5 марта состоялось заседание парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности при участии представителей Генеральной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел, Государственной пенитенциарной службы, а также общественных организаций и активистов, посвященное внесению изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно силовых ведомств.

Милиционеров и прокуроров будут выбирать граждане?

Так, на рассмотрение Комитета ВР был вынесен законопроект №3765 о внесении изменений в Закон Украины «О милиции» (относительно передачи внутренних войск МВД Министерству обороны Украины). Целью проекта является совершенствование действующего законодательства в части функционирования военных формирований в Украине. Для этого законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в ст. 7 Закона «О милиции» и передать военные формирования из структуры Министерства внутренних дел в структуру Министерства обороны Украины. Заключительными положениями законопроекта предусмотрено увеличение предельной численности Вооруженных сил Украины.

Также был рассмотрен законопроект №2562а о внесении изменений в Закон «О милиции» относительно выборности руководителей ее подразделений. Целью инициативы является изменение подхода к назначению руководящего состава милиции для предупреждения нарушений закона и защиты прав и основополагающих свобод граждан. Автор законопроекта сделал акцент на том, что разработка обоснованных решений по реформированию органов власти и всех составляющих правопорядка создаст предпосылки для единения этой власти с украинским гражданским обществом, которое сегодня находится в стадии становления. На данный момент вопросы обеспечения правопорядка в стране крайне важны, ведь именно он являются фундаментальным ресурсом развития украинского общества.

Одним из ключевых элементов поддержания системы правопорядка была и остается милиция. Действующим законодательством Украины предусмотрено, что она является вооруженным государственным органом исполнительной власти, который призван защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств. Специфический характер задач и функций милиции должен предусматривать и особый порядок отбора и изучения личностей, претендующих на должности в органах внутренних дел, поскольку от качества подбора сотрудников зависит результативность выполнения этими органами своих задач и функций.

Одним из путей предотвращения коррупции в органах милиции является внесение изменений в Закон Украины «О милиции» относительно ее организации и подчиненности, которые предлагаются вышеуказанным законопроектом №2562а. Насущная проблема таких изменений заключается в том, что сегодня большинство украинцев считают работников милиции коррумпированными. Для того, чтобы изменить ситуацию и вернуть доверие общества к органам милиции, необходимо, чтобы они были независимы от давления.

На сегодняшний день начальники районных, районных в городах, городских, линейных управлений (отделов) главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, областях, Киеве и Севастополе, на транспорте назначаются на должности и увольняются с должностей министром внутренних дел. Следовательно, министр фактически единолично определяет руководящий состав управлений милиции, что может приводить к целому ряду злоупотреблений. Это негативно отражается на работе милиции в целом. Ситуацию можно изменить путем внедрения нового подхода к назначению руководящего состава милиции – выбирать руководителей подразделений соответствующими территориальными общинами.

В ходе обсуждения данного законопроекта члены Комитета сошлись на том, что предлагаемые изменения необходимо изучить более детально, чтобы исключить малейшие недоработки. По результатам голосования оба законопроекта единогласно решили отправить на доработку авторам.

Аналогичное решение было принято относительно законопроекта №2563а «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» относительно выборности прокуроров. Данный проект разработан с целью противодействия коррупционным проявлениям в органах прокуратуры и усовершенствования действующего законодательства. Его авторы считают, что для того, чтобы изменить ситуацию в обществе и вернуть доверие к органам прокуратуры, необходимо, чтобы они были независимы от внутреннего и внешнего давления.

Единогласным решением Комитета на доработку были отправлены также законопроект №3025 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины» относительно предоставления осужденным права на пользование интернетом и законопроект №2890 «О внесении изменений в ст. 382 Уголовного кодекса Украины относительно усиления уголовной ответственности за неисполнение судебного решения должностными лицами».

Сотрудников милиции будут идентифицировать

По ряду законопроектов Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде отклонить их дальнейшее продвижение. Такая участь постигла законопроект №3838 «О некоторых вопросах задолженности государственных предприятий, учреждений исполнения наказаний Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и обеспечения их стабильного развития», а также законопроекта №3110 «О внесении дополнений в Закон Украины «О милиции» (о введении специальных идентифицирующих личность милиционеров маркировок при использовании ими шлемов и других средств индивидуальной защиты)».

Вместе с тем, Комитет рекомендовал Верховной Раде принять за основу схожий, но, по словам председателя Комитета, более совершенный законопроект №3048 о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно идентификации сотрудников органов внутренних дел и присутствия специальных подразделений милиции, внутренних войск на мирных собраниях. Целью данного документа является введение персональных нагрудных знаков, которые должны размещаться на форменной одежде каждого работника органа внутренних дел рядового и начальствующего состава и предоставлять возможность идентифицировать при необходимости его личность. Законопроект также вводит ответственность за препятствование идентификации личности сотрудника милиции. Это, по мнению авторов, облегчит возможность идентифицировать сотрудников органов внутренних дел и снизит количество должностных преступлений.

Создавать спецподразделения сможет только парламент?

Помимо этого, Комитет рекомендовал Верховной Раде принять за основу проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации полномочий Верховной Рады Украины при определении структуры Министерства внутренних дел. Речь шла о законопроекте №4016, которым предлагается запретить создание специальных подразделений милиции, военных частей специального назначения внутренних войск, специальных моторизованных воинских частей милиции и других специальных подразделений иначе как путем принятия Верховной Радой закона, в котором определяются количество личного состава, место постоянной дислокации, функции, полномочия и правовой статус такого подразделения.

В исключительных случаях предлагается разрешить Кабинету министров создавать временные специальные подразделения милиции на срок не более чем 3 месяца. По истечению этого срока таким временным специальным подразделениям будет предоставляться постоянный статус, или они будут ликвидированы. Соответствующие изменения предлагается внести в законы «О милиции» и »О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины».

Члены Комитета поддержали данный законопроект, поскольку он, по их мнению, будет способствовать реализации предоставленных парламенту Конституцией Украины полномочий по определению структуры Министерства внутренних дел Украины, а также неукоснительному соблюдению сотрудниками органов внутренних дел действующего законодательства и недопущению нарушения законных прав и свобод граждан.