Все реформы новой власти закончатся переписыванием – как это случилось с Налоговым кодексом. Власть имущие не собираются жить в той стране, которую нам обещают. Налоговый кодекс перепишут – в последний день зимы об этом заявил глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов. И рассказал, что рабочая группа сотрудников Минфина и профильного парламентского комитета уже начала работать над изменениями. Вроде бы ничего экстраординарного: очередные поправки в очередной закон. Однако именно эти – символ судьбы всех изменений, затеянных новой властью.
Преобразования почти во всех сферах жизни страны жизненно необходимы, это факт. И нынешнее правительство вовремя отреагировало на него – выдало на гора целый ворох реформ.
Налоговый кодекс – самый скандальный закон последних лет, реанимировавший Майдан и пошатнувший доверие к Партии регионов на востоке страны. Он – любимое детище правительства Николая Азарова. Это первая реформа, которой Кабмин гордился с июня по декабрь, именно её он приводил в пример, рассказывая, как всё изменится в ближайшие годы. Однако всего двух месяцев работы по кодексу хватило, чтобы подтвердить мнение специалистов, которые с момента появления первого проекта документа в один голос твердили: Налоговый кодекс, написанный наспех, под своих, без учёта законов развития экономики, способен только ухудшить положение Налоговый кодекс, написанный наспех, под своих, без учёта законов развития экономики, способен только ухудшить положение.
Сейчас на повестке дня другие глобальные реформы – пенсионная, трудовая и земельная. Первая сделает заложниками дыр в Пенсионном кодексе всех украинцев, близких к роковой пенсионной отметке, которым не посчастливилось трудиться на государственной службе. Вторая – привяжет работников к своим хозяевам, а третья, как считают аграрии, станет прародителем новой волны рейдерства – земельного. Однако президент, парламентарии, министры и прочие члены команды профессионалов продолжают делать вид, будто украинцев ждёт светлое будущее. Кто доживёт, получит весь мир и пару новеньких коньков в придачу. То есть, простите, коней. Учитывая растущие цены на бензин, скорее всего, тягловая сила снова станет актуальной. А ведь впереди ещё ненаписанные образовательная и медицинская реформы, отложенный жилищный кодекс и целый ряд других знаковых документов. И есть основания утверждать, что ни медики, ни преподаватели, ни больные, ни учащиеся, не говоря уже о владельцах квартир, этих инициатив не оценят.
Такой ход объявленных реформ вполне логичен: дабы они и вправду были полезными и успешными, хорошо бы, чтобы люди, которые их пишут, сами намеревались жить и работать в этой стране. И не только призывать сограждан жить по средствам и платить за всё полную цену, не надеясь на бюджет, но и самим делать это. А это значит, что не должно быть никакого вертолёта для президента, никаких 200 миллионов гривен из государственного бюджета на развитие бизнеса первого вице-премьера и, естественно, никакого увеличения бюджетных ассигнований на медобслуживание народных депутатов при одновременном урезании расходов на науку и образование для простых смертных.
Если допустить, что намеренного саботажа реформ нет и объявленные преобразования призваны улучшить жизнь украинцев, несоответствие ожиданий с реальностью можно объяснить только играми подсознания. Оно просто не позволяет обитателям зданий на Банковой и Грушевского доводить начатое до конца, заставляет их вносить всё новые поправки и корректировки, сохраняющие существующее положение дел в стране. Ведь если, не дай Бог, реформы удадутся, то придётся начинать жить по-новому.