С 01.01.2011 г. к посредническим договорам не только база, но и моменты для целей определения налоговых обязательств и налогового кредита применяются такие же, как для обычных продавцов при обычных договорах купли-продажи товаров/услуг, — по первому событию.

То есть при договоре комиссии (поручения и т.п.) на продажу налоговые обязательства по НДС (исчисленные по ценам не ниже обычных!) возникают у комитента, доверителя и т.п. (далее — комитент) уже сразу при отгрузке товаров посреднику — комиссионеру, поверенному и т.п. (далее — комиссионер). Либо — при получении комитентом предоплаты от комиссионера, что на практике бывает значительно реже.
Налоговый кредит (но тоже исходя из цен не выше обычных) по комиссионным товарам/услугам возникает у комиссионера тоже на общих основаниях.
Ну, в отношении посреднических договоров на продажу это, может, еще хоть как-то терпимо. А вот что касается посреднических договоров на покупку, то здесь все гораздо минорнее: теперь комиссионер должен отражать свои НДСные налоговые обязательства сразу же при получении средств от комитента для исполнения поручения.
И для того, чтобы этому посреднику «вписаться в смету», ему необходимо в том же налоговом периоде перечислить средства на покупку заказанного комитентом либо получить „нужные“ товары/услуги от продавца вперед, чтобы сразу заиметь по такому перечислению (получению) входной НДС и перекрыть возникшие по полученным от комитента средствам налоговые обязательства. Либо же комитенту придется дополнительно проавансировать комиссионера еще и средствами для уплаты НДС (иначе комиссионеру придется оплатить его за свой счет).
Итак, налоги становятся не вторичными по отношению к хоздеятельности, как должно было бы быть по-хорошему, а, наоборот, управляют этой деятельностью, определяя и моменты операций, и их суммы!
Кроме того, заметим, что при таких раскладах редко когда посреднику удается угадать, по какой цене (в гривнях) он приобретет товар для комитента, поэтому эти «предварительные» налоговые обязательства по товарам впоследствии комиссионеру наверняка придется корректировать (а комитенту, соответственно,— корректировать налоговый кредит).
В общем, похоже, что посреднические договоры на приобретение облагаемых НДС товаров/услуг при таком налогообложении сильно утратят в популярности.
В подобных ситуациях, когда речь идет о приобретении через посредника импортных товаров, есть вариант попытаться вывести посредника из-под НДСных ударов, оговорив, например, в контракте с нерезидентом (и в самом договоре комиссии на покупку), что получателем товаров будет сам комитент. То есть товары будут отправлены прямо по адресу комитента, и растаможиванием товаров (в том числе уплатой ввозного НДС) комитент будет заниматься сам (или через своего брокера). Тогда комиссионеру уже можно будет активно побороться за то, что в рамках таких операций у него под НДС должно попадать только его комиссионное вознаграждение.
И снова, как видим, налогообложение руководит всем процессом. Телега опять впереди лошади: не налоги зависят от контракта и его выполнения, а наоборот! Для Украины — нормально.

Сейчас в СМИ активно стали распространяться слухи о том, что близкий друг семьи Президента нардеп-«регионал» Юрий Иванющенко, известный как «Юра Енакиевский», претендует на крупнейший рынок Харькова «Барабашово». Интерес к харьковскому рынку со стороны Иванющенко, выглядит довольно логичным, если вспомнить, что он уже стал совладельцев крупнейшего одесского рынка «7-километр». Кроме того, в середине февраля в компании «АВЭК» нардепа-«тушканчика» Александра Фельдмана, в орбиту интересов которого и входит «Барабашово», правоохранители устроили «маски-шоу», что опять таки дало основания говорить о том, что кто-то настойчиво просит этого нардепа без политической «крыши» поделится.

Сейчас же тотальные проверки проходят и на самом рынке «Барабашово». «Проверки стали почти ежедневными. Нас особо не трогают, но вьетнамцев «прессуют» постоянно. Часть рынка ведь контролируется вьетнамской администрации и, по слухам, их хотят просто выжить с рынка, отобрать у них руководство бизнесом, чтобы они были просто нанятыми работниками, а если не согласятся то, большую часть вьетнамской диаспоры депортируют, ведь всегда есть к чему придраться. Учитывая, что среди вьетнамцев действительно много нелегалов, то с этим проблем не будет», - рассказывает работница ТЦ «Барабашово» Виктория.
То, что есть проблемы именно у вьетнамской администрации, которая контролирует около трети мест на рынке «Барабашово» подтверждают и другие предприниматели. «Из-за постоянных проверок сокращается количество торговых точек. Люди просто закрывают магазины. Одни говорят, что вьетнамцы из-за того, что на них давят и требуют больше денег, в апреле повысят аренду. Другие утверждают, что их вообще выживут с рынка и будет единая администрация, которая будет контролировать весь рынок. В общем, все кто торгует на «вьетнамских» рядах в панике и не знают, что им делать - продлевать аренду на следующий месяц или нет. Тех кто стоит на «славянских» рядах, пока эта ситуация не коснулась», - говорит работник рынка Вячеслав. 
В данной ситуации, сам Фельдман, как и в середине февраля, сохраняет олимпийское спокойствие. Напомним, когда в главном офисе концерна «АВЭК» разыгрались «маски-шоу» нардеп заявил, что правоохранители проверяют фирму арендатора. ««АВЭК» на рынке предоставляет офисы огромному количеству предприятий и юридических фирм. В одной из этих фирм у нас идет совместная проверка», - сказал Фельдман. Слова нардепа подтвердили и в прокуратуре. «Возбуждено уголовное дело по статье 358 УК Украины (подделка документов) по одной из коммерческих структур, которая имела финансово-хозяйственные отношения с «АВЭК». Следствие пришло к выводу, что нужно проследить всю цепочку взаимоотношений. Для этого и проводились обыски на предприятии», - сообщил прокурор Харьковской области Геннадий Тюрин.
Однако, работники рынка говорят, что именно тогда на «Барабашово» и начались усиленные рейды правоохранителей по проверке торговцев из Вьетнама. По слухам, азиаты оказались несговорчивыми и не хотят «идти под крыло» к какому-то новому хозяину. Однако и последние слухи об интересе Иванющенко к «Барабашово» Фельдман опровергает. Он заявил, что исключает возможность смены собственника на ТЦ «Барабашово». Как сообщает порталу «Харьков. Комментарии» в пресс-службе нардепа, Фельдман заявил, что именем Юрия Иванющенко часто прикрываются люди, которые не имеют к нему ни малейшего отношения. «Большинство мелких вымогателей и мошенников сегодня тоже уловили эту политическую конъюнктуру и пытаются строить на имени этого депутата свои козни, направленные всего лишь на получение личной мелкой материальной наживы. Думаю, что в скором времени за это придется кому-то очень серьезно ответить», - сказал Фельдман. Фельдман также заявил, что «ТЦ «Барабашово» сегодня надежно защищен юридически, экономически и политически. Поэтому я призываю всех прекратить какие-либо спекуляции по поводу ТЦ «Барабашово» и меня лично». 
Что касается «политической защищенности» рынка Фельдмана то в это его утверждения верится с большим трудом. А поэтому нельзя исключать варианта, что нардеп, который гневно заклеймил безымянных «мошенников», прикрывающихся именем Иванющенко, сам «поделился» с тем же Юрой Енакиевским своей «вьетнамской» частью рынка. Если он это сделал, то, вероятно, только для того, чтобы не потерять все. Однако, если влияние тех, кто сейчас «прессует» вьетнамцев распространится на треть рынка, то, скорее всего, у Фельдмана «попросят» и остальное и в лучшем случае оставят младшим партнером.

Расправа над участниками налогового майданаСобытия вокруг ареста участников налогового майдана будто из болезненных снов какого-то пелевинского героя: сапоги Сталина здесь перемешиваются с таинственными туманами эпохи Лао Цзи и древнерусскими трехглавыми драконами. То есть полное отсутствие каких-либо логических связей, только бесконечный ряд неуловимых ассоциаций и забытых воспоминаний. И надо иметь здравый смысл и четкое осознание реалий современного государства Украина, чтобы дать оценку действиям власти относительно сообщества, которое судебная система окрестила «преступной группировкой»…

За 12 дней налогового майдана общество увидело много для себя нового и не очень. Прежде всего массированное выступление предпринимателей на столичном майдане. Подчеркнем истинно социальный характер первого после акции „Украина без Кучмы!“ (в ее „дотимошенковском“ виде) организованного противостояния власти.
Это уже потом — по законам жанра — появились на майдановской трибуне оппозиционные политики с их призывами „Все — на Банковую!“ и в Координационном центре, вызванные, по нашему мнению, именно вмешательством определенных политических сил. Увидело общество и „пришествие небесное“ на „чаек в палатки“ президента и премьер-министра. Первые лица государства заверили, что власть учтет серьезные замечания митингующих относительно проекта Налогового кодекса, позволили охранникам „наехать“ на журналистов одного из ТВ-каналов и вернулись в кабинеты.
Со временем обществу „показали“ предрассветный разгон участников предпринимательского протеста, обозначенный банальным хамством исполнителей демонтажа палаток и растерянностью тех, кто находился в то время на майдане. А между тем руководители протестующих пообещали контролировать принятие кодекса, перенесли противостояния в регионы и… получили от властной системы коварный удар.
Можно ли верить словам гаранта Конституции в нашей стране? К сожалению, уже четвертый президент подтверждает — „нет!“. Вся страна через СМИ услышала растиражированное обещание Виктора Януковича предпринимателям, что никаких преследований за майдан не будет! Но это обещание президента оставалось словом президента совсем недолго — через три недели после майдана власть начала настоящие политические репрессии.
Сначала арестовали четырех участников акции. По решению Шевченковского суда Киева трем активистам избрали меру пресечения в виде взятия под стражу, а одного освободили под подписку о невыезде. Ребят „закрыли“ по обвинению в „умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, что причинило ущерб в крупных размерах, по предварительному сговору группы лиц“. Вот такой „предновогодний подарок“ от власти украинскому предпринимательству и обществу в целом!
Потом прошла „вторая волна“ арестов и судов. Наконец перед началом марта „преступная группировка“ защитников прав предпринимателей выросла до семи человек, из них двое удерживались под стражей.
Неделю назад, утром 2 марта, следователь Е.Сеперович выдвинул организатору предпринимательского майдана — председателю Коалиции участников оранжевой революции Сергею Мельниченко обвинения. Речь идет о преступлениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 28 ч. 2, ст. 194 ч. 1 — „умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, что причинило ущерб в крупных размерах“. „С вечера 21 ноября 2010 года и до 3 декабря 2010, реализуя свои преступные намерения, направленные на повреждение чужого имущества на Майдане Незалежности, по предварительному сговору с Федчуком Р.Э., Ахтырским О.С., Мандичем А.В., Гаркавенко И.О., Заплаткиным О.В. и Грузиновым В.М., установил для участников акции военные палатки в количестве 8 штук, в процессе установления которых в швы между гранитным покрытием были забиты металлические уголки в количестве 132 штуки длиной 50—60 см“, — говорится в постановлении ГУ МВД в городе Киеве.
Фактически из обвинения следует, что Мельниченко, имея преступный умысел — повреждение гранитной плитки на Майдане Незалежности со стороны отеля „Украина“, вступил в предварительный преступный сговор с названными выше гражданами. „То есть лидер майдана-2 Мельниченко создал с обвиняемыми „преступную группировку“, в составе которой, реализуя свои преступные намерения, направленные на повреждение чужого имущества, созвал на Майдан Незалежности до 100 тысяч предпринимателей из разных областей Украины, а потом, в соответствии с ранее распределенными преступными ролями, отдавал устные распоряжения подельщикам, а они забивали кувалдами металлические уголки в гранитное покрытие. Следовательно, благодаря нашей геройской милиции и лично министру внутренних дел господину Могилеву и выдающемуся следователю г-ну Сеперовичу удалось, наконец, разгадать истинные намерения людей, выстоявших 12 суток на Майдане Незалежности, требуя вето на Налоговый кодекс“, — печально иронизирует один из участников предпринимательского движения. Собственно, Сергей Мельниченко недавно заявил в эфире телеканала ТВі: „Сначала мне инкриминировали, что я вместе с соучастниками умышленно повредил гранитное покрытие (на Майдане Незалежности. — Р.З.). Но правоохранители не смогли этого доказать. Придумали новый вариант — организованную преступную группу. Я — организатор, шесть человек — исполнители. Половину из них я в глаза не видел“. Мельниченко также сообщил, что раньше сам работал в следственных органах и, как опытный человек, не доволен тем, что следователь отказывается ознакомить его с материалами, ставшими основанием для выдвижения обвинения. „Он показал только постановление о возбуждении уголовного дела и протокол с заявлением. Следователь игнорирует все ходатайства, заявленные мною и другими обвиняемыми“, — заметил он.
Какие химеры поселились в головах законников, когда у них вызревало обвинение в повреждении элементов столичного майдана? Неужели они жили в какой-то другой стране, пока площадь служила с 2000 года непосредственным местом выявления воли народных масс? Можно ли сосчитать, сколько металлических и других уголков за это десятилетие было вбито в плитки майдана? Или из их памяти уже стерлись события УБК и оранжевой революции? А может, уже забылись многочисленные палатки под бело-голубыми флагами в 2007 году?
Почему „повреждение плитки“ тогдашними приверженцами именно нынешней власти не стало предметом внимания представителей судебной системы? Никого из участников тех событий не наказали. Это свидетельствует, переходя на язык закона, „об избирательности применения законов“. Единственно правильный ответ на эти вопросы — в совершенно другой плоскости. И как здесь не заметить следов „сапог Сталина“?! Тех самых сапог, топтавших судьбы инакомыслящих, тех, кто позволял себе мнение, отличавшееся от властного …
Адвокат Олег Левицкий — защитник Игоря Гаркавенко, одного из заключенных активистов, прямо заявил на пресс-конференции „Узники „налогового майдана“ — репрессивная машина администрации президента в действии“ (УНИАН, 1 марта): дело его подчиненного и других пострадавших — политическое! И подчеркнул — за его многолетнюю практику такого еще не было! Предыдущий адвокат отказался от дела Гаркавенко, как только вышел из кабинета следователя. Потом почти 20 дней адвоката Левицкого не подпускают не то что к Гаркавенко — даже к материалам дела. В это время меняют следователя, якобы из-за отпуска предшественника. Левицкий подчеркивает: следствие не допрашивает важных свидетелей, которые могли бы подтвердить, что Гаркавенко на момент установления палаток на майдане находился в Харькове! Среди этих „неопрошенных свидетелей“ — важные политические персоны (например, экс-кандидат на должность мэра Харькова), которым не доверять просто невозможно.
Дошло до того, что во время личного приема заключенных в Киевском следственном изоляторе к уполномоченному по правам человека Нине Карпачевой, по сообщениям СМИ, „обратился 36-летний Игорь Гаркавенко, участник „налогового майдана“, относительно защиты его права на свободу и личную неприкосновенность. Омбудсмен немедленно открыла производство по этому делу и приняла меры, направленные на освобождение арестованного из-под стражи“.
Потом, выступая 16 февраля этого года на парламентских слушаниях, уполномоченный по правам человека подчеркнула необходимость прекращения преследования участников „налогового майдана“, в том числе Игоря Гаркавенко, которого, по ее убеждению, арестовали по надуманному обвинению в повреждении гранитного покрытия на столичном Майдане Незалежности.
На упомянутой пресс-конференции в УНИАН Олег Левицкий сообщил, что пять фигурантов уголовного дела вообще не принимали участия в предпринимательских протестах, а еще двое прибыли на место событий только под завершение акций. Вместе с тем адвокат пожаловался, что «следствие полностью игнорирует аргументы защиты, а суды увеличивают срок ареста Гаркавенко вопреки фактам, закону и здравому смыслу. По его мнению, уверенность, с которой следователи нарушают процессуальные и законные нормы, свидетельствует о том, что они выполняют заказ высоких должностных лиц, а само уголовное дело является политическим преследованием с целью дискредитации предпринимательских протестов. „Происходит реализация спланированного действа, — сказал Левицкий, — которое должно доказать всей стране, что за „предпринимательским майданом“ стоит криминал. Это может быть зачистка общественно-политического поля в Украине. Другого объяснения у меня нет“.
Адвокат заявил, что не оставит попыток защитить Игоря Гаркавенко, известного своими публикациями с критикой в адрес власти в украинском и российском Интернете. На наш вопрос, каким образом происходит подобное „управление в уголовно-процессуальной сфере“, Олег Левицкий ответил: „Просто в стране существуют темники для следователей и милиционеров“.
Первого марта Игорь Гаркавенко, не выдержав, объявил бессрочную голодовку. И — чудо: уже 3 марта Апелляционный суд освободил Игоря Гаркавенко из-под стражи в зале суда. Председатель Ассоциации защиты прав граждан Украины Владимир Лесик собрал подписи семи народных депутатов в защиту Игоря и взятия его на поруки. В АС обратились также общественные организации.
Пока что реальность выглядит так: 4 марта Главное управление Министерства внутренних дел в Киеве завершило расследование уголовного дела о повреждении плитки на Майдане Незалежности в Киеве. В этом деле, которое расследуется по части 2 статьи 28 (совершение преступления группой лиц), части 1 статьи 194 (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах), всего обвиняются семь человек. Шести из них уже выдвинуты обвинения, а один находится в розыске.
По основной санкции статьи, по которой выдвинуты обвинения, — части 1 статьи 194 Уголовного кодекса, — минимальное наказание предусмотрено в виде штрафа до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 гривен), а максимальное — в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Фигуранта еще одного „уникального“ дела — Сергея Костакова с 1 декабря 2010 года удерживают в Лукьяновском СИЗО №13. Сергею инкриминируют статью 296 — хулиганство. Дескать, он 22 ноября
2010 года во время акций протеста против Налогового кодекса якобы повредил машину „Шкода-Октавия“, которая проезжала по улице, перекрытой протестующими. Удивительно даже не то, что Костакова обвиняют в нанесении повреждений этой машине на сумму 16 тысяч гривен. Главная „уникальность“ дела состоит в том, что в нем нет никаких других доказательств, кроме свидетельства собственно водителя машины, который среди более 200 людей, находившихся вблизи, сразу не узнал Сергея, а со временем, аж через неделю, „вспомнил“ (или, скорее, угадал по указанию следствия) обвиняемого! Дело в том, что свидетель-водитель, судя по углу местонахождения машины и Костакова, не мог его видеть и, тем более, запомнить!
Кроме того, по словам адвоката Николая Бирюка, были нарушены элементарные нормы Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека: жалобы на задержание обвиняемого Сергея Костакова до суда не доходили! Апелляционный суд г. Киева 22 февраля этого года отказал в удовлетворении жалобы о незаконном задержании... Значит, впереди — суды, суды, суды! И мы все понимаем, что в стране, где действительно существует правовое своеволие, освобождение Игоря Гаркавенко, вообще доведение дела до рассмотрения в судах — это только небольшая победа над почитателями „сталинских сапог“.
Тоталитарная власть не позволяет себе идти на компромиссы и диалоги с «чужеродными» субстанциями! Так было и при Кучме (9 марта 2001 года), так продолжается и сейчас.

Французское издание Politique Internationale опубликовало интервью с олигархом, имеющим сейчас могущественных покровителей на властном Олимпе Украины, Дмитрием Фирташем. В котором последний жаждет выставить себя в лучшем свете, но получается это у него прескверно.

Фирташ рассказывает о своей "тяжелой" юности, когда ему приходилось работать физически. Он родился и вырос в деревне в Тернопольской области. Хотя отец и мать работали на государственных предприятиях (отец – водителем, затем инструктором автошколы, а мать, с ветеринарным и экономическим образованием – на сахарном заводе), но "зашибала" большие по тем времена деньги семья Фирташа выращиванием, а затем продажей помидоров.
"Вместо того, чтобы, как все, быть летом на море, я на рынках, в странах Прибалтики, продавал эти проклятые помидоры. Потому что как иначе? Это основной доход дома. Финансово это было выгодно: машина тогда стоила 5-6 тысяч рублей. Наша семья за сезон могла заработать эти деньги", – делится воспоминаниями Фирташ.
Все это происходило еще в советские времена. Подобная торговля, да еще в далеких краях, где цены повыше, производилась нелегально или полулегально, и без уплаты соответствующих налогов. В Украине этим, например, промышляли жители кавказских республик, продавая на рынках мандарины.
Как рассказал Фирташ, у его родителей на книжке в Сбербанке было тогда 40 тыс. рублей, что являлось баснословной суммой во времена СССР.
Затем, после службы в армии, а это было в начале 90-х, Фирташ подался в Москву. И там, по его словам, он научился, как зарабатывать деньги из ничего. "Я посидел с одной компанией, посидел с другой. Состыковал двух людей и заработал свои первые 10 000 долларов, не вложив ни копейки. Я думал, что мне это снится. И я понял, что могу зарабатывать", – вспоминает свой первый крупный заработок Фирташ.
Конечно, эта "работа" получше, чем таскать ящики с помидорами. В те времена таких дельцов в народе называли спекулянтами – в осуждающем ракурсе, или – барыгами.
И пошло-поехало. За год на подобных сделках начинающий бизнесмен-посредник заработал свой первый миллион долларов. Конечно же, об уплате каких-то налогов государству и речь не может идти.
Суть таких заработков предельно проста. Заводишь как можно больше знакомых, желательно, "полезных" государственных чиновников, от которых кое-что зависит. Выясняешь, где и у кого что-то купить подешевле, а потом куда и кому продать подороже.
Не обходится в таком бизнесе и без "кидков". Фирташ не рассказал, скольких партнеров "кинул" он, но признался, что его "кидали".
В бизнес с туркменским газом Фирташ попал случайно. В Москве он познакомился с высокопоставленным чиновником из Туркмении. Тот назвал список продуктов питания, которые готов купить для своей страны – на сумму около 30 млн. долларов. Фирташ прикинул, что на сделке можно "наварить" столько же, и в группе с другими посредниками нашли эти деньги. Потом туркменский чиновник тянул с расчетами, а в итоге предложил оплату туркменским газом.
Кто и как создавал скандально-известную фирму "РосУкрЭнерго", Фирташ в интервью не сообщил. Но попытался представить, что он с данной структурой явился чуть ли не благотворителем для Украины.
Плохо отозвался в интервью Фирташ только о Юлии Тимошенко. Поскольку он с ней – "разные люди". Зато хорошего мнения он о Кучме, Ющенко и Януковиче. Надо полагать, они – не "разные" с ним люди...
При Кучме Фирташ "прихватизировал" сначала Крымский содовой завод, а потом "Крымский титан". Причем, о том, что он стал новым хозяином последнего предприятия, Кучма объявил коллективу завода еще до каких-либо приватизационных конкурсов.
Ющенко, по мнению Фирташа, очень хороший человек и демократ. Но ничего не получилось с реформами у предыдущего президента из-за Тимошенко и некоторых других "плохих" людей из его окружения.
Ну а Янукович для Фирташа – это вообще небожитель. "Первое, о чем следует рассказать, говоря о нем это его жизненный путь. Он прошел очень сложную школу. На мой взгляд, этот человек отмечен Богом, если выбрался из таких условий!", – не скупился на комплименты Фирташ.
И, надо сказать, у Фирташа и Януковича – взаимные симпатии. Недавно с подачи Януковича Фирташ даже стал главой работодателей Украины.
Также большую дружбу Фирташ водит с главой президентской администрации Левочкиным, с министром энергетики Бойко, главой СБУ Хорошковским и многими другими влиятельными украинскими чиновниками.
Благодаря таким "взаимовыгодным" связям Фирташ уже практически положил в свой карман химическую и газовую отрасли Украины, а также многие другие объекты в различных сферах. А из государственного бюджета он получит в ближайшее время многие миллиарды гривен через свою фирму "РосУкрЭнерго".
Кстати, недавно Александра Кужель рассказала, как Фирташ нагло не платит налоги по упомянутым выше предприятиям "Крымский содовый завод" и "Крымский титан".
Но кто ж заставит Фирташа платить налоги в Украине, если он имеет столь высоких покровителей? Не для того ли он заводил и финансировал этих "полезных" друзей, чтобы теперь грабить страну? Эти вопросы, конечно, риторические...

Все реформы новой власти закончатся переписыванием – как это случилось с Налоговым кодексом. Власть имущие не собираются жить в той стране, которую нам обещают. Налоговый кодекс перепишут – в последний день зимы об этом заявил глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов. И рассказал, что рабочая группа сотрудников Минфина и профильного парламентского комитета уже начала работать над изменениями. Вроде бы ничего экстраординарного: очередные поправки в очередной закон. Однако именно эти – символ судьбы всех изменений, затеянных новой властью.

Преобразования почти во всех сферах жизни страны жизненно необходимы, это факт. И нынешнее правительство вовремя отреагировало на него – выдало на гора целый ворох реформ.
Налоговый кодекс – самый скандальный закон последних лет, реанимировавший Майдан и пошатнувший доверие к Партии регионов на востоке страны. Он – любимое детище правительства Николая Азарова. Это первая реформа, которой Кабмин гордился с июня по декабрь, именно её он приводил в пример, рассказывая, как всё изменится в ближайшие годы. Однако всего двух месяцев работы по кодексу хватило, чтобы подтвердить мнение специалистов, которые с момента появления первого проекта документа в один голос твердили: Налоговый кодекс, написанный наспех, под своих, без учёта законов развития экономики, способен только ухудшить положение Налоговый кодекс, написанный наспех, под своих, без учёта законов развития экономики, способен только ухудшить положение.
Сейчас на повестке дня другие глобальные реформы – пенсионная, трудовая и земельная. Первая сделает заложниками дыр в Пенсионном кодексе всех украинцев, близких к роковой пенсионной отметке, которым не посчастливилось трудиться на государственной службе. Вторая – привяжет работников к своим хозяевам, а третья, как считают аграрии, станет прародителем новой волны рейдерства – земельного. Однако президент, парламентарии, министры и прочие члены команды профессионалов продолжают делать вид, будто украинцев ждёт светлое будущее. Кто доживёт, получит весь мир и пару новеньких коньков в придачу. То есть, простите, коней. Учитывая растущие цены на бензин, скорее всего, тягловая сила снова станет актуальной. А ведь впереди ещё ненаписанные образовательная и медицинская реформы, отложенный жилищный кодекс и целый ряд других знаковых документов. И есть основания утверждать, что ни медики, ни преподаватели, ни больные, ни учащиеся, не говоря уже о владельцах квартир, этих инициатив не оценят.
Такой ход объявленных реформ вполне логичен: дабы они и вправду были полезными и успешными, хорошо бы, чтобы люди, которые их пишут, сами намеревались жить и работать в этой стране. И не только призывать сограждан жить по средствам и платить за всё полную цену, не надеясь на бюджет, но и самим делать это. А это значит, что не должно быть никакого вертолёта для президента, никаких 200 миллионов гривен из государственного бюджета на развитие бизнеса первого вице-премьера и, естественно, никакого увеличения бюджетных ассигнований на медобслуживание народных депутатов при одновременном урезании расходов на науку и образование для простых смертных.
Если допустить, что намеренного саботажа реформ нет и объявленные преобразования призваны улучшить жизнь украинцев, несоответствие ожиданий с реальностью можно объяснить только играми подсознания. Оно просто не позволяет обитателям зданий на Банковой и Грушевского доводить начатое до конца, заставляет их вносить всё новые поправки и корректировки, сохраняющие существующее положение дел в стране. Ведь если, не дай Бог, реформы удадутся, то придётся начинать жить по-новому.

Сообщения о согласовании проекта Меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП) между Кабмином Украины и МВФ, в котором обещается поднять в этом году тарифы на газ на 30%, а на коммунальные услуги — на 62%, посеяло тихую панику в умах и без того запрессованных граждан. НКРЭ — аббревиатура, которую сегодня знает каждая бабушка — работает последнее время день и ночь, штампуя все новые и новые повышения.

В середине декабря были подняты тарифы на тепло для 160 теплогенерирующих предприятий по всей Украине, В частности в Киеве, на 35% (постановление НКРЭ от 14.12.2010, №1729). 13 января в стране выросли тарифы на электроэнергию — на 30% (постановление НКРЭ от 13.01.2011, №8). Не забудем, что еще 1 августа 2010-го стоимость газа для населения выросла на 50% (постановление НКРЭ от 13.07.2010, №812).
Вслед за «теплыми» потянулись и „холодные“ тарифы — почему нет, под шумок? 20 января НКРЭ подняла их для 39 „водоканалов“ — в Киеве, Львове, Хмельницком, Черкассах и далее по списку.
Учитывая, что никто из коммунальщиков или членов правительства не заявлял о достижении 100-процентного покрытия себестоимости ЖК-услуг, следует ожидать очередных повышений. В этой связи уместно рассмотреть три вопроса: нужно ли повышать тарифы вообще? Если да, то — насколько? И какими будут последствия?

Зачем повышать тарифы?

МВФ не дает на этот вопрос внятного ответа, а коммунальщики и министры в один голос говорят: мы несем колоссальные убытки из-за того, что тарифы не покрывают себестоимости услуг и… надо модернизировать отрасль. Закономерен вопрос: почему же до сих пор предприятия ЖКХ не обанкротились? Очевидно, потому, что, кроме платежей населения, они имеют другие источники доходов. Какие?
Согласно Закону „О жилищно-коммунальных услугах“, если тарифы ниже экономически обоснованных затрат на их производство, то орган, устанавливающий такой тариф должен компенсировать разницу. Ранее это была обязанность местного бюджета, теперь она автоматически перешла к НКРЭ. Последнее, очевидно, явилось полной неожиданностью и для Нацкомиссии, и для всего правительства.
Компенсация разницы в тарифах введена в закон вполне логично, поскольку ЖК-тарифы, по моему мнению, есть категория социально-экономическая, а не чисто финансовая. Невозможно утвердить какой угодно размер тарифа, поскольку потребитель не только не сможет его оплатить, но и не сможет прожить без воды и тепла. Производителю, в свою очередь, просто некому будет продать свою услугу. Именно поэтому в законе о ЖКУ установлен не один (экономическая обоснованность), а целых семь принципов формирования ЖК-тарифов: доступность услуг (в смысле оплаты), прозрачность структуры и составляющих тарифов, открытость при их формировании, соответствие цены качеству и количеству услуг, гарантии социальной защиты и, главное, опережающий рост доходов населения над ростом тарифов.
Понятно, что вопрос к правительству Н.Азарова или к тому же МВФ о соблюдении этих принципов носит чисто риторический характер. Как они будут „разруливать“ проблему компенсации разницы тарифов и себестоимости — это их дело. Старый механизм худо-бедно работал: или правительство посылало субвенции на места (особенно перед выборами), или в местном бюджете были деньги, как в Киеве. Пока не…

Пришел Космос

Это — показательный случай, который требует отдельного рассмотрения. Оказалось, что упомянутую разницу можно и не покрывать! В этом случае „Киевэнерго“ перестает платить за газ, НАК „Нафтогаз Украины“ прикручивает вентиль, температура теплоносителя на ТЭЦ-5 и 6, естественно, падает. Правда, совсем заморозить систему правительство не дает — киевский вариант Алчевска обойдется госбюджету неизмеримо дороже. Но главное, что после неоднократных „прикруток“ руководству города ничего за это не было. Население немного померзло, но, что интересно, продолжая исправно платить. В 2010-м, например, киевляне оплатили 99,3% начисленных сумм!
Всем остальным тоже хорошо: Черновецкий заставил предыдущее правительство с собой считаться, подписать меморандум о неотключении газа; „Киевэнерго“ сэкономило, когда снижало температуру теплоносителя, а новое правительство дало команду рассчитаться с „Нафтогазом“. Киев в который раз взял кредиты и отдал в 2010-м „Киевэнерго“ 1,9 млрд. грн., при этом оставив у себя 157 млн. грн. чистой прибыли.
Как город при полупустом бюджете будет возвращать кредиты — никого не волнует (будет другое правительство или другая КГГА). А вот лакомая собственность в столице осталась — почему бы не забрать ее за долги?
Итак, коммунальщики за свои прохладные услуги рано или поздно, но получают сполна, даже с некоторой переплатой, потому как в тариф никогда не закладывается уровень оплаты 100% — максимум 95% а то и ниже.
Что касается „модернизации отрасли“, то это — словеса. Для обновления основных фондов нужны очень крупные капиталовложения (из госбюджета или инвестиции). Даже многократное повышение тарифов дать их не может — в принципе. Для обновления только теплосетей и только в Киеве требуется 3 млрд. грн. — это равно ежемесячным начислениям за ЖКУ по всей Украине!
В свое время в Великобритании правительство скупило около 100 частных „водоканалов“ страны, свело их в одну государственную компанию, много лет обновляло фонды, сделало предприятие прибыльным и только потом стало по частям его продавать. Это к примеру.

Кому от повышения хорошо

Если кому и нужны повышения тарифов, то только самим коммунальщикам. Здесь я ни для кого не открою секрет, если скажу, что коммунальные по назначению предприятия перестали быть коммунальными по собственности, т.е. принадлежать городским общинам. В столице до прихода Черновецкого городской общине принадлежало 12,73% акций „Киевэнерго“, 50% + 1 акция — государству, а вот остальными владели две кипрские компании (отдельное спасибо Александру Александровичу).
Понятно, что при таком раскладе в корне меняются приоритеты — не обеспечение горожан теплом, а получение максимальной прибыли. Причем без всякой модернизации, установки счетчиков (давно закупленных на кредит Всемирного банка) и прочих ненужных вещей, — тупым, но практичным поднятием тарифов.
Но почему тогда первое, что попытался сделать Черновецкий, став мэром, это — разогнать образованный его предшественником „Киевэнергохолдинг“? Напомню, что в него вошли „Киевводоканал“, „Киевгаз“ и „Киевэнерго“, производящие услуги, и две упомянутые кипрские компании, которые ничего не производили, но имели около 40% дохода. Поднялись ли ЖК-услуги на новый уровень с приходом „кипрского капитала“? Не смешите народ: холдинг оказался насосом для откачки денег из карманов киевлян и бюджета! И это так Черновецкий захотел добиться справедливости?
На одном из „Шустер-шоу“ в 2006-м бойкий секретарь Киевсовета нахально бросал в лицо бывшему грозному хозяину города обвинения в пропаже имущества столицы. Однако угрозы в адрес „Киевэнергохолдинга“ прекратились вскоре после того, как будущий кандидат в президенты Украины Александр Пабат во главе „Гражданского актива Киева“ образовал в Киевсовете большинство (разумеется, конструктивное) с блоком ЛЧ. Секрет прост: спонсорами „Актива“ и хозяевами „Холдинга“ были одни и те же люди с редкими для киприотов фамилиями — Иванов и Хмельницкий. Поэтому тема «возврата „Киевэнерго“ ушла, а на смену ей пришло памятное всем киевлянам повышение тарифов в 3,4 раза. Такой себе „чейндж“ — тебе большинство, нам — тарифы.
Теперь, надеюсь понятно, что в наших украинских реалиях вопрос тарифов неразрывно связан с вопросами собственности.

В чьих руках киевские тарифы

Какова сегодня судьба „Киевэнерго“ и остальных коммунальных предприятий? Во времена большинства БЛЧ и ГАКа из города „ушли“ не только земля и недвижимость, но и лучшие предприятия, в том числе 12,73% акций „Киевэнерго“. С назначением на столицу Александра Попова тема „возвращения украденного“ закономерно актуализировалась снова. Однако при резких заявлениях и более или менее законном возврате „Киевгорстроя“, „Киевводоканала“ и „Киевгаза“ в собственность города Александр Павлович был очень осторожен в высказываниях о „Киевэнерго“. В интервью УБР 25 октября 2010 г. тогда еще вице-мэр сказал: „Что касается „Киевэнерго“, то это акционерное общество, город имеет там только 12% своих активов“.
Такая „непоследовательность“, несмотря на красивые слова о концессии, выглядит странно. Ранее КГГА имела в управлении госпакет, который вместе с собственными акциями обеспечивал ей контроль над деятельностью и, главное, тарифами этого монстра. Следует помнить, что в 1998 году при преобразовании государственной АЭК „Киевэнерго“ в АЭК „Киевэнерго“ (чувствуете разницу?) отцы столицы и руководство „старой“ компании (где были только ТЭЦ-5 и 6), загнали туда „главного отопителя“ города — „Киевжилтеплокоммунэнерго“, собственно все котельные столицы. Единственное уцелевшее предприятие — „УкрКанПауэр“ (впоследствии „Дартеплоцентраль“, теперь ЗАО „Экостандарт“), сохранилось только потому, что там была доля иностранного капитала.
Поэтому на месте А.Попова, если бы он действовал в интересах киевлян, логично было добиваться не только возврата украденных акций, но и управления госпакетом — полного контроля над „Киевэнерго“. Далее речь могла бы идти о демонополизации предприятия как образования совершенно искусственного, с целью создания конкуренции между компаниями, управляющими ее отдельными частями. Достаточно сказать, что даже сейчас город разбит на девять районов тепловых сетей, а каждая из 200 наличных котельных вообще работает автономно (насколько я понимаю).
Однако сегодня это — из области фантастики, потому что из уст руководства города вопрос возврата „Киевэнерго“ даже не звучит, он плавно перешел в вопрос… отдачи. В концессию. Такой оборот дела объясняется очень просто: сегодня „кипрский“ пакет акций оказался в руках Р.Ахметова. Для чего, спрашивается, он спонсировал партию, поставившую А.Попова на столицу, если „Киевэнерго“ вернется в собственность Киева?

Экономически обоснованный уровень

Чтобы там ни говорили министры, собственники и директора, а вопрос „Каков экономически обоснованный уровень тарифа?“ просто некорректен. Потому как само понятие не определено: что включать в тариф, какие составляющие, в каком соотношении и т.д., и т.п. Раз не определено, то — произвольно. Сегодня каждый хозяин закладывает в тариф все валовые затраты, поэтому в открытом доступе нельзя обнаружить ни одной внятной калькуляции тарифа. Все, кроме газа, зарплаты и налогов, прячется в статью „другие расходы“ или „упаковывается“ в коммерческую тайну, хотя предприятие-то — якобы народное!
Подтверждением того, что в „экономически обоснованный уровень“ закладывается все в меру потребности и жадности, приведем диаграммы уровня тарифов в городах Украины на 1.01.2011 года (http://www.minregionbud.gov.ua/file/link/76932/file/Informatsija_pro_taryfy.xls ).
Во-первых, невозможно понять, почему при одинаковой стоимости газа — а она составляет от 60% до 70% цены гигакалории, — тарифы отличаются в 2—2,5 раза (рис. 1)? Во-вторых, несмотря на то что в Киеве гигакалория чуть ли не самая дешевая, стоимость горячей воды меньше или почти такая же как в Запорожье, Николаеве, Полтаве, Ривном, Сумах, Харькове, Черкассах и Чернигове (рис. 2). Хотя там тепло дороже! Аналогичная ситуация, в пересчете на сезонный тариф, и с отоплением (рис. 3). Почему, в-третьих, стоимость отопления в Симферополе и Севастополе отличается более чем в два раза, а цены тепловой энергии отличаются мало?
Таких «непоняток» масса, и свидетельствуют они только об одном: нет единого, закрепленного нормативно, алгоритма расчета тарифа. А без этого, повторюсь, вопрос об экономической обоснованности — теряет смысл. Если президент Виктор Янукович, говорил, что надо ввести одинаковые тарифы во всех регионах в смысле единого нормативного тарифа, то он прав. Если же его министры по ЖКХ считают, что можно ввести одинаковый тариф на воду по всей стране, то это глупость: в Крымском канале каждую секунду теряется 6 кубометров воды, поэтому на полуострове вода никак не может стоить столько же, сколько в Черкассах или Запорожье. В этом случае надо вводить государственные программы компенсаций, но — как исключение, а не как правило.

Последствия

Правильно ли поступает Кабинет министров и стоящая за его спиной администрация президента Украины, выменивая кредиты у МВФ на тарифы для населения, станет ясно очень скоро — народ уже платит по новым циферкам. Точная статистика за февраль появится в конце марта. Она и покажет: адекватны ли новые тарифы объемам украинских кошельков? Пока гром не грянул, но вдали — грохочет. Если в ноябре
2010-го населению было начислено 3 млрд. грн. за ЖКУ, и уровень оплаты был 90%, то в январе
2011-го начисления подскочили на 50%(!) — до 4,5 млрд. грн., а уровень оплаты упал до 84%. При этом суммарный долг населения последние три месяца постоянно растет — соответственно на 2,3%, 5,5%, 6,3%. Сейчас он перевалил за 12 млрд. грн., чего до сих пор никогда не было. Мне, лично, это очень не нравится.