С 01.01.2011 г. к посредническим договорам не только база, но и моменты для целей определения налоговых обязательств и налогового кредита применяются такие же, как для обычных продавцов при обычных договорах купли-продажи товаров/услуг, — по первому событию.
То есть при договоре комиссии (поручения и т.п.) на продажу налоговые обязательства по НДС (исчисленные по ценам не ниже обычных!) возникают у комитента, доверителя и т.п. (далее — комитент) уже сразу при отгрузке товаров посреднику — комиссионеру, поверенному и т.п. (далее — комиссионер). Либо — при получении комитентом предоплаты от комиссионера, что на практике бывает значительно реже.
Налоговый кредит (но тоже исходя из цен не выше обычных) по комиссионным товарам/услугам возникает у комиссионера тоже на общих основаниях.
Ну, в отношении посреднических договоров на продажу это, может, еще хоть как-то терпимо. А вот что касается посреднических договоров на покупку, то здесь все гораздо минорнее: теперь комиссионер должен отражать свои НДСные налоговые обязательства сразу же при получении средств от комитента для исполнения поручения.
И для того, чтобы этому посреднику «вписаться в смету», ему необходимо в том же налоговом периоде перечислить средства на покупку заказанного комитентом либо получить „нужные“ товары/услуги от продавца вперед, чтобы сразу заиметь по такому перечислению (получению) входной НДС и перекрыть возникшие по полученным от комитента средствам налоговые обязательства. Либо же комитенту придется дополнительно проавансировать комиссионера еще и средствами для уплаты НДС (иначе комиссионеру придется оплатить его за свой счет).
Итак, налоги становятся не вторичными по отношению к хоздеятельности, как должно было бы быть по-хорошему, а, наоборот, управляют этой деятельностью, определяя и моменты операций, и их суммы!
Кроме того, заметим, что при таких раскладах редко когда посреднику удается угадать, по какой цене (в гривнях) он приобретет товар для комитента, поэтому эти «предварительные» налоговые обязательства по товарам впоследствии комиссионеру наверняка придется корректировать (а комитенту, соответственно,— корректировать налоговый кредит).
В общем, похоже, что посреднические договоры на приобретение облагаемых НДС товаров/услуг при таком налогообложении сильно утратят в популярности.
В подобных ситуациях, когда речь идет о приобретении через посредника импортных товаров, есть вариант попытаться вывести посредника из-под НДСных ударов, оговорив, например, в контракте с нерезидентом (и в самом договоре комиссии на покупку), что получателем товаров будет сам комитент. То есть товары будут отправлены прямо по адресу комитента, и растаможиванием товаров (в том числе уплатой ввозного НДС) комитент будет заниматься сам (или через своего брокера). Тогда комиссионеру уже можно будет активно побороться за то, что в рамках таких операций у него под НДС должно попадать только его комиссионное вознаграждение.
И снова, как видим, налогообложение руководит всем процессом. Телега опять впереди лошади: не налоги зависят от контракта и его выполнения, а наоборот! Для Украины — нормально.