Когда Виктор Янукович допускает очередную оговорку или выдерживает длинную паузу, а у Юлии Тимошенко бегают глаза, это свидетельствует о расхождении их слов и помыслов. Подоплеку таких разночтений с легкостью определяют профессиональные физиогномисты и психологи. Ведущие политики все чаще прибегают к услугам опытных специалистов, чтобы научиться контролировать свое подсознание. Без этого умения в театре украинской политики делать уже нечего.
Поговорка «язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли», отражает действительность в украинской политике на 100%. Впрочем, ведущие украинские политики прекрасно осознают, что выдать их реальную позицию по тому или иному вопросу могут только подсознательные жесты, и делают все, чтобы тщательно их замаскировать. Для этого они приглашают консультантов, имеющих соответствующую специализацию. Политдизайнер — так называется профессия Ксении Савченко, сотрудницы киевской компании «Центр изучения личности». Конек Ксении — воздействие на аудиторию с помощью цветовой гаммы.
Она консультирует политиков, какие костюм, рубашку и галстук нужно выбрать, чтобы повысить эффективность публичного выступления. Особое внимание уделяет и жестам, которые могут акцентировать внимание людей на главных тезисах, а также замаскировать неловкость, вызываемую неудобными вопросами журналистов. Говоря о пропорциях правды и лжи в образе сегодняшних политиков, имиджмейкер с циничностью профессионала подчеркивает полное, абсолютное отсутствие естественности в их жестах. Причем, на ее взгляд, это вполне нормально: «Естественность и политика — понятия практически несовместимые. Публичный имидж для политика — одна из главных составляющих его успеха. Политик должен каждый день уделять внимание своему внешнему виду, контролировать себя».
Чтобы проанализировать самые типичные жесты двух финалистов президентских выборов, Виктора Януковича и Юлии Тимошенко, «ВД» обратилась к автору книги «Как читать человека по лицу, почерку, позе, мимике и жестам», кандидату психологических наук Виктору Шапарю. Он возглавляет кафедру прикладной психологии в Национальном институте гражданской защиты Украины и занимается физиогномикой уже много лет. На его взгляд, Янукович и Тимошенко являются настоящими мастерами в маскировке своих истинных эмоций, но подсознание все равно их нередко выдает.
«Бегающие глазки» Тимошенко
Юлия Тимошенко уверенно вызывает Виктора Януковича на теледебаты, предвкушая свое превосходство в мастерстве публичных выступлений. Ее преимущество — в умении красоваться перед телекамерами, это признают даже оппоненты. Тем не менее Виктор Шапарь без труда подметил ее главную слабость во время общения с журналистами: «Отвечая даже на неудобные, острые вопросы, она способна произносить эффектные, иногда даже трогательные речи, производящие впечатление на слушателей. Но одно из характерных движений во время ее выступлений — небольшие частые повороты головы из стороны в сторону, напоминающие отрицающий жест. Если же голова у премьер-министра неподвижна, то часто можно наблюдать «бегающие» из стороны в сторону глаза». Физиогномисты трактуют такое поведение однозначно — человек не верит в то, что говорит. Участвуя в телешоу, Юлия Владимировна, как правило, неподвижно стоит, скрестив руки на груди или сложив их перед собой, как это делают дети в первых классах школы. Считается, что скрещивание рук на груди обусловлено рефлекторной самозащитой от происходящего вокруг. Это либо искусственно привитая технологами защитная модель поведения, цель которой — скрыть истинное состояние человека, либо внутренняя напряженность, скованность, желание показаться лучше, чем ты есть на самом деле. Обращают специалисты внимание и на быструю семенящую походку Тимошенко. Чаще всего это говорит о высокой скорости мышления и концентрации всех усилий для ориентации в окружающей обстановке.
По своей природе премьер обладает большими актерскими способностями, чем Виктор Янукович. Но при этом лицо ее менее выразительно. «Женщины по своей сути более эмоциональны, чем мужчины. Тимошенко, на мой взгляд, не хватает жестов открытости. Говорит она эффектно и грамотно, при этом движения ее тела свидетельствуют о скрытности и замкнутости. Для ее имиджа было бы лучше, если бы она чаще улыбалась. Но не дежурной американской улыбкой, которая присуща некоторым нашим политикам. Например, Яценюку. Такое выражение лица пока еще чуждо славянскому менталитету. Еще я рекомендовал бы ей не быть столь монолитной перед трибуной, больше двигаться, избавиться от «бегающего» взгляда и отрицающих движений головы», — советует Виктор Шапарь. На его взгляд, злоупотребление пассивными «масками» серьезно ограничивает эффективность выступлений премьер-министра.
Неслучайные оговорки Януковича
Вопреки угрюмому имиджу, Виктор Янукович намного чаще, чем Юлия Тимошенко, дает волю искренним проявлениям эмоций. На лице лидера оппозиции очень часто появляются нотки негатива, иронии, задумчивости или озабоченности, а также презрения. И это — его самое слабое место, заставляющее избегать рискованных выходов «в народ». Слишком уж очевидны его ошибки, когда он пытается быть неискренним. Самые типичные из таких ошибок — периодические оговорки («Анна Ахметова»), большие паузы в выступлениях, поверхностные ответы на конкретные вопросы. Отчасти это объясняется типом его темперамента.
«Он — типичный флегматик, человек, который, чтобы принять решение, должен все взвесить и проанализировать, — говорит Виктор Шапарь, — отсюда некоторая заторможенность речи, повторение фраз и скованные движения тела. Плюсы такого темперамента в том, что, приняв решение, человек последовательно идет к его реализации. Но в то же время, если нужно быстро сориентироваться или дать ответ, когда на глубокий анализ времени попросту нет, флегматики нередко впадают в ступор. В таких случаях естественнее чувствуют себя люди с темпераментом холерика. Пример — Юлия Тимошенко».
Любопытно, что как у Януковича, так и у Тимошенко часто можно наблюдать сжатые кулаки, свидетельствующие об озлобленности или гневе. Оппозиционер при этом, как правило, держит руки по швам, а премьер кулаками умудряется даже жестикулировать. Их лица при этом могут не выражать никаких негативных эмоций.
Бизнес на жестах
Несмотря на упомянутые жесты, выдающие истинные чувства политиков, следует признать, что они являются настоящими профессионалами маскировки. Благодаря консультациям специалистов мимика и телодвижения подводят их намного реже, чем обычных людей. Если же пользоваться услугами физиогномиста постоянно, даже о глубоком экономическом кризисе можно говорить с такой верой в успех, что аудитория невольно становится сторонником политика.
Рынок услуг имиджмейкеров, владеющих секретами физиогномики, в последнее время уверенно растет. За консультациями обращаются уже не только звезды первой величины, но и лидеры регионального масштаба. Увеличение спроса не дает снижаться ценам, несмотря на то, что они, как правило, выражаются в долларах. «На разработку имиджевой стратегии, ее постановку и внедрение необходимо в среднем от одного до нескольких лет. В зависимости от конкретного человека и поставленной задачи, — говорит Ксения Савченко. — Самый дорогостоящий этап — разработка стратегии. Это может стоить в пределах $50-100 тыс. Если говорить о реализации имиджевого проекта «под ключ», с учетом всех расходов цена может достигать и $200 тыс.».
Работа с политиком начинается с психологического анализа личности. На этом этапе обнаруживаются сильные и слабые стороны, комплексы и патологии. Затем составляется цветовая характеристика и цветовой портрет человека. Специалисты определяют оттенки, которые лучше всего подходят клиенту для ведения переговоров, публичных выступлений, отдыха, рекламной кампании. Цвета могут меняться в зависимости от места события и времени года. Затем разрабатывается имиджевая жестикуляция — индивидуальный подбор жестов, помогающих доносить необходимые посылы в определенный момент времени. При этом формируется индивидуальный стиль: походка, выбор фасона, прически, аксессуаров, украшений, оптики, приемы коррекции фигуры и лица, мимика речи. И только после этого специалисты берутся за т. н. аудильную характеристику человека: артикуляцию и модуляцию голоса. Завершает работу с клиентом изучение правил приветствия, представления, знакомства, обращения, общения с журналистами.
В итоге получаем идеального политика, готового безупречно… обманывать избирателя.
Нас не обманешь?
Бесконечная война компроматов и неискренних лозунгов выработала у избирателей привычку не доверять тому, что говорят политики. Видя их по телевизору, украинцы с удовольствием обсуждают прическу, костюм, цвет галстука и осанку, но не содержание самой речи. Политологи вынуждены констатировать, что в нашей политике идет борьба не идей и действий, а виртуальных образов. «Фактор личного образа занимает одно из первых, а иногда и первое место при мотивации во время выборов, — говорит Юрий Якименко, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова. — Этот фактор не менее важен, чем последовательность действий и ответственность политика. Идеология по значимости идет уже после них. На президентских выборах этот фактор особенно важен. Поскольку выборы президента — это в первую очередь выбор личности, а не политической силы. Кроме того, если сравнить предвыборные программы, можно найти совпадений процентов на семьдесят. Поэтому очень многое зависит от того, кто и как их будет произносить вслух».
На нынешних президентских выборах очень многие украинцы приняли решение голосовать, ориентируясь на интуицию. К сожалению, при этом происходит выбор не по принципу «верю — не верю», а «не верю, но меньше». То, что украинцы делают этот выбор подсознательно, лишает кандидатов многих преимуществ, полученных во время многочасовой работы над имиджем. Ведь интуицию не обманешь. Остается надеяться, что в высшей лиге нашей политики со временем появятся люди, которые искренни в своей вере в определенную идеологию, а не технологию. Впрочем, возможно, это лишь укажет на то, что физиогномисты в своем мастерстве доcтигли небывалых высот.
Алиса Анисимова: «Янукович и Тимошенко учли плюсы и минусы прошлых моделей поведения друг друга»
Психолог-персонолог, эксперт-физиогномист Алиса Анисимова зарабатывает на консультациях для политиков. Она отмечает, что в последнее время спрос с их стороны стремительно растет.
Как, на ваш взгляд, изменились образы Виктора Януковича и Юлии Тимошенко за последние годы?
— Янукович в последние годы на людях стал более мягким и доброжелательным, а Тимошенко, наоборот, более напористой и жесткой. У обоих этих измененных моделей поведения есть свои плюсы. Они способны расположить к себе широкий круг людей. Например, Янукович — доброжелательностью и комфортностью в общении, Тимошенко — решительностью, что заставляет людей, жаждущих радикальных перемен, отдать свою симпатию ей. Причем каждый из них учел плюсы и минусы прошлых моделей поведения друг друга.
Над внешним образом политика трудится большая команда?
— Стратегию может разработать один человек, но реализует ее команда специалистов. Это персонологи (психологи, изучающие личность), физиогномисты (психологи экспертного уровня, анализирующие мимику и микромимику лица человека, его форму, особенности, телосложение в целом), психокорректоры, имиджмейкеры, политдизайнеры, пиар-менеджеры, стилисты. Эти профессионалы могут, образно говоря, разобрать личность человека на детали и, согласно ранее разработанной стратегии, выбросить лишнее, добавить недостающее, сформировать и привить политику тот образ, который нравился бы большинству избирателей и был близок самому политику. Ведь далеко не из каждого можно сделать Черчилля, Путина или Маргарет Тэтчер. Некоторым людям подобные образы не подходят по определению.
Вы упомянули известных мировых политиков. Разрабатывая стратегии, вы учитываете опыт других успешных людей или рецепт сугубо индивидуальный?
— Учитываем. Где-то уже есть или были политики, чем-то похожие на тех же Тимошенко и Януковича. Мы анализируем образы многих успешных политиков, в том числе и зарубежных.
Вы лично консультируете Тимошенко или Януковича?
— Я консультирую многих. Фамилии называть не буду.
Легко ли с ними работается?
— Достаточно легко. Несмотря на то, что это люди властные, часто жесткие, привыкшие командовать, они понимают, что это им необходимо. Поэтому прислушиваются, учатся.
Спрос на рынке услуг по формированию имиджа растет?
— Безусловно. Если обратить внимание на публичных деятелей времен СССР или даже начала независимой Украины, то выглядели они проще и естественнее. Тогда у них не было нужды надевать на себя маски и образы. В современной Украине люди, которым предстоит сделать свой выбор, «разбалованы» большим количеством различных партий, множеством политических лидеров. Они начинают выбирать между ними, внимание рассеивается. Поэтому каждый лидер стремится сделать себя максимально привлекательным. Идеал для них — образ, который нравился бы всем возрастам и категориям населения: от разнорабочего до доктора наук или топ-менеджера.
Насколько быстро можно изменить публичный образ?
— Если человек чувствует, что ему это необходимо, то перестроиться может относительно быстро, так как им получена дополнительная мотивация. В среднем на это уходит чуть более полугода.
Дарка Чепак: «В ответах политиков все чаще чувствуются домашние заготовки»
По словам главного редактора «СавикШустерСтудия» Дарки Чепак, истинные эмоции героев политических ток-шоу проявляются только во время нестандартных ситуаций. Но опыт работы на телевидении позволяет ей без труда отличать искренность от актерской игры.
Стали ли политики в последнее время уделять больше внимания своим публичным образам?
— Очевидно, да. Это видно и по внешности большинства политиков, и по их выступлениям — все чаще чувствуются домашние заготовки. Последние несколько лет два ведущих политика, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, пользуются услугами консультантов в разных сферах. На последних телеэфирах образ Виктора Януковича стал более открытым, он стал чаще шутить. Хотя, конечно же, в плане ораторского искусства Юлия Тимошенко пока явно сильнее.
Правда ли, что на политических ток-шоу во время рекламных пауз герои программ консультируются со своими помощниками, как произносить определенные фразы?
— У каждого из участников наших шоу своя группа поддержки, и работают они по-разному. Насколько мы можем предположить, жесты, манеру держаться перед камерой, специальные фразы — ответы на жесткие вопросы и реакцию на предвиденные ситуации политики прорабатывают вне съемочной площадки. В рекламных паузах из-за ограниченного времени происходит разве что коррекция отработанных ситуаций. Но степень подготовки участников шоу заметна только в момент неожиданных ситуаций в прямом эфире — человек, которого застали врасплох, проявляет более живые эмоции, чем это получается даже в самых лучших заготовленных фразах.
Такие ситуации случаются часто?
— Иногда бывают. К примеру, в сентябре на эфир, куда мы изначально приглашали Юлию Тимошенко и журналистов, нагрянули депутаты от Партии регионов Николай Азаров, Анна Герман и Ирина Акимова. Ситуация оказалась неожиданной и для Юлии Владимировны, и для журналистов. Должна отметить, что премьер держалась достойно, не теряя самообладания. Хотя было видно, что ей такие гости не по душе. Недавно была внештатная ситуация, когда мы ждали в гости президента Виктора Ющенко. Программа была заявлена как специальный формат с главой государства. В студию пришел бютовец Олег Ляшко и стал рассказывать о якобы каких-то уголовных делах против Виктора Ющенко. Пока Ляшко находился в студии, президент участвовать в программе отказался. Депутат выходил из студии со скандалом.
В наших коридорах случались и драки, и погони. По понятным причинам подробности этих историй я рассказывать не стану.
Кто из политиков, которые были гостями студии, на ваш взгляд, самый эмоциональный, а кто — самый сдержанный?
— Лидеры партий сегодня все сдержаны. Политики должны себя контролировать. Но они понимают, что эмоции на телевидении нужны. Эмоциональный человек зрителям более интересен, мы это хорошо видим по рейтингам. Поэтому им приходится балансировать. На мой взгляд, самый эмоциональный политик — Нестор Шуфрич. Но, несмотря на свой темперамент, он очень хорошо умеет контролировать эмоции, когда это необходимо.