5 апреля вступает в силу новый Визовый кодекс ЕС, в котором будут не только упорядочены существующие процедуры получения виз, но и внедрены новые правила. В частности, появится обязательное требование для въезжающих в Содружество оставлять в посольстве отпечатки пальцев. С внедрением документа количество отказов, и без того являющееся значительным, лишь увеличится.
Меньше документов — меньше отказов
По данным Еврокомиссии, средний процент отказов в выдаче разрешений на въезд с 1 января 2008 г. (момента вступления в силу Соглашения об упрощении оформления виз между Украиной и ЕС) снизился практически втрое — с 12 до 4,6%. Впрочем, по данным мониторинга, проведенного в 2009 г. консорциумом «Европа без барьеров» и Центром мира, конверсии и внешней политики, процент отказов гораздо выше. К примеру, консульство Италии отказало 13,6% от общего числа подавших документы на въезд, Греции — 19%, Чехии — 20%, Испании — 6,3%, Франции — 6%. По данным посольства Германии, предоставленным «ДС», в этой миссии визу не получают около 10% заявителей. Самыми «лояльными» по итогам опроса оказались Бельгия (2%), Польша, Словакия, Венгрия (по 4%). Согласно данным, предоставленным «ДС» посольствами, в 2009 г. около 4% составили отказы на въезд в Словению и Эстонию, 3,1% — финской дипмиссии, 3% — в шведском визовом отделе, 2,24% — в литовском консульстве. «Очень незначительным», не уточняя цифр, называют процент отказов в австрийском посольстве.
По сравнению с результатами мониторинга за 2008 г. итоги исследования в части отказов более оптимистичны. Так, в ходе двухэтапного опроса в июле и ноябре 2008 г. лидером по отказным штампам в загранпаспортах украинцев была Испания (22 и 15% опрошенных соответственно). Также «ведущие» позиции занимали Франция (10 и 15% соответственно) и Чехия (11,9 и 8,3%). Самыми лояльными были признаны Германия (2,5 и 5%) и Словакия (7,4 и 1,3%). Впрочем, средний процент отказов за два года, согласно мониторингу, остался неизменным — в пределах 6-8% заявителей.
Уровень требовательности дипмиссии к заявителю не всегда напрямую соответствует количеству отказов. Например, наибольшее количество документов, вплоть до расписанного по дням плана поездки, требуют посольства Австрии, Эстонии, Словении и Бельгии, не попавшие в лидеры отказов. А вот статистические «лидеры лояльности» — Литва, Финляндия и Польша — выставляют заявителям минимальные требования к пакету необходимых документов. То есть чем меньше документов, тем меньше вероятность не донести какой-либо из них или сделать в нем ошибку.
Как мы им дороги
По данным общественного мониторинга, в 2009 г. каждый пятый украинец, вышедший из стен консульства с отказным штампом в паспорте, не получил вразумительного ответа о причинах такого решения. Хотя, согласно Общей консульской инструкции о визах, заявителю должно быть представлено формальное объяснение отказа по стандартной форме, в которой указывается одна из четырех возможных причин. Первая — заявитель не предоставил документов, дающих право на пересечение границы. Второе — не предъявил документы, подтверждающие цель и обстоятельства пребывания, либо не располагает достаточными средствами для жизни на время пребывания и возвращения в страну, либо не в состоянии заработать эти деньги законным путем. Сюда же относится и невозможность подтверждения «укорененности» в Украине: консул должен убедиться, что у заявителя есть причины возвратиться на родину. Третье — претендент на визу зарегистрирован в общешенгенском перечне лиц, которым отказано в праве на въезд. Четвертое — он представляет опасность для общественного порядка и национальной безопасности страны, в консульство которой обратился за визой.
Сам отказ выглядит как штамп в паспорте. При этом три основные категории отказов не всегда являются «катастрофой». Отказ с пометкой 1-С означает, что заявитель в прошлое пребывание в Шенгенской зоне совершил правонарушение и оно не покрыто, к примеру, штрафом. Соответственно, пометки 2-С и 3-С означают, что требуется личное собеседование с консулом или нужно донести определенные дополнительные документы. Например о платежеспособности. «Многим заявителям трудно достать справку с работы, в которой будет указана не минимальная зарплата — 600 грн., а хотя бы 3-4 тыс. грн. В большинстве случаев это важный показатель для посольства, так как у них тогда не возникает подозрений по поводу того, что турист собирается работать за границей. Некоторые посольства требуют от частных предпринимателей справку из налоговой об отсутствии задолженности. Она делается около 10 дней и действительна еще 10 дней с момента выдачи. Многие не успевают или сделать ее, или подать документы», — говорит руководитель консультационного центра ООО «Соната-тревел» Милена Силина. «Если из посольства звонят на работу с проверкой, то либо не всегда отвечают телефоны, либо отдел кадров большого предприятия не может ответить за несколько тысяч работников, либо, если это частная фирма, могут пригласить к телефону работника, а его нет на месте. Для консульства это означает, что справка ложная», — дополняет ее директор турагентства «Оникс-тур» Елена Ноздрачева.
По словам советника Посольства Республики Словения в Украине по консульским вопросам Бориса Голе, отсутствие «документов на право пересечения границы» — это преимущественно попытки фальсификации паспорта (с целью утаить предыдущие отказы в шенгенской визе, когда в новом паспорте меняется буква в имени или фамилии) или справок о доходах. Основная причина, по которой такие фальсификации в принципе возможны, — это отсутствие единого реестра загранпаспортов, а в самом паспорте — биометрических данных, по которым можно было бы идентифицировать одно и то же лицо, подающее документы.
Впрочем, не исключены и «непреднамеренные фальсификации». Сразу несколько представителей турагентств подтвердили, что многие наши сограждане упрощение режима воспринимают как возможность неаккуратно или не полностью заполнять анкеты или подавать неполный пакет документов исходя из собственных представлений об «упрощенности». Это касается и фотографий. Многие заявители просто игнорируют требования консульства к открытости ушей, отсутствию улыбок, соотношению площади изображения лица к общей площади фотографии. Причем, как правило, расположенные в окрестностях дипмиссии фотосалоны давно набили руку на таких съемках.
Более широкое применение имеет формулировка «не убедил в цели поездки». Именно под нее подгоняются все малейшие сомнения консулов. «В нашем посольстве в последнее время очень распространенными стали попытки молодых девушек получить визу через приглашение от словенских парней, с которыми они познакомились через интернет. Мы уже знаем эти ситуации и тут же подключаем департамент вашего МВД по борьбе с торговлей людьми, потому что за такими поездками скрывается далеко не веселое времяпровождение в Словении», — говорит Борис Голе. По словам опрошенных руководителей турагентств, такое внятное объяснение — редкость для большинства «шенгенских» консульств. Как правило, клерки пользуются формулировкой «не убедил», если у них плохое настроение или человек попадает в заведомо черный список непроходных категорий. Например, практически ни в одно государство ЕС не выедет молодая девушка, путешествующая одна. «Никто не любит чистые паспорта, и вероятность получения в них визы даже при идеальном пакете документов равняется нулю. Сейчас все страны считают себя «старым Шенгеном», куда можно ехать только после посещения другой страны, а какой — непонятно. Вот круг и замыкается», — объясняет один из руководителей турагентства.
«Среди «сложных» стран — Чехия. Очень непросто записаться на подачу документов, если цель поездки не туристическая. Настроение у сотрудников на приеме почти всегда одно — «как Вы мне дороги!». Очень придираются к документам: найдут пару грамматических ошибок в приглашении — могут вернуть документы. Во всех посольствах больше всего придираются к частным приглашениям. То есть если человека кто-либо приглашает, то нужно доказать дружбу с этим человеком: предоставить фотографии, распечатку электронной почты, телефонных переговоров, письма, открытки», — говорит специалист по визовым вопросам консультационного «Виза-центра» Андрей Герич. «В посольствах Дании и Швейцарии тоже очень сложно пройти визовую процедуру даже по приглашению. В посольстве Германии необходимы доказательства родства или знакомства, при этом даже совместные фотографии не подходят. А вот в посольстве Греции вообще никому не верят, несмотря ни на какие справки. Можно подумать, что все так и норовят остаться в их стране», — говорит Милена Силина.
Таким образом, реальный процент отказов, считают турагенты, занижен в несколько раз. «При подаче заявления на выезд в Польшу процент отказов может достичь 4%. Но в Германии, Португалии, Испании, особенно с учетом постоянных «возвратов» за все новыми документами — все 30%. Поэтому большинство украинцев открывают шенгенские визы через «лояльные» страны — Польшу, Венгрию. Если бы все подавали документы в консульства стран, в которые они собираются изначально, то официальный процент отказов был бы на уровне 20-25%», — уверен менеджер компании «Виза-Сервис» Артем Туркин. Оценка Елены Ноздрачевой еще мрачнее — 30-40%.
Такую разницу в подсчетах можно объяснить тем, что в своей статистике консульства учитывают лишь окончательные и бесповоротные отказы. Турагентства же в качестве «предварительного» отказа считают и ссылку на недостаток документов, что вынуждает заявителя обращаться в посольство снова и снова. «Примерно 25% отказов идут под формулировкой «без объяснения причин». К сожалению, узнать что-либо, даже записавшись на прием к консулу, не всегда удается. Единственный вариант в данном случае — переподать документы (штамп отказа в паспорте уже стоит, поэтому терять нечего, кроме консульского сбора). Бывали случаи, когда после третьей переподачи все того же пакета документов туристу ставили визу. Логика работы посольств в данном случае вообще не отслеживается», — удивляется Андрей Герич.
Никаких прав — только обязанности
Согласно шенгенским правилам отказ в визе является «карантином» для въезда на территорию зоны на шесть месяцев. Повторный отказ может привести к запрету на пересечение границ Шенгена вовсе или до 10 лет. В сопроводительных письмах посольств к отказу содержится лишь его формальная причина. Чтобы получить более детальную «расшифровку», нужно обращаться с апелляцией. Но надо учитывать, что национальные законы некоторых стран, например Эстонии либо Латвии, вообще не предусматривают процедуру обжалования отказа. Там же, где это предусмотрено, апелляция может растянуться на месяцы. «К примеру, в посольстве Германии ее рассмотрение будет длиться несколько недель. Посольство рассмотрит ходатайство и еще раз проверит визовое заявление. Если будет решено, что дело не нуждается в дополнительном собеседовании, заявитель получит окончательное письменное решение с детальным обоснованием причин отклонения заявления. Его можно в течение месяца опротестовать в Административном суде в Берлине», — рассказывает «ДС» юрист ЮФ Jurimex Зоряна Топорецкая. Похожая процедура обжалования — во французском посольстве. Только на последнем этапе оно должно проходить через Государственный совет, осуществляющий контроль за деятельностью административных органов (аналог Высшего административного суда в Украине). Вряд ли эти процедуры осилит обычный законопослушный гражданин.
Конечно, альтернативой апелляции является подача нового заявления. Но если реальная причина не «расшифрована», то нет гарантий, что отказ не будет получен снова. «В нашей практике была ситуация, когда заявитель во время предыдущей поездки в одну из стран Шенгена брал напрокат автомобиль и превысил скорость на автобане. Автоматическая система фиксации правонарушений сфотографировала его, и далее он значился в шенгенской системе как нарушитель. Когда он подал документы на визу в другую страну, ему отказали. И только подав апелляцию, он смог выяснить, что в компьютер его внесла другая страна, пошел в ее консульство, заплатил штраф и таким образом решил проблему», — делится опытом руководитель отдела «Европа» турфирмы «Пан Укрейн» Оксана Щепец.
В целом выходит, что найти управу на посольства можно лишь в отдельных случаях. В большинстве же ситуаций путь украинцам в Европу все так же прегражден ворохом документов и отказов. И хотя статистически количество последних снижается, заявителей это не успокаивает. Пока ситуация с нарушениями наших прав в посольствах Шенгенской зоны не изменится, вопрос с восстановлением визового режима для европейцев в умах простых граждан будет актуальным.