Статьи
Правительство продолжает бороться с уровнем табакокурения населения посредством изгнания производителей сигарет из страны. Последним событием табачного рынка стали общественные слушания законопроекта, запрещающего рекламу табака. А именно — общественное обсуждение проекта закона №5164 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий), который предлагает в соответствии с рамочной конвенцией ВОЗ, которую украинская сторона ратифицировала, полностью запретить рекламу табачных изделий.
Напомним, что главные запреты законопроекта №5164 — это полный запрет «рекламы и стимулирования продажи табака», «запрет для производителей табачных изделий или связанных с ними организаций предоставлять любую помощь тем, кто нуждается, в том числе спонсорство». Фактически законопроект запрещает журналистам писать о табачных компаниях и брендах. А самим компаниям-производителям — доносить информацию до потребителей, помогать государству решать острые социальные проблемы, вносить вклад в развитие общества.
Кроме авторов законопроекта, к числу которых относятся Юрий Мирошниченко (ПР), Евгений Царьков (КПУ), Дмитрий Ветвицкий (БЮТ), Андрей Шевченко, на обсуждении присутствовал Тарас Черновол, который выступал оппонентом в вопросе методов реализации данной инициативы.
По словам Андрея Шевченко, главы комитета по вопросам свободы слова и информации, в котором законопроект готовится ко второму чтению, к документу поступило около 60 поправок. «Интернет — это территория свободы, поэтому любое вмешательство государства в регулирование всемирной сети может иметь непредсказуемые последствия»,— отметил он.
По словам народного депутата Юрия Мирошниченко, второе чтение законопроекта в парламенте будет проходить в напряженном режиме. «Наши оппоненты будут все делать, чтобы он не прошел. Однако я буду продолжать занимать бескомпромиссную и жесткую позицию в этом вопросе. Мы не должны позволять использовать деньги, заработанные на смерти украинских граждан в любых сферах деятельности, даже в таком вопросе, как спонсорство»,— заявил он.
Тарас Черновол считает, что такой закон только увеличит засоренность отечественного законодательства, поскольку его никто не будет соблюдать. Кроме того, законопроект содержит ряд недопустимых положений, в частности, об ограничении информирования потребителя, а некоторые его нормы выходят за пределы регулирования закона о рекламе. «Все эти моменты должны быть учтены, и такие спорные пункты, как фактический запрет меценатства, должны быть исключены. Кроме того, авторам законопроекта стоит прекратить манипулировать фактами по количеству смертей от табакокурения и прочими неподтвержденными цифрами»,— считает Тарас Черновол.
«В текущей редакции законопроект запрещает любые коммуникации на тему табака, что фактически может стать цензурой СМИ. Сейчас акцент стоит на тотальных запретах, между тем действительно эффективным способом достижения цели является комплексная и последовательная пропаганда здорового образа жизни на государственном уровне»,— отметил генеральный директор УАИПП Алексей Погорелов.
Акцизная дань
Но ограничения по рекламе и продажам — не последние беды табачников. С 1 января 2011 г. вступили в силу повышенные ставки акцизного сбора на табачные изделия. Теперь специфическая ставка акциза на сигареты с фильтром будет составлять 96,21 грн. за 1 тыс. шт., на сигареты без фильтра — с 40,25 до 43,03 грн. за 1 тыс. шт. Кроме того, минимальное налоговое обязательство по уплате акциза на сигареты без фильтра повысится с 57,5 до 61,47 грн. за 1 тыс. шт., на сигареты с фильтром — со 150 до 160,35 грн. за 1 тыс. шт.
Немаловажно, что акцизы растут не только в Украине, но и в соседней Молдове. Там с 1 апреля 2011 г. акцизы на табачную и алкогольную продукцию увеличатся на 50%.
Повышение акцизов призвано способствовать увеличению поступлений доходов в государственный бюджет. Кроме того, намечающийся рост акцизов на табак и алкоголь вписывается также в контекст переговоров республики с Европейским союзом по соглашению об ассоциировании с ЕС.
Невеселые картинки
Уговорить украинцев бросить вредную привычку должны будут и страшные изображения на пачках сигарет. Кабинет министров уже утвердил перечень картинок и пиктограмм, которые будут размещаться на пачках сигарет. Там будут изображены легкие курильщика, человек за решеткой из сигарет, дети в клубах дыма, врачи, возвращающие больного к жизни. В Министерстве здравоохранения считают, что данные наглядные предупреждения способны уменьшить количество курильщиков на 1-3%. Но эксперты рынка уверены, что самым действенным способом борьбы с курением остается повышение цен на сигареты и пропаганда здорового образа жизни.
Еще 11 июня 2009 г. парламент принял изменения в закон «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». Изменения адаптировали его к нормам Европейской конвенции по борьбе против табака, ратифицированной Украиной в 2006 г. Согласно изменениям, на пачке сигарет должны размещаться: с одной стороны — информация о содержании никотина и смол и надпись «Курение убивает», а с другой — цветная картинка или пиктограмма, изображающие последствия курения, и одна из десяти надписей, утвержденных в Евросоюзе («Курение вызывает рак легких», «Курение может вызвать медленную и болезненную смерть», «Курение повреждает сперму и может привести к импотенции»).
В январе 2010 г. Украина заключила соглашение с Евросоюзом на использование данных изображений. Они уже печатаются на пачках сигарет в Великобритании, Бельгии, Румынии, Латвии. Кабмин поручил Минздраву в недельный срок доработать документ и согласовать его с вице-премьер-министром инфраструктуры Борисом Колесниковым. При недавнем рассмотрении возможных вариантов картинок были «забракованы» изображения трупа человека и шеи больного раком горла. Документ с утвержденными изображениями вступит в силу спустя 18 месяцев после подписания премьер-министром Николаем Азаровым.
«В Украине 37% населения курят, а в США эта цифра гораздо ниже, хотя там на пачках сигарет нет устрашающих картинок. Потому что в США культивируется идеология здорового образа жизни. А у нас хотят все запретить и всех наказать. Эффект от этого — нулевой»,— считает президент Украинской торгово-промышленной конфедерации Владимир Демчак. Однако, как прогнозирует депутат Верховной Рады, член фракции блока «Наша Украина — Народная самооборона» Леся Оробец в своем блоге, соответствующие картинки появятся на упаковках сигарет во второй половине 2012 г.
Табачный круг сужается
Между тем один из крупнейших мировых производителей табачной продукции Philip Morris International Inc. (PMI) заявляет о снижении на 21,1% продаж в Украине в 2010 г. по сравнению с 2009 г., о чем сообщается в финансовом отчете компании. Снижение продаж PMI связывает, в частности, с увеличением Украиной акциза на табачные изделия с 1 июля 2010 г., что привело к существенному подорожанию сигарет.
При этом в четвертом квартале 2010 г. продажи компании на украинском рынке сократились на 34,8%. Ссылаясь на данные A.C. Nielsen, PMI также сообщила, что ее доля на табачном рынке Украины в 2010 г. сократилась на 1,1 п.п. и составила 34,9%. При этом доля премиальной марки Marlboro и среднеценовой Chesterfield практически не изменилась, тогда как снизилась доля L&M и некоторых брендов низкого ценового сегмента.
В целом же в 2010 г. по сравнению с 2009 г. производство сигарет сократилось на 11%, или на 12,590 млрд. шт. — до 101,861 млрд. шт. А в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выпуск сигарет сократился на 11,9%, или на 15,419 млрд. шт. — до 114,391 млрд. шт.
- Информация о материале
Вопрос топливных цен становится все более актуальным по мере их роста. В начале февраля наступила пауза, обусловленная договоренностями между первым вице-премьером Андреем Клюевым и крупными участниками рынка о стабилизации цен на бензин А-95 на уровне не выше 9 грн./л. Однако вектор мирового рынка нефти не изменился, котировки буквально прилипли к отметке 100 долл./барр. Это говорит о том, что цены продолжат движение вверх. Как это обычно бывает, уже нашлись те, кто предлагает выход из сложившейся ситуации. В нашем случае — это инициатива владельцев украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. По их мнению, это позволит увеличить переработку нефти, снизить цены на нефтепродукты и модернизировать их нефтеперерабатывающие предприятия в Украине.
Развернувшаяся по этому поводу дискуссия подняла целый пласт накопившихся на этом рынке проблем: от инвестиционной политики российских нефтяных компаний до потребительских предпочтений автомобилистов в Украине. Поэтому, независимо от завершения этой истории, процесс с мертвой точки сдвинется. Другой вопрос, надо ли за это платить?
Как сообщало «ЗН», эта история началась в конце ноября, когда руководители шести из семи украинских производителей нефтепродуктов подписались под обращением к правительству с требованием провести специальное расследование и ввести заградительные пошлины на поставки импортных нефтепродуктов из всех без исключения стран в размере 130 и 80 евро/тонна на бензины и дизельное топливо, соответственно. Несмотря на отклонение данного прошения в конце декабря Министерством экономики и Министерством финансов, 24 января Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о проведении специального расследования.
Представители заводов настаивают, чтобы так называемые превентивные меры, или пошлины, были введены уже в марте, на период расследования (законодательство предусматривает такую норму). Но Минэкономразвития на этой неделе снова выступило против инициативы Минэнергоугольпрома. Тогда НПЗ и Минэнергоугольпром, проявляющие на удивление пристальный интерес к нуждам подведомственной отрасли, обратились в администрацию президента и к главе правительства Николаю Азарову. Судя по всему, их обращение возымело действие: 9 февраля на заседании Кабмина Николай Янович заявил о засилье импорта на топливном рынке и назвал его виновником роста цен на АЗС (см. рис. 1). Также было сказано о планах НПЗ нарастить переработку на украинских предприятиях до 14 млн. тонн (в 2010 году — немногим более 11 млн.) и тем самым стабилизировать цены на топливо.
Мнимая стабилизация
„За счет чего наши НПЗ будут стабилизировать цены, если в себестоимости продукции 90% приходится на цену импортной нефти?“ — задается вопросом Николай Билык, руководитель проекта развития Херсонского НПЗ, ранее более 20 лет проработавший на Дрогобычском НПЗ „Галичина“. Теоретически цены можно было бы сдерживать, имея большие собственные ресурсы сырья, но в последние годы объемы добычи нефти в Украине, как известно, постоянно снижаются. Еще одна важнейшая причина, не позволяющая сдерживать рост цен на нефтепродукты, — глубина переработки сырья на НПЗ в Украине.
Вместе с тем достаточно взглянуть на соседнюю Россию, чтобы убедиться в сомнительности этого тезиса. Власти богатейшей нефтедобывающей страны сегодня активно борются с ростом цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и вынуждены вести серьезную „разъяснительную“ работу с нефтяными компаниями. По данным Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), с октября 2010-го по конец января 2011-го рост цен на дизельное топливо в РФ составил 53%, на авиакеросин — 30%.
„Деньги должны остаться не в другом кармане наших замечательных компаний, в их розничном звене, а должны сказаться на потребителях — потребитель должен почувствовать это снижение“, — цитирует обращение Владимира Путина к ФАС и вице-премьеру Игорю Сечину российское издание „Эксперт“. Но если российские власти понимают потенциал игроков рынка — нефтедобытчиков, то „давить“ нефтепереработчиков в Украине — дело абсолютно бесперспективное. Своим заводам в Украине российские нефтекомпании продают сырье по мировым котировкам (а есть подозрение, что и выше, оставляя прибыль на родине) и в случае давления могут просто прекратить поставки, так как сырье будет выгоднее отправлять на другие направления. Собственно, подобный сценарий возможен и при давлении на конечные цены реализации в розничной сети Украины.
Опыт борьбы с высокими топливными ценами в Европе, которая сегодня также переживает массовое недовольство потребителей, обозначает два направления действий. Первое заключается в увеличении конкуренции, второе — в снижении или дифференцированном налогообложении нефтепродуктов в зависимости от цен на биржах. Руководитель сети WOG Людмила Воронина говорит, что идея с пошлинами приведет к прямо противоположному результату: „Пошлина — это еще один налог и будет означать рост цены, а создание преференций отдельным игрокам приведет к уменьшению числа участников рынка и снижению конкуренции“.
На каком „Евро“ поедем?
Одной из особенностей нынешних дебатов вокруг пошлин стало повышенное внимание к качеству топлива, причем со стороны порой самых неожиданных участников. Говорят, на одном из заседаний в Минэкономразвития чиновник высокого ранга поделился собственным опытом заправки автомобиля, чем вогнал в краску представителей НПЗ.
Битва за потребителя между многими конкурентами привела к тому, что продажа бензина высокого качества была поначалу необходимым маркетинговым ходом, а в связи с массовым обновлением автопарка — стала жизненной необходимостью для автомобилистов. К сожалению, на рынок в основном попадает импортный качественный бензин, поскольку украинские НПЗ не производят топливо по евростандартам или производят его в крайне недостаточном количестве. За примером далеко ходить не нужно. Автозаправки нефтеперерабатывающих компаний в Украине, в частности ТНК-BP и „Лукойла“, вынуждены включать в свой ассортимент „премиальные“ позиции импортного производства. „Нам становится все сложнее объяснять клиентам, почему автомобиль плохо едет на „гостированном“ украинском бензине“, — говорит директор одной из столичных АЗС.
Согласно данным Гостаможслужбы, в 2010 году 72% импортных поставок пришлось на бензины и ДТ стандарта Евро-4 и Евро-5.
„За последние пять лет в Украину было ввезено два-три миллиона иномарок, рассчитанных на использование качественного топлива стандартов Евро-4 и Евро-5. Этим автомобилям другой продукт элементарно противопоказан, — удивляется нынешним дискуссиям относительно пошлин на импортное топливо Олег Назаренко, президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. — Исходя из опыта автомобильной отрасли, в которой пошлины на импорт существуют давно, любые протекционистские меры оборачиваются против самого государства“. Впрочем, „Таврия“ как венец творения отечественного автопрома — лучшее тому подтверждение.
Качественным аналогом топлива может стать дизтопливо западноукраинских заводов группы „Приват“ в Дрогобыче и Надвирной. По мнению Николая Билыка, в случае переработки легкой азербайджанской нефти эти заводы теоретически могут вписаться в украинские нормы, в частности производить дизтопливо с содержанием серы 0,18—0,20%. Достаточно сказать, что этот показатель в 180—200 раз превышает стандарт Евро-5. При этом специалисты отмечают, что для строительства установок гидроочистки понадобится не менее двух лет, а, скорее всего, больше. Как говорится, дышите глубже, дорогие сограждане.
„Это два разных рынка, две разные группы потребителей, два разных мира, — объясняет президент ПАО „Концерн Галнафтогаз“ Виталий Антонов. — Наши колонки торгуют на 50—60 коп./л дороже, чем конкуренты с украинским бензином, и потребитель имеет выбор, голосуя кошельком“. Однако кошелек многих может не выдержать, если нужный продукт, по расчетам В.Антонова, подорожает до 1 евро/л, что продиктуют предложенные пошлины. Использовать же украинский продукт станет еще большей роскошью.
Только бизнес — ничего личного
„В нашей сети объемы реализации увеличиваются даже при условии, что цены на наших АЗС выше, чем в сетях автозаправок, подконтрольных нефтеперерабатывающим заводам в Украине. То есть своими маркетинговыми инструментами мы привлекаем все больше и больше клиентов, а сетям АЗС, подконтрольным НПЗ, приходится постоянно снижать цены, чтобы не терять своего потребителя. Поэтому они и пытаются бороться с нами путем манипуляций с пошлинами и с использованием административного давления“, — говорит с присущей иностранцам прямотой Вильям Козик, руководитель автозаправочной сети Shell в Украине. В этой же манере он характеризует суть конфликта: покупать топливо у НПЗ в Украине сегодня невыгодно, так как их отпускные цены рассчитаны таким образом, что не оставляют сторонним сетям заработка. Приобретение у них топлива является заведомо убыточным или как минимум бесприбыльным.
Не вызывает сомнений, что если такой подход практикуется сегодня, когда рынок переполнен предложениями, то после введения пошлин на импортные нефтепродукты диктат НПЗ может стать тотальным. „Установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого стал рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК, по сравнению с не входящими в одну группу лиц“, — это не страшные выдумки, это отрывок из заключения ФАС по нынешней ситуации в России. И, по сути, это наилучшим образом описывает вероятное развитие украинского рынка в случае изоляции нефтеперерабатывающих компаний от внешнего мира, чему могут послужить пошлины на импорт нефтепродуктов.
Самое интересное, что решение проблем НПЗ, в частности, наращивание ими производства, очевидно находится исключительно в их собственных руках. „Мы готовы покупать украинский продукт при соблюдении двух элементарных условий: качество продукции и готовность заключать долгосрочные контракты, подобные тем, по которым мы работаем с зарубежными поставщиками“, — говорит один из крупных импортеров топлива. Он поясняет, что в идеале работа с украинскими НПЗ намного проще и удобнее, чем внешнеэкономическая деятельность, связанная с валютными рисками, длинным транспортным плечом и отягощенная общением с нашей замечательной таможней. Но в Украине никто ничего не гарантирует. Несмотря на многолетние разговоры, на долгосрочные формульные контракты с клиентами не перешел ни один из украинских переработчиков. „Здесь ясность никому не нужна, чем мутнее вода, тем лучше“, — диагностирует ситуацию трейдер. Не удивительно, что крупные сети, которым необходимы гарантии стабильных поставок, тяготеют к белорусам, литовцам и румынам, формирующим цены на основе открытых котировок и дорожащим каждым контрактом.
Выходом из этой ситуации могло бы стать создание открытой биржевой площадки по аналогии с опытом Беларуси, где все экспортные объемы реализуются исключительно на открытых электронных торгах. Между тем именно Минск, а точнее, Мозырь с его прозрачной схемой продаж топлива украинские НПЗ называют своим главным врагом. К слову, российские власти видят выход в биржевой реализации топлива тамошними вертикально интегрированными компаниями во избежание вышеописанных проблем. По идее, такой биржевой подход интересен всем — и компаниям, и государству. Но почему-то пока не выходит. Наверное, все-таки прозрачность — это не наше, нам еще до такого мирового стандарта расти и расти.
Переработчики своего счастья
Главной проблемой украинских заводов остается не столько низкое качество продукции, сколько невысокая эффективность производства. Даже выпуская качественный продукт, экономики достичь не удастся. Разговоры о модернизации за два года — не более чем замыливание глаз чиновникам и общественности. „Изготовление отдельных установок занимает 24, а некоторых — и 36 месяцев, притом что нужно сначала спроектировать, а потом инсталлировать это оборудование“, — опровергает заявления о быстрой модернизации НПЗ нефтепереработчик со стажем. Только углубление переработки поможет сделать украинские НПЗ жизнеспособными. Иначе их придется дотировать бесконечно, а ведь именно так будет выглядеть ситуация в случае введения пошлин.
Как показывает опыт европейских стран, для успешной модернизации НПЗ нужны как минимум два, а лучше, три условия. Первое — равные условия для всех участников рынка. Это когда без контрабанды, без фирмы типа „Ливела“ и без фальсификата на рынке. Второе условие: беспрекословное соблюдение перехода на стандарты качества. Третье (а это опыт Беларуси и России) — законодательное стимулирование модернизации путем льготного ввоза специфического оборудования для НПЗ. Все, точка. Пошлины и другие тепличные условия строго противопоказаны.
Об этом могли бы рассказать топ-менеджеры компании „Лукойл“, которая была вынуждена остановить свой завод в Румынии на несколько лет, пока правительство страны не закрыло нелегальную торговлю топливом и не отменило льготы отдельным участникам, подписав в 2003 году протоколы о вступлении в ЕС. После этого российская компания инвестировала несколько сотен миллионов долларов, и сегодня бензин Евро-5 с завода компании в румынском Плоешти реализуется на столичных АЗС „Лукойл“ по ценам украинского продукта. Идут к нам поставки и с нефтеперерабатывающего завода компании в болгарском Бургасе, куда российский гигант уже „закачал“ более 1 млрд. долл. инвестиций. Надо ли говорить, что там „Лукойлу“ тоже никто не помогал?
Настоящий бум модернизации наблюдается в России. Рецепт прост: недавно власти отказали нефтяникам в очередном переносе даты введения стандартов качества нефтепродуктов и ввели запрет на подключение к трубопроводной системе заводов с низкой глубиной переработки. Возражать почему-то никто не стал. Да и что можно возразить, если по итогам 2010 года российские нефтедобытчики ожидают новых миллиардных прибылей! Из открытых источников известно, что прибыль ТНК-ВР за девять месяцев составила 4,19 млрд. долл., „Лукойла“ — 6,93 млрд. И это без „сладкого“ четвертого квартала, прошедшего на фоне рекордных цен на нефть!
Поэтому россияне обладают опытом и имеют деньги на модернизацию своих НПЗ в Украине, но нуждаются в стабильных правилах игры. Уже видно, что понимают это и в правительстве. По данным, которыми располагает ZN.UA, реанимация „Ливелы“, вопреки январским ожиданиям ее лоббистов, не состоялась. Остается закрытым и контрабандный шлюз через Феодосию и Херсон, открытия которого страждущие так и не дождались в начале февраля. Судя по всему, это уже оценил президент «Лукойла» Вагит Алекперов, на днях заявивший об улучшении ситуации на рынке Украины и о планах запустить Одесский НПЗ уже в марте.
Стоит ли осуждать НПЗ за желание с помощью пошлин улучшить дела за счет потребителя, а заодно и расчистить рынок от вездесущих конкурентов? Бизнес всегда стремится к монополии, такова правда жизни. Другое дело, что должны быть и те, кто обязан иметь холодную голову, чтобы адекватно разобраться в ситуации, изучить опыт и принять оптимальное решение.
- Информация о материале
Реформированием ведомства, которое почему-то считается ответственным за здоровье населения (профессионалы знают, что это не так), заняты все ветви власти: от администрации президента до главного врача районной больницы. Реформаторы считают, что главное в реформе — оптимизация финансирования здравоохранения и этапность оказания медицинской помощи заболевшим (по аналогии с лечебно-эвакуационным обеспечением (ЛЭО), принятая в Вооруженных силах СССР: доврачебная помощь, первая врачебная, врачебная и специализированная помощь). Только не следует забывать, что ЛЭО было предназначено для условий военного времени в целях оказания эффективной помощи раненым и пораженным. А для условий мирного времени существовала совершенно иная система — санитарно-эпидемиологическое и лечебно-профилактическое обеспечение, которое строилось на совершенно других принципах и призвано было не допустить развития заболевания.
Для начала несколько положений, против справедливости которых трудно возражать.
1. В соответствии с только что опубликованными данными Всемирного банка («Основные причины высокого уровня смертности в Украине»), главной причиной высокой заболеваемости и смертности в нашей стране является не то, что скрывается под термином „социально-экономический кризис“ (болеют и умирают одинаково часто и бедные, и богатые), а нарушение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) основной частью населения (курение, алкоголь, наркомания, гипокинезия, нерациональное питание).
2. Исследования, проводившиеся в течение 20 лет в пяти областях Украины, показали (2009), что популяционные показатели заболеваемости и смертности мало зависят от состояния здравоохранения в регионах. Эти данные хорошо согласуются с международным опытом.
Еще в 1974 г. канадский министр здравоохранения М. Лалонд опубликовал свой знаменитый доклад „Новый подход к сохранению здоровья канадцев“, в котором представил доказательства того, что традиционная система здравоохранения и медицина вообще играют отнюдь не ведущую роль в комплексе факторов, которые определяют здоровье человека. Несмотря на ежегодное увеличение финансирования здравоохранения, научных исследований, возрастание количества врачей и совершенствование лечебно-диагностических мероприятий, показатели здоровья населения не улучшаются в соответствии с затраченными усилиями. Был четко сформулирован тезис о том, что главным фактором, обусловливающим состояние здоровья людей, является не уровень медицинского обслуживания, а образ жизни, который они ведут.
Этот доклад заложил новые представления в понимании проблемы здоровья населения, обнародовав для политиков и широкой общественности принципиальные основы новой системной деятельности в пользу индивидуального и общественного здоровья. Эта деятельность получила название Health promotion, иными словами — формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Было начато коренное реформирование системы здравоохранения Канады по нескольким основным направлениям. Главные из них — создание специальной государственной структуры, которая отвечает за формирование здорового образа жизни населения; разработка и проведение специальных программ исследований, информирование населения и специалистов-медиков, просвещение населения в отношении проблем здоровья и формирование ЗОЖ; охват практическими мероприятиями по формированию ЗОЖ все большего количества населенных пунктов. В 1978 году был создан и государственный орган, ответственный за проведение этих мероприятий — Федеральное управление по вопросам формирования ЗОЖ. А уже через несколько лет были получены реальные результаты.
Полагаю, что медицинская общественность с глубоким удовлетворением восприняла факт назначения на пост руководителя ведомства выдающегося хирурга, ученого и блестящего организатора И.Емца. В то же время его опыт врача имеет сугубо клинический характер, что вряд ли поможет ему четко определить направления деятельности ведомства, от которых напрямую зависит заболеваемость и общая смертность в Украине. Беру на себя смелость утверждать: никакие усовершенствования лечебно-диагностического процесса не способны радикально повлиять на депопуляционные процессы в нашей стране. Ежегодные 100 тысяч инфарктов миокарда и 150 тысяч мозговых инсультов являются отражением феномена „сверхсмертности“ славянских мужчин, описанного в научной литературе (Cocerhame, 2000). Наши исследования показали, что в основе этого популяционного феномена лежит снижение уровня здоровья („митохондриальная недостаточность“) у преобладающей части населения, обусловленное образом и условиями жизни нашего народа. Лишь 1% населения Украины находится в „безопасной“ зоне здоровья (студенческая молодежь — 7—14%).
Этот феномен, следствие нарушения принципов ЗОЖ на популяционном уровне, не является фатальным. При проведении комплекса общегосударственных мероприятий проблема может быть решена. Но ее решение в последнюю очередь связано с совершенствованием оказания медицинской помощи уже заболевшим и ее финансированием.
Полагаю, что обнародованная в интервью И.Акимовой реструктуризация финансирования ведомства (ZN.UA, №4, 2011 г.) которой предусмотрено проблему профилактики и формирования ЗОЖ возложить на семейных врачей, не принесет желаемого эффекта. Семейный врач может рассказать о принципах ЗОЖ только тем пациентам, которые уже пришли к нему на прием. Однако этого явно недостаточно.
Решить проблему может только организация службы санологии.
В нашей стране, несмотря на то, что еще в 1991 году нашими усилиями впервые в мире была введена новая врачебная специальность „врач-санолог“, а в 1992 году открыта соответствующая кафедра, создать санологическую службу так и не удалось. Напротив, повсеместно сокращаются центры здоровья, их финансирование проводится по остаточному принципу, в амбулаторно-поликлинических учреждениях отсутствуют должности врачей-санологов. По неясной причине ликвидирована проблемная комиссия МЗ и НАМН Украины „Санология и валеология“, которая, худо-бедно, координировала исследования по указанной проблеме. И это при том, что нами разработано методическое и организационное обеспечение службы, которое уже вовсю используется в РФ и не находит своего применения в Украине.
Сейчас в недрах МЗ готовится приказ «О мерах по совершенствованию деятельности отрасли по формированию здорового образа жизни и гигиенического воспитания населения Украины». В нем много говорится о необходимости гигиенического воспитания населения и первичной профилактики заболеваний, но никак не регламентируется создание санологической службы и формы ее работы.
Следует отметить, что Россия пошла по пути резкого расширения центров здоровья: в 2009 году сформировано 505 таких центров, в этом году их общее количество достигнет 1050, а в 2012-м—2000 (!). В Украине сейчас насчитывается всего 55 подобных учреждений.
Реформирование здравоохранения должно быть направлено в первую очередь на предупреждение заболеваний, а уже во вторую — на повышение эффективности медицинской помощи больным. Это намного гуманнее и эффективнее с экономической точки зрения.
- Информация о материале
Европа переходит на банковские карты нового поколения — с чипами вместо магнитной полосы. В Украине активное эмитирование банками чипованых платежных карт пока запаздывает. Банки считают, что высокие риски кражи денег владельцев магнитного пластика — еще недостаточный стимул для выпуска продуктов с электронными микропроцессорами на борту.
Реформы по подготовке инфраструктуры к переходу на чипованый пластик вызваны массовой кражей данных с пластиковых карт в банкоматах. Например, в одной только Германии в первой половине 2010 г. зафиксировано две тысячи таких случаев. Убытки оцениваются в EUR40 млн. Поэтому с июля 2011 г. в Германии оплачивать товары можно будет только пластиковой карточкой с чипом и введя Pin-код, сообщает Deutsche Welle. Часть стран Евросоюза также последовала примеру немцев и занялась внедрением чипов.
Украина же пока в списке тех, кто только начинает работу в этом направлении. По мнению начальника процессингового центра УкрСиббанка BNP Paribas Group Александра Мороза, у нас переход на чиповые технологии в карточном бизнесе будет растянут на много лет. «Украина уже начала переход на чиповые технологии несколько лет назад. Сейчас терминальное оборудование большей части банков сертифицировано и готово принимать карты EMV одновременно с магнитной полосой. С каждым годом перечень EMV-продуктов в корзине банков увеличивается»,— отмечает господин Мороз.
Но пока работа украинских банков в направлении перехода на чип-карты по большей части осуществляется в рамках минимальных затрат. Как считают эксперты, виной тому достаточно низкий интерес соотечественников к новой карточной технологии. «Только 32% от общего числа банков, обслуживающихся на нашем процессинговом центре, эмитируют чип-карточки. Их количество, в сравнении с магнитными карточками, составляет не многим более 6%»,— рассказал «і» Максим Желиховский, директор департамента развития бизнеса компании «Укркарт».
Большинство же банков до сих пор выпускают карты исключительно с магнитной полосой. По словам господина Желиховского, происходит это из-за высокой себестоимости выпуска чип-карты. Ввиду этого банки, если и предлагают своим клиентам чип-карты, то делают ставку на пластик более высокого класса, и их стоимость значительно выше, в отличие от наиболее распространенных карт Visa Electron и Maestro MasterCard. Технологии EMV являются более дорогими для банков и их клиентов, но более гибкими с точки зрения продуктового наполнения и более защищенными, отмечают в УкрСиббанке. Впрочем, в «Укркарт» с долей скепсиса относятся к вопросу защищенности. «Конечно, скопировать такую карточку сложнее и дороже. Но потенциальный мошенник может подобраться к средствам картодержателя иными способами. Например, рассчитываясь через интернет, где чип не играет никакой роли»,— пояснил господин Желиховский.
Эксперты не уверены, что Украина в обозримом будущем приблизится к европейским объемам выпуска чипованых карт. «Пока потери от используемого уровня защиты не сравняются с порогом рентабельности, исходя из общего количества карт и операций по ним, полная миграция на издание чип-карт остается весьма сомнительной»,— считает господин Желиховский. По его словам, основной движущей силой при переходе банков на чипованные карты в Украине будет не безопасность, а финансовая составляющая. «Банки станут проявлять больший интерес при увеличении спроса и задействования чип-карточки не только как платежной, но и имеющей ряд дополнительных функций»,— прогнозирует он.
- Информация о материале
На днях отечественное информационное пространство взорвалось вестью о том, что потомки рода Рюриковичей собираются отсудить у Украины право на обладание Киево-Печерской Лаврой и Золотыми Воротами!
Потомки князей свое посягательство на украинские святыни аргументируют тем, что, мол, когда-то эти сооружения принадлежали их предкам, и теперь пришло время восстановить историческую справедливость. С этой целью, т.е. справедливости ради, «новые Рюриковичи» учредили общественную организацию Фонд «Княжеский».
Возглавляет фонд Валерий Кубарев, точнее, как сказано на сайте фонда, Великий Князь Всея Руси Валерий Викторович Кубарев Большой Кубенский. Там же приводится историческая справка, доказывающая кровную связь Кубарева с Рюриковичами:
«Иван Грозный казнил по ложному доносу царя-регента Руси (1544-1546), своего опекуна князя Ивана Ивановича Большого Кубенского (старшего брата) в 1546 году.
Младший брат Михаил Иванович Большой Кубенский попал в опалу и лишился всех земель, угодий, денег и положения.
Предположительно умер в 1550 году.
Потомки Кубенских стали Кубаревыми без регалий и возможности упоминать свое происхождение».
Но вернемся в наше время. Претензии на украинское добро – далеко не первая попытка «новых Рюриковичей» отсудить нажитое непосильным трудом их титулованными предками. Так, летом 2010 года Московский арбитражный суд рассматривал иск фонда о возвращении потомкам великих князей не абы чего, а... Кремля! Вы будете смеяться, но судья встал на сторону фонда.
Дело в том, что во время судебных заседаний речь шла не о принадлежности Кремля, а о правоустанавливающих документах на здания и помещения Кремля общей площадью несколько тысяч квадратных метров. Оказалось, что сторона ответчика (т.е. государство) не смогла представить каких-либо документов на право собственности – отсутствовали кадастровые номера и паспорта объектов, что, видимо, и послужило весомым аргументом в пользу князей.
«Мы знаем, что наши кремли никто никогда никому не дарил, не передавал. Про государственную собственность – это нам большевики рассказывали. На самом деле, это была личная собственность каждого князя», – обосновывал свою позицию Кубарев.
Кстати, «светлейший» вовсе не возражает, чтобы Кремль продолжал играть роль президентской резиденции, а просто настаивает на своем праве собственности. Из принципа.
Претензии на Кремль пока лишь остаются претензиями. Теперь Рюриковичи замахнулись на «мать городов русских». Есть ли у них шансы, пусть гипотетически, вернуть в свою собственность Лавру и Золотые Ворота, если на них, как и на Кремль, не окажется документов?
У специалистов на этот счет есть большие сомнения – они полагают, что принадлежность учредителей фонда к Рюриковичам притянута за уши.
Так, например, главный историк Международного генеалогического агентства Александр Воробьев вообще сомневается в происхождении некоторых фамилий, ассоциируемых сегодня с Рюриковичами.
«Еще в XIX веке многие легенды о происхождении тех или иных дворянских родов от Рюриковичей отрицались. То есть у многих родов, которые в Гербовнике Российской империи числятся как Рюриковичи, доказательства происхождения достаточно натянутые. Особенно это касается смоленских Рюриковичей и некоторых других. Надо смотреть на самом деле, на чем они основывают свои родословные. Впрочем, вероятно, это действительно потомки древних князей», – сказал он.
Кроме того, по словам Воробьева, Рюриковичи уже 400 лет никакими кремлями не владеют, а значит, никаких оснований возвращать им имущество нет.
Даже если именитые князья смогут в судебном порядке доказать свои права на тот же Кремль, то отсутствие в Российской Федерации, как и в Украине, процедуры реституции (возврата национализированного имущества владельцу или его потомкам. – Авт.) свяжет им руки.
Процедура реституции уже неоднократно становилась причиной международных скандалов, когда страны в послевоенное время отказывались возвращать друг другу перемещенные культурные ценности.
Такой процесс возврата или возмещения стоимости ценностей ныне действует в балтийских странах (Литве, Латвии и Эстонии), а также странах Восточной Европы (Чехии, Польше, Болгарии и Венгрии), что позволило им возвратить собственникам национализированные в 1949-е годы имущество.
Так что, видимо, мечта князей заполучить в собственность украинские святыни накроется медным тазом. Кроме того, если верить исследованиям ученых, да и словам самого Кубарева, сегодня по женской линии кровь древних Рюриковичей течет чуть ли не в каждой русской семье, а следовательно, завтра права на Кремль, Лавру, Золотые Ворота и еще бог весть что может предъявить любой, считающий себя достойным титула «Великого князя». Но дело в том, что ни Кремля, ни тем более Лавры на всех не хватит!
Сегодня известно, что к отпрыскам Рюрика относят все монаршие семьи Европы, а также ряд известных и талантливых людей, среди которых есть даже американские президенты Рузвельт, Вашингтон и семья Бушей. Отдадим им? Или, может, потомкам Александра Дюма, Джонатана Свифта или Байрона, коих также относят к славному роду?
Как видим, за прошедшие столетия потомки основателя Руси-матушки заселили каждый уголок планеты. В основном благодаря трем женщинам – Анне Ярославовне, королеве Франции (все последующие короли Франции были ее потомками), Марии Добронеге, королеве Польши, имевшей четырех сыновей и дочь, а также Збыславе Святополковне, также ставшей польской королевой.
- Информация о материале
Формат 3D приобрел в последнее время невероятную популярность. На экранах появляется все большее количество кинофильмов в трехмерном измерении, для особо рьяных любителей появились и 3D телевизоры. Что это — просто мода или отказ от плоского видения мира, желание расширить возможности восприятия окружающей действительности? Кто знает.
Но вернемся из виртуальной действительности на грешную землю. Не ошибусь, если скажу, что одной из ключевых проблем государства Украина являются экономические, социальные и культурные различия между ее регионами. Эти различия и вызванные ими противоречия пока что не удалось сгладить ни одной политической силе, ни одному политическому лидеру. Вместо того чтобы использовать региональную мозаику для получения яркой и незабываемой картины, ее пытаются превратить в монохромное изображение. Как бы то ни было, но идея «сшивания» страны остается по-прежнему актуальной.
Президент Украины в выступлении на заседании Совета регионов предложил к перечню реформаторских приоритетов на 2011 год отнести реформу модели управления региональным развитием. Предложение более чем актуальное. Увы, к региональной политике в Украине относятся настороженно. Вроде бы все „за“, но это „за“ как-то неуверенно и непостоянно. Не в последнюю очередь это связано с тем, что государственная региональная политика, как правило, рассматривалась в одной, а в лучшем случае — в двух координатах. „Регионализм“ как явление и „региональная политика“ как инструментарий решения существующих проблем требуют более широкого взгляда.
Для того чтобы представить себе региональную политику в трехмерном измерении, вовсе нет необходимости надевать специальные очки. Региональная политика 3D — это просто определенный взгляд
на предмет и все представленные измерения — горизонталь, глубина и вертикаль — носят условный характер.
Измерение первое: горизонталь
20 января, незадолго до того как президент Украины на заседании Совета регионов заявил о необходимости новой региональной политики, Европарламент принял резолюцию „Стратегия ЕС для Черноморского региона“. Документ во многом долгожданный. После не совсем внятных „Черноморской синергии“ и „Восточного партнерства“ Украина как государство, обладающее 19 из 40 черноморских портов и имеющая самую длинную прибрежную линию, к тому же заявляющее о своем стремлении стать членом Евросоюза, могла рассчитывать на то, что ЕС уделит и ей толику внимания. К сожалению, детальное знакомство с документом оставляет чувство разочарования. В
своей резолюции Европарламент признал Черное море „частично внутренним“ и „преимущественно европейским“. Однако это „преимущественно“ вовсе не касается Украины, которая удостоилась только упоминания в перечне черноморских стран — соседей ЕС наряду с Азербайджаном, Арменией, Грузией и Молдовой. В этом же перечне Турция упоминается как страна-кандидат, а Россия — как стратегический партнер Евросоюза.
Украины же касается только ряд пунктов резолюции (хотя непосредственно наше государство там не упомянуто). Так, депутаты высказали „особую озабоченность“ пролонгацией соглашения о пребывании российского Черноморского флота в Крыму и „его возможном влиянии на стабильность в регионе“. Единственным утешением для Украины может быть то, что Европарламент поддержал дальнейшее развитие инициатив в рамках программ TRACECA и INOGATE и призвал Евросоюз к дальнейшему укреплению своей поддержки инфраструктурных проектов в регионе „непосредственно и через координацию с другими участниками и инвесторами“. Именно к этим „другим“ принадлежит наша страна, являющаяся участником и партнером обеих программ.
Что касается политики ЕС в сфере транспорта и энергоснабжения, то тут очевидно заметны преимущества, которые отдаются государствам, благодаря которым Черное море стало „частично внутренним“ и „преимущественно европейским“, то есть Болгарии и Румынии. Так, в пункте 39, где говорится о необходимости диверсификации источников и маршрутов энергоснабжения, подчеркнуто „значение транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу в виде проекта AGRI и развития терминалов СПГ в портах Черного моря, а также панъевропейского нефтепровода Констанца—Триест“.
Как известно, в рамках проекта AGRI (Azerbaijan—Georgia—Romania Interconnector) предполагается транспортировка азербайджанского газа на черноморское побережье, сжижение его тут на специальном терминале и транспортировка морем в Румынию, где он будет переводиться в состояние природного газа и направляться на удовлетворение потребностей Румынии и других европейских стран. В рамках этого проекта будут созданы терминалы в портах Констанца (Румыния) и Кулеви (Грузия). Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, Румыния имеет амбициозные планы по объединению газотранспортных систем Молдовы, Болгарии, Сербии и Венгрии. В середине октября 2010 года состоялось открытие румынско-венгерского газопровода Арад—Сегед, который должен стать частью проекта Nabucco. Участником последнего также является румынская компания Transgaz. Если допустить, что Россия весьма настойчиво старается вовлечь Румынию в проект „Южный поток“, как известно, нацеленный на транспортировку российского газа в Европу в обход Украины, то Бухарест имеет все шансы стать ключевым игроком на нефтяном и газовом полях Европы.
А что же Украина? У нас есть нефтепровод Одесса—Броды, который пусть через десять лет, но все же начал транспортировку каспийской нефти в аверсном режиме. Есть и национальный проект строительства на Черном море терминала по приему сжиженного газа. Но учитываются ли эти проекты в энергетической стратегии Европы?
Обращают на себя внимание еще два пункта резолюции, той или иной стороной затрагивающие Украину. В п. 19 Европарламент приветствует разработку Стратегии ЕС для Дунайского региона, а также особо отмечает «необходимость расширить Стратегию ЕС для Дунайского региона по направлению к Черноморскому региону; подчеркивает, что поддерживающее развитие Дунайского региона повысит в дальнейшем геостратегическое значение Черноморского региона; поэтому, признавая отличающуюся природу регионов и различные географические фокусы двух стратегий, считает, что они „должны дополнять и взаимно усиливать друг друга“. А
п. 45 определяет, что „для целей международной торговли и транспортировки углеводородов в регионе необходимо развивать черноморские и морские дунайские порты ЕС, в том числе нефтяные и газовые терминалы и инфраструктуру интермодальных перевозок; считает необходимым модернизировать инфраструктуру в Черноморском регионе и установить связи с европейскими транспортными коридорами“.
Транспортные коридоры важны для Украины, но не стоит забывать, что черноморские и дунайские порты Европейского Союза — это прежде всего румынские Констанца, Тулчя, Галац и Браила, болгарские Варна и Бургас, то есть конкуренты украинских Одессы, Южного, Ильичевска, Рени, Измаила и других.
Иными словами, в стратегии ЕС в Черноморском регионе практически не нашлось места для Украины. И это при том, что мы имеем нефтепровод Одесса—Броды и также намерены строить терминал по приему сжиженного газа.
Не стоит, наверное, долго объяснять, почему это произошло. На фоне разговоров о „региональном лидерстве“ в Причерноморье, играх в ГУАМ и Сообщество демократического выбора наша политическая верхушка так и не смогла выработать более-менее ясную стратегию в отношении как Дуная, так и Черноморского региона. Речь идет не о стратегии как о документе. Слава Богу, документов за последние годы издано более чем достаточно.
Гораздо важнее практические действия. Вспомним, сколько было заявлено крупных проектов — и энергетический мост в рамках ГУАМ, и радиальная дорога вокруг Черного моря в рамках ОЧЭС, и строительство автотрассы Одесса—Рени. Но ведь ничего из заявленного не было реализовано.
В который раз утверждаешься в очевидной вещи: региональная политика имеет не только внутреннее, но и внешнее, образно говоря, „горизонтальное“ измерение. Межрегиональное сотрудничество не только дополняет межгосударственные отношения, но и стимулирует их.
В современных условиях выигрывает тот, кто проявляет инициативу. К примеру, в последнее время руководство страны уделяет особое внимание украинско-румынским отношениям. В адрес Румынии высказано немало острой критики, зачастую вполне обоснованной. Но есть один очевидный факт: несмотря на кризис (Румыния, как известно, занимает первое место по заимствованию средств МВФ, на втором месте — Украина), Бухарест имеет четкую стратегию действий как в Черноморском, так и в Дунайском регионе.
Характерный пример — Дунайская стратегия Евросоюза. На саммите дунайских стран в ноябре прошлого года, который, кстати, проходил в Бухаресте, Украину представлял руководитель Министерства регионального развития и строительства, которое, как известно, ликвидируется. В то же время большинство дунайских стран представляли президенты и премьеры, как, например, Молдову, у которой всего несколько сот метров дунайского побережья, да и то подаренного Украиной. Неужели тема Дуная для нашей страны менее значима, чем для маленькой Молдовы?
Отношение Украины к Дунайской стратегии ЕС напоминает попытку вскочить в уходящий поезд. В итоге, по оценкам экспертов, подготовленные Украиной предложения к Дунайской стратегии носят фрагментарный характер, а многие проекты, которые наша страна хочет реализовать, имеют локальный характер. К тому же Украина не выразила желания координировать какое-либо направление. Например, за улучшение мобильности и сообщений между разными видами транспорта будут отвечать Австрия и Румыния (внутренний водный транспорт), Словения и Сербия (железнодорожный, дорожный воздушный транспорт), за развитие культуры и туризма, межчеловеческих контактов — Болгария и Румыния. И так далее.
Хочется только добавить, что практически каждая из стран Дуная старается максимально использовать техническую помощь, которая выделяется Евросоюзом под те или иные программы для развития собственных территорий, в то время как столь необходимые гранты и кредиты проходят мимо Украины.
А ведь наряду с Дунайской стратегией на границах Украины реализуются и другие крупные региональные проекты. На Западе — Операционная программа развития Восточной Польши, целью которой является развитие пяти восточных воеводств, на Востоке — подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи, давшая стимул к развитию южных регионов России.
Отечественная законодательная база создает условия для развития трансграничного сотрудничества, однако сегодня требуется ее качественное обновление, нацеленное не только на расширение полномочий местных органов власти в сфере сотрудничества с регионами других государств, но и на совершенствование механизма привлечения зарубежной технической помощи. Очевидно, что правительство должно быть заинтересовано в разработке и принятии закона „О международной технической помощи“, который бы регулировал эти вопросы.
Измерение второе: глубина
Мировой финансово-экономический кризис показал, насколько тонкой может быть грань, отделяющая промышленно развитые регионы-доноры от слаборазвитых, полуаграрных регионов-реципиентов. Вызванное кризисом снижение спроса на металлы поставило целые города и регионы в разряд депрессивных. Но это не значит, что кризис „выровнял“ всех. Напротив, он существенно расширил существовавшие диспропорции в развитии территорий.
Источники, питавшие рост большинства ведущих экономик мира до кризиса, исчерпаны, и необходимо заняться поиском новых. Сформировавшаяся в Украине модель развития, основанная на производстве и экспорте продукции с низкой добавленной стоимостью, исчерпывает, если уже не исчерпала, себя.
В то же время существенно уменьшились возможности государства решать проблемы регионального развития с применением традиционных методов предоставления субвенций и трансфертов из государственного бюджета.
Украина (во многом не по своей воле, а под внешним давлением) вступила в полосу неолиберальных (и одновременно непопулярных) по своей сути реформ, главной целью которых является как раз сокращение бюджетных расходов. Соответственно снижается и значение экономической деятельности государства в качестве инструмента региональной политики.
Очевидно, что в обозримой перспективе государству придется использовать другие, так называемые мягкие формы стимулирования развития регионов. Это означает, что в новой региональной политике принцип равенства, применявшийся до сих пор, должен будет уступить место принципу конкуренции.
В свою очередь новая региональная политика должна строиться на трех принципах.
Первый — надежная законодательная база. Закон „О стимулировании развития регионов“ не работал и, скорее всего, не будет работать: он был мертвым еще до рождения, а теперь и вовсе не соответствует ни внутреннему положению страны, ни основным тенденциям мирового развития. Поэтому нужен новый базовый закон об основах государственной региональной политики, в котором были бы четко определены понятия, сроки, концептуальные направления.
Второй — долгосрочность. От региональной политики не стоит ждать сиюминутного решения проблем, она должна быть рассчитана на длительный (10—15 лет), по крайней мере, средний (5—7 лет) срок. Соответственно и основной задачей должно стать преодоление структурных проблем.
Третий принцип — „удочка вместо рыбы“. Не просто создание рабочих мест, а налаживание надежных и привлекательных возможностей получения работы, не просто вкладывание денег в строительство дорог, но и создание логистических центров, обеспечивающих перевозки и т.д. Региональная политика не только сама должна быть ориентирована на использование рыночных механизмов, но и стимулировать развитие рыночных отношений.
Прежде всего государству необходимо сказать правду о том, что на ближайшее время центр не будет иметь ресурсов для обеспечения высокого уровня качества жизни человека независимо от места, о том, что ряд регионов будет поставлен в условия фактического самовыживания и уровень благополучия в них будет зависеть от качества работы местных властей, их способности привлечь инвестиции и создать новые рабочие места.
Государство же будет сориентировано на формирование качественно новых „точек роста“, то есть перераспределение ресурсов в пользу создания механизмов саморазвития на наиболее перспективных территориях. Этот процесс, особенно в сфере наукоемких производств, напрямую зависит от целого ряда параметров — территориальной близости к научным и образовательным учреждениям, наличия развитой производственной, социальной и информационной инфраструктуры.
Стоит напомнить, что само понятие „точка роста“ принадлежит французскому экономисту Франсуа Перру, который дал ему очень простое определение — „это объект, обладающий способностью вызвать рост другого объекта“. В случае с регионами — формирование своеобразных территориальных лидеров, своего рода регионов-локомотивов, развитие которых должно способствовать выходу из кризиса других территорий и регионов.
В экономическом отношении регион однороднее страны в целом. Соответственно и стратегию „выживания“, как и стратегию развития, проще выработать именно на региональном уровне. Было бы желание.
В качестве примера могу привести и собственный опыт работы. В 2002 году в Одесской области была разработана программа „Региональная инициатива“, которая состояла всего из 20 пунктов. Она содержала ряд конкретных региональных проектов (например, строительство канала Дунай—Черное море, автотрассы Одесса—Рени, развитие инфраструктуры острова Змеиный, реконструкция железнодорожных путей, газификации населенных пунктов, строительство новых генерирующих мощностей на юге области). По сути дела, это была первая попытка ввести проектный подход к развитию региона, определения среднесрочной стратегии развития, концентрации ресурсов для решения конкретных задач, формирования определенного алгоритма взаимодействия с центральными министерствами и ведомствами. Надо сказать, что стратегия эта сработала. Предложенные проекты были включены в Комплексную программу развития Украинского Придунавья 2004—2010, в планы министерств, в частности Минтранссвязи, и практически все они были в той или иной мере реализованы. Произошла конвертация региональных проектов в национальные.
Уверен, что практически в каждом украинском регионе сегодня есть такие проекты, которые могут перейти в статус национальных и дать толчок развитию других отраслей.
Для этого уже существуют определенные предпосылки. Утверждены национальные проекты, половина из них имеет ярко выраженную региональную привязку. И хотя в данном случае мы имеем дело с инициативой „сверху“, сам по себе подход обнадеживает.
Кроме того, согласно последней информации, Совет регионов инициирует создание Государственного фонда регионального развития, о необходимости которого говорилось уже не один год.
Фонды и агентства регионального развития, которые, кстати, не являются правительственными организациями, успешно работают в восточноевропейских странах. При этом средства выделяются на конкурсной основе. Таким образом, есть возможность стимулирования инициатив „снизу“. Как раз с помощью фонда регионального развития появляется возможность реализации инфраструктурных проектов (развитие автодорог, строительство объектов коммунальной сферы, поддержка информационных сетей, развитие прикладных научных исследований).
Измерение третье: вертикаль
Здесь мы подходим, пожалуй, к наиболее важному моменту. Реализация и „старой“, и „новой“ региональной политики возможна при одном условии —эффективной организации исполнительной власти как на центральном, так и на местном уровнях управления, а также сильном и эффективном местном самоуправлении.
За прошлый год в Украине сменилась конструкция власти. Звеньями этого процесса стали отмена результатов политической реформы 2004 года, местные выборы 31 октября и начало административной реформы. Исполнительная власть стала стабильнее и сильнее. Казалось бы, после этого можно поделиться властью и с местным самоуправлением.
В то же время кампания по выборам депутатов местных советов, как и сами выборы, показали, что местное самоуправление вместо расширения полномочий стараются встроить в вертикаль власти. Некоторые главы облгосадминистраций даже с гордостью отрапортовали об успехах на данном поприще.
В итоге Украина остается сверхцентрализованным бюрократическим государством, где основная инициатива в принятии решений остается за центром. Это подтверждается и бюджетной политикой. На протяжении последних лет в Украине принимается государственный бюджет, в котором практически не учитываются интересы регионов и территориальных громад, зато четко прослеживаются интересы финансово-промышленных групп и связанного с ними столичного чиновничества.
Казалось бы, в прошлом году Украина провела две масштабные реформы — налоговую и бюджетную, которые, по идее, должны были бы повысить финансовую независимость региональной власти и местного самоуправления. Но на самом деле сегодня многие области так и не могут сформировать бюджет развития.
Свою роль могла бы сыграть административная реформа. Но пока мы видим только верхушку айсберга. Конечно, есть рациональное зерно в предложенной структуре: министерства — службы — агентства — инспекции. Очевидно также, что необходимо сокращать и раздутый чиновничий аппарат.
Но возникает вопрос: а что дальше? Административную реформу пытались проводить и предшественники нынешнего президента. При Леониде Кучме даже была подготовлена Концепция административной реформы, которой, кстати, предусматривалось „формирование современной системы местного самоуправления“ и „внедрение рационального административно-территориального устройства“. Однако дальше полумер вроде введения должности госсекретарей при министрах дело не пошло. Столь же безуспешно Виктор Ющенко и Роман Безсмертный пытались провести административно-территориальную реформу. И здесь также не пошло дальше концепции, впрочем, очень сырой.
В нынешнем случае нет концепции как документа, но зато есть действия, что вызывает соответствующие вопросы о конечной цели реформы.
На мой взгляд, ориентиром административной реформы должно стать не только повышение эффективности государственного механизма как такового, но и изменение сути его работы, по крайней мере, в сфере регионального управления. Одной из главных задач как региональной исполнительной власти, так и местного самоуправления, наряду с обеспечением социальной справедливости и повышением качества предоставляемых населению публичных услуг, должно стать создание благоприятного инвестиционного и делового климата в регионах, районах и областях. В общих чертах это означает уменьшение проверяющих, контролирующих, разрешающих и прочих функций чиновников и усиление функций созидающих. И, как следствие, если не преодоление коррупции, то, по крайней мере, сокращение ее уровня. Ведь главной проблемой нашей страны было и остается то, что государства слишком много там, где его не должно быть, и мало там, где оно должно присутствовать.
Простое сокращение чиновничьего аппарата может привести к противоположному эффекту. Не только повысится нагрузка на одного чиновника, но и увеличатся коррупционные тарифы.
В 2010 году Украина в рейтинге экономических свобод опустилась на две позиции (со 162-й на 164-ю) и оказалась в группе несвободных стран. Однако процесс этот начался не в прошлом году, а гораздо раньше. За шесть лет Украина опустилась на 65 позиций. Не в последнюю очередь благодаря административному вмешательству в экономику, сложным условиям получения кредитов, угрозой рейдерства и, что самое главное, высокому уровню коррупции. По признанию самих иностранных бизнесменов, желавших инвестировать в украинскую экономику, их отпугивают не только высокие «откаты», но и отсутствие гарантии возврата вложенных средств.
Недоверие к власти, как к центральной, так и региональной, отпугивает инвесторов. Для их привлечения, как оказалось, недостаточно политической стабильности. Необходима качественно новая партнерская модель взаимодействия между властью и бизнесом, в частности, участие представителей бизнеса в разработке стратегии развития инвестиционного потенциала региона. К сожалению, пока что власть относится к бизнесу как к дойной корове, а бизнес видит во власти только доступ к бюджетным ресурсам, на которых можно делать прибыль.
- Информация о материале
Страница 1397 из 1561
