Как известно, 10 марта 2010 года Верховный Совет Украины в очередной раз отсрочил введение в действие трех законов, которые призваны, по мнению авторов-депутатов, не то что победить, а искоренить коррупцию.

Речь пойдет о Законе Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», Законе Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения».

Вследствие введения в действие перечисленных выше законов, Закон Украины «О борьбе с коррупцией» и Постановление Верховного Совета Украины от 05.10.1995 г. «О порядке введения в действие Закона Украины «О борьбе с коррупцией» утрачивают действительность. Таким образом, парламент урегулировал отношения в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией абсолютно по-новому.

Ни для кого не секрет, что проблема коррупции стоит в Украине достаточно остро, а борьба с ней, если верить предвыборным обещаниям и политическим программам, является первоочередной задачей наших политиков. Таким образом, принимая указанные законы, законодательный орган преследовал благие намерения, но как говорят в футболе, «реализация подкачала».

Для начала немного истории. Все три закона были приняты более 9 месяцев назад (11 июня 2009 года), вступили в силу с момента опубликования более 8 месяцев назад (18 июля 2009 года), и должны были быть введены в действие еще 3  месяца назад (1 января 2010 года). Но, 23 декабря 2009 года Верховный Совет Украины «перенес борьбу с коррупцией» еще на 3 месяца, приняв Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно предотвращения и противодействия коррупции», согласно которому указанные выше законы вводятся в действие с 1 апреля 2010 года. «Перенос» мотивировали тем, что законы нужно доработать и адаптировать к уже действующему законодательству.

Исходя из даты введения в силу (1 апреля), а также из некоторых положений указанных законов (которые мы проанализируем ниже), в юридической среде их сразу окрестили «первоапрельскими».

Видимо, по указанным выше причинам, 10 марта 2010 года законодатели в очередной раз отсрочили введение в силу всех трех законов до 1 января 2011 года, приняв очередной Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно предотвращения и противодействия коррупции».

Кроме того, в первом чтении проголосован законопроект № 6130, который призван исправить «первоапрельские» законы. И если исходить из стенограммы заседания парламента, решение об очередной отсрочке выглядит намного логичнее, но обо всем по порядку.

Итак, более 9 месяцев назад парламент принимает 3 новых закона, которые направлены на борьбу и предотвращение коррупции. Предпосылками этому, на мой взгляд, служат:

1) выполнение взятых на себя обязательств согласно ратифицированным международным конвенциям, а именно Конвенции ООН против коррупции, Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией, Дополнительному проколу к Криминальной конвенции про борьбу с коррупцией, Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией;

2) неразрешенность проблемы коррупции, а наоборот, ухудшение ситуации;

3) несовершенство Закона Украины «О борьбе с коррупцией» и его несоответствие современным реалиям;

4) политические мотивы (выполнение предвыборных обещаний и политических программ).

Как видим, оснований для принятия качественно новых законов в сфере борьбы с коррупцией более чем достаточно. Но есть одно «но». Из всех перечисленных выше предпосылок ключевую роль сыграли именно политические мотивы. Принятие указанных законов с отсрочкой введения их в силу (а потом и повторная отсрочка) выглядят как предвыборные «пиар акции». «Мол, да, мы боремся, еще как боремся…» Более того, положения принятых законов непосредственно касаются и самих народных депутатов, что, согласитесь, не может их не сдерживать. Мотивирование отсрочки, несовершенством принятых законов, не отвечает действительности, т.к. за три месяца ни каких изменений внесено не было.

Несколько по-другому обстоят дела с отсрочкой, принятой 10 марта 2010 года. Так, по словам народных депутатов, в Верховный Совет подано 15-18 (по разным данным) законопроектов, направленных на усовершенствование принятых законов. Данный факт является бесспорным подтверждением наличия «проблемных» положений в указанных законах. По этому, принятое парламентом решение об отсрочке введения антикоррупционных законов до 1 января 2011 года является, не побоюсь этого слова, правильным и логичным.

Действительно, некоторые положения указанных законов являются неприемлемыми и просто абсурдными. Более того, имеются положения, которые прямо противоречат Конституции Украины и действующему законодательству.

Например, одним из самых «ярких» нововведений являются положения Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

Так, согласно нормам ст. 4 этого Закона, управляющим сотрудникам предпринимательских юридических лиц запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью. Получается, что директор коммерческого предприятия не может одновременно быть зарегистрирован как предприниматель, не может быть членом органа управления другого предприятия по непонятным причинам. Решением данной проблемы является исключение пункта 3 из ч. 1 ст. 4 Закона.

Также, согласно п. 2 части 1 ст. 4 этого же Закона, запрещается заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, которая осуществляется в нерабочее время). В данном случае, все совместители, в первую очередь государственные служащие, не смогут заниматься преподавательской деятельностью, что нарушит их право на труд и свободу творческой деятельности, предусмотренные Конституцией Украины.

Преподавательская или творческая деятельность сама по себе не является коррупционной т.к. не преследует получение неправомерной выгоды и не подразумевает  использование властных полномочий.  Таким образом, ограничение касательно осуществления такой деятельности только в нерабочее время необходимо отменить.

Часть 2 статьи 4 Закона запрещает физическим и юридическим лицам осуществлять финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе предоставлять им материальную и/или нематериальную помощь, бесплатно выполнять работы, предоставлять услуги, передавать средства и другое имущество, кроме случаев, предусмотренных законами и действующими международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.

Таким образом, истец, передавая сотрудникам суда вместе с исковым заявлением конверты, марки или просто бумагу, становится коррупционером.

Вот так, проанализировав только 4 статью одного из трех принятых законов, становится «понятно, что ничего не понятно». А если учесть, что Закон состоит из 30 статей, то «становиться немного не по себе».

Именно поэтому, отдельного внимания заслуживает каждый из трех антикоррупционных законов.

Есть недочеты в Законе Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» в части процедурных моментов: не достаточно четко прописана процедура составления протокола о коррупционном правонарушении, не предусмотрен порядок уведомления сторон о судебных заседаниях, не выписана процедура подачи и оценки доказательств.

Достаточно спорными является и Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения», которым вносятся изменения в Криминально-процессуальный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Криминальный кодекс Украины.

Так, Криминальный кодекс Украины пополняется новым определением служебных лиц, новым разделом, дополнительными статьями. Кодекс Украины об административных правонарушениях также получает новый раздел и новые статьи.

Предложенные изменения далеко недоскональные. В связи  с очередной отсрочкой введения антикоррупционных законов в силу и принятия в первом чтении законопроекта № 6130, который, кстати, тоже оставляет желать лучшего, детальный анализ внесенных изменений не имеет смысла.

У законодателя в запасе имеется достаточно времени для написания одного единого законопроекта, который устранит все недочеты, несоответствия и противоречия, имеющиеся в принятых законах. Вариант с отменой всех трех принятых законов и возвращение к Закону Украины «О борьбе с коррупцией», на мой взгляд, является заведомо проигрышным, т.к. уже указывалось выше, необходимость смены законодательства в сфере предотвращения и борьбы с коррупцией уже давно назрела.

Подытоживая изложенное выше, необходимо отметить, что решение проблемы коррупции нужно искать не только путем установления ответственности за коррупционные действия, а и путем оздоровления экономики и улучшения социальных условий.