12 марта состоялась совместная конференция представителей Европейского союза и Украины, ключевым предметом обсуждения которой стал вопрос дальнейшей политики взаимоотношений. В частности, дискуссия была посвящена теме «Окно возможностей: что ЕС ждет от Украины и Украина от ЕС?» Основными спикерами выступили заместитель министра иностранных дел Даниил Лубкивский, глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский, экс-министр иностранных дел Украины (2005–2007 гг.) Борис Тарасюк, посол Франции Ален Реми, посол Австрии Вольф Дитрих Хайм, посол Великобритании Саймон Смит и экс-министр иностранных дел Украины (2007–2009 гг.) Владимир Огрызко. Участники конференции делились своими предположениями касательно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и возможного введения безвизового режима для Украины, обсуждали предложения по дальнейшей деятельности ЕС и возможные реформы в Украине.

Не обошли вниманием специалисты и ситуации в Автономной Республике Крым. Более того, Ян Томбинский призвал все население Украины к объединению и посоветовал выстраивать политику государства, ставя во главу угла желания народа. Представители Европейского Союза сделали большой упор на том, что ЕС готов оказать поддержку не только в разрешении ситуации в Крыму, но и в последующем выходе Украины из кризиса. По словам Д. Лубкивского, сейчас наша страна должна вести миротворческую политику и действовать согласно закону. Министр также подчеркнул, что активное взаимодействие с Европой Украина может начать после президентских выборов и полного реформирования системы органов местного самоуправления. В свою очередь, Ян Томбинский рассказал о дальнейших действиях, которые готов предпринять ЕС для помощи Украине, и о том, чего, собственно, Евросоюз ожидает от нашего правительства.

Чего ожидает ЕС от Украины?

1. План по выходу из кризиса и долгосрочный план развития Украины. Это поможет стабилизировать политическую и экономическую ситуацию, развить производственную деятельность Украины и подготовить ее к масштабному международному сотрудничеству. Как показывает практика, работа по долгосрочным стратегиям более эффективна для Украины, чем по краткосрочным (менее чем на 20 лет) планам.

2. Украина должна показать себя как стабильно развивающееся единое государство. В каждой стране может произойти кризис, и в данном случае ЕС готов помочь найти выход из кризисной ситуации, которая сложилась в Украине.

3. Обезличивание политики Украины. Органы, институты, процедуры принятия решений – это основные составляющие управления страны. Политика должна вестись прозрачно и в интересах народа. Пожелание ЕС: чтобы все решения принимались не в интересах определенных должностных лиц, а сугубо в интересах граждан страны.

4. Ведение политики объединения нации. Судя по последним событиям, политика, нацеленная на сплочение населения, положительно скажется на укреплении целостности Украины.

Чего ожидает Украина от ЕС?

1. Решения относительно действий России. Как сообщило агентство Reuters, государства Евросоюза согласовали проект санкций против РФ, предполагающий в т. ч. и визовые ограничения, и замораживание активов тех, кто в ответе за нарушение суверенитета Украины. 7-страничный документ подробно описывает ограничительные меры, которые будут приняты, если РФ не начнет переговоры с международными посредниками о разрешении кризиса в Украине. «Государства-участники примут необходимые меры, чтобы предотвратить въезд на их территорию или проезд через нее лиц, несущих ответственность за действия, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины», – гласит первая статья документа. Вторая касается активов, которые находятся в Евросоюзе, и предполагает, что «все средства и экономические ресурсы, принадлежащие или контролируемые» теми, кто в ответе за действия, подорвавшие целостность Украины, «будут заморожены». Министры иностранных дел ЕС встречаются в Брюсселе 17 марта – тогда и будет принято решение относительно реализации данного проекта.

2. Немедленного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Особенно важна срочная реализация данного соглашения на внутригосударственном уровне – это позволит стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в Украине и будет являться дополнительным рычагом защиты территориальной целостности Украины.

3. Политического заявления Европарламента о четкой позиции и европейской перспективе Украины.

4. Введения безвизового режима для Украины, которое поможет открыть новые пути для улучшения международной торговли и дальнейшего развития международных взаимоотношений.

Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС: почему только политическая часть?

Б. Тарасюк рассказал во время конференции, как он видит дальнейшее взаимодействие Украины и ЕС. По его словам, они имеют общие цивилизованные подходы, и ЕС готов помочь Украине стать стабильным, процветающим государством. Но существует значительная разница в реалиях восприятия. На данный момент ЕС выступает за подписание Соглашения и заявляет, что в будущем Украина может претендовать на членство в Евросоюзе. В 2005 г. Европарламент к подобным заявлениям готов не был и подобных предложений не вносил. Да и со стороны Украины тогда не было четкой стратегии касательно ЕС. По мнению г-на Тарасюка, лучшим вариантом развития событий было бы подписание Соглашения до президентских выборов.

Отметим, что на данный момент планируется подписание политической части Соглашения до президентских выборов, которые состоятся 25 мая 2014 г. Однако 29 ноября 2010 г. в Вильнюсе Украине было предложено подписать такое соглашение полностью. Как сообщил г-н Томбинский, Соглашение об ассоциации с ЕС является полноценным документом, который имеет свою политическую ценность и стратегию дальнейшего сотрудничества. И как только Украина будет в состоянии правильно воспользоваться всеми перспективами, ЕС будет готов подписать Соглашение об ассоциации полностью. Сейчас же ЕС готов, при желании украинского государства, оказывать всестороннюю помощь в регулировании необходимых процессов.

Также глава представительства ЕС подчеркнул, что для Евросоюза важно наличие правовой определенности, а законодательство нашей страны сейчас переживает множество изменений. Основная задача правительства Украины на ближайшее время – принять изменения в законодательство, которые помогут стабилизировать ситуацию в стране и создать эффективную систему управления на всех уровнях.

ЕС заинтересован в украинских реформах

Посол Австрии Вольф Дитрих Хайм сообщил участникам конференции, что Австрия очень заинтересована в развитии Украины и проведении реформ. Совершенствование законодательства, по его словам, является одним из основ процветания государства. Посол напомнил, что серьезными проблемами для нашей страны являются неэффективная борьба с отмыванием денег, а также коррупция, которая разрушает все конституционные основы Украины. С этими негативными явлениями и следует бороться в первую очередь. Правительство Австрии хочет видеть решительные действия независимой Украины как самостоятельного государства и новые реформы, разработанные ее новым правительством.

Посол Франции Ален Реми подчеркнул важность дальнейшего развития производственной деятельности Украины. Ведь после вступления в ЕС страна будет полноправным участником международной торговли, и она должна быть готова к этому. Смена инвесторов украинских предприятий, по мнению г-н Реми, позитивно повлияет на экономику страны, поскольку в сложившейся ситуации одной из важнейших задач является привлечение новых инвестиций. Это длительный процесс, но Франция готова статью его частью.

Уполномоченный посол Великобритании Саймон Смит заявил, что Великобритания оказала политическую поддержку новому правительству Украины, а в дальнейшем готова предоставить и материальную помощь. Наше государственно имеет огромный потенциал, который может быть эффективно реализован.

Комментарий

Владимир Огрызко, министр иностранных дел Украины в 2007–2009 г.г.

– Для безвизового режима требуется только политическая воля руководства нашего государства, которое должно максимально быстро осуществить несколько простых шагов. Я считаю, что до конца 2014 г. мы можем этот процесс успешно завершить. Что касается нашего законодательства, то нужно принять еще несколько законов, чтобы оно вполне соответствовало тем требованиям, которые выдвигает Европейский союз. Это очень быстро делается – в течение одной недели в парламенте. В частности, надо наконец-то сделать реальными положения закона о биометрических паспортах. Это вещи, которые касаются не политики, а простого желания и конкретных действий.

Основной угрозой для граждан и бизнеса являются не «титушки», «самооборона» или «менты», а суды, легитимизирующие любое преступление против свободы и собственности. Ничто так не пугает инвесторов, как непредсказуемость и неразборчивость отечественной Фемиды.

Режим пал, рейдерство процветает

Какие громкие мероприятия по привлечению иностранных инвестиций не проводил бы новый министр экономики, главной «рекламой Украины» в последние месяцы являются рейдерские захваты банков и предприятий. 19 марта очередная «самооборона» взяла приступом водочный завод Nemiroff в Винницкой области, выбив оттуда другую «самооборону». Стороны тщательно снимали свои действия на видео в лучших традициях гражданской журналистики. Учитывая, что одна из сторон конфликта - западная фирма, можно монтировать некий любительский рекламный ролик «Инвестируйте в Украину».

Веселый штурм завода в Немирове с ужасом наблюдает другой европейский инвестор: эстонский девелопер Arricano Real Estate, акции которого торгуются даже на Лондонской бирже. Эта фирма инвестировала около $360 млн в сеть торгово-развлекательных центров в крупнейших городах Украины (в т.ч. и в такой знаковый, как киевский Sky Mall). И вот 5 марта Arricano получила свой ​​«кусочек счастья» из Хозяйственного судаг. Киева: постановление о запрете продажистоличного ТРЦ «РайОN».Поскольку продавать его, согласно заявлению в биржевом бюллетене, Arricano и не собиралась, ясно: это начало классической рейдерской атаки.

Формально на инвестора из Евросоюза нападает ЧАО «Днепровская Пристань». Эта компания в прошлом арендовала земельный участок под ТРЦ и выступала техническим «застройщиком» ТРЦ. Arricano, в 2012 году, после завершения проекта, получила от «Пристани» землю вместе с построенным ТРЦ в собственность своей дочерней компании «Левобережьеинвест», - и заплатила за это 245,5 млн грн. Через 2 года (!) после окончания проекта, в марте 2014-го, «Днепровская Пристань» вспомнила о якобы недополученных средствах и подала на «Левобережьеинвест» в суд. По версии экспертов, речь идет о создании несуществующей задолженности путем махинаций с документами.

Словом, ситуация была бы обычным «спором хозяйствующих субъектов», если бы впоследствии не начались типичные рейдерские фокусы. Чтобы гарантировать погашение «задолженности», судья Ломака В.С. одобрила запрет на отчуждение «Левобережьеинвеста». Основание (внимание): в «сети Интернет» (!) появилось объявление о продаже торгового центра. Как судья идентифицировала его автора в Интернете? Если это достаточное основание для правомерного решения - завтра можно разместить объявление о продаже самого Хозяйственного суда...

Последние сомнения относительно того, что ТРЦ «РайОN» рейдят, снимает информация о реальных бенефициарах «Днепровской Пристани». По данным «Forbes Украина», «Пристань» через кипрскую офшорку Assofit Holdings Limited контролирует одесский бизнесмен Андрей Адамовский. У них с Arricano уже идет затяжной конфликт совладельцев за еще больший и лучший в Киеве ритейл-объект: ТРЦ SkyMall. Суд по «РайОNу» совпал со слухами о том, что Адамовский активно ищет средства на постройку третьей очереди SkyMall. Ну что ж, в таком случае логично... забирать у партнера другой объект. Замечательная инвестиционная среда формируется в столице новой Украины, правда?

Рейдерство на конвейере в судах?

«События вокруг ТРЦ «РайON» - однозначное рейдерство», - утверждает Андрей Семидидько, исполнительный директор Антирейдерского союза предпринимателей Украины. – «Открытое судебное производство фиксирует правовую ситуацию, основанную на надуманных, искусственно созданных событиях. В данном случае - на объявлении в Интернете. По сути, это замораживание активов объекта в дальнейшем приведет к убыткам как самого ТРЦ, так и связанных с ним субъектов предпринимательства - арендаторов, кредиторов и т.д.», - считает Семидидько.

По мнению Андрея Семидидько, хозяйственные суды обычно являются сознательными игроками рейдерских схем. «С 2010 г. созданная в них система стала настоящим бичом для честного бизнеса. Она обеспечивает принятие неправосудных решений как по существу дела, так и процессуальных: назначений-увольнений арбитражных управляющих, обеспечения исков при отсутствии необходимых оснований. Такие неправосудные решения потом остаются без изменений со стороны высших судебных инстанций: апелляционных судов, Высшего хозяйственного суда Украины. Случай с ТРЦ «РайON» в этом контексте является типичным. Иск инициировал В.Л. Лецкан, арбитражный управляющий ЧАО « Днепровская Пристань», решение о запрете продажи вынесла судья Ломака В.С. За последние два года «Днепровской Пристанью» инициировано рассмотрение пяти дел в киевском хозяйственном суде, и все они в первой инстанции рассматриваются одними и теми же судьями - Васильченко и вышеупомянутой Ломака. И это несмотря на официально задекларированное автоматическое распределение дел среди более чем 40 судьями. По этому же стечению обстоятельств все инициированные «Днепровской Пристанью» дела имели положительный для нее результат. Вывод очевиден».

К сожалению, рейдерство в Украине является феноменом не только экономической жизни. При всей существующей разнице между бизнес-рейдерством и установлением диктатуры их юридическая природа в Украине, к сожалению, одна. Это использование судов в качестве бесстыдной резиновой печати в руках сильного (более богатого, более наглого и т.п.). Именно с незаконных, «полуночных» судебных решений в пользу милиции началась зачистка Майдана 30 ноября, которая переросла в революцию. Именно суды выносили вопиюще незаконные решения об аресте людей, жестоко избитых «Беркутом» 1 декабря на Банковой и 20 января на Грушевского. Вместо того чтобы вовремя остановить озверевших, загнанных в угол милиционеров.

Фактически именно судейское беззаконие стало последней каплей, побудившей общество перейти границу между протестом и революцией, между плакатом и пистолетом. Первые капли упали очень давно: еще на выборах 2006-2007 годов, - когда мандаты откровенно покупались в судах. Уже мало кто помнит, что «титушки» родились не как политический, а именно бизнес-рейдерский инструмент с судебным «постановлением» на ошейнике.

Теперь рейдерство несовместимо с выживанием

Нынешнюю победу украинского народа над собственным и московским диктаторами следует как можно быстрее закрепить восстановлением и реформированием экономики. Мы должны «вернуться с войны» и начать хозяйничать честно. И в этом деле не обойтись без иностранных инвестиций. Точнее, без инвестиций западных. Щедрые российские инвестиции утекут из Украины так же быстро и непрозрачно, как они сюда «затекли» под Януковича. Ведь монополизированной огосударствленной экономикой России рулит Владимир Владимирович Наполеон. Пока он был доволен политикой хозяина Межигорья, суперрисковые банковские кредиты просто «штамповались» для непрозрачных «пирамидных» украинских государственных одалживателей типа «Нафтогаза», Укравтодора, «Укрзализныци». Сейчас на это надеяться не стоит.

Еще до Еврореволюции доля западного акционерного капитала в экономике Украины составляла 52,6% по итогам 2013 года. После революции только эта доля имеет реальный шанс на рост. Сейчас надеяться можно только на бизнес цивилизованных стран. Собственно, только он способен принести, вместе с «европейскими» деньгами, европейское отношение к собственности и экономике. Только он оценит уже очевидную склонность украинцев к свободе, конкуренции и собственной инициативе.

К сожалению, западные инвесторы имеют длительный и печальный опыт «изнасилования» своих прав в Украине. Эта история началась задолго до «титушек» и личных бронежилетов. Более того, до «титушек» и «самообороны» иностранцы обычно не доходят. По данным их объединений, многие инвесторы обжигаются на «нормальном» отношении украинских силовиков и регуляторов.

По нормальной европейской практике инвестор не спешит разбрасываться взятками и оспаривает произвол в судах. А что там? Как выяснил журнал «Forbes Украина», еще в 2012 году Государственная налоговая служба выигрывала 88% налоговых споров в судах! Вполне азиатская цифра, сопоставимая с 123% голосов «за» присоединение к России на севастопольском «референдуме» 16 марта.

Что может быть для инвестора хуже неожиданного, несправедливого поражения в суде против налоговой? Только затягивание дела до бесконечности. По 43% судебных споров с налоговиками в 2012 году решения вообще не были приняты! В денежном выражении говорим о 102 млрд гривень зависших штрафов и перерасчетов. И это, напомним, еще до того, как «семья» Виктора Януковича окончательно стала «королевской» и подмяла под себя все суды.

Среди жертв отечественных силовиков и рейдеров есть как микроинвесторы-фермеры в ковбойских шляпах, так и огромные западные компании. Например, мировой аграрный рынок до сих пор не может забыть истории с корпорацией Bunge, которую в 2008 году «зарейдили» без «титушек»: почти отсудили у нее торговую марку. Bunge устояла на украинском рынке благодаря ее уникальности, а также собственному мировому обороту в $25 млрд. А сколько мелких западных инвесторов должны были уйти?

Какими непредсказуемыми и дикими не казались бы нынешние украинские «варты», «самообороны» и «титушки», не они сейчас являются главной внутренней угрозой демократии, бизнеса и инвестиций. Трагические события на киевском Евромайдане показали, что на силу всегда найдется контрсила. И победит из двух только та, у которой правда. Но в большинстве споров правду найти труднее, чем в революции. Лучше всех это может сделать суд - настоящий, прозрачный, нейтральный, понятный для обеих сторон спора без подковерных конвертов и телефонных звонков.

«Одна из самых распространенных ошибок иностранных компаний-целей при рейдерской атаке - считать, что спасение находится в зале суда (или в правовой плоскости вообще). Хотя рейд формально связан с правовыми вопросами, де-факто он происходит вне поля гражданского и корпоративного законодательства. Юридическая казуистика в рейдерских схемах является лишь искусственным поводом для незаконного захвата предприятия», - отмечает Андрей Семидидько из Антирейдерского союза.

Что делать

Украина все еще имеет шансы установить правосудие и обуздать разрушительный потенциал внутренних насильственных конфликтов. Во-первых, необходимо как можно быстрее воплотить в жизнь только что подписанную «политическую часть» Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Она не предусматривает торговых преференций (как «экономическая» часть). Но там «забиты» четкие обязательства новой власти по реформированию судебной и правоохранительной систем. На самом деле именно за такие изменения, а не за шенгенские визы люди вышли на ноябрьский Евромайдан. Если этих изменений не произойдет, если суды останутся в «той» Украине - об «экономической части» Ассоциации с постоянным режимом свободной торговли можно даже не мечтать!

Во-вторых, необходимо реально выполнять решения Европейского Суда по правам человека по Украине (среди которых есть и десятки выигранных исков от частных предприятий). Ничто так не повысит доверие к отечественным судам и правоохранителям, как выстраданная людьми справедливость.

В-третьих, новая украинская власть должна во что бы то ни стало удержаться от соблазна «временно» насиловать закон и правосудие - во имя противодействия российскому агрессору, борьбы с сепаратизмом, спасения экономики, люстрации и т.п. Некоторые нынешние «спасатели» запачкались политической коррупцией и притеснениями бизнеса еще при президентстве Виктора Ющенко. Нельзя допустить такого снова. Иначе - новый цикл «Янукович-революция-кровь-самооборона-война».

В-четвертых, нужно срочно возобновить работу правительственной Межведомственной комиссии по вопросам противодействия рейдерству и незаконному захвату предприятий. Значимость этого органа нельзя переоценивать. Но полное его исчезновение как канала для анализа обращений пострадавших предприятий и их лоббистов - очень тревожный сигнал о политике новой власти.

В далеком 1998 году, когда подготовка к президентским выборам 1999-го уже началась, один сотрудник Администрации президента Украины в разговоре "за рюмкой кофе" заметил, что ни одно внешнеполитическое решение, даже самое необходимое, не рассматривается, если одним из его результатов может стать хоть минимальное снижение рейтинга тогдашнего президента Л. Кучмы. И наоборот: если тот или иной внешнеполитический шаг обещает увеличить популярность хотя бы на 0,5%, он обязательно будет сделан, даже ценой "временных внешнеполитических потерь". Похоже, аналогичной логике следовало и российское руководство, приняв решение об оккупации Крыма. Резкий скачок популярности В. Путина — более 70% жителей РФ, среди которых оказались и многие любимые украинцами актеры и деятели культуры, поддержавшие его действия, — красноречивое свидетельство этого.

Китайская пословица утверждает, что, при большом желании можно оседлать тигра, но слезть с него потом будет невозможно. Владимир Путин оседлал тигра под названием "российская власть" еще 14 лет назад. Болотная площадь в Москве показала ему, что первый украинский Майдан не прошел бесследно. Оседланный тигр, спавший до недавних пор, зашевелился. Второй украинский Майдан мог окончательно его взбудоражить. Поэтому Кремль решил действовать на опережение и в конце февраля дал старт "русской весне".

Конечно же, мотивов для решения об общем наступлении на Украину и аннексию Крыма было намного больше. Здесь и традиционные мантры о недопущении вступления Украины в НАТО и ЕС, и попытка вынудить украинских (и европейских тоже) политиков выбирать между евроинтеграцией и территориальной целостностью нашего государства, и блокирование украинских усилий по разработке энергоносителей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, и ряд других причин, уже неоднократно называвшихся украинскими экспертами. Но основополагающим, глубинным мотивом решения В. Путина об аннексии Крыма был все-таки тот "основной инстинкт", который вынуждает всадника на несущемся через джунгли тигре все крепче цепляться за его шкуру, ведь всадник понимает, что "нормально жить" может ровно до тех пор, пока способен удерживаться верхом.

Не исключено, что Кремль принял окончательное решение об аннексии Крыма, увидев довольно вялую реакцию Запада на введение российских войск на полуостров и результаты референдума. Могла ли быть реакция Запада другой? Вряд ли. По крайней мере, не в условиях "странной войны" в Крыму, где "военные действия" велись в основном кулаками, штатное вооружение украинских военных, как правило, без единого выстрела, сдавалось на склад под "общий контроль", а тяжелое вооружение, за небольшим исключением, переходило в руки россиян даже без попыток предварительно его повредить. Исключение РФ из "Большой восьмерки", запрет на въезд для российских деятелей и замораживание их активов (если найдут) были вполне прогнозируемыми шагами и не считались российской стороной способными нивелировать внутриполитические достижения. Еще несколько лет назад В. Путин провел кампанию, целью которой было вынудить российских чиновников под угрозой утраты должности избавиться от собственности за рубежом. Вряд ли кто-то из них отказался от своих зарубежных активов, но они были переписаны на жен, детей и других доверенных лиц, на которых пока что санкции не распространяются. Кстати, то же касается и бывших украинских должностных лиц, попавших под санкции в Европе и Америке. Введение запрета на въезд также может дать противоположный эффект. По крайней мере опыт Беларуси свидетельствует, что попадание высших чиновников в "запретный" список является для них хорошей рекомендацией, поскольку свидетельствует об их лояльности правящему режиму.

К более весомым результатам могут привести санкции, которые США и их союзники обещают России в случае дальнейшей эскалации напряженности (очевидно, продолжение концентрации российских войск на восточных границах Украины таковой не считается; для этого следует дождаться нового вторжения). Обещанное Б.Обамой разрешение на экспорт сланцевого газа из США в Европу и наложение скоординированных санкций на отдельные секторы российской экономики, в первую очередь экспорт энергоносителей, дадут ожидаемый эффект в среднесрочной перспективе.

Этот эффект неизбежно наложится и на смену настроений тех жителей Крыма, кто во время референдума голосовал за более зажиточную и спокойную жизнь. Обещанные штатными кремлевскими пропагандистами миллиардные инвестиции в Крым сразу после референдума волшебным образом трансформировались в ежемесячную помощь на сумму 80—90 млн долл., что соразмерно предоставляемым из Киева дотациям. Плюс их неэффективное, мягко говоря, использование. Пенсии российского уровня уже трансформировались в украинские по размерам, выплачиваемые в рублях. Плюс провал в этом году курортного сезона и неизбежный проигрыш конкурентной борьбы с Сочи, в инфраструктуру которого только что было вложено несколько десятков миллиардов долларов. Плюс появление огромного количества присланных из центра и неравнодушных к крымской недвижимости новых чиновников и неизбежное перераспределение собственности в пользу "освободителей". Плюс "закручивание гаек" во всех сферах общественной жизни, вызванное намного более высоким уровнем авторитаризма в России (что особенно резко ощущается на фоне предыдущих 23 лет жизни крымской элиты в условиях слабой центральной власти). К тому же, неизбежная борьба с "агентами Киева" по всему Крыму как прикрытие для перераспределения собственности. Плюс монетизация льгот, немедленный возврат к общей воинской обязанности и "почетное право", начиная с 2017 г., служить по всей территории необъятной "новой Родины" — от Чечни и Дагестана до Владивостока, Камчатки и Чукотки. Эти и куча других новых проблем еще до президентских выборов в РФ в 2018 г. снимут розовые очки с глаз тех, кто сейчас радуется приходу "освободителей".

Понимает ли это Кремль? Думаю, да. Поэтому и выборы в крымские органы власти назначены аж на сентябрь 2015 г. До тех пор, очевидно, планируется, как программа-минимум, локализовать/выдавить/зачистить крымских татар, проукраинские или просто потенциально оппозиционные элементы на полуострове, а как программа-максимум — окончательно решить "украинский вопрос" путем использования по назначению той военной группировки, которая сейчас нависает над всей нашей восточной границей.

Развертывание полевых штабов и медпунктов красноречиво свидетельствует, что В.Путин не намерен ждать, пока результаты внешних санкций наложатся на вышеупомянутые выше изменения в настроениях людей. Он не будет ждать, пока Крым, который сейчас так легко упал в руки скачущего верхом на тигре всадника превратится в чемодан без ручки, под грузом которого всадник слетит вниз...

Рискну предположить, что сейчас в Кремле взвешивают все "за" и "против" относительно конкретной даты "освободительного похода" российской армии против "бендеровских захватчиков". Среди возможных вариантов конкретных дат его начала приходят в голову две: август (есть хорошие шансы "закончить все" еще до появления запоздалой по понятным причинам реакции Запада) или, например, 9 мая (если окажется, что на президентских выборах в Украине победит "неправильный" кандидат).

Что делать Украине в этих условиях?

Во-первых, желая жить в мире, следует все-таки готовиться к войне. "Революция только тогда чего-нибудь стоит, когда может себя защитить", — это выражение, которому почти сто лет, не теряет для нас актуальности. Наши солдаты должны быть психологически готовы стрелять в агрессоров, которых еще вчера считали друзьями и братьями, а офицеры и генералы, многие из которых служили плечом к плечу с россиянами еще в Советской Армии, — не иметь никаких сомнений, отдавая приказ об открытии огня. Иначе за их сомнения и психологическую неготовность придется расплачиваться новыми Крутами, оккупацией Левобережья (включая Киев) и Юга...

Во-вторых, на получение более существенной, чем до сих пор, внешней помощи мы можем надеяться только после того, как сами начнем делать не меньше. Если хотим более весомых санкций со стороны Запада, должны показать пример. Где наши списки причастных к военной оккупации и аннексии Крыма российских должностных лиц, которым запрещен въезд в Украину и чьи активы в нашем государстве заморожены? Ну и что, что эти активы зарегистрированы, как правило, на безымянные оффшорные компании? Раскрытие конечного владельца — вполне посильная задача, особенно, если обратиться за помощью к финансовым разведкам США и их союзников. Были ли высланы из Украины российские дипломаты, чья деятельность несовместима с дипломатическим статусом? Или хотя бы введены ограничения на их передвижения по Украине? Эти шаги и сейчас сделать еще не поздно.

В-третьих, считаю перспективной идею построения "финской модели" сосуществования Украины и РФ. Членство Украины в ЕС и формальный нейтралитет вместе с гарантиями непередачи на Запад украинских технологий, являющихся основой ракетно-ядерных сил РФ, могут стать базой для долговременной нормализации отношений с Россией. Согласится ли на такие условия нынешнее российское руководство? Не знаю. Но стоит также помнить, что Финляндия пришла к нынешним отношениям с РФ ценой тяжелых испытаний. В частности, финны с оружием в руках отстаивали право на суверенитет во время "зимней войны" 1939—1940 гг., заплатив за это жизнями почти 50 тыс. своих военнослужащих. Красная Армия хоть и победила, но более 330 тыс. погибших бойцов продемонстрировали советскому руководству бесперспективность силового давления на Финляндию.

В-четвертых, следует немедленно вносить изменения в Стратегию национальной безопасности Украины и Военную доктрину, определять в них вероятных противников и потенциальных союзников. У нас нет времени придумывать новую программу реформ всего сектора безопасности, поэтому нужно просто продолжать осуществлять меры, предусмотренные в ежегодных планах сотрудничества Украина—НАТО, которые традиционно выполнялись едва наполовину.

В-пятых, признать, что в случае продолжения агрессии с востока и юга войну силами только регулярной армии мы не выиграем. Это можно будет сделать лишь путем партизанской войны, которая увеличит материальную "цену победы" до неподъемного для России уровня. И к ней надо готовиться уже сейчас. Кроме специальных мероприятий по подготовке (в том числе к повреждению нашей инфраструктуры, которую могут использовать оккупанты), необходимо срочно принять закон, разрешающий свободное владение оружием всем, кто служил в армии и сдал экзамен на умение им правильно пользоваться.

В-шестых, стоит воспользоваться благоприятной для Украины международной ситуацией и попробовать решить те стратегические задачи, которые до недавних пор оставались недостижимыми. В частности, есть определенные основания считать, что под давлением обстоятельств и идя навстречу просьбам союзников, Турция может пересмотреть свою позицию по пропуску через Босфор танкеров с нефтью и сжиженным газом для Украины. Исходя из этих соображений, почему бы не предложить Анкаре задействовать трубопровод Джейран—Самсун для заполнения нефтью маршрута Одесса—Броды. Канада, чья поддержка Украины не нуждается в дополнительной рекламе, буквально года через два будет обладать избыточными мощностями по производству сжиженного газа, и канадский премьер С.Харпер в среду выразил надежду на его поставки в Европу.

В-седьмых, следует начать двусторонние проекты по обучению украинских военных и правоохранителей в учебных заведениях США, Канады и стран ЕС. Сейчас, когда симпатии и сочувствие всего мирового сообщества на стороне Украины, существуют как никогда широкие возможности получить значительное количество учебных мест для украинских курсантов в лучших западных заведениях и за счет принимающей стороны. К тому же, наши военные, в частности выведенные из Крыма, побывав на обучении за рубежом, собственными глазами увидят перспективу, за которую стоит дальше бороться...

В-восьмых, создать правительственную комиссию по вопросам Крыма под руководством не ниже вице-премьер-министра. Впоследствии, в случае необходимости и наличия средств, ее можно будет трансформировать в отдельное Госагентство по делам Крыма. Задача комиссии — координация решения всего массива вопросов, возникших вследствие аннексии Крыма, а также разработка и реализация государственной политики, направленной на реинтеграцию страны. Именно эта комиссия должна уделять отдельное внимание обеспечению прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в Крыму, требуя от России их безусловного уважения и соблюдения.

После решения безотлагательных проблем, связанных с "процессом развода", придется создавать в Херсоне или Николаеве ориентированный на Крым исследовательский и информационный центр, увеличивать ретрансляционные мощности для ориентированных на крымскую аудиторию теле- и радиоканалов Украины, FM-станций, специализированных программ (наподобие Радио Свобода), интернет-порталов и т.д.

Итак, существует множество возможностей и еще больше работы, которую нам необходимо сделать. По большому счету, только от того, как мы ими воспользуемся и как хорошо сделаем свою работу, зависит, в какой стране мы будем жить дальше. И будет ли она зависеть от прихотей "всадника на тигре". Да и вообще, сможет ли этот всадник продолжать удерживать "чемодан без ручки"...

В нашем Комитете работает молодая женщина. Она живет под Киевом, и каждый день тратит на дорогу на работу 3,5 часа времени. Выезжает рано утром, а домой к своему ребенку попадает поздним вечером. Несколько лет кряду она пыталась получить комнату в общежитии Верховной Рады, но человек, от которого зависело принятие этого решения, с решением медлил. Комнату она получила только сейчас, когда этот чиновник был смещен со своего «поста», а на его место пришел другой.

Причину промедления я узнала всего несколько дней назад. Поскольку от женщины было бесполезно требовать какое-то денежное вознаграждение за предоставления общежития (денег у нее все равно не было, и взять их ей было негде), господин-принимающий-решения требовал от нашей сотрудницы определенных услуг интимного характера, от предоставления которых она категорически отказалась. Поэтому и продолжала полжизни проводить в изматывающей дороге к месту работы. В этом конкретном случае все закончилось хорошо, потому что после Майдана мерзавец был изгнан со своей должности.

У каждого из нас есть множество таких примеров из нашей жизни. Чиновник, пользуясь полной своей безнаказанностью, может растоптать наше человеческое достоинство, унизить, уничтожить.

При этом чиновник формально находится «на службе» у народа, живет на наши налоги и якобы является нашим слугой.

Скажите, возможна была бы подобная мерзость, если бы чиновник знал, что его накажут за нарушение законов и попрание элементарных прав человека? Если бы знал, что за каждым отвратительным поступком немедленно последует возмездие, а каждый случай вымогательства, унижения и коррупции будет уголовно наказуем? Вопрос риторический. Почему-то уверена, что пару лет за решеткой вряд ли показались бы ему адекватной платой за вымогательство и душевную гнусность.

Не нужно обманываться – коррупция есть везде, в любой стране мира. Но только в странах Таможенного союза, в который нас так еще недавно упорно затаскивали, коррупция полностью разрушила не только государственную власть. Это страшно, но поддается корректировке. Теперь мы знаем, что народ своей волей эту власть может сменить. Коррупция, и это мне представляется почти фатальным, разрушает нравственные ценности народа, разрывает единое поле нравственных ориентиров.

В Германии для защиты граждан от произвола чиновника реализуется принцип «четырех глаз» - при общении чиновника с посетителем в помещении должны находиться еще как минимум два человека. В некотором смысле они являются свидетелями, предотвращающими произвол чиновника. В США существует положение о вознаграждении работников, сообщивших о неправильно заключенных государственных контрактах. Также функционирует система добровольных осведомителей, получающих от 15 до 30% стоимости выявленного по его сигналу материального ущерба и защищенных от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.

Но в Украине на сегодняшний день у нас в государстве фактически нет правового механизма, обеспечивающего возможность каждого гражданина защитить себя. Предпринимателя – от жаркого шепотка проверяющего: работаем с половины. Бизнесмена – от налоговика: 20% отката налом. Пенсионера – от бесстыдного предложения работника ПФ отдать определенную сумму, для пенсионера - фантастическую, за «правильное» начисление пенсии…

В мире с коррупцией борются и на государственном уровне, но многие методы в нашей стране не сработают. Создание контролирующих органов в рамках правительства и комиссий по борьбе с коррупцией просто множат число коррупционеров. Будут иметь реальный эффект непрямые методы контроля за доходами чиновников и ежеминутный контроль за государственным бюджетом, первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, но путь этот долгий и тернистый, учитывая бешенное сопротивление чиновничьей братии.

Вчера на заседании фракции Юлия Тимошенко презентовала законопроект «Про внесение изменений в КПК Украины и в некоторые другие законы относительно частного уголовного преследования коррупционных действий». Под этим законопроектом поставить подпись будет для меня делом чести. Потому что, по сути, Юлия Тимошенко предлагает обществу реальный механизм люстрации власти. И в этом процессе может участвовать каждый, кто больше не в силах терпеть мерзость чиновника.

Законопроектом предлагается путем внедрения нового для Украины института частного преследования коррупции разрушить образовавшийся в последние 4 года треугольник смерти – мощную коррупционную спайку милиции, судов и прокуратуры. И борьбу с этой смертоносной спайкой теперь сможет вести каждый из нас.

Этот законопроект дает нам не только законный механизм действенной защиты наших прав, но и работающий, жизнеспособный механизм уголовного наказания чиновника-коррупционера.

Впервые в истории Украины в случае принятия этого законопроекта государство обеспечит каждому из нас юридическую защищенность и признает приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров каждой личности над произволом чиновника. Это – совершенно новая ступень общественного развития, приближающая нас к демократическим цивилизованным странам.

Частное уголовное преследование - это одна из составных частей перезагрузки власти. Если чиновник будет знать, что его неправомерные действия в любую минуту могут стать объектом уголовного разбирательства, он будет бояться нарушить закон. К сожалению, в Украине сегодня наряду с коррупцией комфорта и коррупцией престижа распространена особого вида коррупция – коррупция выживания. Это самое позорное явление для общества, которого нет в цивилизованных странах. Только вдумайтесь в это слово – выживания!

Целиком предвижу, что в той части нашего общества, которая не забыла мрак сталинского и брежневского времени, когда по клеветническому доносу человека могли лишить не только свободы, но и жизни, будет присутствовать некоторая моральная настороженность перед новым институтом частного преследования. Но сейчас настали другие времена, и наше общество доказало, что не допустит ни шагу в сторону от демократических целей. И теперь, как говорил Аристотель, «самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

13 марта Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом законопроект №4393 «О Национальной гвардии Украины», внесенный председателем Верховной Рады, и. о. Президента Украины Александром Турчиновым. За него проголосовали 262 народных депутата из 330 зарегистрировавшихся в зале.

Закон преобразовывает внутренние войска Министерства внутренних дел в Национальную гвардию Украины – воинское формирование с правоохранительными функциями, которое войдет в систему Министерства внутренних дел Украины. Он определяет функции Национальной гвардии, вытекающие из ее предназначения и задач, ее общую структуру и численность. Нормы закона упорядочивают руководство Национальной гвардией Украины, прохождение военной службы и трудовые отношения, определяют обязанности, права и ответственность военнослужащих. Также Закон устанавливает порядок принятия мер физического влияния, использования специальных средств, огнестрельного оружия, вооружения и боевой техники военнослужащими. Попробуем разобраться, какие перемены принесет стране принятый законопроект.

Итак, в ближайшее время на базе внутренних войск МВД Украины будет сформирована Национальная гвардия Украины – военное формирование, предназначенное для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Также на Нацгвардию будут возложены функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами в обеспечении государственной безопасности и защиты государственной границы, пресечении террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций. По организационно-правовому статусу Национальная гвардия Украины будет действовать самостоятельно.

Необходимость создания такого подразделения диктуют реалии сегодняшнего дня. На Национальную гвардию Украины также будет возложена задача выполнять служебно-боевые задания в интересах граждан, общества и государства как в условиях мирного времени, так и при чрезвычайных ситуациях. Она также будет принимать участие в обеспечении обороны Украины, защите ее суверенитета и территориальной целостности, безопасности пограничного пространства, государственной независимости и национальных интересов в случае вооруженной агрессии, вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения (боевых) действий.

Новое – хорошо забытое старое?

Следует отметить, что принципиально нового понятия данный законопроект не внес. Напомним, что это уже не первая попытка возобновления функционирования Нацгвардии. В основу законодательной базы создания нового воинского формирования будут заложены нормы Закона «О Национальной гвардии Украины» №1775-XII от 4.11.1991 и Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины» №2235-ХII от 26.03.1992, которые также были направлены на обеспечение достойной защиты прав и свобод украинских граждан.

Однако в 2000 г. Национальная гвардия была расформирована на основании Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины» №1363-XIVот 11.01.2000 г. Этим законом личный состав, военная техника, вооружение, фонды и остальное имущество соединений, частей, учреждений НГУ были переданы внутренним войскам МВД и Вооруженным силам Украины. Выполнения функций по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории Украины было возложено на МВД. «Нацгвардия исчерпала свои возможности, а потому некоторые ее подразделения переподчинены внутренним войскам. НГУ искусственно дублировала функции Минобороны, МВД, СБУ, погранвойск, следовательно, процесс переподчинения абсолютно логичный», – заявил тогдашний министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко.

Авторы принятого законопроекта №4393 утверждают, что восстановление Национальной гвардии Украины целесообразно проводить на базе соединений и частей внутренних войск МВД с привлечением лучших, не скомпрометированных, честных и порядочных офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых, военнослужащих запаса Вооруженных сил Украины, а также бойцов самообороны Майдана.

О структуре создаваемого подразделения

Согласно ст. 5 обсуждаемого Закона, Национальная гвардия будет подотчетна и подконтрольна Верховной Раде Украины. Непосредственно руководить Национальной гвардией будет командующий, также назначаемый Верховной Радой по представлению Президента Украины сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не сможет быть командующим Национальной гвардии более двух сроков подряд.

Организационно Нацгвардия будет состоять из главного управления, соединений, воинских частей и подразделений, военных учреждений, военных учебных заведений и учебных частей. Организационную структуру и численность соединений, воинских частей и учреждений НГУ будет определять и утверждать Верховная Рада Украины. План дислокации Национальной гвардии будет разрабатывать ее главное управление, однако он будет согласовываться с Кабинетом министров Украины и утверждаться Президентом Украины. В обязанности командующего Национальной гвардии будет входить утверждение штата соединений, воинских частей и учреждений. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Нацгвардии осуществляет Кабинет министров Украины за счет средств Государственного бюджета.

Личный состав НГУ планируется сформировать из военнослужащих и лиц, работающих по трудовым договорам. Комплектование Национальной гвардии военнослужащими будет осуществляться на контрактной основе. Военнослужащие будут принимать военную присягу на верность украинскому народу, у них будут единые для Вооруженных сил Украины воинские звания и знаки различия. Вместе с тем, вводятся некоторые ограничения по принятию на службу в Национальную гвардию Украины. Общая численность Нацгвардии составит до 60 тыс. человек, а при необходимости может быть увеличена – соответствующее решение будет принимать Верховная Рада.

Национальная гвардия Украины – военное формирование, предназначенное для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, что включает в себя:

охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности,

взаимодействие с правоохранительными органами в обеспечении государственной безопасности и защиты государственной границы,

пресечение террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций.

В Нацгвардию вошли первые 500 добровольцев

14 марта утром около 5 сотен добровольцев собрались на Майдане Независимости в Киеве, чтобы организованно отправиться на полигон в село Новые Петровцы под Киевом.

Перед ними выступил секретарь СНБО Андрей Парубий, который пожелал им сил и успехов. Журналистам он уточнил, что полигон Внутренних войск в Новых Петровцах «наиболее адекватен сегодня для обучения». «Этот полигон способен вместить и быстро провести обучение 500 человек. Первая наша группа сегодня туда уже выезжает», – отметил А. Парубий.

По прибытию на полигон добровольцы пройдут медицинское обследование, после чего приступят непосредственно к подготовке. Обучение будет длиться до 15 дней, и это, по словам г-на Парубия, будет «боевая армейская подготовка». «Решение о создании Национальной гвардии дает нам возможность очень быстро мобилизовать наших добровольцев», – отметил секретарь СНБО.

Отметим, что Нацгвардии «по наследству» от внутренних войск МВД переходит выполнение ряда правоохранительных функций. Кроме того, во взаимодействии с правоохранительными органами она должна будет принимать участие в обеспечении госбезопасности, защите госграницы, пресечении террористической деятельности, а также в деятельности по обезвреживанию военизированных вооруженных группировок.

Общая численность Нацгвардии составит до 60 тыс. человек, при необходимости количество личного состава может быть увеличено – соответствующее решение принимает Верховная Рада.

Комментарии

Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины

– В ближайшее время мы объявим мобилизацию в Нацгвардию. Значительное число гвардейцев будут призваны для охраны границ Украины и гражданского порядка в стране. Это – как ответ на дестабилизацию извне. Не военная реакция, а организованный ответ гражданского общества. Отмечу, что в военкоматах страны по собственной инициативе запросили мобилизацию несколько десятков тысяч человек. И это вне системы организованной целенаправленной мобилизации.

Андрей Парубий, секретарь Совета национальной безопасности и обороны

– В основу функций Национальной гвардии Украины будут положены обеспечение государственной безопасности и защита государственных границ, прекращение террористической деятельности на территории страны, а также деятельности военизированных формирований. И мы будем обращаться ко всем активистам, которые хотят присоединиться к Национальной гвардии Украины. Самооборонцев, которые пойдут в гвардейцы, сразу же начнут обучать несению службы.

Олег Тягнибок, народный депутат Украины

– Создание Национальной гвардии Украины дает возможность мобилизовать сегодня в ее ряды тех украинцев, которые имеют желание, силы, возможности и патриотизм защитить свою Родину. Достойно защитить территориальную целостность нашего государства, украинскую Конституцию и, наконец, свои семьи и весь украинский народ. Данная структура будет создана на основе уже существующих структур, но даст возможность мобилизоваться патриотически настроенным людям, которые имеют военный опыт, прошли военную службу и способны защищать Украину. Агрессия со стороны России вызвала волну национального патриотизма, и для того, чтобы из желающих добровольцев была создана государственная структура, был принят данный закон. Промедление с принятием данного закона было бы крайне опасно. Финансирование, которое будет разработано профильными специалистами, будет полностью обеспечено.

Виктор Чумак, народный депутат Украины

– Создание Национальной гвардии Украины можно назвать альтернативой внутренним войскам, поскольку у последних сегодня очень низкий уровень доверия. Также Национальная гвардия берет на себя 2 дополнительные функции: участие совместно с Вооруженными Силами Украины в отражении внешней агрессии и совместно с правоохранительными органами – в охране государственных границ. Это дает возможность без дополнительного расширения Вооруженных Сил направить около 60 тыс. человек на охрану государственных границ. Тем более, что Национальная гвардия Украины будет более контролируемой, контроль парламента над этим формированием будет гораздо выше.

Александр Турчинов, председатель Верховной Рады, и. о. Президента Украины

– Совместно с правоохранительными органами Национальная гвардия Украины будет принимать участие в прекращении террористической деятельности, которая развернулась на территории Украины, а также в операциях по обезвреживанию незаконных военизированных формирований и ликвидации боевого конфликта путем ведения военных боевых действий и выполнения заданий по территориальной обороне.

Недавно секретарь СНБО Украины Андрей Парубий заявил, что силовым структурам удалось предотвратить масштабную провокацию «пророссийских активистов» Русская Весна (РВ) по дестабилизации ситуации в восточной части страны. По данным секретаря СНБО, операция задумывалась в восьми областях Украины 16 марта.

Планировался в 12 часов сбор так называемых митингов, провозглашение так называемых народных губернаторов, захват областных администраций. Но уже на 21 число они планировали так называемый «крестный ход» на Киев. Сегодня мы можем говорить, что этот их план не был осуществлен и был провален — сказал Парубий.

Однако, учитывая хаос на украинских границах и временную слабость органов МВД, опасность российского вмешательства во внутренние дела Украины по-прежнему остается. Санкции Запада немного отрезвили кремлевское руководство, но очевидно, что просто так Москва от Украины не отстанет. Одним из эффективных средств «мутить воду» останется заброс диверсантов и провокаторов — не случайно, что инициатива введения визового режима была озвучена в Киеве. РФ, напротив, «выражает сожаление» по поводу желания соседей укрепить пограничный режим и об ответных мерах даже не заикается. Еще бы — тогда о массовом десанте экстремистов в восточную часть Украины придется только мечтать.

Разумеется, люди с российскими паспортами, участвующие в митингах и беспорядках в Донецке, Харькове, Луганске и пр. составляют только определенную, теневую часть «сепаратистских» процессов. Однако именно им принадлежит наиболее агрессивная и провокационная роль — они завозят российскую символику, устанавливают ее на украинских органах власти, разжигают беспорядки, распространяют идеи «референдумов», «федерализации», «единого народа» и проч. В свою очередь, сторонников этих лозунгов среди украинских граждан трудно назвать собственно украинцами — они говорят исключительно на русском и ненавидят «бандеровцев» по одному факту их существования. Самозваный «народный губернатор» Донбасса Павел Губарев состоял в фашизоидном Русском национальном единстве (РНЕ) и прокремлевской социалистической партии Натальи Витренко. А выкрики, которые доносятся из уст дончан и харьковчан («Беркут! Беркут!», «На колени!», мат-перемат) свидетельствуют об их специфической российской ментальности.

В то же время, пророссийские митинги в «небандеровской» Украине нельзя назвать массовыми. В разгар «русской весны» численность донецких сепаратистов, выходивших на улицы, не превышала 10 тыс. человек. Последний митинг собрал не более 2 тыс. и прошел под совсем уже маразматическими лозунгами «Янукович — наш президент!». Основной контингент собравшихся — пенсионеры, местные коммунисты, городские сумасшедшие и вездесущие российские гастролеры, среди которых затесался даже негр-нацбол из Латвии.

История вопроса

Надо сказать, что практика экспорта дестабилизации обстановки в постсоветских странах была опробована Кремлем задолго до украинских событий. Главные тревожные симптомы возможной экспансии — наличие устойчивой русскоязычной диаспоры, раздача российских паспортов местным жителям, дислокация вооруженного контингента РФ на территории суверенного государства. «Паспорта» и «дислокация» оказались решающими факторами в 2008 году, когда Россия принялась «защищать» своих миротворцев и граждан от «агрессии» Грузии. Все три фактора сошлись в 2014 году в Крыму, где без проблем удалось организовать карикатурный «плебисцит» о добровольном вхождении в состав РФ.

В опасной зоне находится Прибалтика, что уже отмечали экс-президент Латвии Вике-Фрайберга и действующий глава Литвы Даля Грибаускайте. И членство в ЕС/НАТО не должно усыплять бдительность местных силовиков — ведь именно Балтия (конкретно — Эстония) еще в апреле 2007 года стала опытным полигоном для обкатки технологий по дестабилизации.

Речь идет о беспорядках в Таллинне, когда «пророссийские активисты» устроили погромы в центре города из-за переноса памятника советским солдатам. Эстонская полиция довольно жестко тогда подавила «русскую весну», хотя и не смогла предотвратить акты мародерства и вандализма. Было задержано 1160 человек. Среди них 85 граждан РФ и 308 апатридов. Единственный погибший — гражданин России Дмитрий Ганин. Полиция зафиксировала 148 объектов, которые пострадали от действий вандалов.

Активное участие в таллинских событиях приняли члены прокремлевского молодежного движения «Наши», причем не только эстонский «филиал» организации, но и прибывшие из России комиссары. Впоследствии им запретили въезд на территорию Эстонии, а также в Шенгенскую зону. Трудно сказать, сколько было «засланных казачков» среди задержанных полицией граждан РФ, поскольку многие из русскоязычных эстонцев являются бипатридами. Это особенно странно, ведь двойное гражданство в республике запрещено. Тем не менее, по официальным данным, более 15 тыс. человек в Эстонии имеют помимо эстонского гражданства еще и российское, что можно смело назвать угрозой национальной безопасности.

По горячим следам таллинского «шедвелла» командующий эстонскими Силами обороны генерал Антс Лаанеотс публично заявил, что истерия и последующие силовые действия защитников Бронзового солдата были«масштабной, одобренной на высоком политическом уровне, тщательно продуманной и подготовленной спецоперацией РФ против Эстонии». С аналогичным заявлением выступил и тогдашний министр юстиции Рейн Ланг. Неоднократно о том, что за апрельскими беспорядками стоят спецслужбы РФ, говорил член парламента, реформист и театральный режиссер Райво Ярви.

Одним из наиболее удобных поводов для демонстрации силы и устрашения «врагов России» остаются международные футбольные соревнования. Любые стычки здесь можно списать на «околофутбол», разборки фанатов. Но из «околофутбольного» ряда явно выбиваются беспорядки в Хельсинки в июне 2009 года, когда российские хуллс превратили центр финской столицы в зону боевых действий. По итогам столкновений было задержано около 30 россиян. Также нельзя назвать «фанатскими разборками» массовое побоище в Варшаве в ходе Евро-2012, где россияне схлестнулись с польскими болельщиками. В обоих случаях россияне непременно хотели пройти по центру города многотысячным маршем и обязательно с использованием провокационной советской символики. Показательно, что даже представители власти РФ допускали накануне столкновений откровенно разжигающие заявления. Например, перед матчем с Польшей, в ответ на рекомендации поляков избежать на марше флагов СССР, министр спорта Виталий Мутко заметил, что не надо нам, дескать, советовать с чем ходить. Сами решим.

Украина на очереди

И вот после Эстонии-2007, Грузии-2008, Финляндии-2009, Польши-2012 пришел черед Украины. Сюда ринулись толпы веселой гопоты, пользуясь проходным двором на границах. И в отличие от предыдущих зарубежных экспедиций Кремлю удалось мобилизовать под свой интерес не только дежурную карманную «комсу», но и нафталиновый политический хлам по типу НБП, РНЕ и т.п. Это можно считать несомненным успехом Путина. Долгое время российские экстремисты были головной болью для властей — в целом контролируемой, но далеко не всегда адекватной силой. И тут подвернулся удобный случай сделать из радикалов потенциальных союзников, да еще натравить их на «жидобандеровцев» и «западных подстилок». И скорей всего бОльшая часть путинских туристов отправилась в Украину не за деньги, а по «зову сердца», ну и также по причине маргинального статуса внутри своей страны.

По данным Госпогранслужбы Украины, начиная с 4 марта пограничники не пустили на территорию страны более 8 тыс. человек из России, которых можно было подозревать в организации массовых беспорядков. 77 человек получили статус нон-грата, 63 человека были задержаны после участия в экстремистской деятельности. Даже если предположить, что данные цифры завышены «для отчетности», то масштаб проникновения диверсантов все равно выглядит внушительным. Ведь скольких еще не остановили, и они курсируют от города к городу, убеждая обывателя в массовости пророссийских настроений в Юго-Восточной Украине.

Задействованы персонажи на любой вкус. Например, питерский нацист, член организации «Черная сотня» некий Антон Раевский. Прибыл в Одессу тренировать местную самооборону — группу из 50 человек, которая ходит на пророссийские марши в Одессе в униформе, масках, с щитами и дубинками. Организация занимается также уничтожением украинской символики в городе.

Или латвийский гражданин Айо Бенесс, «дитя фестиваля», гражданин Латвии, путешествующий со своими друзьями-нацболами по всей немайдановской части Украины. Латвия уже собирается лишать Бенесса гражданства за его участие в экстремистских акциях. В своем фейсбуке, ничуть не смущаясь, бравый лимоновец пишет буквально следующее:

Я выступил с небольшой речью на митинге в Симферополе, заявив, что на Крыму мы не остановимся и пойдем освобождать от неонацистской мрази прочие города Украины — Донецк, Харьков, Одессу, Николаев, а потом и Киев. Мы хотим объединить Россию, Украину и Беларуссию — братские славянские народы в едином государстве. А затем придет черед и Прибалтики, Кавказа, Средней Азии и т.д. Наша программа максимум — это восстановление СССР в обновленной форме.

Народное ополчение в Симферополе закончилось. Позавчера был мой последний день дежурства в народном ополчении. Поскольку Крым стал официально частью России и в город вошли «вежливые люди», отряды самооборонцев расформированы. Часть ребят возможно будет служить в вооруженных силах Российской Федерации, а часть — станет дружинниками для поддержания порядка в городе. Нашу роту отпустили домой. Ребята попрощались со мной, а генерал и полковник пожали мне руку и поблагодарили за хорошую службу.

Итак, товарищи нацболы, Крым взят практически без единого выстрела и без потерь для партии! С моей точки зрения мы-другороссы проявили себя достойно. Поэтому двигаемся дальше, на Юго-Восток. Слава России !!!

Алексей Худяков, монархист, член «Щита Москвы», а также прокремлевского Румола приехал в Донецк бороться с «оранжевой заразой». Был замечен в окружении Павла Губарева. Ранее, по собственному признанию, «проводил акцию Георгиевская ленточка в десятках городов на Украине, и автопробег Ханты-Мансийск — Севастополь».

Москвич Михаил Чуприков (он же Мика Ройнкайнен), член прокремлевского движения Местные, прославился тем, что водрузил флаг России над харьковской ОГА.

А вот какие рекомендации дает своим соратникам (и просто русским людям), отправляющимся в Украину, многолетний лидер РНЕ Александр Баркашов:

По результатам поездки наших инспекторов в Восточные и Юго-Восточные регионы Украины, а также в силу того, что стихийный отъезд наших соратников в Украину продолжается, считаю необходимым дать некоторые рекомендации тем, кто решил именно сейчас туда поехать.

Рекомендую выезжать группами не менее трёх человек. Если пересекаете границу по железной дороге или на автобусе, то ехать раздельно.

В связи с ужесточением контроля со стороны украинских таможенно-пограничных служб, рекомендую местом назначения своей поездки называть Киев или Львов. Потому что русские добровольцы туда не поедут и эти места назначения не вызовут подозрения у украинских погранслужб.

По приезду на Украину — обязательно быть на постоянной связи со своим региональным руководством или с центральным руководством, с тем, чтобы в последующем можно было обеспечить связь и взаимодействие между всеми прибывшими, в том числе и стихийно, группами соратников.

Наиболее оптимальным местом приложения ваших усилий на сегодняшний день является Донецк. Во всяком случае, там вы будете востребованы.

Обращение Баркашова датировано 6-м марта, и Донецк «Петрович» советует для посещения не случайно. Именно здесь «пророссийские активисты» устроили наиболее крупные беспорядки 13 марта и напали на участников митинга «За единую Украину», после чего погиб член ВО «Свобода».

РНЕ засветилось в украинских событиях и с другой стороны, более «респектабельной». Например, в СМИ прошла информация, что в крымском референдуме все-таки участвовали некие международные наблюдатели. Занималась надзором за выборами российская организация (с международным статусом) CIS-EMO во главе с Алексеем Кочетковым, который в 90-е годы был одним из ближайших соратников Баркашова и главным редактором «Русского порядка» — основного печатного издания РНЕ. За рубежом CIS-EMO «наблюдает» за выборами, как правило, в зоне интересов Российской Федерации — в Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии. Очевидно, что речь идет о подставной организации, призванной проводить интересы Кремля на подотчетных CIS-EMO территориях и выборах.

Итак, «нашисты», нацисты, нацболы — все побывали тут. В целом, действия «путинских туристов» в Украине напоминают интернациональные отряды в Красной армии в годы Гражданской войны. Тогда в помощь молодой социалистической республике со всего света потянулись красные фанатики, отличавшиеся, между прочим, высоким уровнем боеспособности и убежденности. Китайцы, латыши, венгры, югославы в значительной степени повлияли на итоги Гражданской войны. На стороне РККА воевало около 300 тыс. таких вот добровольцев.

Сейчас, на первый взгляд, опасность распространения «пророссийского» вируса силам молодой киевской власти удалось локализовать. Но если дать слабину и не укрепить границу, то вереница соседских баламутов вновь потянется в гости к поистине братской Украине. «Русская весна» понимает только силу.