В последнее время украинская власть несет регулярные имиджевые потери в глазах Запада. То функционер Евросоюза намекнет на недопустимость "избирательной юстиции", то в рейтинге свобод Украину понизят. Но главный удар пока нанесла Чехия — просто предоставив политическое убежище Богдану Данилишину.
Политзаключенный №1
Пристальный интерес отечественной Фемиды к бывшим представителям власти привлекает внимание далеко не только украинских наблюдателей. И если ранее зарубежная пресса и западные политики "издали" присматривались к ситуации, то к концу 2010 года восприятие достижений украинской юстиции подверглось некоторой коррекции. Затянувшиеся аресты фигурантов "газового" дела, образцово-показательное задержание Юрия Луценко, регулярные походы Юлии Тимошенко на допросы в Генпрокуратуру — все эти мероприятия не прошли незамеченными. К концу декабря по поводу возможного политического подтекста происходящего высказались американцы. Следом за ними уже в январе довольно аккуратную и неофициальную, но все-таки неприятную характеристику положения дел дал еврокоммисар по расширению и политике добрососедства. "(…) Я еще раз хочу сказать о необходимости обеспечения того, чтобы уголовное законодательство не использовалось в политических целях, и принципы честного, справедливого и независимого правового процесса полностью соблюдались", - напомнил Штефан Фюле о ценностях, близких Евросоюзу. И уже на следующий день оказалось, что впечатление по поводу того, что правосудие в Украине применяется избирательно, разделяет не только сам еврофункционер, но и государство, которое он представляет в Брюсселе. Тринадцатого января со слов адвокатов Богдана Данилишина стало известно, что Чехия предоставляет экс-министру экономики политическое убежище.
Интерес правоохранителей к члену Кабмина Юлии Тимошенко прорезался еще летом 2010 года. Главные претензии к Богдану Данилишину касались злоупотребления служебным положением — необоснованных закупок у одного поставщика по завышенным ценам. В августе исчезнувшего из страны экс-министра объявили в международный розыск, в сентябре он "нашелся" в Чехии, где был арестован в середине октября. Затем Киев потребовал выдачи подозреваемого, а сам фигурант уголовных дел, после того, как прошение об освобождении под залог не было удовлетворено, попросил у чехов политического убежища. Сопровождающий ситуацию скандал разворачивался на глазах, отечественные стражи порядка рассчитывали на скорую экстрадицию, но Прага рассудила по-другому. Уже 14 января арестант был выпущен на свободу. Если судить по документам, на которые ссылается пресса, сам факт виновности бывшего министра чехов не слишком интересует. Главное — они сомневаются в том, что украинская юстиция будет справедлива по отношению к представителю лагеря политических противников действующей власти.
В Киеве благую для Богдана Данилишина весть встретили с заметной растерянностью. В Генпрокуратуре сходу комментировать новость о предоставлении политического убежища отказались, а на следующий день подтвердили готовность требовать выдачи подозреваемого. Чуть ли не единственной официальной реакцией на происходящее стало замечание директора департамента информационной политики МИД Олега Волошина, который довольно оригинально обосновал нелогичность решения Праги. "…Сама возможность этого вызывает у внешнеполитического ведомства Украины серьезное недоумение, поскольку непонятно, как вообще можно говорить о якобы преследовании за политическую деятельность человека, который собственно никогда политической деятельностью не занимался", - полагает чиновник.
Не в пример представителям власти оппозиционеры считают решение Чехии обоснованным и абсолютно справедливым. "Предоставление Богдану Данилишину политического убежища в Чехии - стране Европейского Союза - означает, что Европа признала, что в Украине имеет место выборочное применение правосудия для преследования политических оппонентов власти", - поблагодарила европейцев Юлия Тимошенко. А окружение экс-премьера оптимистично убеждает слушателей: европейцы согласны с тем, что преследование еще недавно высокопоставленных чиновников, — это политические репрессии.
Одно только решение по делу Богдана Данилишина сложно интерпретировать как однозначное и дружное осуждение Западом политики Виктора Януковича. Но все же шаг Праги — это очень неприятный "звоночек" для украинских властей. Чешскому Министерству внутренних дел одним "росчерком пера" удалось создать знаковый прецедент. Ведь еще и года не прошло с момента "вспрезидентствования" Виктора Януковича, как у нас появились политические эмигранты... И теперь, предполагают политологи, на поддержку зарубежных стран могут рассчитывать и другие возможные "жертвы режима": от чиновников времен правления Юлии Тимошенко до активистов "налогового Майдана", которых правоохранители пытаются привлечь к ответственности за порчу тротуарной плитки на площади Независимости... Но вне зависимости от того, насколько широким теперь может стать поток политических беженцев, уже сейчас можно сказать, что репутации руководства нашего государства был нанесен, быть может, и не сокрушительный, но очень серьезный удар. "Речь не идет сейчас об имидже Украины, речь идет о власти. Это предупреждение для украинской власти. И если власть не прислушивается ко всем предупреждениям и не начнет все-таки выполнять то, о чем она так часто говорит, я боюсь, что мы очень скоро можем оказаться в политическом карантине", - допустил в комментарии УНИАН директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. После того, как одна из европейских стран признала, что уголовное преследование бывшего министра может иметь политическую подоплеку, украинским властям будет еще сложнее объяснять, что это у нас демократия такая специфическая.
Украина? Несвободна!
В сложившейся к середине января ситуации уровень международного доверия к заявлениям украинских правоохранителей (вроде недавних заверений генпрокурора Виктора Пшонки) и провластных политиков может существенно снизиться. Особенно, если учесть, что пытаясь объяснить природу чешского решения, представители правящего лагеря готовы хвататься за каждую соломинку. Например, пользуясь тем, что Прага пришла к выводу, основываясь на отчетах международных организаций еще за 2009 год, в Партии регионов подчеркивают: проблемы с демократией у Украины начались не сегодня. "Там (в обосновании чешского МВД, - "Подробности") было сказано, что решение принято по результатам анализа информации Госдепартамента США и отчета Freedom House за 2009 год. То есть, выходит, что в 2009 году у нас была ситуация, когда Госдеп констатировал у нас проблемы с демократией", - отметил возможную несправедливость происходящего нардеп-"регионал" Владимир Олийнык.
Ссылка на мнение Freedom House звучит особенно интересно потому, что в тот же день, когда стало известно о предоставлении Богдану Данилишину политического убежища, эта неправительственная американская организация обнародовала ежегодный отчет по поводу уровня свободы в мире. Зарубежные наблюдатели и ранее фиксировали, что с тем же правосудием в Украине дела обстоят весьма плачевно. И все же, в 2011-м наше государство впервые после 2004-го было признано "частично свободным".
Ранее среди "свободных" стран из года в год помогала удерживаться сравнительно высокая оценка уровня гражданских свобод — 2 балла из 7 возможных, где 1 — наивысшая оценка. В январе 2011-го (то есть - по итогам 2010 года) Украина завоевала по свободам такую же "тройку", которую из года в год получала по политическим правам, что и позволило нашей стране "скатиться" категорией ниже. Перемены в Украине американскими аналитиками были восприняты так серьезно, что нашу страну и Мексику в отчете Freedom House упомянули отдельно — как страны, в которых произошли "наиболее значительные изменения". Падение гражданско-политических "нравов" и потерю достижений Оранжевой революции эксперты прямо связывают с победой на выборах Виктора Януковича и дальнейшей коррекцией властного курса. Новой власти припомнили многое: и ущемление свободы прессы, и противодействие студенческому активизму, и запугивание членов общественных организаций, и организационные проблемы и местами спорные результаты местных выборов, и, что особенно значимо в контексте чешского "прорыва" экс-министра экономики, возросшее давление исполнительной власти на судебную. "Ранее Украина была единственной небалтийской страной бывшего Советского Союза, которая относилась к числу свободных стран. Потеря ею этого статуса — серьезный удар по демократии в масштабах региона", - считают специалисты Freedom House.
Украинские власти и в такой ситуации предпринимают попытки сохранить лицо. Например, заместитель главы АП Анна Герман, признавая, что с правами и свободами в Украине и в самом деле есть проблемы, причины этому нашла в политике предыдущей власти. "Не может бедный, несчастный, безработный человек быть свободным. И результаты работы предыдущей власти привели к значительному экономическому падению в Украине и стали причиной того, что Украину понизили в рейтинге свобод такой организации как Freedom House. Это основная причина. А основная задача, которая стоит сегодня перед властью, - поднять уровень жизни людей", - уверена соратница президента. Сама по себе попытка плотно увязать стремление к материальному благополучию и свободу реализации гражданских и политических прав выглядит, безусловно, интересно. Но и здесь властям трудно увернуться от претензий. За несколько дней до Freedom Housе свой совместный отчет опубликовали Heritage Foundation и Wall Street Journal. В рейтинге экономических свобод Украина заняла 164 место из 179 возможных и стала самой несвободной страной Европы. При желании и это "достижение" нынешние власти могут переадресовать бывшему руководству государства, но с учетом заявленного курса на реформы, который "органично" сочетается с падением Украины еще на пару рейтинговых строк (по сравнению с результатом предыдущего года), такие попытки снять с себя отвественность выглядят не слишком убедительно.
Первые серьезные репутационные потери, которые постигли украинскую власть в начале 2011 года, продемонстрировали насколько тяжело представителям правящего лагеря с достоинством держать удар. Практически каждое нелестное для имиджа руководства страны обстоятельство расценивается если не как прямой результат злокозненности нынешней оппозиции, то как последствие властной деятельности оной. В подобной интерпретации происходящего "регионалы" готовы подозревать всех и вся. "Если подобное решение состоялось и господину Данилишину дали политическое убежище, это означает, что коррупционная цепочка действий правительства Тимошенко раскинула свои руки и на Европу. Следовательно, таким решением пытаются европейских коррупционеров увести от ответственности", - пришел вдруг к выводу известный "региональный" парламентарий Вадим Колесниченко. Отрицать право нынешней политэлиты на собственную картину мира невозможно. Но при этом, похоже, украинской власти уже пришло время привыкать к тому, что за ее действиями наблюдают на Западе. И все ею сделанное может быть использовано против нее, даже если соблазн сослаться на предшественников и остается непреодолимым.