Сейчас, конечно, нет того вдохновенного пограничного шмона, что наблюдался в период первичного накопления капитала. Но, полагаю, не от того, что у мытарей смягчились нравы, а потому что изменилась экономическая ситуация – электорат перестал таскать в поездах через границу баулы с торговой рухлядью.

Мелкие челноки частично перемерли, частично перешли на другую работу, и сама торговля приобрела более цивилизованный вид. Появились крепкие черные и серые схемы доставки контрабанды. Соответственно, и отступные на границе стали выглядеть более весомо и благообразно.
Но продолжим про музыку. Кордонные проблемы решились цивилизованно без мздоимства. Этого требовала калькуляция. Откаты для провоза нескольких десятков систем ложились тяжелым грузом на платежный баланс. Потому мы с приятелем вывозили акустические системы в разобранном виде с использованием мелких житейских хитростей, о коих умолчу. За три года активного снования через границу (2-3 раза в месяц) пришлось только два раза дать на лапу стахановцам пограничного досмотра, случайно узревшим мелкое непотребство. 
И этот бизнес через три года накрылся медным тазом. Причины самые обычные для рыночных неофитов, и главная – невозможность в принципе конкурировать с южно-азиатским ширпотребом. Если по качеству звучания акустика нашего кружка "Умелые руки", как минимум, была не хуже, чем у азиатов, то по дизайну, который те меняли, словно перчатки, наши колонки имели вид хотя и симпатичного, но самопала. И по себестоимости продукции они нас просто размазывали. Это при том, что накладные расходы у нас были сведены к прожиточному минимуму. А китайский и украинский прожиточные минимумы так же не равноценны, яко гривна и евро. Сами мы от полученных доходов не шибко жировали, впрочем, и не бедствовали. Половина навара шла на воспроизводство товара, примерно 10 % на откаты, остальное на житие-бытие наших семей.
Когда Москву наводнили южно-азиатские изделия, нашему бизнесу выписали прогонные на родину. Последние партии пришлось продавать по разорительной цене, лишь бы как-то отбить затраты. Весна 1996-го стала концом коммерции. 
Страна в это время пребывала в жалком, ничтожном состоянии.

Украина во мгле

Практически всё крупное и среднее производство в Украине остановилось. Города и села буквально погрузились во тьму – так называемые веерные отключения света. В ходу стала продажа керосиновых ламп и восковых свечей. Задержки зарплат у бюджетников в условиях галопирующей инфляции превратились в норму поведения властей. На улицах не в диковину было услышать автоматные очереди – братва воевала за место под солнцем.
В то смутное время всенародно избранный Гарант, если верить журналу «Огонёк», усердно учил мовояз, перемежая напряженную учебу с не менее напряженными возлияниями. Всё летело в анус кризиса, не имевшего примеров в отечественной истории. Мародеры подходили к тому пределу, когда наворованного становилось достаточно, чтобы объявлять себя лидерами нации.
В нашем граде дела обстояли ужасно. Намеренно его не называю, т.к. то, что творилось в нем, было типичным для украинских мест с населением более 100 тыс. человек. К 1997 году в городе остановились все промышленные объекты, кроме работающей через пень колоду ТЭЦ и градообразующего Химкомбината, функционировавшего на 30 % своих мощностей. Намертво лишилось работы более 35 тысяч человек. Для города-донора, в котором были сосредоточены флагманы советского приборостроения, промышленной автоматики, электронной промышленности, ряд крупнейших всесоюзных научно-исследовательских институтов, это была социальная катастрофа.
За последние 17 лет количество населения уменьшилось со 153 тыс. до 123 тыс., причем число молодых людей до 18 лет уменьшилось в 2,5 раза. С перспективой работают только похоронные конторы «Милости просим», ведь смертность превышает рождаемость в 1,5-2 раза. 
На днях первый заместитель мэра поведал в городской газете о проблематичности развития города. Для функционирования муниципальных служб в нормальном режиме необходим городской бюджет в размере 420 млн. грн., а местная казна имеет вместе с дотациями из госбюджета 202 млн. грн. Город, впрочем, как и вся страна, обречены на медленное угасание.

Натуральное хозяйство

В 1996-1997 гг. семья спасалась натуральным хозяйством. В начале 1991 года, благоразумно закрыв свой банковский счет, я купил домик в деревне с участком в 30 соток.
Активно помогал отцу и матери, переселявшимся весной из городища на хутор, вести мелкое фермерское хозяйство. Два кабанчика, десяток гусей, полтора десятка кур, садок из абрикосовых, вишневых, яблочных и сливовых деревьев и огород. Этого хватало, чтобы на зиму сделать качественную заготовку продуктов питания, а детворе на природе проводить незабываемые летние каникулы.
Но натуральное хозяйство – хорошо, но нужны были живые деньги. Дочери подходили к студенческому возрасту, а образование становилось всё более кусачим. Пришлось вострить лапти в Москву.

Москва слезам не верит

Благодаря наработанным связям, удалось протиснуться работать грузчиком-мясником на один из крупных рынков российской столицы.
Работа оказалась не хитрой, но офигенно физически напряженной. С напарником каждый день (выходные дни строго лимитировались – не более 3-4 дней в месяц) перегружали на центральный склад содержимое «газелей», битком набитых мясными продуктами, перевешивали и заносили в журнал учета. 
Здесь надо было держать ухо востро. Водилы-экспедиторы ловчили в меру своей наглости, и, случалось, полученный вес оказывался меньше указанного в накладных. Прозеваешь – и недостача ложится на твои сутулые плечи. Далее весь груз распределялся по торговым точкам. Причем все крупные куски туш (к слову, исключительно аргентинского и французского происхождения) общим весом 30-35 кг, аккуратно уложенные в плотные картонные ящики, требовалось расшить топором на 1-2 килограммовые товарные куски. Чаще всего транспортировку осуществляли на пупке, т.к. в часы пик на тележке проблематично было пробиться к торговым пунктам сквозь толпы людей.
Мне не улыбалось заполучить хребтовую грыжу, потому потихоньку присматривался к работе продавцов и иногда, подменяя их на короткое время, осваивал премудрость обвеса граждан.
Продавцы занимались этим извечным промыслом не из врожденной неприязни к покупателям или патологической тяге к наживе. Дело в том, что хозяйки нашего мясоедского анклава, состоящего из четырех палаток (две дебелые багатотелые молодухи гренадерского роста), никакой зарплаты своим продавцам не начисляли. Что накосячат с обвеса, то их добыча. Потому 6-килограммовые весы регулировались таким образом, что с каждого взвешенного килограмма примерно 100 грамм уходило продавцу в личный доход. За 10-часовой день торговец, случалось, навешивал до 100 долларов. 
Нет, конечно, мясо отпускалось за рубли, просто труженик прилавка каждый день цветную капусту русских казначейских билетов конвертировал в обменном пункте на свежую зелень долларов. В месяц со всеми издержками, связанными с «усушкой и утруской» мясопродуктов (никаких списаний по причине потери товарного вида или порчи продукта не предусматривалось), у них получалось от 1,5 до 2 тыс. долларов. Это были очень приличные деньги. Курс гривны к доллару США в конце лета 1998 года удерживался на уровне 2,5 гривны за доллар. В эпоху великой суеты украинец в своей вольной державе зарабатывал в среднем менее 150 грн. Увы, увы, но при капитализме «никто не может разбогатеть, не нанося убытки другому». Это непоколебимая капиталистическая данность, и нет нужды заниматься морализаторством и фарисейством.
Конечно, обвес являлся наказуемым деянием. Редкая неделя проходила без контрольного завеса работниками контролирующих органов. И продавец мог запросто налететь на кусачий штраф, вплоть до уголовного преследования. Например, моему молодому земляку не повезло: в течение одного месяца два раза крупно попал. Первый раз отделался штрафом, после второго залета дело пошло в суд, где он огрёб 1 год условно. На этом его карьера труженика прилавка пресеклась. Но подобное было скорее исключением. Чаще всего продавцы прилавочным нюхом вычисляли проверяющего и взвешивали без дураков. А если нюх тупил, то отбояривались мздой.
Мой заработок не был столь оглушительным и составлял примерно $ 600 в месяц. Естественно, как водится у православных, что несешь – то и грызешь. Столовался я исключительно за счет фирмы, иногда для разнообразия подкупая к бесплатным мясопродуктам немного хлеба. К тому же квартировался у близкого родственника, обеспечивая его стол отбивными. Почти весь заработок пересылал семье на Украину. Словом, как у поэта: «Мне ль на судьбу свою грешить?».
Однако увлекся составлением светлых планов на будущее и потерял бдительность. Когда тебе 20 лет – это одно, а когда за сорок, то надо бдить меру во всем, включая грузоподъемные работы на пупок. За месяц до августовского дефолта 1998 года в порыве заробитчанского энтузиазма ответственно сорвал себе спину. И не мог не только с улыбкой на лице тащить ящик с мороженой свининой, но и поднять топор. Ну а капиталист всё сущее делит на две категории: живые и мертвые. Больные в списках не значатся. Так я в позе эмбриона и отбыл к месту прописки.

Реклама – двигатель прогресса

Поправив здоровье, снова включился в поиск работы. И не абы какой, а такой, которая позволяла бы поддерживать доходы семьи не на оскорбительном уровне. Сие оказалось очень непростым делом. Буквально все промышленные объекты, где мог быть востребован опыт толкового инженера, находились в затопленном положении.
Удача улыбнулась мне. Это я уже после понял, что фортуна повернулась ко мне личиком. Встретил давнишнего приятеля. Его челночный бизнес оказался в состоянии капута. Да и возраст уже не позволял ворочать баулами на длинных дистанциях. Находясь в отчаянном положении безработного, он набрел на вновь образованный издательский дом, которому требовался рекламный агент. Да так и врос в него. Товарищ и взялся похлопотать перед директором о моём трудоустройстве в качестве такого же рекламного «сыщика».
К тому времени реклама плотно обсела жизненное пространство человека. В нашу обязанность вменялось: стащить на газетные полосы газет, которые начал выпускать издательский дом, как можно больше коммерческой рекламы. Для стимуляции процесса нам положили в качестве зарплаты по 20 % от платежей за рекламные услуги, за вычетом НДС.
Работа рекламщика по сравнению с трудом инженера-конструктора элементарна. Требовалась систематичность в работе, определенная эрудиция для поддержания общежительных разговоров с потенциальным клиентом, убедительность в разговоре с ним (верить в то, что говоришь, даже если произносимое лабуда), настойчивость, вплоть до легкой назойливости, и умение работать на компьютере (не обязательно на уровне продвинутого «юзера»). 
Спасибо большому советскому производственному опыту – этими качествами мы владели в достаточной мере. Потому наш дуэт рекламных работяг быстро дал результаты. Через год, когда мы в целях не топтаться на телах одних и тех же клиентов, объединились в одну кучму, наши зарплаты были в пять раз больше, чем в среднем по стране. Ещё через год разрыв достиг неприличного размера. И директор, уныло глядя, как мы осатанело таскаем рекламные заказы, начал страдать амфиотропной асфиксией. Проще говоря, его стала душить жаба. Ведь его зарплата была меньше нашей.
Нам урезали комиссионные до 15 %. Тем не менее, объемы рекламы продолжали динамично расти. Администрация снова предприняла попытку срезать наши кровные проценты. Однако натолкнулась на категорическое «нет!» практике соковыжимания. Нам удалось доходчиво растолковать эксплуататорам, чем чреват уход из издательского дома тандема, дающего 30 % общего дохода фирмы. Зачем же увечить курочек, несущих пусть и не золотые яйцо, но вполне диетический продукт. В конце концов, отношения гармонизировались. 
Как долго просуществует наше товарищество с ограниченной ответственностью? Есть основания полагать, что второй волны кризиса оно не осилит. Но меня это уже не пугает. Детям помог нормально стартовать во взрослую жизнь, и если одолел кошмар 90-х, то как-нибудь перекантуюсь в эпоху кромешной модернизации. Главное делай, что должно, и будь что будет!

«Авторитарная власть, теряющая поддержку народа». Это не о Египте или Йемене. Это об Украине. И не оппозиционеры-бютовцы какие-нибудь, а участники правящей коалиции. Коммунисты решили показать, как по их мнению, нужно клеймить „ставленников капитала“. Ни одного голоса в поддержку антинародных реформ, обещает Петр Симоненко от имени фракции КПУ в Верховной Раде. При случае перечисляя „самые антинародные“ проекты Кабмина (президент, кстати, оставлен за скобками, видимо, не просто так) — пенсионная и земельная реформы, Трудовой и Жилищный кодексы. Компартия грозит митингами, демонстрациями и — отчаянная смелость! — антиправительственной агитацией. И требует немедленной отставки. Нет, не Виктора Януковича и не Николая Азарова, а Сергея Тигипко. Именно Сергей Леонидович, убеждают нас коммунисты, является воплощением „капиталистической скверны“ (а Виктор Федорович с Николаем Яновичем, очевидно, просто не могут устоять перед его чарами). К тому же требовать отставки Тигипко легко, удобно и безопасно. Сдачи — даже применяя всю силу административного аппарата — он вряд ли даст. Более того, есть вполне обоснованные подозрения, что на социальный фронт после впечатляющих успехов на налоговом направлении Сергея Леонидовича бросили не в последнюю очередь для того, чтобы было на ком злобу сгонять. В том числе и партнерам по коалиции.

Впрочем, и без этого попытка коммунистов „показать зубы“ выглядела не слишком впечатляюще. Хотя бы потому, что из коалиции они выходить не собираются категорически. Своих представителей из исполнительных структур отзывать не намерены. Руководитель таможни Игорь Калетник как раз на минувшей неделе вообще без депутатского мандата оказался, причем без видимого сопротивления (разве что его документы пришли из Рады в ЦИК на несколько дней позже, чем остальных мандатолишенцев). А Калетник не из тех, кто стал бы так рисковать, если бы кресло под ним серьезно шаталось. Ну и, наконец, антикапиталистическая риторика никак не помешала верным ленинцам проголосовать за фактическое продление полномочий „буржуазной“ Верховной Рады и президента, который, по их же словам, „не выполняет своих предвыборных обязательств“. Так что даже витренковцы вдоволь поиздевались над Симоненко со товарищи, обвинив их в «курении фимиама „желтому дьяволу“ (привычка писать штампами сталинской „Правды“, похоже, у этих товарищей неистребима).
С другой стороны, если продраться через дремучий лес коммунистических формул, можно обнаружить и достаточно правдоподобные объяснения нынешней „ультраоппозиционной активности“ КПУ. С тем, что с Симоненко особо не советуются (а иногда и просто не церемонятся) при принятии решений, не спорят и сами регионалы. А слова о „стремлении определенных сил вытеснить Компартию из политического процесса“ — это, по сути, чистосердечное признание. Руководство коммунистов действительно очень не хочет оказаться на политической обочине, но чувствует, что все к этому идет. Правда, авторы заявления так и не отважились назвать, кто именно к этому стремится.
Зря, кстати. Регионалы в частных беседах со всем присущим им простодушием (если не сказать — цинизмом) замечают, что „держать штаны“ партнерам тоже не нанимались. И какие, мол, к ним могут быть претензии? Да, коммунисты были нужны, когда создавали большинство и формировали правительство. Нелишней была их помощь при комбинации с отменой реформы-2004. Но все обязательства перед Симоненко, которые в обмен на это брала на себя новая власть , она выполнила, и выполнила, по словам бело-синих, скрупулезно. Теперь поддержка со стороны „верных ленинцев“ уже и не нужна. Срок контрактов, как говорится, истек.
Отчего же „мавры, которые сделали свое дело“, отказываются уходить? Чтобы набить себе цену? Ну так, Петру Николаевичу, по его собственному опыту известно, что лучшей тактикой в общении с оставленным партнером, остается недоуменное молчание. Подразумевающее что-то вроде „насильно мил не будешь“. Если не ввязываться в дискуссию, ревнивец сам поставит себя в глупое положение. Чего он может требовать? Чем грозить? Как там у Вишневского — „в противном случае я буду с вами жить“?
По большому счету, и самые шумные заявления КПУ регионалы не склонны воспринимать всерьез. Объясняя их даже не ревностью к партнерам по коалиции, а желанием напомнить избирателям о своем существовании. Это особенно важно, учитывая нарастающую конкуренцию в среде крайних левых. Ведь к „традиционным“ соперникам из ПСПУ сейчас прибавился Леонид Грач со своим „новым коммунистическим проектом“. И он тоже за словом в карман не полезет. Выглядеть на его фоне соглашателями и оппортунистами симоненковцам не хочется. Волей-неволей приходится разыгрывать бунт, пусть даже на коленях, и упражняться в критике власти, не покидая правящей коалиции. В конце концов, режим от этого мало что теряет. Ну, сделают вид коммунисты, что возглавляют протесты, от этого, что, акции станут более массовыми? Или не будут производить впечатления откровенного договорняка? Другое дело, что в эту игру нужно еще уметь играть. И выглядеть при этом естественно. Иначе получится, как у донецкого губернатора Анатолия Близнюка. Понаблюдавшего за пикетом КПУ под своими окнами и заявившего, что у людей, которые на него вышли, с соцобеспечением все в порядке. Конечно, в порядке, если вспомнить на чьем они обеспечении!
Но проблемы Петра Николаевича, безусловно, меркнут перед терзаниями, которые вынужден испытывать другой партнер регионалов по парламентскому большинству. Который тоже отчаянно не хочет оказаться не у дел. Но коммунисты хоть могут вспомнить о былой оппозиционности и классовом подходе — а формулы из „краткого курса“ у них сами собой выскакивают. У Владимира же Литвина, как оказалось, нет ни идеологической, ни политической ниши, в которую он может забиться в случае невзгод. Печали о судьбах отечественного села не в счет. Рушником на предвыборном съезде слезы еще можно смахнуть, но обвинить партнеров по коалиции в борьбе с собственным народом, похоже, выше спикерских сил. В роли „крутого оппозиционера“ он всегда выглядел неестественно, в чем, собственно, тоже чистосердечно признался на минувшей неделе, назвав критику рабской привычкой.
Впрочем, этой поистине крылатой фразой откровения Литвина не ограничились. Рассуждения о том, что бывает „оппозиция президенту“ и „оппозиция президента“, по идее, должны были выглядеть как обращение к классическому опыту британской демократии. Но, поскольку Виктора Федоровича с английской королевой спутать сложно, то и фраза спикера выглядела скорее как классический пример неуемной лести (почти гоголевское „не встанем, мамо, умрем, но не встанем“), мода на которую в высших эшелонах украинской власти распространяется со скоростью вируса. А заодно и как намек на то, в каком статусе Блок Литвина мог бы быть полезен президенту с премьером. Вот только регионалы почему-то считают, что пользу из БЛ уже всю извлекли. Тогда же, когда и из коммунистов, — при формировании правительства и откате к Конституции 1996-го. И теперь на вопрос „кому нужен Литвин“ — не публично, конечно, — отвечают только не нам.
Нет, конечно, раскачивать кресло спикера из-за этого необязательно. Но с его соратниками церемониться никто не хочет. Их, в общем-то, и осталось в структурах власти немного — после громогласно объявленного „начала административной реформы“. Но и тех, как уверяют „народники“, постепенно вытесняют (понравилось это слово обоим младшим партнерам ПР, не иначе). Последний пример — озвученное регионалом Василием Харой намерение отправить в отставку первого заместителя министра соцполитики Василия Надрагу, заодно повесив на него ответственность за „непродуманные предложения по пенсионной реформе“ (к которому он, кстати, имеет весьма отдаленное отношение). И не только за это, кстати. Хара обвинил Надрагу еще и в непродуманной кадровой политике и развале работы ведомства (полученного литвиновцем, кстати, в наследство от Людмилы Денисовой, работу которой бело-синие до последнего времени, помнится, оценивали не слишком высоко). Но это в общем-то стандартный набор. Который использовали и сами соратники спикера, когда требовали замены своих выдвиженцев на других постах.
Теперь „народникам“ не до ротаций, сохранить хотя бы то, что есть. Вот и мечется спикер между желанием стать „предсказуемой оппозицией“ и опасением, что его намерения на Банковой поймут неправильно. Или слишком серьезно. С „всамделишними“ оппозиционерами нынешняя власть привыкла разговаривать, как говорится, по всей строгости. С одной стороны, Литвин „максимально конструктивно“ критикует правительство, обещая избирателям, что и землю скупать будущим латифундистам его соратники не позволят, и выселения из квартир за долги не допустят. С другой — рассыпается в комплиментах президенту, уверяя что Янукович за год „сделал все, что мог“ и „принес стране определенность“.
Правда, чем больше спикер усердствует в своем желании быть одновременно и с умными, и с красивыми, тем больше его суетливость раздражает „старших товарищей“. Усилиями которых Литвин, по сути, лишен главного своего козыря в краткосрочной перспективе — золотой акции в нынешнем парламенте. „Тушек“ теперь у коалиции столько, что диктовать свои условия регионалам „младшие партнеры“ не могут ни по отдельности, ни даже вместе. К тому же Литвин с коммунистами сами помогли бело-синим избавиться от конституционной нормы о необходимости создания в Раде коалиции большинства. Что уж теперь махать кулаками? А если считать стратегически… Регионалы ведь тоже следят за социологией и великолепно понимают, что танец рейтинга „народников“ вокруг трехпроцентного барьера, а еще чаще — под ним, не дает им никаких оснований «качать права». Тем более что усилиями самого же Литвина продвигается идея о возвращении к смешанной или даже просто мажоритарной избирательной системе. На Банковой считают, что договориться с одномандатниками власти всегда будет легче, чем с нынешними владельцами списков. Требования у них обычно поскромнее. И утилизировать их — в политическом, разумеется, смысле — гораздо проще. Чем нынешних, избалованных вниманием и подачками, партийных вождей.

Первое, что поражает, когда читаешь письма людей, откликнувшихся на призыв lb.ua сообщать о фактах коррупции – тотальное игнорирование приведенных фактов правоохранителями. Едва ли не в каждом третьем письме – документально подтвержденная история обращений в органы исполнительной власти, милицию, прокуратуру, СБУ…

«Слуги народа» всех мастей, равно как и «блюстители закона» (извините, без кавычек писать подобные словосочетания в украинских реалиях как-то не получается) за последние годы обнаглели до того, что перестали утруждать себя даже формальными отписками.
Еще каких-то пять-шесть лет назад редактора печатных изданий с завидной регулярностью давали пояснения в прокуратуре, открывавшей дела ПО ФАКТУ публикации текстов, касающихся злоупотреблений органов власти или отдельных чиновников.
Сегодня для украинских СМИ что-то подобное – из разряда фантастики. Писать-то можно о чем угодно (и пишем ведь – и мы, и другие наши коллеги), да реакции – ноль. Хотя во многих публикациях украинских изданий подтвержденных фактов коррупционных деяний – на десятки уголовных дел. Но власть к обвинениям привыкла и просто перестала на них реагировать.
Означает ли сказанное, что проект «Коррупция СТОП!» обречен? Что надо опустить руки и сдаться на милость побеждающей страну коррупции. Конечно же нет! (Хотя, как написал lb.ua представитель одной компании торгующей металлом, «мнения трейдеров разделились. Нести взятки в министерства (а они выросли в 500 раз) или попытаться в сотрудничестве с прессой и адвокатами потратить деньги на создание прецедента».
Со своей стороны, мы все же советуем попытаться создать прецедент. Постоянное, целенаправленное давление общества и СМИ способны пробить броню безразличия, которой пытается защитить себя украинское чиновничество. Доказано и не раз. Но даже если сегодня привлечь кого-то за содеянное не получится, это можно будет сделать завтра – обстоятельства меняются, и неприкасаемые ныне завтра таковыми могут не быть. Также многократно доказано.
Посему, ни один факт злоупотреблений властью не должен быть упущен сегодня. Хотя бы для того, чтобы страна в следующий раз сэкономила на американских аудиторах.
Пока же, юристы lb.ua тщательно изучают всю присланную информацию и формируют соответствующие запросы в органы власти. И, конечно же, готовят материалы к передаче Президенту страны.
А передавать, поверьте, даже за неполную неделю работы проекта уже есть что. Тут и факты коррупции в лесном хозяйстве страны, в госпредприятиях и контролирующих органах. Отдельный привет одесской таможне – ситуация с поборами предпринимателей развивается и папка материалов становится толще с каждым днем. Кстати, подобную ситуацию удалось выявить и в Киеве – по отделу таможенного оформления «Соломенский», где по утверждению предпринимателей, обратившихся в lb.ua, таможенный посты без объяснения причин не принимают к оформлению декларации с грузом.
«Ситуация немного прояснилась, как было заявлено в неофициальной беседе, желающим оформить свои грузы было предложено приехать на прием к руководству Киевской региональной таможни и обсудить все условия работы. Обращение в СБУ и прокуратуру ситуацию не изменило», – пишут предприниматели.
Президенту, пожалуй, интересно будет почитать, как чиновники на местах решают вопросы улучшением жизни уже сегодня.
Например, отрывок из письма из Харькова: «Итак, представим: у вас есть домик с участком 6 соток. Вы решили его приватизировать, так как ваше право гарантировано Конституцией и кучей законов. Идете вы с этой мыслью в горсовет. Говорите: «Оформите МОЮ законную землю, под МОИМ законным объектом недвижимости». Если вас сразу не пошлют по всем кругам ада и узреют в глазах платежеспособность, то за каких-то 1000 долларов вопрос вынесут на сессию для получения решения».
Пожалуй, ему будет интересно также узнать, что за формальное внесение участков в кадастр, по утверждению автора письма, взимают незаконную плату в 50 долларов за каждую сотку земли, а «землю в виде подарков получили абсолютно все судьи, половина прокуроров, все ключевые менты, большинство начальников контролирующих органов...»
Не исключено, глава государства также захочет проверить сигнал, поступивший из его родной области: «Схема действия преступников следующая: предприниматель застройщик готовит документы для получения разрешения на выполнение строительных работ согласно утвержденного перечня и сдает их в полном объеме после проверки местными инспекциями ГАСК в единый разрешительный центр который их регистрирует и передает и передает в областную инспекцию ГАСК. Далее по преступному сговору ставится задача найти какие-либо замечания и отказать в выдаче разрешения на выполнение строительных работ, тем самым вынудить предпринимателя приехать самому на беседу в которой тот предложит обратиться в ГП «Стратегия регионального развития» где ему скажут, что для положительного решения вопроса необходимо заплатить от 10 до 40 тысяч гривен наличными деньгами или в крайнем случае заключить с ними договор».
И совсем уж вопиющая схема выбивания денег, о которой поведал наш читатель из Крыма: «Я бывший госслужащий довольно высокого ранга и о коррупции знаю много. Я не очень верю в то, что Президент хочет и сможет побороть коррупцию в стране, но идея хорошая. Для начала я расскажу о коррупции в прокуратуре Крыма. Если будет результат, я уверен, что не только я, но и другие сведущие люди поделятся информацией с вами… Схема простая: арестовывают человека по подозрению в совершении преступления, затем продавливают через суд продление ареста на 2 месяца. Даже если человек не виновен, просидев в СИЗО 2 месяца, его уже никто не оправдает (такова наша правоохранительная система). Посредники предлагают родственникам арестованного за 5-10 тыс. долларов изменить меру пресечения. Я сам присутствовал в июне 2009 года при таком вымогательстве и слышал разговор, когда обсуждали сумму. Вторая схема «заработка» – это закрытие уголовных дел, которые сами и возбуждали. Всем, кто хоть раз сталкивался с прокуратурой, прекрасно известно, что прокуратура если возбудила уголовное дело, она его обязательно доведет до суда. Но есть исключения... когда очень лакомый кусок предлагают».
В письме есть фамилии сотрудников прокуратуры, другие данные, которые правоохранители легко могут проверить. Виктор Федорович, вам интересно?

Виктор Янукович: Украинские предприниматели рискуют каждый день. 05.09.2009. Больше 2-х миллионов частных предпринимателей - это энергичные, самостоятельные люди, многие из которых начинали свое дело буквально "с нуля". Это – отчаянно смелые люди. Они каждый день рискуют – деньгами, репутацией и свободой. Это наши граждане, которые не только добились личного успеха, но и создали миллионы новых рабочих мест. Это – трудолюбивые граждане. У них – 16-часовой рабочий день и нет ни праздников, ни выходных. Реализуя на практике одну из важнейших социальных задач - формирование настоящего, широкого среднего класса. Уже за одно это государство должно им как минимум поклониться. Но ожидать этого от нынешних власть имущих невозможно.А тем, чей годовой оборот не превышает 10 млн., можно предоставить льготы.Для структур малого семейного бизнеса – налоговые каникулы на десять лет. Предприниматели должны быть освобождены от платы за регистрацию, выдачу патентов и других разрешительных документов. Особое внимание надо уделить развитию сферы услуг. Крупный бизнес слишком громоздок и неповоротлив для этой экономической ниши. Весь рекреационный бизнес должен быть освобожден от налогов на 10 лет. Кредитные ставки больше 12% годовых для малого бизнеса непосильны. Только через наведение порядка в финансовой системе Украины, нормализацию валютного курса можно вернуться к приемлемым кредитным ставкам, сделать кредитные ресурсы доступными. Партия регионов поддерживала, поддерживает и будет поддерживать миллионную армию мелких и средних предпринимателей, которые не только самостоятельно зарабатывают свой хлеб, но и создают новые рабочие места, платят налоги в бюджет и строят новую Украину. Мы прекратим управленческий хаос и сделаем политику государства прогнозируемой, прозрачной и ответственной.
 8 октября 2009 Виктор Янукович провел в Киеве встречу с предпринимателями малого и среднего бизнеса. В ней приняли участие 19 крымских предпринимателей из разных городов полуострова. В результате встречи были намечены пути развития бизнеса не только в Украине в целом, но и в автономии в частности. Встреча с Виктором Януковичем подтвердила, что общая правовая основа ведения бизнеса, особенно малого и среднего, в стране и в Крыму особенно, фактически, уничтожена.
27.11.2010 г. Президент Виктор Янукович пообещал предпринимателям "уничтожить коррупцию во власти". Об этом Президент заявил сегодня во время встречи с участниками акции протеста на Майдане Незалежности в Киеве."Я сделаю все, чтобы уничтожить коррупцию во власти", - заявил В.Янукович, которого цитирует пресс-служба главы государства."Но это не делается за один день, и мы в этом вопросе с вами союзники. Кто больше всего страдает от коррупции? Народ и бизнес, и я заинтересован в том, чтобы преодолеть эту болезнь", - отметил Президент.Напомним, сегодня В.Янукович и Премьер-министр Николай Азаров встретились с участниками акции протеста предпринимателей на Майдане Незалежности. Президент В.Янукович предложил, чтобы в понедельник представители предпринимателей, специалисты Кабинета Министров и Администрации Президента сели за стол переговоров с целью доработки Налогового кодекcа.
01.02.2011 во Львове состоялся митинг предпринимателей, протестовавших против давления на представителей малого и среднего бизнеса со стороны органов власти. Участие в митинге приняло около 1000 участников. По словам организаторов, таким образом, начинается новая бессрочная акция протеста предпринимателей против власти. 1 февраля текущего года украинские предприниматели возобновят массовые акции протеста. Они состоятся в восьми городах, в частности, в Одессе, Виннице, Харькове, Хмельницком и Львове и других.
 Украинские власти усиливают давление на предпринимателей. 17.01.2011. На киевских рынках УБОП начал массовые проверки торговых точек, сопровождающиеся конфискацией товара. Продавцы предположили, что таким образом власти руками правоохранительных органов мстят за акции протеста против Налогового кодекса.
 За минулий рік мирних зібрань заборонили більше, ніж за 2005-2009 роки. Про це повідомив виконавчий директор Гельсінської спілки з прав людини Володимир Яворівський сьогодні на прес-конференції, передав кореспондент ГолосUA. «За минулий рік у нас більше заборонених мирних зібрань, ніж за минулі 4 роки. Ми бачимо різке збільшення судових заборон мирних зібрань. Крім того, - різке збільшення кількості фактів заборони зібрань з боку міліції. Є випадки необґрунтованого застосування насильства з боку міліції», - зазначив він. Експерт також навів приклад необґрунтованого затримання людини під час мирних зібрань, коли вчора міліція «супроводжувала» людину, яка була провокатором на одному з мирних зібрань в Києві.
 В большом зале Ялтинского горисполкома 09.02.2011 заместитель городского головы Сергей Карнаух прямо и без обиняков спросил у полутора десятков неравнодушных к вопросам предпринимательства граждан: "Ну зачем вам нужен этот Фонд поддержки предпринимателей?" Оказалось, что взволнованные граждане потребовали этой срочной встречи с чиновником по причине распространившейся быстрей телеграфа информации о том, что много лет помогавший предпринимателям Большой Ялты орган намерены упразднить. Свои пояснения на сбивчивые вначале возражения представителей предпринимателей Сергей Дмитриевич начал с финансовых трудностей исполкома. Универсальная, надо заметить, причина. Ощутив хотя и спонтанное, но уверенное противодействие своим аргументам, Сергей Карнаух, к моему удивлению, как-то слишком быстро согласился подумать, пообщаться с предпринимателями, вооружиться собственным(?) пониманием вопроса, которое обязательно сложится (по его словам) в скором времени.
Возвращаясь к началу беседы, хочу отметить привлекший моё внимание тезис, озвученный Сергеем Дмитриевичем, а именно: "Никакой практической потребности в существовании Фонда поддержки нет. Каждый предприниматель в силах сам посетить необходимого ему чиновника и решить свои вопросы в рабочем порядке". Типа, торговцы – в торговом отделе, транспортники – в транспортном, и т.п.
 Вот на этом этапе возможно скучноватого перечисления обстоятельств и событий, коснувшихся за последний год украинских предпринимателей в организационно-политической плоскости, – их объединений, организаций, союзов и фондов, - сказанные высокопоставленным чиновником ялтинского масштаба на первый взгляд безобидные и не очень продуманные слова позволили увидеть закономерность! Она просматривается достаточно чётко и не может не насторожить.
 Судя по всему, имеется верховная директива обезглавить и деструктуризировать предпринимательские объединения, превратить организованное предпринимательское сообщество в аморфную "субстанцию", в толпу озабоченных личными проблемами людей, одиночек. Расчет, видимо, сделан на то, что в таком состоянии предприниматели перестанут представлять собой силу, способную (и доказавшую это), как минимум вызвать высших государственных чинов на диалог.
 Честно говоря, всё это логично и вполне прогнозируемо. Правда, к большому сожалению, слишком примитивно и тупо, а главное – лживо и подло.
 Таковы мои выводы, полученные из информации о действиях государства по отношению к предпринимателям и внимательного слежения за ходом мысли Сергея Дмитриевича Карнауха в Большом зале Ялтинского горисполкома 09 февраля 2011 года.
 Очень хотелось бы ошибиться.

У каждого свой опыт выживания в годы «забубенной славы». Из них далеко не все выбрались живехонькими, а те, кто выжил, приобрели бесценный опыт борьбы с последствиями волчьего пофигизма всенародно избираемых мироедов.

Опыт этот весьма скоро будет востребован новым поколением людей, имевших неосторожность родиться и повзрослеть в Украине. И надеяться надо будет исключительно на себя, ни в коей мере не допуская даже случайных мыслей о том, что «социальное» государство в трудную годину протянет вам руку помощи. Оно априори враждебно простому гражданину. Не для счастья народного создавалась «незалежная» Украина. Потому тюремная поговорка «Не верь, не бойся, не проси» будет, так же как и в 90-е, руководящей.
Однако о приснопамятном десятилетии пока память не остыла.

Операция «Кооперация»

1991-й год застукал меня ведущим конструктором в одном крупном научно-производственном кооперативе. Тогда кооперативы назначили движущей силой перестройки, которая плавно перерастала в катастройку. Директор «товарищества», имея родственные связи в горкоме партии (партия тогда была одна – коммунистическая), замутил предприятие по образу и подобию «Геркулеса», воспетого в нетленном «Золотом теленке» Ильфа и Петрова.
Как вокруг «Геркулеса» кормилось несколько частных акционерных обществ, так и подле нашего научно-производственного «колхоза» подъедались коммунисты-перестройщики, готовые вот-вот сменить костюм руководящей и организующей силы общества на вышиванки национал-патриотов.
В какой-то момент от легкости получения банковских «инвестиций» пана директора обуяла гордыня, и он даже решил начать изготавливать персональные компьютеры под своим лейблом.
Разумеется, сие было пустым умствованием. Уже тогда американские компании-разработчики продукта расписали мировое производство ПК меж желтолицыми братьями, побороть коих силами кооператива и даже отдельно взятого самостийного государства так же нереально, как и встретить на улице гуляющего Януковича.
Однако кое-что реальное кооператив соорудил. В начале 1992 года он выкатил на продажу 200 игральных автоматов. С удовлетворением могу сказать, что значительная доля чертежей сошла с моего кульмана. Кроме того, мне как ведущему конструктору пришлось осуществлять определенную часть производственной кооперации: заключать договора на поставки мониторов и прочей электронной комплектации (Александровский телевизионный завод в России), размещать и сопровождать заказы на изготовление узлов игрового автомата на предприятиях города.
Но что такое 200 реализованных «игрушек» размером с небольшой шкаф для 150 человек высокооплачиваемых специалистов кооператива и могучей кучки горкомовских дармоедов? Это гораздо хуже объявленного мизера с двумя дырами в одной масти.
А зарплата у меня была завидной. Если заводской конструктор в начале 1992 года имел месячное жалованье в пределах 5000 рублей, то мне директор щедро отсыпал 12500 целковых. Долго такая мажорная музыка играть не могла. К безудержному расточительству руководства нашего «треста», ошалевшего от легких денег, алчбе партийных паразитов (к тому времени переродившихся в чиновников самостийной державы) присовокупилась стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране. Крупные ссуды в банке становилось получать всё труднее. И летом 1992 года четко обозначились проблемы с зарплатой.
Я не стал ждать, когда пробуксовки естественным образом перейдут в стабильные невыплаты, и ушел в вольное плавание. К тому времени в стране проклюнулось и стало мощно прибавлять движение коробейников с кравчучками наперевес.
Маленький украинец, освобожденный от пут производительного труда, со всем пылом непуганого идиота окунулся в стихию мелкого (до неприличия) предпринимательства с одной целью – разбогатеть. Кто проявил слабость характера, добровольно опустился в клоаку бомжевания. Кто порисковее, здоровьем квадратнее, не пугавшийся перспективы мутузить и грабить граждан, пошел в бандиты и менты.

Лирическое отступление

То было незабываемое время. Кашпировский и Чумак, всегда готовые порвать друг другу пасть, вызывая приступы жгучей зависти у лекарей-паранормалов, занимались массовым чесом в «первопристольной». Их завистливые коллеги-конкуренты, прерывающие взглядом беременность, пропалывали провинции.
В стране признали безработицу не грехом, а достоянием рыночной экономики. Экономисты-рыночники (либерастами их еще не называли) с апломбом утверждали, что небольшая контролируемая безработица не повредит державе. Она поможет отбраковать нетрудовой элемент, укрепит здоровье нации.
К тому же в обществе, с подачи тех же экономистов, в глаза не нюхавшего реального производства, возникло мнение, что ветхозаветное наставление «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой» слишком забористо. Можно «хлеб наш насущный даждь нам днесь» и чрез пособие по безработице. Ведь общество не оставит в беде неработающих граждан. Вон как американский безработный здравствует на пособие! И мы, здоровские ребята, освоим эту рыночную безделицу. Ну а тому, кому невтерпеж, – кравчучка в руки.
На дворе стояло времечко абсурдных ожиданий. Предприятия становились на прикол, а свечные заводики переходили на трёхсменную работу. Типографии вместо классиков марксизма круглосуточно штамповали «Святое писание». Народ, постепенно превращающийся в стадо электората, учился правильно осенять себя крестным знамением, а элита выдавливала из себя раба вместе с куцей совестью. От таких дел, естественно, хлеба насущного становилось всё меньше, а духовности, от растущего как на дрожжах церковного притча, прибывало.
Население, ещё не познавшее в избытке прелестей отсутствия постоянной работы, тешило себя ветреными фантазиями, что бардак не может продолжаться долго. Что промышленность, быстро перестроившись и сбросив с шеи ярмо старшего брата, на рельсах частной собственности умчит нас в светлые дали капитализма. Народу только надо перетерпеть пару лет – и Украина преобразится в славянскую Францию.

Чемоданные настроения

В конце лета 1992 года, получив в кооперативе нехилые расчетные вместе с отпускными, отбыл на вольные хлеба. Объединив с приятелем капиталы, решили налечь на продажу кейсов. Благо в нашем посаде имелось крупное чемоданное производство, на котором уже лет 15 по французской лицензии из АВС-пластика изготавливали дипломаты нескольких видов. По нашим прикидкам товар тогда был востребован у потребителей СНГ.
Выправили челобитную с мокрой печатью от солидной организации с просьбой продать три десятка кейсов по себестоимости и двинули к начальнику сбыта «чемоданки». Командир чиркнул на письме завсклада коротко: «Отпустить».
Это случилось в последний раз, когда не потребовалась мзда для того, чтобы получить от должностного лица подпись или любую другую услугу, которая входила в его служебные обязанности. В дальнейшем взятка стала спутником нашей мелкооптовой жизни. Превратилась в такую обыденность, что нет смысла про это и говорить.
Отмечу только, что брать «на лапу» стали такие кремни, которые ещё несколько лет назад при Советах могли конверт с деньгами швырнуть обратно его подателю. Стремительное превращение добропорядочных людей в хапуг поначалу ошеломляло. Но на ум пришла мысль: «Не люди плохие – времена собачьи», и сознание примирилось с действительностью.
Купленный товар с компаньоном сопроводили в Москву, где на рынке собственноручно за две цены реализовали его за один день. Удачная негоция вдохновила. С аналогичным письмом, но уже с просьбой отпустить по себестоимости 250 кейсов, я предстал пред тем же чином. Командир, молча повертел мою цидулу, выдвинул верхний ящик стола и скосил туда ясные очи. Несколько банковских банкнот (хоть убейте, уже не помню сколько) добровольно перекочевало из моего кармана в казенный ящик. Столоначальник грустно крякнул (наверное, маловато было), но закорючку в прошении отгрузил.
В несколько заходов мы переправили товар в «белокаменную». В качестве транспорта использовали пассажирский поезд Донецк - Москва, для чего выкупали всё купе, благо цены на проезд не сильно отличались от бросовых советских. Для сохранения в целостности товара от дорожных вымогателей (таможней тогда ещё не наградили, но «милициянты» уже начали конкретно борзеть) выправил в исполкоме ксиву предпринимателя с печатью и фоткой, дающую право заниматься торговлишкой.
До конца года весь товар был реализован. Появились оптимистичные соображения расширить бизнес. Но мы предполагаем, а бог торговли и прибыли Гермес располагает. К нашему большому сожалению, чемоданное производство, не выдержав конкуренции с дешевыми и более элегантными кейсами южно-азиатского производства, стремительно рухнуло. Мелкие негоцианты вроде нас не могли поддерживать крупное производство, и оно почило в бозе.
Чемоданные настроения на том выветрились без следа. Но предаваться греху уныния для меня не было никакой возможности. За мной стояла семья: две дочери-школьницы и верная супруга, получавшая в аптеке зарплату, легализующую нищенство.

Недолго музыка играла...

Следующим этапом борьбы за существования стал «музыкальный» – производство и реализация автомобильных акустических систем. Проклюнувшееся маркетинговое чутье подсказывало, что данная товарная ниша ещё не заполнена в должной мере импортной акустикой, а советская выглядела непрезентабельно, к тому же не воспроизводила верхние частоты звука (свыше 12500 Гц).
В свое время я увлекался электроакустикой и собрал у себя дома трехполосные звуковые колонки (мощностью 50 Вт) с фазоинверторами. И даже немного экспериментировал с разделительными фильтрами и со звучанием динамических головок. Потому предмет не имел технических тайн. Задача была ясна – сделать компактную и в то же время мощную (не менее 20 Вт) двух- и трехполосную акустику, выдающую звук в диапазоне 40-16000 Гц и монтирующуюся в пластиковом корпусе современного и оригинального дизайна.
Мы довольно оперативно, в течение 4-5 месяцев, провели полную подготовку производства: проектирование пресс-формы для лицевой панели, её изготовление, само литьё панели из ударопрочного пластика на пресс-автоматах, изготовление технологической оснастки и закупку всех необходимых комплектующих. Попутно остроумно решили вопрос, как из обычной широкополосной динамической головки «1ГДШ» сделать высокочастотную с хорошим дизайнерским видом.
Не буду подробно останавливаться на этапе подготовки производства, отмечу лишь, что закупку комплектации и изготовление оснастки, благодаря неведомому ранее всесилию денег, нам удалось провести по ценам, часто ниже себестоимости услуг. Мзда уже тогда открывала двери любых кабинетов. В нашу хату ввалились либеральные ценности, и Украина со всеми потрохами ушла в откат. 
Оставалось решить вопрос сравнительно честного вывоза товара с суверенной территории, которую к тому времени (вторая половина 1993 года) начали сторожить таможня и пограничники.

Таможня берёт добро

Я стал невольным свидетелем становления на «резвы нози» национальной таможни. С первых дней её введения (Россия только через полгода, глядя на буйство украинских мытарей, вынуждена была дать симметричный ответ) таможенный люд лихорадочно бросился обогащаться.
Слава о крутости украинских мытарей разнеслась по всей постсоветской округе. Если россияне, чему был многажды свидетелем, без фанатизма проводили выборочный осмотр вагонов поезда, то потомков запорожских «лыцарей» обуял «мытный» экстремизм. По вагонам, взысканные духом наживы, носились расхристанные личности с бегающими глазами и вибрирующими ручонками. Поезд стоял на границе всего 40 минут (потом стоянку увеличили в два раза, для более академичного шмона), и надо было успеть извлечь в свою пользу всю излишнюю товарную наличность. Неистовые украинские мытари лихорадочно лохматили судьбу, определившую их на непыльное и доходное место. Таможня брала добро. Разночинный люд кряхтел, болезненно постанывал и трепетал всем своим миролюбивым телом, глядя на усердие государевых людей, которым в кормление попала государственная граница.

Когда в декабре 2010 года глава государства активизировался на поприще «оптимизации» системы центральных органов исполнительной власти, многие представители власти убеждали СМИ и международные финансовые институты: в Украине, наконец, началась административная реформа, направленная на борьбу с бюрократией и экономию государственных средств. Несмотря на то, что уже первые шаги президента вызывали немало вопросов, начиная от отсутствия стратегии (программы) реформы и заканчивая легитимностью принимаемых мер, нам все же хотелось верить, что по крайней мере некоторые из них делаются в интересах общества и государства.

Однако после 2 февраля этого года, когда в парламент попали президентские законопроекты „О центральных органах исполнительной власти“ (№8055) и изменения в Закон „О Кабинете Министров Украины“ (№8056), стало понятно, что власть — то ли сознательно, то ли в силу бестолковости — избрала путь на фактическое разрушение исполнительной власти и уничтожение крохотных эволюционных достижений в нашем механизме правления. Ведь большинство инициатив прямо возвращают систему государственного управления в Украине к практике советского и постсоветского типа. Учитывая, что махательные движения одного „любимого журналистами“ народного депутата могут очень быстро превратить эти законопроекты в законы, считаем необходимым еще раз обратить внимание и власти, и общества на эти законопроекты президента и их возможные последствия.
В Украине уже трудно кого-то удивить нарушениями законов и даже Конституции. Потому в этом абзаце в который раз ограничимся лишь перечнем очередных посягательств на Конституцию со стороны главы государства. В частности, в этих законопроектах президент предлагает на законодательном уровне закрепить за собой полномочия: относительно назначения и увольнения заместителей министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти (дальше — ЦОИВ), утверждения Положений о ЦОИВ, предоставления обязательных к выполнению „поручений президента“ любому органу исполнительной власти и тому подобного. В который раз напоминаем, что этих полномочий президент не имеет по Конституции, поэтому глава государства, в соответствии с предписаниями Основного Закона и неоднократными толкованиями Конституционного суда, не может „взять“ себе эти полномочия иным способом. Впервые нынешний Верховный главнокомандующий некоторые из этих полномочий уже примерял на себя в последней редакции Закона „О Кабинете Министров Украины“ от 7 октября 2010 года. Но если тогда это было сделано с нарушением закона о Регламенте Верховной Рады Украины и как-то „воровато“ (в частности, конструкция „поручений президента“ в него прокралась один раз, несмотря на то что эту идею не поддержал даже подконтрольный парламент), то новый законопроект „О центральных органах исполнительной власти“ „поручения президента“ пронизывают насквозь — их встретишь в каждой третьей статье.
К сожалению, на правовые институты, которые должны были быть на страже Основного Закона, никаких надежд общество уже давно не возлагает. „Карманный“ Конституционный суд, особенно в настоящем составе, стал совсем предсказуемым, поскольку работает по принципу политического флюгера. Министерство юстиции при настоящем главе само же и продуцирует эти неконституционные законопроекты. Да и оппозиция не находит времени, чтобы готовить конституционные представления и хотя бы привлечь внимание общества к фактам нарушения Конституции.
Тем не менее, несмотря на всю недопустимость конституционных нарушений и постыдность осквернения принципа верховенства права, больше внимания хотелось бы сконцентрировать на содержании „новаций“ в президентских законопроектах, поскольку от качества работы исполнительной власти зависит жизнь каждого украинца и перспективы нашего государства вообще. Более того, можем утверждать, что в современных условиях конкурентоспособность государства и даже его шансы на выживание в значительной степени зависят именно от качества правления. Ведь именно этот фактор определяет и адекватность реагирования государства на внешние и внутренние вызовы, и уровень реализации гражданских прав и свобод в государстве. Так что же выстраивает президент и какие последствия будет иметь принятие анализируемых законов?
Самый первый вывод — правительство окончательно теряет свой конституционный статус высшего органа исполнительной власти. Это проявляется в том, что все органы исполнительной власти через учредительные полномочия (то есть полномочия, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией органов, определением сфер их ответственности и тому подобного) и кадровые полномочия (относительно назначения и увольнения руководителей и их заместителей) отныне становятся зависимыми лишь от главы государства. Уже сегодня видно, что правительство утратило любые признаки органа, формирующего государственную политику, превратившись в филиал администрации президента по выполнению непопулярной работы. При этом правительство и его члены лишены любых эффективных правовых инструментов влияния на другие органы исполнительной власти. Министры даже относительно своих заместителей имеют только право на „предложение“ премьер-министру, а при увольнении этих заместителей президент вообще руководствуется исключительно собственным усмотрением. Более того, поправками к Закону „О Кабинете Министров Украины“ даже премьер-министра лишают права инициировать изменения в составе Кабмина. Членов правительства почему-то такое положение устраивает (пожалуй, на правительственных должностях их привлекает не возможность реализовать реформы, а что-то другое), и они послушно соглашаются на „обрезание“ собственных полномочий.
Самым же показательным в этой неосоветской системе управления является инструмент „поручений“, то есть устных и письменных указаний от лица главы государства кому угодно в исполнительной власти. До последних лет именно эти „поручения“ делали невозможными любое стратегическое планирование в работе исполнительной власти и планомерную работу министерств: именно эти внеправовые указания, в ущерб любой другой работе, выполняются в первую очередь. Другим недостатком этих „поручений“ является то, что их содержание абсолютно непрозрачно и неподконтрольно обществу. И нередко именно из-за этих „поручений“ лоббируются частные интересы.
Уменьшение публичности и коллегиальности в работе правительства. Ухудшение межминистерской координации. Объяснить ликвидацию правительственных комитетов можно разве что тем, что вице-премьер-министры теперь имеют собственные министерства и потеряли интерес к правительственным комитетам. Но напомним, что на фоне советского механизма подготовки правительственных решений образование в 2000 году правительственных комитетов было одним из немногих достижений нашего государства в приближении процедуры подготовки и принятия решений правительством к уровню демократических европейских стран. Именно на правительственных комитетах появилась возможность реального обсуждения проектов решений членами правительства (и другими высшими чиновниками). То есть появился весомый инструмент для большей публичности (открытости) работы правительства, обоснованности его решений, уменьшения коррупционных возможностей протягивать „срочные“ правительственные акты на заседание Кабмина без обсуждения. Теперь у исполнительной власти снова останется лишь совковый механизм заочного письменного визирования (согласования) проектов. Возможно, это и оправданно в настоящих условиях, когда все стоящие внимания решения принимаются на Банковой, но для Украины это однозначно шаг назад.
Тотальная централизация исполнительной власти и ликвидация правительственных органов. Еще одно, пусть и незавершенное достижение Украины, это образование в 1999 году такого вида органов исполнительной власти, как правительственные органы. То есть в условиях тогдашнего (и настоящего „реанимированного“) конституционного регулирования это был легитимный выход для усиления роли правительства в эффективности реализации государственной политики и повышении персональной ответственности членов правительства за состояние дел в секторах ответственности. Собственно правительственные органы (в отличие от ЦОИВ) попадали в подчинение к министрам (а не к президенту или его администрации), что позволяло направлять их на текущую административную деятельность и обеспечивать лучший контроль за их работой. Ведь образование правительственных органов и назначение руководства правительственных органов напрямую зависело от министров. Тогда как относительно ЦОИВ (учредительные и кадровые полномочия) — прерогатива главы государства. Таким образом, теперь президент решил, что будет лучше, если всей исполнительной властью будет руководить он единолично. Последствия такой централизации также очевидны.
Относительно „других ЦОИВ“. Одна из грубейших ошибок „реформы“ — предоставление статуса ЦОИВ всем органам исполнительной власти центрального уровня (таких сегодня вместе с министерствами свыше 70). На практике эти ЦОИВ мало чем отличаются в реальной власти и особенно по влиянию на бизнес-среду от министерств, а в условиях „слабого правительства“ и подчиненности администрации президента — тем более. Наконец, в законопроекте для этих ЦОИВ прямо предусмотрены политические полномочия (в частности, „внесение предложений относительно формирования государственной политики…“ ( п. 4 ч. 1 ст. 17); в том числе право на разработку другими ЦОИВ „проектов законов,
актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказов министерства“ и даже на высказывание „позиции относительно проектов, разработчиками которых являются другие министерства“ (п. 3 ч. 4. ста. 19).
То есть, если не изъять эти нормы, то все лозунги об особой роли министерств и приведении в порядок системы ЦОИВ останутся пустыми декларациями. Кроме того, у этих ЦОИВ есть такие полномочия-лазейки для злоупотреблений, которые могут свести на нет любые инициативы власти по дерегуляции. Например, ЦОИВ могут самостоятельно, без какого-либо контроля (согласования) создавать предприятия, учреждения, организации (п. 19 ч. 4 ст. 19). И это в то время, когда, как утверждают в правительстве, государство вроде борется с тысячами „предприятий-прилипал“, которые продают от лица государства разные разрешения, согласования, заключения, справки и прокручивают махинации с государственными ресурсами.
Относительно размежевания конфликтных функций. Другой проблемой современной „оптимизации“ является нечеткое размежевание конфликтных функций (задач) между агентствами, службами и инспекциями. К сожалению, законопроект только ухудшает условия для такого размежевания, поскольку прямо предусматривает, что один ЦОИВ может одновременно выполнять несколько названных задач (ч. 2 ст. 17). То есть „оптимизированные“ ЦОИВ смогут в дальнейшем одновременно и предоставлять административные услуги, и управлять объектами государственной собственности, и осуществлять контроль и надзор. Следовательно, очень высока вероятность того, что все обещания власти и в этой части закончатся нулевым результатом.
Окончательное разрушение института государственной службы. Полной профанацией можно назвать подход к разграничению политических и административных функций и должностей в министерствах. Во-первых, так называемый руководитель аппарата министерства (должность которого должна быть неполитической), одновременно имея приставку-статус „заместитель министра“, будет назначаться по процедуре, аналогичной к другим заместителям министра. И даже установление каких-то особых требований к этим лицам при том, что не установлена открытая конкурсная процедура отбора на должность, не гарантирует политической нейтральности и профессионализма этих должностных лиц. Во-вторых, „заместители министров — руководители аппаратов“ не имеют адекватных полномочий, которые бы действительно позволяли считать их именно руководителями аппаратов. Ведь все ключевые полномочия (например, назначение на основные должности государственной службы в министерстве: руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделов аппарата министерства, территориальных органов министерства) закрепляются за министром. Так что это новшество можно разве что пиарить для иностранных ревизоров, но работать оно не будет.
Внесенный законопроект о ЦОИВ вообще окажет минимальное реформаторское влияние, поскольку он не подкреплен новой редакцией закона о государственной службе, которая должна бы гарантировать профессионализм, политическую нейтральность и стабильность государственной службы. Более того, законопроект перегружен механизмами, противоречащими основам демократической государственной службы. В отношении очень многих должностей предусмотрен механизм перекрестных „согласований“ при назначении на должности (например, председателями местных государственных администраций — относительно руководителей территориальных органов ЦОВВ, руководителями ЦОИВ — при назначении руководителей подразделов ГГА). При этом непонятно, какими критериями и аргументами руководствуются при таких „согласованиях“. Поскольку значительно лучшим инструментом отбора на должности является конкурсный отбор с привлечением представителей всех заинтересованных структур в состав конкурсной комиссии. Тогда и риск „продажи“ должностей уменьшается, и инструмент согласований становится лишним. А чтобы иметь возможность исправить ошибку при назначении на должность, достаточно использовать простой механизм испытательного срока.
В целом от государственной службы сегодня немногое можно требовать. Даже порядочные и преданные государству чиновники вынуждены выполнять нерациональные, часто даже незаконные и вредные указания своих начальников и начальничков. Ни от одного из них общество не дождалось отставки, хотя за год правления новой команды оснований, пожалуй, было более чем достаточно. Но, впрочем, требовать геройских поступков от людей сегодня трудно, особенно когда власть без каких-либо предостережений использует всю репрессивную машину для борьбы с оппонентами.
Есть немало других вопросов к законопроектам в части государственной службы. Например, непонятно, почему не выведены за рамки государственной службы должности патронатных работников министров: на эти должности работники всегда подбираются по личному усмотрению политика, без каких-либо квалификационных требований. Почему из Закона „О Кабинете Министров Украины“ изымаются нормы, которыми устанавливались общие полномочия правительства по „организации проведения единой государственной политики в сфере государственной службы“ (поправки к статье 20) — в демократической стране правительство отвечает за всю государственную политику без исключения, а за государственную службу в особенности.
Можно, конечно, в законопроектах найти и положительные моменты. Они там действительно есть, ведь за основу взят законопроект „О министерствах и прочих ЦОИВ“, который многие годы готовился в правительственных структурах с привлечением отечественных и зарубежных экспертов и содержал немало системных решений. Однако избирательное использование новшеств (по принципу: что подходит окружению президента — берем, все остальное — нет) будет нивелировать отдельные положительные нормы. Среди последних — и законодательное отнесение должностей заместителей министра к политическим должностям, и разграничение некоторых более мелких полномочий между министром и „заместителем министра — руководителем аппарата“, и ограничение права „других ЦОИВ“ (не министерств) издавать нормативные акты (правда, эта норма еще долго не заработает, пока не будут внесены изменения в специальные законы, которые наделяют ЦОИВ полномочиями издавать такие нормативные акты или „письма, разъяснения“, которые на практике имеют силу норм права). Формальным позитивом является также ликвидация должности „министра Кабинета министров“, но опять же без полноценного воплощения идеи о том, что руководителем аппарата правительства должен быть государственный служащий, а не политический назначенец, — это тоже лишь полушаг.
Что будет дальше? Трудно полагаться на мудрость власти, призывать ее к уму и совести. Все правильные решения в отношении реформирования публичной администрации уже многие годы как наработаны и в правительственных структурах, и в научно-общественной среде. При этом, начиная с 1998 года и до 2009 года, происходило максимальное сближение взглядов названных субъектов относительно путей реформирования. Но если власть принимает эти наработки выборочно или искажает их, ликвидируя даже незначительные достижения в исполнительной власти, то, наверное, „это кому-нибудь нужно“. Остается только надеяться, что власть имущие здесь не являются бездумным инструментом чужой игры по ослаблению Украинского государства. Тем не менее результат при нынешнем сценарии все равно будет одинаковый — окончательная деградация государственного аппарата, засилье коррупции и беспредел чиновничества.
Может ли быть иначе? На наш взгляд, теоретически ситуацию еще возможно спасти. Необходимо отказаться от идеи ликвидации правительственных комитетов и правительственных органов. Наоборот, все остальные ЦОИВ (кроме министерств) следует превратить (реорганизовать) в правительственные органы в системе министерств, обеспечивая, с одной стороны, политическую ответственность министров за соответствующие сектора государственной политики, а с другой — административную автономию этих органов. При этом следует избегать объединения в одном органе выполнения конфликтных функций (прежде всего предоставления услуг и осуществления контроля).
Назначение на должности министров должно осуществляться из числа компетентных и ответственных людей, способных возглавить реформирование соответствующих секторов.
Все органы исполнительной власти, кроме министерств, следует лишить политических функций (то есть функций по разработке политики). Для этого необходимо ограничить полномочия этих органов по внесению каких-либо политических инициатив, а также „вычистить“ все специальное законодательство на предмет норм, которые уполномачивают ЦОИВ или правительственные органы издавать какие-либо нормативные акты или акты толкования норм права.
В министерствах следует четко выделить должность руководителя аппарата (целесообразно изменить и название этой должности, однозначно изъяв приставку «заместитель министра», поскольку он ни при каких условиях не должен замещать министра). Вместе с тем этому должностному лицу следует отдать все внутреннеуправленческие функции в рамках министерства. В законе о ЦОИВ и/или в законе о государственной службе следует предусмотреть открытую конкурсную процедуру отбора кандидатур на должности руководителей аппаратов министерств и коллегиальный орган (хотя бы аd hoc) для проведения таких конкурсов и отбора кандидатов.
Безусловно, президенту следует отказаться от всех неконституционных полномочий и закрепить не надлежащие ему по Конституции учредительные и кадровые полномочия относительно органов исполнительной власти центрального уровня за правительством или другими адекватными субъектами.
Следует, в конце концов, всем понять, что в долгосрочной перспективе только эффективная система исполнительной власти, профессиональная и политически нейтральная государственная служба могут помочь Украине войти в число развитых демократических государств мира. Если, конечно, целью руководства нашего государства является именно это, а не что-либо другое...