Статьи
События Евромайдана, бегство «Семьи» и последующая российская интервенция в Крым совершенно вывели из общественного внимания скандал, произошедший с госреестрами прошлой осенью. Скандал, надо признаться, достаточно актуальный и по сей день, поскольку речь идет в т.ч. о реестре избирателей. С одной стороны, декларации новой власти о принципах прозрачности и приверженности европейским стандартам в вопросах госуправления дают надежду, что ситуация развяжется в ближайшее время в пользу государства и граждан. С другой стороны, озвученные прошлой осенью объемы средств, выделяемых на обслуживание госреестров, позволяют предположить, что материально-заинтересованные стороны не сдадут место у «кормушки» без боя.
Напомним, что на пресс-конференции по результатам 100 дней работы на посту министра юстиции Елена Лукаш заявила, что до её прихода на должность, в Госинформюсте действовала схема, которая нанесла государству убытки в размере $400 млн. По ее словам, компания-разработчик «Арт-мастер» оформила право собственности на реестры, поэтому до июля 2013 года государство было вынуждено перечислять ежемесячно за право пользования реестрами более 10 млн. грн.
Иными словами, государство еще 10 лет назад было «поставлено на счетчик» заинтересованными лицами, причастными к компании «Арт-мастер» и действовавшая на то время власть предпринимала попытку вырваться из этой зависимости в свойственной для себя манере ― путём обхода сервера лицензирования, организацией маски-шоу в офисе компании-разработчика и блокировки её счетов.
В ответ на такие действия команда «Арт-мастер» заявляет о пиратстве со стороны государства. В частности, Алексей Ковальский, и.о. гендиректора компании заявил, что расценивает «остановку работы и взлом ПО госреестров 1-3 октября 2013 как акт государственного пиратства при поддержке Министерства юстиции» и добавил: «На глазах у всей страны государственным предприятием «Информационный центр Министерства юстиции (Госинформюст) совершается преступление: крадется программное обеспечение, взламывается хакерами и это подается, как «восстановление работы» госреестров».
Через несколько дней Алексей Ковальский написал Елене Лукаш письмо, в котором опроверг слова министра по поводу получаемых компанией роялти в размере 10 млн. грн. и одновременно озвучил явно бредовую сумму ― около 6 млрд. грн ― которую якобы пришлось бы потратить государству, если бы оно самостоятельно 13 лет занималось поддержкой госреестров.
Между тем, менее, чем через месяц после «рейдерского захвата» Минюстом госреестров и обнародования фантастической коррупционной схемы на сотни миллионов долларов, министерство выделило Госинформюсту 309,55 млн. грн. на обслуживание 18 госреестров. Кроме того, на первое полугодие Минюст уже запланировал тендер на выделение Госинформюсту еще 355 млн. грн. для сопровождения госреестров. Правда 21 января 2014 Минюст отменил этот тендер.
Непомерные финансовые аппетиты Госинформюста таки попали в сферу интересов правоохранительных органов, в результате чего Главное следственное управление МВД открыло уголовное производство по ч.2 ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением), ч.5 ст.191 (присвоение имущества в особо больших размерах) и ч.2 ст.361 УК (несанкционированное вмешательство в работу компьютеров).
«В рамках этого уголовного производства осуществляются следственные действия по совершению бывшими должностными лицами Предприятия (Госинформюста — прим. авт.) уголовно наказуемых деяний, в том числе, и по заключению договоров с ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т», по которым последним перечислялись огромные суммы авторского вознаграждения за пользования компьютерными программами, которые являются составляющими Государственных реестров», ― рассказал «proIT» Леонид Богданов, генеральный директор ГП «Информационный центр».
Он также обращает внимание, что по результатам комиссионной экспертизы в сфере интеллектуальной собственности, проведенной в рамках уголовного дела, было установлено, что ПО госреестров не являются объектами права интеллектуальной собственности, поскольку фактическая функциональность и форма таких компьютерных программ не соответствуют технической документации, предоставленной на исследование.
«Учитывая это, Предприятием (Госинформюст) был подан иск о расторжении авторского договора, которым передавалось право пользования компьютерной программой «Государственный реестр вещных прав», и взыскании всей суммы роялти, которая была оплачена компании «Арт-мастер». На данный момент Хозяйственным судом Киева открыто производство по хозяйственной делу и назначено судебное дело к рассмотрению на 14.04.2014 года», ― говорит Леонид Богданов.
Кроме того, Госинформюст подал заявление в Антимонопольный комитет против «Арт-мастера» по поводу монопольной продажи последней электронных цифровых подписей для доступа к госреестрам по ценам в 33 раза выше среднерыночных. По словам гендиректора Госинформюста, оплата роялти по договорам с «Арт-мастером» была прекращена с сентября 2013 и сейчас все отношения с ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т» прекращены.
На сегодняшний день функционирование госреестров обеспечивает Госинформюст. «Счета компании не были заморожены, работники имеют надлежащую квалификацию и значительный опыт», ― утверждает Леонид Богданов.
Он говорит, что одновременно Госинформюст разрабатывает новое ПО на принципиально новой основе: «Главной задачей, кроме повышении уровня функциональности информационной сети Минюста, было недопущение влияния одного разработчика на сеть и обязательная государственная собственность на результат. Ориентировочный срок внедрения нового ПО ― в июле-июне 2014». При этом гендиректор госпредприятия подчеркнул, что до завершения работ по созданию нового ПО невозможно должным образом рассмотреть вопрос о тарифах на его обслуживание.
Фактически позиция Госинформюста ― технического администратора госреестров ― сводится к тому, что все контакты с разработчиками злополучных госреестров прекращены еще в сентябре 2013 и госпредприятие сейчас единолично администрирует госреестры, параллельно разрабатывая свою версию реестров. Но все это плохо согласуется с позицией распорядителя реестров ― Государственной регистрационной службы.
В частности, пресс-службе Укргосреестра в комментарии «proIT» сообщили, что как раз сейчас с разработчиками госреестров идут переговоры относительно урегулирования дальнейших взаимоотношений. «Первоочередной вопрос переговоров ― ликвидации схемы выплаты роялти за использования программного обеспечения. Также рассматриваются вопросы по поводу дальнейших доработок реестра. При этом прорабатывается в том числе вопрос выкупа программного обеспечения в государственную собственность, что позволит осуществлять дальнейшую доработку программного обеспечения силами технических администраторов», ― сообщили в пресс-службе «Укргосреестра.
Примечательно также и то, что руководящий состав Укргосреестра и технических администраторов реестров, распорядителем которых является Укргосреестр, практически не изменился с марта 2013 года. А Леонид Богданов остается на должности генерального директора Госинформюста с 4 декабря 2013.
В Укргосреестре, в отличие от Госинформюста, мало верят в способность государства самостоятельно создать современную систему ведения госреестров по той причине, что уровень зарплат, как в государственных органах, так и в госпредприятиях существенно ниже рыночной отлаты труда специалистов необходимой квалификации. Там также говорят, что пока не получали предложения о помощи в создании новых систем госреестров от IT-компаний на рынке.
Впрочем, сами IT-компании готовы предложить свои услуги и ждут лишь конкурса. По словам их представителей, в создании системы госреестров нет ничего сложного. Александр Ефремов, директор по развитию «Компьютерные информационные технологи» говорит, что в Украине есть десятки, а то и сотни компаний, которые могут реализовать такую задачу: «Нужно учитывать, что в нашей стране IT-бизнес движется по восходящей и Украине входит в топ-5 стран по развитию IT в мире, а в госреестрах я ничего уникального не вижу».
В свою очередь Юрий Сивицкий, соучредитель «Софтлайн-ИТ», отмечает, что его компания не предлагала Минюсту свои услуги по созданию систему госреестров, но если будет объявлен конкурс на разработку, то компания будет в нем участвовать. «По нашим оценкам на создание софта для реестров Минюста нужно от 6 месяцев до года. Говорить о точном количестве специалистов нельзя, так как в процессе разработки нужно привлекать различные проектные группы на определенных этапах — всего порядка 5-6 групп по 10 человек. По стоимости разработка реестров и передача их в госсобственность будет соответствовать сумме, которую ежегодно платили в виде роялти, но это будет разовый платеж.
Дальнейшая поддержка нужна, но речь идет о суммах в 10 раз меньше стоимости разработки, либо она вообще может выполняться силами специалистов ГП «Информационный центр» и/или «Укргосреестра» если разработку проведут на платформе-конструкторе. То есть, у компетентного специалиста госструктуры будет возможность вносить коррективы в работу информационных систем в соответствии с изменениями в законодательство, без необходимости менять код», ― рассказывает Юрий Сивицкий.
Другой участник рынка, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что для восстановления доступа к реестрам (после их блокировки 1 октября ― прим. авт.) привлекали специалистов из 5-6 компаний. «Скорее всего, эти компании и пригласят на разработку реестров — это будет не проект какой-либо одной компании, а совместная работа проектных групп разных участников рынка. Но это будет в неопределенной перспективе, так как в этом году бюджет вообще пустой и вряд ли на информатизацию появятся деньги. А через год ситуация может измениться кардинально», ― объясняет специалист.
В результате складывается весьма парадоксальная ситуация. В то время, как технический администратор госреестров прекратил все отношения с сомнительными «разработчиками» и пытается через суд вернуть уплаченные государством роялти, взятые с потолка, старое руководство Укргосреестра еще рассматривает какие-то варианты сотрудничества со скомпроментированными компаниями. При этом десятки украинских IT-компаний готовы хоть сейчас принять участие в конкурсе и по рыночной цене создать и передать в собственность государства систему госреестров. Очевидно, что новой власти необходимо в ближайшее время вмешаться в эти процессы, чтобы взять под контроль доступ к госреестрам и окончательно прикрыть старую «кормушку».
- Информация о материале
Острая фаза военно-политического кризиса так или иначе завершится, а новая реальность, созданная за последний месяц, останется. Украине предстоит жить и развиваться в условиях, когда соседом на востоке является не стратегический партнер (хоть и весьма сложный), а очевидный противник; в условиях, когда платой за внешнеполитические ошибки становится не проигрыш на выборах, а потеря территориальной целостности или даже самой независимости государства. И одно осознание этого факта должно стать толчком к глубокому переосмыслению политики безопасности Украины, и не только ее, конечно. На самом деле мы стоим на пороге создания нового государства. И должны понять, что речь сейчас идет о выживании, причем для многих из нас в самом что ни на есть простом смысле — физическом.
Последние события в РФ только подтверждают такой вывод. В России уже предлагают штрафовать за "распространение содержащей недостоверные сведения информации, умаляющей заслуги погибших при защите Отечества, авторитет Российской империи, СССР, Российской Федерации, их вооруженных сил" (законопроект депутата Государственной Думы РФ О.Михеева от 25.03.2014 г.).
Незаметно проходят сообщения о том, что 18 марта 2014 г., в день аннексии Крыма и Севастополя, В.Путин назначил Владислава Менщикова начальником Главного управления специальных программ Президента РФ (ГУСП), пятым руководителем Главка после его создания на основе 15 ГУ КГБ СССР. Его предшественник Дмитрий Рыжков пробыл на должности всего чуть более двух лет. В прошлом оба — офицеры органов госбезопасности РФ. Среди задач ГУСП — организация мобподготовки, мобилизации высших органов государственной власти РФ, а также обеспечение их функционирования в условиях военного времени. Ориентировочная численность ГУСП — до 20 тыс. чел.
Возможно, это просто совпадение, однако во время предыдущих кризисов, возникших после 1991 г., руководителей Главка не меняли. Так что в России — все серьезно, несмотря на браваду, В.Путин понимает, к чему идет, и готовится к большой войне.
И нам необходимо отважиться посмотреть правде в глаза, отбросить многолетние мантры о том, что у Украины нет внешней угрозы. Сегодня это в лучшем случае — откровенная глупость, а в худшем — преступное вранье.
Принять как непреложную реальность то, что нам нужны не только и не столько символы и подписи на декларациях, а настоящая, осязаемая помощь и гарантии. Будапештский меморандум в одночасье превратился в ничего не стоящую бумажку. А какие под ним стояли подписи! Не бумажка — броня! Почему же мы думаем, что другие столь же уважаемые договоры не могут рассыпаться в столкновении с новооткрывшимися обстоятельствами?
А значит, что бороться надо не только и не столько за вступление в НАТО (в новом дивном мире ст. 5 Вашингтонского договора вполне может и не сработать), сколько за то, чтобы Украина обладала достаточным оборонным потенциалом и возможностью оперативного привлечения поддержки союзников для нанесения противнику неприемлемого ущерба. Стоит бороться не за подписание договоров, хотя и это, безусловно, необходимо, а за доступ к ресурсам, и не только материальным, а организационным, информационным и т.д., к опыту НАТО, к процессу консультаций и принятия решений.
Нам нужна не только и не столько перспектива членства в Евросоюзе, а вполне осязаемый безвизовый режим, открытые рынки, финансовая и консультативная помощь Брюсселя, полноформатное участие в Общей политике безопасности и обороны ЕС и т.д. Именно на решении конкретных вопросов взаимодействия и должна сконцентрироваться украинская дипломатия.
А символы? Что ж, они, безусловно, важны, но если будет обеспечено главное — реальная интеграция Украины в структуры Западного мира, после придут и символы. Всему свое время. К слову, подписание Ассоциации с ЕС, даже в донельзя урезанном виде, — позитивный пример такого символа. Евросоюз, подписывая Соглашение с очевидно временным правительством, тем самым придает ему дополнительную легитимность, подрывает центральную идею российской пропаганды о нелегитимности киевских властей.
Осознание внешней угрозы ставит целый ряд важнейших вопросов. Назрела необходимость глубокой перестройки самой парадигмы безопасности. Формируя в 1990-е правовую базу национальной безопасности, украинский законодатель исходил из подхода человеческой безопасности (human security), предельно широко трактуя проблематику. Именно поэтому СНБО Украины последние десятилетия занимался всем: от развития жилищно-коммунального хозяйства до обеспечения населения качественными и доступными лекарственными средствами. Спору нет, вопросы важные и актуальные. Однако при этом внешняя политика, оборона, противодействие иностранным спецслужбам как-то отошли на второй план. А заниматься необходимо, в первую очередь, этими "неинтересными" и "неденежными" проблемами. С лекарствами, да и с закупками Кабинет министров как-то разберется и сам. А не разберется — на то есть парламент и выборы.
В Украине необходимо восстановить в правах традиционное понимание национальной безопасности как спектра проблем, которым занимаются дипломаты, военные и разведчики с контрразведчиками. И все. При этом стоит отказаться от набившего оскомину вполне советского понятия "государственная безопасность", при таком подходе абсолютно излишнего.
Кстати, следует отметить, что вопрос десоветизации сегодня действительно превращается в актуальнейшую задачу в сфере национальной безопасности. Главное —только четко разобраться, в чем же состоит советскость, и не упустить из виду такие ее родовые черты, как чрезвычайщина, невежество и хамство.
И если кажется, что законодательные изменения сегодня не ко времени, то стоит помнить, что спокойное время для Украины настанет теперь нескоро, очень нескоро.
Без стабильного и профессионального чиновничества успешная Украина невозможна. В Украине необходимо создать настоящую Государственную службу, причастность к которой должна стать предметом гордости. Надо обеспечить полную деполитизацию и департизацию бюрократии. Нулевая толерантность к коррупции — задача даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. И, конечно, профессионализм, который должен стать принципиальным условием не только для карьерного роста, но и для сохранения достигнутых позиций.
Все это выглядит благими пожеланиями в стране, где за прошедшие годы новый министр назначался каждые 43 дня, где глава державы назначает и увольняет чиновников вплоть до уровня председателей районных государственных администраций. Напомним также, что в Украине прошло пять волн зачистки государственной службы по политическим мотивам (2002, 2005, 2006, 2008, 2010 гг.).
Уже сегодня следует предпринять ряд простых, однако эффективных мер. Следует сократить количество назначений, осуществляемых президентом и Кабинетом министров, стоит восстановить институт государственных секретарей, разделив наконец-то политические и административные должности. Необходимо набраться мужества и обеспечить полноценное расследование громких ситуаций последних лет. Прежде всего, речь о событиях вокруг Майдана, приведших к гибели более сотни человек. Виновные должны ответить по всей строгости закона.
Теперь к вопросу о коррупции. Успешное противодействие ей требует построения новых институтов. Уголовное преследование — ключевое направление, но все действия в этой области — Сизифов труд, если не будут системно задействованы антикоррупционные процедуры. Сегодня для борьбы с коррупцией нужен не столько комиссар Каттани, сколько чиновник, который обеспечит построение новой институциональной среды.
Следует уже сегодня инициировать процесс проведения комплексного осмотра сектора безопасности, причем не декоративного, каким он был в 2005–2007 гг., а реального, и обеспечить на его основе принятие реальных, подкрепленных ресурсами, в том числе финансовыми, Стратегии национальной безопасности и Программ развития органов сектора безопасности. Ключевыми должны стать задачи, решение которых будет возложено на эти органы, а не имеющаяся ресурсная или правовая база. Украине необходимо обеспечить свою безопасность в условиях, приближенных к военным. А значит, следует изыскивать средства и строить военные объекты.
Делать это надо быстро — времени в обрез. Но задача безотлагательная, на самом деле стратегическая. Не проведя аудит, невозможно осознанно и уверенно провести изменения к лучшему.
Осуществить такую процедуру, разработать и реализовать реформы может только работоспособный Совет национальной безопасности и обороны. Этот государственный орган должен опять стать политической кухней, уйдя с авансцены и ограничив публичность до необходимого минимума.
Дело Совета и его аппарата — готовить стратегические решения, и именно на этом должна быть сконцентрирована его активность. Необходимо воссоздать систему аналитического сопровождения этой деятельности, и здесь речь, прежде всего, — о Национальном институте стратегических исследований, который должен заниматься именно стратегическими исследованиями в прямом контакте с СНБОУ, МО, МИДом и спецслужбами, а не тем странным делом, которое в Украине почему-то обозначают словом "наука".
Украине необходимы небольшие, но эффективные органы сектора безопасности. Они обязаны четко понимать, к каким сценариям развития событий мы должны быть готовы.
Анализ развертывания российской агрессии четко свидетельствует: россияне будут максимально избегать прямых боевых столкновений, акцентируя внимание на подготовке территории к вторжению. Главная роль при этом отводится спецслужбам и их агентуре. Именно они обеспечивают дестабилизацию ситуации, последующий захват административных зданий и других ключевых объектов. Вооруженные силы же в таких сценариях играют завершающую роль, они скорее фиксируют уже достигнутое и выступают гарантом его необратимости. Причем, действуют не под своим флагом. Операции осуществляются на грани силового противостояния, интенсивность вторжения остается на как бы предпороговом уровне. Танковых колонн в стиле Второй мировой нет и, скорее всего, не будет. Все делается крайне ограниченными силами.
Гораздо более важную роль играет психологическая и шире — информационная война, можно прогнозировать активизацию спецслужб РФ на киберфронте.
Сегодняшнее руководство России — блестящие тактики, весьма неплохие специалисты в оперативном искусстве, а вот со стратегией — традиционные проблемы. К счастью, современный уровень российского стратегического мышления очень далек от того, что демонстрировал И. Сталин.
Ныне Кремль все так же отчетливо знает свою цель — увековечить сегодняшнюю российскую власть, перестроив мировой порядок под себя. Москва великолепно владеет определенным набором инструментов, однако дальше начинается не гибкость, как было у вождя народов, а начинаются импровизации. На первых этапах эти два понятия практически неотличимы по своим результатам, а вот дальше... Тем не менее, это вопросы завтрашнего дня, а сегодня РФ владеет инициативой, а Украина действует в реактивном режиме, постоянно запаздывая. И что характерно, не пытаясь преодолеть эту проблему.
Ключевое внимание следует уделить координации органов сектора безопасности и стратегическому планированию. Противодействие российской угрозе возможно обеспечить лишь на системном уровне, с полным задействованием всего арсенала сил и средств. И речь не только о СНБОУ, но и о координации спецслужб.
Приоритетное внимание должно быть уделено Силам специальных операций Вооруженных Сил Украины. Процесс их создания должен быть наконец-то завершен. Эти Силы наряду со спецслужбами должны сыграть ключевую роль в отражении агрессии. Впрочем, об обороне лучше напишут профессиональные военные.
Принципиальное значение имеет эффективность контрразведывательных и разведывательных органов страны. Они должны получить эффективную координацию и постановку задач, обеспечить действенное решение задач противодействия разведывательно-подрывной активности иностранных, в первую очередь, российских спецслужб, обеспечить контрдиверсионное направление, наладить информационную и аналитическую работу. Отдельное место должна занять задача обеспечения безопасности и надежности телекоммуникаций, от которых зависит система управления.
Конечно, информация из открытых источников — вещь, безусловно, важная и необходимая, но не достаточная. Украине нужна разведывательная информация, и возможности получить и обработать ее есть.
Достичь вышеперечисленные цели в принципе возможно, главное — четкое понимание перспектив, проработанность планов и решительность, но и гибкость руководства. Ну и, конечно, ресурсы. Впрочем, безопасность — дело дорогостоящее и ключевое для любого государства. И Украина убеждается в этом, увы, на своем опыте.
Уже сегодня стоит думать о реформе правоохранительных органов, однако это очень сложная задача, требующая чрезвычайно осторожного и выверенного подхода. Впрочем, это не аргумент в пользу затягивания, а напоминание о серьезности задачи.
Приведенный список — лишь небольшая часть того, что необходимо было делать для спасениягосударства еще вчера. Сегодня — поздно, а вот завтра?
P.S. Авторы обращаются в Мещанский районный суд г. Москвы с просьбой рассмотреть данную публикацию на предмет признания ее экстремистской.
- Информация о материале
Одними из крупнейших источников получения незаконных доходов в Украине всегда были и есть уклонение от уплаты налогов «платформ» и оффшоров, и махинации при проведении тендерных процедур. На самом деле, это нетрудно исправить, нужно только желание властных структур. И вот каким образом.
Этот текст — от предпринимателя с десятилетним стажем, компания которого предоставляет реальные услуги, с оборотом в десятки миллионов гривен в год. Его предложения созданы с учетом личного опыта и открыты для обсуждения.
Борьба только начинается, Украина стоит на пороге перемен. Есть реальная возможность создать страну свободных людей. И если мы этого не сделаем, то все жертвы и страдания последних трех месяцев были напрасными, и второго такого шанса не будет.
Есть очень много шагов, которые необходимо выполнить: полная люстрация (посредством коррупционных расследований и расследование преступлений) всех органов власти и госслужащих, закрытие всех дел против репрессированных и невинно осужденных преступным режимом и их освобождение, расследование преступлений и наказание всех виновных в организации, предоставлении и выполнении преступных приказов, приведших к человеческим страданиям и смерти, и многое другое.
Но одновременно с этим обязательно необходимо создать в стране новую экономическую модель, при которой никто не смог бы снова воровать государственные средства в таких размерах, как это происходит последние 23 года.
Одними из крупнейших источников получения незаконных доходов в Украине всегда были и есть уклонение от уплаты налогов с помощью создания и использования «платформ» и оффшоров, и махинации при проведении тендерных процедур. На самом деле, это не очень трудно исправить, нужно только желание властных структур, и вот каким образом.
Налоги с юридических лиц
Для предотвращения уклонения от уплаты налогов для физических лиц оставить подоходный налог и налог с недвижимого имущества и роскоши (машины стоимостью более 50 000 у.е., яхты стоимостью более 100 000 у.е., драгоценности стоимостью более 10 000 у.е., и т.д.).
Для юридических лиц необходимо отказаться от всех существующих налогов и сборов и ввести налог с оборота. К чему это приведет? А вот к чему:
— 90% численного состава налоговой администрации становится ненужными (зато появляется много неплохих бухгалтеров и экономистов для предприятий). Все обязательства по контролю, начислению и перечислению на государственные счета налога с оборота несут банки;
— руководителям предприятий больше не нужно скрывать свои доходы и НДС, все зарплаты становятся «белыми»;
— наполнение бюджета начнет происходить уже сегодня, а не тогда, когда налоговые, таможенники и другие выдавят эти средства из предприятий;
— за счет уменьшения цепочки стоимость товаров уменьшится (становится невыгодным перепродавать товары, исчезают посредники, путь от поставщика / производителя до конечного потребителя становится намного короче);
Что для этого необходимо?
1. Самое трудное — это заставить новую власть ввести такие изменения в законодательстве.
2. Верно рассчитать процент налога (на основе статистических данных 2013 года и несколько предыдущих, где учесть общий объем банковских платежей, показатели госбюджета на 2014 год, и среднестатистическую погрешность на уменьшение, из-за принятия такого закона, общего объема банковских платежей), по моим подсчетам, это 5-6% от полученных предприятием средств.
3. Прописать все нюансы, связанные с принятием таких законов (при перечислении со счета юридического лица на счет физического лица дополнительно — налог на прибыль, ограничения в использовании наличных средств и т.п.).
4. Внести изменения в Закон о государственных закупках, иначе часть, направленная в виде налогов, будет вновь украдена (необходимые изменения — читай ниже).
Как побороть «откаты»?
Как побороть тендерную мафию? Только создав условия, при которых невыгодно возвращать заказчикам «откаты». Что для этого необходимо? Только два важных шага:
1. Самое трудное — это заставить новую власть ввести такие изменения в законодательстве (я не зря второй раз ставлю этот пункт на первое место);
2. В каждом тендере 80% суммы «отката» закладывается в стоимость материалов и оборудования, закупаемых, поэтому необходимо сделать следующие шаги:
А) Создать открытый реестр товаров, производимых в Украине, куда все производители и продавцы могут вносить свои предложения по стоимости их товаров, при этом благодаря конкуренции стоимость товаров будет на порядок ниже. Запретить выставлять в тендерах стоимость товаров выше, чем лучшее предложение в реестре.
Б) На товары, которые завозятся на таможенную территорию Украины, позволить выставлять в тендерах стоимость не выше, чем заявленная в таможенной декларации с учетом всех налогов и сборов. Что это значит? А то, что импортеры не смогут продать Госпредприятию товар с заниженной таможенной стоимостью, это увеличит доход государства с таможни, и не нужно будет давать взяток. Сделать открытый реестр декларируемых на таможне товаров, вместе с ценой.
В связи с вышеизложенным, появится здоровая конкуренция, и у заказчиков на местах не будет возможностей требовать с исполнителей работ или поставщиков товаров «отката» — из-за того, что будет очень трудно заложить его в стоимость выполнения работ, услуг или поставку материалов.
Я не знаю, какой будет моя Украина через 2, 5 или 10 лет, но сегодня мне кажется, что у нас появился шанс изменить ее к лучшему, так давайте же сделаем для этого все возможное.
***
От редакции: изменения нужно начать делать прямо сейчас, и успеть закончить их внедрение в первые полгода новой власти — как показывает опыт, после этого их воплотить практически нереально. Уже есть сигналы, что новая власть просто попытается «завязать» на себя коррупционные механизмы, которые были введены старой.
По тендерам — необходимо проводить прозрачно все тендеры, где есть хотя бы копейка государственных денег — без исключений. При этом, процедура должна быть простой, и нужно внимательно следить, чтобы не было создано новой коррупционной «тендерной палаты».
Открытые реестры, открытые данные с таможни и открытые местные бюджеты — также должны быть обязательными и закрепленными в законодательстве.
Госказначейство должно обнародовать все движения средств раз в сутки. Только радикальная прозрачность и приобретенная нами за три месяца активность снизу для контроля за властью плюс самоорганизация смогут изменить нашу страну.
- Информация о материале
Аннексия Крыма — не безумие, а истерия лидера РФ, вызванная геополитическим бессилием. Он признает, что российская экономическая система беспомощна, а ресурсоориентированная модель государства обречена на крах в тот момент, когда Москва потеряет монопольное положение на глобальном рынке природных ресурсов.
Крымская кризис твердо упрочил в украинских и мировых медиа образ кремлевского вождя как шизофреника с имперским комплексом. Но это — поверхностная картинка, далекая от истинных мотивов российской агрессии.
3 марта после телефонного разговора с Путиным Меркель рассказала Обаме о том, что президент РФ «живет в другом мире» и что она не уверена, «сохранил ли он контакт с реальностью». Такого не ожидали от немецкого канцлера, которая относится к хозяину Кремля доброжелательно и с пониманием, прибегая к дипломатическим выкрутасов всегда, когда тот делает провокации, даже на уровне Евросоюза.
С тех пор пошло-поехало: Путин такой, Путин сякой его называют Путлер, вешают на психику этого политика все, что творится в Крыму, делая из него больного, которым он на самом деле не является. Журналисты вспоминают парады Гитлера, пропаганду Геббельса и т.д...
Такая постановка вопроса не является безосновательной. Но полностью списывать действия руководителей России на глупость или личные комплексы — недальновидно и ошибочно, потому что можно упустить глубинные причины аннексии Крыма. А их целый ряд, ведь резкие шаги в геополитике всегда делаются на основании комплексного анализа и сравнения позитивных и негативных последствий. Так и теперь.
В первые дни крымского кризиса Евгений Марчук в одном из эфиров сказал, что дестабилизацией ситуации на полуострове Москва хочет создать ось Приднестровье — Крым — Абхазия (и Южная Осетия), которая выступила бы буферной зоной между Россией и НАТО на юге. Тогда это прозвучало странным, ведь казалось, что агрессия РФ ускорит движение Украины в сторону НАТО, и потому наличие упомянутой оси потеряет смысл. Теперь понятно, что генерал Марчук в чем-то прав.
Заметим: в Черном море есть огромные залежи углеводородов. По оценкам экспертов, местные запасы природного газа составляют 45-75 трлн м3, большинство из которых залегает в экономической зоне Украины; по крайней мере, так было до аннексии Крыма.
Эти резервы голубого топлива сопоставимы со всеми его запасами в России (48 трлн м3), которая на сегодня является крупнейшим газоэкспортером в мире и регулярно злоупотребляет своим монопольным положением. Перспектива массовой разработки черноморских залежей была достаточно близкой: речь шла о нескольких годах, хотя они и имеют форму метангидратов, для разработки которых необходима специальная, уже сейчас имеющаяся технология извлечения метана, требующая глубоководного бурения.
Если добавить к этому 7-22 трлн м3 сланцевого газа, залежи которого находятся в континентальной части Украины, и потенциал добычи метана из угольных пластов (6-8 млрд м3 в год), то картина становится совсем завершенной. Ведь суммарных украинских запасов голубого топлива хватит нам на тысячу лет, даже если энергозатратность экономики сохранится на нынешнем уровне — в 3-5 раз большей, чем в развитых странах.
Используя имеющиеся технологии в полной мере, Украина может обеспечить еще одну революцию — глобальную энергетическую, которая будет иметь ряд далеко идущих последствий.
Во-первых, мы не только полностью обеспечим собственную энергонезависимость, но и станем глобальным игроком на рынке углеводородов.
Во-вторых, цена на газ упадет вследствие появления конкуренции, от дефицита которой страдает прежде всего европейский рынок.
В-третьих, нефтегазовая монополия России исчезнет, и Кремль не сможет навязывать свои политические условия не только Украине: он не будет иметь ресурсов, чтобы вообще быть глобальным геополитическим игроком.
В-четвертых, компании нефтегазового сектора, которые являются экономическим базисом мощи российских олигархов, утратят свою мощь. Поэтому РФ придется трансформировать свою олигархическую политико-экономическую систему, что будет сопровождаться социальной нестабильностью и иметь непредсказуемые последствия.
В-пятых, цены на газ выровняются. Вследствие сланцевой революции на сегодня цена голубого топлива в США составляет $ 156 за 1 тыс. м3, тогда как Европа покупает российский газ по $ 388. Со сланцевым газом Штаты получили огромное преимущество над Евросоюзом на уровне экономической системы, что красной нитью проходит через финансово-экономические успехи и неудачи стран ЕС последних лет.
Более того, американцы поддерживают этот выгодный дисбаланс цен, потому что у них действует запрет на экспорт энергоносителей, который мог бы уравновесить мировые цены.
Безусловно, Кремль все это понимает. Для него реализация энергетического потенциала Украины — смерть во всех ее проявлениях. Поэтому все эти газовые игры и схемы, которые Москва играла с Киевом на протяжении десятилетий, выкручивая нам руки, направлены только на одно: не допустить реальной независимости Украины, при которой истинно суверенная власть мгновенно возьмется организовывать энергетическую безопасность страны.
В этом контексте россказни о братских народах видятся мифом, и даже идеология «Русского мира» — побасенки, которыми вуалируют настоящие экономические интересы России. Иначе почему Москва вовсе не спешит забрать под свой кров Среднюю Азию или даже ту же Беларусь?
Некоторые российские эксперты говорят о привлекательности, даже критичности для РФ украинских активов в военно-промышленном комплексе, авиа- и судостроении. Мол, для обеспечения геополитических амбиций Путина нужна сильная боеспособная армия. Кремль якобы может ее профинансировать, но не имеет достаточных физических мощностей, чтобы вооружить. И без украинских производителей («Мотор Сич», «Антонов», «Заря-Машроект», николаевские и крымские судостроительные заводы и т.д.) здесь не обойтись.
Допустим, что, захватив Крым, Россия получила несколько судостроительных и судоремонтных заводов, которые позволят сократить отставание от темпов, заложенных в федеральной программе перевооружения. Но на кон поставлено гораздо больше: сама возможность вести геополитическую игру, ее экономический базис, то, что обеспечивает Россию финансовыми ресурсами.
Поэтому неудивительно, что одним из первых шагов «крымской власти» была конфискация Черноморнефтегаза и озвучивания планов передать компанию «Газпрому», который якобы заинтересовался добычей углеводородов в Черном море. На самом деле газовому монополисту РФ те залежи не интересны, по крайней мере — пока, но для него, как и для всей путинской России, критически важно, чтобы они надолго остались там, где находятся сейчас, — под землей.
Независимость Украины — это вопрос жизни и смерти для Путина, его олигархического свиты и России в целом. Ставки в игре, которая в последние месяцы развернулась на территории нашего государства, для Кремля являются заоблачными, поэтому он не может быть только режиссером и оставаться в стороне, а вынужден сам стать игроком, по сути, опустившись на уровень Киева.
То, что называют «безумием» Путина, на самом деле является войной за выживание. Аннексия Крыма — не безумие, а истерия лидера РФ, вызванная геополитическим бессилием. Он признает, что российская экономическая система беспомощна, а ресурсоориентированная модель народного хозяйства обречена на крах в тот момент, когда Москва потеряет монопольное положение на глобальном рынке природных ресурсов, прежде всего энергетических.
Такая позиция приводит его в ужас и подталкивает к активным действиям. Украине это реально угрожает тем, что на Крыме Путин не остановится. Вероятно, он готов «откусить» ровно столько нашей территории, сколько достаточно для того, чтобы Украина не стала конкурентом России на мировом рынке энергоресурсов. А заодно и прихватить активы, необходимые для обеспечения военной мощи Кремля в стратегической перспективе. Количество крови украинцев и русских, которую Путин может пролить для достижения цели, видела, пожалуй, только Вторая мировая война. Поэтому не стоит самоуспокаиваться его «безумием» и имперскими комплексами.
А что же ЕС и США? В том-то и дело, что ничего. Пока Европа покупает дорогой российский газ, Штаты тихо потирают руки. Они вне конкуренции, ведь пользуются очевидными преимуществами, которые дает дешевое голубое топливо их экономике и доллару как мировой резервной валюте. (вчера ситуация в корне изменилась: Обама разрешит экспорт американского газа в необходимых Европе объемах — А.).
Правда, нестабильность в Украине затрагивает интересы отдельных американских компаний, которые планировали добывать здесь нефть и газ, однако пока в США есть газ сланцевый, американцы готовы жертвовать частными интересами в пользу национальных. Зато Европа занята диверсификацией источников энергоресурсов. ЕС понимает особенности ведения бизнеса в Украине. Поэтому нефть и газ нашей национальной добычи и падение цены, связанное с ними, кажутся европейцам слишком отдаленной и довольно призрачной перспективой. В Евросоюзе уже прозвучали призывы дать Украине прямую перспективу членства, но пока это первые ласточки, которые, как известно, весны не приносят.
Поэтому для Европы и Штатов ставки в нашей игре пока низковаты, чтобы они начали играть не на уровне слов и санкций, а более решительными действиями, в том числе и военными. А значит, то, что мы называем привязанностью мира к Украине и нашему народу, является лишь компромиссной формой конформизма. Санкции санкциями, но проходит время, о блокаде РФ забудут, а энергетическая зависимость развитых стран от российских энергоресурсов останется. Видимо, на это надеется и Путин.
Европейцам и американцам есть что терять в открытом противостоянии, а Россия может только получить, причем не что-нибудь, а жизнь — еще несколько лет беззаботного существования. При таких предпосылках глобального противостояния не будет, но в этом случае может пролиться много крови украинцев, что, похоже, в мире никого не интересует. Украина брошена против России, как Давид против Голиафа. Поэтому только упорный труд для развития экономики, а также молитва и упование на Бога могут склонить чашу весов в нашу сторону: других средств противодействия прагматичному путинскому «безумию» мы не имеем.
- Информация о материале
«Новая власть» старательно избегает объяснений с народом по поводу сдачи Крыма, военно-морского флота Украины и всей крымской группировки войск. В то время как утрачено имущество на десятки миллиардов долларов, очевиден подрыв обороноспособности государства и его авторитета на международной арене). Зато решительно обкладывает «среднего украинца» все новыми налогами и пошлинами — гораздо большими, чем те, что внедрила команда Януковича. А в сфере ограничения прав и свобод граждан «новая власть» решила и вовсе побить рекорд.
17 марта нынешнего года в секретариате Верховной Рады зарегистрирован законопроект (4471 от 17.03.2014г.) авторства двух депутатов фракции «Батькивщина» — Олега Медуницы и Ивана Стойко.
Проект Закона о превентивном задержании лица (лиц) предлагает — ни много, ни мало — ограничить действие Конституции Украины.
Проект Закона, будь он принят, дает правоохранительным органам право задерживать любого гражданина на срок до 30 суток без санкции суда. Для задержания и препровождения в СИЗО достаточно письменной санкции прокурора — от районного и выше. А «в случае возникновения вооруженного конфликта или реальной угрозы территориальной целостности и суверенитета страны» (а такая угроза при соседстве России существует постоянно — авт.) прокурор вправе продлить срок задержания лица до 6 месяцев.
«Если в течение срока превентивного задержания в действиях лица установлены признаки уголовного преступления, эти сведения вносятся в Единый реестр досудебных расследований и начинается уголовное производство в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины. В случае избрания в отношении этого лица в качестве меры пресечения заключения под стражу время превентивного задержания засчитывается в срока пребывания под стражей». То есть следствие получает 6-месячный карт-бланш устанавливать вину (имитировать установление вины) любого гражданина ВНЕ действия Уголовного Кодекса.
Повод для «превентивного задержания» — любой. Судите сами:
«Статья 1. Превентивное задержание лица
Превентивное задержание лица осуществляется уполномоченными на это государственными органами с целью недопущения и пресечения преступных посягательств, которые совершаются лицами (лицом) против основ национальной безопасности Украины, общественной безопасности и общественного порядка, против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан и других преступлений, подрывающих целостность и суверенитет государства».
Как видим, «под статью» подпадают деяния и мелкого хулигана, и диверсанта.
Отметим, что представление для задержания готовит местный милицейский или СБУ-шный начальник, а ознакомиться с постановлением прокурора на свое «превентивное задержание» сам задержанный может не позднее 24 часов. (Таким образом, 24 часа задержанный может пребывать под стражей вообще без объяснения причин).
Свое «превентивное задержание» гражданин не может обжаловать в суде. Все жалобы — только к прокурору. Который и рассмотрит жалобу «в течение трех суток со дня ее поступления».
Поскольку кадры и в МВД, и в прокуратуре, и в СБУ — те же, что и при Януковиче, нетрудно представить, как именно будут готовиться представления на «превентивное задержание», постановления прокурора и рассмотрение прокурором жалобы задержанного на свое же постановление.
Есть в законопроекте и элементы гуманизма. Например, после окончания срока задержания лицо, если в его действиях не выявлено состава преступления, должен быть немедленно освобождено.
«Задержанное лицо, вина которого в приготовлении или совершении преступлений не была доказана, имеет право на возмещение в полном объеме причиненного ему материального и морального вреда согласно действующему законодательству» (Статья 10). Как в Украине возмещается в Украине материальный и моральный ущерб, нанесенный правоохранительными органами — все мы знаем. Никак.
А еще гуманизм в том, что превентивное задержание не применяется к беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и женщинам, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I группы, мужчинам старше 60 лет, а также к лицам, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Зато послабление не касается, например, отцов, имеющих на иждивении несовершеннолетних.
Интересно, что законопроект, предложенный депутатами «Батькивщины», будь он принят, ограничивает действия не только Уголовно-процессуального Кодекса Украины, но и Конституции государства. Что вообще — правовой нонсенс.
Так, ст. 11. — «Действие Закона» — гласит: «В случае возникновения несоответствий между нормами настоящего Закона и нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины до начала уголовного производства применяются нормы настоящего Закона».
И еще: «В течение действия этого Закона приостанавливается действие частей второй и третьей статьи 29 Конституции Украины в отношении лиц, указанных в части первой статьи 2 раздела I настоящего Закона (пункт 2 Заключительных положений). То есть с момента, как кто-то в милиции — СБУ — прокуратуре решил, что гражданина N пора «превентивно задержать», действия Конституции на несчастного не рапространяются.
Отметим, что принятие подобного закона было мечтой Виктора Януковича и его «правоохранителей» — ставленников ФСБ и ГРУ ГШ МО РФ. Потому что дают возможность внесудебной расправы с кем угодно и без каких-либо реальных последствий (ответственности) для организаторов расправы. Так же отметим, что уровень «юридической мысли» зарегистрированного законопроекта соответствует уровню правовой образованности экс-министра юстиции Елены Лукаш на момент окончания дамой кулинарного ПТУ. Неудивительно: ни один из авторов идиотического законопроекта юристом не является.
Законопроект «о превентивном задержании» дает широчайшее поле для безнаказанного злоупотребления служебным положением работниками милиции, СБУ и прокуратуры. Надеяться на совесть нынешних «правоохранителей» стоит вряд ли: кадры те же, что и при Януковиче — а мы все помним, как «вели» себя эти кадры во время Майдана. К тому же силовые ведомства Украины обильно насыщены российской агентурой, которая наверняка воспользуется богатыми возможностями, которые ей может подарить цитируемый законопроект.
Конечно, «интересами государства» можно объяснить любой шаг любой власти. Но видится омерзительным, что права и свободы граждан Украины старается ограничить политическая сила, пришедшая к власти в стране исключительно благодаря гражданам, сражавшимся за свои права и свои свободы против узурпатора Януковича.
Еще не отчитавшись о сдаче геостратегического для Украины Крыма, ВМФ Украины, армейской группировки ВСУ на полуострове — что имеет все признаки предательства национальных интересов и даже госизмены, верхушка «Батькивщины» уже планирует лишение фундаментальных прав и свобод граждан Украины.
Не задержав ни одного преступника государственного масштаба, не перекрыв границы для «гастролей» тысяч российских провокаторов и диверсантов, заправляющая страной верхушка «Батькивщины» приступила к узурпации власти в государстве.
Сдав без единого выстрела многомиллиардную собственность государства Украина в Крыму, контролируемый «Батькивщиной» Кабмин даже не анонсирует реформы. Но намерен вдвое против КМ Арбузова-Азарова поднять отдельные налоги и пошлины, бьющие по среднему классу — главной движущей силы Майдана. Напомним, что уничтожение украинского бизнеса и украинского среднего класса было — наряду с ликвидацией правоохранительной системы государства — одной из задач марионеточного, кремлевского режима Януковича.
Риторический вопрос: чем заняты Люстрационная комиссия и Антикоррупционный комитет? «Заседают»? «Вырабатывают концепцию»?..
Украинцев хотят «превентивно задерживать» — то есть арестовывать без суда и следствия и «доить» поборами-налогами еще больше, чем при Януковиче, но при этом нет никакого спроса ни с одного генерала-адмирала, сдавших войсковую группировку Украины в Крыму и военный флот.
Украинцев хотят еще больше вогнать в налоговое бремя — в то время как по ветру в две недели пошло казенное имущество на сотни миллиардов долларов, и виновных — нет.
На свободе многолетний партнер Юлии Тимошенко и Александра Турчинова Виктор Медведчук, в бегах и просто на свободе — Янукович с семьей и все его окружение, все стрелявшие на Институтской снайперы, вся донецкая ОПГ «Люкс» и ее политические «вассалы», все до единого «смотрящие» времен «семьи», все до единого бойцы харьковского клуба «Оплот», все «поводыри» «титушек» и т.д., и т.п. — при 350 000 наличных «силовиков», но «новая власть» даже не считает нужным объясниться с согражданами по этому поводу.
Не раскрыто ни одно преступление против журналистов, начиная с 30 ноября 2013 года, не задержаны погромщики «Автомайдана» и истязатели Булатова, не раскрыто покушение на убийство журналиста Татьяны Чорновол — зато оперативно застрелен Сашко Билый, явно не лучший член общества.
Но ведь не он стрелял по Майдану, не он пытал патриотов, не он метелил на улицах киевлян, не он жег чужие машины. И точно не он глумился над Украиной.
Все это и многое другое дает повод простым гражданам подозревать «новую власть» в «двойной игре» и даже — предательстве национальных интересов. В частности — «договорняке» с РФ по сдаче Крыма «малой кровью».
Люди (обыватели, мещане, избиратели, электорат — как угодно) видят двуличие лидеров «Батькивщины», и логично увязывают трагические события последнего месяца с конкретными персоналиями. И если та же Ю. Тимошенко прекрасно ладила с В. Путиным, и Путин рвал рубаху на груди за освобождение Ю. Тимошенко и ее «лечение» в РФ, то взаимосвязь выхода Тимошенко на свободу с последовавшим за этим вводом войск РФ в Крым и явное уклонение А. Турчинова от противодействия агрессору вполне могут быть звеньями одной цепи и деятельного «взаимопонимания» всех перечисленных лиц.
Разумеется, в этом случае ожидать от «новой власти» расследования обстоятельств сдачи Крыма, флота и армейской группировки России и определения виновных и степени вины каждого — ждать не стоит.
Факт: Турчинову сограждане в массе своей не верят — и это показали последние выборы киевского мэра. Тимошенко сограждане в массе своей не верят — это показали последние президентские выборы и демонстрируют регулярные соцопросы.
На это недоверие накладываются события последних недель и очевидно антинародные усилия «новой власти». Представленной, в большинстве своем, вчерашним, еще советским «партхозактивом», коррупционерами, политическими проститутками и просто двурушниками.
Очевидно, что «новая власть» в образе «Батькивщины» хочет законсервировать свое главенствующее положение в политических раскладах. Очевиден также соблазн достичь этого методом «закручивания гаек» под лозунгом «Родина в опасности» и предлогом борьбы с сепаратизмом. Очевидно так же, что уроков из Майдана руководящее ядро «Батькивщины» не извлекло — отсюда и попытки частично воссоздать «диктаторские законы» Януковича, хоть и под иным предлогом.
И это двуличие, двурушничество — не меньшая опасность для Украины, чем военное вторжение России.
- Информация о материале
"Правда, что у вас повсюду расхаживают люди с автоматами? Нет? Странно, кого ни спросишь, все видели…" Устал от подобных расспросов заграничных знакомых. Зло разбирало. Почему "все" видят, а я — нет? На днях наконец повезло. Нет, не расхаживали, просто стояли. Неподалеку от Окружной, возле входа в какое-то складское помещение. Парочка, лет по двадцать, не больше. Новенькие, с иголочки, камуфляжи "Tropentarn". "Нулевые" броники. "Калаши" аж лоснятся, муха не садилась. Судя по их виду, парни не столько что-то охраняли (блокировали), сколько позировали. Нечеловеческим усилием воли бойцы пытались придать мальчишеским лицам искомую мужественность. Получалось скверно.
Тот, что повыше, покосился на АК напарника, сипло приказал: "На предохранитель поставь! Не туда "флажок" перевел, придурок, это "одиночка"…
С матчастью у воина были очевидные проблемы. "Не стрелял ни разу…", — машинально отметил я. "А убить сможет? А умереть?"
Приведение к нормальному бою
Человек с автоматом медленно и неотвратимо становится героем нашего времени. "Зеленый", пятнистый, "цивильный". Оккупант, морпех, самооборонец, гвардеец. К какому разговору ни прислушайся, — все вокруг рассуждают о силе оружия и дискутируют о человеческом бессилии. Должны или не должны были наши военные в Крыму стрелять в агрессора? Правомерно ли "соколы" открыли огонь во время "охоты" на Сашка Билого? Что должна делать власть? Добровольно раздавать стволы всем желающим перед лицом возможного российского вторжения? Или принудительно изымать стволы у всех, кто не желает их сдавать, ввиду реальной угрозы бандитизма и гипотетической угрозы гражданской войны? Ожесточенно спорят угрюмые мужики, ветхие бабушки, субтильные подростки и яркие девицы.
Правильно делают. Время безжалостно наполнило жизнь иными смыслами. Заставляет пересмотреть устоявшиеся представления о необходимой мере добра и зла, о степени целесообразности и границах компромисса. О некоторых вещах кто-то задумывается впервые. Например, о способности убить себе подобного или принять смерть от рук себе подобного. Не думаю, что об этом всерьез размышляют многие. Но те, кто решится на мускульное напряжение мысли, полагаю, должны выйти из подобного умственного испытания с ясной головой. Которая точно понадобится новой стране. Независимо от того, понадобится ли стране в скором времени готовность каждого из нас слать пули в противника или ложиться под его пули.
Склонность к поступку, в том числе геройскому, тестируется испытанием. Никто не знает о себе всего наверняка. Показные храбрецы часто первыми покидают поле боя, а записные тихони порою оказываются настоящими героями. Но, в любом случае, попытка ответить самому себе, должна подсказать нужное решение, когда спросит судьба. А времени на обдумывание уже не будет. И придется спешно занимать место того, кто уже сбежал.
"Проживите в себе убивающего и убиваемого. Будет проще, если придется стрелять, — учил нас ротный в редкие моменты выхода из постафганского запоя, — На спусковой крючок нажимает мозг, а не палец. Если мозг в боевой готовности, случайный выстрел исключен, а неслучайный — точен".
В армейском лексиконе есть корявое по форме и точное по смыслу выражение — "приведение оружия к нормальному бою". Наши мозги следует очистить от нагара эмоций, грязи разочарований и пыли мечтаний. Лучший способ разоружить свои мозги от сомнений — терпеливо ознакомиться с сомнениями других. У нас еще есть немного времени на споры. Политика, и все что с ней связано, должна быть предметом дискуссий граждан. Иначе она станет поводом для раскола страны. Альтернативное суждение — лучшее испытание для собственного мнения. Но определиться каждый должен сам для себя. Фазиль Искандер прав: "Человек должен быть равен самому себе, и потому ему не место в толпе". Человеки, равные самому себе, умеют собираться в стаи, отряды и бригады, легко преодолевают дистанцию между "диванной" и "Небесной" сотнями. Они не сбиваются в толпу, которую легко заводит убойная эмоция и которую легко вести на убой. Они выбирают достойных вожаков, а не творят самовлюбленных кумиров.
Мне трудно назвать отрядами толпы, штурмующие заводы. Мне трудно считать геройством осаду опустевшей Верховной Рады. Мне трудно рассмотреть в них человеков, которых видел на баррикадах. Может, мешает обилие балаклав?
Кумулятивный эффект
Совет, которым всегда искренне делился с теми, кто мне доверял. В спорах на взрывоопасные темы следует:
а) осторожно относиться к неоднозначному;
б) избегать резких слов и движений;
в) не давать опасных советов;
в) слушать собеседника, но прислушиваться к голосу рассудка.
Одному особо отчаянному спорщику приводил в качестве примера историю из армейской жизни. Может, аналогия и хромая, но сам случай, безусловно, поучительный. Нашел боец-новобранец на полигоне странную металлическую штуковину, чем-то смахивавшую на банку от шпрот. На боеприпас вроде не похоже. Стал вертеть находку в руках. Подошли двое однополчан. Один вынул штык-нож и предложил "произвести вскрытие". Другой заорал – "Да выбрось ты это на хрен!" Испуганный "дух" выбросил. "Шпротина" отлетела недалеко. Взорвалась. Трое ребят поехали на досрочный дембель в цинковых "парадках".
Лично мне болезненные споры в социальных сетях между умными, патриотично настроенными, но по-разному "заточенными" людьми напоминают эту историю. Журналисты, гражданские активисты, общественные деятели. Их безапелляционность по отношению к неоднозначному, необоснованная резкость по отношению друг к другу взрывает наметившееся единство. Позволившее сообща свалить общего внутреннего врага и необходимое в будущей борьбе с врагом внешним.
Спор на тему "Сашко Билый — бандит или герой?" лишен логики именно в силу такой постановки вопроса. Потому что есть люди, для которых он все равно будет "своим". И таких — немало, его похороны это косвенно подтвердили, прощание с покойным — единственная массовая акция, на которую не загонишь и не заманишь. Для одних он останется таким себе неоднозначным "робин гудом", спрос на которых в смутные времена всегда выше, чем на однозначных "питер пэнов". Для других — опытным бойцом, присутствие которого способно было (в случае необходимости) ободрить тех, кто, в отличие от убитого, видел русские танки только на картинках. Для третьих — соратником по борьбе.
С другой стороны, есть люди, у которых "Правый сектор" (едва ли не главным олицетворением которого в последнее время был Александр Музычко) небезосновательно ассоциируется с формализованным рэкетом и вольным или невольным подыгрышем Москве, как никогда заинтересованной в нашей разобщенности.
Не сам спор, а его тональность, да еще в исполнении людей, формирующих общественное мнение, гробит надежду на окончательную сплоченность. Сплоченность людей, еще вчера вместе стоявших на баррикадах, таскавших покрышки, спасавших раненых, веривших в общую победу. Кризис доверия в нашем кругу на руку тем, кто искусственно стимулирует наше неверие в государство. Переход на личности и частности уводит от главного. От совместного давления на систему. Которая пока не наказала ни одного виновного в смерти "небесной сотни"; не арестовала ни одного серьезного подозреваемого в организации убийств и совершении государственной измены; не покаялась за трусость и безалаберность в Крыму. Которая сквозь пальцы смотрит на то, как "герои" обирают граждан и запугивают журналистов, а "борцы с преступностью" молча взирают на штурмы предприятий и аферы высокопоставленных воров. Власть по-прежнему толком не контролирует улицы, регионы, силовиков, оружие. Мы должны стать требовательным контролером власти, но не ее бездумным палачом. Иначе облегчим жизнь карателям, истомившимся в ожидании близ наших границ.
Мы тратим на споры друг с другом силы, необходимые для общей борьбы. Что больше играет на руку Москве? "Художества" Музычко в облсовете или художества "Сокола" при его задержании? Кому мы больше не верим — Авакову или Ярошу? Милиции или "Правому сектору"? Кто опаснее? Отвязанные "щенки" в камуфляжах, хищные "быки" в брониках, хитрые "псы" в милицейских погонах, "хамелеоны" с депутатскими значками или "кроты" с георгиевскими ленточками? Пока мы выстраиваем этих "зверей" по ранжиру, мы забываем о голодном "медведе", который только радуется нашей готовности едва ли не стрелять друг в друга. Пока наши мозги воюют, наши пальцы нам неподконтрольны. Являясь сторонником вооружения населения, я с естественным опасением думаю о том, во что выльются словесные распри людей, "отягощенных" стволами. И сколько автоматов может попасть к тем, кто видит в них не средство защиты Родины, а средство ее грабежа. С разговорами о том, что все бандиты и так вооружились, не соглашусь. Организованные, скорее, да. Но слабость власти ежедневно плодит число потенциальных новобранцев от разбоя. Пока власть не контролирует ситуацию, а мы — эмоции, акция "Здравствуй, оружие!" может обойтись дорого.
Выскажу крамольную мысль: пускай наша снисходительность к чужим заблуждениям и предубеждениям будет ценой поиска общих убеждений. Давайте вооружим мозги и осторожно отнесем на безопасное расстояние то, что может оказаться миной. Давайте не ковырять штык-ножом в сомнительном, пока отчетливый враг назойливо маячит у наших границ. Потому что лично я убежден: те, кто возмущается "блюстителями", беспомощными в борьбе с клюевыми, жилиными и аксеновыми, но резвыми в борьбе с "билыми"; и те, кто возмущается милитаризованными гопниками и картинными штурмами Рады, — в массе своей одинаково честно стремятся к тому, чтобы жить в государстве, где человек в милицейских погонах ассоциировался бы с чувством защищенности, а не презрения или ненависти. А человек с оружием вызывал гордость, а не страх. Мы были на одних баррикадах, и нам еще, возможно, придется побывать в одних окопах. Давайте не делать резких движений. Давайте послушаем другого, но прислушаемся к собственному рассудку. Давайте пока поставим "калаш" на предохранитель. Чтобы потом определить — ставить на "одиночный" или "автоматический". Чтобы случайный выстрел был невозможен, а неслучайный — точен.
Уверен, это предельно прояснит ситуацию для каждого. И позволит хладнокровно рассмотреть истинных провокаторов и настоящих предателей. Не суть важно, они платные, или "природные". Которые, по тому же Искандеру, провоцируют и предают не из выгоды, а по велению сердца, "чтобы почувствовать себя значительными в момент предательства, вершителями судеб". Вооруженные мозги серьезно улучшают зрение, позволяющее увидеть ехидну, где бы она ни квартировала — на Банковой или Садовой, на Богомольца или в гостинице "Дніпро".
Мы должны точно увидеть мины и воспитать саперов. Подрывников и так хватает.
По ту сторону ствола
Есть тексты, которым суждено пережить время. Для меня таким является "Маргінальна моя Україна" покойного Саши Кривенко, написанная 21 год назад. Неутомимым патриотам и горячим мстителям из числа своих знакомых я настоятельно ее рекомендую как чрезвычайно актуальную.
"Бути українцем — це покута. Любити покуту — значить бути мазохістом…
Якщо сьогодні хтось голосить "Україна для українців", то йому слід би уточнити — для політичних українців. Бо етнічних українців залишилося, мабуть, чоловік сорок, враховуючи всі кровозмішення з часів половецьких… Хлопчаки, які волають "Україна для українців", нагадують мені дідусів на дискотеці. Люди з молодою кров'ю мислять інакше — "Світ для України". … Маємо вже досить маргінальної, забиченої, вузьколобої України. Я люблю іншу…"
Я — тоже. Я хочу Украину, за которую не было бы стыдно и в которой не было бы страшно. Мирную и открытую миру.
Простая мечта. Как та, которая осуществилась несколько лет назад. Я тогда лежал в палате, прикованный к постели. В единственном окне видел строительный кран, стену соседнего здания и грязную антимоскитную сетку. Я мечтал когда-нибудь встать, без посторонней помощи добраться до окна и увидеть солнце и деревья…
После выписки у меня появился ритуал. Каждое утро я подхожу к окну и смотрю на каштан. И я не хочу однажды увидеть под этим каштаном человека с оружием, нацеленным в меня. Ни зеленого человечка в "русской цифре", ни "быка" в камуфляже, ни "сокола" в бронике.
- Информация о материале
Страница 822 из 1561
