Статьи
Мы привыкли использовать слово "коррупция" лишь в одном значении - подкуп, использовании своей должности для обогащения или получение других благ. Между тем, объем этого явления значительно более широкий - следует обратиться к этимологии слова. Corrumpere, corruptіo - это порчи вообще, и уже: наличие конфликта между общественным интересом и интересами бюрократического аппарата.
Бороться с коррупцией - это не только ловить взяточников через меченные купюры, это еще и создание системы, в которой будет невозможно братья взятки. Такая система должна быть прозрачная, эффективная и логическая. Гражданин должен делать только те действия и платить только те деньги, которые нужны для получения реальных услуг.
Выдумывание услуг, осложнение бюрократических процедур - это намного худшая коррупция, чем банальная взятка гаишнику на дороге. Во втором случая речь идет о неформальном штрафе. В первом - о создании предпосылок такой неформальности.
В Украине создан странный механизм контроля за людьми, которые идут на госслужбу. Следует заметить, что основная задача этого механизма - не так помешать плохим людям стать чиновниками, как создать дополнительные препятствия хорошим людям из улицы, а также "смазать" огромный бюрократический аппарат.
Причем смазать не так взятками, как ненужной работой - ведь не секрет, что раздутая украинская бюрократия для самоутверждения нуждается в постоянной подпитке.
Взять справку в одной службе, утвердить ее в другом управлении, отнести в третий департамент на седьмом этаже, удостоверить нотариально полученный регистрационный номер, и принести его в десятый отдел. Где-то в этом процессе обязательно придется заплатить – хотя бы тому же нотариусу.
Хотите стать госслужащим - готовьтесь подписать множество форм и деклараций по строго установленной форме. От руки написанная автобиография в произвольный форме - отнюдь не в произвольной, а соответственно четких рекомендаций.
Готовьтесь много раз фотографироваться, подписывать множество согласий на обработку персональных данных, на ознакомление с правилами. И главное - готовьтесь к прохождению медицинской комиссии для получения медицинской справки 133-о - "для допуска к гостайне", хотя в 95% случаев претендент до конца жизни не узнает минимальной государственной тайны.
Проходить медицинский осмотр необходимо согласно приказа №578 от 30.07.2012, подписанного Раисой Богатыревой, и направленного на исполнение законов по борьбе с коррупцией.
В соответствующих законах указана лишь необходимость определенного медицинского обследования, то есть этот приказ - единственный документ, который регулирует монстра 133-о.
Кратко выводы о выполнении этого приказа и результатах для государства.
Первое. В приказе, вопреки его "антикоррупционности" заложена коррупционная составляющая – в частности, претендент на государственную должность должен получить два сертификата - от психиатра и от нарколога.
Разработан список организаций, которые могут выдавать такие сертификаты, и в любой поликлинике города Киева вам назовут два адреса - на Энтузиастов и на Васильковской - где можно эти сертификаты получить.
На самом деле, выдать их могут в десятках медицинских заведений, однако называют именно эти...
Например, на Васильковской находится ООО "Консилиум Плюс", которое за 200 гривен выдает эти два сертификата. Этому предшествует пятиминутный разговор с врачом, на манер "в детстве не болели? Головой не ударялись?".
Никоим образом нельзя ставить под сомнение профессионализм врача, однако сама процедура, ее скорость, и главное - обязательная платность - вызывает огромные сомнения относительно эффективности такого барьера.
Второе. Приказ препятствует не так коррупции, как профессиональной деятельности претендента. Вместо того, чтобы заниматься делами, придется израсходовать не менее трех дней на прохождение абсолютно бессодержательной проверки.
Первый день - получить формуляр и перечень всех врачей. Если посчастливится - в этот день сделаете рентген - далеко не во всех поликлиниках он работает, придется побегать, и пройдете пару врачей - хирург, офтальмолог.
Следующий день утро - анализ крови. И остаток врачей - отоларинголог, невропатолог и так далее. И третий день - с результатами лабораторных анализов можно получить "вывод" комиссии - "годен".
Третье. Казалось бы - почему же так сложно за пару часов пройти медицинскую комиссию? Ответ кроется в системе государственного здравоохранения. Получить справку можно только в государственных заведениях, а у них специалисты работают по специфической "шахматке".
Хирург - с 10.00 до 14.00, а офтальмолог - с 14.00 до 18.00. Плюс очереди. Плюс хирург "должен быть на месте, значит куда-то вышел, подождите". Пройти медкомиссию за один день нереально, по меньшей мере - два дня, при условии везения и блата.
Четвертое. Тысячи врачей, вместо того, чтобы работать с больными, занимаются полной абсурда идиотской работой. В частности, отвечают письменно на формулярах, что претендент может быть государственным служащим.
При этом интересно, что критериев "непригодности" у хирурга или офтальмолога нет, это противоречит Конституции и другим законам, - то есть вся эта бюрократическая процедура существует исключительно для оправдания "аппарата" и зарабатывания пары сотен гривен через сомнительные структуры.
Пятое. Конечно же существует немалое количество "окон", ведь не будут кандидаты на министров или заместителей министров тратить два-три дня на беганье по поликлиникам. Стоимость "бесплатной" и быстрой справки - 150 гривен. Вроде бы мелочь, но платить ее приходится просто так, без логических причин и объяснений.
Ситуация со справкой 133-о - это лишь один из тысяч примеров неэффективного бюрократического аппарата Украины. Миллионы налогов, тысячи часов тратятся на содержание структур, которые занимаются ненужной работой.
Прохождение этой медицинской комиссии никоим образом не влияет на возможность занимать государственную должность. Серьезные проблемы - психического характера - она не выявляет, но вместо того вынуждает человека обходить специалистов, вывод которых никак не влияет на дальнейшую работу.
Вопрос профессиональной пригодности к государственной службе должно содержать лишь одну позицию - реальное психиатрическое обследование. Желательно еще конечно, интеллектуальный уровень проверять, но это уже заоблачное требование.
Такое обследование необходимо максимально автоматизировать, переведя в формат тестов. И тогда в самом деле получим барьер для шизофреников, клинических идиотов и т.п. Любые другие обследования не могут предотвратить коррупции, наоборот - они становятся лишь причиной для коррупции.
И интересно, что конкретно этот пример можно решить очень легко - новый министр здравоохранения должен отменить приказ Богатыревой.
Вместо него можно ввести в действие новый, написанный специалистами, который будет содержать прозрачное и адекватное требования к состоянию здоровья претендента. Для этого не нужны недели и месяцы работы, достаточно пары дней. И одним коррупционным приказом станет меньше.
- Информация о материале
Покидаю Севастополь с грустью. С грустью о том городе, который был радушен, вежлив, чист. Прекрасный город у моря, каким я запомнил его еще в начале 90-х, когда приезжал сюда на отдых с родителями на месяц. Город тогда был закрытым, и проехав блокпост, я ощутил приобщение к какой-то очень важной тайне.
Мы тогда жили в каюте на пришвартованном лайнере, бродили по бесконечным памятникам Севастополя, местам боевой славы; пляжи, панорама, чертово колесо, морские прогулки. А на день города был самый красивый салют, который мне довелось видеть в жизни, когда салюты взлетают в небо со всех кораблей и отражаются на глади моря. Именно таким я и постараюсь его запомнить, чтоб выбросить из памяти тот незнакомый город, каким я видел его последние две недели.
Как рождается фашизм в головах людей? Когда наступает тот момент, когда в инакомыслящих люди начинают видеть злейших врагов? Когда начинает собираться пена во рту? Кто кричит первым, когда вполне приличная толпа обывателей начинает скандировать: сжечь её, она ведьма! Все беды от нее!
Ведь так и сейчас. Люди готовы нас разорвать на части не понимая, что мы им хотим подарить свободу.
Опыт, который я получил, проведя время в оккупации, это опыт еврея в Берлине 30-х годов. Когда ты понимаешь, что если люди в городе поймут кто ты такой, то никто тебя не спасет. Милиция с ними, бабушки с ними, продавцы в магазине, таксисты, бармены в кафе и ресторанах. По улицам ходят казачки и проверяют прописку или подвыпившая «самооборона» загадывает загадки на знание улиц и бухт города.
Друзья есть, у меня много контактов сильных и смелых ребят, которые что-то делают даже в такой блокаде. Помогают частям, распространяют хоть какую-то правдивую информацию, в конце-концов просто борются за мир. Но если меня словят, я знаю, что не стану им звонить и звать на помощь. Иначе заберут и их. Нас мало. Нас ловят.
Однажды поздно вечером позвонила подружка. Сказала, что ее друзья дома с рациями и провиантом, заготовленным на завтра нашим военным. Один местный парень, один из Винницы, и журналистка из России. К ним прямо сейчас ломится в дверь отряд СС («самооборона Севастополя»). Подружка спрашивает: что делать? А я не знаю. Адрес есть, но мне ехать туда одному — глупо. Точно так же звоню по знакомым активистам.
- Что делать?
- Молиться — говорят мне — Главное узнать куда их повезут. Тогда можно приехать и предложить денег. Выкупить, как жертв киднеппинга. Это нормальная практика. Я сегодня двоих вызволял, избиты, но главное живы.
Людей похищают. Постоянно пишут, что снова кто-то исчез. Девочек словили на въезде в Крым, у кого-то пропал сосед, кого-то избили. Друг пишет, что на него объявили охоту в городе.
У нас в кармане лежат колорадские ленты. На всякий случай.
Нас сдали официанты в ресторанчике «Рим» на площади Нахимова. Мы там перекусили и ловили вайфай. Я и мои друзья Рома и Маша из Киева. Маша разговаривала по скайпу с отцом, забыв про осторожность. Говорила просто о настроениях в городе. Вошли двое милиционеров в форме и двое казачков. Попросили документы. Ребята показали паспорта с киевской пропиской, я, хоть и имел паспорт с собой, назвался другой фамилией. Сказал, что сам из Ялты, а паспорт не брал. Вежливо-настойчиво нас посадили в автозак и повезли в Ленинское РОВД. По дороге я засунул скрученный паспорт под одежду в район бицепса. Приехали. Нас через систему дверей и решеток повели на четвертый этаж. Ребята остались в коридоре, а меня первым вызвали на дачу показаний.
Врал я очень много и размашисто. И про свою нелегкую жизнь в Ялте, и про ремонт на даче у моря, который родители только закончили в кредит: мол, ждали летом прибыли, а теперь — шиш. Напрочь отказался от сдачи отпечатков пальцев — мол, православная вера не позволяет. Никто так и не понял, почему. Меня обыскали, даже разуться заставили. Полностью облапали, но руки не трогали. Ввиду позднего часа дали подписать протокол на чужое имя, сфотографировали на телефон, забрали карточку из зума и решили отпустить.
Нас с Машей благополучно вывели, попросили подождать друга внизу. В это время в соседнем кабинете штормили Рому. Он пишет:
«В РОВД общаются вежливо. Фраза «Сука ебаная, заткнись, на майдане орать будешь» всего один раз прозвучала — от лейтенанта. Этот же лейтенант после допроса попросил выйти на минутку. Хочу при этом забрать телефон, мне отвечают, мол, не убежит никуда. Через две минуты выбегает из кабинета с моим телефоном, и тут появляется второй персонаж! Ему показывают СМС от друзей, которые узнали, что мы в Крыму: «Когда памятник Ленину будете валить?» (это была шутка). Персонаж требует мой ноутбук. Да пожалуйста, личные данные давно на криптованном диске, хер найдешь. И тут они видят, что у человека из Киева на компьютере фото майдана, Севастополя, памятника Ленину! Второй, третий, четвертый персонаж! В штатском, на вопрос «вы кто?» улыбаются демонстративно. И вот, без ноутбука и телефонов сижу в очередном кабинете. «Кто главный? сколько вас? что принимаете? чем колетесь?». Для ответа на последний вопрос пришлось стоять перед ними, в чем мать родила, и показывать все свое до сантиметра. Может, тоже к Европе тянутся? Руками не трогали, попросили «помахать» перед ними».
Были и менты, и явные представители ГРУ РФ или ФСБ. Но, видать, родственников-севастопольцев все же побоялись, ребят не били. Держали до трех часов ночи, на следующий день отдали ноутбук (карточку с фотоаппарата зажали) и пожелали счастливого пути в Киев.
После референдума я уехал домой. Севастополь захватили «рашисты» и им сочувствующие, не ведающие, что творят. То, что Россия им не поможет, а сделает хуже, для них не важно. Россия все свалит на санкции и на нас с вами, жидобандеровцев всех слоев, вероисповеданий и поколений. Всех, кто хочет свободы.
Они уже жгут книги и украинские флаги. Скоро начнут жечь ведьм.
- Информация о материале
Олимпиада – Параолимпиада – освобождение Крыма. Непрерывное нарастание телеэйфории. Россия продолжает ускоренно вставать с колен. Причем, судя по продолжительности и интенсивности этого упражнения, наша страна давно уже оторвалась от земной тверди и летит куда-то в астрал, где, по экспертному заключению госпожи канцелярины Меркель, ее уже давно поджидает В.В. Путин.
Итоги крымского референдума: 97% за присоединение к России при явке 83% вогнали широкие слои путинских пропагандистов в состояние религиозного экстаза. Градус юродства на основных провластных ресурсах на минувшей неделе просто зашкаливал.
Писатель Проханов в «Известиях», рисуя величественные картины России после присоединения Крыма, дал наказ специалистам в области истории: «Пусть историографы, пишущие историю России первой трети 21-го века, подробно расскажут о непревзойденном политике этих лет – Путине Таврическом». Философ Андрей Ашкеров, явно стремясь не отстать в полете поэтической фантазии от писателя Проханова, опубликовал в том же номере «Известий» трактат под названием «Сон о Тавриде», в котором объяснил, что выбор крымчан в корне меняет историю России, делая нашу страну прямой и единственной законной наследницей античной цивилизации.
Означает ли это, что, приобретя Крым, мы теперь должны забрать все остальные территории, на которых расцветала античная культура, включая все страны, берега которых омывают Средиземное и Черное моря, философ не сообщил, поэтому у меня сохранилась надежда, что мы ограничимся Крымом.
США, испепеленные Киселевым
Очередным успехом Марианны Максимовской стало большое интервью с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым. Говоря «успех», я имел в виду, конечно, не содержание того, что говорил Песков, а картинку, которую можно использовать как пособие для студентов-психологов на уроке по распознаванию лжи. Дело в том, что когда Песков лжет (а лжет он всегда, когда общается с журналистами), его глаза округляются и становятся настолько честными, что фактически вылезают из орбит. Во время интервью Максимовской, я стал опасаться, что глазные яблоки Пескова в какой-то момент просто выпадут из глазниц и покатятся по полу. Таких моментов было несколько, но особенно опасных – три.
Спрашивая о последствиях аннексии Крыма для политики внутри России, журналистка поинтересовалась, будет ли наказываться инакомыслие. В ответ глава Пескова округлились от честности, и он изумленно вопросил в ответ: «А как оно (инакомыслие) вообще может наказываться?!» Мне кажется, Максимовской стало стыдно за свой вопрос, поскольку известно же, что в истории России инакомыслие никогда не наказывалось, убийство НТВ – это спор хозяйствующих субъектов, «Дождь» отключили потому, что его никто не хотел смотреть, главред «Ленты.ру» Галина Тимченко была никуда не годным руководителем, а «ЁЖ», «Грани» и «Каспаров.ру» заблокировали по причинам настолько серьезным, что даже назвать их вслух Генеральная прокуратура не может, поскольку простое произнесение этих причин вслух неизбежно нанесет непоправимый ущерб национальной безопасности.
Второй раз органы зрения Пескова приобрели форму идеальной полусферы, когда он объяснял Максимовской, что только безумец может Путина (!) обвинять в авторитаризме, в то время как он самый большой демократ на земле и этому есть доказательство. И самым большим доказательством запредельного демократизма Путина, по мнению Пескова, является то, что «он (Путин) сидит с Кудриным, который его критикует».
Ну, и когда Максимовская с тревогой в голосе задала вопрос: «Это новая «холодная война»?», Песков очередной раз чуть не выронил глаза на пол – с такой убедительностью он ответил на это нелепое предположение: «Нет, слава Богу, нет!»
И я вместе с Марианной Максимовской и ее зрителями совсем было успокоился, но тут меня угораздило посмотреть «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, и тревога вспыхнула с новой силой. Собственно, ощущение «холодной войны» не отпускало всю неделю при просмотре любых новостей любого российского телеканала. Например, в «Воскресном времени» с Ирадой Зейналовой сюжет о встрече президента США Обамы с украинским премьером Яценюком сопровождался репликой, что, мол, проходит эта встреча в том самом Овальном кабинете, где Клинтон встречался с Моникой Левински. Возможно, журналисты Первого канала хотели таким образом намекнуть, что отношения между Обамой и Яценюком носят такой же характер, как и отношения между Клинтоном и Левински. Но произнесено это было с нескрываемой завистью. Непонятно было, кому они больше завидуют – Яценюку или Левински. Впрочем, возможно, и Клинтону. Но только не Обаме.
Обама сейчас, судя по российскому телевидению, вообще самый несчастный человек на Земле. Дмитрий Киселев в «Вестях недели» специально обратил внимание, что Обама поседел. И как настоящий журналист-расследователь стал выяснять, почему. И выяснил. Дело в том, что, как показало расследование Киселева, Обама поседел сразу после разговора с Путиным. Вообще, судя по сообщениям российских СМИ, которые всегда подчеркивают, что разговор Путина с Обамой состоялся по инициативе американской стороны, этот Обама последние дни постоянно надоедает своими звонками Путину и просто-напросто достал нашего президента пустой болтовней, а Владимир Владимирович, будучи настоящим демократом, вынужден тратить свое драгоценное время на пустые разговоры с этим никчемным человеком.
Киселев, естественно, знал, что именно сказал Путин Обаме, отчего этот Обама сразу поседел. Но, поскольку, видимо, телеведущий был связан обещанием не разглашать этот секретный разговор, то ограничился намеком. Причем намеком весьма толстым. Во время всего сюжета о поседевшем Обаме за плечом Киселева висел баннер: «В радиоактивный пепел». Чтобы ни у кого не осталось сомнений о том, чей именно пепел имеется в виду, Киселев прямо сказал, что это пепел США, поскольку Россия – единственная страна в мире, способная превратить США в этот самый пепел.
То есть Киселев фактически начал ядерную войну с США. Собственно, он этого и не скрывал, заявив, что война уже идет, но пока только информационная. Цитирую дословно: «Что сейчас? Война? Да! Информационная». Конец цитаты. Возможно, Киселев начал информационную войну силами нескольких телеканалов и газет, не предупредив об этом Пескова, поскольку тот, как мы помним, только что сказал Марианне Максимовской, что никакой «холодной войны» нет. Мы же с вами не можем предположить, что Дмитрий Песков способен обмануть женщину?!
Осталось выяснить, из-за чего Киселев объявил Соединенным Штатам термоядерную информационную войну? За какие преступления Путин так напугал Обаму, что бедняга сразу поседел? Оказывается, Киселев получил убедительные доказательства реальных угроз безопасности России со стороны новых украинских властей. И эти доказательства были предъявлены многомиллионной российской аудитории прямо в студии «Вестей недели».
Вещдок, который добыл Киселев, оказался поистине убийственным, им телеведущий просто припер к стенке не только украинские власти, но и Обаму с Меркель. На всю Россию был показан небольшой магнитик, из тех, что лепят на холодильник. На этом магнитике, по словам Киселева, привезенном с Майдана, изображен бандеровец на Красной площади, швыряющий камни в Кремль, который он, судя по картинке, уже успел разрушить. На магнитике надпись: «Майдан расширяет границы». К своему расследованию Киселев, видимо, привлек психоаналитиков, поскольку сюжет с магнитиком он завершил сенсационным выводом: «Это (содержание магнитика) подсознание властей Украины». Конец цитаты.
Впрочем, поседение Обамы, возможно, стало результатом не только психоаналитического исследования подсознания украинских властей посредством магнитика для холодильника. У Киселева был заготовлен на Обаму и Яценюка и более весомый компромат сугубо уголовного характера. Оказывается, Яценюк украл из музея чемодан скифского золота и отвез его в США. Правда, в «Вестях недели» не показали факт передачи чемодана Обаме, поэтому привязать американского президента к краже века будет непросто, но Яценюк-то влип по полной! «Скифское золото – чемоданами!!», – завистливо восклицал Киселев.
Источником сенсации, по словам Киселева, стал некий московский эксперт, которого Киселев не предъявил, но который «знает доподлинно, что Яценюк украл чемодан», о чем этот эксперт и сказал Киселеву, а тот уже сообщил многомиллионной аудитории «России-1». На основе таких неопровержимых доказательств Киселев тут же в эфире потребовал немедленно провести аудит всех музейных ценностей во всех музеях Украины, а также аудит всего золотого запаса этой страны. «Это будет честно!», – воскликнул Киселев. И с ним трудно не согласиться. А в следующий раз в «Вестях недели» какой-нибудь эксперт скажет Киселеву, что Яценюка вместе с Обамой видели около кремлевской стены с мешком динамита. И пусть предъявят алиби, а Бастрыкин эти алиби проверит своими методами.
Крым станет Сингапуром. Гоблин дал зуб
Северо-корейский (или чеченский) результат крымского референдума (97% «за» при 83% явки) можно всерьез комментировать как реальный результат волеизъявления только если считать, что аудитория состоит из полных дебилов. Впрочем, похоже, именно на такое отношение к гражданам России дана установка Эрнстом, Добродеевым и Кулистиковым.
В репортажах российских телеканалов о крымском референдуме обязательно присутствовали три ноты. Полное единодушие крымчан в желании присоединиться к России. Единодушие россиян в готовности отобрать Крым у Украины. Полные коварных замыслов бандеровцы, подползающие к Крыму со всех сторон и подплывающие к его берегам с моря.
Главным сюжетом итоговой программы «Сегодня» на НТВ стал тревожный рассказ о водолазах, которые каждый день обыскивают дно вокруг Крыма в поисках диверсантов. Журналист НТВ с беспокойством спрашивает мужественного человека в штатском, который руководит поисками, много ли диверсантов они обнаружили возле берегов полуострова. Получив ответ: «Никого не нашли», с надеждой переспрашивает: «А угрозы взрывов береговой линии были?». Получив снова отрицательный ответ, ведущий переключается на международную поддержку крымчан и России. И тут же находит главного и, похоже, единственного более-менее крупного сторонника Путина в Европе в лице Марин Ле Пен, президента ультраправой националистической партии Франции. Почему ультранационалистка Ле Пен поддерживает демократа Путина против украинских нацистов, в то время как все демократические лидеры всех стран мира занимают противоположную позицию, нам так и не объяснили.
Наибольший по времени эфир, посвященный Крыму, был в «Воскресном вечере» Владимира Соловьева, который на этот раз случился в пятницу 14 марта. Лучшим в этом эфире было большое интервью с Сергеем Аксеновым, председателем крымского правительства. Сначала Соловьев с надеждой спросил Аксенова, подтвердилась ли информация о попытках взрывов, о «непонятных людях», которые отбирают паспорта у крымчан, о провокациях. И когда Аксенов сказал, что ничего такого не подтвердилось, было видно, что Соловьев разочарован. Ему явно хотелось, чтобы была бы хоть парочка взрывов или, на худой конец, чтобы «непонятные люди» хоть у одного крымчанина отобрали паспорт.
Потом Соловьев спросил о прозрачности предстоящего референдума и о том, кто и как за этой прозрачностью будет наблюдать. Аксенов объяснил, что рабочая группа Верховного совета Крыма сформирует списки журналистов и международных наблюдателей, которые будут допущены до избирательных участков и вообще на территорию Крыма. Что же касается группы ОБСЕ, которая заявила о своем желании понаблюдать за референдумом, то Аксенов объяснил, что эти люди настроены предвзято, пытаются задавать вопросы, в том числе военным, и поэтому «мы (то есть власти Крыма) не приветствуем въезд таких наблюдателей и журналистов».
Это «неприветствие» имеет многочисленные подтверждения. В частности, журналист и член СПЧ Елена Масюк за короткое время своего пребывания в Крыму насчитала свыше 60 фактов избиений и похищений журналистов, порчи их имущества и воспрепятствования их профессиональной деятельности. При такой «прозрачности» и «открытости» референдума неудивительно, что его результаты не признает ни одна страна в мире, кроме, возможно, Науру, Южной Осетии и Абхазии.
Но лучшим местом в интервью Сергея Аксенова был его ответ на вопрос Соловьева об экономических перспективах Крыма. Аксенов объяснил, что видит ближайшее будущее Крыма в контурах Сингапура. Причем, сравнивая подведомственную себе республику с Сингапуром, Аксенов находит массу преимуществ у Крыма, в первую очередь наличие природных богатств, которых у Сингапура вообще нет. Судя по этому замечанию, экономика Крыма в ближайшее время должна превзойти экономику Сингапура. А поскольку по ряду экономических показателей Сингапур входит в лидирующую группу государств, имея, например, 4-й в мире ВВП на душу населения, то Крым, очевидно, в ближайшее время должен стать номером один на планете.
Поскольку жанр Соловьева не предусматривает какого-либо комментирования или, не дай бог, скепсиса в отношении слов тех, кого в своей передаче Соловьев назначает Воинами Света, а именно на такую роль на неопределенное время был назначен Аксенов, то я возьму на себя смелость прокомментировать данное высказывание крымского руководителя. Собственно, замечаний всего три. Первые два касаются причин сингапурского экономического чуда. Это, во-первых, невероятно благоприятные условия для инвестиций США и Европы, основанные на практически полном искоренении коррупции и, как следствие, высочайшем уровне доверия инвесторов. Я не очень понял, как господин Аксенов этого собирается достичь, имея на старте, во-первых, непризнание статуса своего государства, то есть полную международную изоляцию, а во-вторых, войдя в качестве субъекта в Россию с ее рейтингом коррупции – одним из самых высоких в мире.
Есть и третье замечание, которое надо было бы поставить первым, и тогда, возможно, отпала бы необходимость в первых двух. Это третье замечание касается биографии самого нового лидера Крыма. По данным УБОП Украины, обнародованным еще в 2009 году вице-спикером крымского парламента, Сергей Аксенов был участником крымского ОПГ «Сэйлем» и имел творческий псевдоним «Гоблин». Попытки Аксенова опровергнуть данное утверждение в суде были неудачными. Ответ на вопрос о том, почему те, на кого делает ставку российское руководство, так часто оказываются «гоблинами», видимо, лежит в плоскости психологической совместимости и социальной близости этих персонажей с российским руководством.
Минувшая неделя еще больше разделила российское общество. Телепропаганда становится все более тупой, наглой, лживой и безыскусной. Она, постоянно играя на понижение, все время пригибает людей под свой уровень. К счастью, пригибаются далеко не все. И эти непригнутые «не все» все чаще объясняют бойцам телевизионных войск Путина, что они давно вне профессии. Например, когда к трибуне митинга на Сахарова (того, где было 50 тысяч, а путинские СМИ сказали, что 3 тысячи) попыталась пройти съемочная группа НТВ, им вежливо сказали, что они здесь не нужны. Им и им подобным это надо говорить как можно чаще и в самых разных местах. Тогда, возможно, пространство лжи будет понемногу сокращаться. В противном случае безумные галлюцинации киселевых, прохановых и породившего их всех Путина могут реализоваться и причинить непоправимый вред уже не только нашей стране, но и всему миру.
Пожалуйста, подождите.
- Информация о материале
Россия попытается в ближайшее время захватить Юго-Восток Украины, заявил в конце прошлой недели и. о. премьер-министра Украины Арсений Яценюк. «Туда засланы профессиональные провокаторы, туда заслана спецагентура с территории России. У них есть несколько целей, основная – эта Одесская область и беспорядки на территории восточных областей».
Внутри одесского сообщества нет почвы для идей федерализации и сепаратизма. Одесситы будут защищать город от любого вида агрессии, в свою очередь сказал «Комментариям» лидер объединения «Справедливая Одесса», внефракционный депутат Одесского горсовета Дмитрий Спивак.
«Одесса не побежит с радостными криками «Да здравствует Россия!». Путин продемонстрировал такое лицо Кремля, что сделал для единения одесситов больше, чем вся гуманитарная политика Украины за 22 года. Люди поняли необходимость двигаться в европейском направлении. Там заложены основополагающие принципы для любого нормального человека: справедливый суд, право частной собственности, борьба с коррупцией, личные свободы. Совершенно очевидно, что это не российская совково-азиатска реальность».
По мнению Дмитрия Спивака, информация о захвате Одессы – часть мощной атаки российской пропаганды на сознание жителей Юго-Востока.
«Нас втягивают в нечто разрушительное. Сознание людей попадет в воронку сомнений и депрессий. Именно это нужно нашим недругам. Украинские же СМИ реагируют с опозданием. Хотя обязаны были действовать на опережение, формируя украинское ощущение реальности. Нужно с людьми больше говорить об экономике, видении местной политики. Миллионы граждан необходимо вовлечь в дискуссию, касающуюся жизни их регионов и отдельно каждого человека – чтобы это было позитивно и созидательно», – советует Спивак.
Новая власть в Киеве должны понимать полноту ответственности за ситуацию в стране и начать реально действовать, отмечает общественный активист.
«Да, Яценюк выступил с обращение к жителям Юго-Востока. Но так сложилось, что у нас к словам политиков относятся с недоверием. После Майдана люди от любой власти ждут действий и поступков, а не лозунгов. Почему мы позволяем арестовывать наших офицеров в Крыму? Если министр обороны не справляется, пусть уходит, а его место займут профессионалы».
Свободолюбивая и многонациональная Одесса должна стать примером компромисса для всей Украины, считает одессит Дмитрий Спивак.
«Единственное, за что четко выступает Одесса: необходимо в парламенте разработать совершенно новый закон о региональной политике и местном самоуправлении. В связке с экономической самостоятельностью необходимо говорить о гуманитарной и культурной децентрализации власти. Это единственное решение, способное прекратить всякие попытки дестабилизации и сохранить целостность украинского государства».
Руководитель общественной организации «Херсонская перспектива» правозащитник Александр Середа утверждает, что в своем подавляющем большинстве жители Херсонской области настроены патриотично.
«Но, люди не сплочены. Власть, особенно милиция, в силу событий на Майдане и после него, пребывают в растерянности и до сих пор не могут очухаться. Власть много говорит, а нужно действиями показать людям, что мы уже в состоянии войны», – говорит Середа.
Правозащитник считает, что на местных уровнях необходимо принять меры «какого-то на четверть военного положения».
«Чтоб народ воочию увидел, что есть вооруженные патрули, а не какой-то гаишник спит с автоматом. Пускай появятся совместные мобильные группы военных и милиции, отряды самооброны, пятый или десятый «сектор». Введите ограничения на продажу алкоголя после восьми вечера, полукомендантский час. Главное, чтобы люди увидели и почувствовали: это серьезно, это война. Так власть даст народу сигнал к мобилизации», – говорит Середа.
Правозащитник утверждает, что московская пропаганда раздула тему влияния пророссийских сил на Юге Украины.
«В Херсоне, если честно, я таких вообще не знаю. Вообще. Наверное, есть силы, которые частично поддерживаются бизнес-структурами, принадлежащими представителям бывшей власти, которые тоже перепуганы и дезориентированы. Исходя из моего опыта общения с людьми, российской пропаганде подвержены бабушки, ностальгирующие по Советскому Союзу. Путин делал ставку именно на стариков. Они ощущают на бытовом уровне, что Путин – это Союз. Но и таких людей не так уж много», – отмечает Александр Середа.
В отличие от автономного Крыма, в Херсонской области вопрос о единении с Россий никогда не стоял, говорит правозащитник:
«По большому счету, народ у нас ничем не отличается от западенцев. А все склоки по поводу языка нагнетались политиками с Верховной Рады», – отмечает херсонец Александр Середа.
- Информация о материале
У Украины сегодня есть уникальный исторический шанс для осуществления экономического прорыва. Наши западные партнеры готовы не только помогать советами, но и предоставить значительные финансовые ресурсы для модернизации экономики. С учетом этого критически важно корректно расставить приоритеты экономической политики. Новое правительство должно понимать, что реанимировать экономику можно только благодаря развитию бизнеса, а значит, это направление работы должно стать доминирующим.
Отечественная экономика, истощенная политическими конфликтами, фискальным прессом и тотальной коррупцией, сегодня окончательно сползла на путь продолжительной рецессии. Новое правительство сейчас увязло в кадровых вопросах и противостоянии с Москвой, поэтому на экономические задачи не хватает ни сил, ни ресурсов. Вместе с тем необходимо четко понять, что развертывание экономического кризиса и обнищание населения станет самым большим ударом для новой власти, который ослабит ее на всех фронтах.
Сегодня ситуация в государстве значительно отличается от существовавшей после Оранжевой революции, когда только само изменение власти сформировало большой оптимизм относительно перспектив Украины, благодаря чему в стране активизировался предпринимательский сектор и резко вырос приток прямых иностранных инвестиций. Сейчас предприниматели хотят увидеть не только изменение лиц в правительстве, но и изменение отношения к бизнесу. Лишь конкретные шаги способны дать импульс устойчивому экономическому развитию.
К сожалению, программа деятельности нового правительства подтвердила, что у него нет четких рецептов того, каким образом активизировать предпринимательство в Украине. Новая политическая команда, как и все предыдущие, обещает преодолеть коррупцию в контролирующих органах, где-то найти и назначить честных судей, нанять компетентных чиновников и т.п. Подобная политика с самого начала обречена на провал, поскольку поставленные задачи нереальны даже в среднесрочной перспективе. Более того, кажется, что здесь существует обратная связь. Только рост количества и укрепление позиций предпринимателей, которые откажутся платить взятки за то, чтобы защитить свои же права, создаст условия для появления честных судей и компетентных чиновников в Украине.
Частный сектор vs государство
Экономику из рецессии способны вывести или государство, или частный сектор. Государство может активизировать экономику с помощью применения бюджетного механизма, прежде всего благодаря расширению текущих расходов и государственных инвестиций в мощные национальные проекты. Большинство развитых стран для стимулирования экономик во время последнего финансово-экономического кризиса отдавали предпочтение именно бюджетному механизму, поскольку одна условная единица бюджетных расходов создает мультипликационный эффект больший, чем та же одна условная единица, направленная в форме налоговых стимулов на поддержку частного бизнеса.
Сегодня в Украине в контексте поиска наиболее эффективных путей стимулирования экономики надежды также возлагают на государство, а дискуссия разворачивается вокруг пересмотра соотношения между объемами текущих бюджетных расходов (как правило, расходов социального направления) и расходов на инвестиционные цели. Но эффективная экономическая политика должна базироваться на реализме. А реальность современной Украины такова, что отечественная бюджетная система сейчас чрезвычайно коррумпирована. На пути от мобилизации ресурсов к их расходованию значительная часть средств теряется и направляется в теневой сектор, подрывающий ценовую и валютную стабильность. Проще говоря, из собранных в форме налогов 100 грн в экономику в форме продуктивных расходов вернется только 50 грн, остальное пойдет на валютный рынок. Кадровые ротации не способны оперативно повысить эффективность бюджетного механизма. Дело не только в персоналиях власти, но и в том, что у самой бюджетной системы есть такие недостатки, без преодоления которых уменьшить объем неэффективного и непроизводительного расходования бюджетных средств невозможно, даже если в Министерстве финансов на всех ступенях поставить честных чиновников.
Кроме того, следует помнить, что расширение бюджетных расходов даст ограниченный эффект для национального производства из-за того, что значительная часть направленных в экономику средств пойдет на поддержку импорта. Классическим примером этой ловушки является политика оранжевой команды в 2005–2006 гг., когда благодаря резкому росту социальных расходов, подкрепленному укреплением национальной валюты, внешнеторговое сальдо Украины с "плюс" 5 млрд долл. в 2004 г. превратилось в "минус" 3 млрд в 2006-м.
В этом контексте целесообразно призвать новое правительство к минимизации масштаба использования бюджетного механизма для целей стимулирования экономики, по крайней мере, до проведения глубоких реформ в бюджетной системе. Вместе с тем дополнительную часть финансового ресурса целесообразно направить на фискальную поддержку предпринимательского сектора, используя налоговые инструменты.
Следует сразу отметить, что речь идет не об уменьшении объема финансирования инвестиционных расходов, а об изменении механизма финансирования. Ведь на инвестиционные цели можно направить кредитные ресурсы, которые готовы предоставить ЕС и США, тогда как высвобожденные внутренние ресурсы использовать для погашения задолженности по НДС, компенсации потерь бюджета от ликвидации практики принудительного взимания авансовых налоговых платежей и отмены авансового механизма взимания налога на прибыль, реформирования системы фискальных стимулов для развития предпринимательства.
Безусловным преимуществом налоговых инструментов является то, что бюджетные ресурсы попадают в экономику непосредственно, обходя бюджет, то есть продолжительную и громоздкую процедуру. Не вызывает сомнений, что этой частью бюджетного ресурса предпринимательский сектор воспользуется более эффективно, чем коррумпированный государственный аппарат. Развитие бизнеса, в свою очередь, позволит увеличить доходы бюджета, расширит приток валюты в государство, увеличит занятость и уровень доходов населения.
Пять ключевых фискальных решений в поддержку бизнеса
За последние три года количество субъектов предпринимательской деятельности в Украине сократилось почти на четверть. Из государства ушли немало иностранных инвесторов и банков, а значительное количество отечественных предприятий перевело бизнес в соседние страны. Все это свидетельствует о том, что бизнесу в Украине некомфортно. Очевидно, что подобную тенденцию обусловил целый комплекс проблем. Но быстро преодолеть все хронические проблемы, нараставшие в течение двух десятков лет (коррупция, зарегулированность хозяйственной деятельности, слабость прав собственности), не удастся. Надо начинать с того, где добиться результатов можно относительно быстро. Самым действенным путем активизации бизнеса может стать усовершенствование фискального пространства государства. Анализируя ключевые проблемы в этой сфере, следует выделить пять важных направлений государственной политики, которые должны стать приоритетами деятельности нового правительства. Они четкие и не распыляют внимание и ресурсы власти.
1. Снижение налогового давления на предпринимательский сектор. Речь идет не о дальнейшем снижении ставок налогов. Более того, новое правительство должно взять на себя смелость и отказаться от решения о дальнейшем необоснованном снижении ставок НДС и налога на прибыль, поскольку в нынешних условиях сделать это просто невозможно. Реализация указанного направления политики заключается в возвращении предпринимателям средств, изъятых сверх суммы, которую они должны уплатить согласно налоговому законодательству Украины и логике здравого смысла. Правительство должно ликвидировать бюджетную задолженность по НДС, практику добровольно-принудительного взимания авансовых налоговых платежей, а также ликвидировать механизм авансового взимания налога на прибыль. Эти явления означают, что государство изымает оборотные средства из предпринимательского сектора для безвозмездного использования в своих целях, что недопустимо.
Средства, которые предпринимательский сектор получит от реализации вышеназванных задач, автоматически будут направлены на расширение операционной хозяйственной деятельности этого сектора и оживление инвестиционной активности.
Кроме этого, срочно необходимо:
— изъять соответствующие нормы Бюджетного и Налогового кодексов о предоставлении органам казначейства права погашать бюджетную задолженность по возмещению НДС путем выдачи финансового казначейского векселя. Такой инструмент дискриминационный относительно предприятий, поскольку они не могут использовать казначейские векселя для погашения налоговых обязательств;
— вернуться к механизму расчета налога на прибыль, который основывался на фактических показателях прибыли. Новый механизм авансовых платежей на базе финансового результата предыдущего года крайне негативно сказывается на финансовом положении корпоративного сектора. В условиях ухудшения экономической ситуации, когда прибыли предприятий падают, происходит дополнительное изъятие средств в бюджет, что обусловлено высокой базой для начисления авансовых платежей. В развитых странах влияние этого налога на финансовое положение предприятий в экономически сложное время, наоборот, пытаются облегчить, поскольку именно в период сложной конъюнктуры предприятию нужны средства для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.
2. Внедрение действенных налоговых стимулов для бизнеса. Если общий налоговый режим неблагоприятен для развития хозяйственной деятельности, то параллельно с постоянной работой над его улучшением необходимо искать локальные механизмы, которые компенсировали бы недостатки налоговой системы, а также частично другие недостатки отечественной экономики (коррупцию, слабость рыночных институтов, высокую стоимость долговых ресурсов на внутреннем рынке и т.д.). Одним из таких механизмов может стать эффективная система налоговых стимулов для развития предпринимательской деятельности. Инвестору сложно спрогнозировать, каким будет эффект для финансовых результатов от, например, проблем с судебной системой, однако он всегда четко может рассчитать, какой объем налоговых стимулов может получить. Но с учетом жестких бюджетных ограничений налоговые стимулы должны быть направлены исключительно на следующее:
— стимулирование модернизации производственных фондов и внедрение новейших технологий. Этого можно достичь, среди прочего, благодаря временному применению ускоренной амортизации.В условиях финансово-экономического кризиса в 2008–2010 гг. и в посткризисный период этот инструмент успешно использовался в Канаде. Для стимулирования инвестиций временно был введен ускоренный метод амортизации для машин и оборудования, приобретенных в период актуальности этой льготы. Ускоренный метод предусматривает, что основные фонды амортизируются линейным методом по ставке 50% на протяжении трех лет: первый год — 25%, второй — 50, третий год — 25% (согласно канадским нормам, амортизация необоротных материальных активов, приобретенных в отчетном году, начинается с 1 июля). Благодаря этому во время кризиса канадские предприятия провели технологическую модернизацию, повысив свою конкурентоспособность;
— увеличение инвестиций в инновационные проекты. В этом контексте максимально эффективным будет внедрение для предприятий инновационного налогового кредита, то есть возможности исключить из начисленного налога на прибыль определенный процент стоимости затрат на инновационные проекты. Важно, чтобы эта льгота могла быть перенесена на будущие периоды в том случае, если в год реализации проекта не хватает прибыли для использования налогового кредита или прибыли вообще нет. Подобная модель успешно используется во Франции, являющейся одним из лучших примеров эффективности в сфере государственной поддержки инновационной деятельности в ЕС. Французские компании, реализующие инновационные проекты, имеют право на исследовательский налоговый кредит (CrОdit ImpЩt Recherche). Его ставка зависит от стоимости
проекта: если она не превышает 100 млн евро, ставка ИНК составляет 35%, и дополнительно 5% предприятие может компенсировать расходы, превышающие указанную отметку;
— поддержку малого бизнеса как основу экономики современных демократических стран. Малый бизнес, который является значительно более широким понятием, чем предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, требует, прежде всего, стимулов для инвестиций. Для решения этой задачи используются разные налоговые инструменты, но самый большой стимулирующий эффект обеспечит предоставление предпринимателям, работающим на общей системе налогообложения, возможности создавать специальные инвестиционные резервы (Tax break on investment reserves). В таких резервах разрешается аккумулировать часть прибыли без налогообложения. Подобный инструмент успешно применяется в Венгрии. Он позволяет вычесть из базы обложения налога на прибыль сумму, которая поступает в инвестиционные резервы на протяжении налогового года. Налогоплательщик может направить эти средства на протяжении четырех следующих налоговых лет на инвестиционные расходы. Кроме того, следует рассмотреть возможность внедрения для малого бизнеса одноразовой амортизации. Например, для содействия быстрому росту малых предприятий Грузия предлагает налоговую льготу (Small Business Tax Relief), позволяющую малому предприятию полностью отнести стоимость основных средств на затраты, которые учитываются при расчете налога на прибыль, в год их приобретения. Это способствовало резкой активизации инвестиционной деятельности в секторе малого бизнеса.
3. Расширение внутренних источников финансовых ресурсов. С учетом высокой стоимости кредитов собственные финансовые ресурсы становятся для отечественных предприятий главным источником для финансирования развития своей деятельности. Эта проблема особенно критична для малого и среднего бизнеса. Правительству необходимо понимать, что снизить стоимость кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке в ближайшей перспективе практически невозможно. Альтернативным решением, которое расширит финансовые возможности бизнеса, может стать налоговый кредит на условиях срочности и возврата.
Такой инструмент весьма положительно зарекомендовал себя в Польше, где предприятие, которое насчитывает не более 50 работников и годовой доход которого не превышает 10 млн евро, может не платить налог на прибыль на протяжении одного года. Погашать обязательства оно может равными частями на протяжении следующих пяти лет и без процентов за пользование. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность использования локальных инструментов для расширения ликвидности, в частности применения кассового метода при расчете налогового обязательства и более лояльный режим определения безнадежной задолженности.
4. Внедрение института консолидированной группы налогоплательщиков. Эта мера будет направлена на поддержку крупного бизнеса и его консолидацию в рамках прозрачных структур. Такая практика успешно действует в европейских странах. Содержание данной идеи заключается в том, что материнская компания, получив такой статус, имеет право подавать консолидированную налоговую отчетность за все дочерние предприятия (участников группы), независимо от места их нахождения. Отметим, что в Украине в первом чтении был принят проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания консолидированной группы налогоплательщиков)". Однако этот документ нужно существенно доработать. В частности, вызывает беспокойство норма о том, что консолидированная группа может быть создана налогоплательщиками, если один из участников группы непосредственно или опосредованно (в частности, и через нерезидента) владеет не менее чем 70% суммы уставного капитала других участников группы. На наш взгляд, к консолидированной группе могут принадлежать только материнская холдинговая и дочерние компании, зарегистрированные на территории Украины. Кроме того, пересмотру и обоснованию подлежат критерии, которым должны отвечать участники консолидированной группы.
5. Усиление государственного контроля над эффективностью использования бюджетных ресурсов (в том числе так называемых скрытых бюджетных расходов) на поддержку бизнеса.В частности, необходимо закрепить обязанность публичного отчета правительства (в т.ч. и перед Верховной Радой Украины) относительно объемов предоставленных налоговых льгот и стимулов, оценки экономической и социальной эффективности использования этих средств, предложений по усовершенствованию механизмов администрирования таких налоговых инструментов. В этом вопросе целесообразно применить опыт Канады, где финансовый департамент страны (аналог Министерства финансов) обязан регулярно публиковать два вида аналитических отчетов о применении налоговых стимулов и льгот.
Первый документ под названием "Tax Expenditures and Evaluations" публикуется ежегодно и содержит оценку потерь государственного бюджета от предоставления льгот в анализируемом периоде, а также прогнозы налоговых расходов бюджета на следующие годы. Второй отчет называется "Tax Expenditures: Notes to the Estimates/Projections", публикуется раз в несколько лет и является своеобразным методическим документом, в котором анализируются экономическое содержание, цель и эффективность каждой налоговой льготы, а также содержатся методики, используемые для расчетов налоговых расходов бюджета. Ежегодная отчетность правительства перед парламентом относительно эффективности использования бюджетных ресурсов на поддержку бизнеса должна стать ключевым барьером от злоупотреблений в этой сфере.
***
Безусловно, перечисленные меры фискальной политики не решатинституциональных проблем бизнес-климата в Украине. На преодоление таких проблем, как коррупция и нехватка компетентных чиновников, потребуется немало лет. Однако положительные изменения в налоговой системе позволят сформировать дополнительные аргументы в пользу ведения предпринимательской деятельности в Украине. А это уже создаст предпосылки для наведения порядка в других сферах экономики.
- Информация о материале
Сегодняшний Интернет – полон гипотез, пробующих объяснить, что сподвигло президента России на очередную «крымскую войну». Мы собрали эти гипотезы в один котел, чтобы каждый читатель мог себе либо выбрать свою, либо добавить собственную. Собранные в открытых источниках версии ранжированы по мере возрастания угрозы настоящей войны на территории Украины. Не упомянули мы лишь версию о защите русскоязычного населения Крыма от фашиствующих бандеровцев. Слишком она уж для любителей, доля которых в здоровых обществах не превышает 3%. По крайней мере, так утверждают психиатры. Итак.
12. О нападении на Украину попросил Виктор Янукович. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин 4 марта показал всему миру копию соответствующего заявления Януковича. После этого Януковича не видел никто кроме самого Путина.
11. Войти в летопись аки собиратель земель русских. Об этом уже строчат и безымянные строчеры, и политологи с фамилиями. Опять же, это Путину не в новинку: во время Олимпиады-2008 Россия де-факто приросла Абхазией и Южной Осетией, отвоеванными у Грузии.
10. Забрать Крым для большого строительного распила, подобного унесшей более $50 млрд Олимпиаде в Сочи. Российское правительство уже объявило о подготовке к строительству моста через Керченский пролив ценой от $3 млрд.
7-9. Проложить по Крыму часть газопровода «Южный Поток». Ранее его планировали проложить по дну Черного моря, что взвинтило цену на строительство до заоблачных $16 млрд и сделала его нерентабельным для европейских получателей газа. Прокладка труб по суше позволит снизить цену газопровода ориентировочно на треть, по ходу решив проблему с обеспечением Крыма российским газом в обход материковой Украины и с ценой российского газа для Турции. Дело в том, что пытаясь затормозить проект «Южного потока», Украина запрещала прокладывать его в своей экономической зоне. Поэтому Россия договорилась с Турцией, пообещав ей за это скидку на газ. Теперь эта трасса пройдёт целиком по российской экономической зоне, которую Россия получит вместе с Крымом. Соответственно скидка Турции отменяется.
7-9. Не платить Украине за базирование Черноморского флота. Чистая экономия – $100 млн в год и прекращение ценовой скидки на газ в размере $100 на тысячу кубометров, определенной Харьковскими соглашениями Путина и Януковича.
7-9. Создать в Украине нестабильность, которая заставит американцев свернуть местные проекты по добыче сланцевого газа. При форсировании этой истории, сланец мог бы приносить Украине газ уже в следующем году. Успех этого проекта чреват для России потерей украинского рынка газа объемом $12 млрд в год.
6. Взять Украину за экономический базис Донбасса в Керченском проливе. Получив Крым, Россия установит полный контроль над Керчь-Еникальским каналом, на котором Украина ежегодно зарабатывает до $100 млн за проход кораблей между Черным и Азовским морями. А именно на берегах Азова расположены важнейшие для Рината Ахметова порты. Потеряв пролив, Донбасс потеряет значительную часть транспортной связи с миром, и ему придется стать на колени, чтобы выпросить проход мимо российских Керчи и Тузлы для кораблей Ахметова с рудой, углем и металлом, а также для зерновозов Вадатурского и прочих экспортеров, несущих валюту в Украину.
4-5. Отвлечь население России от внутренних проблем: повышение цен на коммунальные услуги, конфискация пенсий, кавказский терроризм, неимоверная коррупция, падение экономики, отток капиталов. Пресс-секретарь Путина объявил, что на фоне событий в Украине рейтинг российского президента «сейчас зашкаливает». А российский депутат Леонид Слуцкий уверен, что «ситуация на Украине консолидирует все российское гражданское общество… Это также большой фактор для еще большего укрепления авторитета президента РФ».
4-5. Добиться поднятия мировых цен на нефть и девальвировать рубль, чтобы получить дополнительные доходы в казну и личный карман. Бюджет России на 2014 год был сверстан с дефицитом в размере 389 млрд рублей. Эти деньги уже отбиты. Уже в феврале курс рубля по отношению к доллару превысил запланированный на 2 рубля, а после объявления войны просел еще больше. По подсчетамзамминистра финансов России Татьяна Нестеренко, «один рубль (курсовой разницы по отношению к доллару по сравнению с заложенной в бюджет) дает 180 млрд рублей» дополнительных доходов. Также в бюджет России была заложена цена нефти $101 за баррель. Сейчас уже почти $110. По февральским подсчетам Нестеренко, при сохранении годовой цены нефти на уровне $107, госбюджет РФ получит «350-400 млрд рублей доходов только за счет цены». Также на цене нефти растут не только доходы казны, но и Путина, например, через нефтрейдера «Gunvor». В общем, хватит и себе, и бюджетному люмпену.
3. Путин хочет сделать президентом Украины Юлию Тимошенко. Российский политолог Станислав Белковский сначала думал, что Путин «поехал головой», но потом получил«информацию из достаточно ответственных источников в Киеве», «что смысл всего происходящего – привести к власти Юлию Владимировну Тимошенко». Мол, Тимошенко, выйдя из тюрьмы, обнаружила отсутствие поддержки со стороны Майдана. И теперь для победы на выборах ей нужна маленькая победоносная война. Точнее видимость победы над Путиным в Крыму – например, она лично разрулит с российским президентом вопрос не ввода войск в материковую Украину. В эту логику укладывается перенос крымского референдума с 25 мая на 16 марта. У Тимошенко будет время на торги с Путиным о цене вопроса и раскрутку имиджа спасительницы до президентских выборов 25 мая.
В пользу этой версии также говорит личный опыт Путина. Он сам впервые стал президентом, когда «победил» Чечню в развязанной Россией войне на фоне взрывов жилых домов в Москве. Опять же Тимошенко выглядит единственным политиком в Украине, которому Путин доверял в последние годы. Именно с ней он получил успешный опыт заработка на газе, почти в два раза подняв в 2009 году его цену для Украины. Кажется, Путин совершенно искренне сожалел, что Янукович ее посадил в тюрьму за газовую историю.
2. У Путина не все в порядке с головой. Не хотелось бы, чтобы Путину удалось отмазаться от уголовного суда или военного трибунала при помощи справки о психическом состоянии. Но немецкий канцлер Ангела Меркель, всегда прогибавшаяся под давлением российского газа, все-таки обнаружила, что Путин живет в «другом мире». Ее наконец-то покинула уверенность, что Путин «сохранил контакт с реальностью». Правда она сделала это только тогда, когда доля «Газпрома» на европейском газовом рынке сократилась с 39% до 25% (это за все время правления Путина).
Также Путина считает шизофреником миллиардер Игорь Коломойский. Российский оппозиционер Борис Немцов называет Путина параноиком, который сошел с ума.
Многие украинцы тоже так считают. Но эта версия не на первом месте потому, что в случае ее подтверждения Путина устранит его ближайшее окружение, которому совершенно не улыбается попасть под мировые санкции из-за выжившего из ума пенсионера – Путину 61 год, что на один год больше пенсионного возраста для мужчин в России.
1. Путин меряется с Обамой величием и местом в мировой иерархии. В 2009 году Обама, только став президентом, резко увеличил военный контингент в Афганистане. И сразу же получил Нобелевскую премию мира. Путин тоже резко увеличил свой военный контингент в Украине, и его тут же номинировали на Нобелевскую премию мира.
Самый влиятельный человек 2013 года по версии «Форбс», коим является Путин, также уверен, что его противники слабы и не ответят военным ударом по Москве (это не про Украину, у нас и армии толком нет). Как подметилароссийская журналистка Юлия Латынина, «Запад бессилен противостоять террористам-исламистам, но в это время борется за права геев, потому что за права геев легче бороться».
Еще одна причина, по которой Путин может позволить себе войну, это заблаговременная подготовка к международным санкциям. Еще в прошлом году он запретил своим чиновникам иметь недвижимость и счета за рубежом. Навальный, конечно же, вскрывал коррупционеров, осмелившихся не замести следы в реестрах американской недвижимости. Но это единичные случаи с ничего не решающими персонажами в иерерахии путинской вертикали власти.
Также в пользу войны говорит территория, на которую напал Путин. Крым не имеет для России никакой ценности с точки зрения полезных ископаемых или работающих заводов. За мирное население Путин вряд ли будет беспокоиться. Борясь с несколькими террористами в «Норд-Осте» его спецслужбы убили 130 российских заложников, которых они должны были освободить.
Именно из-за готовности хулиганствующего Путина бряцать оружием и складывается ощущение, что настоящая война начнется и закончится на биржах.
В 1980-х годах США выиграли холодную войну с СССР, договорившись с Саудовской Аравией об удешевлении нефти во всемирном масштабе. Таким образом имперская Россия потеряла экономический базис, зиждившийся на экспорте энергоносителей, вывела войска из ставшего слишком затратным Афганистана, и вскоре надстройка в лице Советского Союза рухнула вообще.
Сейчас ситуация в принципе аналогичная. Есть Россия, полностью зависящая от цен на нефть и газ, есть США, развивающие сланцевую добычу в мировых масштабах. Есть Иран, из-за своей ядерной программы находящийся под экономическими санкциями США, а поэтому не имеющий возможности свободно продавать кучу нефти, способной повлиять на мировые котировки.
То есть именно в голове у Барака Обамы должен родиться ответ на вопрос: какая обезьяна с ядерной гранатой ему кажется более безопасной и договороспособной – иранская или русская.
- Информация о материале
Страница 819 из 1561
