Партия регионов не на шутку взялась за землю. Если раньше ее представители были против продажи украинских чернозёмов, то теперь со всех сторон трубят, что без этого не обойтись. К примеру, глава правительства Николай Азаров высказал мысль, что «без продажи земли стране не выжить», а глава Администрации Президента Сергей Левочкин не исключил, что у же в ближайшее месяцы земля сельскохозяйственного назначения пойдет с молотка…
О том, зачем власти продавать землю и что ждет страну после этого, в интервью рассказал народный депутат Украины от Компартии Спиридон Килинкаров.– Спиридон Павлович, почему сейчас высшее руководство страны продвигает земельную тему?
С. Килинкаров: – У каждой власти, которая исповедует либеральные ценности, есть желание под своим контролем держать вопрос земли, заняться ее реализацией. Потому что это, фактически, единственное богатство, которое на сегодняшний день осталось не до конца освоенное властью. Поэтому когда одни были в оппозиции, другие пытались сделать все для того, чтобы не допустить к корыту другую группу, чтобы не дать возможность другим начать дерибан. А теперь просто-напросто регионалы увидели, что можно с этого что-то иметь. Поэтому и проталкивают этот вопрос.
– Ваша политическая сила уже длительное время выступала за продление моратория на продажу земли. Какой будет ваша позиция на этот раз?
С. Килинкаров: – Действительно, мы против продажи какой-либо земли. Но в первую очередь речь идет о земле сельскохозяйственного назначения. Потому что это единственное богатство, которое дает возможность обеспечить экономическую и продовольственную безопасность Украины.
Но продажа земли – это опасное дело. Потому что несколько «умных» купят по одной цене, а потом будут заниматься спекуляциями. Будут продавать вам же вашу землю втридорога. Поэтому надо продлить мораторий. Но с учетом сегодняшних политических раскладов это будет тяжело сделать. В чьих руках земля, в тех руках и власть. А в одних руках власть – это очень плохо. Это может плачевно закончиться и для страны, и для людей, которые в ней живут.
Обязательно нужен кадастр земли. Без кадастра нельзя продавать землю. Сейчас есть возможность приватизации земли. Но если не будет прозрачного рынка земли и нормального законодательства, которое не пишется за одну ночь, тогда с землей будет то же самое, что и с заводами, и с предприятиями, которые в свое время приватизировали. И сейчас власть видит, что, кроме земли, ничего не осталось. Поэтому и проталкивает этот вопрос.
А если у нас не будет своей земли, тогда и такого государства, как Украина, не будет.
– Можно ли добиться продления моратория на продажу земли?
С. Килинкаров: – Сложно сказать... Видимо, партия власти очень заинтересована в этом. С каждым днем эта заинтересованность возрастает. Мы, правда, постараемся и в этот раз настоять на том, чтобы мораторий был продлен. Думаю, оппозиция, которую теперь представляют БЮТ и НУ-НС, будет за мораторий, а партия власти против. Но все же постараемся сделать так, чтобы земля не стала товаром.
– Разве это плохо, если у земли будет конкретный владелец?
С. Килинкаров: – Если это случится, то за очень короткое время с легкой подачи власти земля будет за бесценок продана.
– Именно поэтому сейчас чиновники и лоббируют этот вопрос? Хотят на этом заработать?
С. Килинкаров: – Да. Хотя люди в селах тешат себя иллюзиями, что, продав земельный пай, они на этом заработают. На самом деле это будет не так. Многие не то что не получат прибавки или финансового удовлетворения, – на самом деле будут продуманы определенные схемы, каким образом за бесплатно у селян забрать. И этого нельзя допустить. Надо приложить максимум усилий, чтобы защитить интересы людей, потому что сегодня земля – это единственная ценность, которая у них осталась.
– В марте регионалы планируют парламентские слушания на тему, как урегулировать рынок земли. Чем это все может закончиться?
С. Килинкаров: – Не исключаю, что все эти мероприятия имеют единую цель – подвести общественное мнение под необходимость продажи нашей земли. И людям постоянно, при любой ситуации будут пытаться вложить в головы именно это. Так готовится почва под то, чтобы тогда, когда это случится, люди не сильно бунтовали. Поэтому им будут рассказывать, как хорошо, когда земля имеет хозяина, как много можно на этом зарабатывать. Но на самом деле это далеко не так все будет. А в конечном итоге в Украине могут образоваться несколько княжеств в руках нескольких феодалов, и люди будут рабами на своей земле.
А на самом деле при нормальной государственной политике, при понимании стратегии и тактики можно и обеспечивать продовольственную безопасность нашей страны, и зарабатывать на этом очень большие деньги.
– Какой мировой опыт в этом вопросе?
С. Килинкаров: – В мире очень много стран, где тема продажи земли – это табу. Она не продается ни при каких обстоятельствах. Это всенародная ценность, которая не может принадлежать каким-то конкретным людям. Этого априори не может быть. В большинстве стран, если кто-то сильно хочет работать на земле, он может взять ее в аренду, например, на 49 лет. И может там сеять, сажать, что захочет. Но продавать землю или давать ее в чьи-то лапы никто не разрешает.