Статьи
В ноябре 2010 года «Зеркало недели» опубликовало статью Дмитрия Менделеева „Для чего Минобороны нужны деньги детей-инвалидов?“ (№42, 13 ноября 2010 г.) по поводу передачи правительством военным чиновникам бюджетных средств, предназначенных на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам детства и детям-инвалидам.
Не прошло и трех месяцев, но уже можно подвести итог того, как сиротскими деньгами распорядились дяди из военного ведомства.
Предлагаемый читателям материал позволяет разобраться в практикуемых в системе Минобороны схемах „рационального“ использования бюджетных средств.
Потемкинские дома для военных
В октябре прошлого года правительством во главе с Н.Азаровым „в ручном режиме“ было принято решение о сокращении бюджетных ассигнований на программы помощи детям и сиротам трех областей Украины и Киева и перераспределении их на реализацию некоторых программ Минобороны.
В общей сложности на строительство и приобретение жилья для военнослужащих Кабмином было выделено из сиротских денег 80 млн. гривен, которые военные чиновники настолько „успешно“ потратили, что Генеральной прокуратурой по данному факту было возбуждено уголовное дело по части 2 ст. 364 УК Украины.
Практически 90 квартир из закупленных у коммерсантов за 33,2 млн. гривен в декабре 2010 года в Керчи оказались непригодными для проживания. При этом последний термин означает то, что в этих квартирах нет ни стен, ни крыш, а существуют они лишь в виртуальном пространстве и в воображении чиновников, подписавших акты приема-передачи якобы уже построенного жилья.
Аналогичную по своему цинизму операцию провернули должностные лица военного ведомства, потратившие еще 54 млн. гривен бюджетных средств на закупку в Феодосии и Щебетовке 190 таких же непригодных для проживания квартир. Реакция прокуратуры была вполне адекватной — возбуждение уголовного дела.
Не хотелось бы обнадеживать читателей, что наконец-то воры будут наказаны. Как поговаривают в Минобороны, отвечающий за приобретение виртуальных квартир профильный чиновник уже „занес свое почтение“ в высокие кабинеты, и уголовное дело, возбужденное по факту, так и останется делом по факту, без упоминания конкретных персоналий.
Не думаю, что М.Ежелю надо было забирать сиротские деньги на покупку недостроенного жилья для военных, если бы он с такой изящной легкостью не раздавал бесплатно военную недвижимость, средства от реализаций которой как раз и могли пойти на обеспечение жильем бездомных военных.
Кощунственным в данной ситуации выглядит распоряжение правительства №109 от 26 января текущего года, которое предусматривает поддержку инициативы Минобороны на изъятие из перечня на реализацию имущественного комплекса военного городка №15 в Мукачеве и бесплатную передачу его в коммунальную собственность. Военный городок №15 — здание бывшего дома офицеров — находится в самом центре города на улице Недецеи и даже по меркам сегодняшнего кризисного состояния в сфере недвижимости стоит немалых денег. Но самое главное — расположено это здание как раз перед окнами дома одного высокопоставленного правительственного чиновника и, вероятно, уже давно мозолит ему глаза. Какого? Угадайте с первого раза!
О качестве документов, принимаемых нынешним правительством, и их коррупциогенности я уже писал неоднократно. Изучая хронологию принятия Кабмином указанного выше распоряжения, хотелось бы отметить, что создается впечатление, что в министерских кабинетах и на заседаниях правительства находятся разные люди. А иначе, как можно объяснить, что 13 января сего года М.Ежель пишет в Кабмин письмо за №220/144, где указывает, что в армии более 45 тысяч бесквартирных военнослужащих, в том числе 426 — в Закарпатской области, а в самом Мукачеве — 233, а потому, указывает министр, согласиться на бесплатную передачу военного городка №15 в коммунальную собственность Минобороны не может. Все верно. Но на заседании Кабмина тот же министр обороны с легкостью отказывается от военного городка, согласовывает и подписывает соответствующий документ.
Далее происходят события, одновременно смешные и грустные. 17 февраля М.Ежель отзывает (?!) из Кабмина свое предыдущее письмо. Чем аргументирует? Тем, что правительство решение о бесплатной передаче военного имущества уже приняло, а потому его письмо, дескать, утратило актуальность (копия прилагается). Но ведь сам М.Ежель — это тоже правительство, он выступает, голосует, поддерживает решение, а потом… как бы в стороне? Неловко? Страшно?
Напомню Н.Азарову, что нынешний Верховный главнокомандующий В.Янукович в бытность премьером практиковал передачу военного имущества не на бесплатной, а на компенсационной основе. К примеру, распоряжение Кабмина Януковича от 17 октября 2007 года №890 предусматривало не просто передачу местной власти Мукачева военных городков, но одновременно в пакете — получение военными квартир в Мукачеве (за счет местной власти) и передачу на баланс местной власти жилищного фонда, на содержание которого Минобороны тратило немалые деньги. Оценка стоимости переданного военного имущества, по закону, согласовывалась с Фондом госимущества, проект распоряжения визировали Минфин и Минэкономики. Посчитав компенсацию за военное имущество недостаточной, Кабмин Тимошенко отменил это распоряжение. Теперь же, при Януковиче-президенте, маятник качнулся в обратную сторону и зашкалил: Минобороны отдало свое имущество вообще без компенсации, бесплатно.
На днях Н.Азаров информировал президента о том, что М.Ежель перевыполнил поставленную Верховным главнокомандующим задачу по предоставлению военнослужащим квартир в 2010 году. Указом президента был спущен план 2000 квартир, а Минобороны сбилось с ног и выдало военным аж на 20 квартир больше — 2020. Однако вряд ли знает Виктор Федорович, что реально приобретено в прошлом году всего 866 квартир. Остальные цифры „надулись“ путем преобразования служебной жилплощади в квартиры для постоянного проживания и путем переселения очередников в высвобожденные квартиры. Слегка „подсобило“ и Государственное ипотечное учреждение. А теперь отнимайте от этого количества квартиры, не пригодные для жилья? Вот так выполняются указы президента!
Вряд ли российский коллега М.Ежеля во время недавней его экскурсии в Россию делился с нашим министром подобным опытом решения жилищной проблемы для военнослужащих, достойным истории деревень князя Потемкина. Не думаю также, что Михаил Брониславович, путешествуя из Москвы на Камчатку на российском самолете, что уже само по себе факт беспрецедентный, поделился с министром обороны РФ своим богатым опытом раздачи направо и налево военного имущества.
Куда делись самолеты?
Бывшее ГлавКРУ (теперь — Государственная финансовая инспекция) зафиксировало пропажу летательных аппаратов на госпредприятии „Украинская авиационная транспортная компания“, входящем в сферу управления Минобороны.
По данным контролеров, незаконно отчуждено и списано 12 вертолетов Ми-6, два самолета Ил-62М и 23 самолета Ил-76 общей учетной стоимостью 18,8 млн. грн. В ходе ревизии контролеры не нашли головного сервера компании, а с ним исчез и весь бухгалтерский учет…
О роли М.Ежеля в этой ситуации красноречиво свидетельствует письмо главы президентской администрации С.Левочкина от 26 января текущего года №02-01/259 премьер-министру Н.Азарову. Указывается на отсутствие какого-либо реагирования со стороны руководителя военного ведомства и необходимость привлечения к ответственности виновных (копии документов прилагаются). Интересно, а глава государства, от которого зависит пребывание министра в должности, читает подобные документы?
Призыв услышан, услышьте теперь и вы
Реагируя на призыв Анны Герман помочь президенту, помогаю. Следующим после военных городков и причалов, самолетов и вертолетов остро встанет вопрос: а что случилось с военными лесхозами? Ничего более оригинального, как пойти путем банкротства Ивано-Франковского военного леспромкомбината, располагающего колоссальными материальными активами, чиновники не придумали. Сначала арбитражный управляющий, далее распродажа имущества с молотка…
Вот так просто и потеряет государство 170 тысяч гектаров лесных угодий. Напомню Виктору Федоровичу, что он собственноручно подписал еще один указ №801 от 6 августа 2010 года, предписывавший М.Ежелю военные лесхозы передать в сферу управления другого ведомства — Госкомлесхоза. И это еще один указ главы государства в копилке оборонного министра им не исполненный.
Подобных примеров в практике управления государственным имуществом военными чиновниками пруд пруди, но ответственности пока не понес никто.
И еще хотелось бы помочь В.Януковичу: пусть присмотрится, недолго осталось ждать банкротства госпредприятия „Белоцерковский военторг“, которому Минобороны из-за служебной халатности чиновников задолжало почти 40 млн. грн. за питание солдат срочной службы (ZN.UA, №6, 18.02.2011). Ситуация уникальная: Минобороны не желает платить деньги за оказанные услуги …своему собственному предприятию?! Результат: государственное предприятие не платит зарплату своим работникам, не рассчитывается с поставщиками за поставленные продукты. Кто за это ответит? Министр М.Ежель не собирается, он спровадил госпредприятие …в суд.
Кушать продано…
О проблемах питания военных и подворовывании из солдатского котла написано немало. Но вот появилась и новая схема, позволяющая дельцам контролировать эту программу бюджетного финансирования Минобороны.
В соответствии с новым законодательством в сфере госзакупок Антимонопольный комитет Украины получил право рассматривать жалобы субъектов хозяйственной деятельности на нарушения законодательства в этой самой сфере. Любой субъект хозяйствования может пожаловаться в АМКУ, а тот вправе остановить процедуру проведения закупок.
В качестве примера рассмотрим три жалобы ООО „Метсобстар-ХК“ на закупку Минобороны услуг по питанию солдат (решения постоянно действующей административной коллегии АМКУ от 22.02.2011 №№75-р/пк-ск, 76-р/пк-ск, 77-р/пк-ск) и две жалобы ООО „Визит“ (решения постоянно действующей административной коллегии АМКУ от 28.02.2011 №№88-р/пк-ск, 89-р/пк-ск). Сроки рассмотрения жалоб — пятого и восьмого апреля соответственно, то есть более чем на месяц закупки продовольствия зависают. А как быть с питанием солдат, не подумали?
Речь идет о жизненно важной для армии программе, почти 700 млн. грн. бюджетных средств! В чем повинны солдаты, которым фактически предлагают более месяца голодать, пока АМКУ соизволит лишь начать рассмотрение жалоб?
Не волнуйтесь, голодать солдаты не будут. Их спасут от мучений. А путь спасения известен и уже давно успешно „освоен“ чиновниками — закупка услуг у одного участника, без всяких торгов и тендеров. Одна лишь загадка: кто и за какую цену получит эксклюзивное право стать этим „одним“ участником? Это главное на самом деле, а все остальное, в том числе громкий крик о возможном срыве питания солдат, — вторично. Зрите в корень!
Мои попытки разыскать представителей компаний „Метсобстар-ХК“ и „Визит“, подавших упомянутые жалобы, не увенчались успехом. Но синхронность их действий наводит на мысль, что мозговой центр проведения данной операции все-таки один. Уверен, при наличии «высочайшего повеления» правоохранительные органы быстро бы раскрыли этот продовольственный замысел и назвали фамилии участников.
И еще в помощь президенту — подобный замысел, скорее всего, ляжет в основу последующих закупок и топлива для армии, и вещевого довольствия, и медицинских препаратов для Минобороны…
Одно сомнение остается: а вдруг на дачу в Межигорье почтальонов с газетами не пускают?
- Информация о материале
 
В пестрой суматохе празднований годовщины Виктора Януковича у власти, как-то совершенно забылась другая дата. Не мене значимая. Годовщина появления на полит-экономическом Олимпе страны Юрия Иванющено. Более известного широким кругам в качестве Юры Енакиевского. Он же – «Юрец Малой». Последнее, кстати, 111-му номеру списка Партии регионов очень не нравится: «почему «малой», у меня 180см. роста!», - возмущается он.
На правах СМИ, первым подробно рассказавшего общественности о роли и месте в новейшей украинской истории Юрия Владимировича, Lb.ua решил восполнить пробел – подвести альтернативные итоги года. Года Юры Енакиевского в Украине.
Два покушения на Ахметова и именины Иванющенко
Земляк гаранта, почти легальный бизнесмен, за короткий промежуток времени Иванющенко стал самым влиятельным лицом в политикуме, в бизнесе Украины. Потеснив на орбите партии власти даже Рината Ахметова.
Собственно, он и занял место Ахметова возле Януковича. В чем Ринат Леонидович отчасти сам виноват. Как там получилось, Lb.ua подробно рассказывал в тексте «Украина vs Дмитрий Фирташ. «Юра поставил на Диме крест». За время, прошедшее с момента публикации этого материала, «картина» «технической замены» Ахметова Иванющенко, добавила еще один штрих.
О котором, твердят злые языки, сам Юрий Владимирович давеча даже напомнил Виктору Федоровичу. Дескать, именно он, Юрий Владимирович, принял на себя удар «волны разборок», начавшихся после гибели господина Брагина. Тогда как Ринату Леонидовичу досталось «командование парадом».
И, все эти годы, Ринат Леонидович работал, зарабатывал деньги и был, вообщем-то, уважаемым человеком. Тогда как Юрий Владимирович большую часть времени пересиживал за рубежом. Ни средств, ни статусности, у него, конечно, не убавилось, нет. Но, все же, расклад не совсем справедливый. Точнее, совсем несправедливый. Должен ли Ринат Леонидович, во имя восстановления справедливости, скажем… э-э-э, ну, поделиться, допустим?
Конечно, нет, все ж цивилизованные люди. Но, то, что Юрий Владимирович сейчас зарабатывает больше Рината Леонидовича; то, что он, а не Ахметов, является «потоком номер два» - естественно и закономерно.
Читаем журнал «Корреспондент»: «В Монако мы уехали в 1997-м, - говорит дочь нардепа Яна. – И только потому, что брат (старший из сыновей Иванющенко Арсен – футболист, играл за молодежную команду «Динамо Киев») начал играть за одну из футбольных команд Монако».
Футбольные сайты подсказывают: Арсен Иванющенко рожден 16.11.1991-го. То есть, в 1997 «играть за одну из футбольных команд Монако», даже детских, он никак не мог.
А вот Ахатя Брагина не стало, как известно, 15.10.1995-го. Следующие несколько дет Донбасс сотрясали кровавые разборки. В их числе – два покушения на Ахметова. Один раз от киллеров его закрыл … трамвай (и вовремя подоспевший на машине Сергей Кий). Второй ему посчастливилось сесть в другую машину. Ту, что изначально ему предназначалась, силой взрывной волны забросило на дерево.
Да, такая история…. Зато теперь эта медаль имеет две стороны. С 2005-го Ринат Ахметов успел стать публичной персоной, убедить всех в отсутствии у себя личностных политических амбиций, равно как – способности влиять на аналогичные амбиции других; сегодня он строит стадионы, создает благотворительные фонды, забоится о благополучии своего имиджа на Западе, ездит в Давос…
Имя Юрия Иванющенко приобрело широкую известность лишь в 2010-м. И иначе как «серым кардиналом», «смотрящим» Януковича его никто не называет. Единственная попытка «выйти в люди» - посредством интервью журналу «Корреспондент» - выдалась настолько неуклюжей, что лучше б он ее не предпринимал.
Беседа, кстати, проходила в его апартаментах, что в Рыльском переулке. Где (по словам посетителей этого славного места), нет ни одной девушки-сотрудницы. По крайней мере, их никогда никто не видел. Кофе вам приносят накачанные лбы, ладошки которых больше даже не чашечки кофе, а всего кофейного сервиза.
Если вспомнить специфику передвижения Юрия Владимировича по городу (с мигалками и средствами защиты покруче, чем у Президента), сие наводит на определенные размышления.
Впрочем, это так, к слову.
А вот пофамильный перечень гостей, присутствовавших в позапрошлый понедельник, 21-февраля на праздновании его именин - куда красноречивее всех оправдательных мэссиджей, заложенных в текст «Корреспондента». Праздновали, кстати говоря, в Монако. Виктор Федорович на торжествах замечен не был (что, впрочем, не означает, что его там не было. Официальные мероприятия с участием Президента 21-го февраля в АП закончились около 5 вечера, 22-го начались в 15:00 (именно публичные). Время воздушного путешествия до княжество Монако составляет три часа).
Вторая часть празднований прошла в Конча-Заспе пару дней назад.
«Яновича пора менять» - «Портрету» надоел его популизм
За прошлый год вокруг Юрия Иванющенко сформировалось некое подобие группы влияния. По образцу и подобию «групп влияния» «Ахметова-Колесникова», «Клюева» и «РУЭ». Условное название группы: «друзья детства». Основные фигуранты – бизнес-партнеры Иванющенко: братья Аврамовы, министр АПК Николай Присяжнюк, более мелкие игроки – нардеп Александр Шепелев, Игорь Филиппенко, Виктор Трегубенко.
Пожалуй, к числу соратников 111-го номера ПР можно причислить и Леонида Юрушева. Нельзя не упомянуть о дружбе и тесных бизнес-отношениях Юрия Владимировича с Семьей, особенно – в лице старшего сына Януковича Александра.
Сказано «сформировалось», а не «сформировал», поскольку особых усилий для создания в ПР своей «группы влияния» Иванющенко не предпринимал. Его сфера – бизнес, а не политика. Посему, кроме него самого, перечисленные граждане (кроме, конечно, Александра Януковича) влияния на сугубо политические процессы не имеют и лично в них не вмешиваются – не их, как говорится, ума дело.
Исключения – редкие, но меткие. «Бонусом» в которых всегда служат не политические – сугубо материальные выгоды.
Пример - утверждение кандидатуры Геннадия Кернеса в качестве кандидата от ПР на пост мэра Харькова (коим, в последствии, Геннадий Адольфович стал). Изначально против категорически выступал и Колесников, и Клюев и прочие столпы ПР; а Левочкин встревоженному Добкину, как плетут злые языки, посоветовал обратиться к Юрия Владимировичу. Де, никто другой не поможет. Юрий Владимирович помог. «Цена вопроса» известна ему самому, да адресатам помощи.
Впрочем, помог-то он не корысти ради – во соблюдение высшей справедливости, поскольку ранее, при назначении на губернаторский пост, Михаил Добкин некие благодарственные телодвижения совершил. И забыть об этом, тем более – перемещать Добкина из кресла губернатора в низшее по статусу – мэра – было бы «не по понятиям».
Политический лоббизм персоны Кернеса может оказаться в биографии господина Енакиевского не штучным эпизодом.
Поскольку его близкий друг и многолетний партнер Николай Присяжнюк имеет все шансы занять кресло … - только не смейтесь, ради Бога! – премьер-министра Украины.
«О! Так он же – человек господина Юрия Иванющенко!», - удивленно вскинув брови, с трудом пересиливая тягучий акцент, выпалил посол одной из европейских держав, узнав, в частной беседе с одним из политологов, о вероятной кадровой рокировке, обсуждающейся сейчас в кулуарах ВР.
Подозрение о таких способностях Присяжнюка возникают в голове и самого Юрия Владимировича, и некоторых других влиятельных в партии власти игроков. Эти вершители судеб считают Присяжнюка своим настолько же, насколько своим его считает Иванющенко. Они же акцентируют: «Портрету» (новая, уважительная форма именования Виктора Федоровича, «за глаза», при произношении слова «Портрет» следует воздевать к небу указательный палец левой руки) надоел – внимание! – «популизм Яновича».
Де, Яновича пора менять.
Впрочем, сие вовсе не означает, что его таки действительно будут менять. Первый раз разговоры на тему «над Азаровым сгущаются тучи» начались летом – в июле.
Тогда Николай Янович и сам уйти был не прочь: Нацбанк еще не был занят Семьей и жизнь казалась прекрасной. Но, волею обстоятельств, Азаров остался. И теперь, как говорят все члены КМУ и влиятельные единицы ПР, проработает на посту до 2012-го года. Важная деталь: говорят все, не имеющие отношения к героям нашего романа. А у них может быть другое мнение.
Но, тут важно иметь еще и аргументы. Не те, что вы подумали. Политические. А с аргументами – проблемы. Поскольку фигура Никола Присяжнюка не является консолидирующей. В значительно большей степени чем даже Андрея Клюева, Юрия Бойко и Бориса Колесникова, которых традиционно называют главными претендентами на место Николая Яновича. Следовательно – может вызывать серьезный раскол не только внутри ПР, но и внутри пропрезидентского парламентского большинства.
Поскольку тогда существующий ныне баланс внутри властной команды нарушится. Что предпримут недовольные? Прежде всего, очевидно, изменят позиции своих телеканалов. Дальше – начнут сепаратную подготовку к выборам (присматриваться к оппозиционным проектам, окучивать округа и т.д.). Еще дальше – устроят Юрию Владимировичу экономический саботаж. Искусственный офф-сайд. Это из футбольной терминологии, если кто не в курсе.
Все это случиться, если авторы идеи о премьерстве Присяжнюка, не поленятся попытаться претворить ее в жизнь.
***
Конечно, главная сфера деятельности господина Иванющенко – бизнес. Всего за год его имя много раз упоминалось в контексте громких сделок; скандальных происшествий, в том числе – с рейдерским «душком»; «светилось» в самых разнообразных отраслях.
О большинстве все этих случаев мы, да и не только мы, подробно писали. Однако, задачи разобраться в специфике экономической деятельности господина Иванющенко перед нами не стоит. Мы не ФАТФ, не финансовая разведка СБУ. Судачат разное. Верить ли слухам? Это уж пусть решают конкуренты Иванющенко. Если, конечно, они у него есть.
Наша цель – не дебет с кредитом сводить, но описать роль сего человека на фоне исторической метели. Не более.
Многие, кстати, считают роль эту слишком преувеличенной. Возможно, теми, кто жаждет ослабления Януковича и\\или долгожданного раскола ПР, который все никак не происходит. Может, и кем-то другим. Или просто обстоятельствами…. Мало ли, раз на то пошло, было «любих друзів» у Ющенко? А «серых кардиналов» при Кучме? И где они? Считавшийся некогда всесильным «директор парламента» Александр Волков, допустим? То-то. Как поет Олег Митяев: «нам сначала надо стать, а потом уж быть».
В любом случае, выводы относительно всего этого предстоит делать нашим читателям. А Lb.ua – уже не раз подтвердивший репутацию СМИ, открытого для всех – продолжает оным оставаться. Будем рады дать возможность высказаться на наших страницах всем, упомянутым в этом тексте персонажам. И неупомянутым, но имеющим собственный взгляд на происходящее – тоже.
- Информация о материале
 
В Украине оказаться на нарах за незаконное использование спецсредств может каждый социально активный и сознательный гражданин, использующий, по мере возможности, технические блага цивилизации. «Дырявое» и противоречивое законодательство беспощадно и к гражданам, и к иностранцам. Почему бы не ввести уголовную ответственность за инициацию и протаскивание откровенно вредительских, преступных по сути своей «законов»?
 В последнее время наметилась устойчивая тенденция законодательным порядком урегулировать (точнее, зарегулировать) вопросы так называемого «информационного законодательства». То есть правоотношений, возникающих в сфере создания, распространения, хранения, обработки, изменения и передачи информации, ее защиты, а также обеспечения информационной прозрачности и доступа к публичной информации.
Наметились и две противоборствующие тенденции: с одной стороны, общество требует открытости и доступности информации (сведений обще-социального характера, касающихся деятельности государственных и публичных структур); с другой стороны, общество требует ограничения доступа к ней (это касается частной (личной) информации, коммерческой тайны и т.д.).
Зачастую законодатели пытаются совместить несовместимые вещи, что приводит к возникновению разного рода коллизий и неразрешимых противоречий. Об одном из таких ярких противоречий в сфере информационных правоотношений мы сегодня и поговорим. Иллюстрируя наше расследование официальными документами, которые демонстрируют всю абсурдность ситуации, подпадающей под известную характеристику «закон что дышло…».
Итак, в отечественном праве существует такое понятие, как «специальные средства, предназначенные для негласного снятия информации» (для удобства будем дальше их именовать аббревиатурой «СС» или «спецсредства»).
Использование спецсредств возможно только правоохранительными органами для осуществления поставленных оперативных и следственных задач.
Несанкционированное использование спецсредств является уголовно наказуемым преступлением. Так, например, согласно ч. 2 ст. 163 Уголовного кодекса Украины нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфной или иной корреспонденции, передаваемой средствами связи либо через компьютер, совершенное с применением спецсредств, влечет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.
На этот же срок можно «загреметь» и в случае контрабанды спецсредств (ст. 201 Уголовного кодекса Украины).
А согласно ст. 359 Уголовного кодекса Украины приобретение, сбыт или использование спецсредств влекут наказание в виде штрафа от четырехсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан, ограничение свободы либо лишение свободы на срок до четырех лет, а в случае совершение подобного преступления повторно либо в составе группы лиц – наказание составляет лишение свободы на срок от четырех до семи лет. Если же подобное преступление совершено организованной группой лиц, либо если оно повлекло существенное нарушение прав отдельных лиц – наказание составляет лишение свободы от семи до десяти лет.
Короче, приятного мало. Но, с одной стороны – все вроде бы справедливо: незачем использовать спецсредства, разрушая монополию государства и причиняя неудобства и всяческий вред общественным отношениям и правам отдельных лиц…
Если исходить из принципа «чем тяжелее преступление – тем больше наказание», то минимальный уровень наказания по ч. 3 ст. 359 УК Украины (семь лет лишения свободы) сопоставим с умышленным убийством (согласно ст. 115 УК Украины минимум срока лишения свободы составляет все те же 7 лет), захватом заложников при отягощающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 147 УК Украины предусматривает минимальное наказание в виде лишения свободы на срок от семи лет) и групповым изнасилованием несовершеннолетнего либо несовершеннолетней (ч. 3 ст. 152 Уголовного кодекса Украины тоже для подобного преступления предусматривает «минимальный потолок» в семь лет)…
Использование спецсредств, как видим – преступление серьезное, куда серьезнее даже чем террористический акт (ч. 1 ст. 258 УК предусматривает «минимальный потолок» лишь «жалкие» 5 лет), растление несовершеннолетних (ч. 1 ст. 156 УК за это предусматривает «максимум» до 5 лет) и подмена ребенка (ст. 148 УК Украины предусматривает за подобное деяние «максимум» лишения свободы до 5 лет).
Особой пикантности ситуации придает то, что оказаться на нарах за незаконное использование спецсредств может… каждый социально активный и сознательный современный гражданин, использующий, по мере возможности, технические блага цивилизации.
Нас заинтересовали параметры и критерии, по которым тот или иной прибор (вещь) может быть отнесен к спецсредствам (напоминаем, официально называемым «специальные средства, предназначенные для негласного снятия информации»).
По устоявшемуся общественному мнению (крайне неправильному) одним из признаков «специальности» и «негласности» технических средств получения информации является их портативность (незначительные объемы, неприметность, миниатюрность, «замаскированность»).
Однако, подобное мнение не выдерживает никакой критики. Например, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 (знаменитый Закон, который осуществил «реформу судоустройства») в ч. 2 ст. 7 предусматривает и гарантирует возможность каждого лица, присутствующего на судебном заседании, безо всяких ограничений использовать портативные аудиотехнические средства. Эта же норма продублирована во всех отраслевых процессуальных кодексах.
То есть, предусматривая возможность неограниченного применения портативных диктофонов, законодатель уже «легализирует» подобные приборы, выводя их из сферы запрещенных. Лежит себе во время судебного заседания на столе включенный диктофон, замаскированный под ручку, зажигалку или мобильный телефон – и пусть лежит, процессу он не мешает, и не может мешать; все не только не запрещено, но и гарантировано разрешено законом.
Да и в магазинах, на рынках, в Интернете буквально рябит в глазах от обилия предложения диктофонов, видеокамер, фотоаппаратов, сканеров и вообще невообразимых для фантазии приборов и хитроумных штук всех мыслимых и немыслимых производителей и конфигураций, позволяющих ревнивому мужу - заснять неверную жену в объятьях любовника, недоверчивому руководителю предприятия – проследить за маршрутом движения служебных автомобилей, пресекая попытки «грачевания», обеспокоенным родителям – через мобильный телефон с точностью до десятка метров контролировать, где находится ребенок на улице, и не попался ли он в цепкие руки какого-нибудь маньяка.
Авторегистраторы, установленные в автомобилях, позволяют законопослушному водителю в случае попадания в аварию доказать, что нарушитель – водитель другого автомобиля, выскочившего на красный свет.
Камеры наблюдения, установленные администрацией публичных увеселительных заведений - позволяют выявлять и пресекать продажу, например, наркотиков в заведении, а камеры в магазинах и бутиках – выводить на чистую воду воров, скрытый приемник спутниковых сигналов – позволяет обнаружить угнанный автомобиль, а технология «скрытой камеры» позволяет тележурналистам (и рядовым гражданам) радовать публику исключительно познавательными сюжетами (например, про «телячу мову»)…
Сомневающиеся граждане с помощью «скрытой камеры» записывают и демонстрируют технологии облапошивания прихожан и вкладчиков последователями робертов флетчеров, и прочих сандеев аделадж. Именно втайне сделанные записи позволяют вывести на чистую воду этих и других проходимцев всех мастей и рас…
Подозревая, что каждый из описанных приборов и технологий может быть истолкован, как «применение специальных технических средств, предназначенное для негласного получение информации», мы обратились с соответствующими запросами в компетентные органы на предмет идентификации признаков «специальности» и «негласности».
К сожалению, мы не ошиблись в своих самых худших предположениях. После нескольких месяцев отписок, «морозов» и симулирования слабоумия чиновниками нам удалось получить официальное заключение Министерства юстиции Украины и Научно-исследовательского института специальной техники и судебных экспертиз Службы безопасности Украины, которые мы предлагаем вниманию читателей:
Позиция государственных органов поражает и забавляет.
Во-первых, оказывается, специальными средствами следует считать средства (оборудование, аппаратура, проборы, устройства, препараты и иные изделия), специально разработанные для негласного получения информации или технические средства, запрограммированные с этой самой целью с использованием специального программного обеспечения.
Во-вторых: если такое предназначение установить сложно – то возможность его отнесения спецсредства к специальным устанавливается путем проведения экспертного исследования.
Резюмируем: ответа на поставленные нами вопросы, как оказалось, не существует: специальные средства являются специальными потому, что они специальные. Кратко и по-хамски. Если есть сомнения, что специальное средство не является специальным – «специальность» подтвердит «специальная» экспертиза.
Бредовость и несоотносимость со здравым смыслом в следующем:
Для тех, кто не знает: и средства (как технический объект), и программное обеспечение изготавливают (проектируют, разрабатывают, внедряют) люди. То есть, достоверно сказать о цели разработки может только автор изделия (прибора) или автор программного обеспечения.
Представьте, что вы купили некий прибор, в который встроен диктофон или видеокамера (я, например, приобрел миниатюрную видеокамеру, смонтированную в пластиковом корпусе, похожем на корпус пульта автомобильной сигнализации).
Вопрос: как вы можете знать, с какой целью писалось программное обеспечение под этот прибор и с какой целью сам прибор производился в далеком Таиланде или Малайзии?
Начнем хотя бы с того, что все, что делается и делалась человечеством, занятом в товарном производстве – делается с одной целью, раскрытой в трудах классиков материализма и воплощено в формуле «деньги-товар-деньги». Производство ориентируется на получение (создание) денег за предложенный на рынке товар, но никак не на эфемерное «создание специальных средств, предназначенных для негласного получения информации»…
Именно с этой целью в далеком Таиланде какой-нибудь предприниматель Хью Вонг разрабатывал, изготавливал и внедрял определенный прибор, при чем с коллективом подчиненных и единомышленников (то есть, имел место коллективный разум).
Не исключено, что некоторые из создателей прибора в момент его производства или написания программного обеспечения задавались иной (кроме производственной) целью – например, сделать операцию по перемена пола (гендера). Сидит, например, тот же мифический Хью Вонг, пишет программу под работу брелка-жучка, а думает о разных моральных разложениях и излишествах нехороших, нарушая замыслы чиновников в Украине на предмет определения цели производства прибора…
Можно ли в подобных случаях утверждать, что тот или иной прибор создавался с умыслом (целью) негласного сбора (получения) информации? Безусловно, нет, ибо такой умысел (цель) можно установить исключительно в результате получения и толкования подсознательных фантазий коллектива первичных разработчиков прибора.
Или второй, несколько диаметрально противоположный пример. Купили вы, допустим, мобильный телефон известной фирмы, со встроенным диктофоном и видеокамерой. Пользуетесь, как и тысячи других людей во всем мире, никого не трогаете, все красиво, хорошо, ничего не предвещает беды. И вдруг инженер-разработчик этого телефона японец Нифигасе заявляет, что разрабатывая продукт, он ежесекундно размышлял о том, как бы придать прибору черты специального средства негласного сбора информации, да еще и в понимании законодателей и чиновников в Украине (с каковой целью «для настройки на нужную мыслю» пришлось ежедневно употреблять в неимоверных количествах спиртные напитки, произведенные в Украине).
Именно для достижения признака «негласности» (чтобы никто не догадался и не заподозрил), видеокамера и диктофон были «врезаны» (внедрены) в мобильный телефон. «Исследуемый объект» думает, что вы разговариваете по телефону, а на самом деле – вы его негласно «пасете», делая вид, что пользуетесь телефоном…
И придется садится в тюрьму лет этак на восемь, потому что телефон вы покупали с другом (то есть, действовали взаимно по предварительному сговору в составе организованной преступной группы, что необходимо для квалификации данного преступления по ч. 3 ст. 359 УК Украины)…
«Запасной» вариант вообще сработает идеально: понятно, что разработчиков и производителей технических средств искать никто не будет (да это и нереально) – Украинский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз Службы безопасности Украины всегда с готовностью подтвердит, что тот или иной прибор – самое что ни на есть специальное средство негласного получения информации…
«Закон что дышло» - утверждат старая славянская поговорка. «Был бы человек, а дело всегда найдется» - утверждает вторая, более современная, возникшая в средине прошлого века, кроме славянских корней имеющая влияние «грузинского» соавтора, товарища Сталина.
Подобная ситуация возникла не только в результате лоббирования законодательства Службой безопасности Украины, желающей быть монополистом на использование спецсредств, устраняя конкурентов и обеспечивая своим работникам возможность приторговывать «жучками» для «прослушки» и прочими подобными «безделушками», контролируя рынок. Правда, в связи с техническим прогрессом и поумнением общества – рынок становится все более иллюзорным, неконтролируемым. Каждый день разрабатываются десятки и сотни все новых модификаций и приборов (которых можно было бы соотнести со спецсредствами), поступающих на рынок, и в силу огромного распространения не дающих возможность их контролировать и идентифицировать как злополучные «спецсредства».
Службы безопасности Украины «хватает» и будет «хватать» лишь на то, чтобы раз в месяц «изловить» не слишком расторопного владельца третьесортного «генделыка», установившего в неприметном месте (не столько ради маскировки и соображения «негласности», сколько из соображения «чтобы не сперли») веб-камеру в торговом зале вверенного объекта (дабы контролировать продавцов на предмет продажи «левых» бутербродов или «паленой» водки), обвинив задержанного в использовании спецсредства и убедив признаться и раскаяться с альтернативой «иначе будет хуже»…
Предметы (вещи материального мира), в том числе изготовленные человеком, не могут быть «плохими» и «хорошими» по признаку «умысла» их изготовителя.
Вещи вообще не могут быть «хорошими» и «плохими» (они существуют сами по себе и имеют свои физические характеристики независимо от нашей субъективной оценки).
Давать подобные характеристики вещам могут лишь маленькие дети, напичканны сказками о «плохом» Сером Волке и «хорошей» Красной Шапочке, и шизофреники (которых, похоже, много среди народных избранников).
Что касается общественного сознания, то наделение вещей признаками «плохих» (запрещенных) и «хороших» (разрешенных) имело место на заре развития цивилизации, когда считалось, что вещь «хорошая» или «плохая» в силу наличия в ней определенного количества и пропорций добрых и злых духов (демонов). Подобный тип мировоззрения, если кто помнит школьную программу – называется мифологическим.
Согласно Википедии:
«...мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировозрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.»
Лучше и не скажешь.
Если много демонов (у которых и был умысел сделать вещь «плохой») – значит, вещь «плохая».
По сути, данный образ мышления ничем не отличается от образа мышления, присущего нашим «шуганным» законодателям в описываемом случае: если разработчик некоего девайса ставил себе цель сделать его «негласным» и «специальным» - значит, девайс «плохой» и его надо запретить. А несогласных признавать преступниками более опасными, нежели растлители, убийцы, насильники и контрабандисты…
Потому, безусловно: сегодня отрасль информационного права в Украине во многом развивается на первобытнообщинных идеологических основах. Под влиянием представлений о мифах, духах, демонах, эротических фантазий и других «больших тараканах в голове», которых, к сожалению, не вытравить даже алкоголем.
Признавая те или иные достижения технического прогресса «плохими» - общество лишает себя безопасности (широкое применение технических средств сбора информации позволяет предотвратить и раскрыть многие тяжкие преступления). И потворствует извращенному восприятию реальности, созданию правовых предпосылок к наказанию не лиц, совершающих реальные преступления, а вещей и физических явлений.
- Информация о материале
 
Министерство юстиции называет предприятия «Сэлми» (Сумская область), «Генератор» (Киев) и «Химпром» (Харьковская область) наибольшими должниками по заработной плате в 2010 году.
 В частности, в судебном порядке «Сэлми» выплатила 11,84 млн. гривен, «Генератор» - 8,708 млн. гривен, «Химпром» - 7,765 млн. гривен, говорится в сообщении Минюста.
Минюст также сообщает о выплате задолженности по зарплате «Укруглереструктуризации» (Донецкая область) на сумму 7,075 млн. гривен, «Черноморско-Азовского производственно-эксплуатационного управления морских путей» (Одесская область) - 6,985 млн. гривен, «Харьковского приборостроительного завода им. Шевченко» (Харьковская область) - 6,704 млн. гривен, Научно-исследовательского института аэроупругих систем (Крым) - 6,277 млн. гривен.
Кроме этого, должниками по зарплате являлись и выплатили долги по решениям судов «Феодосийская судостроительная компания «Море» (Крым) - 5,144 млн. гривен, «Кремнийполимер» (Запорожская область) - 5,123 млн. гривен, «Полтаванефтегазгеология» (Полтавская область) - 4,628 млн. гривен, Горловский химзавод (Донецкая область) - 3,753 млн. гривен, «Радиоприбор» (Запорожская область) - 3,663 млн. гривен, Ривненский авторемонтный завод - 3,305 млн. гривен.
Также выплатили долги в судебном порядке «Зірка» (Сумская область) - 2,258 млн. гривен, «Орджоникидзеуголь» - 3,217 млн. гривен, Полтавский тепловозоремонтный завод (Полтавская область) - 3,206 млн. гривен, «Судостроительный завод им.61 коммунара» (Николаевская область) - 3, 087 млн. гривен.
Всего, по данным министерства, на протяжении 2010 года предприятия и организации выплатили, выполняя решения судов, около 180 млн. гривен задолженности по зарплате и другим выплатам, связанных с трудовыми правоотношениями.
По словам министра юстиции Александра Лавриновича, по сравнению с 2009 годом это приблизительно на 24 млн. гривен, или 15,4% больше взысканных долгов.
Министр отмечает, что с начала 2011 года, наибольшие суммы задолженности по заработной плате и другим выплатам, находящимися на исполнении в органах исполнительной службы, составили задолженности работников угольной промышленности (10 456 документов), военнослужащих (509 документов), работников сельскохозяйственных предприятий (833 документа), работников бюджетных учреждений (2 160 документов).
Как сообщалось, 15 февраля Президент Виктор Янукович спрогнозировал выплату всех долгов по заработной плате в 2011 году.
На 1 января размер невыплаченных зарплат уменьшился на 9,2% по сравнению с 1 декабря 2010 года до 1 218,072 млн. гривен.
Наибольший размер невыплаченных зарплат на 1 января был зафиксирован в Донецкой области - 233,460 млн. гривен, в Харьковской области - 127,866 млн. гривен, в Киеве - 114,361 млн. гривен и в Луганской области - 110,079 млн. гривен.
- Информация о материале
 
Где мы? Кто мы? Что с нами произошло буквально за двадцать лет? Почему нам так трудно не только проживать каждый день от рассвета до заката, работать, растить детей, но и говорить, и слушать, и мысли иметь? Почему каждую пятницу миллионы из нас послушно замирают у телевизора, безуспешно пытаясь открыть для себя другую реальность?
- Вы слышите меня, бандерлоги?..
- Мы слышим тебя, Ка-а-а…
Язык перестал быть средством общения и инструментом созидания – он превратился в орудие убийства. В тупой и тяжелый предмет. Пока за язык не боролись так цинично и нагло, мы все – от пионера до пенсионера – знали «Червону Руту», а что теперь? Миром музыки, литературы, кино и другими мирами, имеющими отношение к искусству и творчеству, правит серость, которая неспособна заглянуть за горизонт своей убогой действительности. Всякий безусловный талант, не говоря уже о безусловной гениальности, отторгается, подвергается обструкции, вызывает на себя огонь бесноватой ярости. Точно так карлики не в состоянии увидеть те горизонты, которых легко достигает взгляд человека рослого, и в силу этого врожденного преимущества – видеть для них невидимое – он непонятен, чужд, враждебен.
Именно так произошло с романом Лины Костенко «Записки українського самашедшего». Толпа «митців», чей полет литературной мысли буйным цветом расцвел под воздействием штампов и клише, взъярилась. Для серости все, что за рамками и оградками – недоступно, а, следовательно, чуждо и враждебно. Точнее будет сказать, для нашей доморощенной серости, записавшей себя в творцы современной украинской действительности и в борцы за язык как символ борьбы. Этой серости чужд и украинский, если через украинский люди видят гораздо дальше и значительно больше, чем сама серость. Серость неспособна оценить величину таланта, по той простой причине, что ценности, созданные талантом – за горизонтами серого мира.
Поэтому современная украинская действительность – уныние и скука. Борьба за язык как смысл самой борьбы. Единственный смысл. В пылу сражений никто не задумывается, что бороться за язык бессмысленно, если при этом у борющейся нации напрочь отсутствуют духовные лидеры, чье мировосприятие выходит далеко за рамки клише и штампов.
Да и кто они, главные и всенепременные борцы за язык? Разве их бессмертные книги сметают с прилавков благодарные читатели? Или они потрясли мир шедеврами украинского киноискусства? Или сумели дать своей стране преимущества в образовании и науке? Нет же! Борьбу за язык возглавляет серость, поэтому созидание вытесняется с поля боя как явление, препятствующее серости отвоевывать для себя место под Солнцем в борьбе ради борьбы.
- Вы слышите меня, бандерлоги?..
- Мы слышим тебя, Ка-а-а...
Только в стране, где правит бал серость, главное событие каждой недели – многочасовая телевизионная говорильня по пятницам, собирающая миллионы людей у экранов поглазеть на политическую тусовку тщеславных карликов, упивающихся собственной значимостью в своих же «копченых» глазах. Линия горизонта для них там, где заканчивается их личное «я».
Понятия «государственное управление», «национальная безопасность», «социальная справедливость» - за линией их никчемного горизонтишка. И абсолютно все равно, на каком языке прозвучат эти словосочетания – внутренний словарь карликов из телевизора не содержит тех слов, из которых состоят тексты, непостижимые для сумеречного разума серости.
А миллионы людей приносят в жертву этому отвратительному унылому сообществу каждый пятничный вечер, который может быть заполнен иначе – прогулкой с детьми, дружеской встречей, заботой о близких, любовью, творчеством, пением "Червоной Руты" или созданием в подвале собственного дома космической ракеты, наконец.
Но вместо всего этого миллионы обреченно выбирают в качестве занятия созерцание торжества серости, поскольку человеческое сознание отказывается верить в то, что к управлению государством дорвались серые мыши. И горизонты у этих мышей – мышиные. И случись в их мышином сообществе лев или орел, мыши его просто не идентифицируют как сущность. Поскольку допустимый предел мышиных вероятностей – крыса.
- Вы слышите меня, бандерлоги?..
- Мы слышим тебя, Ка-а-а…
Миллионы залипших у экранов людей каждую пятницу плюются, наблюдая за мышиной возней, и все ждут чуда – когда же у отдельных подающих надежды мышей вдруг вырастет львиная грива или орлиные крылья?.. Но мыши из пятницы в пятницу продолжают оставаться все теми же мышами, а львы и орлы продолжают не рождаться в мышино-крысиных союзах, поскольку это противоречит природе зачатия львов и орлов.
И если очередной мышиный король или королева, взгромоздясь на трон, зовет к свершениям, будь то «прорыв», стройка новой страны или «шаги навстречу», надо понимать эти устремления исключительно в мышином масштабе: мышиный рывок вперед невидим львиному глазу, а новая страна, которую собираются построить мыши, незаметна с высоты орлиного полета.
Мыши, объявляя войну другим таким же мышам, тут же чертят линию фронта, предлагая выбирать в управление мышей до тех пор, пока они не эволюционируют до орлов или львов. И если в пятницу на телевизионном ток-шоу иная мышь или крыса резво дернет лапкой или встопорщит шерсть, это подается как взмах крыла или признак гривы. «Когда-нибудь! – нам говорят – Может быть даже совсем скоро, после нового витка эволюции в виде выборов, новая мышиная королева рыкнет гордой львицей, пожирающей врагов, или новый мышиный предводитель воспарит в неведомые выси!»
- Вы слышите меня, бандерлоги?..
- Мы слышим тебя, Ка-а-а…
Почему же миллионы под влиянием серости стали забывать законы природы? Почему страшит простой и действенный способ борьбы с мышами – и у львов, и у орлов этот способ в самом их естестве. Никакой альтернативы не существует, как не существует прав мышей и крыс определять горизонты для львов и орлов. И даже для простых домашних котов.
Мыши не выберут себе в герои Богдана Хмельницкого. С ним не все ясно, его масштаб для мышиной серости слишком велик, и соответствовать такому масштабу – непосильная ноша для карликового сознания. Мышиные герои должны быть иными – абсолютно предсказуемыми, действующими и думающими не дальше, чем линия горизонта серости. Поэтому дискуссия о героической миссии того же Бандеры возможна только внутри замкнутого пространства, ограниченного мышиным национализмом – и все.
Карликовый серый скучный национализм, порожденный мышиным сообществом, не способен быть участником разговора о роли личности в истории в иной системе координат, например, Гитлер-Черчилль-Рузвельт-Сталин, поскольку изначально задан иной масштаб, несопоставимый с возможностями мышиного «нацио» видеть дальше собственной норы.
И если до этой норы из-за горизонта доносится голос иных националистов, рожденных не мышами и крысами, последние поднимают истошный писк, злобно скалят зубы и мечутся по всему периметру занятого собой пространства. Паника, страх, сумасшествие. Иной национализм, не признающий за мышами права продавать землю за вышиванку и «Червону Руту» за фантом «мовы» не маркируется по признаку «свой-чужой», он выше и шире мизерных («змізернілих») мышиных стандартов, поскольку имеет совершенно другое происхождение.
Неужели же миллионам, отдавшим столько пятниц своей жизни на потребу мышам, все еще не понятно, почему серость так увлечена борьбой за свою ничтожную самоидентичность? Кроме времяпровождения в самой борьбе, серость ни к чему не пригодна, и уж тем более – к созиданию, результаты которого оправдывают пользование замечательной удобной планетой.
Серости, ворующей и пожирающей жизни, претит созидание в любом его виде – оно берет истоки за невидимыми серости горизонтами и имеет свойство распространяться за другие, такие же невидимые, горизонты.
- Вы слышите меня, бандерлоги?..
- Мы…
«А выход? Выход где же? – раздаются встревоженные голоса самых нетерпеливых или наиболее отчаявшихся. – Что делать-то???» Тут все просто. Если вы – мышь, то для вас нет выхода. Вас и чтение это наверняка ввергло в неспокойствие и расстройство здоровья. Вам просто не надо было читать написанного. Вам вообще лучше перестать уметь читать.
- Информация о материале
 
Кто там кричал «Хлеба и зрелищ!»? Римляне? И патриции в обмен на поддержку баловали плебс дармовой едой, питьем и бесплатными развлечениями. Правда, и в Древнем Риме прибегали к непопулярным мерам. Юлий Цезарь, проведя перепись населения, вдвое сократил число тех, кто получал хлеб бесплатно. Именно за хлеб чаще всего сражались популяры и оптиматы.
В украинской правительственной ложе с хлебом вышло несколько хуже, чем у императора Нерона. Зрелищ у нас хватает, а вот со второй составляющей... И это при том, что в Украине — полная идиллия для стабильного рынка муки и хлеба. Ведь мы собрали 16,8 млн. тонн пшеницы. Из-за запрета экспорта с начала маркетингового года только 2,6 млн. тонн ее смогли пересечь границу.
Следовательно, продовольственного зерна в достатке! Почему же народ вслед за гречкой сметает с полок магазинов муку? Ее, в отличие от ядрицы, используют не только хозяйки для блинов и домашних хлебопечей, но и пекари промышленных хлебокомбинатов. Поэтому из-за нехватки основного компонента говорить приходится не о подорожании хлеба на 10 или 15 коп., а о вероятной полной остановке хлебопекарной отрасли.
У меня складывается впечатление, что современные патриции хотят оставить „Украину для людей“ без гречки, хлеба, сахара, молока, масла... Если эти продукты, как аллергены, раздражают премьер-министра, то, видимо, надо разобраться в первопричинах. Прежде всего, нужно поменять вывеску „Министерство аграрной политики“ на „Общество без какой-либо ответственности имени...“ и вписать туда несколько известных всей Украине фамилий тех, кто реально „руководит“ АПК.
Скажу откровенно: по профессиональности нынешний состав руководства аграрного министерства едва ли не самый слабый за четверть века моей работы в системе АПК. А если аппарат ведомства еще и сократят на треть, то там просто не с кем будет разговаривать. Бизнес-крылу, которым ведает один из заместителей министра, от этого ни холодно ни жарко. Его впередсмотрящие контролируют мясной сегмент, масляный, зерновой...
До недавних пор внутренний зерновой рынок пребывал в неком анабиозе. Сонливость была вызвана довольно пассивным экспортом, вялым внутренним спросом. Цены в январе 2011 года держались в коридоре 1600—1700 грн. за тонну пшеницы третьего класса. Разбудило их ООО „Хлеб Инвестстрой“ — „подснежник“ и в смысле юного возраста оператора, и в смысле прозрачности его рождения.
В результате симбиоза государственного и частного капитала этот зерновой игрок позиционируется как торговое подразделение Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины. Не удивительно, что именно ему досталась аппетитная пайка пшеничного экспорта — 221 тыс. тонн.
Конечно же, международные контракты надо выполнять. Тем более, если внутренняя цена — не на уровне 285 евро за тонну, как во Франции. С этой целью „Хлеб Инвестстрой“ несколько недель назад и появился на зерновом рынке, после чего тот „разогрелся“ до 2200—2500 грн. за тонну продовольственной пшеницы.
Что подтолкнуло „Хлеб Инвестстрой“ переплачивать продавцам в среднем 400 грн. на тонне? Ожесточенная конкуренция? Так ее, по большому счету, и не было. Единоличным покупателем выступала только упомянутая компания. Дефицит зерна? Наоборот! И я говорил об этом в начале статьи. Если бы аграриям заплатили на 20—50 грн. выше существующей рыночной цены, они бы с удовольствием расстались со своим зерном.
На подобный семимильный ценовой „шаг“ в 400 грн. может отважиться лишь тот, у кого есть дармовые бюджетные средства и желание их переполовинить. Тем более, если это наличные средства: сало несешь — руки всегда жирные! И на месте сельхозпроизводителей я бы тоже не сопротивлялся, когда вместо рыночно устоявшихся 1700 грн. пшеницу у меня покупают за 2100. Только и того, что из вроде бы выторгованной выгоды в 400 грн. половину надо „отдать“ в карман уважаемому государственному покупателю.
Даже при такой немотивированно сверхвысокой внутренней цене покупатель, экспортировав пшеницу, получит навар в размере 100 евро на тонне. Умножьте на объемы — и убедитесь, что речь идет о десятках миллионов инвалютных сверхприбылей. На ровном месте!
Своей медвежьей услугой „Хлеб Инвестстрой“ спровоцировал резкий рост цен на внутреннем рынке зерна. Ну, а затем потянулась цепочка: мельники и рады были бы купить пшеницу, но мука из нее обойдется дороже. А изменение цены нужно задекларировать, что не удается даже при наличии исчерпывающих калькуляций. В свою очередь, и пекари шарахаются от муки по новым ценам, поскольку это однозначно приведет к подорожанию хлеба.
До недавнего времени о постановлении Кабмина №1222 от 17 октября 2007 года „Об утверждении порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары“ мало кто вспоминал. После „гречневых“ нагоняев, в результате которых несколько чиновников лишились должностей, а у руководителя главного управления агропромышленного развития Черновицкой облгосадминистрации, которому и сорока не исполнилось, не выдержало сердце, ценовые инспекции местных администраций дружно вспомнили об этом постановлении. Согласно документу, цены на целый ряд социально значимых продуктов, включая и хлеб, в случае их роста в течение месяца более чем на процент необходимо декларировать.
Не проблема! Производители с пачками документов пытаются доказать инспекциям по контролю за ценами необходимость их повышения. Клерки письменный отказ на руки не выдают. Вместо этого в „задушевных“ беседах приказывают просителям стоять с ценами, как под Сталинградом. Иначе у них появятся проблемы...
Они и так у них уже есть! Например, разве комфортно директору хлебокомбината постоянно висеть на крючке у проверяющих, начиная с пожарных и заканчивая налоговиками? И если последние наказали тебя на 400 тыс. грн., тогда как прибыль за прошлый год составила 40 тыс., то это прямой путь к банкротству.
Тягаться же с налоговой администрацией в судах — бесполезный труд. Посмотрите статистику: в 99,6% случаев выигрывают фискалы. Им наплевать, что часть жителей города останется без хлеба. У них не менее важная задача — наполнять государственную казну!
Добавьте схожие предписания со стороны Антимонопольного комитета, ценовой инспекции... Власти выгодно держать производителей на коротком поводке, поскольку тогда они всегда управляемы и вряд ли заикнутся о повышении цены хлеба. Кроме того, если клиент находится в подвешенном состоянии, то его бизнес в любой момент можно запросто отобрать.
А теперь — картинка с натуры. Совещание у губернатора одной из областей. Поднимает он директора местного хлебокомбината: „Ты что там с ценами на хлеб мутишь? Хочешь за решетку загреметь?“ Руководитель пытается объяснить, что пшеница на рынке стоит 2200 грн. за тонну, а у него — запасы по 1700. Мелют на собственной мельнице, поэтому и мука для пекарни не 3000—3200 грн., как у других, а 2660. Значит, и цену хлеба держат в узде.
„Сядь!“ — оборвал глава облгосадминистрации. „У тебя почем зерно?“ — бросил в зал одному из руководителей района. „По 1400!“ — с испугу отрапортовал тот. „А у меня — по 1300!“ — похвастался сосед. Голос с галерки добавил жару: „В Херсоне до сих пор зерно по 900...“ „Видишь?“ — упрекнул областной руководитель главного пекаря. „Я все скуплю! До зернышка...“ —бил себя в грудь посрамленный. „Раньше надо было... Разберемся с вами, спекулянтами!“
Для самоуспокоения руководитель хлебокомбината все же поехал в „дешевые“ районы, но пшеницу по озвученной их руководителями цене не нашел. И подумал он: а почему я должен отдуваться за то, что государственная структура — Аграрный фонд, которому законом предписано для снятия напряжения на рынке осуществлять интервенции муки, два месяца палец о палец не ударил? А другое государственное подразделение — „Хлеб Инвестстрой“ — наоборот, усложнило ситуацию... Почему чиновники руководствуются постановлением №1222 только с карательной целью, подталкивая Украину к искусственному голоду? Только потому, что, как в позднее средневековье, сидят „на откупе“, и руководящее кресло их кормит?
Решил так: хотите стабильных цен — снабжайте. Где там у вас дешевые зерно с мукой? В Аграрном фонде, Госрезерве? Оттуда мне и везите.
Большинство его коллег поступили так же. Мельники, внимательно вчитавшись в постановление №1222, схватились за голову: мама родная! Не задекларировал цену — с тебя взимают штраф в размере 100% выручки за прошлый год. И бегом побежали из торговых палаток собственную муку изымать, на килограмм которой тихонько накинули 40—45 коп. Пока ценовая инспекция не нагрянула.
Только 7 февраля Кабмин разродился постановлением №89, в котором сказано следующее: „Аграрному фонду обеспечить переработку зерна (пшеницы и ржи) государственного интервенционного фонда и реализацию произведенной муки и продуктов переработки на условиях предварительной оплаты, исходя из средневзвешенной цены закупки пшеницы и ржи с учетом затрат, связанных с хранением, перевозкой и переработкой, и за вычетом стоимости отрубей по рыночным ценам“.
Согласно этому документу, Министерство аграрной политики и продовольствия в течение недели должно было составить и согласовать график поставок муки на хлебопекарные предприятия, определить по согласованию с Министерством экономического развития и торговли ежемесячные объемы.
Еще одна важная деталь: мука из Аграрного фонда должна использоваться исключительно для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, пользующихся самым высоким потребительским спросом в регионе. Ассортимент массовых видов хлеба утверждают областные администрации, Совет министров Автономной Республики Крым, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации.
Для непосвященных детализирую, как должно было бы на практике реализовываться это постановление. Во-первых, Аграрный фонд должен определить цену и разработать порядок отпуска муки. Во-вторых, выбрать мельницы, на которых будут перерабатывать интервенционное зерно в муку. В-третьих, заключить с ними договора.
В-четвертых, заказать в „Укрзалізниці“ подвижной состав и перевезти зерно на эти мельницы. Учитывая разброс элеваторов и то, что вагон в Украине движется втрое медленнее, чем в царской России, на это требуется время. В-пятых, готовая мука, по технологии, должна отлежаться две недели, пока из нее можно будет сформировать помольные партии — по качеству и влажности.
Параллельно губернатор садится с пекарями, и они определяют ассортимент массовых видов хлеба, его количество и объемы муки для его выпекания. Этот список областная администрация должна утвердить в МинАП. И так — по каждому региону.
И только после того, как все утрясут, каждая пекарня подпишет с Аграрным фондом договор на поставку муки. А подписав, обязана внести предоплату, после чего АФ отпустит желанное сырье, транспортировка которого снова упрется в оборот отечественных вагонов.
Скажу так: если крутиться, как лещ на сковородке, то за полтора месяца с этой задачей можно справиться. Если же так, как мы умеем, то пекарям не видать муки до нового урожая. Увы, мои худшие предсказания сбываются.
После выхода постановления №89 все торопились узнать: какую же цену на муку „засветит“ Аграрный фонд? Если пшеницу продают по 2200 грн. за тонну, то мука из нее в процессе переработки дорожает примерно на треть. Как говорится, прикрепляй ценник в 3100 грн. за тонну — и не ошибешься!
„Так это же на 400—500 грн. выше задекларированной цены!“ Не горячитесь! Учтите то, что мука из Аграрного фонда имеет адресность — исключительно на массовые сорта хлеба. На прилавки такая мука не попадет. Да и откуда ей, дешевой, появиться, если „Київмлин“ вторую неделю простаивает, Белоцерковский и Симферопольский комбинаты хлебопродуктов — тоже?
Представляете, столько ртов в Киеве, а „Київмлин“ свозит муку по машине-другой из Винницкой, Черкасской областей. Говорят: запасов хватит на два-три дня. Покупают преимущественно „вышку“ — пшеничную высшего сорта, поскольку вторым сортом запаслись раньше.
А вот со ржаной совсем плохо. В АФ выдали наряд на 15 тыс. тонн ржи. Поехали на элеватор, а там — пусто. Сгнила, украдена — это уже другой вопрос. Если столичные пекари не покроют дефицит, придется снимать с производства „украинский“ и замещать его дорогим, элитным.
Поэтому и в „Київмлині“ с нетерпением ожидали интервенционную цену на муку. Но МинАП не задекларировало ее ни через неделю, ни через декаду. В высоких кабинетах вроде бы сошлись на 2560 грн. за тонну. По сравнению с последней ценой АФ, действовавшей до нового года, получился рост на 18%. Хотя АФ закупал зерно за бюджетные средства, не используя, в отличие от мельников, дорогих кредитов под 25% годовых. И рассчитывался за хранение, транспортировку также средствами налогоплательщиков.
Выходит, государственной структуре можно повышать цену на муку для массовых сортов хлеба, а производителям последней — нет! При этом никто не хочет учитывать того, что цены на электроэнергию с начала 2011 года выросли на 9%, газ — на 4, горюче-смазочные материалы — на 10%. А еще надо индексировать минимальную заработную плату.
От пекарей требуют „стабильных“ цен на массовые виды хлеба. А если, например, из ежедневного выпуска в 100 тонн массовые составляют 70? И рентабельность последнего сегмента при рыночной цене муки скатывается до минус 15%. Смогут ли производственники, повысив цену на остальные 30 тонн, перекрыть эти убытки? Согласитесь, пекари в довольно непростой ситуации ведут себя корректно, о чем свидетельствует сухая статистика: хлеб за минувший год подорожал лишь на 0,6%.
Не успели производители хлеба примерить на себя новую цену муки, как в аграрном ведомстве все переиграли. Этого и стоило ожидать: Аграрный фонд, полностью сорвав интервенционную кампанию, решил переложить всю ответственность за дальнейшее развитие событий... на кого бы вы думали? На пекарей! Министерские стратеги сошлись на том, что хлебокомбинатам лучше дать не муку, а зерно: „Пусть они морочатся с ним, а не мы!“
Между тем руководство Аграрного фонда с телеэкранов затуманивало сознание граждан, рассказывая о масштабных интервенциях муки в регионах в объеме... 6 тыс. тонн. Но это месячная потребность крупного областного центра! В ноябре-декабре 2010 года, когда АФ активно поставлял муку в регионы, он смог лишь на 15% удовлетворить потребности крупных хлебопекарных предприятий в производстве хлеба массовых сортов. Некоторые пекарни, предварительно полностью оплатив заказанные объемы, не получили муку из-за отсутствия ее на мельницах, в частности в Полтавской и Харьковской областях.
Зерно так зерно! Но и тут Аграрный фонд подложил пекарям свинью. Его руководители, уверен, снова полезут в телевизоры и отрапортуют: хотели пекари дешевое зерно — мы им дали! По 1700 грн. за тонну! Но промолчат, что, покупая у него продовольственную пшеницу, производители попадают в налоговую коллизию. Согласно новому Налоговому кодексу, пекари — посредники, поэтому зерно им продадут без НДС. Но он будет присутствовать в готовом изделии! То есть тонна пшеницы обойдется пекарям не в 1700 грн., а 2040. А министерство считает это действенной интервенцией!
Пока руководители хлебокомбинатов возмущались иезуитством государственной структуры, плодовитое МинАП придумало новый вариант. Говорят, окончательный. В нем также фигурирует не мука, а зерно. Причем, чтобы приобрести его, пекарей погонят на Аграрную биржу. Точнее, они должны за соответствующую плату нанять брокеров, которые будут выкупать лоты и регистрировать контракты. Думаю, аграрный министр с подчиненными нашли подходящий момент, чтобы ознакомить пекарей с правилами биржевой торговли.
Если коммерческое зерно по цене 2100 грн. за тонну, в составе которой есть налоговый кредит, смолоть, то стоимость муки высшего сорта из него составит 3100 грн. за тонну, или 2667 без НДС. В то время как зерно Аграрного фонда (1570— 1670 грн. за тонну), без налоговой нагрузки, продуцирует муку по цене 2746 грн. за тонну. Разницу в 79 грн. на тонне, уверен, заметит каждый. Тем более что АФ не гарантирует стабильных биржевых цен, что негативно скажется на конечной продукции — хлебе. А это, в свою очередь, усложнит отношения пекарей с торговыми сетями, поскольку месячные контракты между обеими сторонами исключают ценовые „качели“.
Одного не могу понять: государство подставляет пекарям плечо или подножку? Вместо муки — зерно, хлопоты с его закупкой, да еще и дороже, чем на рынке, что будет только подогревать цены на хлеб. Если же последние выйдут из-под контроля, то инфляция, вовлекая в «хоровод» другие сферы, раскрутится так, что правительству и не снилось…
Древний Рим от нас очень далеко. Поэтому напомню о более близких по времени событиях. Историки связывают начало февральской революции 1917 года с последствиями войн, влиянием Григория Распутина... Но реальным спусковым крючком стало пятидневное закрытие хлебных складов в Петрограде. Собственно, того, что тогда потерял Николай II, украинская власть рискует лишиться сейчас.
- Информация о материале
 
Страница 1392 из 1561
											
						