Путин продолжает свою оккупационную политику. Он признал независимость украинской территории – Крыма, и в срочном порядке подписал законы о присоединении полуострова и города Севастополя к Российской Федерации. Но Кремль пока разыгрывает соблюдение определенных правил (это после аннексии и оккупации чужой территории!), назначив переходный период для захваченных территорий до 1 января 2015 года. Теперь в РФ не 83, а 85 субъектов федераций.
Пойдет ли Россия дальше в своих захватнических действиях и какое государство станет следующей жертвой? – об этом рассказывает эксперт Георгий Мамулиа порталу Грузия Online.
- Россия попирает международные нормы и целеустремленно следует своему плану по захвату и присоединения частей соседних государств. Как отразится расчленение Украины на другие страны Восточного партнерства?
- Аннексионистские действия Кремля в Крыму и против Украины в целом еще раз доказывают, что политика Путина в данном случае преследовала те же цели, что и во время агрессии против Грузии в 2008 г.
Как и в случае с Грузией, целью Путина являлось публично наказать непокорную Украину за ее стремление выйти из сферы влияния Кремля. В частности, за отказ новых властей Киева от вхождения в Евразийский Союз и напротив, их стремление заключить договор об Ассоциированных отношениях с Евросоюзом, начав тем самым реальный процесс интеграции с европейским сообществом. Наряду с этим, из речи Путина, произнесенной им в связи с аннексией Крыма, становятся ясным те подлинные мысли и планы, которые он вынашивал еще со времени своего прихода к власти в 1999 г. Если раньше в его речах проскальзывали лишь отдельные фразы, вроде тех, что распад СССР являлся величайшей геополитической катастрофой 20-го века, ныне маска скинута окончательно.
Согласно официальной терминологии, отныне используемой самим Путиным, он считает себя президентом не Российской Федерации, как государственного понятия, а совершенно иной категории, под названием «русский мир». Под последним имеется в виду не только собственно русское, но и русскоязычное население, оставшееся вне границ нынешней России после распада красной империи. Отбросив элементарные принципы и нормы международного права, однозначно оговаривающие нерушимость территориальной целостности государств (принцип права наций на самоопределение применяется лишь тогда, когда не нарушается территориальная целостность существующих государств), путинская Россия позволяет себе пойти на любые насильственные меры, вплоть до вооруженной интервенции и аннексии тех частей государства, где проживает русскоязычное население и политика которых, по той или иной причине, не устраивает нынешних хозяев Кремля.
Аннексировав Крым и официально провозгласив своей внешнеполитической доктриной защиту «русского мира от западной экспансии», Путин вполне сознательно запустил в действие механизм постоянной агрессии, остановить которую, на мой взгляд, поможет лишь сочетание экономических, политических и, если понадобится, военных действий. Ситуация, аналогичная с украинской, может возникнуть уже в июне этого года, когда встанет вопрос о подписании договора об ассоциированных отношениях между Молдовой и Евросоюзом. Уже сейчас сепаратистские лидеры Приднестровья высказывают желание быть аннексированными Кремлем таким же образом, как и Крым. Тем временем, Россия все больше усиливает свое военное присутствия в регионе. Со стратегической точки зрения, это создает угрозу и для Молдовы, и для Украины, так как дает возможность не только частично отрезать последнюю от Запада, но и начать аннексию черноморского побережья страны, создав сплошную линию аннексированных территорий от Крыма до Приднестровья. В таком случае прорубается коридор не только к Приднестровью, но и сама Украина изолируется от Черного моря, что, тем самым резко меняет весь баланс сил в Черноморском регионе. Не видеть этой опасности может только слепой. Именно поэтому, западным лидерам следует вернуться к политике сдерживания, включающей в себя не только экономические, но и политические и военные меры.
Было бы легкомыслием не понимать, что отныне агрессии Путина могут подвергнуться, по сути дела, все государства бывшего СССР, от Прибалтийских стран до Казахстана. Именно поэтому, буквально несколько дней назад страны Вышеградской группы НАТО (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) заключили между собой соглашение для координации военного планирования и формирования совместного боевого соединения. В перспективе, к этой группе следует примкнуть не только Балтийским странам, но и Украине и Грузии.
Как показывает история с Грузией и Украиной, реагирование постфактум, к чему в результате демократическо-бюрократических механизмов склонен Евросоюз с Североатлантическим альянсом, является плохим средством в борьбе с автократическими режимами. Путин, как и Гитлер, стремительно захватывает территории, а потом спрашивает, готовы ли страны западных демократий воевать за них. Если нет – смиритесь с тем, что эти территории уже стали нашими. Именно таким методом Гитлер захватил Австрию, Судеты и Чехословакию, а Путин в 2008 году - Абхазию, Южную Осетию, а сейчас – Крым. Необходимы твердые меры превентивного характера, если мы не хотим, чтобы в дальнейшем дело вылилось в еще более крупномасштабный конфликт.
- Запад вроде отреагировал, но насколько действенными будут санкции в отношении России?
- Что касается непосредственно санкций, следует различать официально объявленные санкции, которые на первом этапе могут показаться русским булавочными уколами, и долгосрочные экономические последствия, которые в результате радикального изменения отношения западных стран к России, будут иметь тяжелейшие последствия для ее экономики. В реальности, в распоряжении Запада находится множество средств воздействия на Кремль. Одним из основных рычагов упомянутого воздействия станет то, что никто не будет инвестировать в страну, которую воспринимают агрессором и источником постоянной опасности для спокойствия в Европе, и в мире в целом.
Еще в советское время русские агенты влияния во всех западных странах наперебой кричали о том, что санкции против СССР непродуктивны. Открытие советских архивов, однако, показало, что именно страх западных санкций удержал Хрущева в 1961 г. во время Берлинского кризиса, а Андропова, в 1981 г., от вторжения в Польшу.
- После олимпиады РФ возобновила оккупацию земель Грузии в Цхинвальском регионе (Южная Осетия). Грузинская власть почти отказалась от дефиниции «оккупация», подменив ее новым и более мягко звучащим термином: – бордеризация (от англ. Border - граница). На международном уровне Тбилиси также избегает заострять внимание на российскую оккупацию или в лучшем случае, смущенно указывает на ее продолжение. Можно ли такой политикой разжалобить Путина и чем это обернется для Грузии?
- Украинские события окончательно показали, что договориться с Путиным о чем-либо положительным для Грузии, как, впрочем, и для других республик, стремящихся в Европу, является физически невозможным. Как сказали бы по этому поводу французы: «для того чтобы диалог состоялся, в нем должны принять участие две стороны». В целом же, политика беспринципного смягчения нашего курса в отношении России, оккупировавшей 20 процентов грузинской территории, официально объясняемая необходимостью «не поддаваться на провокации», обернулась полным крахом внешнеполитического курса современной Грузии. Наиболее наглядно это проявилось буквально вчера, когда председатель Европарламента Мартин Шульц назвал оккупацию Россией Крыма первой аннексией, произведенной Кремлем после окончания Холодной войны. Ответственность за то, что даже такой высокопоставленный чиновник оказался не в курсе событий 2008 года, безусловно, лежит именно на этой политике «конструктивного диалога с Россией», а фактически, на капитулянтском курсе нынешних властей Грузии. Кремль добился от правительства Гарибашвили всего, чего хотел.
Именно по милости новых властей Тбилиси, до нынешних событий на Украине об аннексии грузинских территорий в 2008 г. вспоминали все меньше и меньше, и только аннексия Крыма, проведенная точно по югоосетинскому и абхазскому сценарию, вновь актуализировала эту тему. И что мы видим на нынешний день? Грузинское правительство, которое должно на весь мир кричать, что Кремль натворил в Крыму именно то, что он сделал в 2008 г. в Грузии, хранит молчание. Активность проявляет лишь бывший президент, который, со свойственной ему энергией, использует все международные форумы и средства информации для доведения до западных политических кругов и общественности правды о путинской агрессии против Грузии в 2008 г. Он один делает в этом отношении больше работы, чем грузинский МИД и все наши посольства в Европе вместе взятые…
В это время наши власти заняты лишь войной грязнейших компроматов, с целью избавится от политических конкурентов в преддверии выборов в органы местного самоуправления….
- Параллельно с оккупацией Крыма, в не оккупированной части Грузии несколько раз залетали российские военные вертолеты, очевидно с целью разведки – ситуация точно такая, как перед войной 2008 года. В зарубежных СМИ появились статьи, что, несмотря на санкции, Путин продолжит оккупацию и присоединение других постсоветских стран, разумеется, и Грузии. Допускаете ли Вы повторную российскую аннексию и оккупацию всей Грузии?
- Все зависит от того, будет ли Кремль уверен в способности Тбилиси оказать ему достойное сопротивление. Непременным условием этого является внутренняя сплоченность и консолидация грузинского общества, базирующееся на консенсусе относительно того, что сохранение независимости страны и ее прозападного курса являются абсолютными приоритетами грузинской нации. Нынешнее же правительство, в судьбоносное для страны время занято, в основном, мелкими интригами, результатом которых, хотят они того или нет, является усиление фрагментации и дезориентация грузинского общества. Разве общенациональному единству способствует постоянная политическая спекуляция, вроде организации утечек из дела Жвания (премьер-министр Грузии в 2003-2005 гг. прим. редакции)? Поражает глубокая провинциальность нынешнего правительства, которое, видимо, свыклось с тем, что судьбу Грузии решают другие державы, а не сам грузинский народ…
- Какие превентивные меры должна принять грузинская власть, сможем ли мы противостоять очередной российской агрессии?
- Основные превентивные меры, которые может принять грузинская власть исходя из своих ресурсов, это пересмотр своей политики как на внешнем, так и на внутриполитическом фронте. В сфере внешней политики необходима максимальная активизация нашей дипломатии, концентрация наших усилий на том, чтобы максимально показать идентичность методов и целей, используемых Кремлем и в Грузии, и на Украине. Для этого, прежде всего, необходимо отказаться от смертельно вредной для нашего дела, и к тому же, как наглядно показали последние события на Украине, неверной тезы о том, что ответственность за события 2008 г. нес и Саакашвили, якобы попавшийся на провокацию России. В отличие от Грузии, Украина не оказала вооруженного сопротивления России, но разве это спасло Крым от кремлевской аннексии? Во внутренней политике необходимо прекратить войну компроматов, постоянно держащую наше общество в состоянии нездоровой истерии и превращающей его в кипящий котел ненависти. Лишь в таком случае, можно быть хотя бы относительно уверенным в нашем завтрашнем дне.
- Грузии и на этот раз была обещана поддержка по принятию в НАТО. Насколько это реально на фоне происходящих событий в Украине, ведь Германия-Франция могут опять проголосовать против?
- Аннексия Крыма Путиным, более чем вероятно, ускорит не только подписание договора об ассоциированных отношениях с Евросоюзом, но и процесс нашего вступления в НАТО. Хотя Путин и сейчас использует свою пропаганду для разжигания противоречий среди стран-членов Евросоюза и Евроатлантического альянса, обращаясь напрямую «к гражданам Германии», но после действий Кремля на Украине, и в Берлине и в Париже начинают, наконец, понимать реальное положение дел. Германия и Франция уже приостановили военное сотрудничество с Россией и, скорее всего, санкции против России будут расти. Президент Франции, например, собирается посетить Тбилиси в ближайшем будущем. В таком контексте обе страны не смогут не считаться с мнением политических элит других стран Европы, резко склоняющихся к необходимости принятия действенных мер против аннексионистской политики России.
- В Грузию зачастили с визитами российские граждане, этнические грузины-толстосумы, которые всячески оправдывают российскую агрессию в августовской войне, пропагандируют курс на Россию и дружбу с оккупантом, делая сильный акцент на единоверие…
- Легкие деньги и сугубо обрядовая мишурная религия, на которые, как оказалось весьма падки наши сограждане, являются одной из последних карт Путина в борьбе с нашей государственностью и европейским выбором. Национально мыслящая грузинская политическая и культурная элита должна сделать все для того, чтобы объяснить населению суть игры, которая ведется Путиным для дезориентации нашего общества. Следует быть максимально принципиальным и, с помощью соответствующей аргументации, называть вещи своими именами.
Примером для подражания должен быть патриарх Украинской православной церкви Филарет, который, являясь главой православной церкви, в отличие от некоторых наших иерархов, не является средневековым фанатиком. Именно поэтому, не путая религию с политикой, он с беспримерным мужеством и принципиальностью выступает за независимость и западный выбор украинского государства.
На всю демагогию т.н. «русских грузин», обещающих нам, в случае изменения нашей внешнеполитической ориентации манну небесную, следует ссылаться на пример Армении, которая, продав себя с потрохами России, тем не менее, почему-то до сих пор не превратилась в цветущий оазис на Южном Кавказе.