Согласно договоренности между главой Люстрационного комитета Украины Егора Соболева с министром внутренних дел Арсеном Аваковым, стартовал «прозрачный подбор руководителей областных управлений милиции с привлечением общественности». Приказ «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей начальников ГУМВД, УМВД Украины в Киевской, Львовской, Волынской и Тернопольской областях» был подписан 19 марта и.о. министра внутренних дел.

На практике это должно выглядеть следующим образом (по словам Е. Соболева): МВД отбирает кандидатуры, «кадры» и служба внутренней безопасности министерства, общественники и все желающие журналисты «проверяют» кандидата, потом его «презентуют» руководству и общественности того или иного региона. После этого «кадры» МВД окончательно утверждают соискателя генеральской (полковничьей) должности.

После этого, надо полагать, «люстрированный» столь экзотическим образом милицейский начальник сможет достойно справляться с возложенными на него обязанностями, гарантируя соблюдение правопорядка на вверенной ему территории.

Но этого не будет.

Возможно, инициатива Е. Соболева и сгладит скандалы, связанные с кадровой политикой А. Авакова последнего времени, когда большие милицейские посты получали мерзавцы. Но в целом это пустая и даже вредная затея.

Объясню, почему, опираясь исключительно на свой многолетний опыт в криминальной журналистике.

Отобрать лучшие кадры таким образом вряд ли удастся. Во-первых, свои заключения по кандидатам будет давать кадровая комиссия МВД, но кто поручится за компетентность и непредвзятость ее собственных кадров? То же самое касается и службы внутренней безопасности МВД — в памяти еще свежи воспоминания того времени, когда СВБ времен министра Юрия Луценко возглавлял бизнесмен Александр Новиков, заход с просьбой к которому стоил клиенту от $10 000. А украинским бюро Интерпола заправлял Кирилл Куликов, ставленник российского ОПГ «Лужниковские», подконтрольного ФСБ РФ (Александр Бабаков и компания).

К тому же ветераны МВД прекрасно знают и открыто об этом говорят, что «кадры» и СВБ МВД еще со времен Юрия Кравченко были активно инфильтрованы российской агентурой. Которая прикрывала «своих» и «съедала» патриотически настроенных профессионалов.

Не думаю, что за месяц в МВД в плане насыщенности российской агентурой что-то изменилось к лучшему для Украины.

К тому же продвигаемые спецслужбами на ключевые вакансии кандидаты, как правило, имеют чистую, как слеза младенца, биографии. Как, например, служебная биография того же экс-министра Виталия Захарченко, виновного в гибели протестующих. Или недоброй памяти генерала Алексея Пукача, задушившего Гию Гонгадзе — вообще имел прекрасный послужной список!

Автор лично знал и многих отличных, бесстрашных офицеров-оперативников, на счету которых — разобщенные и уничтоженные ОПГ со всеукраинской известностью. Но которые, как оказалось позже, были членами банд или замаскированных под банды «боевыми группами» российских спецслужб. Поверьте, «люстрацию» комиссии Авакова-Соболева эти люди прошли бы успешно. А завтра пройдут их ученики — завербованные ими же сослуживцы.

Зато наверняка не пройдут многие из тех, кого будут «люстрировать» журналисты. Потому что «вешать компромат» на неугодных, принципиальных и патриотически настроенных прокуроров, судей и работников МВД (да, были, есть и будут и такие) посредством СМИ для спецслужб России в Украине было обычной практикой. Такой же обычной практикой было запугивание журналистов, которые «садились на хвост» «оборотню» из обширной пророссийской «стаи».

Таким образом, время и человеческий ресурс на «просев» кадров в системе МВД будут потрачены зря. И не дадут никакого ощутимого результата. Наоборот, отвлекут и ресурс, и внимание общественности и от всеобъемлющей люстрации. И от принципиального вопроса ликвидации нынешней «правоохранительной» системы и создания новой, современной, действенной.

Начиная примерно с 1995 года, я слышу от руководителей всех уровней одни и те же два аргумента: «не время» и «нет денег на реформу».

При этом время и десятки миллиардов долларов на воровство неизменно находилось.

Просто всех власть имущих в Украине во все годы независимости нашей страны устраивало именно такое положение вещей — слабые, коррумпированные правоохранительные органы, контролируемые кадрами, назначаемыми по «кумовскому» и «квотному» принципам. Результат этой «принципиальности» мы видим и сегодня, когда к власти в стране пришла вчерашняя оппозиция.

Простой пример из дней нынешних: к Бахтеевой, Богатыревой, разворовавшим Минздрав, вопросов у власти нет. К одиозным Антону Яценко и Николаю Рудьковскому у власти вопросов нет. Кто из одиозных коррупционеров и мерзавцев, кроме экс-главы Харьковской ОГА Михаила Добкина, вообще задержан «новой властью»? Да никто. И таких фамилий каждый из нас друг другу может назвать десятки.

Это — результат «работы» правоохранительных органов за месяц, минувший со дня бегства экс-президента Виктора Януковича из Киева.

И даже не потому, что «Аваков не на месте» или «Наливайченко слабый». А потому, что еще советская система МВД и СБУ давно не работоспособны. Они на практике доказали свою неэффективность, неспособность к самоочищению и самоподдержанию в действенном состоянии в условиях рыночных отношений.

Это — преступление эксплуатировать эту «правоохранительную» систему и дальше, обкрадывая народ Украины на ее содержание. По сути, инвестируя миллиарды в коррупцию, наркоторговлю, проституцию, пытки и убийства — традиционные «крышевания» милиции, СБУ и ГПУ. А еще — в «пятую колонну» спецслужб РФ, традиционно черпающих агентуру и исполнителей в рядах украинских силовиков («банда Гончарова», «банда Марьянчука», «цвет» донецкого ОПГ «Люкс» во главе с генералом МВД Владимиром Малышевым, генерал-убийца Алексей Пукач и его «команда», подонок Евгений Жилин, глава «Оплота», майор Мельниченко и т.д., и т.п.).

Поэтому все доводы в пользу того, что «не время» затевать реформы, что «коней на переправе не меняют», что «враг у ворот, вернемся к этому позже» и что «нет денег» — это наглая ложь заинтересованных, или лепет профанов, или «деза» врага.

Скажите, от кого сегодня, сейчас вас защитит та милиция, которая есть сегодня? Та прокуратура, и СБУ, те суды? Ни от кого и ни от чего. И уж тем более не от внешнего врага. Потому что даже в сумме 10 пойманных российских диверсантов, шпионов и провокаторов-«сепаратистов» для 40-тысячной СБУ — это смехотворный показатель. Три дивизии контрразведчиков по штатам военного времени отловили 10 врагов — так за что им деньги платить?

Систему нужно менять в принципе. Как это сделал Михаил Саакашвили со своими единомышленниками. Система действенная и эффективная: Саакашвили и его команда давно отстранены, а система превосходно действует.

Казалось бы, все просто. Не нужно изобретать велосипед, возьмите уже готовые наработки грузин (а им принципиально новую правоохранительную систему помогали создавать США и ЕС), пригласите для консультаций их специалистов, экспертов из ЕС и США, их методики — и внедряйте. Затянем дружно затянем пояса, изыщем средства: «народ поймет» — ведь мы строим будущую безопасность для себя и своих детей!

То же самое касается и люстрации: есть опыт Польши, ФРГ, Прибалтики — копируйте, внося «национальные» особенности, и требуйте внедрения от власти, в чем проблема? Не хочет заниматься эта власть, изберем другую.

Потому что пока «низы», как им кажется, «люстрируют» какие-то региональные назначения, «в верхах» процветает жлобский «квотный принцип» при назначениях. Когда, например, всеми Вооруженными Силами Украины управляет партийный адмирал, который не в состоянии командовать даже одним только флотом. А МВД — партийный бизнесмен. А кадровым закулисьем руководит дама, не имеющая авторитета порядочного человека среди большинства граждан страны.

Тут никакая люстрация не поможет.

Курс доллара в Украине бьёт все исторические рекорды. На межбанковском рынке он превысил отметку в 11 грн и, видимо, не собирается опускаться в ближайшее время, наличный рынок также не уступает в скорости роста. До такого уровня цена американской валюты повышалась лишь на самом пике финансового кризиса в конце 2008 года.

Большой ажиотаж

Курс доллара повышается начиная со старта Евромайдана в ноябре прошлого года. Однако резкий рост начался в средине января, когда в стране начались массовые беспорядки, а Россия отказалась предоставить Украине средства на $2 млрд. Факторов для такого серьезного роста несколько. Главным из них по-прежнему остается повышенный спрос на иностранную валюту из-за панических настроений, вызванных последними событиями в стране и общей нестабильностью. При этом ажиотаж идет сразу с нескольких сторон.

Население особенно подвержено панике и поэтому массово скупает валюту не только для того, чтобы обезопасить свои сбережения от обесценивания, но и активно переводит гривневые депозиты в валютные — для этого банкам также нужны доллары. В январе, когда ситуация уже накалялась, чрезвычайно повышенный спрос еще не был замечен. За месяц граждане купили всего $659 млн (чистый спрос). Это несопоставимо мало по сравнению, например, со скупкой розничной валюты в октябре 2012 года, когда население приобрело чистых $2,17 млрд только из-за опасений накануне парламентских выборов. Возможно, небольшой январский спрос был связан с тем, что у граждан просто не осталось гривны. Нынешние февральские данные пока не обнародованы, однако стоит ожидать, что интерес населения к наличной валюте должен быть гораздо выше, чем в январе.

Юридические лица также не стоят в стороне. Им еще сложнее проводить валютные операции, так как недавно Нацбанк своим постановлением усложнил им процедуру покупки иностранной валюты. Теперь ее можно приобрести лишь на шестой день после того, как гривневые средства для этой операции зачисляются в банк. При этом центробанк не дал никаких разъяснений по поводу того, что делать в том случае, если доллар серьезно подорожал за эти пять дней, что сейчас и происходит. Поэтому банки могут разве что предложить своим клиентам зачислять гривну для покупки валюты с запасом. На межбанке сейчас постоянно формируется отложенный спрос со стороны предприятий, которые должны ждать несколько дней, прежде чем получат валюту на руки. Также участники рынка признают, что сейчас на рынке случаются и спекулятивные сделки, которые только подогревают стоимость валюты и ажиотаж вокруг нее. Некоторые экспортеры предпочли подождать с продажей своих валютных запасов, рассчитывая, что через несколько дней они смогут получить на разнице курсов лишний доход.

Нынешняя ситуация очень схожа с событиями конца 2008 -- начала 2009 годов. Тогда негативные новости с западных рынков также спровоцировали повышенный спрос на иностранную валюту, особенно на наличном рынке. При этом, в 2008 году Нацбанк очень долго не выходил на рынок с валютными интервенциями и не удовлетворял сформировавшийся спрос. Хотя в резервах страны для этого было достаточно средств. В этот раз регулятор действует прямо противоположным способом. Он регулярно выходит на рынок с продажей доллара, из-за чего уровень международных резервов опустился до $15 млрд. Для безопасного функционирования экономики резервы должны быть хотя бы на уровне трехмесячного импорта — на уровне $24 млрд. Однако после того, как стало понятно, что расходование резервов на поддержку курса не дает положительного эффекта, Нацбанк начала вводить административные меры регулирования валютного рынка: ограничил сроки валютных операций для предприятий и объемы валютных переводов для населения.

Украине нужны покой и деньги

Административные меры Нацбанка оказались бессильны против панических настроений из-за последних событий в стране. Смена власти внесла большую неопределенность и заставила граждан выстроиться в очереди перед обменными пунктами и отделениями банков.

Участники рынка говорят, что сейчас стоимость доллара главным образом будет зависеть от того, успокоится рынок или нет. А для этого должна начаться хоть какая-то стабильная работа власти в стране, прекращение массовых беспорядков в столице и регионах. Нацбанк призывает всех сохранять спокойствие.

"Если у вас есть гривна, евро или доллар на депозите - не нужно разрывать договор, потому что пик роста курса доллара на сегодня максимальный - не поддавайтесь ажиотажу", -- заявил новый глава Нацбанка Степан Кубив. Однако он не уточнил, что конкретно планирует предпринять регулятор для того, чтобы сбить рост курса.

Еще одним из главных факторов, который определит цену валюты в более долгосрочной перспективе, станет возможность привлечения Украиной средств из-за рубежа. Уже очевидно, что ожидать финансовой помощи со стороны России ждать не приходится. Поэтому новая власть планирует возобновить переговоры с МВФ, ЕС и другими финансовыми организациями.

Новое правительство сформировано, МВФ уже готов начать сотрудничать с Украиной. Цена вопроса - минимум $15 млрд. Очевидно, что без этих средств Нацбанку, скорее всего, просто не удастся поддерживать стоимость национальной валюты какое-либо длительное время. Для этого необходимо проводить интервенции, которые осуществляются из средств в международных валютных резервах.

Если финансовая помощь будет получена, цена доллара может опуститься снова.

Вот уже не одну неделю и впервые на моей памяти поинтересоваться у своих крымских знакомых, как дела, оказывается неуместным.

— Что крымчане сейчас говорят друг другу после приветствия? — уточняю я у симферопольца Антона Плаксуна, общественного деятеля и предпринимателя.

— Спрашивают: собираешься уезжать или нет. Это что касается людей моего круга. А бесноватые ничего не спрашивают — у них все хорошо. Они уже считают свои пенсии в рублях, — отвечает он. Нервозность последних месяцев дает о себе знать.

— А вы собираетесь уезжать?

Плаксун отвечает без раздумий — видимо, «по-крымски» с ним здоровались уже не раз.

— Зависит от того, как будут развиваться события. Самый плохой вариант — «аксеновщина». Это когда Крым не будет признан государством, здесь не будет власти, а будут казаки, когда продолжатся похищения людей, шантаж семей военных и т.д. В таком Крыму я, мои товарищи и знакомые жить не собираемся.

Прощание славянина

— Крым — моя родная земля. Я считаю себя русским до мозга костей. Россия как наследник Советского Союза — государство, олицетворяющее чаяния всех русских людей. Вторая моя родина — это Украина, в которой я вырос, встал на ноги и в которой у меня появилась семья. А сейчас одна моя Родина начинает уничтожать вторую. Таким образом одна Родина перестала быть таковой, потому как она проявляет агрессию, а вторая Родина может просто исчезнуть, и от этого больно, — говорит крымский предприниматель Роман Тихонов.

За несколько дней до референдума, стоя в очереди к банкомату, общаясь с коллегами на перекуре или покупая продукты в супермаркете, мои собеседники начинали замечать, что те, кто вчера безоговорочно ратовал за присоединение к России, сегодня задаются непростыми вопросами. И все они сводятся к одному: что будет дальше, если ситуация уже ухудшилась? Перенос референдума о статусе Крыма с мая на конец марта, а затем на прошлое воскресенье преследовал еще одну задачу: розовая пелена не должна была спасть с глаз непостоянных крымчан.

Крымский бизнес замер в ожидании новых реалий. Прежде всего сложности связаны с логистикой, финансовыми потоками и, конечно, с тем, что люди предпочитают держать наличные под матрасом — на черный день. Самую неопределенная ситуация сложилась в сфере туризма. Во-первых, хозяева мини-отелей понимают, что если в Крым в ближайшее время и поедет российский отдыхающий, то лишь в санатории — по путевкам.

— Во-вторых, грядет передел собственности. Большинство маленьких гостиниц на побережье возведены с нарушением норм. Раньше на это смотрели сквозь пальцы. Но придет Россия, и владельцев построек спросят, чье это. И я как неисправимый пессимист считаю, что неправильно оформленной собственностью могут расплатиться с апологетами России, — объясняет еще один нюанс Роман Тихонов.

Смерть вместо депортации

Четверть века назад в Ферганской долине разгорелся межэтнический конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и первые отправились громить дома вторых. Итог: сто погибших, тысяча изувеченных и 16 тысяч турок-месхетинцев, вывезенных из Ферганской области. Накануне погрома неизвестные прошлись по городу и оставили отметки на воротах домов турок-месхетинцев. Когда погромщики вышли на улицы, они знали, в какой двор заходить.

Депутат крымского парламента последнего созыва Сафуре Каджаметова вспоминает о Ферганском погроме неспроста. Недавно, возвращаясь с работы, она обнаружила на воротах своего дома изображение треугольника, прошитого стрелой. Потом появилась информация о подобных знаках в нескольких районах Крыма, в местах дисперсного проживания крымских татар.

— Возможно, это делается, чтобы нас запугать, чтобы все бежали, бросив свои дома. Страх застилает глаза. Паниковать не надо! Дома и стены помогут, — призывает Каджаметова.

Погромы, депортация, физическое уничтожение — такими были первоначальные страхи крымских татар после появления российских военных на полуострове. И причина не только в знаках на воротах. Крымские татары помнят о бедах, виновниками которых на протяжении веков были правители из Москвы. Живы очевидцы самого последнего из них — депортации. Когда народный депутат Мустафа Джемилев говорит «лучше умереть здесь, чем снова подвергаться депортации», он действительно выражает настроения людей.

Сафуре Каджаметова говорила о доме не просто так. В 1944-м крымские татары вынуждены были на новом месте, с нуля строить свою жизнь (и жилища). В конце 80-х — начале 90-х они за бесценок продали свои дома в Средней Азии, переселились в сооруженные на скорую руку времянки и вновь принялись заливать фундамент — из цемента и взаимоотношений с соседями. По сути, глобальное строительство закончилось несколько лет назад. И теперь риск потерять родину, на которую вернулся не так давно, потерять дом, который ты только что достроил, и потерять мир, который обрел, оказывается страшнее всего.

Истинные сторонники единства

Несколько лет назад вышел из печати первый том исторического романа о Шагин-Герае крымчанки Гульнары Абдулаевой. Запланированная ею трилогия о последнем крымском хане, после правления которого полуостровом завладела Российская империя, еще не закончена. Обсуждая происходящее в Крыму, писательница проводит параллели с концом 18-го века. Однако тогда, после аннексии Крыма Россией, с полуострова в Османскую империю эмигрировало около половины всего крымскотатарского населения. Сейчас, уверена Абдулаева, люди не побегут: у них другая степень информированности, другой тип мышления.

— На смену страху пришел патриотизм. Он высок как никогда. И если раньше кто-то был равнодушен, существовал вне политики, то теперь таких нет, — говорит Абдулаева.

Майдан умножил число патриотов Украины не только на материке, но и на полуострове. А оккупация Крыма вознесла это чувство на невиданную доселе высоту. Однако его уровень напрямую зависит от дальнейших шагов руководства страны.

— Мы до последнего дня надеялись, что Украина защитит своих граждан, но, к сожалению, этого не произошло, — говорит Каджаметова. Не исключено, что сердца крымчан постепенно заполнит горечь, что полуостров попросту слили.

Со времени возвращения народа в Крым украинская власть всегда видела в крымских татарах потенциальных сепаратистов. Законопроект о восстановлении прав крымскотатарского народа так и не был принят. Работа СБУ с крымскими татарами зачастую была направлена на ослабление роли меджлиса и раскол единства нации. При содействии властей укреплялась и росла роль приверженцев нетрадиционного ислама, которые опять-таки ослабляли влияние представительного органа крымских татар. И зачастую в пику крымским татарам на полуострове поддерживалось казачество.

Но когда в Крым вошли оккупанты, цветы им понесли совсем другие крымчане. А люди, которых власть воспринимала как возможных сепаратистов, оказались самыми массовыми сторонниками единой Украины.

В Украине продолжается формирование исполнительной вертикали. По старым лекалам, но в условиях повышенного внимания общества. Доминируют политический и эмоциональный компоненты. Профессиональный — в последнюю очередь: сейчас надо раздать награды. Самые большие проблемы в "нейтральной зоне" — Центральной Украине. Распределение регионов по партийным квотам уже вызвало всплеск эмоций на местах — партиям иногда некого предлагать: их претенденты либо профессионально слабы, либо у них солидный шлейф сомнительного прошлого, мало известного партийным лидерам в центре, но четко прослеживаемого местным социумом.

На должности глав районных администраций вообще трудно найти претендентов, которых поддержала бы патриотически настроенная улица: Партия регионов в эпоху своего неделимого господства принуждала всех более или менее авторитетных людей не только вступать в ее ряды, но и участвовать в мероприятиях в поддержку действующей власти. Теперь им об этом вспоминают, грозят люстрацией. В то же время на волне митинговых страстей к власти рвутся или откровенные баламуты, которых всегда выплескивает на поверхность пена социальных потрясений, или циничный бизнес с криминальным душком. Похоже, перспектива помародерствовать в тяжелые времена вдохновляет многих.

Гротеск дежавю особенно подчеркивает необходимость проведения реформы управления территориями или, как теперь принято говорить, — децентрализации власти. Руководство страны даже задекларировало намерение осуществить ее быстро и решительно. Хотя смысл в понятие "децентрализация" вкладывается разный. Чаще всего ее трактуют как противоположность демонизированной федерализации. Хотя децентрализация в действительности является продолжением демонополизации публичной власти. Федерализация просто перестала быть актуальной: замена центрального самодержца на региональных князьков, что является болезнью постсоветских территорий, сегодня не радует. А с принятием Бюджетного кодекса, предусматривающего сквозные межбюджетные отношения между центром и органами местного самоуправления, — это вообще шаг назад.

Поверхностно было бы сводить реформу только к расширению полномочий местной власти, даже с закреплением дополнительных доходных источников. Это только один из компонентов построения территориальной организации власти со сбалансированной триадой: полномочие—ресурс—ответственность.

Самая весомая составляющая реформы — распределение полномочий между государством и местным самоуправлением. Вышеупомянутая проблема назначения глав местных государственных администраций решается просто и органически — люди избирают местную власть, которая формирует исполнительные органы. А вот государственные функции на территории исполняет представитель центральной власти. Одна из этих функций — контроль легитимности решений органов местного самоуправления, а именно — соответствие их закону, а не целесообразности. И реакция на злоупотребление местной власти должна быть быстрой и неотвратимой. У главы ГГА есть только месяц на то, чтобы проанализировать акт органа местного самоуправления на законность, остановить его и подать в суд. Упустил время — дальше может обращаться уже как частное лицо. Если взял за привычку опротестовывать все акты подряд — жди поражения в суде и падения авторитета центральной власти, за что в Киеве не похвалят. Конечно, можно вспомнить, что суды зачастую чувствительны к пожеланиям власти, но в данном случае будет рассматриваться иск одного органа власти к другому. И открытость, и прозрачность процесса когда-нибудь таки расчистит заиленное коррупцией русло судопроизводства. Опыт стран, внедривших такую систему, в частности Польши и Франции, свидетельствует: полгода деятельности новоизбранного органа самоуправления достаточно, чтобы он овладел искусством не выходить за пределы законодательного русла.

Отдельно о статусе глав госадминистраций. Прежде всего — особый способ назначения. Претендент должен работать на должности не ниже 4-ой категории для того, чтобы быть включенным в особый резерв Госслужбы указом президента. Представление Кабинета министров на вакантную должность возможно только на лицо, находящееся в таком резерве не менее одного года. Президент может отклонить представленную кандидатуру только при наличии веских оснований. Такая сложная процедура необходима для отсеивания случайных или предрасположенных к злоупотреблениям чиновников. Следующее требование — внепартийность, причем не бутафорная: даже уйдя с должности, главы госадминистраций не могут баллотироваться в парламент и местные советы в течение года. Ротация главы ГГА каждые три года обеспечивает защиту от "сращения" с местной элитой, и единое правоприменение на всех территориях Украины является обязательным. И, наконец, — особая подготовка в Национальной академии государственного управления.

Такая система взаимодействия органов публичной власти на территории непривычна для нашего политикума. Более того, слишком четкая. И таящая угрозы для некоторых политических лидеров с авторитарным стилем управления. Но и они вынуждены реагировать на требования гражданского общества, которое еще не сформировалось, но уже заявляет о себе на площадях. Ведь попытки создать исполкомы областных и районных советов в Западной Украине и их бумеранг в виде "народных губернаторов" в Восточной — весьма тревожные звоночки: если не осуществить размежевание полномочий между государственными и самоуправляющимися органами, то на повестку дня вообще выйдет вопрос ликвидации присутствия государства на территории или сведение ее к представительству президента без важных властных функций. Чего и добиваются приверженцы федерализации синхронно с Россией. Следовательно, здесь не до партийных интриг, — на кону суверенитет государства. В конце концов, новая система организации власти открывает и хорошие перспективы для селекции, подготовки и проверки партийных кадров. Ведь местное самоуправление — это возможность самостоятельно принимать управленческие решения, учась на ошибках и приумножая авторитет партии на успехах.

Пока что несмело с уст руководителей страны звучат тезисы о необходимости проведения административно-территориальной реформы, — синдром Безсмертного дает о себе знать. В то же время вице-премьер по вопросам регионального развития Владимир Гройсман заявил о будущей стопроцентной децентрализации власти в Украине. Таким образом, реформа уже задекларирована правительством как неотложная. Что дает определенные шансы. Но серьезно говорить о реформе местного самоуправления без изменения территориальной конфигурации властных структур — значит обманывать себя и общество. Если более 90% сельских советов ни кадрово, ни инфраструктурно, ни финансово не способны выполнять полномочия, предоставляемые базовому уровню самоуправления, — то разве можно всерьез говорить о действующем местном самоуправлении? Необходимость укрупнения территориальных общин путем объединения их вокруг центров экономической активности — городов, сел — уже, практически, не только не дискутируется в кругу специалистов, но и признается самими руководителями органов местного самоуправления. Как и необходимость реорганизации субрегионального уровня — района, который сегодня великоват для предоставления базовых социальных услуг, но слишком мал для организации предоставления естественных для этого уровня медицинских услуг вторичного уровня. Требования к функционированию госпитальных округов как раз будут диктовать параметры новых районов. Что касается областей, то их нынешние размеры в Украине идеально вписываются в требования ЕС к административно-территориальным единицам регионального уровня. Необходимости менять их конфигурацию нет, хотя, конечно, ряд политических маргиналов не потеряют возможности поспекулировать на эту тему.

Наконец, еще одна составляющая децентрализации власти — упорядочение деятельности территориальных органов исполнительной власти. Это означает привязку нынешней хаотичной сети межрайонных органов (например, налоговой администрации) к единой сетке административно-территориального устройства. Фактически, такие территориальные органы должны быть на уровне новых районов и координироваться главами районных государственных администраций. Кстати, такие изменения можно осуществить уже сегодня постановлением Кабинета министров, без участия законодательного органа.

Какой может быть последовательность мер по проведению децентрализации? Первый этап — демонстрация серьезности намерений правительства. Ее подтвердит принятие законопроекта о реорганизации управления в г. Киеве, предусматривающей размежевание полномочий Киевского городского головы, возглавляющего исполнительный орган Киевсовета, с одной стороны, и глав КГГА — с другой, а также восстановление районных советов в г. Киеве (регистрационный номер законопроекта 4289).

Восстановить остановленное в 2010 г. моделирование общин и районов, анализ их способности исполнять определенные законом по этим уровням полномочия, можно, организовав надлежащим образом работу в течение не более месяца. Столько же времени понадобится для принятия в первом чтении поправок к Конституции относительно реформы местного самоуправления. В отличие от политически чувствительных статей организации власти на центральном уровне, которые будут нуждаться в продолжительных политических консультациях и работе квалифицированных юристов, изменения, касающиеся децентрализации власти, давно отработаны с экспертами Венецианской комиссии и могут рассматриваться в зале Верховной Рады Украины отдельно.

Наработан и пакет законопроектов, необходимых для полноценной реформы территориальной организации власти. Это новые редакции законов "О местном самоуправлении в Украине" и "О местных государственных администрациях", законопроект "Об административно-территориальном устройстве" и сопутствующие им изменения в Бюджетный кодекс Украины. Эти документы можно принимать поэтапно, в зависимости от готовности политикума к проведению быстрых изменений в Конституцию.

Проведение административно-территориальной реформы также зависит от политической воли. Опыт других стран свидетельствует, что более благодарную реформу и не придумаешь, поскольку "перетряске" подлежит вовсе не любимая народом бюрократия, и без того каждые пять лет переживающая небольшое землетрясение в результате выборов. С хорошей административной и медийной подготовкой проведение необходимых изменений не будет нуждаться в крупных вложениях и массовых увольнениях служащих. Подавляющее большинство их найдет свое место в новообразованных органах власти на уровне общины и района. А сокращение расстояния между центрами предоставления социальных услуг, размещаемыми сегодня в районных центрах, и их потребителями — сельскими жителями с 20 км в среднем до 11 км — центров новообразованных общин, безусловно, найдет поддержку у населения.

Наконец, крайне болезненный для чиновников процесс изменения места работы можно провести в два этапа. Первый заключается в добровольном объединении территориальных общин, по решению советов. Соответствующий законопроект предусматривает, что областные советы утверждают т.н. Перспективный план формирования дееспособных общин, промоделированный в соответствии с требованиями, определенными правительством к таким административно-территориальным единицам. Следовательно, государственную финансовую поддержку будут получать те новообразованные общины, которые полностью будут вписываться в такой план. Конечно, массового процесса объединения, как свидетельствует опыт других стран, нельзя ожидать, но в политическом плане переход к полноценной реформе будет более мягким.

При любых обстоятельствах окно политических возможностей не долго будет открыто. Необходимо успеть реализовать все запланированные реформы буквально за год — максимум, два. В 2000-м такая возможность была реализована с проведением бюджетной реформы, готовившейся три года. В 2005 г., несмотря на благоприятные политические условия, ни одна реформа не была достаточно подготовлена и не могла быть успешной. Сегодня снова возникли благоприятные условия для проведения реформ, в частности децентрализации власти. Все нормативные акты и меры должны быть приняты и реализованы уже в 2014 г., с тем, чтобы выборы в местные советы прошли на новой пространственной основе и с новыми компетенциями органов власти.

...И не надейтесь на потом. Потом уже шансов не будет. Сами мы это всё сделать не сможем, но всё равно мы можем очень много, и это нужно делать просто чтобы выжить.

Он так и будет гнать перед собой титушек, а перед ними - женщин и детей. До самой польской границы, а потом - и дальше. Говорят, вот, мол, он партизанщину получит... Тоже и не надейтесь. Партизан он объявит "террористами" и будет проводить зачистки. После обработки территорий "Ураганами" и с воздуха. А там, где партизанщины не будет - будут превентивные зачистки, и никого жалеть не станут, снова-таки, не надейтесь.

Мордору нужны рабы или никто. Им бабы нарожают, не забывайте. В Крыму это уже начинается, но мало что мы об этом узнаем: в других местах он уже научился прятать правду и выдавать за неё ложь.

Да и своих солдат он жалеть не будет: словеса "о героях" будут, а скупиться на жизни - не в их правилах. Будут беречь только "элиту" - квалифицированных профи, будь то спецназ, или персонал сложных систем вооружений. Остальные будут "мясом". К рыданиям российских матерей они были и дальше будут глухи.

Не верите? Не буду ничего доказывать. Интересуйтесь сами или потом, очень скоро - убедитесь в этом в реальности.

И не верьте ни единому путинскому слову, как и тому, что будут нести его холуи. Всё это - ложь, даже если кому-то она кажется правдой, и говорится она лишь для того, чтобы сбить с толку, найти среди нас "голубей", которые поверят, которые будут уже своими словами нести их пропаганду уже устами тех, кто среди нас, и кому доверяют некоторые из нас. Их дела будут другими. Такими, как я уже написал, если их слова не подействуют.

Но и это ещё не всё. Те, кто всё же останутся жить на захваченных территориях после всех захватов и зачисток - будут жить в страхе до конца своих дней, а их детей заставят ненавидеть своих родителей, свои, уже бывшие народы. Только деды воевали, и ничего кроме этого.

Может быть, они и гарантируют сохранение языков и религий, но это будут уже мёртвые, никому не нужные языки и псевдорелигии - посмотрите на нынешнюю роиссю, и вы всё это увидите. Там ещё не всё завершилось, но недолго и осталось. Не потому, что изверги. Просто им нужен контроль. "Сильный суверенитет", как сказал их фюрер, где суверен - это даже не он, а коллективный он.

И не надейтесь на его смерть, какой бы она ни была. И на болезнь не надейтесь тоже. На его место уже заготовлены кандидаты - один другого краше, и неважно, умрёт он, или внезапно превратится в овощ.

И не надейтесь на западных союзников: пока они могут остановить его - они этого не сделают, а когда они сами захотят остановить его - скорее всего уже не смогут. Сейчас они думают, что мы зависим от их помощи и пытаются считать выгоду от того, когда и чем они нам помогут. Но они, похоже, не понимают, что на самом деле это они зависят от нас: падём мы - настанет и их очередь.

И не надейтесь на ядерное оружие: Мордору нечего терять, он или захватит то, что задумал, или умрёт: в случае проигрыша ему просто некуда будет бежать. Он пошёл на то, в чём уже не может проиграть. Он это понимает, поэтому взаимное уничтожение его не пугает. Или всё, или ничего. Он, скорее, рассчитывает на трусость, слабость и сомнения тех, к кому он идёт. Он уже не сомневается. Он не зайдёт настолько далеко, насколько ему это позволят, так было в прошлый раз, и на этот - уже не будет. Он будет идти до конца.

И последнее: не надейтесь на Китай. Китайцы умеют ждать. Возможно, когда-нибудь они и уничтожат этот Мордор, но если они это сделают - они сделают это для себя. Мы если это и увидим, то лучше нам от этого уже не будет.

О напрасных надеждах - всё. Теперь - о последней.

Всё будет так, если Мордор не остановить, не отогнать назад отовсюду, где он уже что-то захватил, и не изолировать сейчас. И не надейтесь на потом. Потом уже шансов не будет. Сами мы это всё сделать не сможем, но всё равно мы можем очень много, и это нужно делать просто чтобы выжить. И мы просто обязаны убедить наших пока ещё даже не союзников в том, что не дать Мордору сожрать нас именно сейчас им нужно не меньше, чем нам самим, и тогда все вместе - мы точно победим.

Тогда пусть Мордор и не надеется.

В 2014 год Украина вошла с широким, но в целом понятным набором экономических рисков. Однако с появлением российских войск на юге страны, к сугубо экономическим добавились геополитические риски и вопрос сохранения сбережений перешел на принципиально иной качественный уровень. Перед инвесторами встала необходимость прогнозировать большее число негативных сценариев, причем сценариев с куда более серьезными последствиями.

Защита капитала: теория

Во-первых, баланс между беззаботностью и паранойей, безусловно, каждый выбирает для себя сам. Однако, в защиту параноиков, стоит сказать, что история все-таки повторяется, кризисы и катастрофы случаются неожиданно, но с завидной регулярностью. Не стоит не задумываться о том, а «что я буду делать если», даже если речь идет о маловероятном событии. Написать на бумаге план действий на случай чего – это уже полезный шаг.

Во-вторых, будущего не знает никто, очевидность формирования предпосылок начала той же первой мировой – очевидна только задним числом. О событиях подобного рода можно говорить и думать исключительно в терминах вероятностей, но никогда в терминах определенности. Соответственно, планируя свои финансы, стоит выделять на «пожарный сценарий» только какую-то часть сбережений, соразмерную с оценкой вероятности «события Х».

Последнее значит, что если вы всерьез задались вопросом «а что если вдруг», стоит разделить свои сбережения на несколько категорий согласно возможным сценариям развития ситуации:

конфликт, оккупация вашей страны, необходимость/желанность бегства;

конфликт и/или серьезный экономический спад, без необходимости бегства из страны/города;

балансирование на грани экономического кризиса/спада;

экономический рост, «светлое будущее уже завтра».

Важный посыл состоит в том, что ко всем этим сценариям следует готовиться одновременно. Безусловно, стоит расставлять приоритеты в зависимости от вашей оценки вероятности реализации каждого из сценариев. Но готовиться нужно ко всему. В этом, пожалуй, и состоит главный секрет – диверсификация в максимально широком смысле этого слова.

Далее обсудим подготовку к каждому из сценариев.

В первом случае, ключевой риск – вопрос выживания, для повышения шансов потребуются «тихая гавань» и нематериальные активы. Тихая гавань – это недвижимость и средства за рубежом, или если на такой вариант отступления нахватает финансовых возможностей – недвижимость и запас средства к существованию за городом. Нематериальные активы – это в первую очередь обладание востребованными навыками. Например, механик всегда найдет возможность для заработка, программист – не факт. Та же параллель в паре переводчик – журналист, или стоматолог – косметолог. Новую профессию, конечно, не освоишь, но полезный навык можно.

Во-втором случае главные риски находятся в экономической плоскости. Такие периоды мы уже проходили: в начале 90-х годов и в очень ограниченной форме в 1998 и 2008 годах. Исторически, лучше всего показали себя активы, номинированные в иностранной валюте, сохранность которых не зависит от стабильности работы государственных и частных институтов – наличный доллар, драгоценные металлы и недвижимость. При этом есть два нюанса: необходимо защитить ценности (наличность, драгметаллы) от кражи, а покупка недвижимости – это зашита в долгосрочном периоде, в ходе кризиса недвижимость может терять в стоимости, арендного дохода может не быть, плюс легкой возможности ее конвертации в деньги не будет.

Третий вариант очень похож на период 2012-2013 годов: нулевой экономический рост и высокие процентные ставки сдерживают рост бизнеса, а макроэкономические риски (девальвация, дефолт) сдерживают возможность воспользоваться высокими процентными ставками в национальной валюте для получения дохода на сбережения. В данном случае, лучший вариант для вас как инвестора – сбалансированный инвестиционный портфель по валютам и классам активов (депозиты, облигации, акции и банковские металлы).

Четвертый вариант, на первый взгляд, кажется неуместным для рассмотрения. Однако, в этом и состоит логика системной работы с собственными финансами – нужно рассматривать все сценарии: базовый, альтернативные и маловероятные, как негативный, так и позитивный. Первый из рассматриваемых в статье сценариев – это крайность с негативной стороны, четвертый – крайность с позитивной. В качестве исторического примера реализации такого сценария можно взять период 2005-2007 годов. Лучшие активы в такой ситуации – это недвижимость, акции компаний и собственный бизнес практически в любом секторе экономики.

Защита капитала: практика

Теперь давайте посмотрим, как вышенаписанное может выглядеть на практике. Сразу оговорюсь, что оценка вероятности реализации конкретного сценария – это продукт вашего мировоззрения, мой взгляд на эти вероятности приведен в качестве примера. Также, напомню, что решения по формированию инвестиционного портфеля необходимо обсуждать с вашим персональным инвестиционным консультантом, который в курсе ваших обстоятельств.

Ну и, конечно, помним о том, что возможности инвестора с десятью миллионами долларов существенно отличаются от возможностей инвестора с десятью тысячами. Поэтому, для обсуждения конкретного примера нужно выбрать некий профиль усредненного инвестора. Я представил его так: управленец среднего звена, 35 лет, двое детей, своя жилая недвижимость и $100 тыс. ликвидных сбережений и отсутствие значительных банковских кредитов.

Итак, разбивка перечисленных сценариев по вероятности их реализации: первый – 10%, второй – 20%, третий – 40%, четвертый – 30%. Теперь о том, что это значит на практике тезисно:

$10 тыс. направляется на покупку частного дома в «заброшенном селе» и обеспечения его всем необходимым: 10% вероятности умножаем на $100 тыс. доступных сбережений;

$20 тыс. распределяется между наличной валютой и золотыми слитками, с приоритетом более ликвидным инструментам – например $15 доллары, $5 – золото;

$40 тыс. идет на формирование «защитного инвестиционного портфеля» состоящего, например, на 20% из краткосрочных депозитов (доллар/гривна 50% на 50%), на 30% из долгосрочных государственных и корпоративных облигаций (также пополам из двух валют), на 20% из акций украинских предприятий и на 30% из банковских металлов;

$30 тыс. отправляется на формирование «инвестиционного портфеля роста» на 40% состоящего из высокодоходных корпоративных облигаций и на 60% из украинских акций.

Это примерная разбивка, призванная в первую очередь проиллюстрировать логику процесса. У вас может быть иная оценка вероятностей, иная сумма ликвидных сбережений и другое виденье того, как, например, готовиться к «светлому будущему». Что остается фиксированным – это методология:

описываем сценарии и варианты защиты капитала в рамках этих сценариев;

присваиваем сценариям вероятности;

распределяем сбережения согласно вероятностям.

Вероятно, что реализация такого подхода на практике может потребовать нестандартных и/или непривычных шагов. Например, при сравнительно небольшой сумме сбережений без работы с инвестиционными фондами не обойтись – по-другому получить доступ к рынку облигаций будет проблематично из-за сравнительного высокого порога входа для инвесторов. Также, вряд ли каждый из нас без подготовки представляет, чем нужно оборудовать свою «тихую гавань».

P.S. Напомню, что мы обсуждали системный подход к работе со своими сбережениями перед лицом высокой неопределенности в отношении будущего. Главный фокус вышенаписанного - защита капитала. Если вы хотите заработать на кризисе – это уже совсем другая история.

P.P.S. Для понимания геополитического контекста всего происходящего, крайне полезным станет знакомство с книгой Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет». Также стоит обратить внимание на книгу легендарного инвестора Бартона Биггса «Богатство, Война и Мудрость», в которой описываются различные способы сохранения капитала через призму событии второй мировой войны.