Как и предсказывали осведомленные циники, чистой политики в Украине становится все меньше. С уходом с арены основных любителей занятия не рутинными государственными делами, а именно продвижением собственного «Я», процессы стали вялыми, а жизнь — предсказуемой.

Рейтинг Тимошенко стремительно падает, и, скорее всего, никакие внутрипартийные чистки уже не выведут БЮТ на те цифры народной любви, которыми «саламандры» могли похвастаться еще недавно. Истощенная же проющенковская сила — «Наша Украина», — судя по последним опросам, вообще сползла на обочину политической жизни и нынешние депутатские мандаты для большинства членов НУ, скорее всего, последние в жизни. И этот трагический процесс, скажем прямо, не является следствием «узурпации власти», о которой шепчет умирающая оппозиция. Во всяком случае, «приватизация всех ветвей», которая действительно имеет место, не сыграла решающей роли в том, что вчерашние «селебритис» украинской политики сегодня оказались в полном… маргинесе. Это закономерное следствие увлечения чистой политикой. Такие игры могут позволить себе люди в экономически благополучных государствах, но никак не у нас.

Такая же бомба сегодня заложена и под правящую Партию регионов. Вероятно, некоторые там понимают, что своей победой на выборах и возможностью подчинить себе все и вся «Регионы» обязаны не собственным достоинствам, а обделавшимся «героям революции», которые так и не удосужились понять, что сцена Майдана — это одно, а реальная жизнь — совсем другое. И если правящая сегодня элита окажется неспособной изменить ситуацию в стране к лучшему, ее ожидает судьба «апельсиновых вождей». Правда, для этого необходимо, чтобы нынешнему «региональному» режиму появилась хоть какая-то альтернатива. Не в смысле сдавшегося за должность Тигипко или превратившегося в «говорящую голову» Яценюка, а реальная, настоящая альтернатива. Прошедшие выборы обозначили заинтересованность населения в появлении хоть кого-то или чего-то, что не является продуктом современного политического хлама.

На уровне инстинкта нынешняя власть это понимает. Как и то, что возможностей улучшить жизнь пусть не сегодня, как обещано, но хоть в обозримом будущем, у нее нет. И поэтому сама цель власти становится другой. Если улучшение жизни в силу невозможности отходит на второй план, то первичным становится что? Правильно — защита собственных завоеваний. То есть власти. Отслеживание и отстреливание (или перекупка) возможных альтернатив. И это становится основным смыслом. Круг замкнулся. Мы вновь пришли к чистой политике.

Карт-бланш, полученный, судя по последним опросам, Виктором Януковичем от населения, дело зыбкое, временное. Можно делать урановые реверансы американцам в обмен на благосклонность МВФ, но это не бесконечно. Можно идти на уступки россиянам в надежде сбить пару долларов с газовой цены, но и эти аргументы когда-нибудь закончатся. При этом ведь что-то должно двигаться внутри страны, правда? Какие-то рычаги по выводу Украины из экономического тупика должны же уже быть задействованы? Вместо этого пока, во всяком случае, мы имеем ежедневный «плач Ярославны» о том, как все разграбили и довели до ручки, в исполнении Николая Яновича Азарова, который еще пару месяцев назад уверял всех, что знает, «как и что делать». Имеем заверения правительства в том, что ни один гражданин не пострадает в ходе удовлетворения требований МВФ: надо полагать, что имеются в виду цены на газ для населения, проблемы пенсионного возраста и прочий мотлох пожеланий благосклонных к Украине деятелей «международных финансовых институтов». Имеем привычные подозрения в том, что если власть обещает, что никто не пострадает, то пострадавших в реальности будет множество. И не имеем даже малейшего намека на то, что «авгиевы конюшни» отечественной экономики начали очищаться.

Впрочем, премьер-министр до мозга костей «регионал», и этим все сказано. И понимая, что с образом «крепкого хозяйственника» и даже «реформатора» долго в народной любви купаться не удастся, тянется к занятиям более легким и изящным. К политике. Чистой как слеза. Где слово и дело являются категориями друг от друга отстраненными. Николая Яновича ныне прочат на должность партайгеноссе — он является наиболее вероятным претендентом занять место лидера Партии регионов взамен Виктора Януковича, который, согласно Конституции, не имеет права возглавлять партийную структуру. Все-таки интересно у нас написаны законы. Согласно изменениям, заложенным в 2004 году в Основной Закон, премьер-министр является фигурой, по значимости и полномочиям ничем не уступающей президенту, а кое в чем и «пожирнее» будет. И он вполне может рулить какой-нибудь партией. Чудеса.

Глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов недавно заявил, что Виктор Янукович вообще-то останется лидером партии, но его официальная должность в партийной структуре будет называться иначе. «Как бы Янукович ни уходил в сторону, он, с моей точки зрения, в ближайшее время останется лидером партии. Закон ему не позволяет возглавлять партию, поэтому логично было бы сделать так, что он остается почетным председателем партии, а всю исполнительную работу стоит переложить на человека, который бы на этот период курировал работу партии». Исполнительную работу, поговаривают, не против переложить на себя именно премьер-министр. Как будто ему больше нечем заниматься. Конфигурация получится впечатляющая: президент — почетный председатель, а премьер — глава (термин «лидер» приватизирован) правящей, заметим, партии. И все довольны. Николай Янович — человек исключительно скромный и роли Виктора Федоровича не затмит, что последнего весьма и весьма устраивает.

В принципе факт малозначительный, если бы не подтверждал лишний раз мысль о том, что нынешняя власть не пойдет по граблям власти ушедшей в деле выстраивания частоколов собственной незыблемости. Ющенковских вариаций с назначениями премьер-министрами людей из конкурентных политических лагерей тут не предвидится. Чтобы не давать соперникам шанса заниматься чистой политикой. Все, начиная от хозчасти и заканчивая процессами в партии, будет в верных руках. Чисто российский вариант. Муха не пролетит, Юля не пробежит. Ей и бегать-то негде. Нет больше в Украине политики. Да и ну ее.