«11» стало на Украине несчастливой цифрой для любителей табакокурения и распития слабоалкогольных напитков, особенно адептов публичной демонстрации пристрастия к губительным привычкам и легкому кайфу в так называемых общественных местах. Во-первых, 11 июля 2009 г. вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию регулирования отношений в сфере предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», ощутимо повысившего штрафы за нарушения правил торговли алкоголем и табаком, хранение и транспортировку сих изделий и напитков без акцизных марок и курение в запрещенных местах. Во-вторых, 11 февраля 2010 г. начал действовать запрет на распитие пива в скверах, парках, на улицах, заведениях здравоохранения, культуры, образования, общественном транспорте и местах его остановки, подземных переходах, закрытых спортсооружениях, лифтах, таксофонах, детплощадках, госучреждениях. Позволили лишь одно послабление — пить пенный напиток на спортивных объектах можно исключительно из пластиковой тары.

Приверженцы пива пополняют казну штрафами

Недавно милиция Киева отрапортовала о первых результатах «антипивной» кампании. Сколько же правоохранители записали фамилий нарушителей нового «сухого закона» с момента его внедрения? Вот и здесь не обошлось без магии чисел — стражам порядка на киевских улицах повезло поймать 11 тысяч пивоманов, сознательно игнорировавших попытку законодателя окультурить и укрепить до недавнего времени хилые берега слабоалкогольных рек, в кои с головой ныряет много украинских потребителей. Теперь последних научат через штрафной кнут достичь общественно важного пряника — снижения общей алкоголизации населения, в частности подростков. То есть появился шанс застолбить в обществе высокий уровень культуры взаимоуважения, не допускающий нарушения прав тех, кто не курит и не употребляет алкоголь. А бояться есть что: кроме предупреждения, отступников ждет фискальный взнос в казну размером от 17 до 85 гривен. Если пивоман в течение года, демонстрируя мазохистский талант, снова продефилирует перед нарядом, нахально смакуя солодовый тоник, придется выложить больше — от 51 до 119 гривен. А если и в третий раз «не дошло» — прощайте 136 гривен или здравствуйте два месяца исправительных работ, причем нарушителю уже придется получать решение суда.

Следует помнить: по распитию спиртных напитков, в частности слабоалкогольных, как и по появлению в пьяном виде в общественных местах решение принимает руководитель ОВД, его замы или участковые инспектора, определяющие размер штрафа в приведенной ранее марже, зависимо от тяжести совершенного и отношения виновника к проступку. Нарушителей обычно задерживают, приводя в РОВД или опорный пункт охраны правопорядка. Помогает же выявить «алкогольных рецидивистов» специальная база данных на правонарушителей.

Впрочем, на практике сейчас наблюдается интересная тенденция — пока курильщиков ловят меньше, чем их «пивных» братьев по несчастью. Это несмотря на то, что запрет табакокурения в общественных местах на самом деле начал действовать в сентябре 2005-го – в прошлом году его просто усовершенствовали и усилили. Известно, что почти всегда выпивка сопровождается курением сигарет. Да и увидеть человека с папироской в людном месте (например, в очереди на маршрутку, на пляже, на трибунах стадиона) можно чуть ли не чаще, чем того же потребителя легкого хмеля.

Верится в сей тезис, как минимум, по двум причинам. Во-первых, в течение этого же времени киевская милиция зафиксировала более 2,6 тысячи случаев курения в недозволенном месте. Во-вторых, само общество, как говорится, от верху и донизу еще не приняло правила антиникотиновой войны, не желая настолько быстро и тотально лишиться желания «курнуть». На днях пришлось смотреть трансляцию футбольного матча между киевским «Динамо» и харьковским «Металлистом». Оператор несколько раз охватывал камерой элитную ложу, где владелец одного из клубов практически не выпускал изо рта сигарету. Вообще телевизионщики нередко демонстрируют, как подле того же стадиона или в подземном переходе милиционеры неспешно выпускают никотиновый дым. Посему не удивляйтесь, что доселе сограждане пьют пиво и курят даже близ школ и на площадях столицы. Что говорить о глубинке…

Людей нужно дисциплинировать не только гривной

Внедрение «пивного запрета» в регионах имеет разную практику. В Киеве, например, патрульным не очень доверяют составлять упомянутые протоколы. Нарушителей привозят в участок и там решения принимают инспектора дежурной части или участковые. Но во многих нарядах, особенно автопатрулях, есть офицер, он и пишет протокол. Специалисты указывают на сильный ментальный фактор и традиции воспитания — их надо менять, а это дело многих лет и даже поколений. Однако когда-то надо начинать.

А еще сами милиционеры своим примером должны демонстрировать отношение к проблеме. Ведь нарушитель справедливо может заметить: «Что вы меня штрафуете, когда вот сами бросили окурок на асфальт?!». Людей нужно дисциплинировать не только штрафом, но и приучать пользоваться специально отведенными местами для курения или заведениями, где можно спокойно приложиться к легкому хмельку. Все бы ладно, да вот ответственность ввели, а мест питья-курения существенно больше не стало — это не нонсенс, а обычная украинская практика. Напомним: сокращать жизнь с помощью табачного дыма закон позволяет лишь в отведенных местах. Владельцы (арендаторы) отдельных помещений обязаны отвести места для курения, оборудовать их вытяжной вентиляцией или иными средствами удаления дыма, а также разместить наглядную информацию о расположении таких зон и о вреде табакокурения. В предприятиях общепита для некурящих должно отводится не менее половины площади заведения, свободной от влияния табачного дыма.

Тем временем пьющий народ изучает «антиполицейские» технологии, коими давно пользуются неисправимые пивоманы в тех странах, где действуют похожие запреты. Вот в Киеве неоднократно приходилось видеть, как молодежь заворачивает бутылки с пивом и тоником в пакеты — так делают в США, где полиция не может без разрешения владельца заглянуть в пакет, ибо это частная собственность. Сработает ли такой прием в Украине, покажет ближайшее время. По крайней мере, некоторые юристы говорят, что в нашей стране пакет тоже могут рассматривать как личную вещь, к которой доступ откроется только по согласию владельца.

Еще курильщикам полезно напомнить: уполномоченные исполкомов сельских, поселковых и горсоветов, члены общественных формирований имеют право, как и милиционеры, составлять админпротоколы за курение в запрещенном месте, следствием чего может стать предупреждение или штраф от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (51–170 гривен). Повторное в течение года совершения такого нарушения влечет штраф от десяти до двадцати необлагаемых минимумов (до 340 гривен).

Стереотип ломать тяжело, но он ломается

 

Замначальника отдела патрульной службы (ПС) и МОН «Беркут» Департамента общественной безопасности МВД Украины, подполковник милиции Леонид Товщик:

– Патрульная служба за два месяца 2010 г. составила почти 6000 протоколов за курение в ненадлежащем месте. В 2009 г. патрульные составили 23,2 тысячи таких протоколов. За распитие же спиртного или появление в пьяном виде в прошлом году задержали 236 тысяч лиц. Вероятно, с появлением «закона 11 февраля» это количество вырастет. Насколько с начала действия нового закона повлиял на упомянутую протокольную статистику «пивной фактор», сказать тяжело, ибо под действие такого же запрета подпадает употребление и крепкого алкоголя, а по видам «напитков бодрости» протоколы не различают.

Вообще скажу, что первый месяц был предупредительным относительно любителей пригубить пивка в людном месте: до 11 марта действовал своеобразный облегченный режим реагирования на такие нарушения, предусматривающий разъяснительную профилактику. Конечно, вряд ли поймут милиционера, использующего рукопашные приемы, резиновую дубинку и наручники, дабы задержать и наказать курильщика иль пиволюба, спокойно наслаждающегося «употреблением» где-то на лавке в парке или бульваре. Иногда достаточно сурового взгляда и напутственной беседы. Это выглядит как мягкое внедрение жестких ограничений с помощью адекватного реагирования, ведь упомянутые нарушения не настолько общественно опасны.

В прошлом году мы выезжали патрулировать в составе экипажей ПС и «Беркута» в Киеве — изучали несение службы. И увидели, что показателей-планов по количеству составленных протоколов за курение и распитие алкоголя не надо требовать, ведь милиция должна больше разъяснять, чем наказывать. Не надо, чтобы при первой возможности сержанты бегали по улицам за зачетными «галочками». Патрульные тоже должны перестроиться в смысле иного, дипломатичного стиля общения. Иногда мы видим, как наряд, подходя к нарушителю антиалкогольного законодательства, требует показать документы и вывернуть карманы. Это неправильная, прямолинейно-корявая тактика, не нравящаяся гражданам, кои потом пишут жалобы на милиционеров-грубиянов.

Практические психологи могут изменить ситуацию советом инспекторам ПС. Например, что начать диалог, пусть и с правонарушителем, надо с шутки или с предложения в чем-то помочь. Почему появилась потребность обращаться к знатокам души? Наверное, потому, что ключ и к лучшей работе милиционера и к изменениям в поведении граждан лежит глубоко в шкатулке сознания. Если говорить начистоту, то кое-кто из патрульных считает эти правонарушения несколько несерьезными. Мало того, иногда они проявляют определенную солидарность с земляками, пьющими пиво и курящими сигареты в подземном переходе или на детской площадке, потому, что не так давно… сами так делали и не видели в том значительных моральных или иных препятствий. Дескать, стыдно мужика таскать из-за этого. Стереотип сломать тяжело, но он ломается — и именно сейчас.