Статьи
Золотой вышины
Только дикое солнце
Партизанской войны.
Что нам гегели-канты?
Гей, Свобода-краса!
Легендарные банды,
Золотые леса!
Марина Струкова
Здесь, в принципе, надо рассматривать линию противостояния «вооруженный труженик – против разбойника»… С весьма неожиданным финалом, в корне отличающимся от представлений большинства обывателей. Итак, приступим…
После начала гражданской войны на территории Юго-Восточной Украины образовалась уникальная анархическая крестьянская «республика». Центром этого образования являлась вольная крестьянская община вокруг городка Гуляй – Поле. Именно в этой общине начинал свою деятельность один из самых уникальных людей XX века – Нестор Махно. Именно ему удалось создать в предельно короткие сроки мощную крестьянскую армию и нанести целый ряд поражений своим противникам. Что наиболее интересно, Махно и его сторонники сражались одновременно на нескольких фронтах, заключая попеременно союзы с каждой из враждующих сторон.
Боевые подразделения Махно включали в себя т.н. «Чорную сотню» − лично преданный ему эскадрон несколько кавалерийских бригад в 1-2 тысячи сабель, конно-артиллерийский дивизион и несколько полков пехоты, передвигающихся исключительно на тачанках и бричках (аналог современной мотопехоты) и, наконец, пулемётный полк Кожина – около сотни пулемётных тачанок сведённых в один ударный кулак — уникальное изобретение «куркулей», позволяющее в манёвренных боях буквально топить противника в потоке раскаленного свинца. Все противники Махно рассказывали об абсолютно чудовищном воздействии пулемётных тачанок на их войска. Бывали случаи, когда «выкашивались» целые полки... Это, так сказать, «профессиональная армия» Махно – люди сделавшие войну и набеги своей основной профессией. К ним прилагалась гораздо более многочисленная «крестьянская милиция», занимавшаяся местной самообороной, снабжавшей армию Махно провиантом и обеспечивающая пополнение основным силам.
Социальный состав армии более чем на 90% − это крестьяне, мелкие собственники земли и немногочисленные рабочие окрестных заводов в основном металлурги и шахтёры. Много было демобилизованных солдат и матросов бывшей царской армии; именно они и составили костяк командного состава махновцев.
Командный состав был выборным. Если выбранный бойцами командир не имел достаточной для командования воинской подготовки, он направлялся на действующие при штабе командирские курсы, а до их окончания подразделением командовал так называемый "назначенный" командир, присланный из штаба. Большинство командиров были люди большой воли и храбрости, которым удавалось подчинить себе возглавляемые подразделения. Подавляющее большинство их были унтер-офицеры первой мировой войны, молодые люди по 26-28 лет. Самым старым из них был безногий Правда (42 года), самым молодым (21 год) - А. Калашников. Начальником штаба – бывший железнодорожный бухгалтер Виктор Белаш (всего 26 лет от роду).
Сами себя махновцы обычно называли партизанами или повстанцами. Крестьянская вольница сидела костью в горле, как красным, так и белым. Но первым стереть её в порошок решил Главнокомандующий вооруженными силами Юга России – Антон Иванович Деникин. Он преследовал при этом две совершенно понятные цели:
Обеспечить западный фланг Добровольческой армии;
Обеспечить эту армию продовольствием.
Время тогда было лихое и «их благородие» генерал Деникин за продовольствие «какому-то быдлу» платить не собирался и стал действовать подобно большевистским продотрядам— выбивать продовольствие силой. Особенно в этом отличились отряды казаков, заслужив ненависть украинских крестьян. Этим немедленно воспользовался Махно, и его летучие отряды начали планомерное уничтожение белых «продармейцев» Поняв, что «куркули» просто так, из любви-с к «Великой России» ничего не отдадут, а при попытке отобрать силой –сопротивляются, Деникин принял решение ликвидировать «бандитов» Махно (кстати откровенно большевистская терминология) полностью. И в преддверии «большого наступления» на Москву перебросил на Украину ряд ударных частей, надеясь летом покончить с «наглыми хохлами» и «взбунтовавшейся чернью».
В состав группы вошло несколько офицерских полков, сводные казачьи части и, наконец, 1 ТУЗЕМНАЯ (ДИКАЯ) КОННАЯ ДИВИЗИЯ генерала Ривишина, укомплектованная чеченцами и ингушами. Т.е. на расправу с крестьянами отправились рука об руку «их благородия» казаки и «лучшие воины мира» − вайнахи. Деникинская «Дикая» дивизия была наследницей царской, широко разрекламированной Туземной дивизии, которая была укомплектована кавказскими добровольцами и якобы отличалась повышенной боеспособностью. Основой этих рассуждений послужила мифическая телеграмма «самодержца» Николая Романова о разгроме то ли чеченским, то ли ингушским полком целой немецкой дивизии то ли в 1915 то ли 1916 году (сами федеральные мифотворцы пока не определились ни с датой ни с национальностью победителей этой эпической битвы), и мемуары некоего человека с многозначительной фамилиЁй Брешко-Брешковский…
Более наивно-дебиловатых «мемуаров» мне не приходилось читать даже у советских маршалов. Однако, сохранились более интересные мемуары офицера «Дикой» дивизии времён гражданской войны Дмитрия де Витте. К ним мы вернёмся чуть позже.
Итак, в сентябре 1919 г. Повстанческая армия Нестора Махно отступает под натиском офицерских и казачьих частей; маневрируя и огрызаясь короткими рейдами, отходит на Запад. Туземная конная, отправленная на Украину после боев с красными под Царицыным, усиленная несколькими маршевыми эскадронами и артиллерией, находилась во втором эшелоне ударной группы занимаясь настоящим мужским делом, т.е. грабила и насиловала местное население.
Поход за славой, деньгами и белыми рабынями продвигался поначалу весьма успешно. Но в конце сентября нашла, как говорится, «коса на камень». В сражении под селом Перегоновка (хорошее название) ударная офицерско - казачья группа Деникина была буквально уничтожена. Повстанцы оказались в окружении белых частей общей численностью 20 тыс. штыков и 10 тыс. сабель. Ночная битва 27 сентября 1919 г. была самой кровопролитной и тяжелой за все годы махновщины. На восточном участке махновские полки несколько раз бросались в штыки, захватывали Перегоновку, затем бежали под напором белых. Исход сражения решила махновская конница под командованием инспектора кавалерии Дорожа.
Затем разворот на восток – на помощь отступающему 2-му корпусу. 10-тысячная лава кавалерии, усиленная тачанками пулемётного полка, форсировала Ятрань и погнала белых в Перегоновку и Краснополье. В Краснополье 51-й Литовский офицерский полк был полностью изрублен, а 1-й и 2-й Лабинские пластунские полки сдались махновцам. В Перегоновке каре из 1-го Симферопольского, 2-го Феодосийского и Керчь-Еникальского офицерских полков оказало ожесточённое сопротивление пехотным полкам 2-го корпуса повстанцев. Но махновская конница ударила с тыла, и офицерское каре распалось. Кавалерия гнала офицеров 25 верст до р. Синюхи, покрывая поля изрубленными офицерами, а затем топила остатки полков в реке. Уйти удалось лишь части белой конницы, потерявшей 6 тыс. убитыми, 5 тыс. деникинцев было взято в плен.
Теперь настало время показать себя джигитам и настоящим «мущщинам» из Туземной конной дивизии. Однако выяснилось, что грабить и насиловать крестьянок – это одно, а вот столкнутся с мобильной и хорошо вооружённой повстанческой армией – это совсем другое. В первом же бою «непобедимые горцы» потеряли 1/3 из участвовавших в бою нукеров и несколько орудий. «Куркули» и «салоеды», которым сам Аллах велел быть рабами джигитов – неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя буквально расстреляли несколько туземных эскадронов из пулемётов с тачанок. Махновцы, умевшие наступать в сомкнутом конном строю, недаром прослыли "рубаками". Особенные виртуозы от шашки были собраны в "Чорной сотне" - своеобразной гвардии Батька Махно, несшей охрану штаба и РВС армии; все ее бойцы были одеты в папахи черного цвета. Знакомый с их ударами красный комбриг А.Рыбаков вспоминал, как запросто, "одним ударом разрубывалась голова, шея и полтуловища, или полголовы скашивалось так точно, будто резали арбуз". Ему вторит офицер Туземной дивизии Де Витт: «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3 4 го ребра, и проч. — так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты или казаки».
Махновцы питали по отношению к горцам хорошо объяснимую, лютую ненависть. Если пленный офицер рассчитывал на быструю смерть, а пленные солдаты Красной или Белой армии вообще в пропагандистских целях обычно отпускались на все четыре стороны, то горцам-насильникам это не грозило. Их обычно обливали керосином и сжигали, либо рубили шашками на куски… Страшные для мирного и безоружного населения лихие джигиты раз за разом терпели унизительные страшные поражения от махновцев, неся при этом совершенно чудовищные потери.
В бою под Александровском конно-пулемётный полк Кожина буквально расстрелял 2 полка «туземцев», добив остальных сабельной атакой… Потери повстанцев составили не более 40 человек, потери джигитов от 1200 человек… Окончательно «непобедимая Дикая дивизия» была добита 11 ноября в ночном бою под Екатиринославом. "Героические" горцы частью были перебиты в кавалерийской рубке, частью разбежались, многие утонули в Днепре (редкая птица долетит до середины Днепра...); более 700 человек, включая «их офицерских благородий», попала в плен… О судьбе подобных я писал выше. Это окончательно сломало «настоящих мущщин» и «воинственных горцев»…
Участник махновского движения Герасименко писал: «Больше всего досталось кавказским частям − чеченцам и другим. Их в эти месяцы погибло несколько тысяч. В конце ноября массы чеченцев категорически заявили, что они не желают больше воевать с Махно, самовольно бросили посты и армию Деникина и поехали к себе на Кавказ. Так начался общий распад деникинской армии.
Возвращаюсь к мемуарам де Витте: «Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Прослужив около года среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами. В то же время справедливость заставляет сказать, что чеченец незаменим и прекрасен, если, охваченный порывом, он брошен в преследование расстроенного врага. В этом случае — горе побеждённым: чеченец лезет напролом. Упорного же и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике».
Генералу Ревишину, однако, удалось сформировать новую Дикую дивизию, но это были окончательно сломленные потерями и бегством с Украины джигиты… Какая-либо дисциплина пала окончательно – остался один примитивный грабёж − основной промысел горцев из века в век. Ново-старая дивизия была переброшена в Крым, называлась по-разному: то Чеченской конной, то Крымско-туземной бригадой, то ещё как-то… Суть была одна. Вот что пишет генерал Слащёв-Крымский: «Великолепные грабители в тылу, эти горцы налёт красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все шесть орудий. Красных было так мало, что двинутая мною контратака их даже не застала, а нашла только провалившиеся во льду орудия. Мне особенно было жалко двух лёгких: замки и панорамы были унесены красными и остались трупы орудий».
Судя по описанной тактике, речь вряд ли шла о регулярных красных частях. Скорее всего это был какой-нибудь «блуждающий» полк махновцев, решивший по старой привычке «вдуть» героическим джигитам по самые помидоры. Видимо, украинский выговор напавших восстановил в мозгах горных «мачо» жуткие картины боёв осенью 1919, что они по старой памяти разбежались….
В тоже время белый генерал с восхищением отзывался о повстанцах. «Вот это я понимаю,- громко восклицал генерал, выслушивая донесения о нападении махновцев, - это противник, с которым не стыдно драться». Несмотря на то, что крымская операция покрыла Слащева славой, он не раз, вспоминая Махно, говорил: «Моя мечта - стать вторым Махно...». Как говорится, почувствуйте разницу. А восстановленная Туземная дивизия была полностью уничтожена красными – 3-ей кавалерийской бригадой, летом 1920 года, а её командир попал в плен… Причём, разгром чеченцев обошёлся красным в несколько десятков убитых и раненых, а вот джигиты потеряли многие сотни только зарубленными и весь артиллерийский парк… На этом и закончились похождения «Дикой дивизии» истинных горцев в Белой армии…А вот имя Махно, его «куркулей», стало нарицательным для любой антинародной власти…
Вместо послесловия.
Когда я слышу про то, что «истинные горцы» - прирождённые воины, мне всегда хочется сказать: «Работорговцы и грабители - воинами быть не могут». Вы где-нибудь видели героического сутенера, к примеру??? Вот когда горец прикрыт ксивой ФСБ и чувствует свою полную безнаказанность, тогда да он страшен и непобедим.. Хотя, вот на днях некий водитель автобуса своротил челюсть одному «терминатору кадыровской сборки», а второго здорово отходил монтировкой. В ответ мужественный джигит открыл огонь в упор и с 7 выстрела попал «гяуру» в ногу… За что наверно получит орден, а может даже и два...
- Информация о материале
В пользу того, что в нашей стране экономика работает и деньги есть, говорит хотя бы тот факт, что их крадут. Эксперты в большинстве своем, правда, употребляют весьма "облегченный" термин - "используют не по назначению". Нет, господа учетчики, их, то есть наши кровные, взятые властью в оборот в виде налогов с целью сделать нашу жизнь лучше, просто нагло воруют. В том числе и те, кто обещал счастье уже сегодня. Пардон, ошибся - еще вчера.
Деньги любят все. Аппетит к их количеству никогда и ни у кого не пропадает. Что ж, такова природа современного человека, если уж говорить о личностных приоритетах. Но если брать за точку отсчета демократическое правление, то имеет смысл напомнить, что в этой системе координат главенствует народ, который нанимает менеджеров - власть, которой дает и свои деньги, и полномочия ими распоряжаться, но и право спрашивать. В Украине эта система, как ни прискорбно об этом говорить, практически не работает. Точнее, работает наоборот: назначенная нами власть только берет, не отчитываясь. Хуже того, она заставляет нас отдавать нами заработанное в количестве, которое сама выдумала. А об отчетности, то есть на что наши деньги были потрачены, - молчок. Типа, не нашего ума дело. Власть, похоже, забывает, что она не вечна. И последние события с арестами и обвинениями предыдущих властителей должны бы стать уроком для нынешних: вечных в наших верхах нет и не будет. Время идолов прошло. И прокалываются они, верхи, на воровстве. Взять хотя бы самое простое - спорт.
Сиденья с подогревом
Сколько уже написано о подготовке нашей страны к Евро-2012! А точнее - во сколько эта радость нам обойдется. Сначала разговор шел об инвесторах, что, мол, это их головная боль - сделать нашу страну привлекательной для футбольного праздника. Нет, и мы, конечно, подсобим, но так, по-доброму, насколько денег хватит. Не вышло... Сегодня имеем то, что в имеем: достраиваем, увеличиваем, не платим или переплачиваем, ужесточаем и теряем.
Многое касается главного стадиона страны, на котором состоится финал и церемония закрытия европейского футбольного праздника.
Так, Счетная палата Украины, которая в силу своих обязанностей следит за целевым использованием бюджетных денег, то бишь за расходами, бьет в набат. Бог с ним, что в июле прошлого года затраты на реконструкцию НСК "Олимпийский" увеличились почти в два раза - до 3 млрд. гривен, - так и этих денег, оказывается, не хватает. Тут вам и невыполнение запланированных работ, и недофинансирование со стороны правительства, и, что самое интересное, подрядчик и генподрядчик строительства так и не смогли освоить уже выданные им средства. Следовательно, деньги им, строителям, дали, а они их... не освоили. В общем, работ не сделали и ни за что не отчитались. Им бы пеню в рыло, но нет. Власть молчит и терпит. А ведь деньги-то наши, народные. И сумма не маленькая - почти 800 млн. гривен. На эти деньги можно было сделать сиденья и с подогревом, и с кондиционированием.
Сегодня смета реконструкции НСК "Олимпийский" составляет уже около 4 млрд. гривен, то есть стоимость одного места для болельщика обойдется в 44 тыс. гривен, что стало рекордом для спортивных арен в Украине. (К примеру, стоимость места на "Донбасс Арене" - 29 тыс. гривен. Правда, там были деньги не бюджетные, а хозяйские. Точнее, Рината Ахметова. А он умеет спросить.) И ведь это еще не предел. По плану НСК должен вступить в строй в июне 2011 года. Есть еще время найти причины для дополнительных расходов. У власти в этом плане полная уверенность. Все-таки нас - 46 миллионов.
Правовой котел
За месяц до Нового года глава Счетной палаты Валентин Симоненко заявил буквально следующее: "Наш бюджет в связи с миллиардными суммами исков в международные юридические инстанции очень рискует. Мы на сегодняшний день столкнулись с неисполнением судебных решений в границах нашей судебной системы. Именно из-за этого как юридические, так и физические лица все чаще обращаются за правдой в Европейский суд по правам человека. Сейчас Европейский суд принял позитивное решение только лишь в одном так называемом "пилотном деле", которое объединяет в себе 1400 аналогичных исков граждан Украины на сумму 106 млн. гривен. И держава должна вернуть своим гражданам эти деньги. Неужели мы не могли все это сделать у себя дома? Власть либо должна изменить социальные законы и не обещать людям нереальные льготы, либо все-таки соблюдать букву Закона".
И это только вершина айсберга. В 2010 году Украине были выдвинуты материальные претензии на 213 млрд. гривен! И все потому, что за последние годы, в течение которых Минюсту выделялись десятки миллионов гривен и на проведение необходимых реформ, и на защиту интересов страны, так ничего путного и конкретного сделано не было. По скромным подсчетам, деньги в сумме около 370 млн. бюджетных гривен просто растворились.
Посмотрим, конечно, а сможет ли наш судебный аппарат эффективно работать после принятия нового Судебного кодекса.
Дорогая Земля
Многие ли знают, что практически все принятые государством программы, а их за годы независимости набралось более пятисот, так и не были до конца выполнены, хотя на них шли и идут миллиардные суммы. Подобная ситуация у нас складывается и с земельными вопросами. Так, за двадцать лет мы не продвинулись в решении этого вопроса ни на йоту. Несмотря на все заявления власти - как прошлой, так и нынешней - в стране не создан один из самых важных документов в сфере земельных отношений - реестр прав на земельные участки. То есть фактически не определены права граждан и юридических лиц, которые получили документы о правах на владение землей. Это означает, что государство так и не удосужилось обеспечить своим гражданам защиту их прав на землю. Согласно решениям органов исполнительной власти и местного самоуправления, 12,3 млн. граждан получили в частную собственность земельные участки, однако акты на право владения землей были выданы лишь половине.
Кампания по бесплатному оформлению и выдаче актов, на что было выделено 5 млрд. гривен, с треском провалилась. Аудит Счетной палаты показал неэффективность использования выделенных средств, которые были "прокручены" через шесть на скорую руку созданных коммерческих структур. При этом 67 проц. средств так и не были использованы по назначению. В 2009-м и в первом полугодии 2010 года финансирование работ по земельной реформе было приостановлено, а выделенные на это средства были использованы на все что угодно, но только не по назначению. Такая же участь постигла и кредит в 195 млн. долларов, выданный Международным банком реконструкции и развития под программу "Выдача государственных актов на право владения землей в сельской местности и развитие системы земельного кадастра". Но Госкомзем и Минфин не создали эффективной системы управления проектом. За шесть лет реализации проекта было использовано лишь 12 проц. от суммы кредита. А ведь проценты по нему оплачиваются регулярно. До окончания проекта осталось полтора года, но воз и ныне там, и риск, что он починет в бозе, как и другие госпроекты, а деньги "рассосутся", сохраняется. Вот вам еще один пример профессионализма украинской власти.
В общем и целом
Как видим, практически все средства, которые мы перечисляем нашим "топ-менеджерам" государственного разлива, используются далеко не так, как хотелось бы. Вроде бы и намерения хорошие, и пожелания учитываются, однако, когда деньги, и большие деньги, появляются в руках у чиновников, тот аппетит, о котором мы говорили выше, настолько возрастает, что чиновник уже ничего с собой поделать не может: он хочет, чтобы все досталось ему. Соответственно, и делает все, чтобы никто ничего не узнал. Мы уже отмечали, что вышеперечисленное - лишь надводная часть айсберга. Есть махинации помельче, но их больше. Знаете ли вы, что на последние президентские выборы было потрачено в 2,4 раза государственных денег больше, чем на предыдущие? Почему? Нет ответа. ЦИК молчит. Интересно бы узнать, почему всего две правительственные телеграммы окружным избирательным комиссиям с требованием финансовых отчетов обошлись налогоплательщикам в 176 тыс. гривен, то есть по 243 гривни за слово! А зачем было изготовлено 1373 дополнительных урн для голосования, на что пошло 795 тыс. гривен плюс пломб на 29 тыс.? Это лишь часть вопросов к Центризбиркому...
Мы кричим о недофинансировании культуры и образования, но и здесь, пусть и скудные, средства так и не находили применения или шли не на то, на что планировалось. Тут и 175 млн. гривен на украинское кино, которое так и не было снято, и полмиллиона гривен в квартал на развитие украинского языка, и около двадцати миллионов гривен на просроченные и никому не нужные учебники. Можно продолжать дальше, но есть ли смысл в перечисленном?
А самое плохое - мы, финансисты и кредиторы этой страны, никогда не будем знать всей подноготной властных афер: мы сами дали им иммунитет и право не отвечать на наши вопросы и игнорировать наши требования. То есть "бачили очі, що купували". Посыплем же голову пеплом?..
- Информация о материале
Народные депутаты снова взялись за гадалок и знахарей. Борцы с паранормальной деятельностью уверены, что она несет угрозу «психическому, моральному и духовному здоровью нации». По мнению авторов законопроекта, такие услуги не урегулированы в полной мере в действующем законодательстве. Поэтому они проходят бесконтрольно и на собственное усмотрение тех, кто их предоставляет. Это приводит к массовым злоупотреблениям в этой сфере, нанесению тяжелых психических травм, обману граждан и мошенническому выманиванию денег у населения. Обсуждение этого законопроекта в кулуарах Верховной Рады так увлекло народных избранников и журналистов, что другие темы и другие законопроекты как-то сами собой отошли на задний план.
И никого уже особенно не волновали политические репрессии, аресты бывших чиновников и отчет Генеральной прокуратуры. Парламентарии охотно рассказывали, что на них порча не действует, сглаза они не боятся, а в приворот не верят.
Но не все граждане страны так устойчивы морально и психологически. Поэтому и решили политики их уберечь, запретив деятельность всех без исключения представителей магического бизнеса. Да и противостоять им решили вместе, забыв о дрязгах между оппозицией и парламентским большинством. В итоге соавторами законопроекта еще в апреле прошлого года стали семь депутатов от разных фракций. А чтобы доказать, что суеверия им чужды, зарегистрировали его в парламенте 13 числа.
Правда, уже через неделю Конгресс астрологов Украины призвал политиков пересмотреть законопроект №6299 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (о запрете деятельности экстрасенсов, знахарей, гадалок, хиромантов и услуг по предсказанию будущего (судьбы))».
«Мы выражаем обеспокоенность в связи с определением астрологии как инструмента нарушения здоровья нации и предлагаем пересмотреть предложенную редакцию законопроекта, исключив из нееслово «астролог», – говорилось в заявлении конгресса.
А одесские маги, знахари и экстрасенсы выступили с инициативой создания профессионального союза специалистов эзотерических знаний для отстаивания своих интересов.
От Главного научно-экспертного управления Верховной Рады проект закона получил не очень позитивную оценку. Потому что отдельные положения документа не в полной мере согласовываются с Конституцией и действующими законами Украины. Например, в соответствии с ч.1ст.43 Конституции Украины «каждый имеет право на труд, который включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается». Кроме того, согласно ч.1 ст.41 Основного Закона «каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться... результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности». Таким образом, вышеупомянутая деятельность является одной из форм реализации права личности на труд и занятости населения. Такой подход нашел свое отображение в соглашении о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, ратифицированной Верховной Радой Украины 1 июня 2000 года, где составление гороскопов отнесено к 45 классу услуг, а также в Национальном классификаторе профессий, в котором определены такие коды профессий: 515 – Астрологи и ворожеи; 5151 – Астрологи; 5152 – Ворожеи и хироманты. То есть указанная деятельность квалифицируется как не представляющая общественную опасность, а следовательно, в целом является правомерной, в связи с чем она в принципе не может быть запрещена на законодательном уровне.
В Национальный классификатор профессий эти виды деятельности были внесены в 2008 году Министерством труда и социальной политики Украины. «Гадалки и астрологи работают, получают за свою деятельность деньги, значит, они должны платить налоги и страховые взносы. Таким образом, они смогут получать пенсию, а их деятельность будет легализирована», – сообщили в ведомстве. А тогдашний заместитель министра труда и социальной политики Украины Виктор Онищук отметил, что в классификатор профессий никогда не будут включены общественно опасные профессии, а лишь те, которые востребованы обществом. По его словам, за основу классификатора взята Международная стандартная классификация профессий (ISCO-88: International Standard Classification of Occupations/ILO, Geneva).
Таким образом, с 2008 года профессионалы в области магии стали работать легально. В Украине появились даже школы астрологии, ворожбы и гадания.
Что же касается знахарей и целителей, то Всемирная организация здравоохранения еще в 2005 году рекомендовала изучать и внедрять в официальную медицину народные и нетрадиционные методы. По украинским правилам целителем может стать человек, который получил высшее медицинское образование, а также изучил народную медицину. Он получает лицензию и ведет частную медицинскую практику. Если у медика только среднее медицинское образование (фельдшер, медицинская сестра), он может врачевать, но не сам, а при лечебном учреждении. Люди без медицинского образования должны подтвердить свои способности в Украинской ассоциации народной и нетрадиционной медицины, затем получить специальное разрешение на три года практики в Комитете по народной нетрадиционной медицине.
Гадание, хиромантия, астрология не считаются медицинской практикой, потому их адептов не проверяет медицинское ведомство. Практикующие эзотерики обычно регистрируются как частные предприниматели и отчитываются только перед налоговой инспекцией. Но чаще работают подпольно.
Интересно, что в 2008 году, когда в Украине узаконили профессии ворожей и экстрасенсов, в Беларуси запретили рекламу астрологов и гадалок. После того, как вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы», одна из предсказательниц - оракул Варвара - заявила, что собирается навести порчу на депутатов парламента, принявших этот закон. «Будьте уверены, порчу наведу на них такую, что им вообще больше не захочется на этом свете жить. Вот тогда они посмеются над «шарлатанами», - пообещала Варвара. Вот только исполнила она свое обещание или нет, история умалчивает.
Осторожно относиться к проклятиям и порче авторам украинского законопроекта советует народный депутат Ярослав Сухий. По его мнению, на законодательном уровне запрет деятельности гадалок, хиромантов и астрологов ничего не даст. «На законодательном уровне запретить человеческие предрассудки невозможно. Каждый верит в свое, поэтому принятием такого закона вы человеку ничего не сделаете. Человек должен сам определиться, потому что каждому взрослому мужчине дано или надеяться на милость Божию или ходить по колдунам, - отметил депутат. - Если есть такие люди, которые этим занимаются, особенно если они имеют лицензию психотерапевта, то и на здоровье... Возможно, их надо обложить налогом, хотя, я напоминал, что в Румынии пытались обложить колдунов налогами, после чего они навели порчу на весь Дунай».
Авторы законопроекта очень упорны в своих намерениях и предлагают отменить решение двухлетней давности, исключив гадалок, хиромантов и астрологов из Государственного национального классификатора профессий. Кроме того, нардепы хотят изменить законы о рекламе и телерадиовещании и запретить присутствие хиромантов и гадалок на телеканалах, в газетах и других СМИ. Законопроект предусматривает наложение штрафа от 100 до 150 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за услуги по предсказанию судьбы, распространение информации, материалов, проведение мероприятий с экстрасенсами, знахарями, хиромантами.
- Информация о материале
За двадцать лет всякое бывало в сфере украинского законодательного творчества: законопроекты принимались сразу в первом и втором чтениях практически без обсуждений или несмотря на то, что явным образом противоречили Конституции. Были законы, которые считались «рожденными» еще до их „оплодотворения“, и законы, считавшиеся „вступившими в силу, но не действующими“. Бывало, что изменения вносились в законы, принятые буквально „вчера“, — иногда же забывали внести крайне необходимые изменения в течение многих лет. Есть немало законов, в которые вносились сотни, иногда противоположных по смыслу, изменений, и принимается немало новых законов, вторгающихся в компетенцию правительства или регулирующих вопросы, давно решенные другими законами. Есть законы, которые по различным причинам просто не действуют, а есть такие, которые действуют, хотя, очевидно, действовать не должны...
Непростая юридическая ситуация сложилась в связи с принятием и подписанием Закона „О признании такими, что утратили действие, некоторых законов Украины о предотвращении и противодействии коррупции“ от 21 декабря 2010 г.
В соответствии с этим законом, опубликованным и вступившим в силу 5 января 2011 г., признаны такими, что утратили действие, три принятых 11 июня 2009 г. закона („Об основах предотвращения и противодействия коррупции“, „Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений“, „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“).
Как известно, эти три закона сначала должны были ввести в действие с первого января 2010 г., потом — с первого апреля 2010 г., позже и эту дату изменили — на первое января 2011 г. Следовательно, они действовали только в период с первого по четвертое января 2011 г. включительно (впрочем, их „действие“ общество — то ли из-за новогодних праздников, то ли по другим причинам — так и не заметило).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Заключительных положений Закона „Об основах предотвращения и противодействия коррупции“ от 11 июня 2009 г., Закон „О борьбе с коррупцией“ от пятого октября
1995 г. признан таким, что утратил действие с первого января 2011 г.
Кроме того, согласно Закону „О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции“ от 18 октября 2006 г., ратифицирована Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. При этом было определено, что этот закон вступает в силу со дня вступления в силу закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за коррупционные правонарушения в связи с ратификацией этой конвенции. Аналогично и с Уголовной конвенцией о борьбе с коррупцией от 27 января 1999 г. В соответствии с законом от 18 октября 2006 г., Верховная Рада Украины постановила ратифицировать ее и определила, что этот закон вступает в силу со дня вступления в силу закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за коррупционные правонарушения в связи с ратификацией Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией.
Именно для того, чтобы, с одной стороны, формально выполнить свои международные обязательства, а с другой — фактически отложить введение реального антикоррупционного национального законодательства, Верховная Рада Украины, принимая 11 июня 2009 г. законы „Об основах предотвращения и противодействия коррупции“, „Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений“ и „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“, и выбрала странную формулировку относительно вступления в силу этих законов. В соответствии с ней, они „вступали в силу“ со дня их опубликования, но „вводились в действие“ с другой даты, которую (точнее — которые) мы уже назвали выше. Следовательно, законы о ратификации указанных выше конвенций вступили в силу в день вступления в силу законов „Об основах предотвращения и противодействия коррупции“, „Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений“ и „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“, то есть 18 июля 2009 года.
Таким образом, возникают по крайней мере три вопроса, требующие срочного ответа:
1) если законодатель связал действие законов о ратификации конвенций со вступлением в силу национальных антикоррупционных законов, то не утратят ли упомянутые конвенции свою силу для Украины со дня утраты действия этими законами?
2) какими могут быть правовые последствия действия в период с первого по четвертое января 2011 г. трех вышеуказанных антикоррупционных законов от 11 июня 2009 г.?
3) какой антикоррупционный закон сейчас действует в Украине?
Относительно первого вопроса. Как международно-правовые документы, обязательные для выполнения их сторонами, обе упомянутые конвенции уже давно вступили в силу. Первая из них ратифицирована почти 80 государствами, вторая — более чем 14. Для Украины же первая из этих конвенций вступила в силу на тридцатый день после сдачи на хранение ратификационной грамоты Генеральному секретарю ООН (статьи 67, 68 конвенции ООН против коррупции), а Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией — в первый день месяца, который наступил по окончании трехмесячного периода от даты ратификации (ст. 32 этой конвенции).
Относительно возможного прекращения или остановки действия указанных конвенций можно быть спокойными: в соответствии со ст. 24 Закона „О международных договорах Украины“, прекращение и остановка действия международного договора Украины относительно договора, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, осуществляются в форме закона. Как известно, такого закона не принимали. Даже в случае его принятия денонсация Конвенции ООН против коррупции, в соответствии со ст. 70 этой конвенции, состоится только по истечении одного года после даты получения сообщения о денонсации Генсеком ООН, а денонсация Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией, в соответствии со ст. 41 этой конвенции, — только по истечении трехмесячного периода от даты получения соответствующего сообщения Генсеком Совета Европы.
Поэтому Конвенция ООН против коррупции и Уголовная конвенция СЕ о борьбе с коррупцией являются действующими в Украине. Но чего стоят соты без меда? Иначе говоря, действие этих конвенций — довольно условное, учитывая то, что они практически не содержат норм прямого действия, кроме норм относительно международного сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия коррупции.
Что касается второго вопроса — следует прежде всего заметить: временные границы действия Закона „Об основах предотвращения и противодействия коррупции“ в нем не установлены. Между тем они определены в Уголовном кодексе (УК) Украины и в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КУоАП), в положения которых вносились изменения в соответствии с Законом „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“.
В связи с этим следует указать, что пребывание в силе (и действие) в период с первого по четвертое января 2011 г. положений Закона „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“ может иметь довольно серьезные правовые последствия. Ведь, в соответствии с частью 2 статьи 4 УК Украины, преступность и наказание, а также другие уголовно-правовые последствия действия определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во время совершения этого действия. Статья 5 этого же кодекса определяет, что закон об уголовной ответственности, который:
— упраздняет преступность действия, смягчает уголовную ответственность или иным образом улучшает положение лица, — имеет обратное действие во времени;
— устанавливает преступность действия, ужесточает уголовную ответственность или иным образом ухудшает положение лица, — не имеет обратного действия во времени;
— частично смягчает уголовную ответственность или иным образом улучшает положение лица, а частично ужесточает уголовную ответственность или иным образом ухудшает положение лица, — имеет обратное действие во времени в той части, которая смягчает уголовную ответственность или иным образом улучшает положение лица;
— изменялся несколько раз после совершения лицом действия, предусмотренного этим кодексом, — имеет обратное действие во времени в той части, которая отменяет преступность действия, смягчает уголовную ответственность или иным образом улучшает положение лица.
Похожие положения предусмотрены и Кодексом Украины об административных правонарушениях. В соответствии с его ст. 8, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения правонарушения. Законы, которые смягчают или отменяют ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу; законы же, которые устанавливают или ужесточают ответственность за такие правонарушения, обратной силы не имеют.
Стоит напомнить, что Законом „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“ была установлена ответственность за некоторые новые преступные действия. Это злоупотребление полномочиями и превышение полномочий служебным лицом юридического лица частного права (статьи 235-1 и 235-2); злоупотребление полномочиями аудитором, нотариусом, иными лицами, предоставляющими публичные услуги (ст. 235-3); коммерческий подкуп и подкуп лица, предоставляющего публичные услуги (статьи 235-4 и 235-5); совершение каких-либо общественно опасных действий, связанное с использованием форменной одежды или служебного удостоверения работника правоохранительного органа (ч. 2 ст. 353); незаконное обогащение (ст. 368-1); злоупотребление влиянием (ст. 369-1). Этим же законом была усилена или смягчена уголовная ответственность за действия, предусмотренные статьями 358, 364–367, 369 УК Украины.
Что же касается других, кроме преступлений, коррупционных правонарушений, то указанным законом устанавливалась ответственность и за такие, которые граничат с некоторыми предусмотренными действующими КУоАП или УК Украины действиями, в частности: непредоставление информации или предоставление недостоверной или неполной информации, неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов, нарушение требований финансового контроля, нарушение установленного законодательством порядка финансирования политических партий и избирательных кампаний.
Таким образом, отныне, расследуя какое-либо дело о коррупционном преступлении или другом коррупционном правонарушении (особенно продолжающемся), орган досудебного расследования и суд обязаны сравнить между собой соответствующие действующие и такие, которые утратили силу, нормы УК Украины и КУоАП, выяснить, не было ли совершено это преступление или другое коррупционное правонарушение в период пребывания в силе (и действии) Закона „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения“, и, если ответ будет утвердительным, — определить все правовые последствия, вытекающие из этого.
Например, если какой-то государственный служащий в период с первого по четвертое января 2011 г. совершил незаконное обогащение (ст. 368-1 УК Украины), он не подлежит ответственности, потому что этот закон не имеет обратного действия во времени. Если же лицо в 2010 г. совершило действие, предусмотренное и действующим в то время, и утратившим силу законом, — то ответственность оно должно нести по наиболее мягкому закону, действующему после совершения им этого действия, например: служебное лицо юридического лица частного права за злоупотребление своими полномочиями, что нанесло существенный вред, — не по ч. 1 ст. 364, а по ч. 1 ст. 235-1 УК Украины; государственный служащий за получение взятки в размере до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — не по ч. 1 ст. 368 УК Украины, а по ст. 212-21 КУоАП (впрочем, по этой статье он также не может отвечать, поскольку она упразднена, а правила относительно неоднократного изменения закона, похожего на то, которое есть в ст. 5 УК Украины, КУоАП не содержит).
Наконец, относительно третьего вопроса. Иногда ошибочно считают, что признание таким, что утратил действие, нормативно-правового акта, которым упразднено действие другого нормативно-правового акта, должно автоматически возобновлять действие последнего. Действительно, аналогичных правовых ситуаций было немало в национальной практике. Чего стоит одна из них, когда Распоряжением президента Украины от 31 июля 2009 г. № 161/2009-рп „Об отмене Распоряжения Президента Украины от 6 марта 2009 года
№ 38“ было упразднено Распоряжение главы государства „Об отмене Распоряжения Президента Украины от 13 декабря 2007 года № 292“ (в свою очередь, этим Распоряжением гражданин С. был освобожден от должности главы одной из районных государственных администраций в связи с тем, что судом было отменено решение соответствующего совета об избрании его председателем совета). Правовой комичности прибавляет и то, что во время всех этих „отмен“ действовало (не отменялось и не останавливалось) Распоряжение Президента Украины от 30 июня 2006 г. № 220/2006-рп о назначении С. главой указанной государственной администрации.
На самом деле ни прямо, ни непрямо о возможности автоматического возобновления действия нормативно-правового акта ни в одном законодательном акте Украины речь не идет, а случаи автоматического возобновления действия законов нам вообще не известны. Их и не может быть в принципе. Ведь, в соответствии с Конституцией Украины (ст. 94), закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если другое не предусмотрено самим законом, но не раньше дня его опубликования. Здесь единственное исключение из общего порядка скрыто в словах „если другое не предусмотрено самим законом“. Но в Законе от 21 декабря 2010 г. „О признании такими, что утратили действие, некоторых законов Украины о предотвращении и противодействии коррупции“ не указано, что с утратой действия этими законами возобновляется действие Закона „О борьбе с коррупцией“.
Кстати, в проекте закона „О нормативно-правовых актах“, который был принят первого октября 2008 г. как закон (потом народные депутаты не смогли преодолеть вето президента на этот закон), никаких случаев „возобновления“ действия законов также не предусмотрено.
Поэтому следует считать, что с признанием пятого января 2011 г. таким, что утратил действие, Закона „Об основах предотвращения и противодействия коррупции“, Закон „О борьбе с коррупцией“ от пятого октября 1995 г. свое действие не возобновил. Следовательно, начиная с пятого января 2011 г., ни один специальный антикоррупционный закон в Украине не действует. Кроме того, начиная с первого января 2011 г., Закон „О борьбе с коррупцией“ не действует, а привлечение кого-либо к ответственности по этому закону является прямым нарушением требований статьи 58 Конституции Украины: никто не может отвечать за действия, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушение. Надо также иметь в виду, что все возбужденные по этому закону административные дела должны быть закрыты из-за упразднения акта, который устанавливает ответственность (пункт 6 ст. 247, ст. 284 КУоАП).
Заключительными положениями Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» от 11 июня 2009 г. правительству в трехмесячный срок со дня вступления его в силу приписывалось, в частности, внести на рассмотрение парламента предложения относительно проекта антикоррупционной стратегии. Поскольку закон утратил действие, то теперь и этого можно не делать...
- Информация о материале
В последнее время украинская власть несет регулярные имиджевые потери в глазах Запада. То функционер Евросоюза намекнет на недопустимость "избирательной юстиции", то в рейтинге свобод Украину понизят. Но главный удар пока нанесла Чехия — просто предоставив политическое убежище Богдану Данилишину.
Политзаключенный №1
Пристальный интерес отечественной Фемиды к бывшим представителям власти привлекает внимание далеко не только украинских наблюдателей. И если ранее зарубежная пресса и западные политики "издали" присматривались к ситуации, то к концу 2010 года восприятие достижений украинской юстиции подверглось некоторой коррекции. Затянувшиеся аресты фигурантов "газового" дела, образцово-показательное задержание Юрия Луценко, регулярные походы Юлии Тимошенко на допросы в Генпрокуратуру — все эти мероприятия не прошли незамеченными. К концу декабря по поводу возможного политического подтекста происходящего высказались американцы. Следом за ними уже в январе довольно аккуратную и неофициальную, но все-таки неприятную характеристику положения дел дал еврокоммисар по расширению и политике добрососедства. "(…) Я еще раз хочу сказать о необходимости обеспечения того, чтобы уголовное законодательство не использовалось в политических целях, и принципы честного, справедливого и независимого правового процесса полностью соблюдались", - напомнил Штефан Фюле о ценностях, близких Евросоюзу. И уже на следующий день оказалось, что впечатление по поводу того, что правосудие в Украине применяется избирательно, разделяет не только сам еврофункционер, но и государство, которое он представляет в Брюсселе. Тринадцатого января со слов адвокатов Богдана Данилишина стало известно, что Чехия предоставляет экс-министру экономики политическое убежище.
Интерес правоохранителей к члену Кабмина Юлии Тимошенко прорезался еще летом 2010 года. Главные претензии к Богдану Данилишину касались злоупотребления служебным положением — необоснованных закупок у одного поставщика по завышенным ценам. В августе исчезнувшего из страны экс-министра объявили в международный розыск, в сентябре он "нашелся" в Чехии, где был арестован в середине октября. Затем Киев потребовал выдачи подозреваемого, а сам фигурант уголовных дел, после того, как прошение об освобождении под залог не было удовлетворено, попросил у чехов политического убежища. Сопровождающий ситуацию скандал разворачивался на глазах, отечественные стражи порядка рассчитывали на скорую экстрадицию, но Прага рассудила по-другому. Уже 14 января арестант был выпущен на свободу. Если судить по документам, на которые ссылается пресса, сам факт виновности бывшего министра чехов не слишком интересует. Главное — они сомневаются в том, что украинская юстиция будет справедлива по отношению к представителю лагеря политических противников действующей власти.
В Киеве благую для Богдана Данилишина весть встретили с заметной растерянностью. В Генпрокуратуре сходу комментировать новость о предоставлении политического убежища отказались, а на следующий день подтвердили готовность требовать выдачи подозреваемого. Чуть ли не единственной официальной реакцией на происходящее стало замечание директора департамента информационной политики МИД Олега Волошина, который довольно оригинально обосновал нелогичность решения Праги. "…Сама возможность этого вызывает у внешнеполитического ведомства Украины серьезное недоумение, поскольку непонятно, как вообще можно говорить о якобы преследовании за политическую деятельность человека, который собственно никогда политической деятельностью не занимался", - полагает чиновник.
Не в пример представителям власти оппозиционеры считают решение Чехии обоснованным и абсолютно справедливым. "Предоставление Богдану Данилишину политического убежища в Чехии - стране Европейского Союза - означает, что Европа признала, что в Украине имеет место выборочное применение правосудия для преследования политических оппонентов власти", - поблагодарила европейцев Юлия Тимошенко. А окружение экс-премьера оптимистично убеждает слушателей: европейцы согласны с тем, что преследование еще недавно высокопоставленных чиновников, — это политические репрессии.
Одно только решение по делу Богдана Данилишина сложно интерпретировать как однозначное и дружное осуждение Западом политики Виктора Януковича. Но все же шаг Праги — это очень неприятный "звоночек" для украинских властей. Чешскому Министерству внутренних дел одним "росчерком пера" удалось создать знаковый прецедент. Ведь еще и года не прошло с момента "вспрезидентствования" Виктора Януковича, как у нас появились политические эмигранты... И теперь, предполагают политологи, на поддержку зарубежных стран могут рассчитывать и другие возможные "жертвы режима": от чиновников времен правления Юлии Тимошенко до активистов "налогового Майдана", которых правоохранители пытаются привлечь к ответственности за порчу тротуарной плитки на площади Независимости... Но вне зависимости от того, насколько широким теперь может стать поток политических беженцев, уже сейчас можно сказать, что репутации руководства нашего государства был нанесен, быть может, и не сокрушительный, но очень серьезный удар. "Речь не идет сейчас об имидже Украины, речь идет о власти. Это предупреждение для украинской власти. И если власть не прислушивается ко всем предупреждениям и не начнет все-таки выполнять то, о чем она так часто говорит, я боюсь, что мы очень скоро можем оказаться в политическом карантине", - допустил в комментарии УНИАН директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. После того, как одна из европейских стран признала, что уголовное преследование бывшего министра может иметь политическую подоплеку, украинским властям будет еще сложнее объяснять, что это у нас демократия такая специфическая.
Украина? Несвободна!
В сложившейся к середине января ситуации уровень международного доверия к заявлениям украинских правоохранителей (вроде недавних заверений генпрокурора Виктора Пшонки) и провластных политиков может существенно снизиться. Особенно, если учесть, что пытаясь объяснить природу чешского решения, представители правящего лагеря готовы хвататься за каждую соломинку. Например, пользуясь тем, что Прага пришла к выводу, основываясь на отчетах международных организаций еще за 2009 год, в Партии регионов подчеркивают: проблемы с демократией у Украины начались не сегодня. "Там (в обосновании чешского МВД, - "Подробности") было сказано, что решение принято по результатам анализа информации Госдепартамента США и отчета Freedom House за 2009 год. То есть, выходит, что в 2009 году у нас была ситуация, когда Госдеп констатировал у нас проблемы с демократией", - отметил возможную несправедливость происходящего нардеп-"регионал" Владимир Олийнык.
Ссылка на мнение Freedom House звучит особенно интересно потому, что в тот же день, когда стало известно о предоставлении Богдану Данилишину политического убежища, эта неправительственная американская организация обнародовала ежегодный отчет по поводу уровня свободы в мире. Зарубежные наблюдатели и ранее фиксировали, что с тем же правосудием в Украине дела обстоят весьма плачевно. И все же, в 2011-м наше государство впервые после 2004-го было признано "частично свободным".
Ранее среди "свободных" стран из года в год помогала удерживаться сравнительно высокая оценка уровня гражданских свобод — 2 балла из 7 возможных, где 1 — наивысшая оценка. В январе 2011-го (то есть - по итогам 2010 года) Украина завоевала по свободам такую же "тройку", которую из года в год получала по политическим правам, что и позволило нашей стране "скатиться" категорией ниже. Перемены в Украине американскими аналитиками были восприняты так серьезно, что нашу страну и Мексику в отчете Freedom House упомянули отдельно — как страны, в которых произошли "наиболее значительные изменения". Падение гражданско-политических "нравов" и потерю достижений Оранжевой революции эксперты прямо связывают с победой на выборах Виктора Януковича и дальнейшей коррекцией властного курса. Новой власти припомнили многое: и ущемление свободы прессы, и противодействие студенческому активизму, и запугивание членов общественных организаций, и организационные проблемы и местами спорные результаты местных выборов, и, что особенно значимо в контексте чешского "прорыва" экс-министра экономики, возросшее давление исполнительной власти на судебную. "Ранее Украина была единственной небалтийской страной бывшего Советского Союза, которая относилась к числу свободных стран. Потеря ею этого статуса — серьезный удар по демократии в масштабах региона", - считают специалисты Freedom House.
Украинские власти и в такой ситуации предпринимают попытки сохранить лицо. Например, заместитель главы АП Анна Герман, признавая, что с правами и свободами в Украине и в самом деле есть проблемы, причины этому нашла в политике предыдущей власти. "Не может бедный, несчастный, безработный человек быть свободным. И результаты работы предыдущей власти привели к значительному экономическому падению в Украине и стали причиной того, что Украину понизили в рейтинге свобод такой организации как Freedom House. Это основная причина. А основная задача, которая стоит сегодня перед властью, - поднять уровень жизни людей", - уверена соратница президента. Сама по себе попытка плотно увязать стремление к материальному благополучию и свободу реализации гражданских и политических прав выглядит, безусловно, интересно. Но и здесь властям трудно увернуться от претензий. За несколько дней до Freedom Housе свой совместный отчет опубликовали Heritage Foundation и Wall Street Journal. В рейтинге экономических свобод Украина заняла 164 место из 179 возможных и стала самой несвободной страной Европы. При желании и это "достижение" нынешние власти могут переадресовать бывшему руководству государства, но с учетом заявленного курса на реформы, который "органично" сочетается с падением Украины еще на пару рейтинговых строк (по сравнению с результатом предыдущего года), такие попытки снять с себя отвественность выглядят не слишком убедительно.
Первые серьезные репутационные потери, которые постигли украинскую власть в начале 2011 года, продемонстрировали насколько тяжело представителям правящего лагеря с достоинством держать удар. Практически каждое нелестное для имиджа руководства страны обстоятельство расценивается если не как прямой результат злокозненности нынешней оппозиции, то как последствие властной деятельности оной. В подобной интерпретации происходящего "регионалы" готовы подозревать всех и вся. "Если подобное решение состоялось и господину Данилишину дали политическое убежище, это означает, что коррупционная цепочка действий правительства Тимошенко раскинула свои руки и на Европу. Следовательно, таким решением пытаются европейских коррупционеров увести от ответственности", - пришел вдруг к выводу известный "региональный" парламентарий Вадим Колесниченко. Отрицать право нынешней политэлиты на собственную картину мира невозможно. Но при этом, похоже, украинской власти уже пришло время привыкать к тому, что за ее действиями наблюдают на Западе. И все ею сделанное может быть использовано против нее, даже если соблазн сослаться на предшественников и остается непреодолимым.
- Информация о материале
События вокруг Тимошенко показали: власть затеяла то, чего сама до конца не понимает. И теперь, дабы не скатиться к уровню «бабуиновых демократий» придется сажать не только оппозиционеров.
За прошедшие девять дней наступившего 2011 года в стране ничего экстраординарного не произошло. Даже не было традиционной для этого периода газовой возни с Россией. Ну, может, за исключением того, что впервые за несколько лет 4-6 января были рабочими. Ну, не дает покоя премьеру Николаю Азарову, что народ в длительном «загуле». Только не понятно, каков КПД работников, которых вытянули из-за праздничного стола… Была и трагедия – убийство одесского бизнесмена и политика Александра Коробчинского.
Но главным событием, по мнению экспертов, стала временная передышка для Юлии Тимошенко. Ее «посадки» ожидали под новогоднюю елочку, намекая, что такой иезуитский «подарок» весьма возможен. Ведь «повязали» же экс-замминистра юстиции Корнийчука несмотря на его семейные проблемы. Но, как видим, и в Администрации Президента, и в Генпрокуратуре, работают исключительно «добрые самаритяне»… В отличие от Луценко, которому знакомиться со своими «подвигами» на министерском посту придется в СИЗО, Тимошенко пока будет читать тома своего дела дома. И при этом зачем-то периодически посещать следователя.
Кстати, о ситуации, сложившейся вокруг визитов Тимошенко в прокуратуру. Между экс-премьером и этим следственным органом уже складывается традиция общения через СМИ. Ну, с Юлией Владимировной понятно, для нее каждый выход в люди (то бишь на камеры) сейчас – праздник, поэтому она может рассказывать всяческие страсти. А вот поведение представителей прокуратуры, увы, не всегда выглядит осмысленным.
Например, 5 января «важняки» из Генпрокуратуры провели пресс-конференцию, на которой объяснили, что ГПУ готова ЮВТ даже отпустить в Бельгию для встречи с генсеком Европейской народной партии Антонио Лопесом-Истурисом, если обвиняемая будет ходатайствовать мотивировано (а, вдруг, возьмет и попросит, что тогда?). А еще, что поскольку Тимошенко не нарушает подписку о невыезде, арестовывать ее не за что. Не умиляя достоинств работников Главного управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры, стоит отметить, что проводить встречи с прессой – не их профессиональное занятие. Если главные спикеры Генпрокуратуры где-то катаются на лыжах или санках, то совершенно незачем затыкать информационные «дыры» своими подчиненными. Хотя, судя по последнему заявлению ГПУ с обвинениями в адрес Тимошенко, отношения прокуратуры с экс-премьером больше смахивают на детский сад: «Батя, а она еще и дразнится».
Понятно, что если Тимошенко не посадили, значит, существуют некие договоренности. Либо внутри власти, либо между экс-премьером и властью, либо… кругом «всемирный заговор». Юристы утверждают, что дело с пенсиями из «киотских» денег изначально проигрышно для затеявших это расследование: если дело таки дойдет до суда, то там он имеет высокий шанс «лопнуть». То есть, тупо посадить Тимошенко пока не выходит, надо «рыть» глубже (что, кстати, следователи и делают, разыскивая «свидетелей», видевших «Юлины» скорые помощи). Хотя, как с грустью сказала одна начитанная митинговальщица под прокуратурой: «Юльку - посадят. Видели, американцы Януковичу уже уран поставляют».
Можно предположить, что от продвижения расследования «дела Тимошенко» (точнее, дел, поскольку нынешним вряд ли все ограничится) на самом деле зависит довольно многое (например, будут ли парламентские выборы в этом году). Если целью всего этого «криминала», как считают в БЮТ, является, в лучшем случае, многомесячная и изнурительная судебная тяжба, в худшем – условный срок для экс-премьера, чтобы она не могла баллотироваться в депутаты, то это больше смахивает на банальную месть одному человеку, пусть и ненавистному многим.
Во-первых, с Тимошенко и членами ее команды, как свидетельствует история, всегда можно договориться. Торг в данном случае был бы более уместным, нежели юридически сомнительные попытки посадить «леди Ю» в тюрьму. Во-вторых, в нашей стране любые судимости при желании превращаются в несудимости (бывает и дважды) и даже очень позитивно влияют на политическую карьеру. Зачем своими руками создавать мученицу – непонятно.
Потому, можно согласиться с экспертами, считающими, что, сказав в «деле Тимошенко» «А», инициаторы ее «травли» не могут теперь найти адекватного звучания «Б»: посадить, оставить в покое, вытолкать в эмиграцию... Любой вариант для Януковича плох, потому что несет кучу рисков. Кроме одного – начать брать за «жабры» своих. Дабы на деле показывать последовательность власти, находя козлов отпущения за «улучшение» жизни уже сегодня. Так что вполне возможно, что у ныне сидящих (и тех, кто будет сидеть в ближайшей перспективе) оппозиционеров уже весной могут появиться покамест влиятельные «бело-голубые» сокамерники.
- Информация о материале
Страница 1416 из 1561
