Борьба с милицейской коррупцией уже давно превратилась в национальную забаву. После любого мало-мальски серьезного происшествия в стране на экране телевизора обязательно появляется большой начальник в погонах и обещает в ближайшее же время окончательно искоренить коррупцию в собственных рядах. Население привычно большому начальнику не верит...

Возможно, такое "заговаривание" проблемы — это и есть наш особый путь. Хотя универсальный рецепт борьбы с коррупцией в правоохранительных органах придуман еще в 1884 году. Будущий президент США Теодор Рузвельт, назначенный председателем Совета комиссаров полиции, сформулировал его предельно кратко: "Эффективно контролировать полицию может только сама полиция".

Плохие полицейские есть всегда

Они грабят банки, "крышуют" торговцев наркотиками, воруют кредитные карточки в квартирах только что умерших людей, отнимают деньги у заключенных, организуют подпольные казино и бесплатно пользуются услугами проституток. Начиная с 1992 года более двух тысяч офицеров нью-йоркской полиции были арестованы, а всего, по данным Управления внутренних расследований полиции города, ежегодно в суд отправляется ровно 119 уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов.
— Это на самом деле легенда, что американские полицейские не берут взяток, — разводит руками юрист нью-йоркского Союза по гражданским правам (Civil Liberties Union) Кристофер Данн. — Плохие полицейские были всегда, и никакая служба не способна контролировать деятельность всех своих сотрудников 24 часа в сутки. Другое дело, что оценивать деятельность этой службы можно хотя бы потому, как она реагирует на сигналы о коррупции.
Ежегодный отчет Управления внутренних расследований нью-йоркской полиции в принципе не предназначен для "гражданских". 600-страничный доклад, снабженный цветными фотографиями, копиями протоколов и многочисленными графиками, отправляют только руководителям полицейских подразделений страны. Но юристам Союза по гражданским правам удалось получить копии отчетов за последние двадцать лет, сославшись на действующий в стране "Акт о свободе доступа к информации", согласно которому любой гражданин может получить официальные документы любого ведомства США — от полиции до ЦРУ, если, конечно, бумаги не снабжены грифом "Секретно".
— Управление внутренних расследований считают самым закрытым отделом в американских правоохранительных органах, — говорит Кристофер Данн. — К тому же в полиции уже сотню лет действует собственный "кодекс молчания": сотрудники искренне считают себя особой кастой и уверены, что способны решить свои проблемы без посторонней помощи. Поэтому судить о том, что происходит за закрытыми дверями полицейских участков, можно только по таким докладам.
Юристы Союза по гражданским правам уверены, что история борьбы с полицейской коррупцией всегда развивается по спирали. Как, впрочем, и любая другая история. Но за прошедшие сто с лишним лет последовательность событий не менялась ни разу: коррумпированность полицейских неизменно приводила к шумному скандалу, за которым следовали жесткие реформы. А после недолгого затишья цикл опять повторялся: должностное преступление — скандал — и очередные реформы. Или их обещание, на худой конец.
Впервые нью-йоркскую полицию реформировали еще в 1884-м, после того, как выяснилось, что два десятка владельцев публичных домов и подпольных казино платили сотне офицеров за то, что они не обращали внимания на нелегальный бизнес.
В 1912-м разразился скандал с лейтенантом Чарльзом Беккером, нанявшим четырех преступников для того, чтобы ограбить подпольного букмекера. В результате завязавшейся перестрелки погибли несколько человек, а лейтенант Беккер вошел в историю, став первым и единственным офицером полиции в США, казненным на электрическом стуле.
В 1930 году федеральные власти провели серию показательных процессов против офицеров полиции, уличенных в связях с мафией. Скандал 1950 года с букмекером Гарри Гроссом, нанявшим полицейских для охраны своего бизнеса с оборотом в 20 млн долларов в год, привел к отставке мэра Нью-Йорка и начальника городской полиции.
Специальная комиссия по расследованию полицейской коррупции, созданная в 1970-м, после того, как патрульный Франк Серпико дал официальные показания о нравах нью-йоркских полицейских, впервые не только официально классифицировала основные типы правонарушений, совершаемых людьми в форме, но и разделила "плохих полицейских" на две категории. Этими терминами, кстати, до сих пор пользуются во всех управлениях внутренних расследований всех городов США.
По предложению председателя комиссии Уитмена Кнаппа коррумпированных полицейских поделили на "травоядных" и "хищников". Первые были уличены в таких мелких преступлениях, как "получение взяток в размере пяти, десяти, двадцати долларов от строителей, водителей грузовиков, мелких игроков в азартные игры". При этом посторонние заработки "являются для них случайными". "Хищники" отличаются тем, что "постоянно ищут возможность заработать, используя свое служебное положение".
Комиссия Кнаппа выделила и основные типы полицейских правонарушений. Самым "популярным" было использование служебного положения, когда офицер полиции бесплатно получал еду, напитки или подарки. Затем шли "откаты" за помощь в заключении коммерческих сделок, присвоение имущества арестованных, взятки за обещание не возбуждать уголовные дела и обыкновенный рэкет, когда офицеры полиции "крышевали" публичные дома, подпольные казино или "точки" по торговле наркотиками. Нередко полицейских уличали в закрытии за плату уголовных дел, соучастии в преступлениях в составе криминальных группировок и подделке улик при аресте.
Доклад о результатах работы комиссии появился в декабре 1972 года. И с тех пор способы борьбы с полицейской коррупцией, по мнению экспертов, ничуть не изменились. Уитмен Кнапп предложил официально внести в деятельность полиции всего лишь три новых правила: "руководители подразделений должны нести личную ответственность за действия подчиненных, отделы внутренних расследований должны быть созданы в каждом подразделении, агенты, работающие под прикрытием, должны работать в каждом отделе полиции".

Как работают "сыроеды"

Сами полицейские говорят, что именно из-за правила о внедрении этих тайных агентов Управление внутренних расследований обычно называют "крысиным отделом", а его сотрудников, по аналогии с классификацией Кнаппа — "сыроедами".
По официальным данным, годовой бюджет Управления внутренних расследований нью-йоркской полиции сейчас составляет 61,8 млн долларов, а количество офицеров превышает 700 человек. При этом по правилам, принятым в 1993 году, попасть на работу в отдел внутренних расследований по собственному желанию нельзя. Все сотрудники назначаются специальным приказом, они должны отработать в отделе не более пяти лет. После этого их переводят на "обычную" полицейскую работу. По мнению начальника нью-йоркской полиции Реймонда Келли, только так можно избежать коррупции внутри самого подразделения.
— За несколько лет службы у офицера могут появиться нежелательные связи или дружеские привязанности, — объяснил он несколько лет назад свое решение.
При этом Управление внутренних расследований расследует далеко не все "сигналы" о правонарушениях полицейских. В 1994 году, например, за год поступило 14 700 таких сообщений, и только 2 258 повлекли за собой служебные проверки. В 2006-м "сигналов" было уже 45 000, но проверять решили только 1 057.
— Такое количество сообщений связано с тем, что в Нью-Йорке появился специальный номер 311, позвонив по которому, можно в том числе и оставить информацию о правонарушениях, совершенных представителями власти — от полицейских до городских чиновников, — пояснил Кристофер Данн.
Среди сообщений, оставленных без внимания: информация о просроченных полицейскими платежах по автомобильным страховкам, "сигналы" о преступлениях, совершенных однофамильцами офицеров, и регулярные звонки людей, которых в официальных отчетах полицейские предпочитают называть "эмоционально неустойчивыми". В ежегодных докладах Управления внутренних расследований с 2004 года, например, регулярно фиксируются жалобы жительницы Нью-Йорка, которой мешает шум винтов полицейского вертолета, постоянно висящего над ее головой.
Тем не менее в ежегодном докладе упоминаются даже те правонарушения, за которые полицейским грозит разве что служебное взыскание. Специальный отдел Управления внутренних расследований отслеживает нарушения правил дорожного движения, совершенные полицейскими. В прошлом году таких случаев было зафиксировано 1 664. При этом в некоторых ситуациях полицейские машины пришлось эвакуировать: припарковавшись, они блокировали зоны, предназначенные только для разгрузки грузовиков, или перекрывали доступ к пожарным гидрантам. Именно для этого в гараже Управления внутренних расследований есть два полноразмерных эвакуатора.
По официальным данным, большинство преступлений, совершаемых офицерами полиции, связаны с употреблением наркотиков. Если верить докладу Управления внутренних расследований, нью-йоркские полицейские предпочитают кокаин, и в 2008 году белый порошок упоминался в материалах 213 уголовных дел против полицейских. В 394 случаях офицеров уличили в кражах, а еще 154 случая связаны с "нарушением правил несения службы" — употреблением алкоголя или сном "на посту". В 180 эпизодах упоминаются применение физического насилия при аресте и подбрасывание улик подозреваемым.
В список обязанностей сотрудников Управление внутренних расследований входят и неожиданные проверки сотрудников на употребление наркотиков. Правда, точное количество тестов, проведенных в последнее время неизвестно. Один из докладов, подготовленный в 1996 году, упоминает о 16 194 проверках, по итогам которым обвинения были предъявлены 61 офицеру. В 2008 году в полиции Нью-Йорка обнаружили только 10 наркоманов.
— Я не хочу, чтобы кто-нибудь знал, сколько проверок мы проводим, — объяснил отсутствие в докладе некоторых данных руководитель нью-йоркского управления Чарльз Кампизи. — Для нас очень важно создать у полицейских ощущение того, что их могут проверить в любую секунду и в любое время суток.
При этом деятельность Управления внутренних расследований вовсе не ограничивается проверкой патрульных. В 2007 году под следствие попал бывший комиссар полиции Нью-Йорка Бернард Керик. Высокопоставленного чиновника обвинили в получении взяток, уклонении от налогов и в обмане федеральных властей. Осенью прошлого года Керик официально признал свою вину, а в октябре 2009-го его поместили под стражу за разглашение конфиденциальных материалов следствия. Теперь бывший полицейский начальник ждет суда в нью-йоркской тюрьме.
Дело Керика заняло в официальном отчете Управления внутренних расследований всего лишь половину одной страницы...

Нью-йоркское ГУВД. За что служат полицейские в Нью-Йорке?

Управление полиции Нью-Йорка было создано в 1845 году и считается старейшим полицейским подразделением в США.

В настоящее время оно насчитывает 37 838 сотрудников. Кроме того, охраной правопорядка в городе заняты 4,5 тысячи добровольцев, не имеющих права на ношение формы, оружия и не получающих зарплату. В их функции входит помощь в регулировании дорожного движения и обеспечении порядка во время массовых мероприятий. К полиции относятся и 5 тысяч агентов, обеспечивающих безопасность в школах города, и 2300 сотрудников специальной службы, контролирующей парковку автомобилей в городе.

В августе 2008 года, после продолжавшихся несколько лет переговоров между городскими властями и Ассоциацией патрульных полицейских, были установлены новые ставки оплаты для сотрудников правоохранительных органов. Зарплата начинающего карьеру полицейского теперь составляет 35 881 доллар в год, сотрудник с пятилетним стажем зарабатывает 76 тысяч. За работу сверх положенных по контракту 8 часов за смену, а также за выход на службу ночью полагаются премиальные. В итоге, учитывая оплату отпусков и прочие выплаты, зарплата полицейских составляет 65-125 тысяч долларов в год.

Сотрудникам также полагается бесплатная медицинская страховка. 960 долларов в год доплачивается на обновление форменной одежды. После выхода на пенсию после 20 лет службы бывший полицейский может рассчитывать на пенсию в размере половины годового оклада.

Сотрудникам полиции не запрещено в свободное от службы время заниматься бизнесом. Но для открытия собственного дела необходимо получить разрешение начальства, а вид коммерческой деятельности никак не может пересекаться с ежедневными обязанностями офицера. Например, сотрудник транспортного управления не может стать совладельцем компании, оказывающей услуги такси.

При этом департамент полиции Нью-Йорка считается одним из самых низкооплачиваемых в стране. В последние годы это вызвало массовый переход полицейских в управления соседних штатов и графств, где минимальная ставка составляет 85 тысяч долларов в год. В соседнем с Нью-Йорком графстве Вестчестер, например, в 2007 году вместе с выплатами за дополнительные дежурства один из сотрудников заработал больше 250 тысяч. Эта сумма сравнима с годовым доходом начальника полиции Нью-Йорка.

До 2006 года большое количество офицеров городской полиции просило о переводе в пожарную охрану, считая, что при сравнимых зарплатах рабочий график пожарных выгодно отличается от полицейской работы. Но три года назад городские власти перестали засчитывать "перебежчикам" стаж работы на прежнем месте в счет выслуги лет. Количество офицеров, желающих стать пожарными, резко уменьшилось, и сейчас, считают эксперты, можно говорить о резком увеличении числа сотрудников, решивших оставить службу, не дожидаясь положенной по выслуге лет пенсии. Если в 1991 году только 159 сотрудников нью-йоркской полиции "преждевременно" оставили службу, то в 2007-м такое решение приняли уже 990 человек.