В бюджете на 2014 г. правительство Николая Азарова заложило прогноз роста экономики Украины на 3%. Это абсолютно нереалистичные показатели, говорил новый премьер Арсений Яценюк сразу после прихода на эту должность. В нынешнем году экономику страны удастся лишь стабилизировать, было заявлено на днях, то есть она в лучшем случае выйдет "в ноль". Но даже этот прогноз может оказаться излишне оптимистичным.
За несколько последних недель свои прогнозы развития экономики Украины пересмотрели многие инвестиционные банки. Теперь никто из них не верит даже в ее стагнацию, ожидая в 2014 г. серьезное падение ВВП — от 3 до 7%. В чем причины для пессимизма?
Идеальный шторм
То, что в экономике Украины далеко не все гладко, было понятно уже давно. Промышленное производство падает с июня 2012 г. Индекс инвестиционной привлекательности страны, который подсчитывает Европейская бизнес-ассоциация, на минимуме с момента начала его измерения в сентябре 2009-го (составляет 1,81 пункта из возможных пяти). Резервы Национального банка со своего пика в мае 2011 г. потеряли уже почти 60%: к февралю 2014-го они сократились до 15,5 млрд долл. План поступлений в бюджет на 2013 г. был выполнен лишь на 93,8% по сравнению с первоначальными намерениями (с версией бюджета, принятой в декабре 2012 г.). Лишь благодаря хорошему прошлогоднему урожаю ВВП удалось удержать от падения — согласно Госстату, рост экономики в прошлом году составил 0%.
Особых надежд на рост в нынешнем году у экономистов не было. К примеру, инвестбанк JP Morgan прогнозировал для Украины по итогам 2014-го рост всего на 0,5%, рейтинговое агентство Standard&Poor's — рост на 1%. Но после событий последних нескольких месяцев несбыточными кажутся уже и эти, довольно скромные, ожидания.
Вдобавок ко всем предыдущим проблемам в Украине появился еще целый ряд: длительная политическая нестабильность и агрессия России.
Последние несколько лет основным фактором, помогавшим устоять экономике Украины, было частное потребление. Оно занимает около 70% в ВВП и в прошлом году выросло на 7,8%. Но в 2014 г. нужно ждать не роста, а падения — на 3,5%, прогнозируют в украинской инвесткомпании SP Advisors. Более широкий показатель, внутренний спрос, также вместо роста покажет падение, считают аналитики Goldman Sachs: вместо 1,8% роста в 2013 г. они ожидают его снижения на 4% в текущем.
Почему? Причины очевидны: революция и агрессия Кремля подкосили доверие украинцев к банковской системе и, главное, их уверенность в будущем.
Во-первых, из-за всех последних событий украинцы стали значительно больше сомневаться в завтрашнем дне, начав экономить на покупках. По оценкам GfK Ukraine, индекс потребительских настроений в феврале 2014-го упал до минимума с марта 2011-го, за один месяц снизившись на 7,9 пункта (до 64,6 пункта).
Во-вторых, внутренний спрос зиждился на двух факторах — росте потребительского кредитования в Украине и повышении зарплат (прежде всего, в госсекторе). Объем кредитов физлицам за прошлый год увеличился на 3,7% (по данным НБУ), размеры зарплат — на 12,1% (по данным Госстата). Но рассчитывать на эти факторы в нынешнем году не приходится.
Как анонсировал премьер Яценюк в начале марта, чтобы составить реалистичный бюджет на текущий год, правительству придется урезать его доходную и расходную части на 65–80 млрд грн. Под нож пойдут в том числе и социальные статьи бюджета. К примеру, чтобы профинансировать потребности оборонного сектора, парламент уже решил сократить пособия матерям-инвалидам, отказаться от строительства жилья для инвалидов и т.д.
Еще сильнее подорвут платежеспособность обычного украинца планы правительства поднять тарифы на газ для населения. Уход от их субсидирования из бюджета — одно из условий Международного валютного фонда, без которых он вряд ли выдаст Киеву новый кредит (а без него, в свою очередь, не будет обещанного финансирования из всех остальных иностранных источников). Согласно предварительным данным, Кабмин уже весной планирует поднять тарифы на газ на 40%. Это ускорит инфляцию на 3–4 процентных пункта, прогнозируют в SP Advisors, что съест еще часть реальных доходов украинского населения.
На рост кредитования особых надежд также сейчас нет. "Мы временно приостановили активные операции. Ни компаниям, ни гражданам сейчас не до активных операций", — заявил в феврале руководитель Сбербанка России Герман Греф. Банки экономят ликвидность, чтобы быть в состоянии выполнять обязательства перед своими клиентами, пояснял председатель правления Сбербанка в Украине Игорь Юшко. Сейчас выдавать прежде всего депозиты, а не кредиты — это общая позиция в банковском секторе, который переживает тяжелый период.
Из-за нестабильности в политической жизни и внезапной сильной девальвации гривни украинцы уже три месяца выносят свои депозиты из банков. Только за февраль объем вкладов физлиц в украинских банках сократился по сравнению с январем на 7,6% по гривневым депозитам и на 6,3% — по долларовым.
А бизнес с таким же рвением выводит капитал из страны. В январе банкиры активно жаловались на то, что кто-то сотрясает валютный рынок, скупая доллар в больших количествах для его вывода за рубеж. Их жалобы подтвердила статистика за январь: всего за месяц отток валюты из Украины по статье "другой капитал" составил 2,3 млрд долл. В итоге по финансовому счету платежного баланса был зафиксирован большой дефицит в 1,8 млрд долл., хотя год назад был профицит в 0,5 млрд.
Первые итоги такого бегства вкладчиков из украинских банков уже налицо: в четырех их них введена временная администрация. О приросте кредитования в нынешних условиях пока сложно даже заикаться. "Кредиты частному сектору сейчас практически недоступны, поскольку и банки, и долговые инвесторы сейчас в ожидании возобновления программы с МВФ, снижения рисков суверенного дефолта и нормализации процентных ставок", — говорится в свежем отчете ИК SP Advisors.
Наконец, конфликт с Россией неизбежно подорвет поставки экспорта Украины в эту страну, что также скажется на динамике ее экономики. Очередные первые ласточки появились уже вечером в среду, 19 марта, когда сотрудники российских таможенных пунктов получили задание не пропускать украинские грузы в Россию (хотя вчера пропуск возобновился). В 2013 г. украинские предприятия поставили в это государство товаров на 15,1 млрд долл. (это 23,8% всего украинского экспорта), и любое ограничение на их ввоз серьезно ударит по позициям отечественных предпринимателей.
Крымский фактор
События последних нескольких месяцев спровоцировали в экономике Украины просто "идеальный шторм" — стечение неблагоприятных обстоятельств, приводящее к катастрофе.
Насколько сильным он будет? В инвестбанке Goldman Sachs прогнозируют падение экономики на 3%, говорится в его свежем отчете от 14 марта с.г. JP Morgan — на 3,2%. Прогноз "Райффайзен Банка Аваль" еще хуже — от 3 до 7% падения в текущем году. "Мы ожидаем, что в нынешнем году экономика Украины окажется в довольно серьезной рецессии", — написал в своем свежем отчете начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб. Причем в РБА отмечают, что в таких условиях обычно кризис затягивается надолго: совокупный масштаб падения экономики в условиях, с которыми столкнулась сейчас Украина (политическая нестабильность, экономический кризис и проблемы на внешнем фронте), обычно достигает 15% и растягивается на несколько лет.
И даже это может оказаться вовсе не пределом падения, ведь в своих отчетах экономисты не учитывают того, что от Украины уже фактически отделился Крым.
Если смотреть с точки зрения цифр, то сам по себе полуостров был не так уж заметен в экономике Украины. Крым занимает 3,7% в украинском ВВП и 1,6% в ее экспорте. Его де-факто выход из Украины означает, что эти цифры нужно будет вычесть и из ее статистики. Местный турсектор налогов практически не платил, больших успешных предприятий здесь тоже практически нет (за исключением, пожалуй, "Крымского титана" и Феодосийской нефтебазы).
"Кроме того, его выход снизит номинальные показатели активов банковского сектора, доходов бюджета", — говорит руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Серьезной потерей для экономики будет НДС, говорит Сологуб, ведь торговля в Крыму в курортный сезон играла большую роль: доля Крыма и Севастополя в розничном товарообороте в 2013 г. составляла 6%. Поступления налогов и таможенных сборов в Киев уже практически не идут. "В Крыму все сложно. Мы пытаемся решить проблему", — сказал вчера новый замминистра доходов и сборов и будущий глава таможенной службы (будет создана после ликвидации Миндоходов) Виталий Науменко.
Но это — лишь прямой эффект от отделения полуострова. На поставки в Крым завязаны многие производители. Аннексия Крыма создает для них серьезные логистические проблемы, нарушает товарооборот и оборот финансовых ресурсов; розничные торговые сети Крыма теперь будут ориентироваться на импорт прежде всего российской продукции, а не поставки из материковой Украины, говорит В.Ваврищук. Его прогноз — отделение полуострова еще три-четыре года будет отнимать у украинского ВВП по 0,4–0,6% роста ежегодно.
Возможность скрасить эту реальность у нового правительства, конечно же, есть. Если обещанные реформы в сфере госуправления, инвестиционного климата, прозрачности проведения тендеров и т.д. мы увидим не на словах, а на деле, уже к осени 2014 г. это может вернуть доверие инвесторов к экономике Украины. А вместе с инвестициями понемногу будет возвращаться и ее рост. Вопрос лишь в том, хватит ли у правительства политической воли на внедрение этих реформ или, как в случае прошлой власти, реформистское рвение будет стремительно таять с каждым днем приближения новых выборов.