Полковник Сергей И. в Главном разведывательном управлении (ГРУ) Генштаба России специализируется на Китае. Но это не помешало ему пройти семь войн и вооруженных конфликтов в самых разных точках мира. Не миновала его и наша родная Чечня, где мы познакомились в Аргунском ущелье.

После баньки на подмосковной даче травили анекдоты. Сергей еще с лейтенантских времен собирает все, что связано с Китаем. Вот один пример из его юмористической коллекции:

Меркель, пожимая руки Саркози, про себя думает: «А здорово мы вас в 1940-м!..»
Медведев, обнимаясь с Меркель: «А здорово мы вас в 1945-м».
Обама, обнимаясь с Медведевым: «А здорово мы вас в 1991-м».
Ху Цзиньтао, низко кланяясь им всем перед вспышками фотокамер, думает: «Еще лет пять, и все вы у меня строем на швейную фабрику пойдете, прищурившись».

Посмеялись. Выпили еще чайку. И Сергей погрустнел. Видимо, нахлынули воспоминания. И он, как никогда раньше, начал откровенничать о своей работе в Китае. Мол, там настолько все по-другому, что даже трудно представить.

Издержки системы «У Ши Бай»

Это поняли даже самоуверенные американцы. Недаром бывший шеф контрразведки ЦРУ Пол Редмонд как-то заявил по поводу поимки в Америке очередного китайского шпиона: «На культурном уровне они (китайцы) живут совсем в другой среде и в других временных рамках. Китайцы мыслят не в категориях часов, дней или недель, а десятилетий. Они – древняя цивилизация, и умеют планировать на долгие годы».
– Горько признавать, но китайцы выполняют свои планы куда лучше, чем мы, – полковник еще плеснул в чашки. – Через десять лет они перегонят Америку. И во многом благодаря лучшей в мире разведке.
Он рассказал о своей первой командировке в Пекин. Работать было неимоверно трудно. Еще во время «культурной революции» китайские спецслужбы возродили древнюю систему доносов, придуманную еще при императорах. Она называется «У Ши Бай» (пятерка, десятка, сотня). Это когда старший пятерки «стучит» на членов своей семьи, старший десятки – на своих сотрудников или соседей и т.д. В результате наши разведчики сталкивались с почти полной невозможностью заниматься агентурной работой внутри Китая. Попробуй кого-нибудь завербовать, когда огромное количество добровольных помощников контрразведки следит за каждым твоим шагом. Причем опасаться приходилось даже детей. Потому что в бригады наружного наблюдения включали подростков. Намного проще было вербовать агентов где-нибудь за пределами Китая. Например, в Югославии.

Погоня за «Найтхоком»

Скупо, как говорят разведчики, «без паролей, явок и фамилий», Сергей вспоминал военный Белград. Тогда весной 1999 года он, как знаток иероглифов, работал бок о бок с китайскими товарищами. При президенте Слободане Милошевиче руководство Югославии регулярно делилось захваченным военным оснащением западных стран со своими китайскими и российскими союзниками. Нередко дележка трофеев приводила к скандалам. Особенно запомнился тот, что случился в конце марта. Тогда Сергей выезжал к месту гибели американского истребителя-невидимки. А наперегонки мчался китайский резидент.

Это была редкая удача сербов. 27 марта 1999 года F-117A «Найтхок» с бортовым номером «82-806» был сбит комплексом С-125 «Печора». Попадание ракеты не было прямым. Поэтому подбитый летчик успел катапультироваться и остался жив. Обломки были довольно большие. Некоторые, как вспоминает Сергей, пришлось грузить на тягач краном, одолженным у местных строителей всего за две бутылки русской водки.

Уничтоженный F-117 был самой желанной добычей как для русских, так и для китайцев. Военный атташе КНР со своими помощниками буквально прочесывали территорию, где упал самолет, и выкупали у окрестных крестьян обломки. И больше всего их интересовали детали двигателя. Особенно какие-то неведомые «лопатки сопел». Но их они так и не нашли.

Китайцы развили бешеную активность. Денег на закупку американских «сувениров» они не жалели. Скоро багажник внедорожника китайского военного атташе был забит обломками обшивки самолета-«невидимки».

Пиратский акт американцев

Американцы были взбешены потерей своего сверхсекретного самолета. И поскольку хорватская агентура в Сербии сообщила им, что ценным трофеем завладели китайцы, то Вашингтон пошел на беспрецедентный шаг. Был нанесен удар по китайскому посольству в Белграде, где якобы находились детали сбитого самолета-«невидимки». Потом свой пиратский акт они объяснили топографической ошибкой.

– А в это время в российском посольстве в Белграде к отправке готовили какие-то контейнеры. Не так ли? – вопрос вырвался помимо моей воли.

– История об этом умалчивает, – усмехнулся Сергей.

Прошло более десяти лет. И вот в России взлетает самолет-невидимка Т-50, а в Китае на год позже Цзянь-20 «Черный дракон». Оба претендуют на звание самолета пятого поколения. Есть ли в них что-то от американского самолета-«невидимки»? Если и есть, то кто ж в этом признается… Наши молчат, а китайцы по восточной привычке от всего открещиваются.

Например, китайский летчик-испытатель Сюй Юнлин после полета заявил: Цзянь-20 является шедевром технологической инновации Китая».

Летчик Сюй также заметил, что пользы от обломков американского «невидимки» было бы немного. Дескать, F-117 был устаревшим уже в 1990-е, а технологию покрытия, скрывающего летательный аппарат от радаров, трудно воспроизвести по обломкам из-за «сложности сплавов».

В ответ на приведенную мной эту тираду полковник ГРУ пожал плечами:

– Трудно, но можно. Наши разведчики ведь тоже по крупицам добывали секреты американской атомной бомбы. И великий Курчатов был очень благодарен им за это.

В последнее время главному милиционеру страны Анатолию Могилеву все чаще и чаще приходится спускаться с «горных высей» и прерывать размеренные размышления о том, как побороть преступность в отдельно взятом независимом государстве. Отвлекают бдительные граждане и нерадивые подчиненные. Вот, недавно видео с одесским гаишником Швецом – тем самым, что «телячью мову» не понимает – подсунули. Только-только его в превентивных целях уволили, как запись планерки бердянских гаишников в Интернете беспризорно гулять начала:

И снова скандал.
На этом видео руководство бердянского отдела ГАИ на утренней оперативке зачитывает план по нарушителям. В кадре – начальник взвода Бердянского отдела ГАИ Вячеслав Федоров. Он слушает. А вот кто говорит – не видно. Голос звучит за кадром. Предположительно, это начальник Бердянского отдела ГАИ Станислав Сидоренко. Для лучшего запоминания он сдабривает свою речь доходчивыми словами. 
– Не меняемся, пока не будет по восемь протоколов... – отчетливо слышно за кадром. – Четыре пьяных нужно каждый день б...дь передавать. 
Дальше идет перечисление «приоритетных направлений работы» – превышение скорости, стоянка в неположенном месте и особенно перевозка опасных грузов. 
– Нужен опасный груз, – звучит голос за кадром. – Сделаете два – вообще отлично! Сейчас рыбаки, погода отличная. Возле заправки покрутитесь, может, там кто-то с канистрами. Больше 60 литров – уже можно.
– Они по 50 литров возят, засранцы, – парирует кто-то из зала.
– Опасный груз нужен сегодня... – безапелляционно заявляет голос.
Анатолий Могилев отреагировал практически мгновенно. Посмотрев видеоряд утром, днем он уже знал, что «голос за кадром» уволен... еще в декабре. Предвосхитили и предвидели, так сказать, задним числом. Комментируя же результаты молниеносно проведенной служебной проверки, министр заявил:
– Этот ролик – факт вопиющий. Я благодарен тому, кто это снял, виновники такого маразма уже наказаны. Руководитель этого подразделения уже уволен. Проведена работа с начальником ГАИ Запорожья. Он избежал увольнения только потому, что работает всего два месяца. А этот ролик был заснят в декабре. Но и он получил взыскание. Также ответил за безобразие своих подчиненных и начальник ГАИ Запорожской области. Он уже освобожден от занимаемой должности. Если бы я получил информацию, что подобный инструктаж проводил и начальник областного ГАИ, потерял бы свою должность и руководитель Департамента ГАИ Украины Лозовой. Я бы тоже его уволил. Каждый руководитель должен отвечать за то, что делают его подчиненные.
А вот в Бердянском отделе ГАИ почему-то не отрицают, что подобные планы уже получали «сверху». Правда, уверяют, что это было около года назад, то есть еще при Юрии Луценко.
– Тогда для усиления порядка на дорогах вышестоящим руководством действительно были присланы планы по нарушениям. В тот день нужно было составить 36 протоколов, – заявил пресс-офицер Бердянского городского отдела ГАИ Александр Фурса.
Но вот беда! Примерно тогда же, когда по уверению Фурсы, был снят этот видеосюжет, была опубликована статья «Рабы государства. Исповедь мента», вызвавшая значительный резонанс среди людей в погонах. Конечно, Анатолий Могилев мог бы сказать, что во всем, что там изложено, виноват рассматривающий сейчас небо в клеточку его предшественник Юрий Луценко. Мог бы, если бы с момента его восшествия на министерский трон хоть что-нибудь изменилось.
Вот выдержки из появившихся всего пару месяцев назад комментариев к статье «Рабы государства» в одном из Интернет-форумов (тексты приводятся в оригинале):
«Когда я прочитал статью, то у меня сразу перед глазами встал мой райотдел (как раз про него написано), самое страшное, что такой бардак творится во всех РВ и МРВ районов, областей и Украины в целом, а улучшения ситуации, наверно, уже не будет никогда...»
«11 лет я в Тернопольском ГОВД... Жаль, что не прочитал это 11 лет назад, хотя вряд ли поверил бы»
«15 лет проработал в органах и такого беспредела, как сейчас, не помню. Жаль, что подобные статьи читаем только мы – простые менты, а не лица, способные повлиять на ситуацию и, в частности, наши «рукамиводители», которые сейчас превратились в царей и панов, считающих нас за скот. И дело не в нищенской зарплате, которая у ментов всю жизнь была мизерной, и не в ненормированном рабочем дне, а в отношении к тебе как к личности и человеку, призванному помогать людям. Каждый рабочий день построен на том, где раздобыть денег, которые потом идут на ублажение прокуроров, начальников, оплату проведения экспертиз и т.п. В больших кабинетах сидят за уши притянутые мамины сынки по 25-27 лет, а они уже начальники, руководят и учат, как надо работать тех, кто 20 лет землю топтал, а сами бандитов только на фотографиях видели. О какой борьбе с преступностью и коррупцией может идти речь, если МВД и есть прародитель этой коррупции? Насквозь прогнившая система, ящерица пожирающая собственный хвост, но ведь она система. Жизнь в милиции идет по своему плану, и ее не интересует, что происходит там за окном, мы сами себе создаем трудности, сами с ними боремся и сами себе отчитываемся об их успешном преодолении, сами себе придумали статистику, которая абсолютно не интересует граждан... Мне надоело вымогать деньги у одних и отдавать их другим, поэтому я увольняюсь»
Эти комментарии приведены вовсе не случайно. Обратите внимание на слова «план» и «статистика». Эти слова прекрасно известны главному милиционеру страны Анатолию Могилеву. Только он стыдливо умолчал о них. Не может он не знать и то, что разнарядки, подобные той, что снята на видео в Бердянске, – самое обычное явление во всех без исключения подразделениях милиции. 
Их величества Показатель и Процент – именно им подчинена деятельность любого сотрудника милиции, а вовсе не защите «прав, свобод и законных интересов граждан», как написано в законе «О милиции». Процент раскрытых преступлений не должен быть меньше, чем за аналогичный период прошлого года, или, как вариант, меньше, чем в среднем за месяц в прошлом году. Не может он быть меньше, чем в среднем по области или по Украине. Не должен он быть и меньше, чем в соседнем райотделе или горотделе. То же самое касается и админправонарушений.
Именно достижение пресловутого показателя уже много лет стало целью деятельности органов внутренних дел, а вовсе не раскрытие преступлений как таковое. Если в прошлом месяце ты раскрыл 20 преступлений, то в этом, будь добр, раскрой 21. Кто раскрыл 15 – плохой работник, потому что показатель по сравнению с аналогичным показателем прошлого года должен расти, несмотря ни на что. Это та самая «палочная система», на которую вам пожалуется любой милиционер сразу после жалобы на зарплату. Самое интересное, что тот, кто раскрыл 25 преступлений, – тоже редиска, нехороший человек, ведь в следующем месяце придется раскрывать 26.
Простой пример. Зарегистрировано 100 преступлений, раскрыто 50. Это 50 процентов раскрытия. Зарегистрировано 80, а раскрыто тех же 50. Это уже 62,5%. Больше? Больше. Анатолий Могилев еще весной прошлого года озвучил свое видение служения показателю. Он заявил, что необходим новый, качественно новый подход к этой проблеме. Чем больше уголовных дел будет возбуждено, тем больше их будет окончено производством и передано в суд. По его мнению, если, к примеру, из 100 зарегистрированных преступлений 60 будут раскрыты, то из 60 зарегистрированных преступлений удастся раскрыть только 40. Иными словами, максимально полная регистрация, как следствие, повлечет за собой активизацию усилий сотрудников милиции по раскрытию этих преступлений и правонарушений. А это, в итоге, и даст тот высокий процент раскрываемости. Вот только почему он уверен, что если будет больше зарегистрировано преступлений, то и больше будет раскрыто? Прошел почти год, и выяснилось, что процент растет с большим скрипом, а из милиции увольняется все больше и больше сотрудников, не желающих еще больше активизироваться и работать с утра до ночи без выходных для его достижения. Те же, кто остается, получив на рассмотрение любое заявление, думают в первую очередь не о том, как раскрыть преступление, а о том, чтобы найти хоть малейшую зацепку для отказа в возбуждении уголовного дела.
Вот тут-то и вступает в дело прокуратура. У нее тоже свой процент и показатели имеются. За то, что в районе низкий процент раскрываемости, прокурора спросят в последнюю очередь. Зато спросят, сколько постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела он отменил, а также сколько написал представлений о том, что милиционеры что-то нарушили, и сколько их привлечено к дисциплинарной ответственности. И никого не волнует, насколько объективно это произойдет. Чтобы не ругаться с прокурором, от которого зависит, уйдет ли очередное уголовное дело в суд, начальник райотдела «сольет» любого своего сотрудника.
Как-то оперативники одного из райотделов задержали группу воров и выдали на-гора порядка трех десятков раскрытых преступлений, по доброй половине которых потерпевшие даже заявления не писали, чем повергли в шок следствие, которому все это нужно было процессуально оформлять. Вроде бы честь им и хвала, но начальник райотдела был в панике: «А вы подумали, что будет на следующий год? Где вы показатель брать будете? Это ж на 30 уголовных дел раскрытых больше надо будет, чтобы на процент выйти!». Беспокойство его вполне понятно и обосновано. От процента зависит, будет ли он и многие его подчиненные получать надбавки к смешной зарплате, ведь они составляют львиную долю денежного содержания.
Поэтому и существует множество методов достижения этого пресловутого процента. Самый главный из них – это вопреки официально звучащим из министерства призывам регистрировать все без исключения преступления и происшествия, на самом деле этого не делать. Иначе на процент не выйдешь. Сокрытие преступлений, может быть, выплывет, а может быть, и нет, а за процент спросят обязательно. Тем более, что начальнику всегда можно перевести стрелки на нерадивого участкового или опера, который, сволочь такая, не зарегистрировал, как положено. А вот о том, что рядового сотрудника вынудил это сделать его руководитель, почему-то всегда умалчивается. И летят телетайпограммы, и трезвонят телефоны, и раздается начальственный мат, требующий усилить, активизировать, раскрыть, к примеру, еще пять краж и три грабежа, выявить восемь самогонных точек или поймать десять пьяных водителей. И все это выливается в сцены, подобные той, которая запечатлена на видео из Бердянска.
Не стоит при этом забывать и о выявлении оружия и наркотиков. Что же делать, если на примете нет ничего реального? Очень просто. Нужно соорудить простейший самопал и договориться, что его «возьмет на себя» кто-нибудь из находящихся на подписке о невыезде подследственных за бутылку, деньги или обещание помощи в суде. Расчет прост. К примеру, за кражу с проникновением можно получить от 3 до 6 лет лишения свободы, а за самопал от 2 до 5. Большее наказание поглощает меньшее. То же самое касается и наркотиков. 5 граммов марихуаны или 10 граммов маковой соломки потянут не больше, чем на три года. Есть резон согласиться. Как вариант, можно пакет с охотничьим ножом или наркотиками просто бросить там, где тусуются бомжи, а потом задержать того, кто поднимет.
– Каждый руководитель должен отвечать за то, что делают его подчиненные, – комментируя скандальный ролик из Бердянска, сказал Анатолий Могилев.
Нечто подобное говорили и все его предшественники. Вот только знает ли он, что думают его подчиненные о руководимой им, трещащей по всем швам системе? Вряд ли. Такое на совещаниях и коллегиях, посвященных «его величеству Показателю», не звучит, и началось это «служение» вовсе ни при Могилеве. Но он принял правила этой игры, поэтому в заключение приведу высказывание девушки-следователя:
«Не помню, кто из нынешних политиков сказал недавно (слышала по радио): «Если человек идет работать в ОВД, он знает, что его зарплата 1400 гривен, и он обязан жить только на зарплату, не поддаваясь коррупции». Дерьмо полное, извините, конечно. Для примера. Двое ментов-следователей с 3-4-летним стажем получают на двоих 3400 (очко начальников не по вкусу), из них 1100 на квартиру, своей нет, 600 – кредит за ноутбуки (на которых работаем, их не выдают, покупаем сами), 200 – кредит за принтер, около 300 каждый месяц на бумагу, краску для принтеров, 250 за детский садик для ребенка, около 100 на проезд (после 22:00 домой на трамвае не доберешься). 100 на двоих на мобильную связь. Итого, остается 800 гривен. Нужно жить месяц втроем, включив сюда флюорографию для жуликов на ИВС (25 гривен каждый), им же на сигареты или на проезд домой. Сюда же купить бумагу и кофе прокуратуре, чтобы за каждой строчкой на дополнительную проверку дело не возвращали. На сутках (суточное дежурство в следственно-оперативной группе. – Авт.) есть хочется, а поскольку рабочий день от рассвета до следующего рассвета явление постоянное, то... О сбитой обуви и дырявых джинсах и говорить нечего. У нас даже в областное управление в джинсах не пускают, а то, что брюки одни, летние, и зимой в них холодно – не е... Не волнует, в смысле. Волком выть хочется, а деваться особо некуда. Противно, что начальник премии распределяет тем, у кого язык шершавее, первогодок-офицер может получить 2500, а тот, у кого несколько лет опыта, звание выше – 1600 и меньше. А возмущаться и митинговать нам нельзя, мы ж, блин, охрана общества. Холопы мы, жалкие холопы жалкого (увы!) народа».

Как известно, максимальная величина дохода, попадающая под обложение единым социальным взносом (ЕСВ), осталась такой же, какой и была раньше для взносов в соцстраховские фонды, — 15 прожиточных минимумов в расчете на трудоспособное лицо (п. 4 ч.1 ст. 1 закона о ЕСВ от 08.07.2010 г.).

С учетом конкретных цифр, установленных в госбюджете-2011, этот порог для (не)начисления ЕСВ составляет: с 1 января — 14115 грн.; с 1 апреля — 14400 грн.; с 1 октября — 14775 грн.; а с 1 декабря — 15060 грн.
Таким образом, все депутаты и прочие олигархи облагаются в стандартном режиме лишь с первых 14—15 тыс. грн. в месяц (просто цифра эта все время меняется). С остального — только налог на доходы физлиц, то есть нет платежей (сборов/удержаний) ни в ПФУ, ни в безработный/несчастный/нетрудоспособный соцстрахи. Заработал за месяц честным трудом миллион — с 14—15 тыс. заплатил так же, как платят все, а с оставшихся 985—986 тыс. — только 15%, и все!
Почему-то считается, что если все удержания/сборы олигархи будут платить наравне с остальными, то им и пенсию придется начислять, тоже исходя из полного дохода, отменив верхний предел.
Интересно, с чего это вдруг? Все — в руках законодателя! У нас, в конце концов, еще кризис или уже не кризис? Так пусть платят как все, а пенсии имеют с ограничением!
А, Верховная Рада не хочет? Жалко олигархов? Или себя? Так и от бедных единоналожников, которые до таких сумм просто не доползают, в таком случае ручки свои пусть уберет. Чтоб не колыхать хрупкую социальную гармонию. Захотят предприниматели на едином налоге зарабатывать себе на пенсии — найдут дорожку куда надо и сами, коль уж им, маленьким, зачем-то понадобится такое огромное счастье...
Да и почему вообще доход предпринимателя всеми настолько приравнивается к зарплате, что удостаивается чести стать базой для начисления в ПФУ?!
А отчего, в таком случае, никто не облагает аналогичными поборами дивиденды (тех же олигархов)? Ну чем доход предпринимателя без юрлица хуже? У него ведь тоже нет никаких социальных гарантий, он тоже действует на свой страх и риск и тоже может круто пролететь, потратив свои деньги и их не окупив!
Так при чем же тут зарплата и Пенсионный фонд? Какое они все сюда имеют отношение?
Между тем в течение одной (сентябрьской-2010) недели я дважды — в присутствии телекамер центральных каналов — спрашивал у вице-премьеров о дальнейшей судьбе неначисления сверх 13 тыс. грн. (тогда речь шла примерно об этой сумме) всевозможных страховых взносов, включая пенсионный.
Смысл ответа Б.Колесникова сводился к тому, что это будет продолжаться, а то, мол, богатым и пенсии придется платить, исходя из их супердоходов (времени телевизионщики давали мало, поэтому я не успел возразить насчет возможных при расчете пенсий понижающих коэффициентов).
С.Тигипко же уверял, что такого ограничения больше не будет, а если где оно и проскочило, то его обязательно уберут.
Как оказалось, вице-премьер по Евро-2012 (тогда!) был более в курсе, чем вице экономический (тогда же).
Впрочем, мы несколько отвлеклись от основной цели рубрики — рассказов о методах налогового маневрирования. Хотя рассказывать ничего уже не надо: все и так ясно. Несмотря на широковещательные заявления о переходе на прогрессивное налогообложение (для сумм сверх 9410 грн. налог на доход физлиц составляет не 15, а 17%, то есть вершок облагается лишними 2%), эта прогрессивность с лихвой компенсируется тем, что на суммы сверх 14—15 тыс. не начисляются околосорокапроцентные страхвзносы.
То есть бомж по-прежнему фактически облагается больше, чем олигарх, что и порождает зарплату в конвертах. Когда работодатель оформляет работника на минимальную зарплату, а все остальное выплачивается неофициально, и с работником делятся экономией, полученной за счет неуплаты ЕСВ вследствие аккумуляции доходов у одного физлица, где они все и попадают в «офшорный» вершок над 14—15 тыс.
ЕСВ же при этом уплачивается с официальных минимальных сумм, а максимальный взнос уплачивает (с первых 14—15 тыс.) лишь тот, на кого оформлены настоящие зарплаты всего коллектива.
Заодно и уволить работника ничего не стоит: не хочешь уходить — будешь получать столько, за сколько расписываешься...

Когда еще был жив-здоров Советский Союз, сочувствующие коммунизму страны третьего мира получали от него всестороннюю помощь. СССР снабжал единомышленников в малоразвитых странах оружием и боеприпасами. Еще бы, чтобы установить светлое будущее и накормить всех голодных, надо сначала уничтожить всех неугодных. В те годы военное снаряжение в братские страны Африки и Азии шло потоками. А поскольку местное воинство умело лишь драться, по большей части, копьями да дубинами, на помощь африканским и азиатским братьям по коммунистическому разуму отправлялись многочисленные советские специалисты.

СССР давно приказал долго жить, коммунистическая идея в основном зачахла, но во многих странах третьего мира, некогда зачисленных КПСС в братский соцлагерь, войны все еще продолжаются, теперь уже под другими знаменами и с другими лозунгами. Но что осталось в этих странах неизменным, так это интерес к выходцам из стран бывшего Союза, то есть СНГ. Военная техника, которая используется в этих странах третьего мира в ходе многочисленных военных конфликтов, осталась в основном старая — советская. А вот местное воинство так толком и не научилось ею управлять. Так что в этих государствах интерес к военным специалистам из бывшего СССР и сейчас немалый. Правда, теперь бывшие «братья» приглашают спецов из стран СНГ уже не от лица государства, а в частном порядке, проще говоря, как наемников. 
Наемники, или, как их еще называют, солдаты удачи, или «дикие гуси», в странах бывшего Союза вербуются намного охотнее, чем их коллеги в развитых государствах. В Украине на фоне кризиса, бесконечных сокращений, реорганизации армии и, как правило, дальнейшей невостребованности в гражданской жизни украинские военспецы готовы ехать куда угодно, лишь бы работать по специальности и получать деньги за свой труд. Ехать туда, куда ни один европеец не рискнет отправиться ни за какую зарплату.
Высокая по отечественным меркам оплата труда в странах третьего мира и якобы серьезные гарантии нанимателей кажутся нередко настолько привлекательными, что украинские военспецы иногда готовы ехать за рубеж даже без контракта и медицинской страховки, закрывая глаза на то, что наемничество, с точки зрения законодательства Украины, является уголовным преступлением.
В 2008 году оборонное ведомство Республики Чад стало активно подыскивать в Украине летчиков для обучения личного состава и обслуживания собственных ВВС.
Для справки: Чад — государство на Африканском континенте, бывшая французская колония. Площадь — 1284 кв. км. Граничит, в частности, с Нигером, Нигерией, Суданом. Население более 11 миллионов. Одна из стран с наиболее высоким уровнем заболеваемости СПИДом. Для региона характерно доминирование вирусных и паразитарных болезней при отсутствии развитой системы здравоохранения. История постколониального периода характеризуется постоянными внутренними и внешними военными конфликтами.
Для найма военных специалистов из Украины была придумана сложная и запутанная схема, исключавшая непосредственный контакт с зарубежными нанимателями. Людям обещали до тысячи долларов в месяц, приемлемые условия работы и медобслуживание.
Желающие, разумеется, нашлись. Волонтеров из бывших военнослужащих разных по большей части крымских, гарнизонов набралось больше двух десятков. Путем сложных комбинаций, к которым относилось получение визы Чада через одно из соседних государств, перелет транзитом через Францию и тому подобные меры предосторожности, группа украинских летчиков оказалась в столице Чада — Нджамене, где им предстояло обслуживать летную технику и обучать азам летного искусства местных военных. Занятия с местными спецами должны были проводиться дважды в неделю прямо в аэропорту Нджамены.
Африканская действительность сразу внесла в радужные планы наемников из Украины определенные коррективы. На практике оказалось, что системы здравоохранения в стране практически нет и помощь могут оказать только те медучреждения, которые еще со времен колониального прошлого обслуживались французским медперсоналом. Отдельные украинцы в полной мере ощутили прелести африканской медицины на себе, вернувшись домой больными малярией.
Ко всем «прелестям» зарубежной службы добавились и еще некоторые, мягко говоря, неприятности. В 2009 году Республика Чад переживала очередной виток напряженности в отношениях с соседними государствами. По территории Судана Чадом была нанесена серия авиаударов с самолетов типа СУ-25 старого советского образца, тех самых, которые обслуживали украинские наемники. И как знать, кто именно сидел за штурвалом штурмовиков. Вполне возможно, это были наши соотечественники, которым наниматель не оставил выбора...
Из Чада летчики вернулись домой с большим трудом и полупустыми карманами: наниматели сделали все для того, чтобы максимально урезать гонорар наемников и максимально осложнить им процесс возвращения на родину. А дома их ждало плотное и неприятное общение с правоохранительными органами.
И хотя предложения аналогичного характера из Чада поступают снова, большинство военспецов, побывавших в воюющей республике, не спешат их рассматривать. Да и другим не советуют: жизнь наемника в чужой стране, особенно украинского, стоит недорого.

Со будущими работодателями я столкнулся в своем же подъезде. Таня, полноватая шатенка лет сорока, и Ксения, ее миниатюрная помощница, «пели» про невероятные лечебные свойства обычного вибромассажера. Соседка дрожащими пальцами уже отсчитывала им 11 тысяч.

- Валентина Петровна! Он же не стоит таких денег! - кинулся я было на помощь.
- Зачем хороших людей обижаешь? Они мне специально привезли подешевле этот прибор! - заявила бабуля и хлопнула перед моим носом дверью.
- Ничего себе, как вы старушку обработали! - в притворном восхищении обратился я к коммивояжерам. - Как бы к вам устроиться - деньги нужны.
- Да ты шустрый! Что ж, приходи завтра в офис, посмотрим, - кивнула Таня.

Не обманешь - сам пропадешь

Обшарпанное уродливое здание среди пятиэтажек. Зато внутри обстановка приличная - дела у фирмы, судя по всему, идут хорошо.
- Наша работа связана с продажей медицинских аппаратов, - начал разговор Владимир Евгеньевич, зам. директора. - Правда, некоторые моменты нашей деятельности могут показаться э-э-э... циничными. Но все в рамках закона!
- Что значит «циничными»? - уточнил я.
- Ну-у-у... Мы работаем с незащищенными слоями населения, а они люди нервные! - замялся босс. - Получать будешь по 500 рублей каждый день. Плюс процент с продажи.
Но об одном умолчал «босс». О том, что продавать придется не чудо-аппараты, а примитивные вибромассажеры. И стоят они на самом деле всего несколько сотен рублей. Это все мне поведали мои коллеги - те самые Таня и Ксения, с которыми мы выехали на дело. Вскрылся и еще подвох.
- Ежедневные 500 рублей тебе действительно выдаются, - разговорился водитель Паша. - Но - в долг!
То есть сегодня, не начав еще толком работать, я уже ушел в минус. И завтра... До тех пор пока не станешь активно обманывать пенсионеров.

Ничего личного - просто бизнес

Тормозим у панельной девятиэтажки. Звоним в первую квартиру.
- Ничего не говори. Смотри и слушай. И больше в джинсах не приходи - только костюм, - быстро инструктирует Таня.
Все психологически рассчитано. Мы должны выглядеть, как хорошисты на линейке: внушать доверие и не вызывать зависти.
Дверь открывает пенсионерка в махровом халате.
- Здравствуйте, мы из Пенсионного фонда, - деловито заявляет Таня, в руке мелькает поддельное удостоверение. - Ваши фамилию, имя и отчество, пожалуйста! А вы знаете, что в рамках правительственной программы вам положена спецпомощь?! Вы документы на лечение и физиотерапию получали? Нет? Странно! А другие пенсионеры в вашем доме? Тогда зовите всех жильцов, будем разбираться. 
Два десятка бабуль собираются как по команде. В это время я вместе с Ксенией тащу «чудо-аппараты».
- Правительство выделило нашей области 11 миллиардов рублей на медицинскую помощь пенсионерам, - трясет в воздухе пачкой бумаг. 
- Так где же они, эти 11 миллиардов, доченька? - удивляются старушки.
- Разворованы... - безнадежно машет рукой Татьяна. - Но мы проверяем работу поликлиник и распределяем новейшие аппараты. Прямо на руки, чтобы участковые врачи их налево не продали. - В словах Татьяны звучит неподдельная забота.- Вы получите их БЕСПЛАТНО!
Подъезд восхищенно ахает: «Бесплатно!»
- Но, - делает паузу Таня. - Нужно оплатить транспортировку и налог. Всего около 11 тысяч рублей, однако, учитывая, что аппарат стоит 70 тысяч, это копейки.
Все. Мышеловка захлопнулась.

ЛЕЧИМ ОТ ВСЕГО! А от артрита он поможет, дочка? - интересуется 86-летний Василий Петрович. Мы поднялись к нему в квартиру за деньгами.
- В первую очередь! Здесь же красное монохромное излучение плюс механические колебания акустической частоты. Магнитное поле еще и обменные процессы заново в организме запустит. На танцы бегать будете! - не моргнув глазом, выдает Таня.
- А у жены давление...
- Переключаете вот тут режим, и жена горя не знает! - добавляет Таня.
Картину маслом портит только одна бабуля.
- У меня уже был похожий аппарат, ничего он не помогает! - поджимает она тонкие губы.
- Какой фирмы? - Татьяна тут же кривится, услышав название.
- Ну это же подделка! Что ж вы верите мошенникам. А у нас сертификаты есть, вот посмотрите! - выдает она. И показывает бумагу с печатями, якобы выписанную РАН. Бумага фальшивая.
- Дай вам бог здоровья, деточки! - провожает нас пенсионер, расплатившись за чудо-аппарат.
- А вам их не жалко? - уже в машине спрашиваю я. Под ложечкой неприятно сосет.
- Да что их жалеть-то! У него на сберкнижке не одна сотня лежит, наверное. Что, эти деньги в могилу они, что ли, заберут? - раздувает ноздри начальник группы и достает калькулятор.
- Так, 10 аппаратов сегодня есть! - тут же подбивает она бухгалтерию. - Можно еще подъезд освоить - и норму сделали.
Норма - 15 приборов в день по 11 тысяч рублей каждый. Ежедневно наша группа приносит фирме 165 тысяч рублей. За счет слез и здоровья обманутых пенсионеров. Два подъезда в день - своя норма бессовестности. А нас таких групп в конторе шесть. Фирм-аферистов больше десяти - и это только в Саратове. В масштабах страны это тысячи обманутых пенсионеров. И все - в рамках закона.
P.S. Я искренне прошу прощения у тех людей, которые отдали свои деньги мошенникам. Да, наверное, я смог бы остановить их от необдуманного шага, но тогда бы я раскрыл себя и не смог сделать этот репортаж. Возможно, он спасет сотни других пенсионеров...

Комментарии врача...

«Это чистой воды мошенничество!»

- Для любых «лечебных аппаратов» есть объективный критерий - акт о клинических испытаниях. Но только выписан он должен быть официальной медицинской организацией, а не фирмой-производителем или каким-то мифическим НИИ, - говорит врач консультационно-диагностического центра «Здоровье +» Алексей Бейергольф. - Почти во всех инструкциях указывается список заболеваний, которые аппарат лечит, но пульсовая волна, которую излучает прибор, не может даже теоретически иметь такие возможности. На многих из чудо-аппаратов есть и еще одно пояснение: «Снимает все симптомы болезни». Это вообще чистой воды мошенничество.

...ученого

«Чудо-аппарат - примитивный массажер»

- Почти все «чудо-аппараты» сверхприбыльны в своем производстве, - говорит старший научный сотрудник научно-исследовательского центра «Симпозит» Виктор Белозеров. - Тот, что вы принесли нам на экспертизу, представляет собой виброакустический аппарат с примитивным блоком питания и безымянной микросхемой (что, кстати, запрещено стандартами). По сути, его производство потянет рублей на двести. Если учесть, что прибор всего лишь излучает слабые микротоки, то эффект от него такой же, как и от сеанса массажа. Хотя массаж будет эффективнее.

...фонда защиты прав потребителей

«Деньги вернуть не получится!»

- Никогда не покупайте медоборудование с рук, - советуют специалисты по защите прав потребителей. - Если покупка уже сделана, а фирма отказывается возвращать деньги - подавайте в суд. Обычно в таких случаях решение принимается в пользу покупателя. Но, даже имея на руках решение суда, вернуть себе деньги будет непросто. Подобные «лавочки» часто не имеют официального имущества и расчетного счета. Взыскать средства в таких случаях просто невозможно.

Взгляд с 6-го этажа

Я сам обманываться рад

Афера с массажерами попахивает нафталином. Так дурили и пять лет назад, и десять. Уже писали, объясняли, но старики все равно ведутся. И на массажеры, и на БАДы, которые им втюхивают под видом волшебных таблеток. И вот что интересно, старушка, которая обожглась на чудо-массажере, непременно купит БАД «от всех болезней». Знаю, что говорю, в прошлом году сама работала в конторе таких мошенников (чтобы раскрыть их кухню и предупредить людей), обзванивала пенсионеров. И все удивлялась: неужели жизнь их ничему не учит? Как выяснилось, учит, и пенсионеры в глубине души прекрасно понимают, кому отдают деньги. Но! Каждый раз здравый смысл, словно газовый шарф, затуманивает зыбкая, но сокровенная надежда: неужели государство обо мне вспомнило? Вот оно, слабое место наших стариков. Заметьте, аферисты всегда действуют якобы от лица государства: «в рамках правительственной программы», «по поручению министра здравоохранения» и все в том же духе. А почему? Потому что старики государству верят, но втайне обижены. Гремучая смесь. И потому отдают деньги мошенникам. Все равно как любящая жена, прощая в очередной раз своего алкоголика, прекрасно понимает, что завтра он опять напьется и перебьет всю посуду, хотя... Может, действительно «осознал». Она хочет верить - и верит. Мужу остается придумать лишь более или менее свежее оправдание. Так и со стариками. Они хотят верить - и верят. Аферистам остается лишь подыграть, подкинув в свой ассортимент парочку новых чудо-агрегатов.

«Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в тропическую жару». Эта фраза выдающегося польского поэта и философа Станислава Ежи Леца абсолютно точно отображает характер отношений между теми, кто руководит в нашей стране образованием, и теми, кто непосредственно работает в школах. С отсутствием даже намека на продуктивное взаимодействие первых и вторых ежедневно сталкиваются миллионы родителей и учеников. Результат общеизвестен. И весьма неутешителен.

Одна из самых „запущенных“ болезней отечественного образования — непрозрачная и совершенно неэффективная система финансирования средней школы. Несмотря на увеличение бюджетных расходов на образование (с 6,3% ВВП в 2009-м до 6,6% в 2010-м), эффективность их использования была и остается очень низкой. Более 70% этих средств направляются не на образовательные потребности, а на зарплату и коммунальные платежи. Вместе с тем обеспеченность украинских школ современными средствами обучения составляет едва ли треть от реальной потребности. Распределение финансовых потоков между школами зависит от количества учеников, которые там учатся, при этом не учитываются другие важные критерии: например, состояние помещений учебных заведений...
Современной и действенной альтернативой нашей слишком централизованной со всех точек зрения системе управления образованием могла бы стать автономизация школ. В финансовом аспекте в том числе. Какие есть предпосылки для этого? Какие проблемы и вызовы несет за собой такая самостоятельность и возможна ли она вообще?.. Ответы на эти и другие не менее важные вопросы попытались дать эксперты, которые в течение двух лет исследовали систему финансирования общего среднего образования в Украине и выработали рекомендации относительно ее реформирования. Инициаторами проекта „Финансирование и управление: возможности изменений“ выступили Программа поддержки инициатив местного самоуправления (Институт Открытого общества, Будапешт) и Международный фонд „Возрождение“.
Работа экспертов сосредоточилась на двух основных темах. Первая — изучение системы управления и распределения средств на уровнях: городская администрация — школы (на примере столицы); область — школы (на примере Донецкой и Львовской областей). Вторая — автономия школы, аспект финансового менеджмента и управления.
По мнению специалистов, исследующих модель финансирования образования Киева, ее главными недостатками является, в частности, отсутствие в районах города собственных бюджетных процессов для сбалансирования своих расходов и доходов и их высокая зависимость от бюджетных решений города. При этом не учитывают особенностей школьной системы каждого конкретного района. Автономия же самих школ лучше всего соответствует интересам родителей и учеников. Кроме того, международные исследования (РІSA) демонстрируют, что она является одним из залогов повышения результатов обучения.
 — Хорошая система управления образованием — это когда все игроки сильны, — убежден эксперт Центра междисциплинарного моделирования ІСМ (Варшава) Ян Герчинский. — В Украине, к сожалению, все наоборот. Но ведь полномочия, например, у английской системы образования и украинской одинаковые. Просто в хорошей системе каждый знает, что ему делать, и делает это. Киев имеет действующую систему образования, но имеющую множество ограничений. Мы определили три направления реформ — централизация на уровне города, сильная автономия районов, сильная автономия школ. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы и встретится с серьезными испытаниями на пути внедрения. Некоторые авторитетные эксперты оптимальной считают комбинацию, органическое соединение сильных сторон этих моделей. Пока что обобщающего, единственно верного ответа нет. Как, собственно, и легкого пути решения проблем системы образования столицы Украины.
Эксперты, работавшие на Львовщине, подтвердили, что показатель межбюджетного трансферта на образование существенным образом уменьшается во время утверждения местных бюджетов. А показатель текущих расходов на одного ученика весьма отличается в районах, городах областного значения и школах в пределах одного района. Поэтому рекомендации специалистов такие. В частности, в Законе Украины „О бюджете“ определить средства упомянутого выше трансферта как целевые, то есть без права их уменьшать во время принятия местных бюджетов и направлять на другие потребности. А в формуле распределения финансового ресурса на образование использовать коэффициенты, зависящие от густоты населения в районе, а не от наполняемости классов.
Специалисты, исследовавшие систему финансирования школьного образования в Донецкой области, констатируют: даже если бы школам завтра дали автономию, сельские учебные заведения на этом пути столкнулись бы с множеством проблем. Село — не город, там фактически нет спонсоров и благодетелей, которые имеют возможность помочь школе. Даже сдавать помещения в аренду там проблематично. Поэтому эксперты весьма сомневаются в возможности полноценной наполняемости тамошних специальных фондов школ.
„А зачем вообще нашим школам финансовая автономия? Чтобы еще больше денег тянуть с родителей?“ — спросит скептик. И будет неправ. Потому что при условии надлежащего введения автономия означает наличие абсолютно прозрачной — и для власти, и для родителей, и для руководства учебного заведения — и легальной схемы прибыли школы и финансирования ее разнообразных потребностей. Это, в частности, возможность использовать на потребности школы доходы от аренды и платных услуг. Самостоятельно заключать договора на услуги и товары. Направлять сэкономленные средства на премирование учителей и работников учебного заведения. Самостоятельно планировать и экономить деньги на оплату теплоэнергоносителей и т.п. А что имеем сейчас? Понятие „школьная автономия“ фактически виртуальное: отсутствует опыт, письменные рекомендации и юридическое сопровождение для руководителей школ. Нет постоянной системы повышения квалификации директоров по финансовому менеджменту. Отсутствует прозрачный нормативный механизм распределения средств общего фонда бюджета между школами...
 — Отечественные школы сегодня финансово не заинтересованы в повышении качества и количества образовательных услуг, — считает директор Киевского лицея бизнеса, кандидат педагогических наук Людмила Паращенко. — Ведь отсутствует мотивация к экономии и оптимизации затрат. Поэтому необходимы публичные и понятные правила финансирования общеобразовательных заведений. Нужно определить стоимость содержания ребенка, формировать сметы школ из расчета затрат на одного ученика и с учетом специализации и типа заведения. Введение финансовой самостоятельности школы — это, с одной стороны, собственные счета, которые дадут возможность эффективно и оперативно использовать средства; легальное поступление и использование дополнительных финансовых ресурсов; оперирование деньгами специального фонда. С другой — кто будет определять и контролировать школьный бюджет? Правительство? Местные органы власти? Школы и их директора?.. Эти вопросы пока что остаются открытыми.
— В 2011 году Международный фонд „Возрождение“ планирует продолжать работу над проектом „Финансирование и управление: возможности изменений“, — говорит менеджер образовательных программ фонда Елена Заплотинская. — Имея серьезные результаты изучения механизмов финансирования школьного образования (на уровне города—района и области—района), планируем сосредоточиться на исследовании межбюджетных трансфертов на образование на уровне утверждений местных бюджетов. Исходя из результатов проведенной работы, было бы очень важно на уровне нескольких пилотных районов разработать модели оптимизации школьной сети. Но из-за неопределенных перспектив с административной реформой такой проект сейчас будет выглядеть, к сожалению, фантастикой.

Председатель правления Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Лилия ГРИНЕВИЧ:

— Проблема нашей школы в том, что, с одной стороны, все процессы, в ней происходящие, чрезвычайно жестко регламентированы, с другой — государство не осуществляет надлежащего обеспечения функционирования заведений и не имеет действенной системы оценки качества образования в них. Перед директором стоит конкретный вызов: как мотивировать учителей, как развивать школу в условиях очень ограниченного финансирования?.. Сегодня школы в предусмотренных бюджетах фактически имеют только расходы на коммунальные услуги, питание детей и зарплату учителей. Причем первые и вторые не всегда заложены даже в полном объеме, ведь цены постоянно растут. Кроме того, с такими ограниченными ресурсами надо также заботиться о том, чтобы в школе были нормальные условия для обучения и пребывания там детей. Поэтому директора ищут способы, каким образом эти ресурсы привлечь: за счет дополнительных образовательных услуг или же за счет экономии на коммунальных платежах и т.п. Эти сэкономленные средства директора намерены использовать на пользу школы, но не имеют такого права.
Когда говорим об автономии образовательных заведений, речь идет не только о финансах, но и о педагогическом аспекте. Трендом в современном мире является ориентация учебных заведений на результат — знания, умения и компетентность выпускника. Какими педагогическими методами вы этого будете достигать — какие методики преподавания использовать, какие новые технологии применять, какие учебники выбирать — это все должно быть частью автономии школы.
Но мы должны помнить: чрезвычайно расширенная автономия, которая не регламентирована минимальными установленными стандартами и не сопровождается внешней оценкой работы учебных заведений, угрожает тем, что у нас будет большая разница в качестве образования. Ведь одни школы будут иметь большие возможности, другие — меньшие. Поэтому государство должно взять на себя разработку жестких нормативов условий обучения. В одних школах каждый класс начинен суперсовременной техникой, а в других дети сидят за партами тридцатилетней давности. И эти различия сегодня характерны для системы среднего образования Украины.
Очевидно, самой действенной является схема общей ответственности и сотрудничества — государства, органов местного самоуправления и школ. Нужно развивать систему внешней оценки качества образования: родители, как налогоплательщики, должны получить гарантии от государства, что их ребенок получит соответствующий уровень образования. А школам для реализации их задач и их развития в целом уже давно пора дать больше автономии. Она стимулирует к поиску, более интересному применению новых технологий, создает определенное инновационное пространство. Со стороны же государства важно обеспечить контроль конечных результатов обучения, чтобы автономия не превращалась во вседозволенность.
И самое главное: эти вопросы развития системы образования можно решить только тогда, когда рост качества образования населения является приоритетом для власти. В то же время анализ Государственного бюджета и образовательной политики действующего правительства свидетельствуют — образование рассматривается как затратная сфера, финансируемая по остаточному принципу. А усилия власть имущих направляются в основном на экономию в предоставлении образования и на внесение идеологических изменений в его содержание.

Эксперт Центра образовательной политики (Львов) Павел ХОБЗЕЙ:

— Как говорят классики, правда всегда где-то посередине. Поэтому лучший механизм управления школами — где-то посередине между децентрализацией и централизацией. Очень важно, чтобы школы были автономные. И не только в финансировании, но и в подборе учителей и программ. Но эта автономия должна быть не такой, как предлагало наше бывшее правительство, когда все школы хотели перевести на собственные счета. Целесообразности переводить небольшие начальные и школы І—ІІ степени нет. Другое дело большие школы ІІІ степени. На мой взгляд, они должны быть самостоятельными. Тогда бы, по крайней мере, знали свои сметы. Ведь директора их подписывают, когда утверждается бюджет, а что делается с этими сметами дальше, не знают. Это знают начальники отделов образования, являющиеся главными распорядителями этих средств. Не удивительно, что директору элементарно нет смысла эффективно использовать деньги: если ты на чем-то сэкономишь, то средства тебе все равно не достанутся — ими закроют „дыры“ других школ. Автономия же дает право быть хозяином и понимать, что происходит. Пока ее не будет, все знают, что есть начальник, который должен заботиться обо всем. Не платят зарплату, кто виноват? Начальник. Нет денег на энергоносители — виноват начальник. А так будет ответственность.
К вопросу автономии школ стоит вернуться после проведения админреформы. Опять же: надо думать, что мы автономизируем: школы І—ІІ степени или третьей?.. Почему затормозила 12-летка (к которой мы все равно вернемся, так как полное среднее образование в ЕС продолжается не менее 12 лет. Это уже общепринятая норма)? Так как при имеющейся сети невозможно полноценно организовать профильное обучение. Надо провести реструктуризацию средней школы. То есть после девятого класса провести внешнее оценивание, выдать свидетельство о завершении базового образования, поблагодарить школу и продолжить обучение, в зависимости от результатов ВНО, в профессиональном или академическом лицее или колледже. Что частично и сделали прошлогодние выпускники: около 40% тех, кто закончил девять классов во Львовской области, продолжили обучение в заведениях ПТО или колледжах.

Председатель Ассоциации лидеров образования Украины Виктор ГРОМОВОЙ:

— Школа должна перестать быть тем, чем она является сейчас, — ярким образцом чрезмерно управляемой организации. И это касается не только финансовой сферы, а полной несвободы во всем: в выборе учебных программ (точнее, в отсутствии любого выбора, потому что все спускается сверху), в кадровой политике... Фактически во всех сферах жизни школы. Директор сейчас не имеет ни малейшей возможности хоть как-то маневрировать финансами. Даже если он и сэкономит, скажем, на отоплении, то не сможет использовать эти средства для премирования работников или приобретения электронных средств обучения. Как правило, приобретение учебных пособий, оплата Интернета и т.п. перекладываются на плечи родителей — на так называемые фонды поддержки школы, которые являются добровольно-принудительными и которые только в единичных случаях официально зарегистрированы, а в большинстве своем работают полностью в тени. И если бы этой тени не было, школы просто перестали бы выполнять свои функции.
Нужно коренным образом реформировать основы организации и финансирования как школьного образования, так и университетского. Шаг за шагом необходимо расширять их автономию, искать оптимальные механизмы контроля. Ведь простых ответов здесь нет. Просто децентрализовать бюджет и все передать на уровень школ — тоже не выход. Когда я был председателем депутатской комиссии Кировоградского облсовета и начальником управления образования, горячо поддерживал эту идею. Мы «выпустили на свободу» все интернаты, сделали самостоятельным Институт последипломного образования, детско-юношеские центры. И оказалось, что во многих случаях совершили не только благо: мы децентрализовали коррупцию. Начались уголовные дела против одного руководителя, против другого... Я сам отслеживал, по каким ценам они закупают продукцию для детей. И потом спрашивал: как так может быть, что я в розницу покупаю своим детям бананы вдвое дешевле, чем вы — оптом?! Поэтому, если не создадим соответствующие механизмы контроля (в частности, и со стороны общественности), общественно-опекунский совет, который это все бы отслеживал, элементарно переведем коррупцию на низовой уровень.