На первый взгляд, не очень благодарная затея писать о будущем банковского дела в ситуации, когда значительное число вкладчиков здесь и сейчас не могут вернуть свои деньги. Однако на нынешнем кризисе жизнь не заканчивается, и важно попытаться осмыслить, куда же все движется. Поэтому на Западе проходят активные дискуссии по поводу того, что послужило причинами нынешнего банковского кризиса, а главное — что следует сделать для улучшения ситуации в этом секторе.

Не претендуя на охват всех банковских проблем — их, увы, слишком много, — попытаемся дать краткий обзор хотя бы нескольких, на наш взгляд, ключевых.

Банки

Одно из распространенных совсем недавно заблуждений касается представлений о том, что очень крупные банки являются априори самыми надежными. То, что это совсем не так, красноречиво продемонстрировано не только в Украине (Укрпромбанк и банк «Надра»), но и на Западе, где активная фаза кризиса началась с неплатежеспособности банка-гиганта Lehman Brothers.

На политическом уровне достаточно четко прозвучало высказывание канцлера ФРГ Ангелы Меркель: «Ни одному банку не должно быть разрешено становиться таким крупным, что он может шантажировать правительство». А вот еще одно ее высказывание: «Кризис наступил не из-за того, что мы печатали слишком мало денег, а потому, что мы создали экономический рост с использованием слишком большого количества денег, и этот рост поддерживать было невозможно».

Дело, разумеется, не только в шантаже правительства, но и в неуправляемости всей системы банков после некоторого предела их «разбухания» под влиянием заниженной стоимости денег, принятия новых рисков и/или щедрой государственной помощи. Один из известнейших европейских финансистов Дэвид Т.Ллевеллин охарактеризовал этот процесс так: «Банки прекратили вести себя как банки… Если некая индустрия субсидируется или занижает стоимость своего продукта, она будет расти так быстро и станет такой большой, что перейдет на уровень, когда ее существование без субсидий становится нереальным. Кроме того, система становится разбалансированной, неструктурированной и подверженной эффекту small-world, когда небольшие шоки приводят к колоссальным последствиям».

Схожую позицию занял и известный аналитик Крис Мартенсон в статье «Игра в наперстки — Как Федеральный резерв монетизирует долг». Основная идея автора, правда, заключалась в том, чтобы обратить внимание общественности на проводимую американскими финансовыми властями политику, направленную на резкое замещение корпоративных долгов американских компаний государственным долгом. Кстати, примерно та же политика проводится сейчас и у нас, с тем только различием, что мы не сможем потом напечатать доллары для покрытия этого государственного долга.

Вместе с тем попутно г-н Мартенсон заявил: «Вся наша монетарная система, и, следовательно, наша экономика — это экономика финансовой пирамиды, в том смысле, что она на самом деле может работать только в режиме роста. Малейший спад приводит к массовой панике и распаду. Масштаб разрушений кажется абсолютно не соответствующим масштабам исходных изменений, пока мы не осознаем, что рост — это более или менее необходимое условие существования монетарной и экономической систем нашего типа. В отсутствие роста система сначала спотыкается, а затем начинает разрушать богатство в объемах, несоизмеримых с самим спадом. Что питает рост в денежной системе, основанной на долге? Ну как же, новый долг (или кредит), конечно».

С вопросом о размерах банков непосредственно связана и проблема их организационной структуры. Банки должны быть меньше, проще и менее прибыльные. Для специалистов не являются секретом сложности, связанные с консолидированным надзором за разветвленными международными корпорациями даже в тех случаях, когда точно и достоверно известно, кто в них входит. Гораздо сложнее дело обстоит, если вообще понять невозможно, кто в них входит. Поэтому предполагается, что банки должны будут существенно прояснить и упростить свои организационные структуры, а крупнейшие международные банки — также приготовить living wills — планы действий в случае их неплатежеспособности. Как одно из возможных положений таких планов — оперативная замена долгов банков на их акции.

Контроль за бонусами

Едва ли не ежедневно в течение последних дней поступают сводки с арены борьбы с бонусами банковских топ-менеджеров. В Украине, правда, пока говорят только о непонятно за какие заслуги начисляемых зарплатах топ-менеджмента НБУ, якобы составляющих более 1 млн. грн. в год, т.е. в несколько раз превышающих зарплату президента Украины. Вместе с тем дискуссия о зарплатах топ-менеджмента отечественных коммерческих банков, получающих рефинансирование, тоже совсем не помешала бы…

Разумеется, бонусы платились из определенных доходов банков. Занявшийся этой проблематикой руководитель британского финансового регулятора FSA лорд Адэр Тернер высказал мнение, что дело даже не в огромных бонусах как таковых — это просто симптом, а не причина. Причина заключается в том, что необходимо разобраться с более фундаментальными вопросами, а именно: почему индустрия финансовых услуг генерирует столь огромные прибыли, а также действительно ли был полезен быстрый рост этой отрасли для всего остального общества? По его мнению, «ошеломляющие» уровни бонусов не свидетельствуют ни об эффективности рынка, ни о выдающихся индивидуальных достижениях его участников, наоборот — о неудаче рынка, обеспечивавшего крупные «ренты» для небольшого количества его участников.

При этом банкиры, теряя прибыли, пребывают в полной уверенности, что они — «невинные жертвы аварии», а политики и регуляторы должны вмешаться, чтобы восстановить привычные им уровни прибыльности.

Также лорд Тернер полагает, что требования к капиталу банков должны быть неодинаковыми в зависимости от того, какими операциями они занимаются: банки, получающие слишком высокую прибыль, должны иметь большую достаточность капитала по сравнению с банками, ведущими менее рискованные и доходные операции. «Чего бы мы не хотели видеть, так это превращения высоких прибылей в высокие бонусы и дивиденды, в то время как они могут быть использованы для скорейшего достижения наших требований к капиталу», — сказал Тернер.

Контраргумент банков — слишком строгие требования к капиталу и ликвидности для банков якобы могут подавить наметившийся экономический подъем. Ответ государства: «А вы не выписывайте себе немыслимые бонусы, тогда, может, и ситуация с вашим капиталом будет лучше!»

Фактически банкиры, закрывшие свои текущие убытки колоссальной государственной помощью, принялись тут же тратить ее на собственные бонусы (некоторые эксперты в западной прессе издевательски называют это «восстановить статус-кво», т.е. докризисный уровень бонусов). Когда с такой аморальной ситуацией начал бороться президент США Барак Обама, некоторые только что получившие бонусы менеджеры, испугавшись, даже их вернули. Однако на следующем этапе, когда ситуация повторяется в Евросоюзе, банкиры уже даже особо не оправдываются, ссылаясь на необходимость высокой оплаты труда квалифицированных управленцев и предотвращения их переманивания. В это можно было бы хоть немного поверить, если бы этими управленцами не были те же люди, при которых банки потеряли ликвидность, и кто-нибудь разъяснил — а в чем же заключалась их высокая квалификация?

«Банкиры «отрываются», как будто на дворе 1999 год, а сейчас 2009-й», — заявил в начале сентября с.г. министр финансов Швеции Андерс Борг. Выплаты бонусов продолжаются, даже несмотря на кризис: по данным Bloomberg, зарплаты и премии главных исполнительных директоров 20 банков, получивших помощь американского правительства, на 37% превышают средний уровень в компаниях из списка S&P 500.

Руководитель подкомитета российской Госдумы по контролю за госкорпорациями Алексей Багаряков с возмущением привел следующую бонусную статистику по итогам 2008 года. Центральный банк Россиии — 66,1 млн. рублей (на 40 человек), получавшие государственную поддержку банки: Сбербанк РФ — 933 млн. рублей (на 14 членов правления), «ВТБ» — 533 млн. рублей (на девять топ-менеджеров), Газпромбанк — более 1 млрд. рублей (на 15 человек), «Банк Москвы» — 874 млн. рублей (на 14 человек), «Банк ВТБ-24» — 527 млн. рублей (на 10 человек). При этом г-н Багаряков утверждает, что никаких оснований для выплаты таких крупных бонусов не было, так как, в частности, прибыль Сбербанка РФ в первом полугодии 2009 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 13 раз, «Банка Москвы» — в 10 раз, а банки ВТБ и ВТБ-24 вообще окончили первое полугодие с многомиллиардными убытками. Тем не менее эти убытки не стали препятствием для выплаты уже по итогам первого полугодия текущего года топ-менеджерам банка ВТБ-24 новых бонусов в размере 298 млн. рублей.

Основная идея, обсуждаемая сейчас в рамках ЕС, — запретить привязку бонусов к результатам краткосрочных периодов деятельности банков, сделав акцент на результаты в долгосрочном периоде. Банки должны устанавливать «адекватный период», в течение которого нельзя исполнить опционы или продать акции, выдаваемые в качестве вознаграждения. Гарантированных бонусов предложено избегать, то есть даже через несколько лет, когда соответствующая часть бонуса должна быть выплачена, она подлежит отмене, если финансовое состояние банка на тот момент негативное. Кроме того, активно обсуждается идея установить правило, в соответствии с которым, если бонусная практика банка является рискованной, то требования к его капиталу и резервам также должны быть более жесткими.

На последнем саммите «большой двадцатки» (G20) в Питтсбурге дошло до того, что президент Франции Николя Саркози вообще заявил, что покинет его в случае непринятия решения об ограничении бонусов. Саммит в этом вопросе, по сути, свелся к борьбе франко-немецкой «антибонусной» линии и англо-американской «пробонусной». В итоге наиболее жесткие — французские — предложения не прошли, но некоторых договоренностей все же достигли. Ограничения бонусов и дивидендов будут устанавливаться регуляторами на национальном уровне в зависимости как от доходов банков, так и от их долгосрочного финансового состояния. При этом не менее 60% бонусов (для топ-менеджеров) и 40% (для прочих старших служащих) могут быть выплачены не ранее чем через три года после того периода, за который они начислены.

Деривативы

Уже ни у кого не вызывает особых сомнений, что одним из главных механизмов создания фиктивных финансовых ресурсов и «виртуальной экономики» были производные финансовые инструменты — деривативы. Справедливости ради нужно сказать, что мы не успели серьезно залезть в «ямы» подобных финансовых инструментов: отечественные банки только начали работать с секьюритизацией активов. Хотя и она, по большому счету, — производный инструмент, во многих случаях «по полной программе» участвовавший в создании пирамиды фиктивного капитала.

Атмосфера залихватского угара дробления и перемешивания инвестиционными банкирами активов при создании деривативов еще в конце 1980-х (до 1983 года многие современные виды производных инструментов, по сути, были вообще запрещены) мастерски описана в замечательной книге Майкла Льюиса «Покер лжецов». Итог — полномасштабное искажение рыночной информации: никто теперь не знает, а где же именно сосредоточены риски? «Многослойные пироги» фондовых инструментов приводили к поразительным превращениям: наверху пирамиды — ценные бумаги с высочайшим инвестиционным рейтингом, у подножия — в частности, американские ипотечные кредиты, выданные личностям с весьма сомнительной биографией и при завышенной оценке стоимости жилья.

Достаточно четко высказался по этому поводу заместитель управляющего «Банк де Франс» Жан-Пьер Ландау. Его мысль состоит в следующем. Рисковые цепочки, связанные с дроблением активов, привели к невозможности восстановить их реальную стоимость даже для наиболее информированных инвесторов. Возник парадокс: как правило, финансовые инновации подразумевали повышение эффективности. Но на финансовых рынках эффективность зависит от пригодности информации, а определенные финансовые инновации произвели эффект разрушения информации. «Существовал только один путь выйти из этого парадокса: создать и сконструировать рыночную инфраструктуру, которая сохраняет информацию, ее полноту и интегрированность. Провал системы рейтингования продемонстрировал, что этого не произошло».

Но вернемся к деривативам. В первую очередь нужно отметить, что этот рынок фантастически сконцентрирован. Аналитик Дэвид Окли со ссылкой на данные Европейского центробанка обратил внимание на то, что 60% кредитно-дефолтных свопов (CDS) банков сконцентрированы в руках десяти их контрагентов, часто других банков.

Возможность взаимной перекрестной покупки активов не только окончательно запутала ситуацию с распределением и оценкой рисков, но и повлекла достаточно специфические побочные последствия: такую же перекрестную покупку стали устраивать не только частные компании, но и государства. Правда, формально без свопов, но там они особо и не нужны были…

Уже упоминавшийся выше Крис Мартенсон, используя термин check kitting, обычно характеризующий одну из разновидностей мошенничеств банков с чеками, описывает схему так: «В этой игре центральный банк А печатает кучу денег и покупает долг страны Б. Тогда центральный банк страны Б печатает кучу денег и покупает долг страны А. Оба пользуются видимостью большого спроса на их долговые обязательства, и то и другое правительство получает деньги на свои нужды, и никто не в проигрыше. За исключением того, что общий объем резервов центральных банков растет и растет (как и отражается на счете депо), что, в конце концов, приведет к абсолютно неподъемному масштабу долга, неконтролируемому потоку денег или к тому и другому одновременно. Если это кажется вам мошенничеством, поздравляю: вы уловили суть…»

Возвращаясь к деривативам, нужно сказать, что крупнейшие игроки этого рынка формально юридически вовсе не обязательно являются банками. Так, крупнейший мировой торговец на рынке кредитно-дефолтных свопов — компания AIG (American International Group) юридически — страховая компания. Вообще требует отдельного разговора тенденция к «размыванию» традиционного банковского бизнеса — сложно понять, что вообще им теперь является?

И совсем не зря активное хождение получил термин shadow-banks, или «теневые банки», под которыми в первую очередь понимают хедж-фонды! То есть вроде бы формально они и не банки, но чем они, по сути, отличаются от банков, никто объяснить не может.

При полном попустительстве надзорных органов дошло до того, что от продавцов свопов даже перестали требовать подтверждения, что он покрыт. То есть что у продавца свопа есть активы для выполнения выпущенных им обязательств. AIG как раз и продала инвестиционным банкам миллиардные свопы, вообще ничем по сути не обеспеченные. Когда же последствия такой «бизнес-схемы» покрыло государство, выдав этой компании свеженапечатанные доллары, менеджмент AIG сразу же что сделал? Правильно, выплатил себе огромные бонусы, с чего и начался интерес президента Обамы к вопросу вознаграждений компаний, просящих огромную помощь у государства.

Председатель правления Китайской инвестиционной корпорации Лоу Цзивэй сравнивает операции с деривативами с «продажей вместо книги ее изображения в зеркале» и говорит о необходимости избавиться от 90% деривативов, объясняя: «Люди, особенно американцы, стали верить, будто могут жить на деньги, принадлежащие другим людям... Сначала — на деньги других людей в собственной стране. Затем — на деньги людей со стороны... Мы были бы готовы поддержать вас, ребята, если это возможно. Но если невозможно — зачем? Когда мы уйдем, вы ведь не сможете летать на Луну за деньгами. Меняйте образ жизни».

В июне с.г. г-н Обама внес в Конгресс план по ужесточению рынка деривативов. Эксперты с самого начала прогнозировали многомесячные сложности с его прохождением. Так оно и происходит, поскольку крупнейшие банки и некоторые их крупные клиенты открыто выступают против плана. Один из их основных аргументов весьма интересен для понимания сути мировой финансовой системы: деривативы существенно подорожают, а клиентам банков придется держать больше наличности. При снижении кредитного риска между банком и компанией вместо этого может возникнуть серьезный риск ликвидности для компаний.

В переводе на нормальный человеческий язык это означает следующее: видите ли, компании не смогут за счет свопов раздувать свои активы (а размер активов влияет на рыночную стоимость акций). А также использовать нарисованные «активы» для расчетов со своими контрагентами.

Мегарегулятор или регуляторы? Рейтинговые агентства

Упрощенно говоря, при том, что и американская, и европейские модели реформирования системы регулирования финансовых рынков ставят во главу угла борьбу с системными рисками, американская тяготеет к созданию мегарегулятора, европейская — по сути, нет.

Бывший заместитель главы Казначейства США Роберт Альтман, анализируя внесенный президентом США Бараком Обамой план реформирования финансовых рынков, называет существующую американскую систему регулирования финансовых рынков безумно заорганизованной и дискредитированной. Так, в настоящее время для большинства мелких и средних американских банков основным органом регулирования и надзора является Федеральное агентство по страхованию депозитов (FDIC). Инвестиционные банки регулируются Управлением регулирования финансового сектора (FINRA) и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Страховые компании регулируются не на федеральном уровне, а на уровне штатов, а хедж-фонды, по сути, не регулируются вообще. Федеральная резервная система (ФРС, в нашем понимании — центробанк) хотя и надзирает за крупнейшими банками, однако далеко не по всем вопросам. В результате, когда происходит банкротство огромной компании, например Lehman Brothers, подрывающее рынки в целом, оказывается, что никто из регуляторов не имел достаточных полномочий для его предотвращения (по крайней мере, так утверждают сами регуляторы).

В соответствии с планом президента Обамы, предполагается создать четкий список институтов, чей размер, структура активов или взаимосвязи с другими участниками рынка могут создавать угрозу для системы в целом. Данный список может включать банки, страховые компании, инвестиционные банки, хедж-фонды. Указанные компании должны будут подчиняться требованиям к капиталу и ликвидности, устанавливаемым единым регулятором — Федеральной резервной системой, обязанностью которой будет оценка индивидуального состояния каждой такой компании с точки зрения того, как оно может негативно влиять на систему.

Для помощи ФРС в осуществлении указанных функций предложено создать новый орган — совет по надзору за индустрией финансовых услуг, в состав которого войдут министр финансов вместе с руководителями всех надзорных органов, осуществляющих надзор за финансовыми институтами.

Иная концепция реформирования надзора над финансовым сектором предложена для внедрения в рамках ЕС. Руководитель Центра Всемирного банка по реформированию финансовой отчетности Джон Хегарты в общих чертах описал ее так. Надзор будет макропруденциальным и микропруденциальным: на макроуровне его будет осуществлять Европейский совет по системным рискам, на микроуровне — как надзорные органы ЕС, так и национальные органы надзора.

Вместе с тем, о создании мегарегулятора речь не идет — планируемые полномочия Европейского совета по системным рискам все же несравнимо меньше тех, которыми предполагается наделить ФРС. В целом надзор будет разделен между тремя самостоятельными блоками: банки, страховщики, биржи и оборот ценных бумаг. Кроме того, существуют проблемы, связанные с распределением ответственности надзорных органов между национальным уровнем и уровнем ЕС. Отдельные страны — члены Евросоюза опасаются, что реальные надзорные полномочия будут переданы на наднациональный уровень, а отвечать перед местным населением в случае чего придется национальным правительствам.

Что важно — именно на уровне ЕС предлагается лицензировать рейтинговые агентства, доверие к которым, мягко говоря, подорвано. Кроме такого нового порядка лицензирования, указанные агентства предполагается обязать раскрывать информацию о соглашениях с клиентами в части вознаграждений за процедуры рейтингования (к слову, как и в американском плане), а также обеспечить ротацию аналитиков для повышения объективности оценок.

Хотя в плане Б.Обамы также предложен ряд усовершенствований деятельности рейтинговых агентств, нужно отметить, что немалую работу в этом направлении в пределах своих полномочий уже проделала американская Комиссия по ценным бумагам и биржам. Так, облегчен порядок отстаивания инвесторами своих интересов в суде в случае ошибок рейтинговых агентств. В отдельных судебных процессах по искам инвесторов такие агентства уже начали привлекать в качестве соответчиков с эмитентами, которым был выставлен явно ошибочный рейтинг. А сами агентства должны будут отчитываться по суммам выручки от своих наиболее крупных клиентов.

Также агентства должны будут представлять более подробную информацию об истории рейтингов оцениваемых компаний. Им будет предоставлен доступ к данным о структурированных финансовых продуктах, чтобы они могли оценивать их без обращения со стороны эмитентов.

Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Мэри Л.Шапиро пояснила новые меры так: «Эти предложения необходимы, поскольку инвесторы зачастую принимают рейтинги во внимание, принимая решение о покупке или продаже какой-либо ценной бумаги. Подобное доверие сослужило им (инвесторам) плохую службу в последние годы, и наша задача состоит в том, чтобы сделать все возможное для повышения надежности и добросовестности рейтинговых действий».

При подготовке статьи использованы материалы Альбахского экономического форума, газеты The Financial Times

 

Все больше наши разговоры о политической жизни страны напоминают гадание на ромашке – откроет ли Верховная Рада заседание или трибуна останется заблокированной, найдет ли очередной кандидат в президенты денег на избирательную кампанию, упадет гривна или поднимется, закончится кризис или обострится, Тимошенко победит или Янукович, и как бы, все-таки, знать это заранее?.. Казалось бы, за год с момента появления, с легкой руки Министерства труда и социальной политики, в Государственном национальном классификаторе профессий таких наименований трудовой деятельности, как астролог, хиромант и гадалка, уже можно было бы сверить со звездами все происходящее в государстве. Тем более что исторический опыт свидетельствует, при таком столь длительном политико-экономическом кризисе, как украинский, востребованность вышеперечисленных специалистов должна расти, даже при тотальной безработице. Но, как оказалось, в высшем эшелоне нашего политикума спрос на ясновидцев не увеличился.

Как рассказал «Профилю» Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря СНБО, к началу предстоящей избирательной кампании у главных ее участников уже прошли суеверия, потому что до этого прогнозы неоднократно не подтверждались: им обещали успех они проигрывали, и наоборот. «Наиболее суеверный политик из первого эшелона – это Тимошенко, – делится политолог, ранее состоявший во фракции БЮТ. – Она советовалась с людьми, которые владели какими-то сакральными тайнами, экстрасенсами, провидцами, ей не чужда мистика. Возле нее был одно время Алан Чумак, потом куда-то пропал. Янукович – более верующий. Это только Кучма был ракетчиком, поэтому и его суеверия были специфическими: условно говоря, выпить стакан спирта до старта ракеты или после».

В свою очередь политолог Кость Бондаренко уточняет, что культ старца Зосимы, которого Виктор Федорович считает своим духовником, в русском православии считается почти сектантским. «Мракобесие среди наших политиков процветает», утверждает Бондаренко, вспоминая, как еще в 2004 году при штабах основных кандидатов, Ющенко и Януковича, привечали астрологов и экстрасенсов. Понятно, что все это процессы непубличные, да и не нам судить – возможно, именно давнее и мало кому известное увлечение астрологией экс-главы Секретариата президента Виктора Балоги позволило нынче его звезде дистанцироваться от звезды главы государства. Для премьер-министра Юлии Тимошенко специальные люди готовят энергетические напитки – чем не знахарство? Опять же, сам президент Виктор Ющенко в первые дни после диоксинового отравления соглашался лечиться от сглаза, в реальность которого в силу жизненного опыта, как оказалось, верит. Впрочем, тут он не одинок: спикер Владимир Литвин рассказывал нам, как в его детстве бабки «выкатывали» яйцом всяческие проблемы, и практически всерьез обсуждал перспективу снятия порчи с вверенного ему законодательного органа.

К слову, практически десять из десяти опрошенных «Профилем» депутатов из разных фракций уверены, что в здании парламента «очень плохая энергетика», «аура разрушения, собирающаяся в куполе», «природная аномалия». А, может, и правда Раду сглазили, только вот как определить нужное для возобновления ее работы количество бабок и яиц?!

Что касается суеверий, у народных избранников это, пожалуй, предмет гордости – в журналистских кругах известна история, как депутат из фракции НУ-НС ехал во Львов, и черная кошка перебежала ему дорогу. Так он поехал в объезд, два лишних часа кружил по грунтовым дорогам и все это время рассказывал, как верны приметы: дескать, Пушкину перебежал дорогу заяц, когда тот ехал к декабристам на Сенатскую площадь, и поэт избежал печальной участи декабристов. Зная судьбу Пушкина, не известно, кому, все-таки, повезло. Но, по крайней мере, чтобы увидеть цвет кошки на трассе, ехать надо не очень быстро, так что польза от веры в приметы несомненная.

Еще одна всеобщая «мания» в парламенте – «счастливые» рубашки и галстуки. «Когда презентовал какой-то законопроект, надевал одну и ту же рубашку, – рассказывает «регионал» Ярослав Сухой. – Рубашка пришла в негодность, и суеверий больше не стало». Для Виктора Ющенко талисман – древний казацкий перстень, который он носит, не снимая, и украдкой целует в особо важные моменты. У Юлии Тимошенко фетиш – «удачливый» белый костюм. Модны в среде политиков «счастливые» номера машин и телефонов, преимущественно с классическими семерками. Недавно на акции продажи последних телефонные операторы обогатились на $250 тысяч, причем было продано всего 12(!) номеров. Хотя с номерами счастливыми несчастливыми особых закономерностей в новейшей политической истории не замечено. Разве что «Нашей Украине» два раза не везло с депутатами, которые прошли по ее списку в парламент под № 2. В 2002 году из нее вышел лидер Федерации профсоюзов Александр Стоян, а в 2007-м – Анатолий Кинах, вместе с подконтрольной ему депутатской группой. Сейчас оба «ушельца» – депутаты от Партии регионов. История могла бы еще раз повториться, если бы вторым в списке НУ-НС на последних выборах пошел Юрий Луценко, кто числится среди первых перебежавших к Юлии Тимошенко. Но он возглавлял список блока.

Но, собственно, звезды подсказывают авторам, что момент тотального обогащения астрологов наступит ровно через две недели. Как сообщила «Профилю» Ирина Рыбакова, президент Всеукраинской ассоциации астрологов, в ее профессии существует четкое правило – момент событий. «При объявлении выборов каждый претендент будет зарегистрирован с точностью до секунды, и с этого момента мы начинаем рассматривать каждого, что у него пойдет, – рассказывает астролог. – И в дальнейшем важно не только то, когда избрали президента, а момент инаугурации, когда он дал клятву». По всей видимости, не зря спикер Владимир Литвин уже сообщил, что зарегистрируется кандидатом не 19 октября, а позже – очевидно, «звездный час» ему должны подсказать, равно как и остальным. И, к слову, известные сложности с определением даты выборов, пожалуй, неспроста. Еще полгода назад участники XIII международной конференции астрологов под символическим названием «Астрология и эзотерика на службе общества» презентовали астропрогноз для Украины-2010, в котором неблагоприятным объявлен период с 20 декабря по 10 марта, а выборы звезды рекомендуют проводить только в благоприятные периоды…

Сами ведущие политики не ходят по астрологам, рассказывает госпожа Рыбакова, помощников посылают. Составление личных гороскопов на год – уже предновогодняя традиция последних лет. Возможно, за отдельную плату, и получение дополнительной интересующей информации. «Например, в 2006-м задавали вопрос, будет ли Тимошенко премьером, в 2005-м – как долго продержится команда, которая пришла к власти, то есть их интересуют жизненно важные вопросы, а не детали, будет Рада заседать или нет, констатирует глава астрологической ассоциации. – Но пока нет смысла рассматривать ближайшее политическое будущее, поскольку мы даже не видим, кто реально будет выдвигаться в президенты, только наметки...»

Да, обидно, что и звезды этого не видят. А ведь так хотелось уже, чтобы хоть кто-то что-то знал… Впрочем, как известно, есть вариант: перед прошлыми выборами Павел Глоба предсказал победу и Ющенко, и Януковичу – одному вроде как «по секрету», другому «на публику», но, понятное дело, оба прогноза распространились максимально широко, и рейтинг главного прорицателя всея СНГ не уменьшился. Сейчас он пророчит президентство в Украине женщине, что уже позволило Инне Богословской заявить в прессе, что пророк «им с Тимошенко надвое сказал». В отличие от славы Анатолия Кашпировского, который пару лет назад получил запрос «перепрограммировать Ющенко подальше от НАТО». Экс-телевизионный заклинатель отказался, сообщив, что является специалистом преимущественно по энурезу, чем окончательно лишил себя поклонников.

На самом деле, затевая опрос по части веры в сверхъестественное, «Профиль» рассчитывал на примерно такие ответы, как дал нам рефлекторно избегающий черных кошек «регионал» Дмитрий Святаш: «Мне близка позиция Нильса Бора. Когда у него спросили: «У вас в лаборатории висит подкова – вы верите в нее?», он сказал: «Конечно, нет, но подкова приносит удачу даже тем, кто в нее не верит». Однако политики практически через одного стали рассказывать «не на диктофон», что есть места, где давно делают эксклюзивных кукол вуду с узнаваемыми для избирателя лицами, и их даже кое-кто уже кое-где протыкает, и это чуть ли не самая действенная технология грядущей кампании…

Возьмемся, что ли, друзья, за пуговицу и плюнем три раза через левое плечо?..

Конференция Партии Регионов, прошедшая в минувшую субботу успешно подтвердила, что в харьковских ее лидерах согласья нет. Партийцы утвердили создание двух предвыборных штабов – областного и городского под руководством Дмитрия Шенцева и Михаила Добкина соответственно. И тем самым четко подтвердили то, что их лидеры всячески отрицали: противоречия между Шенцевым и Добкиным с Гепой существуют. Причем, последние явно набирают очки.

Еще нардеп Шенцев и зампред парламентской фракции регионалов Андрей Клюев торжественно вручили партбилеты двум новым членам – депутатам облсовета Николаю Титову и Владимиру Проскурину. Так что ПР все еще прирастает членами.

А несколько ранее конференции произошло то, что еще год назад даже представить себе было невозможно. В Харьков прилетели видные регионалы –  Джарты  и Корж. А поскольку водители троллейбусов нынче бастуют, им пришлось подыскать себе персонального шофера. В качестве последнего охотно выступил нардеп от БЮТ Александр Фельдман. Так что ряды местных регионалов пополнились еще и водителем с собственным «Мерседесом». Впрочем, этому объяснение даже искать не надо. Достаточно вспомнить, что когда-то Фельдман нещадно клеймил коррумпированное руководство города, пытался поставить начальником Харьковского метрополитена своего Броншпака, продвигал в МВД своего Семочкина, а Добкин с Гепой всячески пытались ущемить его базар. Но уж почти год как все изменилось – ни попыток закрыть «Барабашово», ни громогласных разоблачений Сергея Семочкина, Броншпака не видно и не слышно, а горисполком даже дал жене Фельдмана кусок земли в саду им. Шевченко. Отчего ж Александру Борисовичу при таких преференциях и не поработать водителем у регионалов?

Десять украинских непубличных компаний, вошедших в рейтинг «ДЕЛА», заработали в 2008 году около 70 млрд. грн. Отличительной чертой каждой из них является практически полное отсутствие упоминаний в прессе, кроме извещений о банкротстве или судебных разбирательствах по некоторым из них. Успешные, но «скромные» фирмы схожи между собой минимальным штатом сотрудников, а также отсутствием физических адресов. Юридическими адресами большинства из них являются квартиры в жилых домах, где одновременно прописано много других компаний.
В пуле таинственных миллиардеров лидирует компания «МЖК «Конкрит» Лтд из Луцка, которая специализируется на оптовой торговле машинами и оборудованием. Чистый доход этой компании за 2008 год превысил 10 млрд. грн. Стоит отметить, что аналогичный показатель в прошлом году был у государственной энергогенерирующей компании «Энергоатом» (заняла 12-ю строку в рейтинге топ-100 среди публичных украинских компаний по размеру чистого дохода). При этом штат сотрудников «Энергоатома» составляет 40 тыс. человек против четырех сотрудников «Конкрита».
По номеру телефона «Конкрита» секретарь другой фирмы сообщил «ДЕЛУ», что компания съехала с этого адреса еще весной или в начале лета. «Сперва они переехали в другой офис, а потом распались по другим фирмам, поэтому у нас даже нет их нового номера», — пояснили корреспонденту «ДЕЛА» на другом конце трубки. Такое неожиданное исчезновение можно назвать довольно странным, поскольку 2008 год для «Конкрита» был удачным: по сравнению с 2007 годом его чистый доход увеличился в десять раз. Прибыль компании за этот период выросла в полтора раза — до 1,2 млн. грн.
Прекратил свое существование на сегодняшний день еще один лидер рейтинга — инвестиционная компания «Фининвест». В 2008 году ее чистый доход составил почти 10 млрд. грн., что на 3 млрд. больше, чем в 2007 году. Однако в апреле этого года постановлением Хозяйственного суда Киева общество с ограниченной ответственностью «Фининвест» было признано банкротом.
Богатые и незнаменитые
Сразу несколько непубличных компаний-миллиардеров специализируются на оптовой торговле топливом. Согласно публикациям в СМИ, две из них — ООО «Тирас-Арс» (чистый доход в 2008 году — 6,1 млрд. грн.) и ООО «Инвест-VEZ» (чистый доход в 2008 году — 3,4 млрд. грн.) — имели отношение к скандалу вокруг рефинансирования в прошлом году банка «Надра». Так, некоторые интернет-ресурсы сообщали, что на счета этих компаний в прошлом году была перечислена часть средств рефинансирования упомянутого банка. Обращает на себя внимание минимальный штат сотрудников обеих компаний: один человек работает в «Тирас-Арс» и три человека — в «Инвест-VEZ».
По адресу, где зарегистрирована компания «Инвест-VEZ», расположено офисное помещение в подвале жилого дома. Однако корреспондентам попасть внутрь не удалось — двери офиса были заперты. Местный почтальон пояснила, что не носит почту по этому адресу уже приблизительно два месяца — несколько фирм, зарегистрированных здесь, сменили месторасположение.
Не удалось связаться с еще одним нефтетрейдером — компанией «Нафто-кредит инвест», чистый доход которой в 2008 году составил 3,5 млрд. грн. Благодаря каким сделкам компании из девяти человек удалось добиться высоких результатов в прошлом году, объяснить оказалось некому. По номеру телефона компании ответила сотрудница другой фирмы, которая сообщила, что директора «Нафто-кредит инвест» нет на месте, а бухгалтер фирмы на работу приезжает редко — по мере необходимости. Больше связаться не с кем. На одном сайте вакансий «ДЕЛУ» удалось найти резюме бухгалтера «Нафто-кредит инвест». Женщина ищет работу с апреля, указывая свое последнее место работы «Нафто-кредит инвест», добавляя в скобках аббревиатуру WOG — известной сети автозаправок.
Смена приоритетов
В список малоизвестных компаний-миллиардеров 2008 года попала лишь одна фирма, которая присутствовала в аналогичном рейтинге «ДЕЛА» за 2007 год. За этот период компания «Фактор Эксим» увеличила свой показатель чистого дохода в два раза — с 2 млрд. грн. до 4 млрд. грн.
Стоит отметить, что рейтинг 2008 года отличается от 2007-го не только перечнем компаний, но и их специализацией на рынке. В 2007 году в нем фигурировали в основном инвестиционные компании, которые указывали в качестве специфики своей деятельности торговлю ценными бумагами.
В частности, лидером по доходам в 2007-м оказалась компания «Фондовые технологии и инвестиции». Она получила лицензию только в конце 2006 года, но уже в 2007 году доход компании достиг более 9 млрд. грн.
Половина загадочных компаний, блиставших высокими доходами в 2008 году, на данный момент уже сменили место расположения или вовсе прекратили существование. Возможно, причиной этому служит отрицательная или минимальная прибыль всех этих компаний — это еще один фактор, объединяющий между собой «серых кардиналов» украинского рынка.
Журнал Forbes опубликовал рейтинг крупнейших непубличных компаний России по итогам 2008 года. Список был составлен по выручке фирм, которые публиковали свои финансовые отчеты. Первое место в рейтинге заняла объединенная компания «РусАл», заработавшая в 2008 году 358 млрд. руб. Следом за ней с небольшим отставанием идет татарстанский холдинг «Таиф», который получил 292 млрд., а замыкает тройку лидеров холдинг Алишера Усманова «Металлоинвест» с выручкой 230 млрд. Также в пятерку самых непубличных попали «Комплексные энергетические системы» (225,8 млрд. руб.) и группа компаний «Мегаполис» (192 млрд).
Закрытые компании составляют существенную часть экономики России, однако наиболее крупные из этих корпораций все же раскрывают отчетность, а их акции торгуются на бирже. Уже в следующем году в рейтинге Forbes может смениться лидер: «РусАл» в конце сентября объявил, что намерен выйти на биржу в Гонконге и таким образом стать публичной компанией.

Самые загадочные компании Украины 2007 года
В прошлогоднем рейтинге "ДЕЛА" список загадочных компаний был представлен более широко. В него кроме нефтетрейдеров входили и финансисты, и инвесторы, и строители.
Лидером прошлогоднего рейтинга по доходам оказалась компания "Фондовые технологии и инвестиции". Она получила лицензию только в конце 2006 года, однако уже в 2007 году доход компании достиг более 9 миллиардов гривен. За "фондовиками" в рейтинге следовали нефтетрейдеры. Информацию о некоторых из них так и не удалось получить, а руководители других компаний наотрез отказывались общаться с журналистами. Интересно, что в рейтинг вошли сразу два нефтетрейдера, работающие с "Укртатнафтой", а еще одна компания – "Вик-Оил" в начале 2007 года выиграла тендер на поставку бензина для Министерства обороны Украины на 18 миллионов гривен.
Также в рейтинге "скромных миллиардеров" за 2007 год львиную долю занимают финансовые компании. И эти компании обычнее не являются публичными торговцами на рынке ценных бумаг. Например, о том, какие операции проводила компания "Просперити-Финанс", получившая в 2007 году доход более 7 миллиардов гривен, узнать тогда "ДЕЛУ" не удалось.
Продукты питания сельское хозяйство приносили хоть и небольшие, но стабильные прибыли. К примеру, в 2007 году ДП "Баржовая компания" получила доход более 2 миллиардов гривен, при этом заработала 29,5 миллиона. Предприятие входит в структуру международной компании Cargill International, и создано было специально для экспорта зерна за рубеж. А вот компания "Орнатус", которая занимается оптовой и розничной торговлей продуктами питания, — одно из десятка, входящих в харьковскую торговую группу Target, подконтрольную Владиславу Протасу. На предприятиях этой группы не любят делиться секретами своего успехами и наотрез отказываются общаться с журналистами.

Через непрозрачные тендеры в государстве расплодилась коррупция. Об этом во время рабочей поездки в Черниговскую область заявил лидер Партии Регионов Виктор Янукович.
При этом лидер ПР выразил удивление относительно того, почему в ситуации, когда бюджет реально рискует по итогам года недополучить 40 млрд. грн., правительство создает предпосылки для расцвета коррупции.
«В стране в настоящий момент не создано благоприятных, прозрачных условий для проведения тендеров», - заявил Виктор Янукович.
Объем государственных закупок сейчас составляет порядка 200 млрд грн, от которых, заявляет народный депутат от Партии регионов Ирина Горина, «10-20 % составляют откаты, а это - 40 млрд грн».
«За 2008 год и половину 2009 года, на госзакупках правительство растранжирило или по попросту говоря - украли 40 млрд. Давайте возьмем эти деньги и у правительства хватит денег, чтобы профинансировать не только повышение жизненного уровня, но и пару хороших инвестиционных программ», - считает народный депутат от Партии регионов, член комитета ВРУ по вопросам экономической политики, министр оппозиционного правительства Ирина Акимова.
Как ранее заявила Ирина Акимова, основным источником повышения минимальной заработной платы является принятие закона о госзакупках.
«Принятие закона о госзакупках позволит сэкономить казне от 15 до 20 млрд гривен… и таким образом повысить социальные стандарты», -заявила Акимова.
Напомним, о необходимости принятия закона о госзакупках заявляет также Министертсво экономики, Счетная палата, Мировой банк и Агентство США по международному развитию (USAID).
По словам международного эксперта по вопросам закупок Симеона Сагайдачного, отсутствие закона о госзакупках является причиной непрозрачных, неэффективных и лишних расходов государства.
В Минэкономики убеждены, что наиболее эффективным мероприятием по стабилизации в сфере госзакупок в условиях финансового кризиса является принятие Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
По словам председателя Счетной палаты Валентина Симоненко, «после отмены закона о госзакупках в марте 2008 года, деятельность в этой сфере стала регулироваться решениями Кабинета Министров, «в том числе протокольными поручениями, в которых, вопреки требованиям Конституции, предоставляется возможность заказчикам осуществлять закупки у одного участника без применения конкурса и вне контроля со стороны уполномоченного органа — Минэкономики».
В свою очередь, управление Правительством системой госзакупок в «ручном режиме», уверен Валентин Симоненко, создает подпочву для коррупции.
Ранее, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что госзакупки «стали стыдом страны». «Если нет «отката» 50 %, тема не рассматривается», — заявила Премьер.
В распоряжении редакции оказалось послание временно исполняющего обязанности начальника Великоновоселковского РО ГУ МВД Украины в Донецкой области В.Устименко председателю местного райсовета. «В связи со служебной необходимостью и указанием ГУ МВД Украины в Донецкой области №43 от 7.09.2009 г.» майор милиции просит предоставить следующую информацию (выделено редакцией):
«1. Списки депутатов областного совета, проживающих на обслуживаемой территории. 2. Списки депутатов районных, городских, поселковых и сельских советов. 3. Списки кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления и членов их семей. 4. Списки доверенных лиц кандидатов в президенты Украины, руководителей территориальных и местных предвыборных штабов и членов их семей. 5. Списки работников предвыборных штабов или агитаторов от политических сил.
Список должен содержать данные: Ф.И.О, дата рождения, место проживания, контактный телефон, от какой политической партии избран человек на выборную должность
».
Тому же адресату было направлено письмо за подписью заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД Украины в Донецкой области К.Санояна. В нем содержится просьба предоставить список действующих депутатов местного совета. Как следует из текста, подобная просьба была разослана в 18 местных советов. После перечня сельсоветов указано: «В случае возникновения дополнительных вопросов они будут изложены Вам лично. При необходимости прошу предоставить возможность ксерокопирования документов, на которые будет указано оперативным сотрудником».
В письме есть ссылка на статью 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». Эта статья действительно предоставляет право спецподразделениям по борьбе с организованной преступностью «получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины», а также Антимонопольным комитетом, Фондом государственного имущества, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины.
Предоставление милиции таких полномочий не просто законно, но логично и понятно. В контексте цитированных выше документов можно было бы потеоретизировать о том, что задача правоохранительных органов заключается, в частности, и в том, чтобы всеми возможными средствами не допустить во власть криминалитет. Но об этом с уверенностью можно было бы говорить лет 20 назад.
Заметим в скобках, что и тогда вышел бы скандал, если бы достоянием общественности стали подобные письма, свидетельствующие о том, что милиция собирает информацию столь «широким неводом», а не основываясь на материалах оперативно-розыскных дел, позволяющих заподозрить конкретное лицо в неблаговидных, уголовно наказуемых деяниях. Сегодня же весь криминальный элемент, который хотел попасть во власть, начиная с поселковых советов и заканчивая парламентом, давно уже там. И это общеизвестный факт. У нас в МВД успешно служат граждане с установленными криминальными связями и судимыми родственниками. Поэтому наивно полагать, что сбор информации о руководящем составе местного самоуправления, зарегистрированных политических партий и движений, общественных организаций преследует благую общественную цель. Просто милиция готовится к выборам. И в этой подготовке мелочей нет. Здесь важно все: вплоть до личных данных рядовых работников предвыборных штабов, агитаторов от политических сил и членов семей руководителей местных предвыборных штабов.