Статьи
Уставшие от бардака в стране, украинцы готовы проголосовать за «сильную руку». Причем, не останавливает многих то, что страна уже проходила период авторитарного правления Кучмы, ограничение прав и свобод, разворовывание миллиардов премьер-министрами и т.д. Кто же из политиков сегодня вжился в образ диктатора лучше других и к чему это приведет после выборов, анализировал «ФинЗах».
Игра «в царя»
Украинцы устали от политического хаоса. По мнению эксперта политико-правовых программ Центра им. Разумкова Александра Литвиненко, если на предыдущих выборах президента страны, которые проходили в 2004 году, многие граждане стремились к демократии, свободе, то сейчас их приоритеты изменились.
«Большинство украинцев хотят порядка, т.е. ответственности всех лиц, вне зависимости от ранга и наличия средств и связей, перед Законом. Это связано с безнаказанностью преступников, коррупционеров, которые работают в верхних эшелонах власти. А некоторые судебные решения, которые сейчас принимаются, ранее могли быть описаны лишь в произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина», - считает начальник социологической службы Центра им. Разумкова Андрей Быченко.
Согласно социологическим исследованиям, которые были проведены компанией Research & Branding Group с 20 по 30 января этого года, свыше 80% респондентов согласны с утверждением, что Украине необходима так называемая «сильная рука» в политике. По мнению 48% опрошенных, такой человек должен привести к порядку, вызывать уважение (74% опрошенных) и узурпации власти (27,3%).
О потребности населения в сильном управленце уверены и в фонде «Демократические инициативы». По словам его научного руководителя Ирины Бекешкиной, у украинцев есть запрос на авторитарного лидера, и это вызвано внутриполитической ситуацией в стране. «Чем больше беспорядка, тем большими становятся ожидания, на авторитарного лидера, который смог бы навести порядок в государстве», - пояснила она.
По мнению директора «Агентства моделирования ситуаций» Виталия Балы, тема «сильной руки» в политике не нова и уже привела к приходу жесткого руководителя в соседней России. «Большинство людей в первую очередь заботятся о своей безопасности, поэтому если позволить гражданам любой страны ощутить уверенность в завтрашнем дне и предоставить им минимальные социальные гарантии, поддержка населения обеспечена», - считает Виталий Бала.
Политологи отмечают, что главным требованием к потенциальному Президенту страны – жесткость, которую он должен постоянно демонстрировать на публике. Еще одной чертой характера – говорить на простом языке, который был бы понятен большинству избирателей страны.
Справедливости ради стоит отметить, что подобным образом действует Владимир Путин, что также обеспечивает ему поддежку российских граждан. Ещё до своего избрания на пост президента Российской Федерации, будучи премьер-министром России, Владимир Путин на пресс-конференции в Астане в 1999 году выдал свою коронную фразу, которую неоднократно цитировали зарубежные СМИ.
«Российские самолёты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. …Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, Вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Всё, вопрос закрыт окончательно».
Еще одной ожидаемой чертой «сильной руки» является наличие жертв, у которых новый мудрый политик должен забрать преференции и якобы раздать их всем гражданам. Причем, эти люди должны быть на слуху, и осуждаться обществом за свои неоднократные нарушения законов. К уже озвученному списку требований необходимо прибавить харизматичность и ораторские умения.
Политики демонстрируют «мускулы»
Кандидаты на пост Президента страны ревностно следят за изменившимися требованиями избирателей и пытаются им соответствовать. В первую очередь с претензией на «сильную руку» выступил лидер общественного движения «Фронта перемен» Арсений Яценюк.
По мнению Александра Литвиненко, об этом свидетельствует стиль рекламы Арсения Петровича, а также его лозунги. Не менее интересными являются и издания, которые раздаются в палатках политика, в каждом номере которых критикуются действия Правительства.
Виталий Бала считает, что на звание «сильной руки» претендует и авторитетный банкир Сергей Тигипко. Это подтверждают его лозунги: «Сильный президент – сильная страна», «Сегодня Украине очень не хватает людей, которые говорят реальные вещи, а не обещают невозможное» и многое другое говорят о намерении Сергея Леонидовича выглядеть в глазах людей сильным и бескомпромиссным кандидатом.
Согласно опросу, проведенному компанией Research & Branding Group с 1 по 9 апреля 2009 г., лидер «Партии Регионов» Виктор Янукович больше всего ассоциируется у избирателей с «сильной рукой» - об этом заявили 19,1% респондентов. Об имидже сильного политика свидетельствуют и его фраза в интервью для журнала Business Ukraine «Я бачу, що країну треба рятувати, тому я йду на вибори» или «Влада не чує голосу парламенту – ми змусимо її почути голос народу».
Однако политологи в один голос утверждают, что идеальным кандидатом на «сильную руку» в украинской политике – нынешний Премьер-министр Юлия Тимошенко. По мере приближения к выборам Юлия Владимировна будет демонстрировать свою «неженскую» силу – «строить» олигархов, со скандалом увольнять неверных или делать громкие заявления. «Только она решилась в открытую критиковать действия Национального банка, зная к каким последствиям могут привести ее слова», - говорит Виталий Бала.
Отчасти об этом свидетельствует и ее последнее заявление, сделанное в минувшую пятницу в прямом эфире одного из украинских телеканалов о том, что Украине необходима «сильная рука». Это сразу же привело к критике конкурирующих кандидатов. «Тимошенко уже видит себя диктатором, а не лидером демократического государства. Диктатура уже давно господствует у нее в партии и фракции, теперь ее цель - распространить диктатуру на все государство», - заявила депутат пропрезидентской партии «Наша Украина» Ксения Ляпина.
В стороне не осталась и оппозиционная «Партия Регионов». «Высказывания Юлии Тимошенко, наподобие: дайте мне хоть раз назначить генерального прокурора, и я наведу порядок, дают основания считать, что Тимошенко готовится к диктатуре, к использованию репрессивных органов в соответствии со своими интересами. Все это - прямая угроза для свободы слова в Украине и для демократии в целом», - говорится в распространенном в понедельник заявлении пресс-службой партии.
Авторитарные государства мира
«Сильная рука» существует во многих государствах мира, но так ли уж однозначно позитивно можно оценить правление диктаторов?
Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) – лидер Ким Чен Ир
Трудовая партия Кореи создана в 1945 г., ее руководящая роль зафиксирована в Конституции. Государство проводит атеистическую пропаганду: в стране действуют два православных храма, один католический и один протестантский, все они открыты лишь для иностранцев. Экономика страны плановая, командная. Особенностью является изолированность от остального мира, наличие трудовых лагерей и так называемых наличие «трудовых вахт», когда отменяются отпуска, выходные, рабочие живут на предприятиях, все производства работают круглые сутки. Северная Корея - самая милитаризованная страна мира и занимает четвертое место по количеству военных после Китая, США и Индии.
Республика Куба – лидер Фидель Кастро
Социалистическое государство с плановой экономикой. Глава государственного совета (Фидель Кастро) имеет широкие полномочия: он возглавляет правительство и одновременно является верховным главнокомандующим вооруженных сил, созывает заедания Государственного совета и Совета министров, руководит ими, издает законы, другие постановления и нормативные акты. С 1960 г. политические партии, оппозиционные Правительству Фиделя Кастор, были запрещены.
Большая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия – лидер Муаммар Каддафи
В Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является Всеобщий народный конгресс, который фактически обладает функциями парламента. Основой судопроизводства является Коран. На вооружении Ливии состоят 2210 танков и 417 единиц авиационной техники, половина танков и авиации законсервирована.
Исламская Республика Иран – лидер Махмуд Ахмадинежад
Ограничения в правах зачастую испытывают женщины, которые, в том числе и приезжие, обязаны носить хиджаб, плащ или юбку не выше колен. Гомосексуализм является уголовно наказуемым преступлением, предусматривающим смертную казнь. Иран занимает второе место в мире (после Китая) по числу смертных казней. В 2006 г. в стране были казнены не меньше 215 человек, а в 2007 г. за тяжкие преступления в Иране казнены более 200 человек.Присутствуют некоторые ограничения свободы слова, запрещена трансляция западной музыки. Интернет также подвергается цензуре: деятельность провайдеров, в том числе коммерческих, контролируется министерством информации. Проверке подлежат все вновь зарегистрированные веб-сайты, существует автоматическая фильтрация электронной почты.
Туркменистан – лидер Гурбангулы Бердымухаммедов
Форма правления — президентская республика. Глава государства — президент, избираемый прямым тайным голосованием сроком на 5 лет. В стране ограниченно право на образование, подавляется любая оппозиционная деятельность, преследуются люди, отказывающиеся от службы в армии, ущемляются права национальных меньшинств, есть попытки ограничить доступ к зарубежным СМИ.
Республика Белоруссия – лидер Александр Лукашенко
Основные источники информации для населения — телевизионные каналы БТ, ОНТ и ЛАД находятся под контролем государства. 1 мая 2009 г. международная правозащитная организация Freedom House в своем докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы». Организация «Репортёры без границ» в своем рейтинге «Индекс свободы слова в мире» за 2008 г. поставила Белоруссию на 154 место из 173.
Согласны на всё
Политологи говорят, что за иллюзию безопасности и стабильности в стране, украинцы готовы на многое, в т.ч. и на нарушение своих прав. Как правило, авторитарные лидеры последовательно и, зачастую, успешно уничтожают не только своих политических конкурентов, но и также общественные институты, которые позволяют обществу влиять на власть.
В подобных государствах соревновательная политика либо полностью отсутствует, либо очень слабая, выборы становятся фикцией, а парламент (если такой есть) подчинен исполнительной власти, средства массовой информации не имеют особого влияния или полностью контролируются государством и т.д. В этой системе координат, общество не влияет на власть, его проблемы не решаются кардинально, а зачастую игнорируются.
К примеру, в соседней России уже не первый год говорят об ограничении свободы слова. После прихода Владимира Путина к власти в 2000 г., основные источники информации для населения — центральные каналы телевидения ОРТ, РТР и НТВ — оказались под контролем государства. Согласно отчётам международной организации «Репортёры без границ», насилие (в частности, убийство известных журналистов Анны Политковской и Пола Хлебникова) - основная угроза свободе слова в России.
Более того, некоторые независимые российские газеты вынуждены были закрыться из-за наложенных на них огромных штрафов, другие подвергаются давлению с требованием прекратить обсуждение вопросов, существенных для имиджа властей. Регулирующее СМИ законодательство не соответствует европейским стандартам.
Отвечая на критику, Владимир Путин утверждал, что в 1990-е свободы прессы как таковой не было, поскольку национальные каналы телевидения находились в сфере влияния олигархических групп. Он также отрицал, что государство осуществляет контроль над телерадиокомпаниями, кабельным телевидением и интернетом. Таким образом, режим отсутствия свободы слова продолжился и при Путине.
Но верным ли будет внедрение авторитарной системы управления в свободолюбивой Украине? Наверное, нет. Об этом говорят и опросы исследовательских групп: при желании видеть в качестве руководителя «сильную руку», украинцы желают сохранить режим демократии в стране. Как показывает история, такое сочетание крайне редко: можно вспомнить разве что Маргарет Тетчер, экс-премьер-министра Великобритании (да и то страна, по сути, является все-таки не демократической республикой, а парламентской монархией).
Однако Украина далеко не Англия. Если в сути разобраться, среди «выпускников» советской коммунистической политшколы, которыми являются все без исключения нынешние политики, нет ни одного кандидата на пост Президента Украины, уважаемого всеми гражданами страны: значит, нет человека, способного провести консолидацию Востока, Запада, Юга и Центра. Следовательно, не вышел еще на политическую арену кандидат в президенты, способный, действительно, навести порядок. Получается, что декларирование лозунгов о «сильной руке» политиками – лишь очередной предвыборный «маскарад».
"Сильная рука" в глазах избирателей
Согласие респондентов с суждением: "На сегодняшний день Украине необходима "Сильная рука", %
|
| Запад
| Юго-Восток | Центр | Украина |
| В целом согласны
| 78,4 | 81,7 | 79 | 80,2 |
| В целом не согласны
| 12,9 | 13,4 | 11,6 | 12,8 |
| Затрудняюсь ответить
| 8,7 | 4,8 | 9,4 | 7 |
Массовый опрос взрослого населения Украины и АР Крым старше 18 лет.
Опрос проводился с 20 по 30 января 2009 г.
В исследовании принимало участие 2077 респондентов.
Что респонденты понимают под выражением: "Сильная рука", %
| Неограниченная власть одного лица | 27, 3 |
| Набор методов управления (от усиления функций государства, консолидации элит и общества до запугивания, давления и ограничения и пр.) | 21,2 |
| Конкретный результат (от порядка стабильности до нарушения прав человека, репрессий) | 20 |
| Неограниченная власть группы людей | 15 |
| Затруднились ответить | 22,2 |
"Сильная рука", по мнению респондентов, должна, прежде всего, вызывать...,%
| Уважение | 74,7 |
| Страх | 14,7 |
| Затрудняюсь ответить | 10,7 |
"Сильная рука", по мнению респондентов, должна, прежде всего, действовать методом..., %
| Убеждения | 76 |
| Подавления | 13,3 |
| Затрудняюсь ответить | 10,7 |
"Сильная рука", по мнению респондентов, должна, прежде всего, приведет к..., %
| Порядку через консолидацию | 48 |
| порядку через подавление "несогласных" | 16,9 |
| Сопротивлению, массовым беспорядкам | 8,2 |
| Ничего не изменится | 8,6 |
| Затрудняюсь ответить | 18,3 |
Массовый опрос взрослого населения Украины и АР Крым старше 18 лет.
Опрос проводился с 17 по 27 февраля 2009 г.
В исследовании принимало участие 2067 респондентов.
Кто из современных политиков в нынешней ситуации ассоциируется у респондентов с "Сильной рукой", %
| В. Янукович | 19,1 |
| Ю. Тимошенко | 11,7 |
| А. Яценюк | 6 |
| В. Литвин | 3 |
| П. Симоненко | 2 |
| О. Тягнибок | 1,4 |
| Другие | 4,4 |
| Нет таких | 38,4 |
| Затрудняюсь ответить | 14 |
Кто из зарубежных политиков в нынешней ситуации ассоциируется у респондентов с "Сильной рукой", %
| В. Путин | 24,6 |
| А. Лукашенко | 7,6 |
| Д. Медведьев | 4 |
| Б. Обама | 3,3 |
| А. Меркель | 2,5 |
| Н. Саркози | 1,5 |
| М. Тетчер | 0,9 |
| Д. Буш | 0,8 |
| Другие | 3,7 |
| Нет таких | 16,2 |
| Затрудняюсь ответить | 34,9 |
Кто из исторических деятелей ассоциируется у респондентов с "Сильной рукой"
| Й. Сталин | 18,5 |
| Петр I | 7,2 |
| Б. Хмельницкий | 5,9 |
| М. Кутузов | 1,8 |
| И. Мазепа | 1,8 |
| И. Грозный | 1,7 |
| М. Тетчер | 1,3 |
| В. Ленин | 1,3 |
| Ф. Рузвельт | 1 |
| Л. Брежнев | 1 |
| С. Бандера | 1 |
| У. Черчилль | 0,9 |
| Другие | 10,6 |
| Нет таких | 8,6 |
| Затрудняюсь ответить | 37,4 |
Массовый опрос взрослого населения Украины и АР Крым старше 18 лет.
Опрос проводился с 1 по 9 апреля 2009 г.
В исследовании принимало участие 2078 респондентов.
Источник: Research & Branding Group
Опрос: какую форму государственного правления Вы считаете для Украины в нынешней ситуации наиболее подходящей?
| форма правления | 2006 | 2009 |
| парламентская | 7,2% | 10,3% |
| парламентско - президентская | 27,3% | 17,5% |
| президентско - парламентская | 19,4% | 20,6% |
| диктатура | 4,9% | 8,5% |
| президентская | 17,8% | 15,1% |
| затрудняюсь ответить | 23,4% | 28,1% |
В 2009 г. опрос проводился с 27 февраля по 5 марта на всей территории страны.
В опросе приняло участие 2012 респондентов.
Источник: Центр им. Разумкова
- Информация о материале
Світлана Добровольська зауважила, що коли інспектори ДАІ почали перевіряти документи на автомобіль, виявилося, що їх водій немає. Разом із водієм у салоні автомобіля перебувало ще двоє пасажирів. Один із них, який сидів поруч із водієм, одразу поспішив пред’явити інспекторам ДПС документ, який вказував на те, що чоловік є радником Президента України.
«Це посвідчення не зупинило працівників ДАІ Львівщини. І, у зв’язку з тим, що не було документів на автомобіль, вони продовжили огляд автомобіля», – сказала Світлана Добровольська.
Під час перевірки інспектори дорожньо-патрульної служби виявили: зброю без документів (з гумовими кулями); наркотики, які заховали у коробках від солодощів «Кіндер-сюрприз»; глушники, призначені для виведення із ладу сигналізаційних пристроїв; апарат негласного прослуховування, зокрема, для прослуховування автомобіля. Крім того, водій мав при собі два посвідчення водія із вказаними різними прізвищами. Ще в автомобілі при огляді було знайдено сім різних технічних паспортів на інші транспортні засоби.
Зараз усіх затриманих доставлено в один із райвідділів Львова, де повинні встановити особи водія та пасажирів автомобіля, а також з’ясувати, звідки, куди і з якою метою перевозили виявлені заборонені предмети.
За її словами, всі троє хлопців – мешканці Кривого Рога приблизно 1982 р.н. Вчора їх було доправлено в УБОЗ. Зараз міліція з’ясовує, що це за громадяни і звідки вони їхали.
Автомобіль «Опель-Вектра» з транзитними номерами Дніпропетровської області працівники ДАІ забрали на арешт-майданчик.
- Информация о материале
Однако во всем этом есть также нечто, не характерное для банального воровского сообщества, присевшего на простенькое такое разворовывание государственных потоков денег. Кого сейчас
в Украине удивишь воровством бюджетных денег? Тем не менее, компания-герой нашего повествования (ЗАО «Софтлайн») таки удивила нас. Справочно: контрольный пакет ЗАО принадлежит американскому инвестиционному фонду Sigma Bleyzer, созданному выходцами из Украины, гражданами США - Михаилом (Майклом) и Львом Блейзерами. Фонд Sigma Bleyzer возглавляет Майкл Блейзер. Именно Sigma Bleyzer осуществляет полный контроль над деятельностью ЗАО «Софтлайн». Разумеется, об этом фонде мы в своих последующих расследованиях поговорим более обстоятельно. Ведь параллельно с формированием классической паутины из коррумпированных чиновников на разных уровнях (о чём мы ещё напишем), что позволяло компании «выигрывать» государственные заказы на специфические услуги, она скромненько и незаметненько подминала под себя… конфиденциальную информацию государственной важности. О чем речь? Да все просто — «Софтлайн» (ну и кто знает этого монстра?) обеспечивает государственные учреждения (прежде всего, министерства и ведомства) программным обеспечением собственного производства. Под скучным термином «обеспечение» имеется в виду разработка, установка и непрерывное на протяжении многих лет обслуживание… государственных (отраслевых, министерских, ведомственных) автоматизированных информационных систем. Что такое автоматизированные информационные системы? А это такое место, где записана вся информация о нас: сколько мы имеем денег и имущества; какая у нас зарплата и пенсия; какие автомобили у нас есть; с кем и почему вступаем в отношения и т.д. Что сие означает для нас с вами? Сколько можно зарабатывать на обладании таким конфидентом? Как при помощи подобной информации вербовать себе чиновников и делать их рабами собственной криминальной империи? Обо всем этом чуть ниже. А пока теория и практика новейших воровских технологий.
Рейтинг воров
Наше государство традиционно не умеет защищать свои секреты. За небольшую мзду в конверте можно купить все, что угодно, у любого официального лица. Не умеет оно и правильно выбирать себе деловых партнеров. Скорее наоборот, берет себе в попутчики только тех, кто его — государство — цинично, разорительно и по полной программе использует в своих корыстных интересах. Партнер-частник получает в таком случае все — доступ к неограниченным ресурсам, бюджетные деньги, базы данных.
Государство же остается с прямыми и косвенными убытками, а также с целой армией коррумпированных и забрызганных компроматом чиновников, которых запросто можно использовать повторно в криминальных целях.
Но если государство — наивный и неумелый ребенок — попытается навести внутри себя порядок и расторгнуть отношения с партнером-вором — сразу же следует сброс удойного компромата. Часто вымышленного. Против тех, кто этот самый порядок пытается навести. Потом к травле подключаются коррумпированные депутаты и силовики. Еще позже травить начинают коррумпированные министры и даже вице-премьеры. И делают это до тех пор, пока отщепенца не изгонят прочь и не вернут в отрасль воровской вертикали в целости и сохранности.
Надо ли говорить, что партнер-частник (он же — компания-вор) моментально получает максимальную поддержку заинтересованных лиц. Как правило, по-настоящему заинтересованными лицами, которые организовывают мощную публичную порку «госконтролерам», оказываются народные депутаты. Те самые «неприкосновенные люди», которых нельзя судить человеческим судом даже за самые страшные преступления.
Надо, наконец, признать, что депутатская неприкосновенность имеет конкретное материальное наполнение. Нардепы могут осознанно врать и не бояться судебного преследования за преднамеренную клевету. Они могут открыто брать конверты с денежным вознаграждением и не бояться антикоррупционных расследований. Впрочем, сами депутаты подобные конвертные вознаграждения взятками не называют. Как-то мелковато и не звучно. Несолидно, что ли. «Скорее, — считают они, — это оплата услуг дорогостоящего обслуживающего персонала. Элитного депутатского эскорта. VIP-жрецов». А профессиональный «эскорт» всегда стоил очень дорого. И ведь правы они — лживый запрос, скажем в СБУ, с требованием немедленно разобраться и доложить депутату К. в десятидневный срок результаты, может стоить от 10 до 50 тыс. долл. Понятное дело, что одним лже-запросом дело не обходится — планомерная и успешная кампания по дискредитации чужих бизнесов, системное депутатское давление на правоохранительные органы, организация непрерывных силовых наездов на оппонентов, упоминание потенциальных «врагов» в выступлениях нардепов и лидеров фракций может вылиться заказчику в сумму, эквивалентную 500 -700 тыс. долл. Стандартная расценка, стоящая в неформальном прайсе такого себе неприметного депутата-коммуниста Игоря Калетника. А действительно, кто слышал о таком депутате? Никто. Калетник чрезвычайно незаметен. По части законотворчества. И по части выступлений на пленарных заседаниях. Там он тише воды, ниже травы. А на самом деле Калетник — большая депутатская шишка. Глава влиятельного парламентского комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. И по совместительству глава влиятельной неформальной (теневой) группы лоббистов компании «Софтлайн».
Грубо говоря, Калетник и есть классическая содержанка частного бизнеса с депутатским значком. И содержанка эта, пользуясь, во-первых, неприкосновенностью, активно распространяет лживые депутатские запросы. А, во-вторых, получая отличное теневое вознаграждение за оказание специфических лоббистских услуг, активно ломает государство, коррумпирует его. Не иначе как волк в овечьей шкуре. Как же это по-нашенски: мощный коррупционер самолично возглавляет комитет по борьбе с этой самой коррупцией. Впрочем, о греховной взаимосвязи Калетника
и «Софтлайна» ниже, а пока — воровская теория.
Между прочим, у воров имеется своя неформальная рейтинговая шкала — кто более «махровый». Свой «Форбс». И вся эта традиционная воровская шушера, о которой мы привыкли читать в ежедневных милицейских сводках, белой завистью завидует своеобразной воровской высшей касте. Народным депутатам (не все, конечно, среди них воры, но многие), которые не только воруют миллионами, но также получают за это государственные награды, зарплаты и прочие привилегии. При этом не понимает шушера, что настоящие воры — это все-таки не сами депутаты, а, скорее, анонимы, регулярно кормящие депутатскую братию с руки.
Теоретически новые воровские вертикали выглядят следующим образом. Некий ушлый бизнесмен понимает, что если хорошо и плотно сесть на государственные финансовые потоки, то доходность его бизнеса вырастет во сто крат. Без дополнительных накладных расходов и без головной боли в виде налогов и прочих отчислений. Однако для подобной «подсадки на поток» нужны, во-первых, доверительные связи в коридорах власти, которые и организуют «насос». Во-вторых, регулярное и добротное прикрытие в виде тех же нардепов. В-третьих, проверенные партнеры-коррупционеры, знающие все ходы/выходы в правительственных и министерских зданиях и гарантированно сумеющие передать пухлые конверты нужным людям. В-четвертых, свои «правоохранители», которые своевременно наедут на оппонентов и максимально подрежут им язычки. Или хотя бы надолго свяжут по рукам и ногам многочисленными проверками.
После того, как будут определены потенциальные партнеры по воровской вертикали, бизнесмен покупает себе нескольких народных депутатов, которые начинают строчить в исполнительные инстанции жалобы на… конкурентов бизнесмена-кукловода. Жалобы вынуждают государство реагировать.
И как только появляется первая «реакция», наш ушлый бизнесмен распространяет в медиа (через купленных журналистов) информацию, чрезвычайно грязно порочащую конкурентов.
Дальше — открытый путь к сердцам конкретных министров при помощи денег и компромата. Если тот или иной министр либо же чиновник, ответственный за государственные деньги, «правильно» понимает новые входящие задачи, тогда он ежемесячно получает пухлый конверт с прибавкой за труды и рвение. Если же министр не разумен (или наивно полагает, что государственные интересы не всегда пересекаются с частными интересами какого-нибудь «Софтлайна»), тогда появляются компрометирующие публикации. И в них министра намертво привязывают к каким-то вымышленным коррупционным схемам. Так и говорят: «Министр такой-то украл, скажем, пять миллиардов денег».
И никого не волнует, что, во-первых, таких денег во всем министерстве никогда не было, а во-вторых, абсурдность такой «уворованной суммы» просто вопиет. Но разве для нас все это имеет хоть какое-то значение? Главное — красивая телевизионная картинка.
Так или иначе, но после подобных компроматно-взяточных многоходовок в той или иной отрасли появляется некая мощная частная компания, мгновенно становящаяся главным распорядителем государственных финансовых ресурсов. За эту неформальную, но очень сытную «должность распорядителя» ожесточенно, кроваво борются все олигархи Украины. Периодически уничтожая друг друга в разрушительных войнах. Нередко перекупая друг у друга министров, премьеров и даже президентов.
Но вот ведь какая закавыка. Олигархи наши между собой примерно равны, а потому их войны ничем не заканчиваются. «Военные бюджеты» у них одинаковые. И тогда они договариваются — «ни тебе, ни мне». А кто же в таком случае садится на теневые финансовые потоки? Скромные и простые парни, далеко не всегда мелькающие в масс-медиа. Такие, к примеру, как Антон Яценко. Легендарный уже бизнесмен-депутат, поставивший всех на уши своим «тендерным проектом», который позволил ему сколотить миллиардное состояние на фальсификации госзакупок. Или его тезка — Антон Марреро. Президент и фактический руководитель ЗАО «Софтлайн». Человек совершенно неизвестный широкому кругу, но очень талантливый по части скупки народных депутатов, коррумпирования исполнительной власти и создания «отмывочных денежных станций» в весьма специфическом — айтишном — секторе. Марреро умудряется получать лошадиные прибыли там, где остальные (включая тех же традиционных нашенских олигархов) боятся думать об этом. Кто же такой этот Марреро?..
Мойка для долларов
А теперь о воровской практике. О том, чего не услышишь в телевизионном ток-шоу или не прочитаешь на страницах газет. Слишком много грязных денег крутятся в этой истории, чтобы запросто можно было оплатить любое молчание. Так вот, самый настоящий переполох в одной воровской империи начался в феврале 2009 года. Совсем недавно. Когда правоохранительные органы и, в частности, отделы по борьбе с коррупцией, получили подробное инсайдерское описание… отмывочной схемы, за которой виднелись упитанные лица руководителей ЗАО «Софтлайн» и целого ряда нардепов. Информация действительно впечатляла, так как раскрывалась не просто еще одна теоретическая схема воровства государственных денег, но также указывались конкретные «фирмы-мойки» и конкретные суммы денег, украденные этой компанией. Правоохранителям нужно было только повторно собрать документальные подтверждения (юридическая легализация) уже доказанным фактам воровства и «отмыва» украденного. Из документальной записки на имя Министерства внутренних дел, Главного управления налоговой милиции, Службы безопасности Украины и Генеральной прокуратуры:
«За 14 місяців Виконавча дирекція Фонду соціального страхування з тимчасової втрати працездатності (ЄДРПОУ — 25885944) перерахувала за роботи та послуги зі створення інформаційної системи ЗАТ «Софтлайн» (ЄДРПОУ — 23721848) — суму в розмірі 44 млн 349 тис. грн. Міністерством фінансів України (ЄДРПОУ — 00013480) перераховано ЗАТ «Софтлайн» (ЄДРПОУ — 23721848) з березня по грудень 2007 року суму в розмірі 17 млн 869 тис. грн за створення, супроводження, удосконалення автоматизованих інформаційних систем (АІС). УДППЗ «УКРПОШТА» (ЄДРПОУ — 21560045) перерахувало ЗАТ «Софтлайн» (ЄДРПОУ — 23721848) тільки з травня 2006 року по грудень 2007 року суму в розмірі 19 млн 662 тис. грн за створення, супроводження, удосконалення автоматизованих інформаційних систем, за право використання програм (АІС)… У цей самий період ЗАТ «Софтлайн» (ЄДРПОУ — 23721848) перераховує: ТОВ «Техно-системс» (ЄДРПОУ — 35370742) суму в розмірі
26 млн 687 тис. грн, а наступного місяця ще 4 млн 869 тис. грн, разом з ПДВ, на підставі договорів, угод, актів, рахунків; ТОВ «Ферум-М» (ЄДРПОУ — 33302546) суму в розмірі 34 млн 473 тис. грн,
разом з ПДВ, на підставі договорів, угод, актів, рахунків. ТОВ «Техно-системс» (ЄДРПОУ — 35370742) та ТОВ «Ферум-М» (ЄДРПОУ — 33302546) є компаніями, які мають ознаки фіктивних компаній та, можливо, займаються протизаконною діяльністю з відмивання коштів, зокрема для компанії ЗАТ «Софтлайн» (ЄДРПОУ —23721848), ТОВ «Софтлайн Мобiльнi Системи» (ЄДРПОУ —33542827), ТОВ «Софтлайн Бiзнес Iнтеллiддженс» (ЄДРПОУ —33055638)».
В записке детально анализировались схемы увода денег, участие в них государственных чиновников из конкретных ведомств. Вывод однозначен — компания «Софтлайн» брала многомиллионные подряды, неизменно выигрывала право обеспечивать их собственным продуктом, а затем выводила почти все суммы гонораров на фирмы-однодневки. Между нами говоря, это всего лишь первый — отмывочный — и далеко не самый значительный эпизод в славной воровской карьере этого ЗАО. Нас он, между прочим, мало интересует. Ну, отмывает компания деньги через собственные фирмы-однодневки! Ну, не хочет платить налоги! Ну, организовывает Марреро (президент «Софтлайна») конкретные откаты за право первой ночи с бюджетными деньгами тех или иных государственных органов! Что в этом удивительного? Такого примитивного воровства в нашей стране валом. Политический и экономический бардак — «а, следовательно, воруй, пока хорошо и сытно воруется!» Правда, правоохранители посчитали иначе и буквально зубами вгрызлись в столь блестящую возможность разоблачить крупную воровскую паутину. Сомнений же в том, что это именно паутина, ни у кого уже не было. Но нашла коса на камень!
Не зря же Антон Марреро, во-первых, имеет двух «карманных» народных депутатов, а во-вторых, годами собирал компромат на разных чиновников. Выброс столь убойной и разоблачительной информации тут же спровоцировал классическую «воровскую сходку» главных персонажей криминальной империи «Софтлайн». Антон Марреро — президент и стратег — явно паниковал и швырялся деньгами. Он, буквально, стонал: «Кто из наших «слил» врагам всю эту информацию?» Марреро беспрерывно хватал за грудки своих многочисленных неформальных «офицеров внутренней безопасности» и всем им задавал один и тот же вопрос: «Как произошла утечка? Кого бить
в морду за ненадлежащее исполнение обязанностей?» Игорь Калетник, нардеп от коммунистов и ближайший друг Марреро, не выдержал, хладнокровно посмотрел на своего партнера-паникера и сквозь зубы процедил: «Я заблокирую все это своими депутатскими запросами. У меня очень серьезный статус. Ты же знаешь. Забросаю всех этих «эсбэушников» и прокурорских килограммами официальных бумаг. И даже больше — я сам обвиню их в коррупции и в попытке уничтожить хорошую компанию «Софтлайн». Так что, Антоша, готовь деньги! Много денег».
Калетник, безусловно, был полностью уверен в том, что стопроцентно выполнит задуманное — он ведь возглавлял влиятельный парламентский Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Про себя Калетник цинично ухмыльнулся: на криминальных, отмывочных, лоббистских «проектах Марреро» он уже прилично заработал. А заработает еще больше. И как человек, обеспечивающий всем этим специфическим схемам зеленый свет в разных государственных ведомствах. (Калетник — посредник Марреро, который договаривается с клиентами и передает им вознаграждение в конвертах.) И как человек, на негласной штатной основе «крышующий» специфический марреровский бизнес и профессионально отмазывающий явно грязную фирму «Софтлайн» от многочисленных юридических претензий. Калетник — еще совсем недавно занимавший уверенное первое место в негласном рейтинге самых «грязных» таможенников страны — наконец вздохнул полной грудью. Став народным депутатом, он действительно не прогадал и зарабатывает сегодня явно не меньше, чем на той же Черноморской региональной таможне (Одесса).
Правда, изначальный план криминальной группы Марреро/Калетник/Яценко был немножко иным — тихо
и незаметно зайти во все основные министерства и ведомства в качестве фирмы-монополиста по установке управленческого программного обеспечения, с головой забраться в отраслевые базы данных, плотно «присесть» на бюджетные финансовые потоки и выгнать всех чужаков. Что-то пошло не так. Что-то сломалось. «Надо чинить! — думал Калетник. — Или брать больше денег с Антона».
Начало криминальной империи
Декабрь 2007 года. «Софтлайн» подготовил спецоперацию по внедрению. Нужно было устранить потенциальных конкурентов и напугать потенциальных врагов. Группа Марреро покупает несколько крупных чиновников и начинает «карусель».
СБУ и ГлавКРУ неожиданно начинают проверки во многих компаниях, работавших на тех же рынках, что и «Софтлайн». Обоснование — подозрение в коррупции и хищениях, высказанные… Калетником. Цель «Софтлайна» — единолично устанавливать программное обеспечение в государственных компаниях. В течение двух лет Марреро жестко атакует рынок, укрепляет собственные ряды и почти превращается в монополиста. А потом на его пути встал министр юстиции Николай Онищук. Марреро искренне полагал, что сможет его запросто купить. А если не получится, то размазать по стенке вымышленным компроматом…
Антон Марреро, никому неизвестный и, тем не менее, весьма влиятельный в Украине человечек, имел одну весьма сладкую мечту. Хотелось ему получить контроль над государственными базами данных. Простая такая (почти детская) мечта. Марреро, во-первых, всегда верил в правдивость утверждения, что только тот, кто владеет информацией, тот и владеет миром. Во-вторых, его родная фирма ЗАО «Софтлайн» аккурат специализировалась на разработке, внедрении и поддержании информационных систем управления. Марреро быстро и безжалостно захватывал рынок, проникая во многие государственные органы управления, устанавливая там свои программы и не забывая в каждой из них предусмотреть маленькое такое «шпионское окошко». Своеобразных «ручных привратников», которые позволяли ему без спроса и без уведомления заходить в любую систему, брать любые объемы конфиденциальной информации и незаметно уходить с богатым «уловом». О чем это мы? То же Министерство юстиции, к примеру, складирует у себя в базах всю информацию о сделках с недвижимостью: кто, как, за сколько купил тот или иной земельный участок. А Марреро уже все знает: фамилии, имена, суммы платежей, посредников и т.д.
Но неожиданно «Софтлайн» столкнулся с профессионально организованным противодействием, которое вылилось в детальные описания «противоправных деяний IT-компании» (об одном таком документе мы уже сообщали выше), разосланные в правоохранительные органы «для реагирования». Марреро испугался. Не столько проверок, сколько объема конфиденциальной, теневой, разоблачительной информации о компании «Софтлайн», почти всей ее подноготной: объемы работ, содержание контактов/договоров, фамилии коррумпированных посредников в органах власти, наименование «отмывочных станций», реальные стоимости услуг и объемы откатов. Все это вместе означало, что при самом неблагоприятном развитии ситуации Марреро мог надолго превратиться в «монопольного наладчика» компьютерных систем какого-нибудь не столь отдаленного пенитенциарного места.
Но ему повезло. Дважды. В первый раз, когда в стране разразился системный политический кризис, и никто уже не обращал внимания на какое-то там «маленькое воровство бюджетных денег». Во второй — когда под рукой оказались мощные депутаты-лоббисты — Калетник и Яценко. Ребята быстро набросали «план кампании», у которой имелось три важных цели. Первая: перевести стрелки с воровской компании «Софтлайн» на кого-нибудь другого и снять все претензии по отмыванию бюджетных денег. Надо признать, что цель эта была очень даже легко достигнута. Вот цитата из письма, подготовленного специалистами… Кабинета Министров в качестве реакции на ситуацию вокруг «Софтлайна»: «ДПА, МВС та ГоловКРУ у 2008-2009 роках проводилися перевірки відповідних суб’єктів господарювання. За інформацією ДПА, під час проведення перевірки по ЗАТ «Софтлайн» у квітні 2008 року за період з 1 жовтня 2006 року по 31 грудня 2007 року порушень не виявлено… У ТОВ «Ферум-М» у червні 2008 року виявлені порушення вимог податкового законодавства, які усунуто в повному обсязі. За рішенням господарського суду міста Києва від 24 грудня 2008 pоку, товариство визнано банкрутом... Нині здійснюються заходи щодо встановлення місцезнаходження товариств з обмеженою відповідальністю «Техно-системс» та «Софтлайн Бізнес Інтелліддженс».
Очень даже большие уши Антона Яценко, депутата от БЮТ, прорастают в этих специфических ответах: дескать, мы знаем, что воруют. Но, во-первых, воры уже успели обанкротить свою «дочку-мойку». А во-вторых, они очень хорошо спрятали концы всех прочих отмывочных станций. Даже государство со всеми его силовиками не может найти эти «мойки». Так что — отстаньте от «Софтлайна». Вторая цель: еще глубже внедриться в органы госуправления и получить доступ к максимально широкой конфиденциальной информации. Главная задача — сломать Министерство юстиции, тот самый орган, который реально знает все обо всех. Третья цель: втянуть в паутину «Софтлайна» еще нескольких ключевых чиновников. И окончательно отбить все юридические претензии.
Война против Украины
Май 2009 года. Кульминация интриги, задуманной Марреро и Калетником. Группа народных депутатов предприняла жесткую и крайне омерзительную атаку на министра юстиции Онищука. Скандал вроде бы возник нешуточный — Минюст обвинили в пятимиллиардном воровстве. Глупо, конечно, но броско. Кампания дискредитации набирает ход. Правда, после двух-трех броских «коммунистических заявлений» весь пыл антиминюстовских разоблачений быстро уходит в песок. А все потому, что на самом деле даже самые никчемные парламентские лоббисты (я уже не говорю о прожженных мэтрах депутатского лоббистского искусства) быстро разобрались в том, что за медийным наездом на Николая Онищука стоят конкретные бизнес-интересы конкретного человека.
А кое-кто из лоббистов и вовсе высказал коммунисту Калетнику неприкрытое удивление. Дескать, «ребята, вы нас тут втягиваете в грандиозные разборки, выдаете все за коррупцию, а сами просто нагло лоббистские купоны стрижете, карманы собственные наполняете и нисколечко не делитесь! Зачем нам все это?» Так вот, зарегистрированный в 01.06.2009 году проект постановления об увольнении министра Онищука, как-то вяло и бездоказательно презентованный всеядным Петром Николаевичем Симоненко, — всего лишь парламентская кульминация одной захватнической спецоперации, разработанной
и почти реализованной депутатом-коммунистом Калетником И.Г. Сам Калетник — личность крайне двусмысленная и чрезвычайно пронырливая. Однако в случае с Онищуком ситуация оказалась гораздо более пикантной, нежели очередным проявлением банального заказного «мочилова», за большие деньги организованным классическим парламентским лоббистом. Быстро выяснилось, что Калетник — всего лишь «политический провокатор» киевской софтверной компании «Софтлайн». Та, в свою очередь, уже несколько лет активно проникала на рынок конфиденциальной информации государственного назначения, предлагая министерствам и ведомствам собственное программное обеспечение и услуги по сопровождению. Однако рынок этот (услуги программеров для госструктур) чрезвычайно специфичен и давно уже устоялся. Игроки на нем держатся по много лет и неоднократно проверены-перепроверенны.
«Софтлайну» нужен был Минюст, который пока не был встроен в криминальную империю Марреро. Компания вначале пошла по пути наименьшего сопротивления и попыталась организовать кампанию по медийной дискредитации конкретных предприятий-конкурентов. Не сработало. Тогда ЗАО чуть усложнило первичное техзадание и приступило к сбору конфиденциальной, компроматной информации на влиятельных чиновников с тем, чтобы в последующем легким шантажом вынудить их «правильно прописать тендерные процедуры» и обеспечить компании госзакупки. За это как раз и отвечал спец по теневым тендерам Яценко. Опять провал. ЗАО «Софтлайн» показательно провалило участие в тендере, в рамках которого Минюст организовал закупку услуг на рынке программного обеспечения. На некоторое время фирма затаилась.
А после была разработана новая, куда как более изощренная, спецоперация, опиравшаяся на несколько ключевых элементов. Первый: организация массовых депутатских запросов в специальные органы. Формирование иллюзии озабоченности и провоцирование силовиков. Второй: организация управляемых «контрольных проверок» рынка, которые с одной стороны должны были выявить факты мнимой коррупции у оппонентов, а с другой — замаскировать реальные факты коррупции у «Софтлайна». Третий: еще раз попытаться организовать покупку влиятельного инсайдера в Минюсте
и через него получить доступ к тендерной документации, а также создать внутриминистерское давление на Онищука. Четвертый: обеспечить привязку банальной попытки рейдерства (перехвата рынка услуг) к какой-либо политической кампании.
В данном случае имела место попытка разыграть пропрезидентскую ориентацию Онищука и выдать типичный корпоративно-коррупционный наезд на него за проявление политической борьбы. И, наконец, пятый элемент: активно использовать парламентскую фракцию Компартии в качестве мощного медийного спикера, якобы вскрывающего коррупционные схемы. По предварительным экспертным оценкам, подобная спецоперация, начавшаяся в самом конце 2007 года и проявившаяся кульминационными антиминюстовскими заявлениями в мае 2009-го, уже обошлась «Софтлайну» в 2—2,5 млн долл.
А что Калетник? Ничего нового. Калетник — просто главный исполнитель наезда. А еще близкий друг руководства компании «Софтлайн», который откровенно, прямолинейно использует свое служебное (депутатское) положение для организации настоящей коррупционной паутины в пользу заказчика.
И сразу же станет понятно, почему ЗАО готово тратить большие ресурсы на специфические мероприятия, чтобы любой ценой добраться до эксклюзивного обслуживания минюстовских реестров. Ответ уже очевиден и он совсем не привязан к той сумме государственных денег, которые потенциально может заработать любой софтверный партнер Минюста. Деньги на самом деле в этой истории крутятся небольшие. И не они провоцируют Антона Марреро. Куда заманчивее и желаннее для него получить доступ к нотариальным (и прочим юридическим) реестрам, в которых… прописаны все бизнесовые сделки, депозитные и кредитные, сделки с недвижимостью и землей, а также выданные доверенности. Именно этот пласт информации особенно сильно соблазняет «Софтлайн». Именно поэтому так нервничает Калетник. Именно поэтому делает «заходы» на Кабмин Антон Яценко. Именно поэтому так активно работает Олег Клименков. О чем можно говорить наверняка, так это о том, что Калетник не успокоится и продолжит свою коррупционную эпопею. Не получилось зайти в лоб, Игорь Григорьевич попытается проникнуть через заднюю калитку. А потому грязная и лживая склока, организованная коммунистами, только начинается...
- Информация о материале
В Украине продолжается рекапитализация «проблемных» банков. Взгляд юриста на этот процесс обнаруживает немало нюансов. Какова ответственность банковских сотрудников за доведение учреждения практически до состояния банкротства? Как будут работать банки после рекапитализации и расчета с кредиторами? Для каких целей могут и должны использоваться деньги от рекапитализации? Попытаемся ответить на эти вопросы для наших читателей.
Для начала - о сути проблемы. Каждый банк осуществляет банковскую деятельность, суть которой состоит в получении прибыли от оборота денежных средств. Банк не создает добавленную стоимость, но является кровеносной системой экономики, предоставляя ей свободные денежные средства, которые сам, в свою очередь, берет в долг путем привлечения депозитов или кредитов у других финансовых учреждений.
Проблема украинских банков состоит в том, что с одной стороны, в получении денежных кредитов от финансовых учреждений из-за границы было отказано в связи с финансовым кризисом (иссяк источник дешевых заемных средств), а с другой - кредиты, которые были розданы ими в достаточно больших объемах в Украине, имели, мягко говоря, сомнительный характер, который значительно усилился кризисом некоторых отраслей экономики (в первую очередь, строительства). Таким образом, иссяк второй источник пополнения банковских средств - возвращенные кредиты.
На финансовом рынке возник серьезный дисбаланс между суммой абсолютно законных требований по возврату депозитов и суммой возвращаемых кредитных средств. Есть ли вина в таком дисбалансе менеджмента банков? Несомненно! Есть состав уголовного преступления? В некоторых эпизодах - да.
Например, если банкиры предоставляли кредиты “своим” структурам, зная заранее, что такие кредиты не вернутся. Это состав преступления - мошенничество с финансовыми ресурсами в совокупности с целым рядом служебных преступлений. Однако вину конкретных должностных лиц необходимо еще доказать, а для этого необходима документация, которая странным образом пропадает в банках (см. например, последние новости с банком “Киев”). Поэтому привлечение банкиров к ответственности - очень неблагодарный и длительный процесс.
Между тем, дисбаланс между поступлениями денежных средств и удовлетворением требований вкладчиков искать необходимо уже сейчас. Именно поэтому появился механизм рекапитализации банков. Состоит он в том, что государство приобретает дополнительный выпуск акций коммерческого банка за денежные средства бюджета (что, в общем-то, не так уж плохо) или в обмен на облигации государственного займа, которые после предъявления их к оплате Национальному банку, должны быть оплачены последним по номиналу в течении 5 дней (конечно, не за счет бюджета, а за счет дополнительной эмиссии денежных средств).
Денежные средства, полученные коммерческим банком в уставный фонд, могут использоваться им в соответствии с решениями руководства. В первую очередь, они направляются на пополнение оборотных средств банков, позволяя погашать банку текущие обязательства, одновременно работая над сбором долгов с недобросовестных должников по кредитным договорам. По большинству депозитов сроки возврата не прошли. Поэтому задача менеджмента банка - убедить в своей стабильности клиентов, дабы депозиты не возвращались раньше срока. Но даже если банк в полном объеме погасит депозиты за счет привлеченных в уставный фонд средств, то в любом случае, он сможет продолжать функционировать за счет возврата кредитов, расчетного кассового обслуживания и других банковских операций. Рекапитализированный банк не имеет никаких преференций перед другими коммерческими банками. Кстати, в нём вполне может быть введена временная администрация, если новый менеджмент не справится с управлением банка.
Вся схема рекапитализации выглядит логичной и взвешинной, кроме одного “но”. Если приобретенные государством банковские учреждения не станут очередной трубой для воровства денежных средств из госбюджета путем предоставления за счет только что напечатанных гривен кредитов “своим” структурам на условиях заранее известного невозврата.
- Информация о материале
Все бы ничего: на выборах, как на выборах. Вот только люди гибнут…
Традиционно опасную игру начало МВД, заявив о снижении уровня преступности в стране. «Несмотря на экономический кризис, в Украине не наблюдается роста преступности, — процитировала слова своего руководителя пресс-служба и выставила его заявление на сайт министерства.
Далее по тексту „бравые“ успехи: »…отмечается уменьшение количества преступлений общекриминальной направленности приблизительно на 5 процентов, сократилось количество умышленных убийств, телесных повреждений, краж, автоугонов, хулиганств и других преступлений против жизни, здоровья и имущества граждан«.
СНБО в лице Степана Гавриша в свою очередь утверждало, что „уровень преступности в Украине достиг критической точки и представляет смертельную угрозу для государства“. По параллельной статистике Нацсовета безопасности и обороны»… по сравнению с таким же периодом прошлого года число заказных убийств удвоилось, а бандитских нападений стало в 2,6 раза больше".
СНБО поддержали юристы-криминологи и правозащитники, которые доказывали: в период кризиса рост преступности — объективная реальность.
Просто граждане не заявляют в милицию, т.к. не доверяют ей, а если и сообщают, то в милиции у них заявления не принимают, т.к. опять же статистику „портить“ не велено.
Последнее предположение, кстати, очень часто подтверждает прокуратура, проверяющая милицию на предмет выполнения закона „Про звернення громадян“.
Со специалистами трудно не согласиться. Тем более, ежедневно готовя программу „Надзвичайні новини“ и получая информацию из всех регионов страны, могу высказать и свое, подтвержденное фактами мнение: преступность растет, причем ее увеличение напрямую связано с социальной ситуацией в стране.
Уже долгое время продолжается рост, прежде всего уличной и имущественной преступности: разбоев, грабежей, квартирных краж, совершенных в городской местности.
Этот новый вид „урбанизированной преступности“ возник именно в кризис. Лишившись работы, большое количество наемных трудяг-подсобников, не имеющих специальностей, домой, в еще более обедневшее село возвращаться не стали.
В городе они живут за счет самого простого способа обогащения — „гоп-стопа“. Украденные или просто сорванные сумки, вещи, мобильные телефоны сразу же сдаются в ломбарды либо же продаются за полцены.
Это явление массовое, криминалитет резко сконцентрировался в городах. „Не замечать“ этого, убеждать население в „снижении“ преступности, а не наоборот — предупредить его о возникшей опасности, если не преступно, то аморально точно.
Однако кризис породил волну и абсолютно неизвестных, жестоких преступлений, ранее вообще не характерных для страны. В апреле — июне нынешнего года главными новостями криминальной хроники стали практически массовые убийства матерями своих новорожденных детей.
Тогда, в конце апреля, едва кто-то мог провести прямую связь между этими событиями и широко прорекламированной правительством материальной помощи при рождении детей.
Вспомните, суммы поддержки молодых семей при формировании еще бюджета 2008 года были озвучены значительные. Предполагалось, что при рождении ребенка государство будет выплачивать материальную помощь в размере 12 240 гривен — на первого ребенка, 25 000 гривен — на второго и 50 000 гривен — на третьего и остальных детей.
Кроме того, в ближайшем будущем было обещано увеличить размер государственной помощи при рождении ребенка, а молодым семьям выдавать долгосрочные кредиты на 25-35 лет под 2-4% годовых.
Реально же, вместо положенного Конституцией прожиточного минимума для ребенка в 615 гривен, соцфонды платят мамам 130 гривен в месяц. Выплаты при рождении не поднялись выше 4 800 – 5 000 гривен, а кредиты получить вообще не возможно.
Тем не менее, украинские семьи уже были готовы к рождению детей, поверив в обещанные лозунги. А к этому времени соцвыплаты, положенные при рождении детей, прекратились в целых регионах.
Однако женщине отказаться от ребенка — не новую „социальную“ постанову Кабмина принять: молодым матерям пришло время рожать. И тогда зазвучали предупреждения, что последствия подобных популистских обещаний непредсказуемы.
С начала этого года только в Луцке до июня зафиксированы три случая обнаружения новорожденных на мусорках. Это найденные дети…
В большинстве же случаев, доведенные до отчаяния роженицы, чаще всего с низким уровнем материального достатка, одинокие молодые женщины жестоко убивали своих детей либо же в лучшем случае оставляли их умирать в общественных местах.
Еще раз повторюсь, прямой связи между смертью новорожденных детей и отсутствием положенных выплат, никто не установил и не сможет этого сделать.
Но вот интересный факт: когда стало понятно, что обещанные суммы выплаты роженицам — блеф, количество брошенных и погибших новорожденных уменьшилось.
То есть на роды решаются только те, для кого ребенок действительно желаем и любим. А не те, за счет „покупки“ которых решили поднять рождаемость в Украине.
Кстати, рождаемость, согласно данным, которые мы постоянно получаем для программы „НН“ из украинских роддомов, в последние месяцы растет. Но, судя по всему, не потому что нас заверяют: кризис проходит.
Как раз наоборот: вопреки вере в лозунги, что завтра станет лучше. Медики называют этот феномен „законом выживания или самосохранения“.
Эти уникальные периоды, как отмечают ученые, происходят во времена жестоких потрясений — массовых эпидемий, экологических катастроф, военных конфликтов.
- Информация о материале
Страница 1539 из 1561
