Мы привыкли использовать слово "коррупция" лишь в одном значении - подкуп, использовании своей должности для обогащения или получение других благ. Между тем, объем этого явления значительно более широкий - следует обратиться к этимологии слова. Corrumpere, corruptіo - это порчи вообще, и уже: наличие конфликта между общественным интересом и интересами бюрократического аппарата.

Бороться с коррупцией - это не только ловить взяточников через меченные купюры, это еще и создание системы, в которой будет невозможно братья взятки. Такая система должна быть прозрачная, эффективная и логическая. Гражданин должен делать только те действия и платить только те деньги, которые нужны для получения реальных услуг.

Выдумывание услуг, осложнение бюрократических процедур - это намного худшая коррупция, чем банальная взятка гаишнику на дороге. Во втором случая речь идет о неформальном штрафе. В первом - о создании предпосылок такой неформальности.

В Украине создан странный механизм контроля за людьми, которые идут на госслужбу. Следует заметить, что основная задача этого механизма - не так помешать плохим людям стать чиновниками, как создать дополнительные препятствия хорошим людям из улицы, а также "смазать" огромный бюрократический аппарат.

Причем смазать не так взятками, как ненужной работой - ведь не секрет, что раздутая украинская бюрократия для самоутверждения нуждается в постоянной подпитке.

Взять справку в одной службе, утвердить ее в другом управлении, отнести в третий департамент на седьмом этаже, удостоверить нотариально полученный регистрационный номер, и принести его в десятый отдел. Где-то в этом процессе обязательно придется заплатить – хотя бы тому же нотариусу.

Хотите стать госслужащим - готовьтесь подписать множество форм и деклараций по строго установленной форме. От руки написанная автобиография в произвольный форме - отнюдь не в произвольной, а соответственно четких рекомендаций.

Готовьтесь много раз фотографироваться, подписывать множество согласий на обработку персональных данных, на ознакомление с правилами. И главное - готовьтесь к прохождению медицинской комиссии для получения медицинской справки 133-о - "для допуска к гостайне", хотя в 95% случаев претендент до конца жизни не узнает минимальной государственной тайны.

Проходить медицинский осмотр необходимо согласно приказа №578 от 30.07.2012, подписанного Раисой Богатыревой, и направленного на исполнение законов по борьбе с коррупцией.

В соответствующих законах указана лишь необходимость определенного медицинского обследования, то есть этот приказ - единственный документ, который регулирует монстра 133-о.

Кратко выводы о выполнении этого приказа и результатах для государства.

Первое. В приказе, вопреки его "антикоррупционности" заложена коррупционная составляющая – в частности, претендент на государственную должность должен получить два сертификата - от психиатра и от нарколога.

Разработан список организаций, которые могут выдавать такие сертификаты, и в любой поликлинике города Киева вам назовут два адреса - на Энтузиастов и на Васильковской - где можно эти сертификаты получить.

На самом деле, выдать их могут в десятках медицинских заведений, однако называют именно эти...

Например, на Васильковской находится ООО "Консилиум Плюс", которое за 200 гривен выдает эти два сертификата. Этому предшествует пятиминутный разговор с врачом, на манер "в детстве не болели? Головой не ударялись?".

Никоим образом нельзя ставить под сомнение профессионализм врача, однако сама процедура, ее скорость, и главное - обязательная платность - вызывает огромные сомнения относительно эффективности такого барьера.

Второе. Приказ препятствует не так коррупции, как профессиональной деятельности претендента. Вместо того, чтобы заниматься делами, придется израсходовать не менее трех дней на прохождение абсолютно бессодержательной проверки.

Первый день - получить формуляр и перечень всех врачей. Если посчастливится - в этот день сделаете рентген - далеко не во всех поликлиниках он работает, придется побегать, и пройдете пару врачей - хирург, офтальмолог.

Следующий день утро - анализ крови. И остаток врачей - отоларинголог, невропатолог и так далее. И третий день - с результатами лабораторных анализов можно получить "вывод" комиссии - "годен".

Третье. Казалось бы - почему же так сложно за пару часов пройти медицинскую комиссию? Ответ кроется в системе государственного здравоохранения. Получить справку можно только в государственных заведениях, а у них специалисты работают по специфической "шахматке".

Хирург - с 10.00 до 14.00, а офтальмолог - с 14.00 до 18.00. Плюс очереди. Плюс хирург "должен быть на месте, значит куда-то вышел, подождите". Пройти медкомиссию за один день нереально, по меньшей мере - два дня, при условии везения и блата.

Четвертое. Тысячи врачей, вместо того, чтобы работать с больными, занимаются полной абсурда идиотской работой. В частности, отвечают письменно на формулярах, что претендент может быть государственным служащим.

При этом интересно, что критериев "непригодности" у хирурга или офтальмолога нет, это противоречит Конституции и другим законам, - то есть вся эта бюрократическая процедура существует исключительно для оправдания "аппарата" и зарабатывания пары сотен гривен через сомнительные структуры.

Пятое. Конечно же существует немалое количество "окон", ведь не будут кандидаты на министров или заместителей министров тратить два-три дня на беганье по поликлиникам. Стоимость "бесплатной" и быстрой справки - 150 гривен. Вроде бы мелочь, но платить ее приходится просто так, без логических причин и объяснений.

Ситуация со справкой 133-о - это лишь один из тысяч примеров неэффективного бюрократического аппарата Украины. Миллионы налогов, тысячи часов тратятся на содержание структур, которые занимаются ненужной работой.

Прохождение этой медицинской комиссии никоим образом не влияет на возможность занимать государственную должность. Серьезные проблемы - психического характера - она не выявляет, но вместо того вынуждает человека обходить специалистов, вывод которых никак не влияет на дальнейшую работу.

Вопрос профессиональной пригодности к государственной службе должно содержать лишь одну позицию - реальное психиатрическое обследование. Желательно еще конечно, интеллектуальный уровень проверять, но это уже заоблачное требование.

Такое обследование необходимо максимально автоматизировать, переведя в формат тестов. И тогда в самом деле получим барьер для шизофреников, клинических идиотов и т.п. Любые другие обследования не могут предотвратить коррупции, наоборот - они становятся лишь причиной для коррупции.

И интересно, что конкретно этот пример можно решить очень легко - новый министр здравоохранения должен отменить приказ Богатыревой.

Вместо него можно ввести в действие новый, написанный специалистами, который будет содержать прозрачное и адекватное требования к состоянию здоровья претендента. Для этого не нужны недели и месяцы работы, достаточно пары дней. И одним коррупционным приказом станет меньше.