Статьи
Министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник договорился в Москве о создании единого пособия по истории для учителей России и Украины, в котором «будет отражена общая позиция по самым проблемным историческим вопросам». Таким образом начала реализовываться давняя мечта Кремля — навязать Украине свои подходы в трактовке и преподавании истории. Правда, поговаривают, что в ходе своего последнего визита в Москву на заседание подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии (а Табачник — сопредседатель этого комитета) новый украинский министр только обнародовал обязательства, взятые на себя ранее, — прежде чем официально вошел в состав кабинета Азарова. И что именно благодаря этому Москва дала добро на назначение этой, скажем мягко, контраверсионной фигуры руководителем украинского образования и науки.
Но как бы то ни было, в ближайшей перспективе историю в школах Украины и России должны преподавать согласно единой общей концепции. Так что, может, отныне российским детям их учителя не будут говорить, что Сталин — «успешный менеджер» и «выдающаяся историческая фигура», а станут акцентировать внимание на том, что только в 1932—1933 годах он без суда и следствия обрек на мученическую смерть от голода миллионы своих подданных в Украинской ССР и сотни тысяч — в РСФСР (тоже преимущественно этнических украинцев)? И что если он это сделал сознательно, то является одним из самых жестоких преступников в истории человечества, а если просто «не контролировал ситуацию», то представляет собой бездарь, а не «выдающегося руководителя»? Может, отныне в российских школах перестанут лепить клеймо «предателя» Ивану Мазепе, который хотел только того, что безоговорочно признается благом для любого народа мира (кроме, конечно, тех, которые входили в состав Российской империи), — создание собственного независимого государства? Может, всенародное вооруженное сопротивление сталинскому режиму в западноукраинских землях в 1940—1950-х годах прошлого века россияне будут называть не «бандитизмом», а славной страницей борьбы против тоталитарного коммунистического режима?
Впрочем, предполагать, что на любой из этих вопросов можно получить утвердительный ответ, не приходится. Прежде всего в нынешней РФ в условиях «управляемой демократии» нарастает процесс оправдания и восхваления имперского прошлого России — как царской, так и коммунистической. Изобилуют реваншистские тенденции, обоснование которых ищут в прошлом. Во-вторых, слишком уж специфические взгляды у того, кто должен с украинской стороны возглавить процесс поиска «общей исторической правды» — Дмитрия Табачника. «Галичане практически не имеют ничего общего с народом Великой Украины ни в ментальном, ни в конфессиональном, ни в лингвистическом, ни в политическом плане», — писал этот украинский(?) историк(?) в статье «От Риббентропа до Майдана», опубликованной в московских «Известиях» полгода назад. Интересно, как это откровенно провокационное утверждение может корреспондироваться с обещаниями нового президента Украины «объединить страну»?
Некоторые из коллег-преподавателей призывали автора этой статьи «не драматизировать ситуацию». Дескать, это ведь только намерения написать общее пособие, неизвестно еще, создадут ли его вообще, насколько сильным будет принуждение преподавать историю соответственно именно «московско-табачниковской концепции». Однако, как говорят китайцы, дорога в 10 тысяч ли начинается с первого шага. И если украинская общественность сейчас не даст жесткий отпор планам Табачника относительно ревизии отечественной истории, то вполне вероятно, что через несколько лет в украинских школах украиноцентрическая концепция истории будет заменена россиецентрической, нашим детям будут вбивать в головы российские имперские мифы, всегда односторонние, а зачастую и прямо лживые.
Складывается впечатление, что пришедшее к власти самое высокое руководство Украины не может или не желает понять простую истину: человек, который вслед за Владимиром Владимировичем Путиным считает «самой большой геополитической катастрофой ХХ века» распад Советского Союза — а следовательно, обретение Украиной независимости, элементарно не может рассматривать эту независимость как высочайшую для себя личную ценность, а потому сознательно и эффективно работать для развития своего государства, а не только для собственных интересов. А таких юношей и девушек, которые будут считать 1991 год «катастрофой», наша школа, если будет преподавать историю на основе «общих позиций» с россиянами, наштампует предостаточно.
Автор этой статьи уже десять лет пишет и публикует в «Зеркале недели» политические портреты национальных лидеров, которым удалось создать или вывести из чрезвычайно глубокого кризиса свои государства. Они разные — Томаш-Гарриг Масарик и Ли Куан Ю, Конрад Аденауэр и Махатма Ганди, Юзеф Пилсудский и Давид бен-Гурион... Они жили в разное время и в разных уголках Земли, в абсолютно разных странах. Но всех их объединяет, по крайней мере, одно — каждый ставил интересы государства выше своих личных. И команды себе подбирал соответственно этому критерию. Украине среди лидеров сейчас больше всего не хватает не профессионалов в той или иной сфере, а патриотов, для которых интересы своего государства и политической нации важнее личных. А команды формируют, исходя не из кланово-земляческих соображений и личной преданности, а только по профессионально-моральным качествам. Возможно, многим читателям в Украине последние соображения покажутся оторванными от жизни мечтами. Однако опыт многих, очень многих стран мира свидетельствует, что это все же не сказка, а реальность.
Отто Бисмарк говорил, что «битву под Садовой выиграл прусский школьный учитель», сформировавший у своих учеников гордость за принадлежность к немецкой нации.
И в сегодняшней Украине трудно переоценить значение системы образования, а особенно — преподавания истории, для формирования единой политической нации. Виктор Федорович, Николай Янович и иже с ними должны, просто обязаны понять: не может быть успешной ни в экономическом, ни в социальном плане страна, значительная часть населения которой считает само существование своего государства «историческим недоразумением».
Кажется, Оруэлл писал:
«Кто контролирует прошлое — тот контролирует настоящее.
Кто контролирует настоящее — тот контролирует будущее». Очень не хотелось бы, чтобы наше будущее контролировалось силами из-за пределов Украины.
- Информация о материале
О подписанных президентами Украины и России и внесенных на ратификацию в Верховную Раду соглашениях сказано и написано уже немало. Всестороннюю оценку опасным политическим последствиям этих соглашений дали эксперты «Дня» («Антидепрессант для оппозиции», «День» №72, 23 апреля 2010 г.). О газовой составляющей договоренностей, убежден, еще расскажут много интересного. Я же остановлюсь на том измерении «пакта Медведева-Януковича», которое связано с арендной платой за базы российского Черноморского флота в Крыму.
Что за систему баз такого уровня следует платить значительно больше, чем платит сегодня Россия — это, оказывается, было понятно даже Президенту Януковичу и его команде. Более того, этот козырь они использовали на переговорах с российской стороной и, по убеждению главы украинского государства, все же добились успеха. Но...
Впрочем, лучше предоставить слово самому Виктору Януковичу (в изложении агентства «ЛИГА-новости»): «Я считаю, что мы должны защищать наши национальные интересы, и Россия должна платить соответствующие средства за пребывание Черноморского флота», — сказал Президент Украины на пресс-конференции, посвященной своему 50-дневному пребыванию на должности главы государства. Президент сообщил, что поднял все документы по этому вопросу, начиная с 1997 года, и расчетная цена за аренду была около 1 млрд. 300 млн. долл. «Я дал задание сейчас пересчитать, кстати, нашли тех, кто раньше считал, я их спросил, какая методология. Методология была очень сложной, и Россия с ней тогда не согласилась», — сказал он.
По словам В. Януковича, во время переговоров с Российской Федерацией он использовал эту методологию. «И когда мы, как говорится, перетягивали этот канат каждый в свою сторону, я говорил, что нужно платить вот такие средства. Кроме того, я говорил, что если мы на это пойдем, мы можем это сделать только сейчас, когда в Украине кризис, когда экономика в сложном положении, и если мы согласимся, чтобы нам платили авансом не с 2017 года, а с 2010 года, со дня договоренности, мы можем на это пойти».
Иными словами, арендную плату за неполных 40 лет вперед россияне согласились превратить в скидку в ценах на газ на ближайшие 10 лет. «Приблизительно 1 миллиард 200 миллионов в год, но мы на десять лет приблизили 40 миллиардов, то есть 4 миллиарда в год условно, — отметил Янукович. — И если говорить о сроках, которые будут после 2019—2020 годов, это действие газового контракта, который подписало правительство Тимошенко, то после 2019 года «живые» средства Россия будет платить на уровне 98 миллионов долл. ежегодно...».
«Россия должна платить реальную цену аренды», — резюмировал Янукович.
Нельзя не согласиться с последним тезисом (хотя многие эксперты еще в 1997 году считали, что реальная цена должна была быть вдвое больше), однако, зададим элементарный вопрос: а разве сегодня 1 миллиард 300 миллионов долл.— это то же самое, что и 13 лет назад? Доллар только между 2005 и 2010 годами потерял приблизительно 25% своей покупательной способности, а кое-кто из экономистов считает, что и больше (кризис!). А с 1997-го по 2005-й? Тоже немало. Для простоты предположим, что за период действия соглашения по Черноморскому флоту доллар обесценился приблизительно на 50%. Тогда сегодня цена аренды флотских баз в Крыму для России по методологии тех расчетов, которые лежали на столе у Президента Украины, должна была бы составлять никак не меньше 2 миллиардов долл.
Легко подсчитать, на сколько миллиардов должна была бы вырасти «газовая скидка» в случае, если бы украинская делегация сделала то, что должна была сделать: пересчитала по формуле 1997 года арендную плату в соответствии с сегодняшней покупательной способностью доллара. Должна была сделать, если бы в ее составе были не «липовые», а настоящие экономисты с соответствующим образованием.
И в этом контексте абсолютно неуместной выглядит радость Виктора Януковича — мол, с 2019 года Украина будет получать за аренду еще и 98 миллионов долл. «живых» денег. Да, живых, но реально это будет, если учесть сегодняшние финансовые тенденции в мире, вдвое меньше, чем в 1997 году. Ну, а в 2042 году речь пойдет об откровенно смешной сумме...
Могут заметить: в будущем доллар так или иначе станет обесцениваться, а Россия «будущие деньги» будет зачислять Украине уже сегодня. Оно, конечно, так, однако, украинская сторона могла легко нивелировать этот момент, заложив среднестатистическое обесценивание доллара в сумму арендной платы для того, чтобы последняя ежегодно в соответствии с этим росла. Возможным, очевидно, было и использование других механизмов, о которых должны были позаботиться специалисты — идя на президентские выборы, Партия регионов хвасталась, что такие специалисты у нее есть. Тем временем остается согласиться с экс-министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко — у меня, как и у него, «есть большое сомнение, что все процедуры, необходимые для выполнения документов, были задействованы».
Вот так «проФФесионалы» из новой команды власти считают государственные деньги даже в том случае, когда, если верить им, они искренне заботятся о национальных интересах. Интересно, а как с подобными подсчетами тогда, когда речь идет о сугубо личных прихотях нынешних властей предержащих?
- Информация о материале
«Колбаса является несомненным символом пениса. Целая палка свежей колбасы говорит о сильной потенции и сексуальной привлекательности» Это цитата из сонника по Фрейду. Действительно, есть же между этими двумя предметами некое геометрическое сходство. Жаль, толкователи снов не сообщают, что делать тем, кому колбаса не снится. Но это упущение с лихвой компенсируют мясокомбинаты, коих развелось нынче видимо-невидимо. А вслед за ними и продавцы мясопродуктов, предлагающие нам купить салями, сервелата и прочих деликатесностей.
А чтобы сходство было не только визуальным, производители добавляют в колбасу настоящих пенисов, как можно убедиться, прочитав накладную. Смею вас уверить, накладная тоже самая настоящая, просто данные пришлось замазать, чтобы не указывать на того, кто ее любезно предоставил. А также рассказал, что не один мясокомбинат, затертый в накладной из скромности, делает явью фрейдовские сновидения. Просто многие производители требуют от поставщиков указывать в накладных не «пенис», а что-нибудь более благозвучное. Но состав колбасы от этого не меняется.
Поначалу я просто растерялся, стал расспрашивать поставщика, как часто он поставляет сие специфическое сырье, да кому. Но в ответ он только хмыкнул и стал объяснять, что не только наша голь на выдумки хитра. Оказывается, эротический ингредиент пользуется неплохим спросом и у европейских колбасников. Туда пенисов уходит даже больше, чем на наши мясокомбинаты. Впрочем, это и понятно – в Евросоюзе народу живет побольше.
Специалисты по производству колбасы, ныне от дел отошедшие, долго сетовали на нынешних коллег, объясняя мне, что теперь колбаса уж не та, что лет 20-30 назад. А разницу между мясом и пенисом объяснили вполне доходчиво. Мясо, которое мы едим – не что иное, как мышцы, в которых невооруженным глазом можно увидеть мышечные волокна. А пенис – пористое тело, которое становится упругим от приливающей туда под давлением крови, что-то вроде губки в кожаной оболочке. И назвать его мясом даже при очень большом желании невозможно. Как впрочем, и жилку, которая тоже идет в колбасу. А вообще, по словам спецов, в нее сейчас идет масса того, чему самое место на помойке.
Конечно, на толкование снов сейчас есть определенная мода. Но в некоторых случаях можно обойтись и явью. Например, купить колбасу и твердо знать, что никаких объяснений искать не надо. Все, что она символизирует, уже заложено в ней самой. А вот эпитет «объедение» применительно к колбасе для меня теперь звучит весьма двусмысленно.
- Информация о материале
«Ну, что, съели?» Это была вторая фраза абсолютного большинства украинцев после вчерашней ратификации Верховным Советом харьковских соглашений. Первая фраза, само собой, была: «Наконец-то, слава богу!» Коалиция подтвердила серьезность своего существования не только ратификацией соглашений, но и принятием многострадального бюджета. А жители страны вздохнули с облегчением: власть в стране есть, и уступать стаду обезьян она не намерена.
А «ну, что, съели?» - это как раз в адрес обезьян. Потому, что «оранжоиды» всех цветов и их недалекие последователи вчера полностью подтвердили свою расхожую интернет-кличку: бандерлоги. То, что эти животные устроили в Верховной Раде, это – типичные развлечения бандерлогов до прихода Каа и похищения Маугли. Только не надо забывать, что бессмысленные хихиканья и метание орехов моментально оборачиваются неконтролируемой звериной агрессией.Вот точно, как вчера в Верховном Совете: мгновение – обезьяны ржут по поводу удачных попаданий яйцами в Литвина (Литвина не жалко – нечего было вилять хвостом во все стороны, теперь надолго отобьет охоту заигрывать с бандерлогами); следующий миг – и они уже, оскалившись, лезут массой на трибуну, машут кулачонками, и только что хвосты не развеваются по причине отсутствия.Зато в изобилии дымовые шашки. Между прочим, неплохо было бы кое с кого снять неприкосновенность и подвергнуть уголовным преследованиям за поджигание шашек. В конце концов, они открыто заявляли о том, что собираются делать, как собираются «препятствовать государственной измене» - вкупе с видеоматериалами и свидетельскими показаниями наберется предостаточно фактов. В телевизоре на пятом канале сидел какой-то самооборонщик (ну не запоминаю я фамилии бандерлогов, все никак не могу смириться с их, фамилий, наличием) и рассказывал, как он подобрал (!) шашку и «по старой мужской привычке» (?!) заткнул ее за пояс. Жаль, что не в задницу. По «старой мужской привычке».Кстати, заодно можно бы и вменить надругательство над государственным флагом – действовать их же методами: где написано, что накрывание стягом депутатских кресел вкупе с зажиганием под ним дымовых шашек не является надругательством?А ситуация идиотская: попробуй на официальном уровне назови уголовника уголовником – и тут же удвоенный вопль о политических репрессиях. Впрочем, бандерлоги все время вопят о репрессиях, и давно уже пора дать им повод…Животные: выскочивший из задымленного зала Жвания – глаза красные, ошалелые – даже вызывал некоторое сочувствие: видно было, что он все-таки – не до конца бандерлог (хотя тоже изрядно хвостатый господин), и новые грани бандерложьих привычек не вызывают у него приязни. А сам виноват.Давайте напрямую: я не переоцениваю тех же регионалов. Вообще в Верховной Раде хватает недоделанных уродов. А профессиональных дураков – так вообще не счесть. И среди регионалов их – полным-полно. Тот же Лукьянов, например. Но те, которые «оппозиция» - это животные, господа. И когда я вижу, как Лукьянов отмахивается по ним каблуками, - то в голове только одна мысль: ну, вот и от Лукьянова хоть какая-то польза. И Донию голову сотрясли (не мозг – в силу отсутствия, опять же); и Стецькиву прилетело; и Ляшко традиционно схлопотал – но мало, мало…Надеюсь, в момент, когда стало известно о состоявшейся ратификации, у стоящих под Радой «охранителей суверенитета» случились конвульсии. Ну хотя бы колики.Смотришь и понимаешь: нет лучше примера неуместности и бессмысленности демократии, чем украинская Верховная Рада. Ничего не скажешь: почетная, хрестоматийная миссия.
- Информация о материале
Борьба с милицейской коррупцией уже давно превратилась в национальную забаву. После любого мало-мальски серьезного происшествия в стране на экране телевизора обязательно появляется большой начальник в погонах и обещает в ближайшее же время окончательно искоренить коррупцию в собственных рядах. Население привычно большому начальнику не верит...
Возможно, такое "заговаривание" проблемы — это и есть наш особый путь. Хотя универсальный рецепт борьбы с коррупцией в правоохранительных органах придуман еще в 1884 году. Будущий президент США Теодор Рузвельт, назначенный председателем Совета комиссаров полиции, сформулировал его предельно кратко: "Эффективно контролировать полицию может только сама полиция".
Плохие полицейские есть всегда
— Это на самом деле легенда, что американские полицейские не берут взяток, — разводит руками юрист нью-йоркского Союза по гражданским правам (Civil Liberties Union) Кристофер Данн. — Плохие полицейские были всегда, и никакая служба не способна контролировать деятельность всех своих сотрудников 24 часа в сутки. Другое дело, что оценивать деятельность этой службы можно хотя бы потому, как она реагирует на сигналы о коррупции.
Ежегодный отчет Управления внутренних расследований нью-йоркской полиции в принципе не предназначен для "гражданских". 600-страничный доклад, снабженный цветными фотографиями, копиями протоколов и многочисленными графиками, отправляют только руководителям полицейских подразделений страны. Но юристам Союза по гражданским правам удалось получить копии отчетов за последние двадцать лет, сославшись на действующий в стране "Акт о свободе доступа к информации", согласно которому любой гражданин может получить официальные документы любого ведомства США — от полиции до ЦРУ, если, конечно, бумаги не снабжены грифом "Секретно".
— Управление внутренних расследований считают самым закрытым отделом в американских правоохранительных органах, — говорит Кристофер Данн. — К тому же в полиции уже сотню лет действует собственный "кодекс молчания": сотрудники искренне считают себя особой кастой и уверены, что способны решить свои проблемы без посторонней помощи. Поэтому судить о том, что происходит за закрытыми дверями полицейских участков, можно только по таким докладам.
Юристы Союза по гражданским правам уверены, что история борьбы с полицейской коррупцией всегда развивается по спирали. Как, впрочем, и любая другая история. Но за прошедшие сто с лишним лет последовательность событий не менялась ни разу: коррумпированность полицейских неизменно приводила к шумному скандалу, за которым следовали жесткие реформы. А после недолгого затишья цикл опять повторялся: должностное преступление — скандал — и очередные реформы. Или их обещание, на худой конец.
Впервые нью-йоркскую полицию реформировали еще в 1884-м, после того, как выяснилось, что два десятка владельцев публичных домов и подпольных казино платили сотне офицеров за то, что они не обращали внимания на нелегальный бизнес.
В 1912-м разразился скандал с лейтенантом Чарльзом Беккером, нанявшим четырех преступников для того, чтобы ограбить подпольного букмекера. В результате завязавшейся перестрелки погибли несколько человек, а лейтенант Беккер вошел в историю, став первым и единственным офицером полиции в США, казненным на электрическом стуле.
В 1930 году федеральные власти провели серию показательных процессов против офицеров полиции, уличенных в связях с мафией. Скандал 1950 года с букмекером Гарри Гроссом, нанявшим полицейских для охраны своего бизнеса с оборотом в 20 млн долларов в год, привел к отставке мэра Нью-Йорка и начальника городской полиции.
Специальная комиссия по расследованию полицейской коррупции, созданная в 1970-м, после того, как патрульный Франк Серпико дал официальные показания о нравах нью-йоркских полицейских, впервые не только официально классифицировала основные типы правонарушений, совершаемых людьми в форме, но и разделила "плохих полицейских" на две категории. Этими терминами, кстати, до сих пор пользуются во всех управлениях внутренних расследований всех городов США.
Комиссия Кнаппа выделила и основные типы полицейских правонарушений. Самым "популярным" было использование служебного положения, когда офицер полиции бесплатно получал еду, напитки или подарки. Затем шли "откаты" за помощь в заключении коммерческих сделок, присвоение имущества арестованных, взятки за обещание не возбуждать уголовные дела и обыкновенный рэкет, когда офицеры полиции "крышевали" публичные дома, подпольные казино или "точки" по торговле наркотиками. Нередко полицейских уличали в закрытии за плату уголовных дел, соучастии в преступлениях в составе криминальных группировок и подделке улик при аресте.
Доклад о результатах работы комиссии появился в декабре 1972 года. И с тех пор способы борьбы с полицейской коррупцией, по мнению экспертов, ничуть не изменились. Уитмен Кнапп предложил официально внести в деятельность полиции всего лишь три новых правила: "руководители подразделений должны нести личную ответственность за действия подчиненных, отделы внутренних расследований должны быть созданы в каждом подразделении, агенты, работающие под прикрытием, должны работать в каждом отделе полиции".
Как работают "сыроеды"
По официальным данным, годовой бюджет Управления внутренних расследований нью-йоркской полиции сейчас составляет 61,8 млн долларов, а количество офицеров превышает 700 человек. При этом по правилам, принятым в 1993 году, попасть на работу в отдел внутренних расследований по собственному желанию нельзя. Все сотрудники назначаются специальным приказом, они должны отработать в отделе не более пяти лет. После этого их переводят на "обычную" полицейскую работу. По мнению начальника нью-йоркской полиции Реймонда Келли, только так можно избежать коррупции внутри самого подразделения.
— За несколько лет службы у офицера могут появиться нежелательные связи или дружеские привязанности, — объяснил он несколько лет назад свое решение.
При этом Управление внутренних расследований расследует далеко не все "сигналы" о правонарушениях полицейских. В 1994 году, например, за год поступило 14 700 таких сообщений, и только 2 258 повлекли за собой служебные проверки. В 2006-м "сигналов" было уже 45 000, но проверять решили только 1 057.
— Такое количество сообщений связано с тем, что в Нью-Йорке появился специальный номер 311, позвонив по которому, можно в том числе и оставить информацию о правонарушениях, совершенных представителями власти — от полицейских до городских чиновников, — пояснил Кристофер Данн.
Среди сообщений, оставленных без внимания: информация о просроченных полицейскими платежах по автомобильным страховкам, "сигналы" о преступлениях, совершенных однофамильцами офицеров, и регулярные звонки людей, которых в официальных отчетах полицейские предпочитают называть "эмоционально неустойчивыми". В ежегодных докладах Управления внутренних расследований с 2004 года, например, регулярно фиксируются жалобы жительницы Нью-Йорка, которой мешает шум винтов полицейского вертолета, постоянно висящего над ее головой.
Тем не менее в ежегодном докладе упоминаются даже те правонарушения, за которые полицейским грозит разве что служебное взыскание. Специальный отдел Управления внутренних расследований отслеживает нарушения правил дорожного движения, совершенные полицейскими. В прошлом году таких случаев было зафиксировано 1 664. При этом в некоторых ситуациях полицейские машины пришлось эвакуировать: припарковавшись, они блокировали зоны, предназначенные только для разгрузки грузовиков, или перекрывали доступ к пожарным гидрантам. Именно для этого в гараже Управления внутренних расследований есть два полноразмерных эвакуатора.
По официальным данным, большинство преступлений, совершаемых офицерами полиции, связаны с употреблением наркотиков. Если верить докладу Управления внутренних расследований, нью-йоркские полицейские предпочитают кокаин, и в 2008 году белый порошок упоминался в материалах 213 уголовных дел против полицейских. В 394 случаях офицеров уличили в кражах, а еще 154 случая связаны с "нарушением правил несения службы" — употреблением алкоголя или сном "на посту". В 180 эпизодах упоминаются применение физического насилия при аресте и подбрасывание улик подозреваемым.
В список обязанностей сотрудников Управление внутренних расследований входят и неожиданные проверки сотрудников на употребление наркотиков. Правда, точное количество тестов, проведенных в последнее время неизвестно. Один из докладов, подготовленный в 1996 году, упоминает о 16 194 проверках, по итогам которым обвинения были предъявлены 61 офицеру. В 2008 году в полиции Нью-Йорка обнаружили только 10 наркоманов.
— Я не хочу, чтобы кто-нибудь знал, сколько проверок мы проводим, — объяснил отсутствие в докладе некоторых данных руководитель нью-йоркского управления Чарльз Кампизи. — Для нас очень важно создать у полицейских ощущение того, что их могут проверить в любую секунду и в любое время суток.
При этом деятельность Управления внутренних расследований вовсе не ограничивается проверкой патрульных. В 2007 году под следствие попал бывший комиссар полиции Нью-Йорка Бернард Керик. Высокопоставленного чиновника обвинили в получении взяток, уклонении от налогов и в обмане федеральных властей. Осенью прошлого года Керик официально признал свою вину, а в октябре 2009-го его поместили под стражу за разглашение конфиденциальных материалов следствия. Теперь бывший полицейский начальник ждет суда в нью-йоркской тюрьме.
Дело Керика заняло в официальном отчете Управления внутренних расследований всего лишь половину одной страницы...
Нью-йоркское ГУВД. За что служат полицейские в Нью-Йорке?
Управление полиции Нью-Йорка было создано в 1845 году и считается старейшим полицейским подразделением в США.
В настоящее время оно насчитывает 37 838 сотрудников. Кроме того, охраной правопорядка в городе заняты 4,5 тысячи добровольцев, не имеющих права на ношение формы, оружия и не получающих зарплату. В их функции входит помощь в регулировании дорожного движения и обеспечении порядка во время массовых мероприятий. К полиции относятся и 5 тысяч агентов, обеспечивающих безопасность в школах города, и 2300 сотрудников специальной службы, контролирующей парковку автомобилей в городе.
В августе 2008 года, после продолжавшихся несколько лет переговоров между городскими властями и Ассоциацией патрульных полицейских, были установлены новые ставки оплаты для сотрудников правоохранительных органов. Зарплата начинающего карьеру полицейского теперь составляет 35 881 доллар в год, сотрудник с пятилетним стажем зарабатывает 76 тысяч. За работу сверх положенных по контракту 8 часов за смену, а также за выход на службу ночью полагаются премиальные. В итоге, учитывая оплату отпусков и прочие выплаты, зарплата полицейских составляет 65-125 тысяч долларов в год.
Сотрудникам также полагается бесплатная медицинская страховка. 960 долларов в год доплачивается на обновление форменной одежды. После выхода на пенсию после 20 лет службы бывший полицейский может рассчитывать на пенсию в размере половины годового оклада.
Сотрудникам полиции не запрещено в свободное от службы время заниматься бизнесом. Но для открытия собственного дела необходимо получить разрешение начальства, а вид коммерческой деятельности никак не может пересекаться с ежедневными обязанностями офицера. Например, сотрудник транспортного управления не может стать совладельцем компании, оказывающей услуги такси.
При этом департамент полиции Нью-Йорка считается одним из самых низкооплачиваемых в стране. В последние годы это вызвало массовый переход полицейских в управления соседних штатов и графств, где минимальная ставка составляет 85 тысяч долларов в год. В соседнем с Нью-Йорком графстве Вестчестер, например, в 2007 году вместе с выплатами за дополнительные дежурства один из сотрудников заработал больше 250 тысяч. Эта сумма сравнима с годовым доходом начальника полиции Нью-Йорка.
До 2006 года большое количество офицеров городской полиции просило о переводе в пожарную охрану, считая, что при сравнимых зарплатах рабочий график пожарных выгодно отличается от полицейской работы. Но три года назад городские власти перестали засчитывать "перебежчикам" стаж работы на прежнем месте в счет выслуги лет. Количество офицеров, желающих стать пожарными, резко уменьшилось, и сейчас, считают эксперты, можно говорить о резком увеличении числа сотрудников, решивших оставить службу, не дожидаясь положенной по выслуге лет пенсии. Если в 1991 году только 159 сотрудников нью-йоркской полиции "преждевременно" оставили службу, то в 2007-м такое решение приняли уже 990 человек.
- Информация о материале
По данным Госдепартамента исполнения наказаний, в местах лишения свободы находится всего лишь два бывших прокурорских работника, осужденных за взятки. Это не значит, что другие прокуроры и следователи абсолютно безупречны. Просто тем двум не повезло — они попались. А другие умнее. И осторожнее. О таких говорят: работают в белых перчатках, по мелочи «пачкаться» не станут, от кого угодно взятку не примут, еще и десятому закажут. А у тех, кого поймают, найдутся покровители, скандал замнут, на худой конец тихо уволят задним числом, и все.
Известный российский писатель Данил Корецкий в своем нашумевшем «Антикиллере» подчеркивал: в тюремной иерархии отбывающие свой срок на зонах прокуроры составляют самую низшую, угнетаемую всеми касту. С ними особые счета не только у отпетых уголовников, но и у бывших оперов, следователей, которым там, на свободе, прокурорские вволю попили кровушки...
Но на воле многие из них живут припеваючи. И ездят не на «Тавриях», и отдыхают в красивых местах, и дачи строят — загляденье, даже люди с очень пристойными зарплатами себе такого не могут позволить.
По сравнению с другими правоохранительными ведомствами, фактов коррупции в органах прокуратуры действительно — раз-два и обчелся. За прошлый год к уголовной ответственности привлечено чуть более дюжины работников. Но это «пешки» — помощники прокуроров, рядовые следователи. Сколько человек с большими звездами на погонах, заподозренных во взяточничестве и иных некрасивых поступках, отделались легким испугом, неизвестно даже службе внутренней безопасности ведомства. Есть что скрывать?
Мы продолжаем свой антикоррупционный спецпроект — в этот раз на примере прокуратуры.
Десятитысячники и стотысячники
«Прокуратура — структура коммерческая, и тарифы всем известны, — говорит известный в Украине адвокат Татьяна Монтян. — Они определяются количеством денег, которые человек хочет поиметь за ее счет. Приходит человек и просит возбудить уголовное дело под левым предлогом против своих врагов. Его просят рассказать о бизнесе, которым занимается. Он рассказывает. В прокуратуре прикидывают, что к чему, и говорят: хорошо, но с тебя столько-то, в зависимости от дохода. Конкретные суммы зависят от степени беззакония. Если у врага тоже рыльце в пушку, и ему можно что-то реально накрутить, это обойдется дешевле. Если нужно вчинить полный, оголтелый беспредел — дороже. Но меньше чем за $10 тысяч и не подходи.
Есть в прокуратуре и так называемые «стотысячники» — те, кто берется решать вопросы за 100 000 «зеленых». Соответственно, обращаются к ним миллионеры, чьи доходы исчисляются цифрами с многими нолями, ибо только они могут позволить себе отстегнуть такую сумму.
Тарифы в регионах, ясное дело, другие. В «жирных» — Киевской, Одесской, Донецкой, Днепропетровской областях, Крыму — повыше, в Богом забытых Волынской и других «депресняковых» — скромнее. То есть все диктуется прибылью. И прокуроры прекрасно ориентируются, сколько примерно можно «срубить» с человека, который обращается за помощью. И это нисколько не зависит от генпрокурора. Бизнес есть бизнес.
Есть в прокуратуре и вменяемые люди, публично не демонстрирующие свои нелегитимные доходы. Кто-то считает это неприличным. Кто-то думает о перспективах служебного роста и резонно рассуждает, что щеголять роскошью, особняками, крутыми тачками — значит, привлекать к себе внимание, и предпочитает обходиться без этого, не подставляться. Они хранят нажитые праведным трудом сбережения где-нибудь далеко от Украины — так безопаснее».
За Шинальского «ответит» Медведько?
Одним из самых резонансных коррупционных скандалов последнего времени стала история с заместителем генпрокурора Александром Шинальским.
Фабула, напомним, такова. Группа юристов-бютовцев во главе с нардепом Андреем Портновым (недавно неожиданно назначенным замом главы Администрации президента) уличила Шинальского в приобретении недвижимости за рубежом — в Баден-Бадене и Ницце.
По версии обличителей, Шинальский от имени возглавляемой им Украинской ассоциации прокуроров (УАП) «выбивал» у бизнесменов солидные средства якобы на благотворительные цели, которые на самом деле использовались в интересах верхушки ГПУ. Вплоть до выделения земель под строительство на Южном берегу Крыма.
Шинальский парировал, что деньги шли только на благо ассоциации, а скромное жилье за границей (с учетом того, что семья живет небедно, а супруга тоже неплохо зарабатывает, являясь руководителем и основателем фирмы «Гамбетта») купил-де на законных основаниях из-за проблем со здоровьем.
И все-таки Шинальскому пришлось уйти. Впрочем, уступив должность зама генерального Евгению Блаживскому (работал прокурором Киева), он остался у руля упомянутой ассоциации и не бросил преподавательскую работу в Академии прокуратуры.
Назначенная генпрокурором служебная проверка злоупотреблений со стороны Шинальского не выявила. С этим не согласились сотрудники прокуратуры, близкие к еще одному заму генерального и одному из реальных кандидатов на кресло генпрокурора Ренату Кузьмину (того, кстати, недоброжелатели упрекали в строительстве особняка под Киевом, но Кузьмин на это сказал, что строит его на личные задекларированные доходы). На имя Медведько было направлено коллективное письмо с требованием повторно изучить «дело Шинальского» и дать ему «принципиальную оценку».
Генпрокурор отреагировал вяло, поручив проверку... недавним подчиненным Шинальского. Те против бывшего патрона, естественно, не пошли, отнеслись к поручению формально, и на том круг замкнулся.
В ответ та же группа сотрудников, по данным «Сегодня», написала письмо самому Медведько, в котором обвинила того в покрывательстве коррупционеров.
Впрочем, срок полномочий генерального и так подходит к концу (он истечет осенью этого года). А потому вряд ли сей скандал ускорит его отставку. Ну а по поводу кандидатуры нового генпрокурора, помимо Кузьмина, называется еще одна фигура, более компромиссная — нынешний замгенпрокурора Виктор Пшонка. Он так же, как и Кузьмин, — выходец из Донецка, но с нынешним окружением Медведько у него отношения куда лучше, чем у Кузьмина.
«Иван грозный» и его 6 соток
Прокуратура напоминает закрытую корпорацию, куда на службу попадают лишь заранее проверенные кадры и откуда почти не вытекает даже мало-мальски негативная информация. Так считает ветеран правоохранительных органов, бывший заместитель начальника Харьковского СИЗО Владимир Ажиппо.
— Это ведомство фактически никому не подчинено и не подотчетно, — убежден Владимир Андреевич. — Если советская прокуратура находилась под жестким контролем и прессингом правящей компартии, то нынешняя украинская абсолютно бесконтрольна и никому не подотчетна.
Вспомню события не столь далекого прошлого. Почти два десятилетия, с 1968-го по 1986 год, прокурором Харьковской области был Иван Григорьевич Цесаренко. Ему дали красноречивое прозвище Иван Грозный. Недалеко от города у него был дачный участок в 6 соток. Там стояло строение площадью 10—12 квадратных метров и 2-метровым потолком. Одна половина была жилой, другая — сараем. А перекопать весной деревья он просил моего отца, с которым дружил много лет еще со службы в армии перед войной. А я помогал отцу, поэтому и знаю эту историю достоверно. И дело не в честности и коммунистической принципиальности — вернее, не в них одних. Поручить перекопать участок кому-то из сослуживцев (других контактов у него не было) Иван Григорьевич не мог: недруги, которых у прокурора области всегда немало, тут же сообщили бы в ЦК. И дом приличный он не мог себе позволить по той же причине. Такая вот «коррупция». В новейшей же истории мне неизвестен ни один факт, чтобы хоть какого-нибудь работника прокуратуры арестовали по подозрению в преступлении. Наверняка всех «замазавшихся» и «засветившихся» при этом увольняли задним числом, дело спускали на тормозах, волокитили и скрывали от огласки.
Правда, уже в независимой Украине прокурором области назначили Владимира К. Однажды он припарковал свой джип возле какого-то бутика и со спутницей зашел в магазин. А вернувшись, обнаружил пропажу борсетки, где, по слухам, было 22 тысячи долларов США. У потерпевшего не хватило духу промолчать о прискорбном факте, и потом вся харьковская милиция тащилась, якобы разыскивая преступника и украденное им богатство. Так и не нашла. Сейчас К. что-то преподает в одном из вузов...
Вымогал 10 000. Наказан условно
В минувшем году 16 прокурорско-следственных работников были привлечены к уголовной ответственности. Много это или мало?
— Большинство совершенных преступлений связано с коррупцией, — говорит первый замгенпрокурора Сергей Винокуров. — За такие действия в прошлом году к ответственности привлечено 11 сотрудников. В 2007-м было 4, в позапрошлом — 7. Борьба с позорным явлением усиливается, требовательность за чистоту наших рядов растет.
Например, помощник прокурора Згуровского района Киевской области Фещенко получил 7300 гривен за содействие в прекращении уголовного дела против одного из обвиняемых. Был уволен за проступок, дискредитирующий звание работника прокуратуры. Днепровским райсудом Киева осужден на 5 лет лишения свободы и лишением права в течение 2 лет занимать должности в правоохранительных органах с 2-летним испытательным сроком...
5 тысяч гривен требовал за прекращение уголовного преследования предпринимателя Фастовский межрайонный прокурор Ференец. Из органов уволен, осужден на 5 лет условно...
Помощник Васильковского межрайонного прокурора Литвиненко-Брюм вымогал у бизнесмена, который подделал документы, $10 тысяч за непривлечение к уголовной ответственности. После получения первой части взятки в сумме 3,5 тысяч задержан, уволен из органов с лишением классного чина и осужден условно.
Очевидно, что достаточно мягкие приговоры и условные сроки — прерогатива судов... Со стороны же руководства Генпрокуратуры к коррупционерам и взяточникам были применены максимально строгие меры, что свидетельствует о принципиальном подходе к неотвратимости наказания.
На недавнем расширенном заседании коллегии мы заслушали прокуроров ряда областей о работе с кадрами, строго спросили за упущения и недостатки, наметили меры по предупреждению негативных проявлений.
Треть злоупотреблений — на совести молодых сотрудников, чей стаж не превышает 3 лет. Это заставило улучшить подбор и подготовку молодежи, ввести конкурс, усовершенствовать порядок стажировки новых работников, глубже изучать деловые и моральные качества кандидатов во избежание разного рода «сюрпризов». Надеемся, это даст положительные результаты.
Был случай: закрыть дело — 3 «лимона»
О суммах, которые ходят вокруг прокуратуры за решение вопросов, дает представление рассказ Сергея Мищенко, ныне народного депутата, а в прошлом — прокурора Киевской области. По его словам, за прекращение уголовного дела ему предлагали 3 млн долларов. Чем это закончилось, Сергей Григорьевич рассказал «Сегодня»:
— В 2000 году мы расследовали большое уголовное дело по бюджетным средствам, которые обладминистрация и облсовет перечисляли на конкретные фирмы, где деньги аккумулировались и обналичивались без решений сессии, — говорит Мищенко. — Речь шла о крупных, на десятки миллионов гривен, махинациях с финансовыми ресурсами. Дело возбуждал я, возложив на себя и обязанности следователя. За то, чтобы его закрыли, мне сулили 3 млн. Сулили коммерсанты, задействованные в раскрытых нами схемах воровства. Они вышли на моих знакомых, и через них повели речь о деньгах. Я отказался и денег, естественно, не взял...
Не добившись желаемого, оппоненты Мищенко нашли выход на президента Леонида Кучму. И убедили, что прокурора нужно лишить звания государственного советника юстиции III класса, которое незадолго до этого он получил. Своей цели эти люди добились — указ был переписан. Правда, за Мищенко вступились генпрокурор Михаил Потебенько, нардепы Юрий Кармазин, Петр Симоненко.
— Кучма, вняв их аргументам, ко Дню Независимости звание мне вернул, — продолжает Мищенко. — Но на этом проблемы не закончились, и из прокуроров пришлось уйти...
На уточнение, чем же завершилось дело, Сергей Григорьевич отвечает смущенно: его спустили на тормозах — в связи с изменением событий. Пропали и важные вещдоки, доказывающие вину фигурантов, изобличающие их в совершении преступлений...
Как их отучить брать
Уровень коррупции и взяточничества в органах прокуратуры сократится, если ликвидировать единственную «красную» зону для осужденных правоохранителей в Макошино, а их распределить в обычные колонии. Таково мнение генерал-майора милиции в отставке Игоря Кириченко:
— Брал взятки — угодишь к тем, кого сам обвинял, и узнаешь, что почем, — говорит Кириченко. — А так что бы ни совершил, какие б миллионы ни хапнул, больше пяти лет не получит — отбудет половину в зоне, где его никто пальцем не тронет. И выйдя на свободу, создаст ООО, ЗАО, возглавит его и станет жить припеваючи, — еще сытнее, чем до того...
«Прокуратуру нужно подчинить минюсту»
«Чтобы побороть коррупцию в прокуратуре, нужно оставить ей только функции гособвинения, представление интересов государства в гражданских делах и подчинить Министерству юстиции, как это практикуется в развитых странах, — говорит известный правозащитник Евгений Захаров. — Сегодня прокуратура одновременно и поддерживает обвинение, и осуществляет надзор за теми правоохранительными органами, которые его готовят. Этот конфликт интересов приводит к тому, что свои функции по надзору за соблюдением законности прокуратура выполняет неэффективно. Она должна быть адвокатом от имени государства, а не органом для осуществления репрессий. А подчинение Минюсту позволит установить над прокуратурой определенный контроль».
«Крыши», наезды, откаты
По мнению опрошенных «Сегодня» прокуроров и следователей, наиболее распространенными видами коррупционных действий в их среде являются:
совмещение основной работы с занятием бизнесом — собственным либо кого-то из близких родственников (наиболее прозрачная и наименее опасная криминальная схема, позволяющая без отрыва от производства успешно решать коммерческие задачи и делиться прибылью с вышестоящими прокурорами),
использование служебного положения в интересах отдельных бизнес-структур и частных предпринимателей (против их конкурентов и соперников за вознаграждение начинается уголовное преследование, которое либо находит продолжение, либо прекращается — также не безвозмездно),
вымогательство и получение банальных взяток в виде денежных средств, а также различных материальных благ от юридических и физических лиц в обмен на лояльность и мягкость при поддержании обвинения в судах (практикуется обычно на уровне районного звена),
узаконенные и необсуждаемые поборы с сотрудников милиции, налоговой, СБУ, погранслужбы, таможни, других поднадзорных ведомств за «положительную статистику», «понятливость», «уступчивость» (могут камуфлироваться под щедрые подарки к дню рождения, а также без повода).
Как свести к минимуму правонарушения тех, кто призван надзирать за соблюдением законов
- Внести изменения в действующее законодательство, ужесточив наказание за взятки и другие коррупционные действия вплоть до пожизненного заключения.
- Изменить модель подготовки кадров, внедрив двухступенчатую систему по примеру стран Европы. Не брать в прокуратуру сразу после юридического вуза, а только после 1—2-летнего курса спецподготовки на базе Академии прокуратуры либо другого вуза.
- Ввести жесткий конкурсный отбор на руководящие должности в органах прокуратуры; установить стартовый возрастной ценз для претендентов — не ранее 28 лет. Резко увеличить заработную плату сотрудникам прокуратуры на всех уровнях.
- Устранить порочную практику сокрытия прокурорами преступлений и правонарушений, совершенных подчиненными, из—за угрозы санкций к их руководителям. Выявившие нечистых на руку работников должны поощряться, но не наказываться.
- Ввести широкий политический и общественный контроль (особенно со стороны СМИ) за деятельностью органов прокуратуры на всех уровнях.
- Информация о материале
Страница 1495 из 1561
