В 2014 год Украина вошла с широким, но в целом понятным набором экономических рисков. Однако с появлением российских войск на юге страны, к сугубо экономическим добавились геополитические риски и вопрос сохранения сбережений перешел на принципиально иной качественный уровень. Перед инвесторами встала необходимость прогнозировать большее число негативных сценариев, причем сценариев с куда более серьезными последствиями.
Защита капитала: теория
Во-первых, баланс между беззаботностью и паранойей, безусловно, каждый выбирает для себя сам. Однако, в защиту параноиков, стоит сказать, что история все-таки повторяется, кризисы и катастрофы случаются неожиданно, но с завидной регулярностью. Не стоит не задумываться о том, а «что я буду делать если», даже если речь идет о маловероятном событии. Написать на бумаге план действий на случай чего – это уже полезный шаг.
Во-вторых, будущего не знает никто, очевидность формирования предпосылок начала той же первой мировой – очевидна только задним числом. О событиях подобного рода можно говорить и думать исключительно в терминах вероятностей, но никогда в терминах определенности. Соответственно, планируя свои финансы, стоит выделять на «пожарный сценарий» только какую-то часть сбережений, соразмерную с оценкой вероятности «события Х».
Последнее значит, что если вы всерьез задались вопросом «а что если вдруг», стоит разделить свои сбережения на несколько категорий согласно возможным сценариям развития ситуации:
конфликт, оккупация вашей страны, необходимость/желанность бегства;
конфликт и/или серьезный экономический спад, без необходимости бегства из страны/города;
балансирование на грани экономического кризиса/спада;
экономический рост, «светлое будущее уже завтра».
Важный посыл состоит в том, что ко всем этим сценариям следует готовиться одновременно. Безусловно, стоит расставлять приоритеты в зависимости от вашей оценки вероятности реализации каждого из сценариев. Но готовиться нужно ко всему. В этом, пожалуй, и состоит главный секрет – диверсификация в максимально широком смысле этого слова.
Далее обсудим подготовку к каждому из сценариев.
В первом случае, ключевой риск – вопрос выживания, для повышения шансов потребуются «тихая гавань» и нематериальные активы. Тихая гавань – это недвижимость и средства за рубежом, или если на такой вариант отступления нахватает финансовых возможностей – недвижимость и запас средства к существованию за городом. Нематериальные активы – это в первую очередь обладание востребованными навыками. Например, механик всегда найдет возможность для заработка, программист – не факт. Та же параллель в паре переводчик – журналист, или стоматолог – косметолог. Новую профессию, конечно, не освоишь, но полезный навык можно.
Во-втором случае главные риски находятся в экономической плоскости. Такие периоды мы уже проходили: в начале 90-х годов и в очень ограниченной форме в 1998 и 2008 годах. Исторически, лучше всего показали себя активы, номинированные в иностранной валюте, сохранность которых не зависит от стабильности работы государственных и частных институтов – наличный доллар, драгоценные металлы и недвижимость. При этом есть два нюанса: необходимо защитить ценности (наличность, драгметаллы) от кражи, а покупка недвижимости – это зашита в долгосрочном периоде, в ходе кризиса недвижимость может терять в стоимости, арендного дохода может не быть, плюс легкой возможности ее конвертации в деньги не будет.
Третий вариант очень похож на период 2012-2013 годов: нулевой экономический рост и высокие процентные ставки сдерживают рост бизнеса, а макроэкономические риски (девальвация, дефолт) сдерживают возможность воспользоваться высокими процентными ставками в национальной валюте для получения дохода на сбережения. В данном случае, лучший вариант для вас как инвестора – сбалансированный инвестиционный портфель по валютам и классам активов (депозиты, облигации, акции и банковские металлы).
Четвертый вариант, на первый взгляд, кажется неуместным для рассмотрения. Однако, в этом и состоит логика системной работы с собственными финансами – нужно рассматривать все сценарии: базовый, альтернативные и маловероятные, как негативный, так и позитивный. Первый из рассматриваемых в статье сценариев – это крайность с негативной стороны, четвертый – крайность с позитивной. В качестве исторического примера реализации такого сценария можно взять период 2005-2007 годов. Лучшие активы в такой ситуации – это недвижимость, акции компаний и собственный бизнес практически в любом секторе экономики.
Защита капитала: практика
Теперь давайте посмотрим, как вышенаписанное может выглядеть на практике. Сразу оговорюсь, что оценка вероятности реализации конкретного сценария – это продукт вашего мировоззрения, мой взгляд на эти вероятности приведен в качестве примера. Также, напомню, что решения по формированию инвестиционного портфеля необходимо обсуждать с вашим персональным инвестиционным консультантом, который в курсе ваших обстоятельств.
Ну и, конечно, помним о том, что возможности инвестора с десятью миллионами долларов существенно отличаются от возможностей инвестора с десятью тысячами. Поэтому, для обсуждения конкретного примера нужно выбрать некий профиль усредненного инвестора. Я представил его так: управленец среднего звена, 35 лет, двое детей, своя жилая недвижимость и $100 тыс. ликвидных сбережений и отсутствие значительных банковских кредитов.
Итак, разбивка перечисленных сценариев по вероятности их реализации: первый – 10%, второй – 20%, третий – 40%, четвертый – 30%. Теперь о том, что это значит на практике тезисно:
$10 тыс. направляется на покупку частного дома в «заброшенном селе» и обеспечения его всем необходимым: 10% вероятности умножаем на $100 тыс. доступных сбережений;
$20 тыс. распределяется между наличной валютой и золотыми слитками, с приоритетом более ликвидным инструментам – например $15 доллары, $5 – золото;
$40 тыс. идет на формирование «защитного инвестиционного портфеля» состоящего, например, на 20% из краткосрочных депозитов (доллар/гривна 50% на 50%), на 30% из долгосрочных государственных и корпоративных облигаций (также пополам из двух валют), на 20% из акций украинских предприятий и на 30% из банковских металлов;
$30 тыс. отправляется на формирование «инвестиционного портфеля роста» на 40% состоящего из высокодоходных корпоративных облигаций и на 60% из украинских акций.
Это примерная разбивка, призванная в первую очередь проиллюстрировать логику процесса. У вас может быть иная оценка вероятностей, иная сумма ликвидных сбережений и другое виденье того, как, например, готовиться к «светлому будущему». Что остается фиксированным – это методология:
описываем сценарии и варианты защиты капитала в рамках этих сценариев;
присваиваем сценариям вероятности;
распределяем сбережения согласно вероятностям.
Вероятно, что реализация такого подхода на практике может потребовать нестандартных и/или непривычных шагов. Например, при сравнительно небольшой сумме сбережений без работы с инвестиционными фондами не обойтись – по-другому получить доступ к рынку облигаций будет проблематично из-за сравнительного высокого порога входа для инвесторов. Также, вряд ли каждый из нас без подготовки представляет, чем нужно оборудовать свою «тихую гавань».
P.S. Напомню, что мы обсуждали системный подход к работе со своими сбережениями перед лицом высокой неопределенности в отношении будущего. Главный фокус вышенаписанного - защита капитала. Если вы хотите заработать на кризисе – это уже совсем другая история.
P.P.S. Для понимания геополитического контекста всего происходящего, крайне полезным станет знакомство с книгой Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет». Также стоит обратить внимание на книгу легендарного инвестора Бартона Биггса «Богатство, Война и Мудрость», в которой описываются различные способы сохранения капитала через призму событии второй мировой войны.