В ноябре 2010 года «Зеркало недели» опубликовало статью Дмитрия Менделеева „Для чего Минобороны нужны деньги детей-инвалидов?“ (№42, 13 ноября 2010 г.) по поводу передачи правительством военным чиновникам бюджетных средств, предназначенных на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам детства и детям-инвалидам.
Не прошло и трех месяцев, но уже можно подвести итог того, как сиротскими деньгами распорядились дяди из военного ведомства.
Предлагаемый читателям материал позволяет разобраться в практикуемых в системе Минобороны схемах „рационального“ использования бюджетных средств.
Потемкинские дома для военных
В октябре прошлого года правительством во главе с Н.Азаровым „в ручном режиме“ было принято решение о сокращении бюджетных ассигнований на программы помощи детям и сиротам трех областей Украины и Киева и перераспределении их на реализацию некоторых программ Минобороны.
В общей сложности на строительство и приобретение жилья для военнослужащих Кабмином было выделено из сиротских денег 80 млн. гривен, которые военные чиновники настолько „успешно“ потратили, что Генеральной прокуратурой по данному факту было возбуждено уголовное дело по части 2 ст. 364 УК Украины.
Практически 90 квартир из закупленных у коммерсантов за 33,2 млн. гривен в декабре 2010 года в Керчи оказались непригодными для проживания. При этом последний термин означает то, что в этих квартирах нет ни стен, ни крыш, а существуют они лишь в виртуальном пространстве и в воображении чиновников, подписавших акты приема-передачи якобы уже построенного жилья.
Аналогичную по своему цинизму операцию провернули должностные лица военного ведомства, потратившие еще 54 млн. гривен бюджетных средств на закупку в Феодосии и Щебетовке 190 таких же непригодных для проживания квартир. Реакция прокуратуры была вполне адекватной — возбуждение уголовного дела.
Не хотелось бы обнадеживать читателей, что наконец-то воры будут наказаны. Как поговаривают в Минобороны, отвечающий за приобретение виртуальных квартир профильный чиновник уже „занес свое почтение“ в высокие кабинеты, и уголовное дело, возбужденное по факту, так и останется делом по факту, без упоминания конкретных персоналий.
Не думаю, что М.Ежелю надо было забирать сиротские деньги на покупку недостроенного жилья для военных, если бы он с такой изящной легкостью не раздавал бесплатно военную недвижимость, средства от реализаций которой как раз и могли пойти на обеспечение жильем бездомных военных.
Кощунственным в данной ситуации выглядит распоряжение правительства №109 от 26 января текущего года, которое предусматривает поддержку инициативы Минобороны на изъятие из перечня на реализацию имущественного комплекса военного городка №15 в Мукачеве и бесплатную передачу его в коммунальную собственность. Военный городок №15 — здание бывшего дома офицеров — находится в самом центре города на улице Недецеи и даже по меркам сегодняшнего кризисного состояния в сфере недвижимости стоит немалых денег. Но самое главное — расположено это здание как раз перед окнами дома одного высокопоставленного правительственного чиновника и, вероятно, уже давно мозолит ему глаза. Какого? Угадайте с первого раза!
О качестве документов, принимаемых нынешним правительством, и их коррупциогенности я уже писал неоднократно. Изучая хронологию принятия Кабмином указанного выше распоряжения, хотелось бы отметить, что создается впечатление, что в министерских кабинетах и на заседаниях правительства находятся разные люди. А иначе, как можно объяснить, что 13 января сего года М.Ежель пишет в Кабмин письмо за №220/144, где указывает, что в армии более 45 тысяч бесквартирных военнослужащих, в том числе 426 — в Закарпатской области, а в самом Мукачеве — 233, а потому, указывает министр, согласиться на бесплатную передачу военного городка №15 в коммунальную собственность Минобороны не может. Все верно. Но на заседании Кабмина тот же министр обороны с легкостью отказывается от военного городка, согласовывает и подписывает соответствующий документ.
Далее происходят события, одновременно смешные и грустные. 17 февраля М.Ежель отзывает (?!) из Кабмина свое предыдущее письмо. Чем аргументирует? Тем, что правительство решение о бесплатной передаче военного имущества уже приняло, а потому его письмо, дескать, утратило актуальность (копия прилагается). Но ведь сам М.Ежель — это тоже правительство, он выступает, голосует, поддерживает решение, а потом… как бы в стороне? Неловко? Страшно?
Напомню Н.Азарову, что нынешний Верховный главнокомандующий В.Янукович в бытность премьером практиковал передачу военного имущества не на бесплатной, а на компенсационной основе. К примеру, распоряжение Кабмина Януковича от 17 октября 2007 года №890 предусматривало не просто передачу местной власти Мукачева военных городков, но одновременно в пакете — получение военными квартир в Мукачеве (за счет местной власти) и передачу на баланс местной власти жилищного фонда, на содержание которого Минобороны тратило немалые деньги. Оценка стоимости переданного военного имущества, по закону, согласовывалась с Фондом госимущества, проект распоряжения визировали Минфин и Минэкономики. Посчитав компенсацию за военное имущество недостаточной, Кабмин Тимошенко отменил это распоряжение. Теперь же, при Януковиче-президенте, маятник качнулся в обратную сторону и зашкалил: Минобороны отдало свое имущество вообще без компенсации, бесплатно.
На днях Н.Азаров информировал президента о том, что М.Ежель перевыполнил поставленную Верховным главнокомандующим задачу по предоставлению военнослужащим квартир в 2010 году. Указом президента был спущен план 2000 квартир, а Минобороны сбилось с ног и выдало военным аж на 20 квартир больше — 2020. Однако вряд ли знает Виктор Федорович, что реально приобретено в прошлом году всего 866 квартир. Остальные цифры „надулись“ путем преобразования служебной жилплощади в квартиры для постоянного проживания и путем переселения очередников в высвобожденные квартиры. Слегка „подсобило“ и Государственное ипотечное учреждение. А теперь отнимайте от этого количества квартиры, не пригодные для жилья? Вот так выполняются указы президента!
Вряд ли российский коллега М.Ежеля во время недавней его экскурсии в Россию делился с нашим министром подобным опытом решения жилищной проблемы для военнослужащих, достойным истории деревень князя Потемкина. Не думаю также, что Михаил Брониславович, путешествуя из Москвы на Камчатку на российском самолете, что уже само по себе факт беспрецедентный, поделился с министром обороны РФ своим богатым опытом раздачи направо и налево военного имущества.
Куда делись самолеты?
Бывшее ГлавКРУ (теперь — Государственная финансовая инспекция) зафиксировало пропажу летательных аппаратов на госпредприятии „Украинская авиационная транспортная компания“, входящем в сферу управления Минобороны.
По данным контролеров, незаконно отчуждено и списано 12 вертолетов Ми-6, два самолета Ил-62М и 23 самолета Ил-76 общей учетной стоимостью 18,8 млн. грн. В ходе ревизии контролеры не нашли головного сервера компании, а с ним исчез и весь бухгалтерский учет…
О роли М.Ежеля в этой ситуации красноречиво свидетельствует письмо главы президентской администрации С.Левочкина от 26 января текущего года №02-01/259 премьер-министру Н.Азарову. Указывается на отсутствие какого-либо реагирования со стороны руководителя военного ведомства и необходимость привлечения к ответственности виновных (копии документов прилагаются). Интересно, а глава государства, от которого зависит пребывание министра в должности, читает подобные документы?
Призыв услышан, услышьте теперь и вы
Реагируя на призыв Анны Герман помочь президенту, помогаю. Следующим после военных городков и причалов, самолетов и вертолетов остро встанет вопрос: а что случилось с военными лесхозами? Ничего более оригинального, как пойти путем банкротства Ивано-Франковского военного леспромкомбината, располагающего колоссальными материальными активами, чиновники не придумали. Сначала арбитражный управляющий, далее распродажа имущества с молотка…
Вот так просто и потеряет государство 170 тысяч гектаров лесных угодий. Напомню Виктору Федоровичу, что он собственноручно подписал еще один указ №801 от 6 августа 2010 года, предписывавший М.Ежелю военные лесхозы передать в сферу управления другого ведомства — Госкомлесхоза. И это еще один указ главы государства в копилке оборонного министра им не исполненный.
Подобных примеров в практике управления государственным имуществом военными чиновниками пруд пруди, но ответственности пока не понес никто.
И еще хотелось бы помочь В.Януковичу: пусть присмотрится, недолго осталось ждать банкротства госпредприятия „Белоцерковский военторг“, которому Минобороны из-за служебной халатности чиновников задолжало почти 40 млн. грн. за питание солдат срочной службы (ZN.UA, №6, 18.02.2011). Ситуация уникальная: Минобороны не желает платить деньги за оказанные услуги …своему собственному предприятию?! Результат: государственное предприятие не платит зарплату своим работникам, не рассчитывается с поставщиками за поставленные продукты. Кто за это ответит? Министр М.Ежель не собирается, он спровадил госпредприятие …в суд.
Кушать продано…
О проблемах питания военных и подворовывании из солдатского котла написано немало. Но вот появилась и новая схема, позволяющая дельцам контролировать эту программу бюджетного финансирования Минобороны.
В соответствии с новым законодательством в сфере госзакупок Антимонопольный комитет Украины получил право рассматривать жалобы субъектов хозяйственной деятельности на нарушения законодательства в этой самой сфере. Любой субъект хозяйствования может пожаловаться в АМКУ, а тот вправе остановить процедуру проведения закупок.
В качестве примера рассмотрим три жалобы ООО „Метсобстар-ХК“ на закупку Минобороны услуг по питанию солдат (решения постоянно действующей административной коллегии АМКУ от 22.02.2011 №№75-р/пк-ск, 76-р/пк-ск, 77-р/пк-ск) и две жалобы ООО „Визит“ (решения постоянно действующей административной коллегии АМКУ от 28.02.2011 №№88-р/пк-ск, 89-р/пк-ск). Сроки рассмотрения жалоб — пятого и восьмого апреля соответственно, то есть более чем на месяц закупки продовольствия зависают. А как быть с питанием солдат, не подумали?
Речь идет о жизненно важной для армии программе, почти 700 млн. грн. бюджетных средств! В чем повинны солдаты, которым фактически предлагают более месяца голодать, пока АМКУ соизволит лишь начать рассмотрение жалоб?
Не волнуйтесь, голодать солдаты не будут. Их спасут от мучений. А путь спасения известен и уже давно успешно „освоен“ чиновниками — закупка услуг у одного участника, без всяких торгов и тендеров. Одна лишь загадка: кто и за какую цену получит эксклюзивное право стать этим „одним“ участником? Это главное на самом деле, а все остальное, в том числе громкий крик о возможном срыве питания солдат, — вторично. Зрите в корень!
Мои попытки разыскать представителей компаний „Метсобстар-ХК“ и „Визит“, подавших упомянутые жалобы, не увенчались успехом. Но синхронность их действий наводит на мысль, что мозговой центр проведения данной операции все-таки один. Уверен, при наличии «высочайшего повеления» правоохранительные органы быстро бы раскрыли этот продовольственный замысел и назвали фамилии участников.
И еще в помощь президенту — подобный замысел, скорее всего, ляжет в основу последующих закупок и топлива для армии, и вещевого довольствия, и медицинских препаратов для Минобороны…
Одно сомнение остается: а вдруг на дачу в Межигорье почтальонов с газетами не пускают?