На минувших выходных автомобилисты могли зафиксировать на некоторых АЗС резкий скачек цен на дизель и бензин всех марок. Нефтяными компаниями была поднята цена примерно на 4-4,5 %. По словам крупнейших автозаправщиков Украины, причиной подоражания стало повышение цены импортной нефти и инфляция. Но по мнению экспертов и аналитиков это очередной сговор нефтяных компаний Украины. Эксперты считают, что учитывая динамику роста мировых цен на нефть, объективно цены могли подняться не больше чем на 1,5-2%. Но в Украине свои правила...
Если начать с 1917-го года, то после распада СССР Украина наследовала 1,5 тысячи изношенных АЗС и 6 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Их, кстати, и сейчас шесть: Лисичанский, Кременчугский, Одесский, Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский. А вот АЗС - около 6 тысяч и принадлежат они крупным компаниям, которых в общей сложности около полусотни. Но лишь небольшая часть из них регулирует цены на топливо и устанавливает планку качества. Кто за всем этим стоит, мы и поговорим.
Приватное дело
Самым сильным украинским игроком является, естественно, группа "Приват" Игоря Коломойского, контролирующая более тысячи АЗС («Укрнафта», «Авиас», «Сентоза» «Альфа-Нафта» (в свою очередь владеет 500 АЗС под брендом ANP)).
А недавно Игорь Коломойский осуществил свое давнее намерение прикупить к имеющимся активам ЗАО "Укртатнафта". На недавнем собрании акционеров была закреплена продажа 47% компании дружественным г-ну Коломойскому структурам. Кстати, часть акций ранее были экспроприированны у близких к татарским ационерам оффшоров AmRuz Traiding и SeaGroup International и перепроданы нужным людям. Впрочем, акционеры из Татарстана, долгие годы поддерживающие отношения с представителем Партии регионов Юрием Бойко, сейчас активизировали попытки вернуться на наш рынок. Другое дело, что для получения 47% акций "Укртатнафты" г-н Коломойский проделал колоссальную работу – вначале были получены нужные судебные решения, затем акции были изъяты у прежних собственников, затем перепроданы нужным людям, а после - собрание акционеров утвердило сделку. Вернуть все назад татарам теперь весьма сложно, хотя политические расклады тому способствуют.
Источниками нефтепродуктов для заправок г-на Коломойского являются Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ. Незначительную часть нефтепродуктов «мегасеть» импортирует.
Несмотря на размеры сети, заправки «Привата» распределены не равномерно. Больше всего АЗС представлены в Днепропетровской (183 АЗС), Запорожской (126) и Львовской (108) областях. Но в крупных промышленных регионах – Луганском (17) и Донецком (22) – они встречаются гораздо реже. Также пробелы у "Привата" в Киевской области (48) и Крыму (41). Поэтому компания всячески пытается расширить свое присутствие в этих регионах, вступая в борьбу с местными "заправщиками".Такими как «Параллель» (Донецк), «Восточные ресурсы» (Луганск), «ТЭС» и «Атан» (Крым). Кроме того, «Приват» не так давно пытался проглотить сеть «УТН-Восток» (118 АЗС, которые ранее работали по лицензионному соглашения под брендом "Укртатнафта, теперь под брендом «Формула»). Но там случился публичный скандал, дело дошло до судебных разбирательств, да так в них и увязло.
Украинская сборная
Пожалуй, второй по величине украинский игрок на рынке – группа компаний "Континиум" Игоря Еремеева, владеющая сетью WOG (381 заправка), а также Херсонским НПЗ. Сеть присутствует во всех областях, кроме Сумской. Заметнее всего – во Львовской (44), Волынской (23) и Николаевской (28) областях. Нефтепродукты для этой сети поставляют «Orlen Lietuva» (Литва), Petrotel Lukoil, Petrom (Румыния), «Нафтан», Мозырский НПЗ (Беларусь).
Почетный президент группы компаний "Континиум" Игорь Еремеев родился в 1968 году в селе Острожец (Ровенская область). Окончил Ровенский государственный технический университет по специальности "промышленное и гражданское строительство", во время учебы в котором создал ЧП "Континиум", занимавшееся пошивом кожаных курток, а позже – продажей нефтепродуктов. В 1992-1995 годах – директор МПП "Континиум", а в 1995-2002 годах – ООО "Континиум". В 2000 году стал собственником 41% акций НПК "Галичина", получив оперативный контроль над предприятием. С 2007 года – владелец Херсонского нефтеперерабатывающего завода.
Еще один член «украинской сборной» - концерн "Галнафтогаз", входящий в "Универсальную инвестиционную группу", которую связывают с предпринимателем Виталием Антоновым. Он владеет сетью АЗС из 255 заправок под брендом "ОККО" (всего компания эксплуатирует 272 заправки). Сеть представлена в первую очередь в западных областях: Львовской (60), Закарпатской (31), Винницкой (28) и т.д. Бензин поставляют: «Orlen Lietuva» (Литва), Мозырский НПЗ (Беларусь). Собственники: «Универсальная инвестиционная группа» (президент – Виталий Антонов) и Европейский банк реконструкции и развития.
Председатель набсовета ОАО "Концерн 'Галнафтогаз" Виталий Антонов родился в 1962 году в Стрые (Львовская область). В 1988 году окончил Тернопольский финансово-экономический институт, факультет финансов и кредита. Контролирует "Украинскую инвестиционную группу", среди активов которой ОАО "Концерн 'Галнафтогаз'" (владеет одной из крупнейших сетей АЗС в Украине), концерн "Хлебпром" (крупнейшее продуктовое торгово-производственное объединение во Львове и области) и строительная компания "Ваш дом". С 1999 года – почетный консул Литовской Республики во Львове. В 1999-2000 годах – председатель комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса Украинского союза промышленников и предпринимателей. С 2004 года – президент "Универсальной инвестиционной группы" и глава наблюдательного совета ОАО "Концерн "Галнафтогаз". Считается самым богатым человеком Львова и области.
«Веста-Сервис» представлена в первую очередь в Одесской области, а также другие регионы страны (всего 143 заправки). Владеет ею одесский бизнесмен Сурен Сарданян. Поставщики нефтепродуктов сети: Кременчугский НПЗ, Лисичанский НПЗ, Шебелинский НПЗ, импорт
Сурена Сарданяна называют бизнес-партнером бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица. К сфере влияния семьи Сарданянов также относят фирмы «Бессарабия», «Аверс», «Одесос Холдинг», "Измаилавтотранс».
«УТН-Восток» (Formula). 118 заправокпринадлежит донецкому депутату - 37-летнему Тимуру Валитову. Сеть представлена прежде всего в восточных и центральных регионах. В первую очередь в Донецке (20), Днепропетровске (19) и Киеве (19). Собственник -- компания «Вик Ойл». Источники бензина: Лисичанский НПЗ, «Orlen Lietuva» (Литва).
Инвесторы
Российско-британский холдинг ТНК-ВР сегодня остается крупнейшей в Украине компанией по объемам переработки нефти. ТНК-ВР принадлежит 50 АЗС, еще 180 работает с компанией на джобберских (франчайзинговых) условиях. "ТНК-Украина", дочернее предприятие ОАО "Тюменская нефтяная компания", которая по объемам добычи нефти входит в число пяти крупнейших российских холдингов. Под контроль "ТНК-Украина" в июле 2000 г. перешел ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛИНОС).
Президентом компании "ТНК-ВР Коммерс" является Сергей Лизунов, бывший московский инженер, затем предприниматель, после директор одной из агентских структур ОАО «Газпром». В Украине работает с сентября 2000 года.
Еще один иностранный инвестор – российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ – до сентября 2007 года проводила масштабную реконструкцию принадлежащего ей Одесского НПЗ (мощности позволяют производить около 3 млн т нефтепродуктов в год) и ввозила нефтепродукты российских и белорусских НПЗ для собственной сети АЗС. ПИИ "Лукойл-Украина», дочерняя компания российского "Лукойл" (президент – Вагит Алекперов). Компания заправляет автолюбителей во всех областях, кроме Луганской. Значительнее всего – в Киевской (51), Одесской (37) и Днепропетровской (18). Всего в сети пойти 300 заправок. Нефтепродукты поставляются с подконтрольного «Лукойлу» Одесского НПЗ и заводов компании в Румынии и Болгарии.
Собственник бизнеса, Вагит Алекперов, он же президент ОАО ЛУКОЙЛ, родился в 1950 году в поселке Разина в Азербайджане. В 1974 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова. С 1968 года работал на нефтепромыслах Азербайджана и Западной Сибири. В 1987-1990 годах – гендиректор ПО "Когалымнефтегаз" "Главтюменнефтегаза". В 1990-1991 годах – заместитель, а затем первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1992-1993 годах – президент государственного нефтяного концерна "ЛангепасУрайКогалымнефть" (ЛУКОЙЛ). С 1993 года – президент ОАО ЛУКОЙЛ. Доктор экономических наук.
«Альянс-Холдинг» (Shell) сеть насчитывает 155 заправок.Значительнее всего сеть представлена в Киевской (32), Херсонской (13) и Хмельницкой (12)областях, а также в Крыму (18).
Собственниками компании на паритетных условиях являются голландско-британская компания Royal Dutch Shell и «Группа Альянс» (Россия).Поставщиками для сети АЗС являются: украинские НПЗ, АВ «Orlen Lietuva» (Литва), Мозырский НПЗ (Беларусь).
Добавьте к этому бывших джобберов крупнейших игроков рынка типа "Золотой гепард", "КЛО" и массу других небрендированных АЗС, который, тем не менее, "заправляют" половину рынка. Их владельцы – не совсем обычные, но всё же бизнесмены средней руки, которые зачастую перекупают бензин, но тоже участвуют в формировании цен.