Лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко захотел то ли показать себя сильно беспокоящимся об интересах Украины, то ли привлечь лишний раз внимание к своей персоне, однако своим недавним заявлением он, похоже, попал впросак.  На сайте его партии 18 февраля появилось сообщение, в котором Сергей Леонидович выразил глубокую обеспокоенность намерениями России построить в Словакии подземные хранилища газа (ПХГ).

В сообщении, в частности, указывается, что планы строительства на территории Словакии трех российских ПХГ несут угрозу транзитному потенциалу Украины. «Россия проводит последовательную политику в сфере диверсификации маршрутов поставки газа в Европу. Это внутреннее дело России, но Украина должна осознавать, какие угрозы несет такая политика с точки зрения энергетической безопасности нашей страны», - заявил он.
По мнению вице-премьера, крупнейшие в Европе подземные газовые хранилища – это главное конкурентное преимущество украинской газотранспортной системы. «Если мы лишимся этого преимущества, ценность ГТС значительно снизится», - констатировал он.
В связи с чем лидер «Сильной Украины» выразил мнение, что Украине необходимо активизировать газовый диалог с Россией и Европой, поскольку российско-словацкие переговоры по развитию сотрудничества в газовой сфере стали следствием пробуксовки диалога Киева, Москвы и Брюсселя по газовому вопросу.
Назвал Тигипко и аргументы украинской стороны: строительство обходных газопроводов и альтернативных украинским газовых хранилищ экономически неоправданно, поскольку дешевле и проще найти устраивающую всех схему модернизации украинской ГТС.
Но почему же Сергея Леонидовича, вдруг, так сильно испугали планы Москвы насчет ПХГ именно Словакии? А не Германии, Австрии, Франции или других европейских стран – где «Газпром» уже пользуется ПХГ или планирует их создание?
Разгадка кроется в том, что 15 февраля на сайте Министерства энергетики России появилась весьма странная информация о результатах встречи Министра энергетики РФ Сергея Шматко с Министром экономики и строительства Словацкой Республики Юраем Мишковым. Там, в частности, говорилось, что одним из наиболее перспективных совместных проектов в области ТЭК может стать проект создания на территории Словакии трех газохранилищ общей вместимостью 60-65 млрд. куб. м. газа, предложенный Минэнерго России и ОАО «Газпром». 
Данную новость, естественно, сразу же растиражировали российские, а затем и украинские СМИ. Однако вряд ли данные сведения о вместимости словацких ПХГ соответствуют действительности. Причем, это, возможно, даже не умышленно запущенная «утка», а просто ошибка-опечатка в тексте. 
В чем можно убедиться, если открыть, например, сайт «Газпрома» и прочесть там материал от 10 февраля сего года под заголовком «Газпром» будет наращивать мощности ПХГ за рубежом». 
В нем рассказывается, что с 2006 по 2010 гг. мощности «Газпрома» по хранению газа в Европе возросли с 1,4 до 2,5 млрд. куб. м. 
В данный момент «Газпром» использует мощности ПХГ в Австрии (первая очередь ПХГ «Хайдах»), а также арендует их в Великобритании («Хамбли Гроув»), Германии («Реден» и мощности ПХГ компании VNG) и Франции (мощности компании Vitol).
Еще сейчас ведутся работы в этом направлении в Австрии (вторая очередь ПХГ «Хайдах»), Германии (ПХГ «Катарина»), Сербии (ПХГ «Банатский двор») и Нидерландах (ПХГ «Бергермеер»).
В случае успешности реализации указанных проектов «Газпром» нарастит мощности по хранению газа в Европе к 2015 году до 4,9 млрд. куб. м. Всего лишь…
В конце данного сообщения говорится о том, что «Газпром» проводит технико-экономическую оценку возможности участия в совместных проектах в сфере ПХГ на территориях Чехии, Франции, Румынии, Бельгии, Великобритании, Словакии, Турции, Греции и других стран.
Как видим, Словакия находится даже не в начале списка возможных будущих партнеров «Газпрома», и ни о каких «фантастических» мощностях ПХГ этого государства - в 60-65 млрд. кубометров – даже не упоминается.
Кроме того, нереальность данных цифр по словацким газохранилищам стала бы очевидной Сергею Тигипко, если бы он вспомнил для сравнения о вместительности ПХГ Украины и России.
Так, на начало 2010 года на территории Российской Федерации было задействовано 25 подземных хранилищ с суммарной активной емкостью 65,2 млрд. куб. м. Активный объем в 13 ПХГ Украины равен на сегодня примерно 32 млрд. куб. м. В качестве подземных газовых хранилищ используются чаще всего выработанные ранее газовые и нефтяные месторождения (в западной Украине газ начали добывать еще в 20-е годы прошлого столетия, а в 50-е годы в Украине добывалось до 70 млрд. кубометров газа).
А в маленькой и никогда не бывшей чересчур богатой на энергетические природные ископаемые Словакии вдруг откуда-то возьмется 60-65 млрд. кубометров газохранилищ? К тому если в России 65 млрд. кубометров обеспечивают 25 подземных хранилищ, то в Словакии такой же объем – лишь в 3 ПХГ? Разве ж эту информацию можно воспринимать всерьез?
Бывший недавно экономическим вице-премьером Сергей Тигипко явно не подумал, перед тем как верить в упомянутое сообщение российского энергетического ведомства. И если Москве хотелось кого-то одурачить заявлением о возможности создания в Словакии ПХГ емкостью аж в 60-65 млрд. кубометров, то ей это удалось…