События Евромайдана, бегство «Семьи» и последующая российская интервенция в Крым совершенно вывели из общественного внимания скандал, произошедший с госреестрами прошлой осенью. Скандал, надо признаться, достаточно актуальный и по сей день, поскольку речь идет в т.ч. о реестре избирателей. С одной стороны, декларации новой власти о принципах прозрачности и приверженности европейским стандартам в вопросах госуправления дают надежду, что ситуация развяжется в ближайшее время в пользу государства и граждан. С другой стороны, озвученные прошлой осенью объемы средств, выделяемых на обслуживание госреестров, позволяют предположить, что материально-заинтересованные стороны не сдадут место у «кормушки» без боя.
Напомним, что на пресс-конференции по результатам 100 дней работы на посту министра юстиции Елена Лукаш заявила, что до её прихода на должность, в Госинформюсте действовала схема, которая нанесла государству убытки в размере $400 млн. По ее словам, компания-разработчик «Арт-мастер» оформила право собственности на реестры, поэтому до июля 2013 года государство было вынуждено перечислять ежемесячно за право пользования реестрами более 10 млн. грн.
Иными словами, государство еще 10 лет назад было «поставлено на счетчик» заинтересованными лицами, причастными к компании «Арт-мастер» и действовавшая на то время власть предпринимала попытку вырваться из этой зависимости в свойственной для себя манере ― путём обхода сервера лицензирования, организацией маски-шоу в офисе компании-разработчика и блокировки её счетов.
В ответ на такие действия команда «Арт-мастер» заявляет о пиратстве со стороны государства. В частности, Алексей Ковальский, и.о. гендиректора компании заявил, что расценивает «остановку работы и взлом ПО госреестров 1-3 октября 2013 как акт государственного пиратства при поддержке Министерства юстиции» и добавил: «На глазах у всей страны государственным предприятием «Информационный центр Министерства юстиции (Госинформюст) совершается преступление: крадется программное обеспечение, взламывается хакерами и это подается, как «восстановление работы» госреестров».
Через несколько дней Алексей Ковальский написал Елене Лукаш письмо, в котором опроверг слова министра по поводу получаемых компанией роялти в размере 10 млн. грн. и одновременно озвучил явно бредовую сумму ― около 6 млрд. грн ― которую якобы пришлось бы потратить государству, если бы оно самостоятельно 13 лет занималось поддержкой госреестров.
Между тем, менее, чем через месяц после «рейдерского захвата» Минюстом госреестров и обнародования фантастической коррупционной схемы на сотни миллионов долларов, министерство выделило Госинформюсту 309,55 млн. грн. на обслуживание 18 госреестров. Кроме того, на первое полугодие Минюст уже запланировал тендер на выделение Госинформюсту еще 355 млн. грн. для сопровождения госреестров. Правда 21 января 2014 Минюст отменил этот тендер.
Непомерные финансовые аппетиты Госинформюста таки попали в сферу интересов правоохранительных органов, в результате чего Главное следственное управление МВД открыло уголовное производство по ч.2 ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением), ч.5 ст.191 (присвоение имущества в особо больших размерах) и ч.2 ст.361 УК (несанкционированное вмешательство в работу компьютеров).
«В рамках этого уголовного производства осуществляются следственные действия по совершению бывшими должностными лицами Предприятия (Госинформюста — прим. авт.) уголовно наказуемых деяний, в том числе, и по заключению договоров с ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т», по которым последним перечислялись огромные суммы авторского вознаграждения за пользования компьютерными программами, которые являются составляющими Государственных реестров», ― рассказал «proIT» Леонид Богданов, генеральный директор ГП «Информационный центр».
Он также обращает внимание, что по результатам комиссионной экспертизы в сфере интеллектуальной собственности, проведенной в рамках уголовного дела, было установлено, что ПО госреестров не являются объектами права интеллектуальной собственности, поскольку фактическая функциональность и форма таких компьютерных программ не соответствуют технической документации, предоставленной на исследование.
«Учитывая это, Предприятием (Госинформюст) был подан иск о расторжении авторского договора, которым передавалось право пользования компьютерной программой «Государственный реестр вещных прав», и взыскании всей суммы роялти, которая была оплачена компании «Арт-мастер». На данный момент Хозяйственным судом Киева открыто производство по хозяйственной делу и назначено судебное дело к рассмотрению на 14.04.2014 года», ― говорит Леонид Богданов.
Кроме того, Госинформюст подал заявление в Антимонопольный комитет против «Арт-мастера» по поводу монопольной продажи последней электронных цифровых подписей для доступа к госреестрам по ценам в 33 раза выше среднерыночных. По словам гендиректора Госинформюста, оплата роялти по договорам с «Арт-мастером» была прекращена с сентября 2013 и сейчас все отношения с ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т» прекращены.
На сегодняшний день функционирование госреестров обеспечивает Госинформюст. «Счета компании не были заморожены, работники имеют надлежащую квалификацию и значительный опыт», ― утверждает Леонид Богданов.
Он говорит, что одновременно Госинформюст разрабатывает новое ПО на принципиально новой основе: «Главной задачей, кроме повышении уровня функциональности информационной сети Минюста, было недопущение влияния одного разработчика на сеть и обязательная государственная собственность на результат. Ориентировочный срок внедрения нового ПО ― в июле-июне 2014». При этом гендиректор госпредприятия подчеркнул, что до завершения работ по созданию нового ПО невозможно должным образом рассмотреть вопрос о тарифах на его обслуживание.
Фактически позиция Госинформюста ― технического администратора госреестров ― сводится к тому, что все контакты с разработчиками злополучных госреестров прекращены еще в сентябре 2013 и госпредприятие сейчас единолично администрирует госреестры, параллельно разрабатывая свою версию реестров. Но все это плохо согласуется с позицией распорядителя реестров ― Государственной регистрационной службы.
В частности, пресс-службе Укргосреестра в комментарии «proIT» сообщили, что как раз сейчас с разработчиками госреестров идут переговоры относительно урегулирования дальнейших взаимоотношений. «Первоочередной вопрос переговоров ― ликвидации схемы выплаты роялти за использования программного обеспечения. Также рассматриваются вопросы по поводу дальнейших доработок реестра. При этом прорабатывается в том числе вопрос выкупа программного обеспечения в государственную собственность, что позволит осуществлять дальнейшую доработку программного обеспечения силами технических администраторов», ― сообщили в пресс-службе «Укргосреестра.
Примечательно также и то, что руководящий состав Укргосреестра и технических администраторов реестров, распорядителем которых является Укргосреестр, практически не изменился с марта 2013 года. А Леонид Богданов остается на должности генерального директора Госинформюста с 4 декабря 2013.
В Укргосреестре, в отличие от Госинформюста, мало верят в способность государства самостоятельно создать современную систему ведения госреестров по той причине, что уровень зарплат, как в государственных органах, так и в госпредприятиях существенно ниже рыночной отлаты труда специалистов необходимой квалификации. Там также говорят, что пока не получали предложения о помощи в создании новых систем госреестров от IT-компаний на рынке.
Впрочем, сами IT-компании готовы предложить свои услуги и ждут лишь конкурса. По словам их представителей, в создании системы госреестров нет ничего сложного. Александр Ефремов, директор по развитию «Компьютерные информационные технологи» говорит, что в Украине есть десятки, а то и сотни компаний, которые могут реализовать такую задачу: «Нужно учитывать, что в нашей стране IT-бизнес движется по восходящей и Украине входит в топ-5 стран по развитию IT в мире, а в госреестрах я ничего уникального не вижу».
В свою очередь Юрий Сивицкий, соучредитель «Софтлайн-ИТ», отмечает, что его компания не предлагала Минюсту свои услуги по созданию систему госреестров, но если будет объявлен конкурс на разработку, то компания будет в нем участвовать. «По нашим оценкам на создание софта для реестров Минюста нужно от 6 месяцев до года. Говорить о точном количестве специалистов нельзя, так как в процессе разработки нужно привлекать различные проектные группы на определенных этапах — всего порядка 5-6 групп по 10 человек. По стоимости разработка реестров и передача их в госсобственность будет соответствовать сумме, которую ежегодно платили в виде роялти, но это будет разовый платеж.
Дальнейшая поддержка нужна, но речь идет о суммах в 10 раз меньше стоимости разработки, либо она вообще может выполняться силами специалистов ГП «Информационный центр» и/или «Укргосреестра» если разработку проведут на платформе-конструкторе. То есть, у компетентного специалиста госструктуры будет возможность вносить коррективы в работу информационных систем в соответствии с изменениями в законодательство, без необходимости менять код», ― рассказывает Юрий Сивицкий.
Другой участник рынка, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что для восстановления доступа к реестрам (после их блокировки 1 октября ― прим. авт.) привлекали специалистов из 5-6 компаний. «Скорее всего, эти компании и пригласят на разработку реестров — это будет не проект какой-либо одной компании, а совместная работа проектных групп разных участников рынка. Но это будет в неопределенной перспективе, так как в этом году бюджет вообще пустой и вряд ли на информатизацию появятся деньги. А через год ситуация может измениться кардинально», ― объясняет специалист.
В результате складывается весьма парадоксальная ситуация. В то время, как технический администратор госреестров прекратил все отношения с сомнительными «разработчиками» и пытается через суд вернуть уплаченные государством роялти, взятые с потолка, старое руководство Укргосреестра еще рассматривает какие-то варианты сотрудничества со скомпроментированными компаниями. При этом десятки украинских IT-компаний готовы хоть сейчас принять участие в конкурсе и по рыночной цене создать и передать в собственность государства систему госреестров. Очевидно, что новой власти необходимо в ближайшее время вмешаться в эти процессы, чтобы взять под контроль доступ к госреестрам и окончательно прикрыть старую «кормушку».