…Глядя на то, как делегаты субботнего съезда Партии регионов восторженно скандируют «Доб-кин! Доб-кин!», можно было подумать, что объектом партийного поклонения стал человек калибра Конрада Аденауэра или Уинстона Черчилля. Однако в президиуме радостно хлопали Владимир Рыбак, Борис Колесников и Александр Ефремов - и это обстоятельство не оставляло никаких сомнений: таки да. Вопреки здравому смыслу и под всеобщий хохот социальных сетей, кандидатом в президенты от ПР избрали-назначили Михаила Добкина*.

Допа: звезда ютьюба, твиттера и террора

Избранником «регионалов» стал человек, которого вся страна дружно называет Допой, поминает всуе, когда что-то сделано не так («немножко по дебильному получилось»), а также воспринимает исключительно в тандеме с одним из главных фриков украинской политики - Гепой.

Это сейчас Михаил Маркович в своей тронной речи вещает про то, что «объединение страны - это не лозунг, это залог того, что наши дети будут жить в сильном, самостоятельном в своих решениях и заботящемся о своих гражданах государстве». Если же пролистать его аккаунт в Твиттере за последние несколько месяцев, то образ «объединителя Украины» предстанет перед нами во всем блеске своего аляповатого мракобесия. Как водится, орфография и пунктуация сохранены.

17 декабря 2013. Две главные заслуги майдана:во-первых показал,что оппозиция полный ноль и ничего из себя не представляет, во-вторых-объединил Юго-Восток.

29 декабря. пакт Молотова - Риббентропа! К черту этих идиотов с их гробами и мусором в голове! Пусть проваливают!

1 января 2014. Поздравляю с днем рождения Бандеры всех предателей, нацистов, фашистов и внуков полицаев. Гуляйте и веселитесь. Но не долго, скоро вам ...

15 января. Бандера,Грынджолы,Руслана,б..ди с Фемен, нацики Сволоты,халявщики с укр.диаспоры,бездельники на майданах - крутой промоушен Украины в мире.

17 января (по следам принятия «драконовских» законов): Новые законы дают большой шанс развитию настоящего гражданского общества.Строить его будут граждане Украины,а не грантоеды с националистами.

19 января. А вообще - все символично. Впервые применили водометы именно на Крещение! Вся нечисть святой воды боится. Ну что тут скажешь - Бог все видит!

2 февраля. Спасибо российским журналистам за объективное освещение событий в Украине.Благодаря Вашей работе, позицию юго-востока Украины узнал весь мир.

8 февраля. Либерасты с грантоедами посланы в глубокий нокаут открытием Олимпиады в Сочи. Тявкают как шавки из-под лавки,покусывая свои поджатые хвосты.

18 февраля. После"мирного митинга" в Киеве,захвата ОГА и погромов облуправлений МВД в Галичине, еще есть сомневающиеся в необходимости федерализации?

19 февраля. Сегодня ночью в Харькове сгорел офис ВО "Свободы". У них уже земля под ногами горит.

Массовое убийство людей в Киеве 21 февраля Михаил Маркович в своем Твиттере никак не прокомментировал. Следующим после побоища его постом было:

23 февраля. Слухи о моем отъезде слишком преувеличены. Я в Харькове. Рядом со своими земляками. Здесь особый воздух. И День защитника Отечества-особенный…

На этом самом воздухе Михаил Маркович и принял судьбоносное решение.

24 февр. Принял решение баллотироваться в президенты Украины.

Допа: такова воля Рината

Теперь этот поклонник «Беркута» будет объединять Украину под знаменами Партии регионов. Его в партии предпочли Сергею Тигипко - фигуре противоречивой, но из другого, по сравнению с Добкиным, профессионального измерения. Почему же так произошло?

Трое опрошенных нами «регионалов» из верхнего эшелона говорили о Михаиле Марковиче не переставая криво улыбаться. При этом двое из них голосовали за Добкина, и все трое попросили не упоминать их имена в публикации.

«Регионал» №1.Это все Ринат. Ну, решил он, что никакой Добкин будет ему удобен, понимаешь? Может, и из Кремля позвонили, Миша же туда совсем недавно летал…А Тигипко лишь теоретически был бы более приемлемой кандидатурой. Он чужой - и это всегда ощущалось…

«Регионал» №2.Посмотрите, как за ночь изменилась позиция Запорожской областной организации. Вчера же еще хотели Тигипко - и вдруг уже все за Добкина. За Добкина, прости Господи! Почему? Да потому что с ними договорились авторитетные люди. А самый авторитетный у нас - Главный Спонсор.

«Регионал» №3.Мне это удивительно. Месяц назад ни о каком Добкине и речи не было. Нам на политсовете сказали: ориентируемся на Тигипко. Он и в регионы ездил по этому поводу. А потом Ринат вступился за Добкина, когда того арестовали. Ринат далеко не всегда и не за всех вступается. Значит, что-то изменилось. А что именно - знает только очень узкий круг людей…

Нет никаких сомнений, что часть этого узкого круга сидела в президиуме съезда. Новоизбранный президиум партии тоже впечатляет: Александр Вилкул, Владимир Рыбак, Михаил Добкин, Александр Ефремов, Борис Колесников, Дмитрий Шенцев, Вадим Новинский, Александр Ледида.

Никого из инакомыслящих. Все - свои.

Не партия регионов, а партия Рината

А теперь несколько слов о том, во что превращается Партия регионов по результатам этого съезда.

Во-первых, совершенно не зря, характеризуя положение дел в партии, Юрий Бойко в короткой речи 5 раз произнес словосочетание «акционерное общество». ПР де-факто прекращает быть Партией регионов и становится Партией Рината. Заправляют в ней люди из оси Донецк-Луганск-Харьков. По странному совпадению, именно в этих регионах последний месяц свирепствовали сепаратистские акции с заезжими политэкстремистами из «братской России»…

Во-вторых, делегаты проявила то ли безвольный страх остаться без денег Рината Ахметова, то ли нежелание понять, что Украина разительно изменилась, и существовать в прежнем формате олигархической дубинки с отчислениями сверху - не получится. Казалось бы, только что многие делегаты аплодировали речи Тигипко - но при голосовании дружно проголосовали за Добкина. Если это - партийная элита, то у такой партии нет долгосрочного будущего.

В-третьих, думающий избиратель Юго-востока, о котором на словах печется партийное руководство, так и не получил сигнала о том, что ПР готова меняться. Запад и Центр Украины Добкина не поддержит ни за какие коврижки. За счет чего «Регионы» собираются двигаться дальше?

Впрочем, исчерпывающим ответом на этот вопрос может стать другой вопрос: а с чего вы взяли, что Партия регионов намерена куда-то двигаться?

Верхушка ПР за годы правления Виктора Януковича зарекомендовала себя корпорацией убийц, грабителей и шантажистов. Ужас 21 февраля лишь стал кульминацией. Об этом надо говорить прямо и без обиняков.

После событий 21 февраля у ПР был шанс свернуть в своем развитии на европейскую дорожку. Выдвинуть наверх новых людей. Полностью откреститься от одиозных кадров (и речь даже не об Азарове с Захарченко). Выступить за объединение страны, наконец. В общем, сделать тотальную перезагрузку.

Партия регионов этого не сделала, и вот почему.

Из нее бежали убийцы, частично скрылись грабители. Зато шантажисты остались - и, пользуясь слабостью новой власти, старыми коррупционными связями и мрачными фобиями своего электората, - успешно занимаются старым ремеслом. Суть его много лет состояла в следующем: создай другому проблемы - а затем предложи их решить. Цену запроси такую, чтобы дух захватывало. Если клиенту и в самом деле так плохо - согласится без раздумий. Некуда ему будет деваться.

Так было раньше, но теперь Партия регионов работает «на шухере», помогая государству, которое Барак Обама назвал «региональной державой». А в роли клиента выступает государство Украина, в отношении которого используются самые гнусные приемы: сепаратизм, клевета в медиа, прямое военное вторжение.

Доп-стоп, мы подошли из-за угла. В минувшую субботу Партия регионов сделала свой выбор.

Невзирая на принцип единого гражданства, провозглашенный Законом №2235-III «О гражданстве», полемика по поводу допустимости в Украине двойного гражданства продолжается. Как разъясняет Государственная миграционная служба Украины, Закон №2235-III не исключает случаев двойного гражданства. Такие случаи могут возникать, если лицо умышленно скрывает факт приобретения гражданства иного государства, либо же в результате коллизии законодательства стран, с которыми лицо связывают происхождение или место проживания. Выявить же наличие двойного гражданства без заявления об этом лица по-прежнему проблематично. А санкций как таковых за двойное гражданство в украинском законодательстве не предусмотрено. Однако в скором времени все может измениться.

7 февраля на рассмотрение Верховной Рады был представлен законопроект №4116 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за несообщение гражданином Украины о приобретении иностранного гражданства». Целями законопроекта его авторы определяют повышение уровня национальной безопасности, сохранение суверенитета Украины, недопущение влияния иностранных государств на ее внутреннюю и внешнюю политику, сохранение государственной тайны. Обосновывая свою позицию, парламентарии ссылаются на оценки экспертов, согласно которым сотни тысяч граждан на юге и востоке Украины имеют паспорта Российской Федерации, а на западе – стран Евросоюза. В последнее время, пишут депутаты в пояснительной записке, появились сообщения о том, что гражданство других государств имеют лица, имеющие доступ к государственной тайне.

Исходя из этого, нардепы предлагают дополнить УК статьей, предусматривающей наказание для граждан Украины в случае нарушения ими обязанности по уведомлению о получении иностранного гражданства (подданства). В зависимости от степени злоупотребления двойным гражданством, наказание предполагается в виде штрафа в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишения свободы на срок от 3 до 10 лет.

Следует отметить, что законопроект №4116 является далеко не первой попыткой парламентариев решить проблему двойного гражданства в плоскости именно уголовной ответственности. Еще в 2008г. на рассмотрение ВР был подан законопроект №3102 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно ответственности за сокрытие факта пребывания в гражданстве другого государства или приобретения такого гражданства. В этом законопроекте предлагалось дополнить УК новой статьей в разделе «Преступления против основ национальной безопасности», согласно которой за неуведомление в течение 30 календарных дней о факте приобретения или пребывания в гражданстве (подданстве) другого государства (государств) предполагалась уголовная ответственность в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или штрафа в размере 10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.

Толерантнее к вопросу бипатризма подошли авторы законопроекта №3102-1, поданного в том же 2008 г. – они предложили ввести процедуру предоставления декларации о наличии иностранного гражданства специально уполномоченным органам исполнительной власти по вопросам гражданства. За непредоставление такой декларации в течение 90 дней с момента получения документа, подтверждающего гражданство (подданство) другого государства или государств, парламентарии предлагали привлекать к уголовной ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 3 тыс. НМДГ в зависимости от статуса гражданина Украины (для должностных и служебных лиц органов государственной власти предлагались гораздо большие суммы штрафов).

Справедливости ради следует отметить, что наряду с предложениями об уголовной и иных видах ответственности за двойное гражданство в ВР поступают предложения и о легализации этого института. Так, в минувшем году в парламент был подан законопроект №2308 «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» относительно двойного гражданства в Украине». В пояснительной записке к этому документу его авторы подчеркивают, что в реалиях сегодняшнего дня двойное гражданство является очень важным фактором и имеет большое значение. Двойное гражданство, подчеркивают парламентарии, сможет обеспечить надлежащую социальную защиту, повысить шансы получения хорошей работы и помочь в обучении. Согласно предлагаемым изменениям, гражданин Украины, имеющий гражданство другого государства, будет рассматриваться Украиной только как гражданин Украины (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

Что же касается международного опыта, то в целом отношение к бипатридам не является однозначным. Например, Греция, Доминиканская Республика, Израиль, Ирландия, Турция и Ямайка признают двойное гражданство. В Аргентине, Испании, Латвии, Литве, России и Чили при признании двойного гражданства в целом предусмотрены ограничения для бипатридов. Не признают двойного гражданства Австрия, Боливия, Гондурас, Италия, Мексика, Нидерланды (Голландия), Норвегия, США, Уругвай, Филиппины, Франция, Швеция, ЮАР и Япония. Требуют отказа от предыдущего гражданства Германия (в случае, если лицо желает получить гражданство путем натурализации) и Швейцария.

Какой опыт нардепы признают в итоге оптимальным для Украины, пока неизвестно.

5 марта состоялось заседание парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности при участии представителей Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел, Государственной пенитенциарной службы, а также общественных организаций и активистов, посвященное внесению изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно силовых ведомств.

Милиционеров и прокуроров будут выбирать граждане?

Так, на рассмотрение Комитета ВР был вынесен законопроект №3765 о внесении изменений в Закон Украины «О милиции» (относительно передачи внутренних войск МВД Министерству обороны Украины). Целью проекта является совершенствование действующего законодательства в части функционирования военных формирований в Украине. Для этого законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в ст. 7 Закона «О милиции» и передать военные формирования из структуры Министерства внутренних дел в структуру Министерства обороны Украины. Заключительными положениями законопроекта предусмотрено увеличение предельной численности Вооруженных сил Украины.

Также был рассмотрен законопроект №2562а о внесении изменений в Закон «О милиции» относительно выборности руководителей ее подразделений. Целью инициативы является изменение подхода к назначению руководящего состава милиции для предупреждения нарушений закона и защиты прав и основополагающих свобод граждан. Автор законопроекта сделал акцент на том, что разработка обоснованных решений по реформированию органов власти и всех составляющих правопорядка создаст предпосылки для единения этой власти с украинским гражданским обществом, которое сегодня находится в стадии становления. На данный момент вопросы обеспечения правопорядка в стране крайне важны, ведь именно он являются фундаментальным ресурсом развития украинского общества.

Одним из ключевых элементов поддержания системы правопорядка была и остается милиция. Действующим законодательством Украины предусмотрено, что она является вооруженным государственным органом исполнительной власти, который призван защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств. Специфический характер задач и функций милиции должен предусматривать и особый порядок отбора и изучения личностей, претендующих на должности в органах внутренних дел, поскольку от качества подбора сотрудников зависит результативность выполнения этими органами своих задач и функций.

Одним из путей предотвращения коррупции в органах милиции является внесение изменений в Закон Украины «О милиции» относительно ее организации и подчиненности, которые предлагаются вышеуказанным законопроектом №2562а. Насущная проблема таких изменений заключается в том, что сегодня большинство украинцев считают работников милиции коррумпированными. Для того, чтобы изменить ситуацию и вернуть доверие общества к органам милиции, необходимо, чтобы они были независимы от давления.

На сегодняшний день начальники районных, районных в городах, городских, линейных управлений (отделов) главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, областях, Киеве и Севастополе, на транспорте назначаются на должности и увольняются с должностей министром внутренних дел. Следовательно, министр фактически единолично определяет руководящий состав управлений милиции, что может приводить к целому ряду злоупотреблений. Это негативно отражается на работе милиции в целом. Ситуацию можно изменить путем внедрения нового подхода к назначению руководящего состава милиции – выбирать руководителей подразделений соответствующими территориальными общинами.

В ходе обсуждения данного законопроекта члены Комитета сошлись на том, что предлагаемые изменения необходимо изучить более детально, чтобы исключить малейшие недоработки. По результатам голосования оба законопроекта единогласно решили отправить на доработку авторам.

Аналогичное решение было принято относительно законопроекта №2563а «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» относительно выборности прокуроров. Данный проект разработан с целью противодействия коррупционным проявлениям в органах прокуратуры и усовершенствования действующего законодательства. Его авторы считают, что для того, чтобы изменить ситуацию в обществе и вернуть доверие к органам прокуратуры, необходимо, чтобы они были независимы от внутреннего и внешнего давления.

Единогласным решением Комитета на доработку были отправлены также законопроект №3025 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины» относительно предоставления осужденным права на пользование интернетом и законопроект №2890 «О внесении изменений в ст. 382 Уголовного кодекса Украины относительно усиления уголовной ответственности за неисполнение судебного решения должностными лицами».

Сотрудников милиции будут идентифицировать

По ряду законопроектов Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде отклонить их дальнейшее продвижение. Такая участь постигла законопроект №3838 «О некоторых вопросах задолженности государственных предприятий, учреждений исполнения наказаний Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и обеспечения их стабильного развития», а также законопроекта №3110 «О внесении дополнений в Закон Украины «О милиции» (о введении специальных идентифицирующих личность милиционеров маркировок при использовании ими шлемов и других средств индивидуальной защиты)».

Вместе с тем, Комитет рекомендовал Верховной Раде принять за основу схожий, но, по словам председателя Комитета, более совершенный законопроект №3048 о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно идентификации сотрудников органов внутренних дел и присутствия специальных подразделений милиции, внутренних войск на мирных собраниях. Целью данного документа является введение персональных нагрудных знаков, которые должны размещаться на форменной одежде каждого работника органа внутренних дел рядового и начальствующего состава и предоставлять возможность идентифицировать при необходимости его личность. Законопроект также вводит ответственность за препятствование идентификации личности сотрудника милиции. Это, по мнению авторов, облегчит возможность идентифицировать сотрудников органов внутренних дел и снизит количество должностных преступлений.

Создавать спецподразделения сможет только парламент?

Помимо этого, Комитет рекомендовал Верховной Раде принять за основу проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации полномочий Верховной Рады Украины при определении структуры Министерства внутренних дел. Речь шла о законопроекте №4016, которым предлагается запретить создание специальных подразделений милиции, военных частей специального назначения внутренних войск, специальных моторизованных воинских частей милиции и других специальных подразделений иначе как путем принятия Верховной Радой закона, в котором определяются количество личного состава, место постоянной дислокации, функции, полномочия и правовой статус такого подразделения.

В исключительных случаях предлагается разрешить Кабинету министров создавать временные специальные подразделения милиции на срок не более чем 3 месяца. По истечению этого срока таким временным специальным подразделениям будет предоставляться постоянный статус, или они будут ликвидированы. Соответствующие изменения предлагается внести в законы «О милиции» и »О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины».

Члены Комитета поддержали данный законопроект, поскольку он, по их мнению, будет способствовать реализации предоставленных парламенту Конституцией Украины полномочий по определению структуры Министерства внутренних дел Украины, а также неукоснительному соблюдению сотрудниками органов внутренних дел действующего законодательства и недопущению нарушения законных прав и свобод граждан.

Двадцать лет тяжёлого, непрерывного воровства. Звуковым фоном – завораживающие слова об украинской истории, патриотизме и правовом государстве. Депутаты, президенты, министры – воровали все.

В результате имеем систему разнузданного, обслуживающего права, мощную теневую экономику и тотально коррумпированное государство. Нищее государство, с пустой казной, успевшее породить десятки долларовых миллиардеров и уверенную в своём стабильном будущем наркомафию. Двадцать лет воровства и словоблудия, без реформы социальной и налоговой систем привели к неизбежному – к смертельной болезни молодого государства. Государства, усиленно укреплявшего внутренние войска и фактически не имеющего боеспособной армии.

И вот – оккупация Крыма. Преддверие войны. Настоящей, с сильным, агрессивным и наглым соседом. В преддверии финансового дефолта, удобное время для нападения на слабого. Мы – слабые. Экономически, политически и, разумеется, интеллектуально. Последнее видно по результатам наших выборов, всех без исключения. И мы безвольны, апатико-абулический синдром – наш диагноз.

Вскоре поднимут головы, обретут собственный голос наши парламентские «попутчики», сегодня подавленные страхом за себя. Расправят плечики, радостно встретят цветами и аплодисментами российского солдата-освободителя. Многие – искренне, остальные из привычного страха перед сильным. Предавать, сосать чужое молочко – их ремесло. За ними последуют наши господа-олигархи, достаточно равнодушные к цвету флага на улице. Даже предстоящий дефолт им нипочём, поскольку деньги свои они предусмотрительно держат в тишине и покое швейцарских и австрийских банков, там, где не бывает революций, оккупаций и дефолтов. Где у политиков нет никакого желания ссориться с господином Путиным из-за страны, так и не научившейся быть самостоятельным государством.

Грустные времена нас ждут. Даже так: тоскливые времена. Полные слёз, сожалений и по-прежнему безопасного изучения протоукраинской шумерской культуры.

Мы простим себе всё, и бесконечное воровство, и тотальную коррупцию, и дворцы-хатынки в городах и пригородах, достойные называться неприступными крепостями, и миллион двести тысяч юных наркоманов, и истерзанную землю, которую мы декларативно любим.

Господину Путину очень нужна война. Поскольку война – союзник тирании. Если нет внешней войны, её функции исполняют различные формы внутренней агрессии. Их цель – непрерывно поддерживать состояние опасности, хотя бы с помощью искусственных средств и воображаемых врагов. Мы – прекрасный объект для такой войны. Слабый, безопасный, плотно инфильтрированный «пятой колонной». Нас очень просто победить. Рабы редко сопротивляются внешнему противнику, они всегда надеются на лучшего, более доброго нового хозяина. Им, рабам, очень хочется посмотреть на публичную казнь прежнего тирана, даже поучаствовать в ней.

А что в этой ситуации буду делать я? Не умеющий, да и не желающий стрелять, бросать бутылки с горючей смесью, так и не научившийся ненавидеть. Буду писать свои собственные «Письма к российскому другу», по аналогии с подобными «Письмами…» Альбера Камю в оккупированной нацистами Франции. История, увы, повторяется.

Крым окутан плотным туманом эйфории и страха. Для одних оккупация полуострова российскими войсками — это ужасающее настоящее, для других — приметы розового будущего. И если страхам первых в материковой части Украины сочувствуют и сопереживают, то эйфория вторых для многих просто непонятна. «k:» попытались найти дорожки к истокам этой эйфории.

Их тоже достало

— Заходят молодчики, вооруженные до зубов. И так вооруженные, что это вам не снилось. Там оружия очень много. Потому что здесь автобус был, и мы помогали. Мы две ходки делали, — рассказывает журналистам НТВ очевидец захвата Верховного Совета Крыма, и лицо у него при этом очень довольное. Через два дня в безбрежных водах социальных сетей крымские СМИ выловили страничку этого очевидца, профессионального актера Леонида Хазанова.

Оккупация Крыма для крымчан, мечтающих жить в России, это, по сути, их Майдан. Тот Майдан, на который они способны, — сделанный чужими руками. Все атрибуты в нем — фальшивка. Фальшивые активисты, фальшивые баррикады у Верховного Совета Крыма, представляющие хлипкую гору мусора, фальшивые определения, когда агрессоры называются самообороной. Только оружие настоящее.

«Поймите, нас достало!» — звучал один из самых верных лозунгов украинской революции. Крымчане, мечтающие о российском паспорте, по большому счету, говорят о том же. Только свой дивный новый мир они видят иначе, чем участники Евромайдана в Киеве. Их достали инсинуации вокруг статуса русского языка и страшилки об украинизации и бандеровцах, а в России ничего этого точно не будет. Их достали «донецкие», а с российскими группировками они еще не знакомы. Но главное, их достало, что их никто не слушал. А теперь вдруг самоназначенное руководство автономии говорит парадоксальную вещь: мы, конечно, уже все решили, но нам важно знать ваше мнение.

Правда, львиная доля самых пылких сторонников России готовы отстаивать свои интересы двумя способами: скандалить за письменным столом и пойти на голосование. Потому все надежды на то, что российские оккупанты дадут мощный старт, а пророссийски настроенные крымчане подхватят волну и массово выйдут на площади, не оправдались. Массово они готовы выйти на референдум.

— Восток и Юг Украины четко говорят: мы не хотим в Европу, давайте проведем референдум, давайте спросим людей. Никто эти вопросы решать не стал. Пошли экстремистским методом, нагнетанием страстей. Получилось то, что получилось. А в Крыму обостренно это чувствуют, — говорит депутат Верховного Совета АРК Сергей Шувайников, член фракции «Русское единство».

Его фракция сегодня на пике могущества. На последних выборах за «русскую идею» проголосовали 4% крымских избирателей. Фракция «Русское единство» насчитывала три депутатских штыка из ста. И что сейчас? Один из депутатов, Сергей Цеков, вице-спикер ВС АРК. Другой депутат, Сергей Аксенов, считает себя председателем Совета министров Крыма. Из пешек — в короли.

— Регионы остаются неуслышанными. Это какой-то задний двор. Но кто хочет быть задним двором? Лучше быть парадным крыльцом. Крым сейчас этот путь выбирает, — надеется председатель исполкома организации «Русский Крым» Андрей Скрипцов.

Он предлагает лакмусовую бумажку для желающих измерить, действительно ли украинская власть хочет сшить оба берега Днепра — первое апреля, день рождения Гоголя. Если в стране говорят «ну да, родился Николай Васильевич, ура» и ставят галочку, значит, элита страны еще не понимает, насколько тесно Украина связана с Россией. Пока ставили галочки.

Премия, отобранная на Майдан

— Избирательный блок «Россия» набрал 73%, когда Юрий Мешков стал президентом, — доктор филологических наук и политик с большим опытом Владимир Казарин вспоминает 1994 год, когда на полуострове голосовали за первого и последнего президента Крыма. По сути, это говорит о количестве пророссийски настроенных крымчан. — Потом эта цифра пошла вниз. Были периоды, когда количество людей, которые хотели, чтобы Крым был изъят из состава Украины и передан России, составляло 28–29%. Например, в эпоху второго периода президентства Кучмы. Сейчас, думаю, эта цифра поднялась до 43–44% в силу ряда причин.

Примечательно, что такие же расчеты публикует распространяемая на ЮБК газета «Алубика». На прошлой неделе журналисты провели телефонный опрос крымчан и резюмировали: в Россию хотят 45% опрошенных, 55% хотят остаться в составе Украины. Цифры социологов датированы летом 2012 года: по заказу крымского представительства Программы развития ООН компания Research&Branding Group озвучила выводы своего исследования. За будущее Крыма в составе России высказалось 38% опрошенных крымчан, в Украине захотели остаться около 40%.

Конечно, в условиях референдума с бюллетенями без водяных знаков и голосования под дулом автомата реальное число пророссийски настроенных избирателей не имеет значения. Однако ясно, что еще в октябре прошлого года, до начала Евромайдана, таких людей было меньше. Но потом на центральной площади Симферополя появились стенды с фотографиями погибших в Киеве милиционеров. Крымские и украинские СМИ тиражировали ужасы о Евромайдане. Крымчане охотно верили даже в самые нелепые трактовки происходящего. Границы этой веры порой поражали: после появления в Интернете видеоролика, на котором «беркутовцы» издеваются над раздетым казаком Михаилом Гаврилюком, один из моих крымских собеседников искренне уверял, что казака необходимо было раздеть, ведь он пошел к «беркутовцам», планируя совершить самосожжение.

— Если на крымском телевидении соотношение было 60 на 40 или 70 на 30 не в пользу власти, то среди печатных СМИ Крыма большинство освещали события на Майдане с провластных позиций. Тиражи таких газет доходили до ста тысяч. Нужно вспомнить и об антимайдановских роликахв симферопольских троллейбусах с указанием «предателей» и их фотографиями. Так обрабатывали крымчан, и, возможно, это было даже эффективнее, чем телевизионные ролики, — характеризует крымский журналист Заир Акадыров работу местных СМИ во время событий на Майдане. Еще на прошлой неделе Акадыров был главным редактором одного из ведущих интернет-изданий Крыма и стал первым в Крыму журналистом, уволившимся из-за российской цензуры, — в оккупировавших Крым военных руководство издания хотело видеть чуть ли не миротворцев.

Когда я спрашиваю у крымских знакомых, почему им так не люба новая власть, то слышу высказывания о народных депутатах, сходу отменивших закон о региональных языках, о Саше Белом из Ровно с автоматом в руке, который кажется не исключением, а правилом, о «Свободе», с пренебрежением обещающей превратить Крым из автономии в область. Конечно, материку тоже есть в чем упрекнуть жителей полуострова. Крымчане не замечали своих националистов, высказывания которых вызывали нервную дрожь на западе страны. Несмотря на то, что на полуострове десятилетие правили «регионалы», а в последние годы — «бело-голубые» с макеевскими корнями, крымчане возмущались не произволом местных властей, а «бандеровцами», которые где-то там, но до Перекопа никак не доберутся.

— Представляешь, у нас должны забрать полпремии на восстановление Майдана, — с придыханием говорит мой знакомый Олег. Он работник бюджетной сферы. Ему регулярно выдают премию в размере 10% от зарплаты. И на днях в бухгалтерии ему заявили: вам положена премия в 20%, но выдадут как всегда 10% — оставшееся будет отправлено на восстановление киевского Майдана.

— А может, никаких 10% на Майдан и не существует, — говорю я, — и ваш коллектив просто настраивают против новой власти?

Олег сопит и уходит от ответа. Возможно, чтобы не обидеть меня, несмышленого паренька, который не понимает всей беспринципности нынешних чиновников.

— Если бы эти события были, допустим, в 1993 году, море народа было бы. Помните, за Мешкова голосовала не только улица, это были директора, главные инженеры… То есть средний и управленческий класс голосовал за этот вектор. Сегодня, я думаю, социальный состав этой группы изменился, — объясняет Владимир Казарин.

В отделении русского языка и литературы университета, в котором преподает Казарин, за эти годы существенно снизилось число студентов, обучающихся за бюджетные средства. Казалось бы, у профессора действительно есть причина в сложившейся ситуации болеть за пророссийский вектор. Но в голосе Казарина нет восторженных ноток, в нем звучит беспокойство.

Не в деньгах счастье

«В России зарплаты больше, а значит и мы будем жить богаче». Этот рефрен за последнюю неделю я слышал от нескольких крымчан. Ни одного из них я не назвал бы человеком, довольным своей жизнью. Но это было до вторжения российских войск. Сейчас эти люди осчастливлены надеждой на лучшую жизнь: на обещанные Крыму миллиарды, на удвоение или утроение своей зарплаты. Это как выиграть в лотерею.

Андрея Скрипцова их экономические доводы не убеждают.

— В ситуации психологического напряжения вопросы языка, культуры, политические вопросы значительно важнее вопросов экономического характера. Человек делает мотивационный выбор, основываясь именно на этих факторах. А уже потом, находясь в более комфортной ситуации, не может понять, почему для него это первостепенно, и пытается объяснить это, отталкиваясь от более понятных вещей. Это ситуация психологического замещения. Человек пытается объяснить свой выбор так: ничего личного, просто бизнес. На самом деле за «только бизнес» никто не идет на смерть, — говорит Скрипцов.

Происходящее в Крыму уже повлияло на будущие заработки части крымчан. В первую очередь тех, кто зарабатывает на отдыхающих.

— Экономика Крыма сегодня не очень зависит от туризма. Но почти 100 тысяч семей полуострова чувствительны к туристической отрасли, — считает экс-министр туризма Крыма Александр Лиев. После установления в Крыму новой власти Лиев лишился своего поста, но оценок и прогнозов старается не давать, лишь сухую информацию. — Потенциал Крыма практически не реализован. Принимая шесть миллионов туристов за сезон, Крым создает потребительский рынок на 50 млрд. грн., а удовлетворяет его своими товарами менее чем на 10%. Все остальное — это завезенные товары.

То, что курортный сезон в Крыму рухнул, уже понятно. Многие из тех, чье благосостояние напрямую зависит от туристов, сегодня испытывают смешанные чувства. С одной стороны, Крым может вообще лишиться курортного будущего — после первой пули, нашедшей живую цель. С другой — в случае благоприятного развития событий на полуострове надеются на резкий приток российских отдыхающих, столь любимых теми, кто живет от сезона до сезона. Российский турист вообще идеален для крымского сервиса: он готов платить большие деньги за плохое качество. С ним можно не развивать курорт, а продолжать жить от сезона к сезону.

— Ну что, скоро у нас праздник? — спросил меня один 50-летний крымчанин еще до того, как я начал работать над этой статьей. Его желание, не выходя из дома, проснуться в России стало для меня холодным душем. Потом я общался с другими жителями полуострова, писал и не переставал думать о нем. Ни одно из вышеперечисленных объяснений не годилось. Наконец, до меня дошло. Этот человек просто хотел вернуть прошлое, в котором он жил в другой стране, девушки рядом были моложе, пиво вкуснее, а следом не тянулся воз проблем и обязательств.

И я подумал, что весь мир знает еще одного человека, который хочет вернуть прошлое.

В бюджете на 2014 г. правительство Николая Азарова заложило прогноз роста экономики Украины на 3%. Это абсолютно нереалистичные показатели, говорил новый премьер Арсений Яценюк сразу после прихода на эту должность. В нынешнем году экономику страны удастся лишь стабилизировать, было заявлено на днях, то есть она в лучшем случае выйдет "в ноль". Но даже этот прогноз может оказаться излишне оптимистичным.

За несколько последних недель свои прогнозы развития экономики Украины пересмотрели многие инвестиционные банки. Теперь никто из них не верит даже в ее стагнацию, ожидая в 2014 г. серьезное падение ВВП — от 3 до 7%. В чем причины для пессимизма?

Идеальный шторм

То, что в экономике Украины далеко не все гладко, было понятно уже давно. Промышленное производство падает с июня 2012 г. Индекс инвестиционной привлекательности страны, который подсчитывает Европейская бизнес-ассоциация, на минимуме с момента начала его измерения в сентябре 2009-го (составляет 1,81 пункта из возможных пяти). Резервы Национального банка со своего пика в мае 2011 г. потеряли уже почти 60%: к февралю 2014-го они сократились до 15,5 млрд долл. План поступлений в бюджет на 2013 г. был выполнен лишь на 93,8% по сравнению с первоначальными намерениями (с версией бюджета, принятой в декабре 2012 г.). Лишь благодаря хорошему прошлогоднему урожаю ВВП удалось удержать от падения — согласно Госстату, рост экономики в прошлом году составил 0%.

Особых надежд на рост в нынешнем году у экономистов не было. К примеру, инвестбанк JP Morgan прогнозировал для Украины по итогам 2014-го рост всего на 0,5%, рейтинговое агентство Standard&Poor's — рост на 1%. Но после событий последних нескольких месяцев несбыточными кажутся уже и эти, довольно скромные, ожидания.

Вдобавок ко всем предыдущим проблемам в Украине появился еще целый ряд: длительная политическая нестабильность и агрессия России.

Последние несколько лет основным фактором, помогавшим устоять экономике Украины, было частное потребление. Оно занимает около 70% в ВВП и в прошлом году выросло на 7,8%. Но в 2014 г. нужно ждать не роста, а падения — на 3,5%, прогнозируют в украинской инвесткомпании SP Advisors. Более широкий показатель, внутренний спрос, также вместо роста покажет падение, считают аналитики Goldman Sachs: вместо 1,8% роста в 2013 г. они ожидают его снижения на 4% в текущем.

Почему? Причины очевидны: революция и агрессия Кремля подкосили доверие украинцев к банковской системе и, главное, их уверенность в будущем.

Во-первых, из-за всех последних событий украинцы стали значительно больше сомневаться в завтрашнем дне, начав экономить на покупках. По оценкам GfK Ukraine, индекс потребительских настроений в феврале 2014-го упал до минимума с марта 2011-го, за один месяц снизившись на 7,9 пункта (до 64,6 пункта).

Во-вторых, внутренний спрос зиждился на двух факторах — росте потребительского кредитования в Украине и повышении зарплат (прежде всего, в госсекторе). Объем кредитов физлицам за прошлый год увеличился на 3,7% (по данным НБУ), размеры зарплат — на 12,1% (по данным Госстата). Но рассчитывать на эти факторы в нынешнем году не приходится.

Как анонсировал премьер Яценюк в начале марта, чтобы составить реалистичный бюджет на текущий год, правительству придется урезать его доходную и расходную части на 65–80 млрд грн. Под нож пойдут в том числе и социальные статьи бюджета. К примеру, чтобы профинансировать потребности оборонного сектора, парламент уже решил сократить пособия матерям-инвалидам, отказаться от строительства жилья для инвалидов и т.д.

Еще сильнее подорвут платежеспособность обычного украинца планы правительства поднять тарифы на газ для населения. Уход от их субсидирования из бюджета — одно из условий Международного валютного фонда, без которых он вряд ли выдаст Киеву новый кредит (а без него, в свою очередь, не будет обещанного финансирования из всех остальных иностранных источников). Согласно предварительным данным, Кабмин уже весной планирует поднять тарифы на газ на 40%. Это ускорит инфляцию на 3–4 процентных пункта, прогнозируют в SP Advisors, что съест еще часть реальных доходов украинского населения.

На рост кредитования особых надежд также сейчас нет. "Мы временно приостановили активные операции. Ни компаниям, ни гражданам сейчас не до активных операций", — заявил в феврале руководитель Сбербанка России Герман Греф. Банки экономят ликвидность, чтобы быть в состоянии выполнять обязательства перед своими клиентами, пояснял председатель правления Сбербанка в Украине Игорь Юшко. Сейчас выдавать прежде всего депозиты, а не кредиты — это общая позиция в банковском секторе, который переживает тяжелый период.

Из-за нестабильности в политической жизни и внезапной сильной девальвации гривни украинцы уже три месяца выносят свои депозиты из банков. Только за февраль объем вкладов физлиц в украинских банках сократился по сравнению с январем на 7,6% по гривневым депозитам и на 6,3% — по долларовым.

А бизнес с таким же рвением выводит капитал из страны. В январе банкиры активно жаловались на то, что кто-то сотрясает валютный рынок, скупая доллар в больших количествах для его вывода за рубеж. Их жалобы подтвердила статистика за январь: всего за месяц отток валюты из Украины по статье "другой капитал" составил 2,3 млрд долл. В итоге по финансовому счету платежного баланса был зафиксирован большой дефицит в 1,8 млрд долл., хотя год назад был профицит в 0,5 млрд.

Первые итоги такого бегства вкладчиков из украинских банков уже налицо: в четырех их них введена временная администрация. О приросте кредитования в нынешних условиях пока сложно даже заикаться. "Кредиты частному сектору сейчас практически недоступны, поскольку и банки, и долговые инвесторы сейчас в ожидании возобновления программы с МВФ, снижения рисков суверенного дефолта и нормализации процентных ставок", — говорится в свежем отчете ИК SP Advisors.

Наконец, конфликт с Россией неизбежно подорвет поставки экспорта Украины в эту страну, что также скажется на динамике ее экономики. Очередные первые ласточки появились уже вечером в среду, 19 марта, когда сотрудники российских таможенных пунктов получили задание не пропускать украинские грузы в Россию (хотя вчера пропуск возобновился). В 2013 г. украинские предприятия поставили в это государство товаров на 15,1 млрд долл. (это 23,8% всего украинского экспорта), и любое ограничение на их ввоз серьезно ударит по позициям отечественных предпринимателей.

Крымский фактор

События последних нескольких месяцев спровоцировали в экономике Украины просто "идеальный шторм" — стечение неблагоприятных обстоятельств, приводящее к катастрофе.

Насколько сильным он будет? В инвестбанке Goldman Sachs прогнозируют падение экономики на 3%, говорится в его свежем отчете от 14 марта с.г. JP Morgan — на 3,2%. Прогноз "Райффайзен Банка Аваль" еще хуже — от 3 до 7% падения в текущем году. "Мы ожидаем, что в нынешнем году экономика Украины окажется в довольно серьезной рецессии", — написал в своем свежем отчете начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб. Причем в РБА отмечают, что в таких условиях обычно кризис затягивается надолго: совокупный масштаб падения экономики в условиях, с которыми столкнулась сейчас Украина (политическая нестабильность, экономический кризис и проблемы на внешнем фронте), обычно достигает 15% и растягивается на несколько лет.

И даже это может оказаться вовсе не пределом падения, ведь в своих отчетах экономисты не учитывают того, что от Украины уже фактически отделился Крым.

Если смотреть с точки зрения цифр, то сам по себе полуостров был не так уж заметен в экономике Украины. Крым занимает 3,7% в украинском ВВП и 1,6% в ее экспорте. Его де-факто выход из Украины означает, что эти цифры нужно будет вычесть и из ее статистики. Местный турсектор налогов практически не платил, больших успешных предприятий здесь тоже практически нет (за исключением, пожалуй, "Крымского титана" и Феодосийской нефтебазы).

"Кроме того, его выход снизит номинальные показатели активов банковского сектора, доходов бюджета", — говорит руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Серьезной потерей для экономики будет НДС, говорит Сологуб, ведь торговля в Крыму в курортный сезон играла большую роль: доля Крыма и Севастополя в розничном товарообороте в 2013 г. составляла 6%. Поступления налогов и таможенных сборов в Киев уже практически не идут. "В Крыму все сложно. Мы пытаемся решить проблему", — сказал вчера новый замминистра доходов и сборов и будущий глава таможенной службы (будет создана после ликвидации Миндоходов) Виталий Науменко.

Но это — лишь прямой эффект от отделения полуострова. На поставки в Крым завязаны многие производители. Аннексия Крыма создает для них серьезные логистические проблемы, нарушает товарооборот и оборот финансовых ресурсов; розничные торговые сети Крыма теперь будут ориентироваться на импорт прежде всего российской продукции, а не поставки из материковой Украины, говорит В.Ваврищук. Его прогноз — отделение полуострова еще три-четыре года будет отнимать у украинского ВВП по 0,4–0,6% роста ежегодно.

Возможность скрасить эту реальность у нового правительства, конечно же, есть. Если обещанные реформы в сфере госуправления, инвестиционного климата, прозрачности проведения тендеров и т.д. мы увидим не на словах, а на деле, уже к осени 2014 г. это может вернуть доверие инвесторов к экономике Украины. А вместе с инвестициями понемногу будет возвращаться и ее рост. Вопрос лишь в том, хватит ли у правительства политической воли на внедрение этих реформ или, как в случае прошлой власти, реформистское рвение будет стремительно таять с каждым днем приближения новых выборов.