалов, встреча находилась под полным контролем украинских контрразведчиков, личности участников установлены.

Заявление ФСБ РФ полностью подтвердило факты. Российская спецслужба не отрицала шпионаж в Украине! Главный пафос россиян заключался в том, что их действия были якобы лишь ответом на разведывательную активность украинцев против России. Самым смешным было утверждение, что шпионский скандал — провокация СБУ, что якобы международная практика предписывает раскрывать шпионов и выдавать их тихо, без огласки. Забавное и, разумеется, случайное совпадение — не дожидаясь никаких официальных выводов, сразу после выхода пресс-релиза ФСБ те же аргументы российской стороны озвучил депутат Партии регионов Николай Азаров. Поскольку Николай Янович имеет все шансы получить высокий пост в команде будущего президента Украины, и чтобы предотвратить дальнейшие случайные выступления в защиту иностранных спецслужб со стороны наших миролюбивых политиков, «ЗН» с помощью источников в украинской контрразведке постаралось установить причины, ход и значение этого шпионского скандала.

В чем же заключается колоссальный политический резонанс этой истории?

Во-первых, ведение шпионской деятельности друг против друга в Содружестве Независимых Государств запрещено договорами 1992 года, которые никто не отменял, и такой откровенный недружественный акт, факт нарушения Минских соглашений, дискредитирует внешнюю политику России. Российские лидеры, на словах выражая готовность к конструктивному диалогу, на деле проводят подрывную деятельность против своих ближайших соседей.

Во-вторых, демонстративные действия неминуемо приведут к усилению контрразведывательных мероприятий против российских спецслужб во всех странах СНГ, поскольку россияне показали готовность открыто нарушать любые договоренности и соглашения. Это заставляет задуматься о степени профессионализма спецслужб РФ и адекватности их политического руководства. Операция такого масштаба не может быть инициативой исполнителя, а значит, санкционирована ответственными лицами в Москве.

В-третьих, очевидно, что территория Приднестровья используется для откровенно враждебных акций. ФСБ подтвердила, что разведывательная операция проводилась из непризнанного анклава, который мировое сообщество, в том числе Россия и Украина, официально признают территорией Молдовы.

В-четвертых, возникают вполне прагматичные основания задуматься о целесообразности присутствия российских воинских соединений на территории Украины, коль скоро они ведут враждебную деятельность против государства, на земле которого пребывают.

И в-пятых, трудно припомнить случай, когда бы сразу пять офицеров советской либо российской спецслужбы были арестованы при выполнении задания на территории иностранного государства в мирное время. ФСБ — это контрразведка, и положение об отделах ФСБ РФ от 7 февраля 2000 года предписывает этим подразделениям, дислоцированным за пределами РФ, руководствоваться законодательством государств, на территории которых они находятся. Проводить спецоперации за границей ФСБ не имеет права.

А теперь коснемся деталей, воспроизведенных по данным наших неофициальных источников.

Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика давно является объектом пристального изучения со стороны украинских разведывательных органов. ПМР стала главным источником организованной преступности в нашем уголке Европы. На этой территории правят самопровозглашенные власти, полностью зависимые от политической воли России. Здесь возможно все — контрабанда любых товаров, торговля наркотиками, оружием, людьми. При этом Украина — главный маршрут транзита и рынок сбыта. А еще ПМР — потенциальная горячая точка, полный аналог Южной Осетии на нашей границе. Коррумпированная верхушка из местных кланов контролируется якобы отставными сотрудниками российских силовых ведомств. На территории ПМР находятся огромные арсеналы советских времен, которые Россия не может убрать уже 19 лет. Охрана складов — предлог для размещения воинского контингента штатной численностью в полторы тысячи человек. Материальная ценность невелика — современная техника и боеприпасы давно были вывезены. Реально главная задача российской группировки — удержание на своих штыках ситуации в анклаве и сохранение плацдарма влияния в этой части СНГ.

Оперативник Главного управления разведки Министерства обороны Украины, которого ФСБ именует Русланом Пилипенко, скорее всего, неоднократно посещал территорию ПМР, работая под прикрытием из Одессы.

Целью его командировки в ПМР в октябре 2009-го, судя по всему, был исключительно сбор информации по тем видам деятельности российских военных, которые выходят за рамки, предусмотренные мандатом «миротворческих сил» и лежат вне поля зрения международных инспекций. Как пример такой деятельности можно привести Приднестровский телерадиоцентр, расположенный в поселке Маяк Григориопольского района ПМР. В советское время этот центр имел литерное наименование «Объект 850» и входил в систему радиотрансляционных станций для сверхдальней радиосвязи по всему миру, накрывая все Западное и большую часть Восточного полушария. Также центр использовался для радиоэлектронной разведки, для трансляции телерадиопрограмм и как «глушилка» вражеских «голосов». Центр способен заглушить весь частотный диапазон Украины. Масштабы этой махины потрясают: площадь антенного поля радиоцентра — 850 гектаров!

В 2007 году Федеральное государственное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» купило телерадиоцентр за деньги, предоставленные специально для этой покупки федеральным бюджетом РФ. При том, что трансляционных мощностей РТРС и так вполне достаточно для выполнения своих задач. Оборудование объекта, конечно, во многом вышло из строя, но всего за два года московские специалисты провели модернизацию. Как говорят, ряд технических помещений центра россияне опломбировали, доступ местному техническому персоналу туда закрыт. Объект охраняется подразделениями российского спецназа и «министерством государственной безопасности» Приднестровья, однако не имеет статуса военной базы. Интерес украинской разведки к объекту стратегического значения, находящемуся на территории незаконного анклава, вполне обоснован. Кто бы ни был президентом Украины и какие бы дружественные чувства ни связывали братские народы, спецслужбам положено быть осведомленными об активности такого рода почти на самой границе.

Можно предположить, что в ходе работы Пилипенко попал в поле зрения МГБ ПМР, сотрудники которого, очевидно, предоставили соответствующую наводку отделу военной контрразведки ФСБ группы российских войск. 29 октября 2009-го Пилипенко был задержан в Тирасполе местным МГБ и доставлен в российскую воинскую часть — без ордера и решения суда. Скандал заключается уже в том, что никаких законных оснований для проведения такой акции ФСБ не имела, поскольку на территории Приднестровья ФСБ обязана придерживаться законов Республики Молдова. Сотрудник ГУР МО никаких законов не нарушал и легитимные власти Молдовы претензий ему не предъявляли. По сути похищение и допрос россиянами иностранного гражданина в Приднестровье — скандальное дело, поскольку эти действия находятся вне зоны юрисдикции и мандата группы российских войск. Официально Российская Федерация и Украина не признают решения приднестровской «юстиции».

20 января 2010 года, за неделю до разоблачения офицеров ФСБ, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, пребывая в Молдове с официальным визитом, заявил: «Группа российских войск, которая находится сейчас в Приднестровье, выполняет функции охраны складских помещений и вооружений. Благодаря им мирно живут люди в Приднестровье и на остальной территории Молдавии. Именно миротворческие силы являются гарантом неприменения силы».

На территории российской воинской части сотрудники ФСБ, позабывшие, очевидно, что занимаются лишь «охраной складских помещений» и являются «гарантами неприменения силы», начали вести допрос «с пристрастием». Здесь выяснилось, что Пилипенко уже давно был установлен ФСБ как украинский разведчик, за ним и его семьей осуществлялась слежка в Одессе. Украинцу показали фотографии его семьи, продемонстрировали, что знают его место жительства, и пригрозили жесткими мерами воздействия, если он не пойдет на сотрудничество. «Миротворцы», вопреки уверениям российского МИДа, занимались шпионажем, и, с юридической точки зрения, похищением людей.

Не имея оснований для ареста Пилипенко, россияне, очевидно, заранее поставили себе цель вербовки военнослужащего. Наш офицер сумел внушить доверие своим вербовщикам. Его отпустили, и он получил задания по добыванию информации о работе украинской разведки. Но сразу после возвращения Пилипенко доложил об инциденте своему начальству. ГУР МО обратилось в СБУ, и в условиях строжайшей секретности руководство украинской контрразведки начало операцию по выведению вербовщиков на территорию Украины и их последующему захвату. Чтобы избежать утечки информации, операцию залегендировали — о российском следе никто не говорил, а похищение нашего разведчика приписали «неизвестным лицам». Была ли подобная реакция украинских спецслужб в ответ на провокацию против коллеги чрезмерной — ответ, полагаю, очевиден. И опять-таки, кто бы ни был руководителем спецслужбы, если бы наши люди подверглись такого рода провокации, действовать пришлось бы аналогично.

Это не был «эксцесс» исполнителя». Очевидно, после санкции руководства ФСБ РФ, специально для встречи с Пилипенко на территории Украины из Москвы прибыл высокопоставленный сотрудник, которому поручалось руководство операцией. 27 января в Украину выехал в полном составе весь отдел контрразведки ФСБ в Приднестровье — за исключением одного сотрудника, пребывавшего в отпуске, и делопроизводителя. В результате трое оперативников, их начальник и московский гость встретились с Пилипенко на украинской территории, в 14 километрах от границы.

Непосредственно контакт с Пилипенко осуществлял москвич, с ним были трое оперов, а начальник отдела издали наблюдал из машины. Конечно, степень компетентности эфэсбэшников поражает. Все это люди заслуженные, прошедшие не одну командировку в Чечню и на Кавказ, и вот всей толпой помчались на встречу с агентом, хотя ситуация этого совершенно не требовала. Количество «визитеров» стало сюрпризом для группы захвата. Зачем? Возможно, посмотрели сериал «Ликвидация» и узнали, что в лесах под Одессой скрываются бандеровские отряды? Боялись заблудиться? Или все хотели получить по ордену за личное участие? Или показать близость к московскому начальнику? Либо тот сам приказал всем его сопровождать, чтобы не страшно было выезжать на «вражескую территорию»? Или это предполагал разработанный в Москве план операции? Если ФСБ так же по-дилетантски работает на Кавказе, то неудивительно, что там до сих пор идет война… Когда бумаги были переданы, нужные слова произнесены, а нужные кадры — отсняты, вся компания чекистов попала в руки «Альфы». Таким образом, весь отдел ФСБ в Приднестровье в полном составе был арестован. В полном соответствии с законами Украины и международным правом.

Согласно личному решению председателя СБУ и в качестве жеста доброй воли, личный состав отдела был безо всяких условий передан российской стороне в Сумской области. Интересно, были бы так легко и так быстро отпущены на свободу украинские офицеры, если бы их взяли с поличным на территории РФ?

В скандале с незаконным похищением украинского гражданина в Приднестровье наше политическое руководство отмолчалось. Хотя очень хотелось бы услышать позицию украинского Министерства иностранных дел, поскольку эта проблема связана с переговорами по статусу Приднестровья и статусу оперативной группы российских войск, в которых наша страна принимает участие. Надеемся, что руководство МИД, несмотря на имеющийся у некоторых госслужащих бизнес в России, проявит принципиальность и все-таки адекватно отреагирует — ведь уже две недели прошло. Было бы целесообразно со стороны МИДа задать вопросы молдавской стороне: на каких основаниях на территории республики против Украины действуют российские спецслужбы и как это влияет на процесс мирного урегулирования?

Учитывая чрезвычайно дерзкий характер действий ФСБ по незаконной вербовке украинского разведчика, Шевченковский райсуд Киева принял решение наказать руководителя операции, который имел при себе паспорт на фамилию Александрова — несуществующее лицо. Его личность установили. Им оказался полковник военной контрразведки ФСБ по Московскому военному округу Владимир Николаевич Носков.

Именно он предлагал нашему разведчику порядок организации нелегальной связи, организацию бизнес-проектов для официального прикрытия выездов гражданина Украины в РФ, организацию тайников как на территории Украины, так и за рубежом. Чтобы наказать ФСБ за наглость и глупость, Носкова предадут суду в Украине по обвинению в шпионаже. Полковника могут выдать только по решению вышестоящих властей и уже после вынесения приговора судом.

Офицер украинской разведки, известный как Руслан Пилипенко, сейчас вместе с семьей находится под охраной в безопасном месте, в отношении него будет применена программа защиты свидетелей.

Данная ситуация заставляет внимательнее посмотреть на проблемы в отношениях между украинскими и российскими спецслужбами. В этом плане за последние годы наблюдается довольно странная двойственность.

Украина в общем-то рай для российских спецслужб. Контрразведывательный режим у нас более мягкий, чем в любой европейской стране и в большинстве стран СНГ. Украина — «теплое место» для ветеранов спецслужб, которые зарабатывают себе лампасы к пенсии. Провалившиеся в других странах мира российские шпионы отправляются дослуживать в Украину, и им никогда не отказывают в агремане. Сотрудники российских спецслужб ведут не только профессиональную, но и коммерческую деятельность, принимая активное участие в операциях с недвижимостью в Крыму, и им опять-таки не чинят препятствий. Однако несмотря на такие курортные условия, спецслужбы РФ все равно проявляют раздражение, когда их украинские коллеги пытаются показать, что в этой стране все-таки другие власти.

Это абсурд, когда заявление украинского МИД о высылке российских дипломатов за деятельность, не совместимую с дипломатическим статусом, встречает мощную политическую кампанию, чтобы сохранить этих дипломатов на месте. Все страны, даже с самым дружественным к России режимом, например Индия, контролируют разведывательную деятельность на своей территории и так же практикуют высылку дипломатов, когда их активность заходит слишком далеко, по мнению местной контрразведки. Но только в Украине российские спецслужбы используют своих агентов влияния для того, чтобы полностью дискредитировать работу органов нашей контрразведки.

Очевидно, что это политическое решение руководства России.

При этом резонансная высылка российских дипломатов имела вполне солидные основания. Некий господин В. до работы в нашей стране был выслан за шпионаж из одного европейского государства. В. был известен украинской контрразведке СБУ чрезвычайной любвеобильностью и постоянными перемещениями по всей стране — он пытался поддерживать близкие отношения почти с 40 гражданками Украины, при этом совсем не ограничивая себя в расходах на поддержание такого прекрасного способа укрепления «культурных связей» между государствами. Контрразведка посчитала, что здоровье В. требует профилактики, поскольку контролировать такую обширную сеть его подруг слишком затруднительно. И пылкого дипломата попросили покинуть территорию страны. В соответствии с международной практикой — в суде здесь ничего доказывать не следует.

Вполне достаточные основания имела и просьба о прекращении деятельности отдела контрразведки ФСБ Черноморского флота в Севастополе. Как мы видим по ситуации в Приднестровье, ФСБ действительно выполняет шпионские функции на нашей территории.

В ответ российские спецслужбы пытаются создать миф о якобы высокой активности украинской разведки против России. Не надо быть большим экспертом, чтобы не понимать очевидного — для сколь-нибудь масштабной разведдеятельности у нашего государства нет ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов. Поэтому российские спецслужбы старательно культивируют «украинских шпионов» из подручного материала.

Признаком политического давления была провокация российских спецслужб против гражданина Украины Николая Архипова, который был арестован ФСБ в Брянске в ноябре 2009-го. Архипов был арестован за контрабанду — за провоз газоразрядной лампы, которая в советское время была действительно засекречена. Однако прошло более 20 лет с тех пор, как такие лампы использовались в военном деле, и сейчас ламповая техника является раритетом, а не военной продукцией. Секретность давно снята. Более того, Архипов приобрел ее в РФ абсолютно законно. Тем не менее, человек ни за что отсидел под следствием пять месяцев. Сейчас в Брянске арестован еще один украинец — сотрудник отечественного ВПК, суть обвинений в его адрес пока не разглашается.

Показательной является реакция российских спецслужб на арест полковника Носкова. С 27 января по сегодняшний день за рядом сотрудников украинского посольства в Москве осуществляется демонстративная слежка.

Руководство ФСБ, по информации некоторых СМИ, направило официальное письмо СБУ, в котором высказало просьбу о внесудебном порядке рассмотрения конфликта. Однако куда больший резонанс в мире спецслужб получила неофициальная встреча украинского атташе в Москве с представителем ФСБ, на которой высокопоставленный российский чиновник пригрозил украинской стороне «адекватными мерами». По сути, дав понять, что если Носкова не выпустят, то россияне найдут повод арестовать сотрудника украинских спецслужб.

Против наших дипломатов россияне не стесняются использовать грубые методы работы. В прошлом году жена украинского атташе в Москве была задержана на улице и направлена в ОВД из-за нарушения паспортного режима. Когда муж поехал ее выручать, на выезде из посольства его задержал патруль ГАИ и долго проводил дознание…

Дерзкие действия российских спецслужб имеют под собой, конечно, более глубокие причины, чем стремление «утереть нос» СБУ. Слабая и хаотичная украинская власть подвержена зарубежному влиянию, и это дает спецслужбам основания для произвольных действий на нашей территории и против наших граждан. Вместо защиты общих интересов каждое ведомство и каждая ветвь власти отстаивают свои частные. Поэтому наша держава обречена на статус заповедника, где политические и разведывательные органы иностранных государств играют роль браконьеров. Большинству из которых удается избежать наказания…

В конце каждого месяца или квартала субъекты хозяйствования обязаны подавать отчеты: в налоговую службу, Пенсионный фонд, Государственный комитет статистики, Фонд социального страхования от временной потери трудоспособности, Государственный центр занятости... И всегда это хлопотно. Мало оформить необходимые документы, надо еще выстоять очередь. Времени и нервов забирает предостаточно. Электронная отчетность в этом деле должна была бы стать настоящей революцией. Ведь для налаживания передачи отчетности средствами телекоммуникации нужны только компьютер, соответствующее программное обеспечение и выход в Интернет. Такой способ пересылки документации похож на электронную почту и не требует отдельно выделенной линии связи.

Выгодно — решили бизнесмены. Не выходя из офиса можно сдать отчет и через несколько часов получить сообщение о его получении. Например, передавая отчетность в ГНА, они пользовались сайтом учреждения, и все было хорошо. Дополнительных средств за это с них никто не брал. На первых порах.

Ключи от... сайта

Среди пионеров внедрения электронного отчета — Пенсионный фонд, где система персонифицированного учета в бумажном и электронном виде действует уже свыше восьми лет. Два года назад здесь ввели сдачу отчетности в электронном виде с использованием электронной подписи.

— Это очень удобно, ведь если работодатели и страхователи формируют документацию с помощью программного обеспечения, предоставленного им Пенсионным фондом, то отчеты приходят без ошибок, поскольку действует соответствующая система контроля, — говорит заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины во Львовской области Андрей Костив. — На начало 2010 года 73% информации к системе персонифицированного учета Пенсионного фонда бизнес- и государственные структуры сдавали в электронном виде. Но эти сведения не надо путать с отчетами с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Чтобы задействовать отчетность с ЭЦП, работодателю необходимо приобрести сертифицированные ключи у одного из операторов, работающих в Украине.

Следовательно, рассчитывать только на собственную электронную почту не стоит — она не позволяет правильно использовать цифровую подпись. Поэтому существуют определенные базы, где клиент через систему паролей и ключей выходит на сайт, откуда и присылает отчет в нужную ему организацию. Или же у него есть программное обеспечение, выполняющее эти функции. Напрямую присылать отчетные документы субъект предпринимательства не может.

«А» и «Б»

Руководствуясь, как всегда, добрыми намерениями, члены правительства в который раз создали поле для злоупотреблений в сфере бизнеса. Введя соответствующим законом электронную отчетность для государственных инстанций, сказали «А», но забыли сказать «Б».

— Ныне собственной системы, позволяющей субъектам предпринимательской деятельности напрямую подавать отчетность, у Центра занятости, как и у других государственных учреждений, нет. Она в стране еще не налажена, — говорит директор Львовского городского центра занятости Олег Рисный. — Бизнесмены могут пересылать ее только через операторов, у которых есть определенные электронные ресурсы. А они часто являются посредниками, берущими плату за свои услуги. Вариантов оплаты два: за пользование или соответствующим сайтом, или программным обеспечением. Мы думали создать такой ресурс, но на это нужны большие средства.

Вот и нашлись предприимчивые люди, увидевшие здесь возможность неплохо заработать лишь на открытии и закрытии электронных шлюзов.

Первыми воспользовалась пробелами в законодательстве ГНА в г. Львове. В конце прошлого года бизнес-структурам предложили изменить порядок отправки отчетности. Субъектам хозяйствования настойчиво советовали пересылать ее на адрес одного из спецоператоров, который якобы должен был бесплатно переправлять отчетность в ГНА. Но вскорости, попытавшись зарегистрироваться у нового оператора, пользователям предложили уплатить ему 960 грн. в год за регистрацию, а потом ежемесячно — круглую сумму за услуги.

— Почему нам выставляют такие счета, за что? — возмутились бизнесмены.

Объяснение оператора оказалось слишком странным: подача документации в ГНА ничего не стоит, но за отчеты в разные социальные фонды придется платить реальные и немалые деньги. В зависимости от формы собственности, каждому предприятию для пересылки электронной отчетности нужны были специальные электронные ключи — аналоги подписей директора, бухгалтера и печати фирмы. Разумеется, что плательщики налогов выступили против нововведения.

Плата за обязательную отчетность

26 ноября 2009 года во время заседания координационного совета при главе Львовской областной администрации по вопросам предпринимательства было решено направить письмо в Кабинет министров, Госкомпредпринимательства, Антимонопольный комитет и ГНА Украины с просьбой сохранить возможность электронной отчетности в органы ГНА без услуг посредников.

Как заметил член Комитета предпринимателей Львовщины Юрий Сендецкий, в свое время КПЛ содействовал внедрению электронной отчетности в ГНА на Львовщине. Ныне около двух тысяч бизнесменов пользуются ею. Тем не менее, 28 октября 2009 года появилось письмо-разъяснение ГНА Украины о том, что электронную отчетность надо передавать при посредничестве частных фирм. Стоимость регистрации в них на год стоит 960 грн., а еще необходимо приобрести электронные ключи. Поэтому предпринимательские организации решили обратиться в ГНА во Львовской области с требованием восстановить возможность сдавать электронную отчетность в налоговые органы напрямую. ГНА во Львовской области и налоговые службы других областей соответствующим образом обращались в ГНА Украины. И только тогда она отступила.

По словам председателя Комитета предпринимателей Львовщины Юрия Сендецкого, программное обеспечение электронной отчетности и форма электронного ключа были изготовлены за бюджетные средства, то есть за деньги плательщиков налогов. Потом появляется посредник, желающий на этом заработать. Но вся его работа сводилась только к открытию и закрытию электронного шлагбаума. После протестов эту систему приостановили. Но существует большая опасность, что как только ситуация стабилизируется, посредник снова начнет требовать деньги.

Украинские плательщики налогов не понимают, почему они должны покупать возможность отчитываться перед государственными органами. Поэтому предупредили руководство ГНА Украины, что вынуждены будут снова перейти на бумажную отчетность, поскольку не готовы платить за «воздух».

— Я обслуживаю пять субъектов хозяйствования, — говорит львовский бухгалтер, — и ежегодно каждому из них следует обновлять электронные ключи. Когда-то их бесплатно всем желающим предоставляла ГНА, а сейчас надо обращаться в частную фирму.

Не только деньги беспокоят бизнес, но и информационная безопасность. Ежеквартально, высылая частному предприятию отчетность о деятельности фирмы, бизнесмены опасаются, что его работники однажды захотят воспользоваться этой информацией. Ведь работу спецоператора не регламентирует ни один государственный документ.

Предпосылки для злоупотреблений

Все эти вопросы рассматривались и 26 января 2010 года во время круглого стола «Электронная отчетность — реалии и перспективы», организованного Федерацией работодателей Украины, в котором приняла участие Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ).

По мнению участников круглого стола, сегодня в Украине не урегулирована процедура подачи предпринимателями электронной отчетности в органы государственной власти. Это создает предпосылки для злоупотребления и коррупции при работе с электронной отчетностью, широкое поле для будущих рейдерских атак, возможность монополизации рынка передачи отчетности и даже составляет угрозу национальной безопасности.

По словам Ивана Петухова, члена правления Украинского союза промышленников и предпринимателей, процедура сдачи электронной отчетности регулируется 13 законами, тремя постановлениями и распоряжением Кабинета министров, семью приказами и постановлениями других органов исполнительной власти Украины. Несмотря на это, указанная нормативная база нечетко определяет порядок сдачи обязательной отчетности в электронном виде в разные инстанции.

В связи с неурегулированностью порядка подачи отчетности на общегосударственном уровне, отдельные органы государственной власти самостоятельно разработали внутренние нормативные документы. Они не взаимосогласованные и в значительной степени отличаются. Более того, некоторые из них предусматривают сдачу государственной отчетности только через коммерческую структуру-посредника, а другие — лишь допускают такую возможность.

По словам Алексея Мирошниченко, председателя Общего представительского органа работодателей на национальном уровне, ныне в Пенсионный фонд должны передавать отчетность 2 млн. 167 тыс. предпринимателей. В Фонд социального страхования от временной потери трудоспособности — 1 млн. 600 тыс. То есть речь идет о большом количестве бизнесменов и работодателей. Если они будут вынуждены пересылать документацию через посредников и платить им деньги, то мы говорим о рынке платных услуг, на котором сегодня нет ни малейшей прозрачности.

Еще одна важная проблема — отсутствие унификации: предприниматель для подписи и рассылки документов во все государственные органы не может воспользоваться единым ключом, полученным в аккредитованном Центре сертификации ключей (АЦСК). Таким образом, бизнесмен, например, для сдачи отчетности в Центр занятости пользуется услугами одного АЦСК, а для сдачи отчетности, например, в Минюст ему следует воспользоваться ключом от другого АЦСК.

«Предприниматель должен иметь возможность пойти в какой-либо аккредитованный центр сертификации ключей, получить ключ и иметь возможность использовать его для сдачи отчетности в любой орган государственной власти», — говорит председатель Правления ИнАУ Татьяна Попова.

Участники круглого стола пришли к выводу: поскольку подача отчетности является обязанностью для плательщиков налогов и страхователей, то государству следует обеспечить ее бесплатный прием. В свою очередь, они должны иметь право выбора способа подачи отчетности: в бумажном или электронном виде.

Справка

Для безопасной сдачи отчетности в электронном виде (передачи документов через Интернет) в какой-либо орган государственной власти предприниматель должен воспользоваться электронной цифровой подписью. Она используется физическими и юридическими лицами как аналог собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы его варианта на бумажном носителе. ЭЦП — вид электронной подписи, полученной в результате криптографического преобразования набора электронных данных, который прилагается к этому набору или логически с ним объединяется и дает возможность подтвердить его целостность и идентифицировать подписанта. Электронная цифровая подпись налагается с помощью личного ключа, а проверяется с помощью открытого. Ключи получают в аккредитованных центрах сертификации ключей. Нынче в Украине действует 11 таких организаций, официально зарегистрированных государством.

Комментарий

Зеновий БЕРМЕС,

президент Ассоциации работодателей Львовщины:

— Преимущество электронной отчетности для плательщиков налогов очевидно — уменьшения затрат времени и средств. Это выгодно и для государства. Потому процесс надо сделать простым и понятным. Проблема в том, что когда электронную отчетность переведут на коммерческую основу, то будут злоупотребления. Это скомпрометирует в общем хорошее дело. И последнее: сегодня никто не вынуждает юридические и физические лица подавать отчетность в электронной форме. А как завтра будет — никто не знает.

Забавно жить в стране, где ни на что нет денег. Какую новость ни откроешь – сплошной дефицит бюджета. Закупить импортный сахар – денег нет; газ – уже почти нет; почистить снег – конечно, нет; выдать областям полагающиеся суммы с казначейского счета – ха-ха три раза. Я чуть не обрыдался, узнав, что члены ЦИК развозят бюллетени в регионы за свой счет, поскольку не хватает средств на содержание избирательной комиссии. И что елка на Крещатике имела шанс простоять до следующего ноября, ввиду отсутствия средств на ее демонтаж.

На самом деле денег, действительно, нет. В СМИ просочилась информация, что правительство отчиталось перед Международным валютным фондом о показателях выполнения госбюджета 2009 года. Естественно, скрыв их от широкой общественности.

 Так вот, оказалось, что общий фонд госбюджета не выполнен по доходам на 12,4 млрд. грн. С учетом планового дефицита, рекапитализации банков и НАК "Нефтегаз Украины" "дыра" бюджета достигла 81,5 млрд. грн. Неудивительно, что такую «порнуху», пусть и финансовую, не стали демонстрировать народу.

 Народ в свою очередь «расслабил булки» и явно не готовится к трудной, поствыборной зимовке. А зря. Ибо, по данным из источников, заслуживающих доверия, на казначейском счету находится не более 800 млн. грн., при ежесуточной потребности страны в 2,2 млрд. грн. Таким образом, можно смело предрекать невыплату пенсий и зарплат бюджетникам уже за январь.

 В некоторых регионах не расплатились с пенсионерами-инвалидами еще за декабрь. Видимо, решив, что их не так много, дабы повлиять на общие результаты выборов. Короче говоря, сэкономили на нищих.

 Кстати, теперь уже почти бывший президент Украины Виктор Ющенко еще 15 января обвинил правительство в срыве графика пенсионных выплат. По данным Министерства труда и социальной политики, к вечеру 20 января пенсий выплачено 84,4%, или 12,37 млрд. грн. Но его никто не услышал: народ привык, что доброго слова от президента в адрес его некогда соратницы, а теперь злейшего врага «Тигрюли» не дождешься.

 Радует в этой критической ситуации умильное спокойствие Нацбанка, который сидит на остатке золотовалютных резервов, обращенных в форму неликвидных ценных бумаг обанкротившихся американских банков, и думает, что он спасется первым.

 Порадовал и изощренный оптимизм исполнительного директора НБУ по экономическим вопросам Игоря Шумило, который заявил: Нацбанк Украины допускает существенное уменьшение дефицита платежного баланса страны в 2010 году, который по итогам 2009 года достиг $13,727 млрд. "Мы ожидаем дефицит счета текущих операций, близкий к нулю, и небольшой дефицит финансового счета", – сказал он. Ну, понятно – «мертві бджоли не гудуть», экономика замерла, никакого развития, никакого движения. Ноль, помноженный на ноль, известно, что дает.

 Тем временем правительство просто и банально перестало давать деньги в регионы. Как известно, впервые в украинской истории власти сразу нескольких городов судятся с государством за деньги на счетах местных громад в Госказначействе, которые заблокированы вот уже несколько месяцев. Другими словами, деньги после представления платежек не выдаются.

 Судебные иски, в частности, подали Чернигов, Полтава, Черкассы. За ними на очереди – Запорожье, Винница, Донецк. Днепропетровск грозит Госказначейству осадой и блокированием помещений. Во Львове местные власти пригрозили дефолтом. Правда, после этого городской голова Андрей Садовый связался с Юлией Тимошенко, которая пообещала решить ситуацию и типа направила в город 130 млн. грн. По другим данным – не направила, но Садовый, желая услужить Леди Ю, «подписывается» под недостоверной информацией в обмен на политические обещания.

 Интересно, что Кабмин реагирует на происходящее вяло, как уже почти покойник на любую новость, не касающуюся его здоровья. Так, первый вице-премьер-министр Александр Турчинов заявил, что неплатежи – "это краткосрочные задержки". И объяснил ситуацию непринятием госбюджета.

 А и.о. министра финансов Украины Игорь Уманский промямлил, что Госказначейство и Минфин не нарушали порядка использования средств единого казначейского счета. Рассказанная им сложная концепция, что якобы Госказначейство героическими усилиями не пропускало те платежи, которые были секвестированы, не выдерживает никакой критики.

 Примечательно, что последним украинским премьером, который работал без принятого парламентом бюджета, в режиме ручного управления экономикой был… столь нелюбимый ЮВТ ее бывший соратник и «учитель» Павел Лазаренко. Но даже он, как и Тимошенко пользуясь временной росписью казенных средств и выдавая их по принципу «кому хочу, тому и даю», не выкидывал такие фортели с местными бюджетами, как его «талантливая» ученица.

 Впрочем, уже никакие сложные фокусы не могут реанимировать «замордованную» антикризисными псевдомерами отечественную экономику. Нет денег закупить сахар и сбить ажиотаж. Одесский губернатор Николай Сердюк сообщил, что правительство не предоставило никакой помощи по ликвидации последствий стихии: все проплаты через казначейство, в том числе на горючее, были заблокированы.

 Точно такая же ситуация на Херсощине. Тамошний губернатор Борис Силенков утверждает, что область стояла 9 дней в заносах, так как казначейство не проводило платежей облавтодора и коммунальных предприятий органов местного самоуправления за горючее. По его словам, в воздухе повисли платежи на 2 млн. грн., которые органы местного самоуправления через свои коммунальные службы положили в казначейство для оплаты за горючее на ликвидацию стихии. Из-за чего, по версии губернаторов, и возникли те самые знаменитые пробки, в которых по несколько суток замерзали люди.

 Хотя с 1 января вступил в силу закон, предусматривающий реадмиссию нелегалов, собравшихся по нашей территории перейти в Евросоюз, денег на проведения демаркации украинско-российской границы (а необходимо около $200 млн.) нет. А это означает, что мы будем кормить и тех нелегалов, которые перешли границу с ЕС из России, но ввиду «территориальной неразберихи» оказались в наших пунктах содержания.

 Ну, и самая забавная новость, что на второй тур выборов денег нет тоже: не секрет, что ЦИК получила всего 30,34% от необходимого объема финансирования. И, по утверждению члена ЦИК Жанны Усенко-Черной, ее коллеги развозят бюллетени в регионы за свой счет. От себя добавим – наверное, на личных грузовиках и собственном бензине.

 Все это шоу с отсутствием денег начинает очень сильно смахивать на фарс, и, если бы мы жили в другой стране, был бы повод посмеяться. Но поскольку мы живем здесь – в целом не до смеха. Чем может закончиться это очевидное и перманентное банкротство страны? Продажей Родины по низкой цене. Член совета НБУ, директор Института экономики и прогнозирования Валерий Геец сообщил, что после окончания финансово-экономического кризиса 70% всего кредитного портфеля украинских банков будут контролировать банки с иностранным капиталом. А еще есть земля, полезные ископаемые и молодые девушки приятной наружности. Ведь не секрет, что Украина вообще и Киев в частности уже давно стали Меккой сексуального туризма для западных затейников. Может, это и есть наше место в мировой системе распределения труда? Хоть чем-то же надо зарабатывать стране на жизнь!

Старая песня на новый лад, или почти про элиту Украины:

Создано общество пофигистов. И немало народу туда записалось. И вот — первый съезд. Корреспондентов — туча. Подъезжает лимузин, выходит председатель общества. Блицы вспышек, микрофоны, телекамеры.

— Простите, вы председатель общества пофигистов? — Да, я. — Неужели вам действительно «все пофиг»? — Да, действительно, все. — И что, вам и работа пофиг? — Однозначно. — И семья пофиг? — Конечно. — И Родина вам пофиг? — О чем речь! — Простите, так вам… и деньги пофиг? — Э нет, вот деньги нам не пофиг! — Э-э-э… так неувязочка получается? — А вот ваша неувязочка нам пофиг!

И было бы это смешно, если бы не было так грустно.

Лет примерно пятнадцать назад в Министерстве внешних экономических связей и торговли Украины работал первым замминистра один очень уважаемый, мудрый, опытный профессионал.

И когда он видел, что его указание выполняется неправильно или подчиненный его не понял, любимой его фирменной фразой было «Повторяю для особо одаренных!»

К чему это я? «Абыдно, однако!», как сказали грузинские наблюдатели после первого тура президентских выборов в Украине.

В «ЗН» (№42 от 31 октября 2009 г.) в статье «Лукавство цифр — и никакого мошенничества» автор этих строк попытался привлечь внимание к тому, что такая простая, совершенно техническая, можно даже сказать, арифметическая вещь, как сравнение экономических показателей с низкой статистической базой прошлого года, да еще с учетом эффекта «падающего конца» четвертого квартала 2008 года неизбежно вызовет искушение объявить относительное улучшение экономических показателей начиная с октября 2009-го очередным прорывом и героическими усилиями.

А в силу вышеизложенного любой состав правительства Украины в 2010 году при сравнительной оценке статистических показателей экономики с аналогичными показателями прошлого года будет «автоматически обречен на успех».

К сожалению, не достучался автор. Более того, некоторым сегодня власть предержащим так и неймется объявить победу над мировым кризисом «в отдельно взятой стране».

Только начинается четвертый квартал, и сразу же в первых числах октября минувшего года министр экономики Б.Данилишин в развернутом интервью печатному рупору правительства «Урядовому кур’єру» рапортует общественности: «…последние показатели развития экономики свидетельствуют о постепенном выходе Украины из кризиса… мы наблюдаем формирование позитивных тенденций при расчете месяц к предыдущему месяцу и квартал к предыдущему кварталу… Первая половина года была наиболее тяжелой для украинской экономики, в дальнейшем будет происходить постепенное улучшение динамики ВВП под влиянием… реализации мероприятий антикризисной политики, концентрации бюджетных расходов на финансировании проектов развития, постепенного возобновления кредитования производства».

Какова конфетка? Вернее, обертка!

И вот 20 января с.г. слышим опять повторенное многими информагентствами бравурное: «Начало 2010 года мы встречаем с позитивной статистической информацией, суть которой в том, что пик кризисных явлений прошел. Правительственная антикризисная политика дала позитивные результаты». Эти слова министра прозвучали на брифинге в Кабинете министров Украины. Комментируя статистические данные прошлого года, он также сказал, что «переломным месяцем был ноябрь 2009 года, в котором наблюдался рост производства на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года… а декабрь прошлого года… закрепил эту тенденцию».

Какие выкладки, какой Лобачевский?! Ну а дальше по поговорке: чем дальше в лес, тем интереснее… Читаю недавно в сообщении одного информагентства: «Министр экономики Б.Данилишин считает главными экономическими рисками в 2010 году возможное ухудшение экономической ситуации в странах, являющихся основными торговыми партнерами Украины, и рост цен на нефть».

По его словам, восстановление экономики происходит неравномерно в разных регионах и вполне вероятно ухудшение экономической ситуации в странах, которые входят в число основных торговых партнеров Украины.

«А поскольку украинская экономика в значительной степени зависит от экспорта, возможно усиление негативного влияния на динамику развития экспортного производства, а дальше — на отрасли, которые прямо и косвенно зависят от экспорта», — считает министр.

С учетом того, что первая тройка основных торговых партнеров Украины (в части украинского экспорта) выглядит следующим образом: Россия — 20,8% от общего объема украинского экспорта, Турция — 5,3, Китай — 4%, давайте непредвзято посмотрим на экономические макропоказатели этих государств, чтобы понять, насколько справедливы приведенные опасения.

Интересно, знает ли господин министр, что по оценке центробанком и минфином России итогов 2009 года:

— доходы федерального бюджета России оказались большими, чем планировалось, на 19,4 млрд. долл. США и составили 198 млрд. долл.;

— расходы бюджета России составили 303 млрд. долл. и оказались на 9 млрд. долл. меньше, нежели планировалось;

— фактический дефицит бюджета России составил 6,4% ВВП против ожидаемых 8,3%;

— по оценке министра финансов России А.Кудрина, главный позитив экономии бюджета 2009 года — отсутствие необходимости срочной докапитализации банковской системы, хотя средства на докапитализацию де-факто зарезервированы и в бюджете 2010 года;

— платежный баланс демонстрирует гораздо меньший, чем планировался, отток капитала из России — 52,4 млрд. долл. (в мае 2009 года центробанк прогнозировал отток капитала по результатам года в 70 млрд. долл., минфин — свыше 80 млрд. долл., минэкономразвития — 90 млрд. долл., Всемирный банк — до 170 млрд. долл.);

— внешний долг России в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 10,2 млрд. долл.;

— банковский долг сократился за 2009 год на 40,7 млрд. долл.;

— на 1 января 2010 года международные резервы составили 440,6 млрд. долл., т.е. за 2009 год их удалось даже нарастить;

— объемы импорта стабилизировались, и ежемесячное сальдо торгового баланса с июля 2009 года составляет в среднем 10 млрд. долл.

Касательно Турции: экономика страны тоже подверглась влиянию кризиса, но таким макропоказателям, как падение ВВП на 6% и инфляция — 5,9%, Украине остается только завидовать.

А что же результаты нашего третьего (по экспорту) торгового партнера — Китая?

Хотя объемы экспорта китайских товаров в 2009 году и сократились, но Китай впервые(!) стал страной — наибольшим мировым экспортером с результатом в 1,2 трлн. долл., опередив Германию.

По данным «Интерфакс-Украина», положительный торговый баланс Китая по итогам 2009 года составил 196,1 млрд. долл.

Но, пожалуй, самое интересное: в условиях мирового кризиса Китай увеличил экспорт в США на 15,9%, в страны Евросоюза — на 10,2%.

И мы говорим, что нас тревожит состояние наших основных партнеров? А может, лучше взгляд обратить на нашу землю обетованную? Помните, как в фильме говорил незабвенный чинуша Огурцов: «Что ты все за других да за других, сама-то что умеешь?!»

Где там наши молочные реки и кисельные берега? Ну что же, как любил восклицать популярный ведущий одной телепередачи, «Приз в студию!»

В нашем случае — небольшая нарезка из экономических показателей Украины, которая взята из издаваемого Минэкономики Украины сборника «Мониторинг макроэкономических и отраслевых показателей» (№12 за 2009 год):

— ВВП за третий квартал 2009 года по сравнению с третьим кварталом 2008 года уменьшился на 15,9%;

— объем произведенной промышленной продукции за январь—ноябрь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократился на 24,0%;

— падение промышленного производства на предприятиях машиностроения в январе—ноябре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года составило 47,7%;

— в металлургии объемы производства по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократились на 29,6%;

— в химической отрасли — уменьшились на 25,8%, в т.ч. на предприятиях по производству основной химической продукции — на 34,9%;

— в легкой промышленности — уменьшились на 27,3%;

— реальные доходы Государственного бюджета за январь—октябрь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократились на 24,2%;

— дефицит Государственного бюджета за десять месяцев 2009 года составил 27859 млн. грн. (за аналогичный период 2008 года — 14,1 млн. грн.);

— объем инвестиций в основной капитал за девять месяцев 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года уменьшился на 43,7% (за девять месяцев 2008 года увеличился на 4,7%);

— за январь—октябрь 2009 года экспорт товаров по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократился на 46,5%;

— чистый прирост иностранного капитала в январе—сентябре 2009 года составил лишь 2,97 млрд. долл., что на 63,2% меньше прироста в январе—сентябре 2008 года;

— за январь—ноябрь 2009 года по сравнению с январем—ноябрем 2008 года реальная заработная плата сократилась на 10%;

— объем выполнения строительных работ в Украине уменьшился на 48,2%.

Другие, как раньше называли, «новости с мест».

Как сообщает пресс-служба Фонда госимущества, в 2009 году фонд перечислил в госбюджет 793 млн. грн. В бюджете же 2009 года предусматривалось получение 8501 млн. грн. поступлений от приватизации за счет продажи крупных объектов госсобственности.

Дочернее предприятие НАК «Нафтогаз Украины» заявляет, что долг предприятий коммунальной теплоэнергетики за потребленный природный газ по результатам отопительного сезона 2008—2009 годов и с начала отопительного сезона 2009—2010 годов составляет 4,26 млрд. грн.

Пресс-служба Минтопэнерго сообщает, что Украина в 2009 году сократила экспорт электроэнергии на 49,2%.

…Наверное, хватит? «Павлины, говоришь?»

Поэтому тезис господина министра, что у нас, дескать, все хорошо, и только слабая экономика таких наших торговых партнеров, как Россия, Турция и Китай, создает нам «риски», будь они неладны, — это, извините, называется «с больной головы на здоровую». Или по принципу — опять невестка виновата. Так же, как и вторая часть его предсказаний в части цены на нефть.

Один наивный вопрос — а рост цены газа вроде как и ни при чем?

Буквально как в вышеприведенном анекдоте — неувязочка получается. Хотя уж что-что, а наша с вами неувязочка — сами понимаете…