Российские деятели искусства подписали письмо в поддержку действий Путина в Украине и Крыму. Видеть большинство фамилий в этом списке не удивительно. Вернее, даже не так: большинство фамилий в этом списке просто ни о чём не говорят и не вызывают в памяти ровным счётом никаких ассоциаций. Но есть фамилии, видеть которые больно - действительно больно. И странно.
Что больше всего потрясает, так это аргументы и логика «нижеподписавшихся». Михаил Боярский (тот, который сыграл когда-то смелого и честного Д’Артаньяна) вспомнил, как много лет назад некий дурак отменил его концерт в каком-то райцентре во Львовской области по причине русскоязычия исполняемых номеров. А в родном Петербурге, в трамвае, ему никогда не хамили? Надо было тоже вспомнить, обязательно надо было - и сделать столь же глобальные выводы.
Олег Табаков заявил, что в нём намешано четыре крови - русская, украинская, польская и мордовская. Каким боком из всего этого вытекает, что Россия должна начать войну против Украины, мэтр не уточнил. А может быть, в виду табаковского кровосмешения ещё и всех поляков следовало бы отправить в мордовские лагеря? Кстати, не примечательно ли: россияне определяют национальность, эту сугубо социально-культурную категорию, по «набору кровей» - ну, просто тебе как Гитлер?
А прадед Пушкина был эфиопом. России следует немедленно прибрать к рукам братскую Эфиопию? Предки Лермонтова были шотландцами - так что же, немедленно ввести «зелёных человечков» в северную половину Великобритании? Для защиты русскоязычного населения Лондона, коего русскоязычного населения в последние годы образовалось не так уже мало? Фонвизин, тот вообще был немцем - так может, ну его, этот Крым: такой повод присоединить к России на правах субъекта федерации целую Германию пропадает?
Были и другие аргументы. Кто-то стремится к миру, кто-то - к сохранению дружбы между украинцами и русскими, кто-то ну очень хочет уберечь украинских братьев от попадания в кабалу к Америке и Евросоюзу - как это уже случилось с бедными несчастными чехами, словаками и поляками, а теперь вот и с сербами к тому идёт. Прочитав эти откровения, Оруэлл бы пошёл и с горя напился: даже ему такое не пришло в голову. Мир - это война. Дружба - это насилие. Спасение от кабалы - это взять спасаемых в заложники. Впрочем... Те, кого обвиняют в совершении изнасилования, обычно именно так и оправдываются: мол, они стремились даже не к дружбе, а к любви.
«Братство», «Братские народы». Так и хочется спросить у вменяемых, на первый взгляд, людей: вот если ваш брат - не фигуральный, а реальный - ворвётся к вам в квартиру, выломает дверь и начнёт там хозяйничать - что вы ему скажете? «Спасибо, дорогой братушка»?
В основном же звучат давно, ещё с советских времён знакомые аргументы: позвонили - попросили - подписал. Вот так вот всё просто. Многие подписанты даже не поняли толком, за что именно они поручились. Некоторые теперь с дотошностью счетоводов рассуждают о том, что им было ясно в тот момент, когда они соглашались поставить свои автографы, и что стало ясно сегодня - высчитывая эти моменты с точностью едва ли не до секунды. Ну, вот не вспомнили старую истину про то, что случается с ружьём, которое в первом акте висит на стене. Не смогли предвидеть развитие ситуации - пусть даже она была понятной и очевидной. Бог им судья. Единственный, кого рука не поднимается осудить, - это Алексей Баталов, человек в очень и очень почтенном возрасте, для которого смысл всей жизни - поддержка дочери, страдающей ДЦП. Ради её счастья и спокойствия чего только не сделаешь. А вот предлагать ему поставить свою подпись - это было просто подло.
Да, ещё один аргумент: в Украине памятники Ленину рушат. Вы говорите, Россия - это Пушкин и Чехов, Толстой и Достоевский? Чайковский и Рахманинов, Репин и Менделеев? Да нет же! Нет, нет и нет! Россия - это Ленин и Сталин! И разговорчики в строю - век воли не видать!
Есть в этом «списке Путина» несколько крайне интересных деталей. Вот как он составлен: «Алимов С.А., народный художник России; Антонова И.А., президент ГМИИ им. А.С. Пушкина; Бабенко А.О., заслуженная артистка России; Бабкина Н.М., народная артистка России...» - и так далее. Вот представьте себе: идёт концерт. На сцене - ведущий, он объявляет: «Выступает народная артистка России Бабкина Эн Эм!» Вы наверняка решите, что он сошёл с ума. Потому как даже не поймёте, о ком идёт речь: в России миллионы Бабкиных и сотни народных артисток, популярность которых, тем не менее, очень далека от всероссийских масштабов. Ну, вот кто такая эта Н.М.? Наталья Мстиславовна? Нина Михайловна? Нимфа Минотавровна?
Дописал до этого места и вспомнил: отчества Надежды Бабкиной я не знаю, ибо никогда его не слышал. Залез в гугл. И оказалось, что есть народная артистка России Надежда Георгиевна Бабкина. Тогда кто же подписал воззвание? Увы, никакой народной артистки России Бабкиной Н.М. я в интернете так и не нашёл.
Артисты, даже российские, никогда бы не подписали ничего таким вот образом - если, разумеется, речь идёт не о сугубо официальном циркуляре. Вот вам доказательство: составляли текст обращения не сами деятели искусств по зову души и велению сердца, а чиновники, некие канцелярские мышки в некоей администрации - по долгу службы и во исполнение служебных обязанностей. Роль самих звёзд, мэтров и корифеев состояла только в том, чтобы подмахнуть там, где галочка. Типичный советский бюрократический список «уважаемых товарищей» - вот что такое на самом деле воззвание в поддержку Путина.
Идём далее. Вот как, по-вашему, кто такой Шахназаров К.Г.? Карен Шахназаров, известный кинорежиссёр. А в списке он представлен как генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». А кто такой Соломин Ю.М.? Юрий Соломин, знаменитый театральный и киноактёр? Нет, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России. И таких примеров - множество. И снова в авторстве документа не остаётся никаких сомнений, ибо деятель искусств видит в своих собратьях по цеху прежде всего актёров, писателей, художников, режиссёров - чиновник же видит прежде всего чиновника. Для деятеля искусств главное - имя, для чиновника - должность. Здесь, кстати, тоже может крыться причина подписания - во имя спокойствия руководимых театров и музеев: отказ подписать означал бы урезание финансирования и прочие административные кары. Может, и вправду многие подписанты тем самым показали дулю в кармане: мол, актёр Имярек воззвание не подписал, его подписал директор и администратор Имярек. Может, и вправду многие подписанты считают, что их актёрское, писательское или художническое имя осталось незапятнанным?
Идём ещё дальше: «Забаровский В.И., директор Музея ВОВ на Поклонной горе». Казалось бы: для каждого россиянина Великая отечественная война - святое понятие, возможно - самое святое. А тут бездушно-презрительное: «ВОВ». Типичный канцеляризм, типичное желание канцеляриста хоть чуть-чуть сократить объём осточертевшей писанины. Или, может, я не так понял? Может, это музей каких-то конкретных ВОВ - или даже одного-единственного ВОВы?
Только вот перестарались авторы идеи. Переусердствовали. Решили взять количеством, а не качеством. Список, в котором изначально было менее ста подписантов, раздулся до более чем пятисот, и сбор подписей продолжается. И теперь читаешь список - и в глазах рябит: «Директор, директор, директор, ректор, директор, председатель, руководитель». Знаменитости уездного масштаба, о которых за пределами родных микрорайонов никто никогда не слышал. Звёзды, мэтры и корифеи затерялись. Растворились. Окончательно. Ну, не будете же вы просматривать пять сотен фамилий в расчёте выудить среди них знакомую! Громкие имена в списке замолкли, заглушены.
А Юрия Башмета лишили звания почётного профессора Львовской консерватории. А в Грузии отменили разрекламированные гастроли Сергея Безрукова. Снять трубку и согласиться на подпись - дело нескольких секунд. Отмываться от позора придётся долго, очень долго. Собрать прежних преданных поклонников, вероятнее всего, не удастся уже никогда.
Крушение кумиров - это всегда горько. Нет, даже не потому, что разочарование всегда очень болезненно. Просто те, кого мы считали интеллектуалами, светочами мысли и духа, оказались обыкновенными обывателями. Дядьками и тётками из очереди за картошкой.